Философия каменщиков

Большинство исторических источников, дошедших до наших дней, свидетельствует о возникновении масонского Ордена как преемника знаменитого Ордена тамплиеров, трагически разгромленного Филлипом IV Красивым в 1312 г. Рассказывают, будто часть уцелевших «нищих рыцарей» организовали новую идеологическую корпорацию под знаменем франк-масонов, что в переводе с французского означает «свободные каменщики». Но если задачей тамплиеров изначально была защита христианских паломников от нападок мусульман, то цель масонов можно охарактеризовать не как насаждение одной религии другую, а мир во всем мире, высший гуманизм через познание великой мудрости и самосовершенствование. В то же время, философия каменщиков схожа с тамплиерской. Хотя первые, по тем же историческим заметкам, и были «в услужении евреев, а исповедовали не бога христианского, а бога иудейского» - по сути, начинания обоих орденов были пронизаны светом и величием, желанием жить в мире, любви и согласии. Путь, ведущий к развитию истинной гуманности и мировой морали, свободы совести и принципа солидарности, одинаково применим для большинства религиозно-философских течений.

Так почему же свободные и почему каменщики? В средних веках тем временем процветала готика - с нее началось строительство величественных, одновременно угрюмых и стремящихся ввысь зданий. Архитекторы и строители пропагандировали идею лучшего будущего, которое ожидает все человечество, передавая свои уверенные на этот счет мысли в творчестве. Масонский Орден начался с организации его строителями, имевшими солидный стаж и посвященными в тайны строительного искусства. Позже, желающие вступить в Орден, но не обладающие никакими специальными навыками и не принадлежавшие к сословию каменщиков, стали продолжателями Божьего дела на земле, поскольку они являлись строителями истинных форм жизни. Масон высокого посвящения, доктор Папюс, в нескольких словах практически полностью раскрыл смысл раннего масонства: «Независимо от света видимого, они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, — этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Именно пятиугольная «пламенеющая звезда» как символ человека, излучающего из себя таинственный свет, и стала эмблемой мирового масонства.

Масонская организация, несмотря на свою прочность и количество приверженцев, почти на протяжении всего времени существования оставалась тайной, а вступить в нее могли лишь избранные. «Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская, — есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи». (По определению собственных уставов масонства (§1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.).

Будучи рассеяны по всему миру, франк-масоны составляли одну ложу франк-масонскую без определенной разницы между масонами разных стран, ибо идеи и цели организации едины и не могли быть разделены географически.

Из воспоминаний Соколовской: «Мечтая о всесветном братстве, они желают видеть Орден распространенным по всей земле. Ложи — это мир» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Характерно, что ложи - помещения, в которых собирались «братья-каменщики», обозначалась продолговатым прямоугольником - знаком, которым до Птолемея обозначалась Вселенная. Сами же ложи служили масонам храмами, и даже более того - они называли Ложу Соломоновым храмом, что означало в их понимании идеальный храм, ведь Соломон предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания - всех, кто пожелал бы посетить храм для служения Богу. В Соломонов храм приходили «очистить душу», люди, почувствовавшие за собой «духовный глад», ищущие истины и света.

Отвечая на вопрос об исповедуемой религии, можно отметить, что символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Первоначально, молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами, каждый из которых служил напоминанием масону о его обязанности, либо символизировал какое-то положительное качество, которого необходимо достигнуть. В основном то были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Намного позже, Лун Блан, описывая работу масонов во время революции 1789 г., упоминал следующее: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Исконность изначально еврейского происхождения Ордена подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, что поражает каждого, входящего в масонскую ложу — это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Работами в Ордене вольные каменщики называли совершение различных обрядов, например, прием в Орден профанов и дальнейшее посвящение в более высокие степени, а также неустанное стремление к собственному просвещению и самосовершенствованию.

Структура Ордена

Высшее управление Ордена называлось Востоком, ибо «Восток - это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток, как и в наши дни, издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников - соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер - тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Для большего единения и порядка многие ложи, находящиеся неподалеку друг от друга, сливались в единую Великую Ложу или Высшее Управление, которые в последующем заключали друг с другом конкордаты (условия взаимоотношений или договор). Один такой конкордат был даже напечатан в 1817 г. при Александре I-м двумя великими ложами России.

Тайная стихия масонства

Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось, как минимум, опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Справедливости ради хочется добавить, что при всей общей видимости есть разграничения между внешним и скрытым масонством, проникнуть в недра которого может не каждый смертный.

Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Л. де-Понсен пишет об этом так: «Ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей — он товарищ, для учеников — ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях — вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих «семь», т. е. «по классу занимаемой должности», все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях.

При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Далее посвященный зачитывал клятву: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от Ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».

Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, т.к. он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: «Победи или умри!»

Сверхгосударство - конечный идеал масонства

Как бы ни были справедливы и благоразумны «братья-каменщики», па пути к утверждению масонского Эдема на земле стояли религия, нация и монархические государства, которые препятствовали соединению всех наций в единый союз. Осторожно и тактично, решительно и верно масоны на протяжении веков подготавливали средневековое общество к действиям по разрушению церкви и авторитарной власти.

Историки пишут, что «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. В церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Вся эта едва ли не языческая символика базировалась на том, что сами масоны были людьми свободомыслящими и, соответственно, преследуемыми церковным фанатизмом, с которым и приходилось бороться все время существования Ордена.

Почти все без исключения философы двух последних столетий, среди которых Локк, Вольтер, Дидро, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением писали против христианской религии. «В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз сами ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

К вопросу уничтожения христианской религии как догмы масоны подошли стратегически - они создавали и поддерживали различные секты в самом клане врага. Под видом веротерпимости те вносили ереси и расколы в христианскую церковь. Кстати, реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения именно в масонстве. Масоны были убеждены, что борьба против церкви кончится, когда та окончательно отделится от государства, став частной и общиной организацией. Монархический образ правления, так же, как и господствовавшая церковь, в глазах масонов была неизбежным злом, а сама форма правления терпима лишь до установления более совершенного, республиканского строя. Новая же церковь должна в первую очередь работать на воспитание философское, а не преимущественно политическое. Религия, по глубокому убеждению масонов, должна проповедовать гуманность, свободу и равенство, а не слепое подчинение предрассудкам. Масоны больше не могли признавать Бога, как цель жизни; они создали идеал, которым является не Бог, а человечество.

