11 июня прошлого года самолет Ан-2 несанкционированно вылетел с аэродрома недалеко от города Серов Свердловской области и пропал. На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Некоторые из пассажиров, как, например, супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт «кукурузника» случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже «в баню в соседний регион». Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около 3 тыс. кв. км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв. км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8, однако следов «кукурузника», вылетевшего из Серова, так и не нашли. В ноябре руководство региона приняло решение прекратить поиски.

«Известия» с первых дней исчезновения Ан-2 следили за ходом спасательной операции, а после ее официального завершения издание продолжило собственное расследование. Были опрошены охотники, егеря и спасатели, корреспонденты издания не раз выезжали в Серов для проверки появлявшихся время от времени сведений о найденном самолете. Но все они оказывались ложными.

И вот спустя почти год после исчезновения самолета корреспонденты «Известий» в рамках совместной экспедиции с местными охотниками наконец-то обнаружили разбившийся Ан-2 и останки летевших на нем людей. Они находились всего в 8 км от аэропорта, с которого «кукурузник» отправился в свой последний рейс.

Мне показалось сперва, что это ЛЭП опрокинутая. Но потом сообразил: откуда в тайге ЛЭП, отродясь не было, - рассказывает житель Серова Сергей Скрябин, который первым наткнулся на обломки самолета Ан-2, разбившегося в окрестностях города в июне прошлого года. - Но пойти туда мы не решились. Уже темнело, а эта ЛЭП в самом центре болота.


Сергей и его товарищ Александр Кузнецов испытывали в лесу самодельный вездеход, но оставили машину и углубились в тайгу, поискать места для открывающегося скоро охотничьего сезона, да и просто присмотреть площадку для посиделок подальше от города. До странной конструкции не дошли метров тридцать. Вернулись домой, забив в GPS-навигаторе координаты ближайшей точки.

Оба признаются, что сразу заподозрили, что наткнулись на пропавший прошлым летом самолет, на борту которого было 13 человек. Но звонить спасателям или в полицию не спешили - вскоре после пропажи воздушного судна и тех и других завалили ничем толком не подтвержденными сообщениями о возможном месте падения самолета. Нужно быть уверенным наверняка. Вместе с охотниками в решающий путь к месту трагедии отправились и корреспонденты «Известий».

Без вездехода, который просто неспособен вместить всю экспедицию, путь туда, где могут лежать обломки самолета, очень непрост. Несколько километров от Серова на машине по разбитой технической дороге вдоль газопровода. Потом прыжками через траншею с гигантской трубой и дальше пешком через болотистую тайгу.

Здесь еще не совсем весна. Под деревьями то тут, то там еще лежат сугробы, лужи подернуты коварным льдом, который проваливается под болотными сапогами, уходя вместе с каблуком порой на метровую глубину.

Если верить GPS-навигатору, то до сохраненной накануне точки всего четыре с небольшим километра. Но по частому валежнику и топи, которая медведем ревет в ответ на каждый шаг по ней, идти приходится больше двух часов.

Но даже тогда, когда аппарат сигнализирует о приближении к концу заданного маршрута, ничего похожего ни на опору ЛЭП, ни на обломки самолета не видно. Кругом лишь тайга и болота. Но навигатор настаивает на том, что переход завершен.


Блин. Вот я случайно совсем эту штуку заметил. Шаг влево - шаг вправо и все, уже не видно, - кипятится Сергей Скрябин. - Но я не вру. Я честно это видел.

Его товарищ Александр в тот же момент кричит из-за ближайшего дерева: «Нашел».

Из-за веток проглядывают металлические сплетения, действительно очень похожие на лежащую на боку опору линии электропередачи. Но это не опора. Это крыло самолета Ан-2 без металлической облицовки.

