Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО "Дебесский политехникум"

РЕФЕРАТ

На тему: "Калина красная"

Выполнил: студент 2 курса группы "Б"

Воблов Антон Игоревич

Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна

С. Дебесы, 2009 г.

Введение

1. Основная часть

1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10 74)

1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

1.4 Анализ выбранного произведения. (Повесть "Калина красная")

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

"А вот нате вам! - как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. - Так вот надо работать". И многочисленные "середняки" от кино и литературы, озадаченные "шукшинским феноменом", либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина - яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя "изюминка", неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть "Калина красная", ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

1. Основная часть

1.1 Биография писателя : Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10.74)

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале "Смена".

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера - "Живет такой парень", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину" - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм "Живет такой парень" получил награду Венецианского международного фестиваля "Золотого льва св. Марка".

Шукшин - автор романов "Любавины" и "Я пришел дать вам волю" - о Степане Разине. Им написаны повести "Там, вдали", "Калина красная", "До третьих петухов", пьеса "Энергичные люди", многие рассказы, составившие сборники - "Сельские жители", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Дарование Шукшина-писателя ярче всего раскрылось в его коротких, предельно емких по содержанию рассказах, проникнутых любовью к человеку-труженику и презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам.

Большие заслуги В. Шукшина - писателя, кинорежиссера и актера - отмечены присвоением званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР. Посмертно ему присвоено звание лауреата Ленинской премии (1976).

1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Шукшин никогда не искал материал для творчества специально, он ж и л, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть текучка жизни, которая нас так угнетает и заедает, она-то и давала ему и "сюжеты", и "характеры".

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры.

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.

Рассказы Шукшина, относясь "к деревенской прозе", отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. "Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так - одна нога к берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…"

Эта сложная психологическая ситуация определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл "странными, непутевыми людьми". В сознании читателей и критиков прижилось название "чудик". Именно "чудики" являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников "Характеры".

"Горести и печали человеческие - живые и трепетные нити…" Это строки из рассказа Шукшина "Верую" - строки, которые являются наиболее точным определением многих художественных исследований Шукшина, большой, протянувшийся от первого сборника до рассказа "Други игрищ и забав" (из последней прижизненной публикации) путь.

В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты, артистизма.

Каждая больница - это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам", и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.

1.4 Анализ выбранного произведения ( п овесть "Калина красная")

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Заключение

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, - все люди и факты - становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

В своей повести "Калина красная" Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь "маленького", но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по "неровной дорожке".

Для меня произведения Шукшина - яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека - непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие - особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.

Список литературы

1. Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983. - 477 с.

2. Шукшин В.М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990. - 254 с.

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал "Огонек". Поступил Василий Шукшин просто - заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за "Любавиных". Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в "Калине красной", увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего - 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку - дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Моор Елизавета

Комментарий на кинофильм В.М. Шукшина «Калина красная»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий на кинофильм В.М. Шукшина «Калина красная»

«Врачующая» сила кино.

«Калина красная» - это не просто фильм, это парящее искусство, где В.М. Шукшин-кинематографист органически проникает в В.М. Шукшина-писателя, где проза зрима, а фильм литературен; читая его книгу, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Для лучшего понимания творчества В.М. Шукшина я исследовала взаимопроникновение кинематографа в киноповесть и прозаического произведения в кинофильм «Калина красная».

«Калина красная» - вершинное достижение зрелого В.М. Шукшина, произведение глубокое и человечное. Киноповесть была опубликована в журнале «Наш современник» (1973, №4). Фильм снимался в том же 1973 году. Режиссер и сценарист фильма В.М. Шукшин, оператор А. Заболоцкий, художник И. Новодережкин, композитор П. Чекалов. Премьера состоялась в феврале 1974 года. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку «Калина красная» была удостоена главной премии.

В киноповесть В.М. Шукшин заложил необычайно важные темы, которые получили свое развитие и завершение уже в кинокартине. Он поднимает вопрос об ответственности человека за выбор жизненного пути, показывая нравственное потрясение главного героя Егора Прокудина, бывшего уголовника, вора, через сомнения и муки уходящего от своего прошлого. Егор Прокудин - одинокий человек с мятущейся душой и нерастраченной щедростью сердца, в нем переплелись смелость, достоинство, одаренность и скрытность, жестокость, шутовство. В.М. Шукшин видит в своем герое черты сильного, хорошего человека, несмотря на его прошлое, разрушившее и изменившее многое в его душе. Перед нами проходит панорама жизни героя с чередой попыток сотворения судьбы. Насыщенность этой жизни событиями позволяет герою сказать о себе: «Живу, ей-богу, на бегу»… И эта спешность героя вызвана прежде всего попытками разрешить многие вопросы человеческого бытия.

В процессе съемок менялись некоторые обстоятельства действия, отдельные реплики и даже целые сцены, вводились одни персонажи и, наоборот, исчезали другие.