Так, именно масоны первыми разработали всемирную концепцию демократии. Эта идея в 1789 г. нашла свое выражение в учении английского масона Локка и получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж. Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую концепцию и своей работой создали демократическое движение во всем мире. Характерно, что и «Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Уничтожая все старые устои, именно благодаря масонам идея народовластия и народоправства, а также теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету. Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской мудрости.

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» рассказывает о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы».

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задача которого - разрешение конфликтов между нациями. Агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, также зародившаяся в масонских недрах, - лишь этап к достижению конечного идеала мирового масонства - создание сверхгосударства и освобождение человечества от любого морального, религиозного, политического и экономического порабощения.

Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров, руководивших приоратом Сиона: Сандро Боттичелли; Леонардо да Винчи; Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Клод Дебюсси; Жан Кокто. К масонским ложам принадлежали великие писатели Данте, Шекспир и Гете. Композиторы - Й. Гайдн, Ф. Лист, В. Моцарт, Ян Сибелиус и др. Энциклопедисты - Дидро, Даламбер, Вольтер; Симон Боливар; вождь латиноамериканской борьбы за независимость; Джузеппе Гарибальди, руководитель итальянских карбонариев; Ататюрк, основатель нынешней Турецкой Республики; Генри Форд, "автомобильный король Америки"; Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании; Эдуард Бенеш, бывший президент Чехословакии; Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон - бывшие американские президенты; Аллен Даллес, основатель ЦРУ; американский астронавт Э. Олдрин и советский - А. Леонов, политические деятели - Франсуа Миттеран, Гельмут Коль и Вилли Брандт, Збигнев Бжезински, Альберт Гор, нынешний вице-президент США, Джозеф Ретингер, генеральный секретарь Бильдербергского Клуба, Дэвид Рокфеллер, руководитель Трехсторонней комиссии и многие другие.

Исследования конспирологов также показывают, что все вооруженные конфликты последних столетий от военных походов Hаполеона, и все революции, начиная с Французской, финансировались связанными с масонскими ложами банкирскими домами Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Вартбургов.

От средних веков до наших дней

Хотя официальной датой появления легального, а не тайного масонского движения принято считать начало VIII века, многие источники указывают на то, что оно было зарождено гораздо раньше. Философия, которая пропагандировалась все это время, настолько универсальна, что она не могла закончиться ничем. К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-американскими масонами и связано это, в первую очередь, с эволюцией масонского учения - наряду с консервативным стали появляться новые, современные формы масонства. Французские масоны в то время все силы отдавали на активную борьбу с клерикализмом и церковью, что повлекло за собой вступление в организацию социалистов, а вместе с ними появились и новые горизонты учения. К 30-м годам XX века от масонства в его чистой форме осталось крайне мало. Когда-то тайное место воспитания, нравственная масонская школа приобретала все более политический характер. Ложи стали служить местом, где встречаются, знакомятся и упрочивают связи, строят политическую карьеру. Упразднились и основные масонские ритуалы, отпали строгость и тайность, а вступление в ложу стало открытым и общедоступным мероприятием.

Пожалуй, одна лишь Германия сохранила традиции старых мастеров, неукоснительно следуя заветам гуманности и терпимости, отдавая все усилия на нравственное усовершенствование. Немецкое масонство в большей степени направлено на сглаживание любых общественных антагонизмов - расовых, классовых, сословных, экономических и др. Той же позиции развития масонства придерживались и английские ложи, осуждая практику французских и американских масонов, переведших старую идеологию в политическое русло. Впрочем, американское масонство скорее обладает религиозно-благотворительным характером, нежели политическим.

Российское же масонство всегда развивалось как часть единого целого - Всемирного Братства Вольных Каменщиков, так что и по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские масоны, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные - во время пребывания в России, - собрания российских лож. А 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России признана регулярной, и с ней установили братские связи Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Германии, Великая Ложа Австрии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.

Так, менталитеты разных стран положили-таки начало конца старому масонству в искажении истинного смысла и формы мирового идеала всех масонов. Хотя в течение всей своей истории делалось множество попыток сблизить различные масонские течения и образовать единую организацию под знаменем Ордена, этого так и не произошло.

Тайны Старого и Нового света.Заговоры.Интриги.Мистификации. Черняк Ефим Борисович

Вольные каменщики

Вольные каменщики

По словам Виктора Гюго, в средние века все серьезное, о чем думали люди, они воплощали в камне. Отсюда и значение, которое имела профессия мастера-каменщика (по-английски - масона), хранителя профессиональных секретов, позволявшая создавать величественные соборы, замки и крепости. Профессия строителя заставляла его подолгу жить вдалеке от семьи и дома. Каменщики в таких случаях селились компанией, насчитывавшей от 12 до 20 человек. Постройки, служившие им кровом, назывались ложами (французское - l?ge, английское - lodge) - временное помещение, хижина. Первые такие ложи были созданы около 1212 года в Англии и в 1221 году в Амьене, во Франции.

Члены возникшего намного позднее масонского ордена называли себя «франкмасонами». Первая часть этого названия тоже явно средневекового происхождения. Словом «франк» обозначались лица, освобожденные от несения определенных повинностей по отношению к феодальному сеньору, королю, а также городским властям. Именно франкмасоны были освобождены от обязанностей, которые налагались городом (например, от несения караульной службы) и от которых не были избавлены другие каменщики и строители. Масоны высшего класса входили в ложи, признавшие главенство Великих лож и имевшие свои статуты. В 1275 году в Страсбурге собрался тайный съезд масонов. Последний из таких съездов германских масонов состоялся в Страсбурге же в 1564 году. Различные документы, освещающие деятельность английских лож, восходят к XIV и XV столетиям. К сожалению, многие источники были сожжены 24 июня 1719 года одним из основателей современного масонства - Великим магистром Великой ложи пастором Дезагюлье, так как эти бумаги были, по его мнению, слишком проникнуты «папистским духом» (т. е. исходили от католиков) и могли поставить под сомнение статуты новой организации в протестантской Англии.

