Честно говоря, я с сомнением отношусь к топ-спискам литературных произведений, составленных по мнению обыкновенных читателей. Обычно в первые десятки попадают компромиссные варианты, которые представляются точкой пересечения вкусов широкой аудитории. И в таком выборе присутствует доля универсальности, безликости, условности. Как человек, пытающийся быть для всех хорошим, становится бесхарактерным, так и книга, попадающая в топ-списки, теряет для меня свое очарование.

"Цветы для Элджернона", на мой взгляд, яркий пример подобного рода литературы. Одну часть аудитории может привлечь предсказуемый сюжет, простенькая композиция, игра на сочувствии, как принято сейчас говорить, к "людям с ограниченными возможностями", а заодно игра на эмоциях читателей и обидах родом из детства (насмешки одноклассников, непонимание родителями, одиночество и юношеское ощущение неопределенности будущего). Другую часть аудитории - философские проблемы и возможность нагромождения различных теорий и интерпретаций. На мой же взгляд, в рассказе много всего и ничего конкретно. Но оставлю личные впечатления за порогом абзаца и попробую рассмотреть темы, поднятые в "Цветах для Элджернона".

Первое, что хочется отметить, - символичность истории. Тот круг, по которому прошел Чарли Гордон, можно сравнить с:


  • жизнью человека, ее этапами - младенчество, учеба, взросление, зрелость, старость и угасание;

  • временами года; первый отчет Чарли приходится на 5 марта, намекая, видимо, на весну, на начало нового этапа жизни, последний - на 28 июля, июль ближе к осени, и символизирует увядание природы;

  • жизненный цикл растения и т.д.

Темы и проблемы в рассказе не менее банальны. Первая - о положении умственно отсталых людей и реализации их в социуме. Мы пытаемся подогнать человека под общество и рамки, которые считаем единственно правильными, но кто знает, что есть норма? Оглядываясь на свою жизнь, вспоминаю как люди могут зло подшучивать над слабоумными, но никогда не смеются над человеком без ноги или руки. И я задумалась, почему так? Возможно, они понимают: никто не застрахован от несчастного случая, разум же теряют единицы, и возможность стать умственно отсталым практически равна нулю.
Тема одиночества раскрывается в крайних проявлениях ума - в нашем случае слабоумный и гений Чарли Гордон. Такие "странности" не приносят счастья, люди не любят отклонений от нормы, не принимают в свой круг и подсмеиваются, сторонятся, раздражаются. Разница лишь в том, что гений осознает одиночество, а слабоумный считает, что все его любят. И Дэниел Киз приводит нас к выводам - простое счастье обратно пропорционально уровню интеллекта и совсем не обязательно обладать высоким IQ для того, чтобы быть личностью.
Следующая проблема - имеет ли право наука брать на себя роль вершителей судеб и вмешиваться в природу, божий замысел? Можно бесконечно рассматривать проблему с этической, религиозной, социальной точки зрения и задаваться вопросами - существует ли прогресс без жертв, и стоит ли жертвовать одной судьбой ради спасения жизни тысяч? Думаю, каждый из нас, исходя из сложившегося мировоззрения и мироощущения, ответил на эти вопросы уже давно. На мой взгляд, развитие интеллекта без развития души невозможно. Может быть, наука со временем и сможет превратить умственно неполноценного в гения, но без эволюции и воспитания души человек превращается в робота. А резкий диссонанс между новым интеллектом и прежней душой рано или поздно приведет к трагедии.

Возможно, все эти темы были новыми и злободневными в середине 50-х годов прошлого века, но, на мой взгляд, сейчас они устарели и покрылись толстым слоем пыли. С тех пор появились новые романы и фильмы об умственно отсталых людях - "Форрест Гамп", "Полет над гнездом кукушки", "Человек дождя", и каждый из них производит гораздо сильное впечатление.

До конца театрального сезона планирую сходить на постановку "Цветов" в РАМТ (Российский академический молодежный театр, режиссер - Юрий Грымов). В отзывах прочитала, что в спектакле проводятся параллели между Чарли Гордоном и библейским Адамом. Посмотрим, что по версии Грымова стало плодом познания для Чарли:) У кого какие версии?

P.S. Пока писала отзыв, поняла, почему меня не зацепил рассказ. В книгах и фильмах, которые я перечислила, показан мир глазами умственно неполноценного человека, в "Цветах" же мы видим только Чарли Гордона глазами Чарли Гордона. Если бы дневник был написан от лица нескольких персонажей, история бы получилась более объемной.