Самолет лежит - а вернее, торчит - прямо посреди болота. Он вошел в топь под острым углом винтом вперед. Винт, двигатель, да и весь передок до панели приборов ушли в вязкую жижу. Из нее торчит только выхлопная труба. Металлической облицовки нет не только на крыле. Она почти вся разлетелась или оплавилась, запах гари тут чувствуется так явно, как будто огонь горел только вчера. Из-за разрушений «кукурузник» - а это определенно он - нельзя сразу идентифицировать как тот самый, с бортовым номером RA-40312, который почти год назад пропал без вести. Ни самого номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось. Лишь инвентарные номера некоторых деталей и предупреждение «Не браться» - на кромке крыла.


Но то, что находится внутри обгорелого корпуса, почти наверняка подтверждает, что это именно тот самый Ан-2, вылетевший в роковой рейс 11 июня прошлого года. То, что когда-то было салоном, сейчас забито человеческими костями. Позвонками, тазовыми суставами, сплетенными в узел грудными клетками. Мягких тканей тут давно нет. Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало. Среди обломков костей - черепа. Обгорелые и пробитые насквозь соседствуют с белыми без видимых повреждений. Кое-где кости уже обросли мхом, а какую-то их часть определенно растащили лесные звери и птицы.

Александр обходит окрестности, пытаясь реконструировать ход катастрофы. Поваленных самолетом деревьев немного. Около десятка. Таежный ветер и непрочная болотная почва валят куда больше. Значит, «кукурузник» упал почти сразу после того, как зацепился за верхушку одного из стволов.

Завертело его, похоже. Только почему он в этом месте на снижение пошел? До аэродрома отсюда 8 км. Рано снижаться, - Александр узнает расстояние, глядя на цифровую карту в навигаторе.

Среди разбросанных обломков ходит еще один участник поисковой экспедиции - двоюродный брат Сергея Дмитрий Скрябин. Он работает в местной газете и освещал ход поисков, которые прекратились поздней осенью прошлого года, когда леса вокруг Серова засыпало непролазным снегом.

Вот тут тропинка, хорошо утоптанная. Рядом с тем местом, откуда мы самолет рассмотрели. Тут давно никто не живет. Ее поисковики протоптали. Тут же все ими было вдоль и поперек перехожено, - удивленно произносит Дмитрий.

Скорее всего, поисковики не дошли до той кочки, с которой открывается вид на самолет, из-за той самой топи, которую не рискнули штурмовать в темноте первооткрыватели обломков. Она и сейчас едва проходима. А летом, когда окончательно тает лед, который еще в начале мая дает хоть какую-то поддержку при походе по трясине, болото вовсе отказывается подпускать людей к месту трагедии.

Пропавший летом прошлого года самолет Ан-2 найден в 8 километрах от места взлета. Полиция подтвердила, что это то самое воздушное судно, которое взлетело с аэродрома в Серове. При этом правоохранители уже говорят, что спасателей в таких длительных поисках винить не стоит: "кукурузник" упал в болото, поэтому обнаружить его было почти нереально.

Поиски Ан-2, приписанного к аэродрому в Серове Свердловской области, завершились еще в ноябре 2012 года. Спасатели прекратили поиски, так как стало понятно, что если самолет и найдут, то уже точно не зимой под снегом. Так и получилось. 4 мая двое охотников Сергей Скрябин и Александр Кузнецов случайно забрели в район болота, которое находится посреди леса в восьми километрах от аэродрома Серов. Увидев груду металла, лежащую между деревьями, мужчины поначалу приняли конструкцию за упавшую линию электропередач. И лишь подойдя поближе, поняли, что перед ними потерпевший катастрофу самолет.

В обломках самолета были обнаружены останки пассажиров и пилота. "Останки людей лежали среди металла. Черепа и кости — все навалено в одну кучу", — рассказал Дмитрий Скрябин, участник поисковой экспедиции, которая выдвинулась на место крушения после сообщения охотников.