Еще в средние века в союзы допускали представителей тогдашнего ученого мира, которые выступали в роли покровителей, а иногда и капелланов тайного общества. Среди них могли быть и еретики - катары или тамплиеры. Союзы не отказывали им в помощи, укрывали их, когда они стали подвергаться жестоким гонениям.

Союзы каменщиков были объединением строителей храмов. Весь мир представал перед ними как склад материалов и площадка для строительства. Целью союза, по мысли его участников, могло быть не только строительство материального храма из камня как места собрания верующих, но и работа по созданию вечного, духовного храма. В этом случае членами одного Братства выступали как те, кто участвовал в работе посредством своих рук, так и те, кто способствовал делу творческими усилиями своего духа. Глава организации как бы объединял всех, кто способствовал достижению цели физическим или умственным трудом. А труд этот казался им продолжением творения самого Бога, осуществлением его целей, раскрытием в виде символов скрытых тайн природы, объединением того, что оказалось в мире разъединенным, и, напротив, разъединением того, что не должно было оставаться слитым воедино.

В рядах союзов оказывались и религиозные мистики, пытавшиеся перевести свои мечтания на язык таинственной кабалы или столь же загадочной алхимии (превращение свинца в золото рисовалось им как преображение человека, раба темных страстей, в подлинное подобие Божье). Впрочем, надо добавить, что соображения по поводу проникновения в эти союзы мистиков различного толка, высказываемые в новейшей исторической литературе, по большей части носят характер догадок, недостаточно подкрепленных точно установленными фактами. Да и трудно ожидать, что отыщутся безусловные свидетельства в источниках относительно такой особо тщательно скрывавшейся стороны деятельности секретных союзов.

Ложи каменщиков постепенно выделились из средневековых цехов как особые организации, отличные не только по своему назначению, но и по составу их участников. Еще во второй половине XVII в. в ряде мест в Англии и Шотландии утвердился обычай вступления в ложи людей, совершенно чуждых цеху и ремеслу. Среди них были представители дворянства и буржуазии. Многих привлекали в ложи мода, любопытство, интерес к красочному ритуалу заседаний, иногда тщеславное желание выступать патроном «братьев», стоявших ниже на социальной лестнице. Отсюда и возникло понятие наряду с «практическим масоном» (т. е. строителем, профессионально связанным с цехом) «духовный масон», занятый «нравственным строительством» и являющийся носителем тайных знаний.

Первое документально засвидетельствованное сообщение о вхождении в ложу непрофессионального каменщика, которым располагает наука, относится к июню 1600 года, когда в Шотландии в ряды масонов был принят лорд Джон Босуэлл, принадлежавший к одной из наиболее знатных дворянских фамилий Шотландии.

Любопытной фигурой раннего масонства (а, может быть, точнее - переходного от средневековых союзов к ордену, созданному в XVIII в.) был уже упоминавшийся Эшмол. Оксфордский ученый, он вел дневник, который позволяет установить, что уже в середине XVII в. существовал обычай принимать в ложи лиц, не являвшихся «практическими масонами», т. е. профессиональными строителями. Под 16 октября 1646 года Эшмол записал: «Я стал франкмасоном в Уоррингтоне в Ланкашире в 4 ч. 30 мин пополудни». Под 10 марта 1682 года в дневнике отмечено: «Я получил извещение о явке в ложу, заседание которой состоится завтра в доме масонов в Лондоне». Эшмол отправился на заседание около полуночи и был допущен, по его словам, в Братство франкмасонов. «Я был, - продолжает он, - среди них старшим членом Братства (минуло уже 35 лет со времени принятия меня…)». Эшмол был роялистом по своим политическим симпатиям.

Друг Эшмола, розенкрейцер Роберт Морей, был принят в 1641 году в масонскую ложу в Эдинбурге. «Практическим масоном» был знаменитый архитектор короля Карла II Кристофер Врен. Небезынтересным фактом является то, что «принятым» масоном Эдинбургской ложи каменщиков был республиканский генерал Монк, который в 1660 году стал главным организатором реставрации Стюартов.

Масонские ложи имели какую-то с трудом прослеживаемую, да и маловажную по сути дела связь со средневековыми цеховыми организациями рабочих-каменщиков в Англии и Шотландии. Отсюда возникла и форма организации, и система тайных знаков и символов, с помощью которых члены этих по обычаю времени секретных союзов могли узнавать друг друга, отличать мастера от простого подмастерья или ученика. Реальная предыстория ордена имеет мало общего с его легендарной родословной, возводимой к библейским временам.

…В Библии сказано: «И послал царь Соломон, и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы из колена Неффалимова. Отец его, тирянин, был медник. Он владел способностию, искусством и умением выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы…

И поставил столбы к притвору храма; и поставил правый столб и дал ему имя Иахин, и поставил столб левый, а дал ему имя Воаз» (I Кн. царей, VII, 13–14,21).

Этот библейский рассказ послужил источником для легенды о Хираме - строителе храма. Хирам разделил всех рабочих на три разряда, чтобы получали они вознаграждение в соответствии со своими талантами и усердием. Каждый разряд имел свои собственные отличительные знаки, жесты и слова, служившие паролем. Но вот трое подмастерьев решили любой ценой узнать у Хирама пароль, который сообщался только мастерам и называя который они получали свое жалованье. Заговорщики подстерегли Хирама в храме, где он проверял качество проделанных работ, и закрыли все три выхода. Хирам подошел к южному выходу и натолкнулся на первого из подмастерьев, который, угрожая ему смертью, потребовал назвать пароль. Когда Хирам отказался, злодей нанес ему удар деревянным молотом в левое плечо. Мастер попытался спастись через западный выход, но там его поджидал второй убийца, также потребовавший открыть тайну и после отказа ударивший его молотом в правое плечо, сбив с ног. Хирам еще имел силы добраться до восточного выхода, однако здесь его настиг третий злодей. Хирам не мог не понимать, что за отказ назвать пароль мастеров ему придется поплатиться жизнью. Но он предпочел смерть измене своему долгу. Действительно, третий удар оказался роковым. Преступники поспешили скрыть следы своего злодеяния. Поскольку было еще светло, они спрятали труп под кучей камней, а вечером закопали его на одном из окрестных холмов.