Иллюстрация В. Аникина

Очень кратко

Умственно отсталому человеку делают операцию по повышению интеллекта. Он становится гением, но эффект от операции недолог: герой теряет разум и оказывается в приюте.

Повествование ведётся от первого лица и составлено из отчётов, написанных главным героем.

32-летний умственно отсталый Чарли Гордон живёт в Нью-Йорке и работает уборщиком в частной пекарне, куда его устроил дядя. Своих родителей и младшую сестру он почти не помнит. Чарли ходит в спецшколу, где учительница Алиса Кинниан учит его читать и писать.

Однажды мисс Кинниан приводит его к профессору Немуру и доктору Штраусу. Они проводят эксперимент по повышению интеллекта, и им нужен доброволец. Мисс Кинниан предлагает кандидатуру Чарли, самого способного ученика её группы. Чарли с детства мечтает стать умным и охотно соглашается, хотя эксперимент связан с рискованной операцией. Психиатр и нейрохирург Штраус велит ему записывать свои мысли и ощущения в виде отчётов. В первых отчётах Чарли много ошибок.

Чарли начинает проходить стандартные психологические тесты, но у него ничего не получается. Чарли боится, что не подойдёт профессору. Гордон знакомится с мышью Элджерноном, которому уже сделали операцию. Подопытные наперегонки проходят лабиринт, и Элджернон каждый раз оказывается быстрее.

Седьмого марта Чарли делают операцию. Некоторое время ничего не происходит. Он продолжает работать в пекарне и уже не верит, что станет умным. Работники пекарни издеваются над Чарли, но тот ничего не понимает, и смеётся вместе с теми, кого считает друзьями. Об операции он никому не рассказывает, и каждый день ходит в лабораторию делать тесты. 29 марта Чарли впервые проходит лабиринт быстрее Элджернона. Мисс Кинниан начинает заниматься с ним индивидуально.

1 апреля работники пекарни решают подшутить над Чарли и заставляют его включить тестосмеситель. Неожиданно у Чарли получается, и хозяин повышает его в должности. Постепенно Чарли начинает понимать, что для «друзей» он всего лишь клоун, над которым можно безнаказанно и зло пошутить.

Он вспоминает самые обидные случаи, ожесточается и перестаёт доверять людям. Доктор Штраус проводит с Чарли сеансы психотерапии. Хотя интеллект Гордона и повышается, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане всё ещё остаётся ребёнком.

Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться.

К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Чарли вспоминает о своей матери. Она не хотела признавать, что её сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына.

Чарли влюблён в свою бывшую учительницу Алису Кинниан. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что её умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет всё ещё действует.

Чарли замечает, что старший повар пекарни обкрадывает хозяина. Чарли предупреждает его, угрожая рассказать хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно. Он учится доверять себе. К принятию решения Чарли подталкивает Алиса. Он признаётся ей в любви, но она понимает, что время таких отношений ещё не наступило.

Хозяин пекарни был другом дяди, обещал заботиться о Чарли и выполнил своё обещание. Однако теперь Чарли странно изменился, рабочие боятся его и грозятся уволиться, если Чарли останется. Хозяин просит его уйти. Чарли пытается поговорить с бывшими друзьями, но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.

Чарли не работает уже две недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Гордон словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который приходит в ужас и не позволяет им окончательно сблизиться. Гордон вспоминает, как сестра ненавидела и стыдилась его.

Чарли становится всё умнее. Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой - та чувствует себя рядом с ним полной дурой. Чарли отдаляется ото всех, кого знал, и погружается в учёбу.

10 июня профессор Немур и доктор Штраус вылетают на медицинский симпозиум в Чикаго. Главными «экспонатами» на этом крупном мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолёте Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, сделать умнее. Она потратила почти все семейные сбережения, на которые отец, продавец парикмахерского оборудования, хотел открыть собственную парикмахерскую. Мать оставила Чарли в покое, родив ещё раз и доказав, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его.

На симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что профессора и академики бледнеют на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием» приравнивая Чарли к мыши Элджернону. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. Многие считают Чарли надменным и нетерпимым, но он просто не может найти своё место в жизни. На докладе, посвящённом операции по повышению интеллекта Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой.

В Нью-Йорке Гордон видит газету с фотографией матери и сестры. Он вспоминает, как мать заставила отца отвезти его в приют. После рождения здоровой дочери умственно отсталый сын вызывал в ней лишь отвращение.

