Л. Н. Толстой.

  • В детстве Л.Н. Толстой

  • мечтал сделать всех

  • людей счастливыми.

  • Взрослая жизнь внесла

  • изменения во взгляды

  • писателя, но идеалам

  • братства и любви ко

  • всем людям он будет

  • верен до конца своих

  • дней.


Перед нами отрывок из романа «Война и мир». Дейст вие происходит в период с 1805 по 1820 год. Петя Ростов – это вымышлен ный герой. Он был младшим сыном в семье Ростовых.


Д.Давыдов А.Сеславин

А.Фигнер Г. Курин

Историческая справка о партизанском движении.

Самым активным и ярким проявлением народной войны было армейское и крестьянское партизанское движение. Знаменитые предводители партизан Д.В. Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С. Фигнер

Одним из крупнейших партизанских отрядов был отряд Г.М. Курина. В октябре он дал французам 7 боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск).

Я милых обнимал, но пушка вестовая

Сон тихий прервала, и в сечу мне лететь!

И к Варне понеслась дружина удалая…

Иль там мне умереть?

Война и смерть… И. И. Козлов.

Словарная работа.

  • Бурка – длинный плотный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью

  • Папаха – высокая меховая шапка

  • Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда

  • Есаул – офицерский чин в гусарских войсках

  • Ординарец – офицер для поручений при командире.


Проверка знаний текста. Тестовая работа.

  • Тема отрывка:

А) мужество и бесстрашие юного героя

Б) противопоставление героев, их отношение к пленным

В) мужество воинов во время войны

2. Петя испытывал к людям:

А) нежную любовь

Б) обыкновенное недоверие

В) глубокое уважение

3. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал:

А) разрешил ему там остаться до начала военных действий

Б) запретил участвовать в военных действиях

В) разрешил участвовать в военных действиях

4. Пленного барабанщика Денисов решил:

А) отослать вместе с другими пленными

Б) оставить у себя

В) расстрелять

5. Денисов видел в пленных:

А) злейших врагов

Б) обманутых солдат

В) несчастных людей

6. Денисов просил Петю перед боем:

А) ничего не предпринимать

Б) встретить испытание без страха

В) остаться в лесу до окончания боя

7. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел:

А) совершить подвиг

Б) отомстить врагу

В) быть полезным в трудную минуту

8. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что:

А) юный герой талантлив в музыке

Б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне

В) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм



9. После гибели Пети Долохов:

А) отказался от мысли расстрелять пленных

Б) утвердился в решении расстрелять пленных

В) убедил Денисова в своей правоте

10. Повествование ведется от лица:

А) Денисова

Б) Долохова

В) автора

Рефлексия урока.

Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а) …

На этом уроке мне понравилось…

Домашняя работа.
  • Подготовьте пересказ на тему «Петя в ночь перед боем». Сначала напишите краткий план своего рассказа.

  • Прочитать отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир».


Источники материалов.
  • Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 класс. М.: Дрофа. 2007.

  • О.Б. Беломестных, М.С. Корнеев, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: Вако. 2003.

  • Автор-составитель Т.М. Амбушева. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. Волгоград: Учитель. 2007.


В романе Л. Толстого «Война и мир» Петя Ростов не является главным героем. Но именно главы с описанием его пребывания в отряде Денисова и трагической гибели в полной мере показывают бесчеловечность и жестокость любой войны. Предлагаем краткое содержание «Пети Ростова» - 7-9 глав 3 части 4 тома.

В отряде Денисова

С тех пор как Петя Ростов попал в свой полк, а затем и в действующую армию, он пребывал в возбужденном и радостном состоянии. Однако ему всегда казалось, что все самое геройское происходит где-то там, без него. Поэтому, узнав об отправке человека к Денисову, Петя стал говорить генералу, что это должен быть именно он. Просьбу удовлетворили, но с условием ни в коем случае не участвовать в действиях отряда и, выполнив задание, сразу же вернуться назад. Так начинается «Петя Ростов», отрывок из романа «Война и мир».