Масонская символика

Через семь дней царь обеспокоился отсутствием вестей от Хирама и поручил отыскать его. Девять мастеров разделились на три группы, и каждая из них направилась через три выхода из храма по трем направлениям в поисках пропавшего строителя. Тщетно они окликали его, никто не отзывался. Вскоре, однако, мастера, которые покинули храм через восточный выход, увидели яркий свет на холме. Добравшись до этого места, они присели отдохнуть. Вдруг они заметили, что земля была лишь недавно вскопана. Разрыв яму, нашли в ней мертвое тело и по золотому кинжалу, который носил как украшение Хирам, узнали убитого строителя храма. Горестными криками они призвали к себе находившихся неподалеку своих шестерых собратьев, которые тоже опознали тело. Мастера заподозрили подмастерьев в убийстве Хирама. Однако им было неведомо, удалось ли убийцам вырвать у своей жертвы тайное слово. Не будучи уверенными в том, что Хирам унес эту тайну в могилу, мастера решили не использовать старый пароль и заменить его новым.

Посадив на месте захоронения ветку акации, они вернулись с горестным известием к Соломону. Царь приказал перенести тело строителя в храм. В этой церемонии приняли участие все мастера. Те девять, которые обнаружили могилу, обозначенную затем ими веткой акации, первыми вернулись на это место. Когда один из них хотел поднять тело и коснулся рукой указательного пальца убитого, то кожа на нем отделилась от костей и осталась в руке. Другой мастер взялся за средний палец, но и здесь кожа отделилась от скелета и осталась в руке. Третий мастер пытался тронуть запястье - и опять мясо отделилось от костей. Тогда он воскликнул: «Мак бенаш!», что означает «труп истлел». Наконец общими усилиями тело доставили в храм. Надев на себя знаки мастеров, они покрыли свои руки белой тканью - свидетельство того, что не они виновны в убийстве строителя храма. Похороны были торжественными, и царь распорядился, чтобы в могилу положили трехгранный золотой клинок, на котором был выгравирован новый пароль мастеров. Все мастера выстроились вокруг могилы, и тот, кто первым приподнял на холме мертвое тело, сказал стоявшему справа: «Мак бенаш», с тем чтобы эти слова переходили от мастера к мастеру - так они и передавались из поколения в поколение…

Исследователи тщательно пытались выявить историческую подоплеку мифа о Хираме. Некоторые из этих авторов склонны видеть ее в заговорах роялистов во время английской революции середины XVII в. В них участвовали некоторые из «ранних» масонов, усилиями которых впоследствии и был распространен этот миф. Тем не менее такое объяснение не кажется правдоподобным. Часть историков полагает, что миф о Хираме унаследован от мистерий, разыгрывавшихся на торжествах в средневековых союзах каменщиков-масонов. В этой связи легенде дают также космологическое объяснение как аллегорическому изображению двух враждебных начал - гибели божества, жертвы духа зла, и его воскресения, что составляло содержание древних восточных мистерий. Имеется и астрономическое истолкование, согласно которому легенда о Хираме по сути дела повторяет древнеегипетский миф об Озирисе. Хирам (как и Озирис) олицетворяет солнце, убийцы становятся у восточных, западных и южных ворот - стран света, освещаемых солнцем. Трое подмастерьев и девять мастеров символизируют двенадцать знаков зодиака (эту астрономическую интерпретацию можно дополнить целым рядом других параллелей и деталей).

Масоны именовали себя «детьми вдовы». Возможное объяснение этому - солнце, сходя с небосклона, оставляет «вдовой» мать-природу, учениками которой считали себя члены масонских лож. Не исключено, что это название берет начало от манихейской секты, именовавшей себя «сыновьями вдовы».

В мифе о Хираме бросается в глаза тесная связь его с религией (строительство храма как высшая цель), а также то, что в нем речь идет не о простом каменщике, а о руководителе работ, об архитекторе. Вероятно, это объясняется тем, что миф возник среди союзов архитекторов-масонов, считавших себя значительно выше, чем простые ремесленники.

Согласно масонским хартиям, отредактированным в 1723 году, начало ордену было положено… Адамом, занимавшимся свободными искусствами и наукой, особенно геометрией, а также библейскими Енохом, сыном Каина, и Ноем с его тремя сыновьями - Симом, Иафетом и Хамом, «которые были истинными масонами». Трудно сказать, почему в этот список основателей масонства - персонажей Священного писания - попали первенец Каина и Хам, наказанный за непочтительность к родному отцу.

В конце XVII и начале XVIII в. масонская легенда продолжала обрастать многочисленными подробностями. Иногда планы создания тайного общества, скрытого от глаз непосвященных, приписывали Иисусу Христу на основании известного изречения: «Не мечите вашего бисера перед свиньями, да не попрут его ногами» (Матф., VII, 6). Но и это еще не все. В XVIII в. священник Л. Оливер в книге «Масонские древности» писал: «Старинная масонская традиция утверждает, и я целиком придерживаюсь того же мнения, что наш орден существовал еще до сотворения земного шара на различных солнечных системах». У доброй сотни масонских авторов можно вычитать еще более диковинную историю. Орден был основан, оказывается, непосредственно самим Господом Богом еще до сотворения мира, во времена первобытного хаоса. Сначала Бог создал свет, а это означает, что Господь Бог был первым франкмасоном. Он, разумеется, не мог заседать в ложе в единственном числе (не считая архангелов) и поэтому передал полномочия Адаму. Первыми Великими магистрами первой ложи были сам Господь и Михаил Архангел. Пускал ли Адам в ложу Еву, оставалось в этой истории невыясненным. Цель же ее весьма прозрачна - изобрести божественную санкцию ордена и системы посвящения в его члены. Новейшие масонские авторы так оценивают все подобные фантазии: «Эти наивные легенды следует понимать в их эзотерическом значении. Это была манера заявлять, что франкмасонство существовало вечно».