Чарли снимает четырёхкомнатную меблированную квартиру недалеко от библиотеки. В одной из комнат он устраивает трёхмерный лабиринт для Элджернона. О своём местонахождении Чарли не сообщает даже Алисе Кинниган. Вскоре он знакомится с соседкой - свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, поскольку эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.

Чарли находит отца, который развёлся с женой и открыл парикмахерский салон в бедном квартале. Он не узнаёт сына, а тот не решается открыться. Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли. Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое всё ещё не догнало стремительно растущий IQ.

Теперь Чарли старается не напиваться. Он подолгу гуляет, заходит в кафе. Однажды он видит, как официант, умственно отсталый парень, роняет поднос с тарелками, и посетители начинают над ним потешаться.

Это побуждает Гордона продолжить научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям. Приняв решение, он встречается с Алисой. Он объясняет, что любит её, но между ними встаёт маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его.

Чарли начинает работать в лаборатории. У него нет времени на любовницу, и она от него уходит. У Элджернона начинаются непонятные приступы агрессии. Временами он не может пройти свой лабиринт. Чарли относит мышь в лабораторию. Он спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в государственной социальной школе и лечебнице «Уоррен». Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждёт.

Элджернону становится хуже, он отказывается от еды. Чарли же достигает пика умственной активности.

26 августа Гордон находит ошибку в расчётах профессора Немура. Чарли понимает, что вскоре у него начнётся умственная регрессия, такая же, как и у Элджернона. 15 сентября Элджернон умирает. Чарли хоронит его на заднем дворе. 22 сентября Гордон навещает свою мать и сестру. Он обнаруживает, что у матери старческий маразм. Сестре тяжело с ней, она рада, что Чарли их нашёл. Сестра не подозревала, что мать избавилась от Чарли ради неё. Гордон обещает помогать им, пока сможет.

IQ Гордона стремительно снижается, он становится забывчивым. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны. К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не препятствует их любви. Она остаётся на несколько недель, ухаживает за Чарли. Вскоре он прогоняет Алису - она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть. В отчётах, которые по-прежнему пишет Чарли, появляется всё больше ошибок. В конце концов они становятся такими же, как и до операции.

20 ноября Чарли возвращается в пекарню. Работники, которые раньше издевались над ним, теперь опекают и защищают его. Однако Чарли ещё помнит, что был умным. Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в «Уоррен». Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона.

Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане.

Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции.

Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней.

Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Но он прекрасно понимает, какова была цена этой “дружбы”. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. По сути, эта “социальность” является все тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным. Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей.

Глупость - искренна и понятна. Гениальность - сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе - в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор!

Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. “Чистый” разум сам по себе мало на что способен без развития остальных сторон человека. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я.

Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.

Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.

Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.

В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Рационалистическая направленность данного произведения становится понятной при его философском анализе, но при этом автор хорошо показывает ограниченность “чистого” рационализма и дает понять, что остальные стороны человека относительно самостоятельны и не сводятся лишь к одной разумной деятельности.

Максимилиан Сергеев

Одно из самых популярных произведений современности. Если посмотреть разнообразные опросы в ВК на тему «Ваша любимая книга?», то в среднем каждый третий-пятый человек называет именно её . Произведение входит в обязательную программу для чтения школ Америки, однако распространилось по всему миру, и в России занимает не менее почётные места, пусть ещё и не вошло в школьную программу. В чём же секрет этой покоряющей сердца книги, написанной более полувека назад, в 1959 году?

Принимаясь её читать, я невольно думала о «Убить пересмешника » Харпер Ли (кстати написанном в 1960 году, почти ровесник «Цветам »), многими статистиками и журналами признающейся самой значимой книгой Америки, тронувшей души всего Земного шара, но не произведшей на меня особого впечатления. Я боялась столкнуться с тем же, потому что «Убить пересмешника » отчасти утеряло свою актуальность. Проблема расизма в США, хоть и не изжита окончательно, но равенство прав там победило, и всё остальное остаётся на уровне человеческой морали, а не законодательства. Да, пожалуй, национализм и расизм вряд ли когда-либо исчезнут из человечества, потому что есть в самой природе людей нечто такое, что отвергает «чужаков», а перебороть это под силу лишь духовно высоким или, как минимум, образованным личностям. Но где взять общество, которое бы из таких состояло?

Кроме того, что борьба за равные права в Штатах в целом завершена, и не имеет той остроты, которая была, когда писалось «Убить пересмешника », стиль написания был крайне простым. Повествование велось от лица маленькой девочки, что и определяло общую манеру. Всё это в совокупность не дало мне проникнуться глубиной книги. И вот, «Цветы для Элджернона ».