Когда Денисов поинтересовался у героя, может ли он остаться, герой смешался. Отправляясь в отряд, Петя был уверен, что он действительно тут же вернется назад. Но увидев французов и узнав, что нынешней ночью непременно будет атака, молодой человек решил, что уважаемый им до этого дня генерал - дрянь, а Денисов и его товарищи - герои. Следовательно, никак нельзя покидать отряд в трудное для него время.

За ужином

В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.

Висеня - так прозвали солдаты пленного - сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.

Встреча с Долоховым: краткое содержание

Петя Ростов много слышал об этом человеке, и когда он вошел в избу, герой поразился простоте его внешнего вида. Гвардейский офицер был выбрит, петлицу сюртука украшал Георгий, а на голове красовалась простая фуражка. Долохов снял бурку и стал расспрашивать Денисова о положении дел. Поговорили о приезде Ростова, ответах генералам, состоянии войск противника. Выслушав, Долохов произнес, что необходимо точно узнать состав последних, потому предложил кому-либо из присутствующих отправиться с ним в разведку. Петя тут же вскрикнул: «Я!», чем вызвал недовольство Денисова.

Заметив барабанщика, офицер начал говорить о неразумности оставлять в живых пленных. Денисов, придерживавшийся иной точки зрения, вступил с ним спор, во время которого Петя соображал. Он многого не понял из услышанного и отнес все к тому, что большие все знают. При этом непременно решил противостоять Денисову и отправиться в разведку. Наконец, Долохов напрямую спросил у Ростова: «Едем?». И юноша в ту же минуту дал утвердительный ответ.

В разведке: краткое содержание

Петя Ростов и Долохов переоделись во французскую форму и, проехав лагерь, направились к мосту. «Попадемся - не дамся живым», - прошептал юноша. Вдруг послышался окрик на французском. Долохов уверенно пояснил, что отстал с товарищем от своего полка и хотел бы найти полковника. Часовой ответил, что командование находится в господской усадьбе, и всадники направились дальше.

Во дворе фермы горел костер, у которого сидели несколько человек. Долохов и с ними завел разговор. Много ли русских на дороге, каково положение дел в войске, сколько пленных в отряде - вот его краткое содержание. Петя Ростов - Толстой неоднократно это подчеркивает - испытывал страх, что сейчас их обман раскроется, но держался стойко. А офицер все расспрашивал. Наконец, он попрощался, и всадники направились дальше. У моста Долохов просил передать Денисову, что утром нужно будет наступать по сигналу, а сам остался на этой стороне.

Ночь перед боем

Денисов очень волновался в ожидании юноши, потому убедившись, что разведка прошла нормально, заснул. А Петя, все еще пребывавший под впечатлением, отправился на двор, где рассказал сидевшему под фурой казаку о поездке. Затем попросил наточить свою саблю и присел рядом. Ростову вдруг показалось, что он находится в каком-то волшебном мире, где вместо караулки была пещера, вместо костра - глаз чудовища, а сам он сидел на высокой башне. Все вокруг было нереальным, и Петя закрыл глаза. В его голове звучала торжественная музыка, которая становилась все громче и отчетливее. Наконец, он понял, что это было во сне. Сквозь дрему он руководил звуками, внимая их красоте. Совсем еще мальчишка, добрый, открытый и далекий от мира жестокости, в котором оказался, - такой может быть в этот момент характеристика героя.

В бою

Сев в седло, Ростов вновь попросил Денисова дать какое-нибудь задание, тот же приказал держаться рядом и никуда не соваться. Однако когда прогремел сигнальный выстрел, Петя помчался вперед. Он проехал мост и уже не разбирал, где свои, а где враги. Подскочив к толпе, увидел, как француз сжимал древко пики, направленной на него. Это еще больше подзадорило юношу, и с криком «ура!» он помчался туда, где раздавалось больше всего выстрелов. Во дворе господского дома заметил Долохова, приказывавшего ждать пехоту. Но Петей владело такое чувство, что он не послушался офицера, а все с тем же криком понесся дальше. Вдруг молодой человек стал странно размахивать руками, выпуская поводья, и сбиваться с седла. В тот момент, когда лошадь остановилась перед тлевшим костром, Петя упал. Его ноги и руки задергались, хотя голова не шевелилась: ее пробила пуля. Так погиб совсем еще юный Петя Ростов.