"Очевидно, что самолет, снизившись, задел верхушки деревьев, рухнул вниз, воткнувшись в землю. Возможно, что после столкновения с землей все находившиеся на борту оказались в одном месте: их отбросило в ту часть самолета, где мы и нашли останки. Всего мы насчитали 11 черепов, но не стали дальше раскапывать".

По словам Скрябина, на месте крушения видны поломанные деревья. Участники поискового отряда предположили, что самолет выполнял какой-то странный маневр.

"Остался только нос и хвостовая часть, а середины самолета нет вообще, видимо, от удара она развалилась", — продолжает Скрябин. "Конечно, как все было на самом деле, установит комиссия".

Поисковики подтверждают, что место, куда упал Ан-2, трудно досягаемое, и обломков не видно из-за деревьев и кустов. "Несмотря на то, что у нас были координаторы, мы полчаса ходили кругами вокруг того места и ничего не могли увидеть", — рассказывает Скрябин.

О том же самом говорят и полицейские, которые призывают не упрекать спасателей и поисковиков в том, что самолет так долго искали.

"Упреки в адрес поисковиков в том, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны", — сообщили корреспонденту "Правды.Ру" в ГУВД по Свердловской области. "Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто".

Останки погибших были упакованы в пластиковые мешки, а для транспортировки был вызван автомобиль "Урал" — пожалуй, единственное транспортное средство, которое может пробраться в тайге. Останки будут отправлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинской экспертизы. Самолет же пока останется на месте. Его охраняют сотрудники полиции.

Пропажа "кукурузника" стала одной из главных новостей лета 2012 года. Сразу было установлено, что борт покинул аэродром без согласования с диспетчерами и улетел нелегально. Управлял воздушным судном пилот Хатип Кашапов, в адрес которого поначалу и посыпались обвинения. Якобы 50-летний Кашапов использовал самолет для личных целей: за деньги катал туристов. В первые несколько дней самолет активно искали, выдвигались версии о том, что Ан-2 сел на каком-нибудь другом аэродроме или поле (характеристики "кукурузника" позволяют посадить борт практически на любой поверхности, — прим. Ред.), а пассажиры устроили бурную вечеринку. Однако после того как самолет буквально канул в Лету, став своеобразным "летучим голландцем", такие разговоры прекратились. Первое сообщение о том, что местонахождение самолета, возможно, установлено, поступило в сентябре.

Радиолюбитель из Нижнего Тагила обратился в МЧС и сообщил, что ему удалось перехватить радиопереговоры людей с пропавшего Ан-2. Расшифровка этого разговора появилась в интернете: "Конец двум милиционерам — здесь живут медведи. Почему никто не откликается? Если вы не придете, здесь будут голодные медведи".

Сама запись обнародована не была. Спасатели, изучив материалы, сообщили, что кроме шипения, на пленке ничего разобрать невозможно, а единственный человек, которому удалось разобрать на записи человеческую речь, сам радиолюбитель.

Искали на территории, немногим меньшей, чем Франция и Германия вместе взятые. Обломки вместе с останками пассажиров нашли в заболоченном лесу рядом с аэродромом, откуда прошлым летом был без разрешения произведён взлёт.

Найти пропавший самолет удалось совершенно случайно. Охотники, забредшие в эти места в поисках звериной тропы, сначала приняли части фюзеляжа за поваленную опору ЛЭП. И только когда смогли подойти поближе, поняли: перед ними обломки разбившегося воздушного судна.

Самолет упал в лес под углом - здесь находится хвост самолета, крылья, а в болоте двигатель и часть кабины, фюзеляж Ан-2 выгорел полностью.

Следователи и спасатели уже прибыли на предполагаемое место падения самолёта и сразу же приступили к осмотру места происшествия.

"Совместно с судебными медиками прямо сейчас следственные действия происходят и направлены в том числе на установление лиц и личностей на этом самолете", - сообщил руководитель Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Путинцев.