Нелегендарные истоки масонов малоизвестны не столько из-за секретности, которой была окружена деятельность лож (она сохранялась и позднее), сколько потому, что, по-видимому, обычно не велось протоколов или каких-либо других записей, отражавших активность масонов в то время. Это не позволяет точно датировать появление многих лож даже позднее, во второй половине XVIII в., т. е. тот период, от которого сохранилась более подробная документация. Ложи нередко относили дату своего рождения к более раннему времени, чтобы, в частности, подкрепить легенду о древнем происхождении масонства.

Первые масонские ложи возникли либо путем заполнения старых организаций союза каменщиков «приглашенными членами» - лицами, не имевшими отношения к профессии, либо путем создания такими лицами своих собственных лож. Ко второму десятилетию XVIII в. масонские ложи в современном смысле этого слова уже преобладали над профессиональными объединениями каменщиков, хотя, как показывают новейшие специальные исследования, в ложах по-прежнему находилось немало рабочих-строителей. А профессиональные секреты союзов стали источником символики и ритуалов масонских лож, уже не имевших ничего общего с цеховыми союзами былых столетий, а также средством для рекрутирования новых членов.

XVIII столетие было веком крутых перемен, крушения прежде казавшихся вечными идеологических постулатов, общественных и политических порядков. При этом на протяжении первых трех четвертей века изменения осуществлялись в Западной Европе (за частичным исключением Англии) преимущественно в социальной и идеологической сферах, отражая ускоренное вызревание буржуазного уклада в недрах феодального строя, и почти не получали прямого выражения в политической области. Социальные и идеологические сдвиги происходили в рамках старого государственного строя, исключающего любые новые формы политической активности. Именно поэтому новые явления в общественной жизни и идеи, отрицающие основы сословного неравенства и освящающий их авторитет религии, провозглашение естественных прав человека находили свое первое воплощение не на политической почве, а в форме организаций, отвергающих политические цели и пытающихся найти решение назревших задач в сфере, находящейся как бы вне существующей социально-политической структуры. Это в не меньшей мере, чем запреты со стороны властей, породило тот покров тайны, которым окружили свою деятельность новые общества. Конечно, индивидуальные мотивы вступления в ложи были самыми различными - от мистических настроений до бездумного следования моде, от стремления уйти хоть на время от серого, прозаического существования до желания ощущать себя участником союза, на помощь которого можно было надеяться в случае необходимости. Одни искали в союзе путь к духовному самоусовершенствованию, другие - к полезной общественной деятельности.

Для историка, однако, за пестротой этих побуждений важно разглядеть классовые пружины широкой тяги в масонские ложи. Совершенно очевидно, что большую роль сыграла их бессословность. Масонская литература заполнена прославлением «мудрого равенства», царящего среди членов ордена. «Смиренный вассал, - читаем мы в сочинении, относящемся уже к 70-м годам XVIII в., - не забывая своего скромного происхождения, с уверенностью возносится до приветливого князя, который, забывая свое величие, милостиво снисходит до него. Это нисколько не унижает князя, поскольку среди нас сверкают только его добродетели. А вассал, далекий от самонадеянности, скрывает под покровом умеренной вольности свое почтение и свою любовь, которая становится более свободной и поставленной под охрану разумной осмотрительности».

Если первоначально преобладало стремление буржуа «приобщиться» к привилегированным сословиям, то позднее, особенно во второй половине XVIII в., место «мещанина во дворянстве» заняли люди, стремившиеся, пусть пока еще вне реальной жизни, к уравнению сословий.

Создание тайных обществ в какой-то мере отражало и сопротивление вторжению абсолютистских монархий с их быстро растущим, строго централизованным бюрократическим аппаратом в области, которые ранее избегали правительственных вмешательств, оставаясь сферой местных обычаев, локальных привилегий, старинных институтов.

«Официальное» масонство во Франции оказалось почти целиком в императорской орбите, это, разумеется, не исключало того, что в конце режима империи какая-то часть членов ордена могла разделять оппозиционные настроения, которыми были охвачены влиятельные круги французского общества. Накануне падения империи, в 1813 году и в начале 1814 года, а потом во время «Ста дней» возвращения к власти Наполеона в 1815 году некоторые французские масоны установили связи с членами ордена, являвшимися офицерами иностранных армий. После сражения при Ватерлоо несколько английских офицеров было принято в ложу «Святого Фредерика избранных друзей» в Булонь-сюр-Мер. Это были, впрочем, изолированные факты, вовсе не свидетельствовавшие о «предательстве» орденом императора, как стала изображать дело впоследствии антимасонская мифология. Более того, роялисты после реставрации Бурбонов нередко не скрывали своего враждебного отношения к масонам. Уже в начале Реставрации во Франции появились роялистские сочинения, объявлявшие орден воплощением дьявола. Такое «открытие» было сделано, например, в газете «Курьер» 27 сентября 1815 года. Названия появившихся тогда сочинений вроде «Письмо Сатаны франкмасонам и их ответ Сатане» и тому подобных говорят сами за себя.

В странах Европы, занятых наполеоновскими войсками, масонские ложи нередко становились центрами политической оппозиции режиму, установленному завоевателями. Прусский «Союз добродетельных» (Тугенбунд), действовавший в 1808–1809 годах, также многое заимствовал из масонского ритуала. В годы наполеоновского господства на юге Италии возникли тайные общества «Каморра» и «Почтенное общество» (мафия), позднее превратившиеся в организации преступников.

На протяжении XIX в. французское масонство приобретало каждый раз новую окраску в соответствии с характером сменявшихся в стране политических режимов. Орден проявлял полную лояльность по отношению к Первой империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй республике, Второй империи и, наконец, Третьей республике. В то же время, когда запрещалась легальная деятельность политической оппозиции, ее сторонники, следуя испытанному приему, неоднократно пытались выдавать свои тайные союзы за масонские организации. Наряду с «официальным» масонством братьями Марком, Мишелем и Жозефом Бедарридами был основан орден Мисраим (обозначение Египта на древнееврейском языке). Почти одновременно возникли ложи «Обряда Мемфиса». Сложная иерархия обоих орденов, включавшая много десятков степеней посвящения, в большой мере существовала только на бумаге.