Отрывок из романа «Война и мир» завершается тем, как к уже мертвому мальчику подошел Долохов и после слов: «Готов» отдал приказ не брать раненых. А подъехавший Денисов повернул к себе бледное лицо юноши, затем быстро отвернулся и отошел, издав звуки, напоминавшие собачий лай.





Самым активным и ярким проявлением народной войны было армейское и крестьянское партизанское движение. Знаменитые предводители партизан Д.В. Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С. Фигнер 9 ноября 1812 года пленили 2 тыс. рядовых, 60 офицеров и генерала Ожеро. Одним из крупнейших партизанских отрядов был отряд Г.М. Курина. В октябре он дал французам 7 боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск).








3. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал: А) разрешил ему там остаться до начала военных действий Б) запретил участвовать в военных действиях В) разрешил участвовать в военных действиях 4. Пленного барабанщика Денисов решил: А) отослать вместе с другими пленными Б) оставить у себя В) расстрелять




7. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел: А) совершить подвиг Б) отомстить врагу В) быть полезным в трудную минуту 8. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что: А) юный герой талантлив в музыке Б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне В) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм





Источники материалов. 1. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 класс. М.: Дрофа О.Б. Беломестных, М.С. Корнеев, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: Вако Автор-составитель Т.М. Амбушева. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. Волгоград: Учитель

Последний бой Пети Ростова - героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В этом отрывке из романа Льва Николаевича Тол­стого «Война и мир» мы знакомимся с Петей Росто­вым. Петя - ещё совсем мальчик, поэтому и отно­шение к войне у него особенное. Он не понимает, что война - это, в первую очередь, смерть. Для него вой- на - это геройство, приключения, испытания себя. Толстой пишет: «Петя находился в постоянно счаст­ливо-возбуждённом состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего герой­ства». Это состояние и привело его к гибели.

Гибель Пети - бессмысленная. Но на примере это­го героя Толстой показывает не только жестокость вой­ны, но и то, что даже на войне можно не терять че­ловеческих качеств.

Денисов пытается уберечь Петю от этой войны, вспоминая его «безумный поступок в Вяземском сра­жении». Но Петя не хочет никого слушать и соверша­ет эти «безумные поступки», словно играет в какую- то свою игру.

Петя во всём хочет казаться взрослым и особенно старается подражать Денисову и Долохову, быть до­стойным их общества. Мальчик пытается быть наравне с ними: «Он может, и я могу!» Нельзя не заметить, что особенно переживает за Петю Денисов, который даже целую ночь не спит, дожидаясь его возвращения из французского лагеря. Денисов просит его только об одном: «…слушаться меня и никуда не соваться», но ведь Петя мечтает командовать!

Мальчик живёт в своём мире, «в волшебном цар­стве, в котором ничего не было похожего на действи­тельность» и «всё было возможно». В этом мире он грезит о геройстве, и ему звучит «торжественно слад­кий гимн».

При чтении этого отрывка всё время переживаешь за Петю. А строчки о его гибели - особенно тяжёлые. Даже для Денисова, который видел не одну смерть на войне, эта смерть была особенным ударом.

Чувствуется огромная симпатия Толстого к этому герою. Петя - очень добрый, искренний человек, настоящий патриот. Наверное, если бы каждый чело­век был таким, то и войн бы не было. Ведь война ру­шит мир, а в данном случае она разрушила особый, волшебный, детский мир.

Здесь искали:

  • смерть пети ростова
  • гибель пети ростова
  • смерть пети ростова в романе война и мир

Close