Они совершенно не утеряли актуальности. Сюжет, смысл и общее послание затрагивают как раз то, чему ещё очень далеко до исчерпывающего изложения. В первую очередь это - аморальность научного знания. Многие писатели-фантасты, и наши вроде С. Павлова, и те же американские, вроде К. Воннегута, писали о том, что наука несёт зло, если не прямым текстом, то выводами, которые можно сделать в финалах их произведений. До какой грани может идти исследование и любопытство учёных, не нарушая человеческой нравственности и не вторгаясь туда, где изучать что-либо уже неприлично, а создавать что-либо новое - преступно. Достаточно примеров с атомной бомбой или клонированием людей. В Азии популярна, например, идея о человеке-роботе, который приобретает умение чувствовать и любить, что часто отражено в фильмах и сериалах. Гуманно ли это, программировать кого-то на чувства, вторгаться в сознание? Вопросов множество. «Цветы для Элджернона » повествуют об эксперименте, заключающемся в том, чтобы из слабоумного, благодаря хирургической операции, сделать умного человека. Как обычно, цель кажется высокой и благородной, результат - достойным, но всё-таки что-то идёт не так. Это что-то заключается в том, что знания перестают быть абсолютом и мерилом счастья и благополучия. Даже становясь гением из человека с нижайшим IQ, главный герой не ощущает себя довольным, а его одиночество и неприкаянность становятся настоящей личной трагедией. И в этом вторая прекрасная мысль книги: разум не только без морали, но и без чувств, таких как уважение, доверие, любовь и понимание - ничто, о чём есть и фраза, что разум без чувств не стоит и ломаного гроша .

Но меня покорила совсем другая мысль этой книги. Мне кажется, что не все читатели замечают её, не все обращают на неё внимание. Многие говорят о «Цветах » чуть ли не как о судьбе мышонка Элджернона, о котором, по сути, в книге абзацев десять и наберётся. Смерть мышонка, при всей моей любви к животным, прописана не сентиментально, а как-то предопределенно и закономерно, что вызывает согласие с этим, как с избавлением, а не слёзы. Мне показалось, что я нашла в авторском тексте иную подоплеку. Не только о тяжести разума и его развитии говорит нам Киз. Более того, я всё-таки подвожу итог по размышлении над книгой, что ум - прекрасно, и развивать свой разум можно и нужно, от этого несчастным не станешь. Речь-то как раз о другом, о том, что эмоциональное понимание человека не зависит от уровня интеллекта, и большинство людей, глупы они или умны, не стараются понять других. Им интересно понимать предметы, науки, суть явлений, они пытаются понять загадку мироздания или Бога, но никому нет дела до того, чтобы понять человека рядом и потрудиться над этим. При этом каждый хочет быть понят остальными.

Чарли Гордон - главный герой, будучи слабоумным, считал окружающих своими друзьями, не понимая, что они смеются над ним, а когда поумнел - обрёл в лице тех людей врагов, не только потому, что понял - над ним издеваются, но и потому, что перестал быть посмешищем и лишил людей возможности возвышаться за его счёт. Профессора, работавшие над экспериментом, центром которого был он, Чарли, стали его недолюбливать, как только он превзошёл их интеллектом. Он и у них отобрал ощущение превосходства. По сути своей, ум был радостью для него, но причиной зависти и ненависти для других.

Я и раньше думала над вопросом главной мотивации людей, но здесь как-то это всё оформилось в добротную и убедительную картину. З. Фрейд утверждал, что двигатель всего в людях - сексуальный инстинкт, но Адлер возражал, что на самом деле первостепенное желание в людях - это желание власти. И я всегда с ним была согласна в большей степени, нежели с Фрейдом. Что такое власть? Это не только титул или должность, но превосходство, возможность подавить другого и распорядиться им по своему усмотрению. При этом действует как сила, ум, так и красота, конечно, которая пробуждает сексуальный инстинкт, да, но с какой целью? Завладеть и владеть, обрести власть.