Английское масонство, к которому принадлежали даже короли и королевы Великобритании, демонстративно воздерживалось от участия в политической жизни, так же как и германские ложи, в которых состояли император Вильгельм I и многие представители высшей аристократии.

Широкое распространение масонства вызвало немало подражаний. В этой связи особого упоминания заслуживают основанный еще в начале XVIII в. Независимый орден лишних подмастерьев и возникший в 1781 году орден друидов. Созданные в Англии, они постепенно образовали ложи в странах Западной Европы и в США (между прочим, в США в 1820–1830 годах была предпринята попытка образования «антимасонской партии», сыгравшей определенную роль в политической борьбе). Масонами были не только первый президент США Джордж Вашингтон, но и занимавшие пост главы государства в первой половине XIX в. Монро, Джексон, Полк, во второй половине того же столетия - Бьюкенен, Э. Джонсон, Гарфилд, Маккинли, а в XX в. - Т. Рузвельт, Тафт, Гардинг, Ф. Рузвельт, Трумэн, Д. Джонсон. Целый ряд тайных орденов был создан рабовладельцами Южных штатов, некоторые из них были причастны к заговорам с целью убийства президента А. Линкольна. После гражданской войны 1861–1865 годов на Юге был создан зловещий ку-клукс-клан. Во второй половине XIX в. в США насчитывались сотни, а в начале XX в. - тысячи секретных обществ, вплоть до тайной «Ассоциации борьбы с конокрадством».

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Вольные витальеры Одним из первых знаменитых каперов был монах-расстрига Ойстас по кличке Бич Канала. Он промышлял преимущественно в проливе Ла-Манш.Получив от английского короля Иоанна Безземельного охранную грамоту, он с 1205 по 1212 год успешно грабил торговые корабли

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Вольные стрелки Урала В точности ответить на вопрос, кто такие башкиры, не рискнут, пожалуй, и уфимские историки. Ясно лишь, что на костяк из угорских аборигенов Урала век за веком, начиная с времен неведомых, накладывались осколки всех племен и народов, шедших на запад с

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

3. Все работы хороши Король на все руки. – Ремесленные цехи. – Мясники и булочники. – Аптекари и бакалейщики. – Хирурги и брадобреи. – Вольные каменщики. – Оружейники и аркебузиры. – Снуровщики, шорники, вышивальщики. – Женские цехи. – Лен, шерсть и шелк – Крой,

Фо Ги

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

IX. Каменщики и прочие ремесленники Теперь мы переходим к самым тяжелым профессиям, которые были уделом главным образом чужеземцев, свободных или пленных, и никому не принесли титул «князя».Египетский каменщик занимался прежде всего формовкой и кладкой необожженных

Из книги Мистерия пирамид. Тайна Сфинкса. автора Шох Роберт М.

Великая пирамида и масоны (вольные каменщики) Различные авторы возводят историю масонства (движения вольных каменщиков) ко временам древних египтян, а в некоторых случаях - ко времени строительства Великой пирамиды (Чёрчу-орд, 1898; Корниш, 1986, 1990; Феллоуз, 1877; Холл, 1937;

Из книги Второе нашествие янычар. История создания «национально свидомых» автора Русин

Вольные каменщики Малороссии В заключение обзора факторов, которые привели к появлению украинских янычар необходимо остановиться на роли масонства. Этот фактор является для меня самым малоисследованным. Однако уже общие соображения дают право утверждать, что этот

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ВОЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ Мы кончили изучение удельного порядка владения и того процесса, которым одно из удельных княжеств поднялось над другими и потом поглотило все другие. Мы останавливаемся на половине XV в., на том моменте в истории Московского княжества, когда оно

Из книги Юрьев день автора Куликов Геомар Георгиевич

Глава 7 «Мы люди вольные…» Деда привезли к вечеру.По вере своей государю-батюшке Петру Васильевичу и характеру вспыльчивому, направился он не к старшему борзятнику, а прямёхонько в княжьи палаты. Попал в худую пору. Был жестоко бит по княжьему повелению. И теперь лежал на

Из книги Трагедия ордена тамплиеров автора Лобе Марсель

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Вольные каменщики и утопический социализм Упреки в исторической недальновидности можно, правда, с равным успехом адресовать и некоторым из русских масонов. Пытаясь представить себе, каким могло бы быть общество, если бы вольные каменщики получили возможность строить

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Масоны - вольные каменщики

Масонское братство существует уже несколько веков. Некоторые тайны вольных каменщиков стали общим достоянием, но что-то по-прежнему скрыто от посторонних взглядов…

Цех масонов

Странно представить себе, что масонская ложа, к которой принадлежало очень много богатых и влиятельных аристократов, обязана своему происхождению людям физического труда. В средневековой Европе ремесленники объединялись в гильдии и братства — в цеха булочников, мельников, мясников, каменщиков. С каждым годом цеха играли все большую роль в жизни стран и имели все больший вес. Некоторые цеха становились поистине огромными образования, обладающими авторитетом, собственной наличностью, недвижимостью. А самые уважаемые представители того или иного цеха обладали и реальной политической властью — участвовали в выборах парламента, заседали в городских советах.

Цех каменщиков не являлся одним из самых влиятельных, но обладал рядом привилегий, свойственных людям данной профессии — в частности, свободное перемещение по стране. В цеха могли вступить не только настоящие каменщики, но и люди других профессий. И многие предпочитали именно цех каменщиков — из-за свободы передвижения. К примеру, нотариусам это позволяло увеличивать клиентуру по всей стране.