Известно, что Ан-2 поднялся в воздух 11 июля прошлого года и бесследно исчез практически сразу после взлёта. На его борту могли находиться пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров. Точного списка людей, так же как и путевого листа не было, поскольку полёт совершался без согласования с авиационными службами. Как выяснилось, уже после инцидента, обычно этот ""кукурузник"" использовался для противопожарного мониторинга тайги, но в момент катастрофы выполнял несанкционированный полет. Проще говоря, пилот катал местных жителей за деньги. В течение нескольких месяцев пропавший самолёт пытались найти и с земли, и с помощью авиации, но Ан-2 словно растворился в воздухе.

Только сейчас, когда поисковыми отрядами было обследовано свыше миллиона квадратных километров, обломки пропавшего самолёта неожиданно нашли всего в восьми километрах к юго-западу от точки взлёта. После того, как на место прибыли специалисты, стало понятно, почему, несмотря на все задействованные силы, Ан-2 не могли обнаружить до этого: вокруг места, где упал Ан-2, непроходимые болота, к тому же самолет сильно разрушен и обнаружит его с воздуха практически нереально.

Охотники, обнаружившие обломки самолета, первыми пригласили на место журналистов. Бортовой номер после пожара не сохранился. Нельзя разглядеть и названия авиакомпании на корпусе.

То, что здесь именно тот Ан-2, который вылетел из Серова 11 июня 2012 года, у следователей нет сомнения, расцветка самолета, некоторые номера на деталях, несмотря на то, что борт сильно выгорел, подтверждают это.

После того, как стало известно о находке, СК возобновил расследование уголовного дела. Появляются и первые версии катастрофы. Предположительно самолет потерпел крушение при посадке.

"Судя по поваленным деревьям рядом с местом падения самолёта, он всё-таки зацепился за ствол дерева, может даже за несколько. И под острым углом ушёл носом в болото. Он утонул по приборную панель. То есть и винт его находится целиком в трясине, и двигатель находится целиком в трясине. Были ли шансы спастись, судя по тому состоянию, в котором находятся кости, никаких шансов не было", - считает специальный корреспондент газеты "Известия" Юрий Моцарский.

"Следователи, которые работают на месте происшествия, подтверждают, что действительно это тот Ан-2. Обнаружены останки не менее десяти человек", - сообщила представитель Уральского Следственного управления на транспорте СК РФ Ирина Саркисян.

О найденных обломках самолета сотрудники полиции оповестили родных и близких, чьи родственники почти год назад улетели на злополучном рейсе. Сегодня были найдены личные вещи пассажиров. Устанавливать личности погибших придется с помощью анализа ДНК.

После того, как криминалисты проведут медицинские и технологические экспертизы, останки пассажиров передадут родственникам для захоронения. Официальные лица, работающие на месте, не исключают, что для поднятия обломков самолета из болота может быть задействован вертолет.

Наверное, еще ни одна авиакатастрофа в Свердловской области не вызывала столько ажиотажа, досужих толков, гипотез и фантастических версий, сколько было связано с поисками загадочно пропавшего и так же непонятно появившегося самолета Ан-2. Но, несмотря на то что легендарный «кукурузник» все же нашелся (см. «АиФ-Урал» №19), тайна его исчезновения продолжает будоражить умы.

Против выплат

Глава региона фактически в первые же дни заявил о том, что семьям погибших из бюджета области будет выплачено по 1 млн рублей в качестве компенсации. Заявление Евгения Куйвашева настолько взволновало общественность, что в Интернете тут же развернулись настоящие словесные баталии. Свердловчане раскритиковали душевный порыв губернатора, отметив, что платят налоги не затем, чтобы они шли родственникам нарушителей закона.

Буквально на следующий день предполагаемая сумма компенсации сократилась вдвое. Власти заявили, что семьи погибших получат по 500 тыс. рублей - из внебюджетных средств. «Год люди находились в постоянном стрессе.

Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - высказал свое мнение губернатор. - Из Фонда губернаторских программ семьям будет выделено по 500 тысяч рублей. Я подчеркиваю, это не бюджетные деньги. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Снижение денежной планки не смягчило уральцев. Они продолжили ожесточенные споры по поводу справедливости принятого решения. Многие припомнили, что пассажиры Ан-2, возможно, были пьяны и к тому же вылетели незаконно, отправившись то ли на рыбалку, то ли в баню.

Активисты поспешили оформить петицию губернатору - с требованием отмены выплат, а уже11 мая у памятника Попову состоялся пикет против решения выделить средства семьям погибших на Ан-2.

«О сколько нам открытий чудных…»

За поисками пропавшего самолета Ан-2 мы с самого начала следили всей семьей, - говорит, волнуясь, наш постоянный читатель из Екатеринбурга Максим Петрович Пахалуев. - Конечно, хорошо, что его наконец нашли. Но у нас возникает закономерный вопрос: почему загадочный «кукурузник» почти год искала вся область, да еще и с помощью соседних регионов, а нашли совершенно случайно двое охотников? Да еще в двух шагах от места взлета. Ведь самолет - не иголка в стоге сена. Ничего не хочу сказать плохого о наших спасателях и полиции, но есть в этом какая-то зловещая мистика…

Заложники слов

Вокруг поисков Ан-2 было столько мистических, необъяснимых и удивительных моментов, что уже сейчас можно было бы написать целую книгу, а то и не одну. Напомним, что поначалу многие высокопоставленные чиновники (включая губернатора, областного премьера, депутатов Госдумы) делали громкие заявления, выезжали в зону поисков, едва ли не лично ходили в тайгу. Тайну исчезнувшего самолета «почти раскрыл», не выходя из своего кабинета, скандальный политик Владимир Жириновский: по его мнению, «кукурузник» был угнан для того, чтобы организовать побег заключенных в одной из свердловских колоний.

Однако за несколько месяцев тщательных расследований самолет так и не был найден, и представители правительства стали заложниками своих слов.

Диву даешься, чего только не нашли силовики, спасатели и волонтеры. В процессе поисков они обнаружили другой Ан-2, пропавший на Среднем Урале еще в 80-х годах прошлого века. Чуть позже был найден ржавый скелет вертолета Ми-8.

«Двойное дно»

Комментарий
Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области:

- Упреки в адрес поисковиков за то, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны. Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто. По одной из отрабатываемых полицией версий, Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели. Сотрудники полиции обнаружили на месте катастрофы не только фрагменты тел, но и личные вещи пассажиров Ан-2. Дорога до места катастрофы от города занимает около двух часов, причем час нужно ехать на транспорте, а еще час - идти по болоту пешком, в специальных сапогах, поскольку ни на какой технике здесь проехать невозможно. О труднодоступности этого места в летнее время неоднократно заявляли и люди, которые обнаружили обломки самолета. Они сами с трудом вышли к нему во второй раз, имея полные координаты.

Как-то раз житель Нижнего Тагила Валентин Дегтярев поймал радиосигналы с исчезнувшего самолета. Энтузиаст-радиолюбитель перехватил какие-то переговоры, но понял их по-своему. В словах «жгут меди» он услышал «кругом медведи». Позднее тагильчанин, уже было собравшийся в экспедицию, признал свою ошибку.

Понятно, что была масса курьезов. Например, в поисковый штаб в Серове пришло сообщение от одного местного гражданина, который рассказал, где следует искать пропавший Ан-2. Оказалось, что у мужчины две недели назад была черепно-мозговая травма, и после нее он якобы стал обладать даром ясновидения. Правда, после сигнала новоявленный «экстрасенс» почему-то стал избегать встречи с полицией, не брал трубку телефона. Впоследствии выяснилось, что все это время, несмотря на жару, он «накачивал» себя спиртными напитками.