Но, что я замечала по личному опыту, и оно тоже показано в «Цветах », так это что самое трудное для людей - признать свою глупость. Гораздо проще признают своё уродство, свою физическую слабость или бедность, но никто и никогда на моём веку не признал искренне и честно, что он глупее кого-то. Как будто бы глупость не столь же очевидна, как толстые бёдра, горб или пустой кошелёк. Были две знакомые в моей жизни, которые любили сыпать фразочками вроде «я глупая», чаще всего смелое признание «я дура» выступало в качестве нежелания исправлять или признавать ошибки. Не умея объяснить какие-то вещи, не всегда умея понять кого-то или что-то, они предпочитали закрыть тему или вовсе беседу смиренным «да я знаю, я глупая». Но, что интересно, якобы признавая свою несостоятельность в знаниях, эти знакомые были самыми непримиримыми борцами с советами со стороны. Они никогда не слушали чужого мнения и предпочитали разрывать дружбу в том случае, если им пытались что-то растолковать или посоветовать. Но разве человек, признающий, что он дурак, не захочет получить помощь от более умных? Поэтому такие признания я всегда считаю лицемерными. За ними кроется обыкновенное «заткнись и не умничай, я сам\а знаю как надо». Почему же так болезненно воспринимается людьми именно осознание того, что знаний - недостаточно? Что кто-то больше знает и понимает? К сожалению, ответа на это в «Цветах » нет, но безумно хочется, чтобы каждый, кто прочёл эту книгу, нашёл в ней желание понимать людей и трезво оценивать свои возможности. Если слабый человек увидит силача, поднимающего огромные гири, он не подбежит и не будет безуспешно тянуть их, говоря, что он ничуть не слабее. Почему же этот силач, чаще всего, столкнувшись с начитанным и опытным человеком, будет всеми силами стараться показать, что тот, другой, умный - просто выскочка и недоумок, а он, силач, сам знает всё не хуже. Исключения, конечно, есть, но большинство людей именно таково. А впрочем, чего ещё ждать от глупости, как непонимания? И именно это, как по мне, истинная трагедия, раскрытая в «Цветах для Элджернона », трагедия всех вообще людей, всегда желающих видеть кого-то хуже себя, им неведомым образом от этого становится спокойнее. Потому и становился злым и несчастным Чарли Гордон, потому что он стал понимать всех, а его окружало тупое непонимание.

Произведение осмысленное и глубокое, но, как я уже заметила выше, не всякий прочтёт в нём всё, не всякий заметит все заложенные проблемы. А очень хотелось бы, чтоб после «Цветов » в пабликах делились впечатлениями не о мышке, а о том, насколько необходимо лучше слышать, понимать окружающих, уметь сочувствовать им. Да, аналогия между животным и слабоумным уместна в книге, она не нова и не оригинальна, но не избавляет от бед жестокости и высокомерия по отношению к таким существам.

Подводя итог, скажу, что довольна книгой и рада, что её прочла. Написана она всё в той же «простой» американской манере. Есть какая-то характерная краткость в построении текстов американской классики второй половины XX века, доступность изложения и не затянутость предложений (длинные попадаются редко) похожи на некую визитную карточку духа США, спешных, прогрессивных и демократичных, где всё по делу и без ненужной лирики. Мне показалось, что в «Цветах » так же прослеживается влияние на Даниела Киза У. Фолкнера, упоминаемого в произведении, как одного из авторов, прочитанных Чарли Гордоном. В Фолкнеровском «Шуме и ярости» есть такая же схема изложения, как в «Цветах », роман начинается с повествования от лица слабоумного, но если Фолкнер делит всё на изложение от разных лиц (слабоумный, поумнее, ещё умнее), то Киз объединил это всё в одну личность.

В финале, признаться, я ждала чего-то подобного фильму «Люси» 2014 года, но всё было не так. Впрочем, всё равно конец был логичен и обоснован. А потому оценить могу однозначно - читать стоит! Что касается возведение в ранг любимых книг - нет, прочитать однажды и хорошенько обмозговать - заслуживает, но перечитать хотя бы второй раз рука не потянется. Это текст, который проглядывается с первого раза, и в прямом, линейном изложении нет никакой тонкости, чтобы смаковать и находить свежие мысли, делать открытия. С первого раза, при достаточной внимательности, из этой книги можно изъять всё.

Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона»

«Личность - нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально неповторимое в каждом из нас»

Л. Василенко

Написанный на основе одноименного рассказа роман «Цветы для Элджернона» представляет собой произведение, направление которого можно определить как «мягкая», или же гуманитарная, научная фантастика. Хотя в центре его и лежит естественнонаучное допущение, а именно возможность искусственного повышения уровня интеллекта посредством хирургического вмешательства, главным в романе все же остается психологическое и эмоциональное взросление личности, а также ее социальная адаптация.