Масонство возникло именно в ложе каменщиков — в качестве особого образования, которое занималось не профессиональной деятельностью, а помощью попавшим в беду участникам цеха, хранило традиции и передавало их дальше. Члены братства называли себя вольными каменщиками — и из-за своей свободы передвижения и потому, что к обществу примкнуло множество людей свободных профессий — художников, скульпторов, поэтов…

Тайный знак

В любом тайном обществе принято тут же создавать условный язык, систему паролей и символов, недоступных непосвященным. Не стали исключением и масоны. Только во время церемонии посвящения в члены братства новичок узнавал все тайные знаки и задачи общества. Вот как описывается церемония посвящения в масоны в романе «Война и мир». «Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства... От самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого»…

Принципы, которые должны проповедовать и исполнять масоны: «Берегись делать какое-нибудь различие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, кто бы он ни был, настави заблуждающегося, подними упадающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра».

Коме того, масон должен был поддерживать в себе семь добродетелей: скромность и соблюдение тайны ордена, повиновение высшим чинам ордена, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость и любовь к смерти.

Вещественными символами вольных каменщиков были: циркуль, шпаги, белые кожаные фартуки — символы крепости и непорочности, лопаты, напоминающие о необходимости трудиться и очищать свое сердце от пороков, а также ковер с изображением на нем солнца, луны, молотка и отвеса…

А дух масонство определил русский писатель Михаил Осоргин: «Масонство вовсе не система нравственных положений, и не метод познания, и не наука о жизни, и даже, собственно, не учение. Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима... Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества. Путь к совершенствованию человеческого рода лежит через самоусовершенствование при помощи братского общения с избранными и связанными обещанием такой же над собой работы. Значит — познай себя, работай над собой, помогай работе над собой другого, пользуйся его помощью, умножай ряды сторонников этой высокой цели. Иначе — союз нравственной взаимопомощи».

Знаменитые имена

Хотя общество масонов с веками становилось все более таинственным, многие считали своим долгом попасть в братство вольных каменщиков. Потому что масоны приобретали все большее влияние, и очень многие богатые и знатные люди становились членами братства. Например, в Англии членами ложи являлось шестнадцать принцев, четверо из которых стали впоследствии королями. Но в основном к масонам принадлежали представители интеллигенции, философы, поэты. Все они свято верили, что можно построить справедливое общество на основах достижений науки и разума.

Количество желавших сделать мир справедливым было так велико, что в 1717 году четыре масонских ложи объединились, и появилась Великая Ложа, призванная координировать и направлять работу всего масонства.
С годами масонство стало еще более организованным. В 1723 году в Англии была опубликована «Книга Уставов», написанная шотландским священником Джеймсом Андерсоном.

В конце 30-х годов XVIII века ложи существовали по всей Европе — в Бельгии, России, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число возросло до двадцати двух, а через сорок пять лет, накануне Французской Революции, число масонов достигало 100 тысяч.

Имена знаменитых масонов вызывают уважение. К братству вольных каменщиков принадлежали: Вольфганг Амадей Моцарт, Ференц Лист, Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Яков Сибелиус, писатели Иоганн Вольфганг Гете, Рабиндранат Тагор, Вальтер Скотт, Оскар Уайльд, Марк Твен, поэты Александр Поп, Роберт Бернс, Редьярд Киплинг.

Были масонами Теодор Рузвельт, Уинстон Черчилль, Джон Джейкоб Астор и Генри Форд. Относились к братству Чарльз Линденберг, совершивший первый одиночный перелет через Атлантику, полярные исследователи Роберт Пири, Мэтью Хенсон, адмирал Ричард Берд. Американский астронавт Эдвин Олдрин, ступивший на поверхность Луны 21 июля 1969 года, нес в кармане знамя с масонскими эмблемами.

Русские масоны тоже широко известны: Пушкин, Суворов, Кутузов Сумароков, Новиков, Жуковский, Грибоедов, Волошин, Гумилев, Алданов...

В наше время масонство так же процветает, но из-за покрова тайны мы не можем знать, кто из великих мира всего принадлежит в этому братству…

Вы когда нибудь задумывались почему масоны называют себя "каменщиками" и в качестве символов испоьзуют строительные инструменты молоток, угольник, циркуль, фартук и т. д.?


Каменщики это ведь по сути ремесленники, рабочий класс, то есть совершенно неуважаемые люди в эпоху средневековья. С точки зрения людей того времени, для придания себе крутизны следовало бы придумать себе предшественников из числа царей и легендарных героев, что собственно и делали всякие семейки "помазанников" придумывая себе происхождение от римских кесарей, от древнеиудейских царей и даже от "иисуса христа" как это показано в известном фильме "Код да Винчи"
А тут вдруг работяги каменшики....
Масоны выводят своё происхождение от легендарного каменщика Адонирама (Хирама) - мастера который строил первый Иерусалимский Храм, и кстати сам он не был иудеем.
Так в чём же дело? за что каменщики удостоились такой чести? Попробуем разобраться.
Анализ достаточного количества артефактов древних цивилизаций Египта и Центральной Америки говорит о том, что при их создании использовались некие высокие технологии недоступные даже при современном уровне развития техники, не говоря уже про древних египтян не знавших железа и тем более индейцев. Речь идет в первую очередь о способности сверлить и резать как масло твёрдые породы камня - гранит и базальт а так же возможности транспортировки огромных каменных глыб.
Например вот такой факт -

""""""По поводу следов инструмента, оставившего спиральную борозду на одной из таких цилиндрических сердцевин, изымаемых из просверленного в граните отверстия, Петри писал:
«Сверло погружается на 0,1 дюйма (2,5 мм) за оборот в 6 дюймов (15, 2 см), или 1 к 60, - скорость прохождения кварца и полевого шпата является удивительной».
Прочитав это, я вынужден был согласиться с Петри. Это была невероятная скорость подачи (расстояние, проходимое за оборот сверла) для бурения в любом материале, не говоря уже о граните. Я был поставлен в тупик вопросом - как сверло могло достичь такой скорости подачи? Сам Петри был так изумлен этими артефактами, что попытался объяснять их, возвращаясь к этому вопросу в трех разных местах одной главы. Для инженера 1880-х, каким был Петри, всё наблюдаемое являлось аномалией. Параметры отверстий, их сердцевин и следов инструмента указывали на невозможность «события». Три специфические характеристики отверстий и цилиндров, как показано на иллюстрации справа, собственно и выдают характерную технологию изготовления этих артефактов. Это:

1. Сужение на конце - как отверстия, так и сердцевины;
2. Последовательные винтовые (спиральные) каналы, демонстрирующие, что сверло входило в гранит со скоростью подачи 0,1 дюйма (2,5 мм) за оборот сверла.
3. Поразительный факт, что спиральная борозда в канале от сверла глубже в кварце, чем в более мягком полевом шпате.