Как-то раз более-менее правдоподобная информация поступила от югорских манси. Свердловские полицейские получили сообщение из Ханты-Мансийского округа о том, что нашелся очередной свидетель. Якобы летом прошлого года мальчик Илья из общины манси пас оленей и увидел заходивший на посадку самолет. Правда, точную дату ребенок не помнит и в моделях воздушных судов не разбирается. Но, по его словам, «кукурузник» пытался приземлиться в районе озера Турват. В сумбурном описании мансийского подростка упоминается, что у озера «двойное дно».

СМС из ада?

Последние мистические события, связанные с исчезнувшим Ан-2, произошли в апреле этого года. Сын пилота «кукурузника» Хатипа Кашапова - Рамиль - оставил на одном из форумов в Интернете запись: «Мама звонила на папин телефон, он был выключен, но 4 апреля ей пришла СМС, что данный абонент появился в сети. В этот же день все начали названивать отцу, но телефон был выключен. Помогите нам, чтоб не спустили все на тормозах, это очень большая зацепка». Позднее Рамиль сообщил, что перерегистрации сим-карты не было, она по-прежнему числится за его отцом. В свою очередь, супруга пилота постоянно звонила на номер мужа, хотя ответ все это время был один: «Абонент недоступен». И тут она получает: «Абонент снова в сети».

Неизвестно, чем бы закончилась вся эта мистика, но в первых числах мая легендарный самолет был, наконец, найден.

Четвертое измерение?

На момент, когда верстался этот номер, практически все обломки Ан-2 были вывезены с Катасьминского болота, а останки жертв отправлены в Екатеринбург. Кое-какие проблемы возникли поначалу с двигателем «кукурузника»: агрегат весом более 600 килограммов никак не хотел вылезать из болота. Самые крупные части пришлось эвакуировать при помощи тягача - для этого в лесу прорубили просеку до ближайшей автодороги. В ближайшее время обломки «кукурузника» будут отправлены в Москву для более детальной экспертизы.

Понятно, что в первую очередь всех интересует причина трагедии. Основных версий три: техническая неисправность, ошибка пилотирования и плохие погодные условия.

На данный момент следователи «разрабатывают» вариант, что самолет упал примерно через три минуты после взлета. Скорее всего, «кукурузник» задел сосну, после чего перевернулся и упал в болото. Но и это пока лишь предварительная версия.

А между тем среди рядовых уральцев популярна история о том, что «кукурузник» попросту был затянут в особую пространственно-временную дыру (так называемое четвертое измерение). Якобы именно поэтому его не могли найти столько времени.

Хеппи-энда не получилось

Родственники погибших на самолете Ан-2 почти год жили в смятении и ожидании - а вдруг?..

Увы, хеппи-энда не получилось. 6 мая родные и близкие погибших пассажиров Ан-2 съехались в пожарную часть в Серове: здесь им официально сообщили о том, что их родственники погибли. Все это время на служебной парковке караулила карета скорой помощи, услуги которой, к счастью, родным погибших не понадобились. За дверями пожарной части люди отсутствовали больше часа, выходили молча - и быстрыми шагами покидали территорию.

Коллаж Юлии Ульяновой Родственники погибших настояли на том, чтобы побывать на месте гибели Ан-2. К месту падения кукурузника их провели спасатели - до Катасьминского болота добраться можно только пешком. После этого некоторые из родственников погибших заявили, что не верят в то, что на болоте велись поиски: «Там даже следов нет, что кто-то ходил. Не было там никого. Пускай никто не рассказывает, что они там были». Многие серовчане сочли высказывания родственников погибших опрометчивыми. По мнению людей, родным, напротив, следовало бы проявить благодарность за то, что самолет, наконец, нашелся.

В свою очередь, начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин призвал свердловчан проявить терпимость и сострадание. «Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации: самое худшее - это когда родители хоронят своих детей», - сказал он на прошедшей пресс-конференции.

Похоронить погибших удастся не сразу: 6 мая останки были отправлены в Екатеринбурге для проведения судебно-генетические экспертизы.


Close