Идея переработать рассказ, опубликованный в 1959 году в журнале «Фэнтези энд сайенс фикшн», в полноценное развернутое повествование о судьбе тридцатидвухлетнего Чарли Гордона, страдающего слабоумием, наверняка возникла у автора - Дэниэла Киза, неслучайно. Безусловно, данное решение в немалой степени могло быть обусловлено невероятным успехом рассказа: уже в 1960 году он получает премию «Хьюго» - награду высшего уровня в области научной фантастики. Однако именно использование автором жанра романа для раскрытия сюжета позволило создать широкую и цельную картину особого, ни на что не похожего, мира главного героя, трагедия жизни которого отчасти заключается в том, что он всегда находился «по другую сторону интеллектуального забора» [Киз, 2007, с. 116]. Кроме того, как пишет автор «Послесловия к роману «Цветы для Элджернона» - А. Корженевский, читатель гораздо ближе знакомится с героем, здесь больше эмоций, больше размышлений, но это по-прежнему тонкая, невероятной силы драма, трагедия разума и одно из самых важных произведений фантастической литературы [Корженевский, 2007, с. 316].

Стоит отметить и необычность техники повествования: роман представляет собой серию отчетов и дневниковых записей, охватывающих, если разобраться, не такой уж и большой период времени: первый из них датируется третьим марта, а последний - двадцать первым ноября. Получается, что невероятная по своей глубине и драматичности история жизни одного человека умещается в какие-то семь месяцев. Символично, что процесс стремительного интеллектуального развития, а также расцвет гения главного героя и столь же стремительный регресс последовательно сменяют друг друга, как сменяют друг друга времена года: весна, лето и осень. Зиму же, как впрочем, и всю оставшуюся жизнь, Чарли Гордону придется провести в специализированной лечебнице.

Роман «Цветы для Элджернона», на наш взгляд, - это своеобразный писательский эксперимент, целью которого является выход за рамки обычного повествования от первого лица. Первый же отчет, такой сбивчивый, со множеством пунктуационных и орфографических ошибок, написанный рассказчиком - Чарли Гордоном, полностью погружает читателя в мир человека с врожденным интеллектуальным расстройством. Новаторство и нестандартность подобного изложения - шаг возможно и рискованный для Америки середины 60-х годов, но полностью себя оправдавший: снова награда и снова высшая - премия «Небьюла» за лучший роман, полученная Д. Кизом в 1967 году. Необычность авторского выбора рассказчика, столь непохожего на окружающих его людей и столь далекого от того, что принято называть нормой, можно сравнить разве что с романом другого американского писателя - К. Кизи «Над кукушкиным гнездом», где в роли рассказчика выступает Вождь Бромден, пациент психиатрической лечебницы. Герои обоих произведений - люди, отвергнутые обществом, которое полно предрассудков и социальных стереотипов: кто и когда сказал, что человек, страдающий интеллектуальным или психическим расстройством, - не личность? Пожалуй, это и есть тот самый, главный, вопрос, который ставит перед нами писатель, вкладывая при этом ответ в уста своего же героя: «But I"m not an inanimate object. I"m a person. I was a person before the operation». «Не сравнивайте меня с бессловесной железякой! Я - человек», - говорит Чарли Гордон. - «Я был личностью и до операции». Вот только остальные не только не понимают этого, они просто не желают принять тот факт, что люди, по каким-либо причинам лишенные возможности вести себя подобно большинству нормальных представителей человечества, являются личностями в полном смысле этого слова и требуют соответствующего, гуманного, отношения к себе. И вновь Чарли Гордон негодует, он возмущен подобной ограниченностью мышления окружающих его людей: «It may sound like ingratitude, but that is one of the things that I resent here - the attitude that I am a guinea pig. Nemur"s constant references to having made me what I am, or that someday there will be others like me who will become real human beings. How can I make him understand that he did not create me? He makes the same mistake as the others when they look at a feeble-minded person and laugh because they don"t understand there are human feelings involved. He doesn"t realize that I was a person before I came here». «Может, это попахивает неблагодарностью, но что действительно злит меня - отношение ко мне как к подопытному животному. Постоянные напоминания Немура, что он сделал меня тем, кто я есть, или что в один прекрасный день тысячи кретинов станут настоящими людьми.