Такая инверсия имела бы место при стандартной машинной обработке. В 1983 г. Дональд Ран (Rahn Granite Surfase Plate Co, Дэйтон, штат Огайо) сказал мне, что алмазные свёрла, вращающиеся со скоростью 900 оборотов в минуту, проникают в гранит со скоростью 1 дюйм (2,54 см) за 5 минут. В 1996 Эрик Лейтер (Trustone Corp.) сказал мне, что эти параметры с тех пор не изменились. Скорость подачи современных свёрл, таким образом, составляет 0,0002 дюйма (0,005 мм) за оборот, демонстрируя, что древние египтяне были способны сверлить гранит со скоростью подачи, которая была в 500 раз больше (или глубже за один оборот сверла), чем современные сверла. Другие характеристики также создают проблему для современных свёрл. Древние сверла создавали сужающиеся отверстия со спиральными углублениями, глубже прорезанными в более твердых элементах гранита. Если обычные методы механической обработки не могут ответить ни на один из этих вопросов, как мы ответим на все три? """""""""
http://www.goldentime.ru/hrs_machinegypt_1.htm
Или ещё вот такая статья с описанием предмета разговора -
http://naturesecret.ru/2011/04/24/piramidi-dlya-egiptyan/
И что бы наглядно представить себе о каких технологиях идет речь, стоит посмотреть этот фильм, наиболее интересный момент где то с 9 мин.

В качестве гипотезы, можно предположить, что этот самый Адонирам обладал знанием технологий или владел инструментами доставшимися ему от представителей условно говоря допотопной цивилизации.
Таким образом, обладание технологиями и возможно орудиями делало этих "каменщиков" как бы представителями некой таинственной сверхцивилизации превосходящей по своему авторитету даже царей и легендарных героев, что и побудило масонов считать "каменщиков" своими реальными или мнимыми предшественниками.
Но здесь так же можно предположить, что и в настоящее время существует тщательно законспирированное сообщество которое управляет миром. Время от времени это сообщество выдаёт "нужным людям" некоторые механизмы власти и знания. Некоторые обрывочные и путанные описания этих технологий содержатся в так наз. алхимии.

Существует мнение, что мировой экономикой управляют масоны. Кто они такие, многим доподлинно не известно, в связи с чем возникает масса различных легенд, домыслов и сплетен. О них часто говорят, им завидуют, обвиняют во всех человеческих бедах и приписывают порой мистические качества, полученные благодаря тайным знаниям. Но на самом деле это связано в основном с отсутствием достоверной информации. Людям свойственно объяснять все непонятное и неизвестное при помощи магии и мистики.

История создания братства

Если же углубиться в историю и оперировать исключительно подтвержденными фактами, то общество масонов (союз вольных каменщиков, как они сами себя называют) было создано в Англии. В 12-м веке в этой европейской стране появилось своеобразное цеховое движение, состоящее из мастеровых людей, которые носили особые мундиры и обладали определенными привилегиями благодаря высокому достатку и положению в обществе.

Расцветом движения считается 15-й век. В это время именно гильдия каменщиков получила дополнительные привилегии от самого короля. Они имели право свободного перемещения в пределах государства, ношения мундира и считались представителями наиболее влиятельной гильдии. Именно в этот период появился термин «масоны». Кто они сейчас, спустя 6 веков? Это вопрос, ответ на который неоднозначен.

Сверхлюди или мастера своего дела?..

За всю историю существования общества его членами были несколько выдающихся архитекторов. Наиболее известным среди них считается Кристофер Рен. Его знаменитейшая работа — собор Святого Павла. Он интересен тем, что традиционные колонны, предназначенные для поддержания потолка, тут до него просто не достают. То есть Рен умудрился возвести здание таким образом, что в них нет необходимости, и они играют исключительно эстетическую роль. Таким образом, архитектор доказал свой уровень мастерства не только оппонентам, но и всему миру.

Позже, когда братство переживало тяжелые времена, в него принимали не только строителей, но и священников, коммерсантов, а также представителей других профессий. И все они стали называть себя «масоны». Кто они были на самом деле, в те времена никого не интересовало, важно было, чтобы братство выжило. Новички делали свой взнос в общую кассу, порой немалый.

Некоторые историки утверждают, что именно эти представители, вошедшие в общество в трудные времена, в дальнейшем начали им управлять, передавая власть собственным потомкам. Таким образом, сейчас это уже далеко не братство вольных каменщиков, которым когда-то считали себя масоны. Кто они теперь? В первую очередь люди. Да, возможно, обладающие определенными тайными знаниями, позволяющими управлять огромными корпорациями, подчинять себе сотни, тысячи и даже миллионы обычных граждан. Среди них европейцы, американцы, евреи и арабы, сейчас нет ни одного континента, на котором бы своя ложа. У масонов свои правила, свои символы и свое понимание жизни. Но это вовсе не наделяет их сверхчеловеческими качествами. Символы масонов известны многим и часто встречаются в повседневной жизни. Это и шестиконечная звезда (главный знак иудеев), и лучезарная дельта (известная как всевидящее око, которое присутствует на и нередко используется различными религиями), и шахматный пол, и молот, и циркуль с наугольником, отождествляемый с землей и небом. Их множество, и каждый имеет свое значение.

В целом же масоны — это образованные, умные люди, обладающие определенными знаниями и дорожащие ими. Благодаря своему уму, старанию, порядку и прочим качествам члены братства достигли многих земных благ, включая богатство, власть и соответствующую репутацию.


Close