Как заставить его понять, что не он создал меня? Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью». Профессор Немур настолько далек от мысли, что Чарли Гордон являлся уникальной личностью и в прежнем своем состоянии, предшествующем операции, что даже примеряет на себя роль творца, который создал нечто новое: «We who have worked on this project have the satisfaction of knowing we have taken one of nature"s mistakes and by our new techniques created a superior human being. When Charlie came to us he was outside of society, alone in a great city without friends or relatives to care about him, without the mental equipment to live a normal life. No past, no contact with the present, no hope for the future. It might be said that Charlie Gordon did not really exist before this experiment...» «Все мы, участники эксперимента, горды сознанием того, что исправили одну из ошибок природы и создали новое, совершенно исключительное человеческое существо. До прихода к нам Чарли был вне общества, один в огромном городе, без друзей и родственников, без умственного аппарата, необходимого для нормальной жизни. У него не было прошлого, не было осознания настоящего, не было надежд на будущее, Чарли Гордона просто не существовало…» Не желая мириться с подобным отношением, главный герой озвучивает мысль, которая быть может и является ключевой в попытке определения «человеческой личности» как таковой: «I"m a human being, a person - with parents and memories and a history - and I was before you ever wheeled me into that operating room!» «Я - человек, я - личность, у меня есть отец и мать, воспоминания, история. Я был и до того, как меня вкатили в операционную!» Да, у него есть и отец и мать, а главное у него есть воспоминания и своя собственная история, которая делает его непохожим на всех прочих, которая делает его личностью. Более того, у Чарли Гордона всегда была цель, к которой он двигался с завидным упорством. «I want to be smart», - заявляет он уже в первом своем отчете. Именно поэтому он посещает занятия мисс Кинниан в школе для умственно отсталых и поэтому же соглашается на операцию, а значит здесь уже можно говорить об осознанности выбора, о наличии воли и внутренних устремлений, направленных на достижение желаемой цели. А разве все перечисленное не является неотъемлемыми составляющими человеческой личности? Вывод напрашивается сам собой: Чарли Гордон - пусть и лишенная некоторых возможностей, которыми наделено большинство людей, но все же личность, которая, как и все остальные, думает, чувствует и осознает происходящее настолько, насколько позволяет ее интеллектуальное и эмоциональное развитие. Однако современное дегуманизированное общество вместо того, чтобы принять главного героя таким, каков он есть, и признать за ним неотъемлемые права, отвергает его, делая невольным социальным изгоем.

Но вот наступает момент, когда Чарли Гордон становится гением в прямом смысле этого слова. И что тогда происходит? - Вновь отвергнут все тем же обществом, полноценным членом которого герой так сильно мечтал стать. Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что, Чарли-гений с IQ равным 185 , как и всё, выходящее за рамки общепринятой нормы, возможно еще в бoльшей степени не вписывался в привычные рамки общественного сознания, чем Чарли с минимальным уровнем интеллекта. Так или иначе, главный герой по-прежнему одинок, с той лишь разницей, что теперь он это полностью осознает: «Before, they had laughed at me, despising me for my ignorance and dullness; now, they hated me for my knowledge and understanding». Но такова цена приобретенного гения: «This intelligence has driven a wedge between me and all the people I knew and loved. Now, I"m more alone than ever before».

Стремительно повышающийся уровень интеллекта отражается, в том числе и в его письменных отчетах: «Strauss again brought up my need to speak and write simply and directly so that people will understand me. He reminds me that language is sometimes a barrier instead of a pathway. Ironic to find myself on the other side of the intellectual fence».

Действительно, язык порой «вместо дороги превращается в барьер».

По иронии судьбы или по задумке автора главному герою пришлось столкнуться с данной проблемой дважды. Для того чтобы понять всю масштабность произошедших с ним изменений, которые, безусловно, отразились и на его речи, а также проследить динамику этих изменений, достаточно привести несколько примеров: «Dr Strauss says I shoud rite down what I think and remembir and evrey thing that happins to me from now on. <…> My name is Charlie Gordon I werk in Donners bakery where Mr Donner gives me 11 dollers a week and bred or cake if I want. I am 32 yeres old and next munth is my brithday. I tolld dr Strauss and perfesser Nemur I cant rite good but he says it dont matter he says I shud rite just like I talk and like I rite compushishens in Miss Kinnians class at the beekmin collidge center for retarted adults where I go to lern 3 times a week on my time off». Первый отчет, датируемый третьим марта, характеризуется простотой синтаксических конструкций, отсутствием знаков препинания, множеством орфографических ошибок, грамматически неверным использованием вспомогательных глаголов и нарушением лексической сочетаемости. Автор романа, таким образом, сходу погружает читателя в мир Чарли Гордона, блестяще передав на языковом уровне плачевность его интеллектуального состояния.

С постепенным развитием умственных способностей главного героя коренным образом меняется и его речь, письменная и устная: «April 6. Today, I learned, the comma, this is, a, comma (,) a period, with, a tail, Miss Kinnian, says its, importent, because, it makes writing, better, she said, somebody, could lose, a lot, of money, if a comma, isnt in, the right, place, I got, some money, that I, saved from, my job, and what, the foundation, pays me, but not, much and, I dont, see how, a comma, keeps, you from, losing it, But, she says, everybody, uses commas, so Ill, use them, too». «April 7. I used the comma wrong. Its punctuation. <…> Miss Kinnian says a period is punctuation too, and there are lots of other marks to learn. I told her I thought she meant all the periods had to have tails and be called commas. But she said no. She said; You, got. to-mix? them! up: She showd? me" how, to mix! them; up, and now! I can. mix (up all? kinds of punctuation- in, my. writing! There" are lots, of rules; to learn? but. Im" get"ting them in my head: One thing? I, like: about, Dear Miss Kinnian: (thats the way? it goes; in a business, letter (if I ever go! into business?) is that, she: always; gives me" a reason" when-I ask. She"s a genius! I wish? I cou"d be smartlike-her; Punctuation, is? fun!»

Спустя еще каких-то два месяца: «June 11. "Just a minute, Professor Nemur," I said, interrupting him at the height of his peroration. "What about Rahaja mati"s work in that field?" He looked at me blankly. "Who?"

"Rahajamati. His article attacks Tanida"s theory of enzyme fusion-the concept of changing the chemical structure of the enzyme blocking the step in the metabolic pathway."

He frowned. "Where was that article translated?"

"It hasn"t been translated yet. I read it in the Hindu journal of Psychopathology just a few days ago."

He looked at his audience and tried to shrug it off. "Well, I don"t think we have anything to worry about. Our results speak for themselves"

"But Tamda himself first propounded the theory of blocking the maverick enzyme through combination, and now he points out that"».

Таким образом, к главному герою приходит понимание того, насколько он превзошел в интеллектуальном плане окружающих его людей, в том числе многих видных ученых: «Am I a genius? I don"t think so. Not yet anyway.

As Burt would put it, mocking the euphemisms of educational jargon, I"m exceptional - a democratic term used to avoid the damning labels of gifted and deprived (which used to mean bright and retarded) and as soon as exceptional begins to mean anything to anyone they"ll change it. The idea seems to be: use an expression only as long as it doesn"t mean anything to anybody. Exceptional refers to both ends of the spectrum, so all my life I"ve been exceptional». «Я - гений? Не уверен. По крайней мере, пока. Я, как сказал бы Барт, исключение. Вполне демократичный термин, позволяющий избегнуть проклятых ярлыков типа «одаренный» и «неспособный» (что на самом деле означает «блестящий» и «слабоумный»). Как только слово «исключение» начинает приобретать смысл, его тут же заменяют другим. Пользуйся словом только до тех пор, пока никто не понимает его значения. «Исключение» можно отнести к обоим концам умственного спектра, так что я всю жизнь был «исключением».

Итак, роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» в полной мере раскрывает взаимоотношения общества и отдельно взятой личности, которая в силу известных причин, не может соответствовать принятой в нём норме. Попытки главного героя стать частью этого общества наталкиваются на нежелание большинства понять и признать, что он так же, как и все прочие его представители, имеет право на уважительное к себе отношение. Однако история Чарли Гордона, возможно, так и осталась бы простым описанием трагической судьбы очередного социального изгоя, если бы не четкая позиция автора на этот счет, которая находит свое выражение как в самом романе, так и в предшествующем ему эпиграфе. А именно: роман содержит в себе невероятную по силе своего воздействия морально-этическую установку, призванную окончательно утвердить в общественном сознании идею того, что к людям, по каким-либо причинам отличающимся от окружающих, следует относиться так же, как и ко всем остальным. Может быть, именно этим объясняется тот факт, что роман является обязательным для изучения в американских школах.

Выводы по второй главе

На основе анализа отличительных черт художественных работ Д. Киза как писателя-фантаста мы можем заключить, что его произведения являются выдающимся образцом «продуманной» литературы. Более того, ярко выраженный гуманизм фантастики автора прослеживается в ее идейно-эстетическом содержании. Доказательством тому служит роман «Цветы для Элджернона», в котором писатель на примере трагической судьбы главного героя раскрывает сложные и порой противоречивые взаимоотношения общества и отдельно взятой личности, подчеркивая при этом необходимость гуманного к ней отношения.


Close