Я обратила внимание на те эпизоды фильма, которые вызывают невероятное напряжение и проникают в самую душу зрителя В.М. Шукшина.

Вот как представлен один из начальных эпизодов в киноповести:

«И вот она – воля!

Это значит – захлопнулась за Егором дверь, и он очутился на улице небольшого поселка. Он вдохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то старушка с сумочкой, остановилась.

Вам плохо?

Мне хорошо, мать, - сказал Егор. – Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

Куда садиться? – не поняла старушка.

В тюрьму».

В этой сцене виден неуемный шукшинский юмор, через смех он говорит о важном. Кажется, сцена не нуждается в коррективах, она просится на экран. Но в фильме В.М. Шукшин первые мгновения воли Егора показал абсолютно иначе.

…Гремят железные двери, выпуская стриженого Егора. И видим мы молодые, чуть удивленные лица солдат охраны, видим вековые, крепкие стены, вырастающие из озерной воды, слепящий свет северного сильного солнца. Егор на секунду закрывает глаза от этого нестерпимого света, и вот уже скоро, без оглядки, он шагает вперед, к новой жизни.

Кирзовые сапоги равномерно и гулко ударяют по настилу, стук каблуков звонко разносится по неподвижной воде, а Егор ничего не слышит и не видит, весь устремленный к заветному берегу.

Вот она – воля!

В фильме эти первые секунды свободы – свободы после пятилетнего заключения – прозвучали намного сильнее, нежели в прозе. Сравнивая сцену из киноповести с тем, что мы увидели в картине, мы понимаем, почему В.М. Шукшин предпочел уйти от первоначальных юмористических тонов к суровым краскам неподдельной драмы.

Егора сыграл сам Шукшин: его герой в этот миг неулыбчив, в нем не уловишь и признаков слабости, шаг его уверен и нетерпелив…

В этом довольно длинном по метражу куске мы не только распознаем каменное упорство героя. Мы предчувствуем, что человек этот на самом деле уходит от прошлого, решение его бесповоротно.

Много замечательных находок, отлично задуманных сцен в этом фильме.

Сцена встречи Егора Прокудина с матерью, которая его не узнала, - один из сильнейших драматических эпизодов фильма. С поразительной силой В.М. Шукшин сыграл позднее раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать. Напряжение в этой сцене достигает верхней точки, находя затем выход в отчаянно-истовом признании Егора, когда он, уже будучи не в силах совладать с собой, выскакивает из резко затормозившей машины и, содрогаясь от рыданий, падает на взгорке лицом в траву. Колотит руками о землю, кричит неузнаваемо изменившимся голосом, и камера Заболоцкого, чуть приподнимаясь над этим кающимся «блудным сыном», включает в кадр заросший сельский погост, чью-то безымянную могилку, такую же ветхую, как старая мать Егора. Сохранились записи Фомина, который в 1973 году был на съемках «Калины красной»: «Когда снимали сцену истерики Егора после его возвращения от матери, Шукшин так страшно корчился на земле, так искренно и безутешно рыдал, что по коже пошли мурашки, и камера, и осветительные приборы – все это перестало вдруг существовать, провалилось куда-то. Возникло какое-то жутковатое ощущение, что никакие это не съемки, не актер Шукшин, а просто какой-то человек плачет, корчится от страшной муки… И, честное слово, забыв, где все это происходит, я поймал вдруг себя на мысли, что хочу то ли броситься к безутешно рыдающему на земле человеку, то ли бежать от всего этого ужаса прочь». Однако в кинофильме рассказа бабки Куделихи (мать Егора Прокудина) в том виде, в каком В.М. Шукшин его представил в киноповести, нет. В прозаическом произведении мать Егора с трепетом рассказывает о своих детях:

« - Одна вот теперь со мной живет, Нюра, а трое в городах…

А еще двое? – спросила Люба.

А вот их-то… я и не знаю: живы они, сердешные душеньки, или нету их давно, - слезы закапали ей на руки, и она поспешно вытерла глаза фартуком».

Необычайно трогательна сцена разговора Егора Прокудина с березками возле пашни. Вокруг раздается щебетание птиц, ветер слегка колышет голые ветви деревьев, и мы слышим нежные слова Егора Прокудина, обращенные к березкам:

«Ох, вы мои хорошие. Ну что? Как вы тут?Дождались…»

В киноповести эта встреча героя с березками третья. Трудно понять, ищет ли он опоры «в березах», в их белизне, или прощается с ними, кается перед ними: «Ох, вы мои хорошие! И стоят себе: прижухлисьс краешку и стоят. Ну, что, дождались? Зазеленели… - Он ласково потрогал березку».

Интересен еще один эпизод из фильма, но уже отсутствующий в киноповести. За столом Байкаловых подвыпивший, но, по всему видно, хороший человек, возможно учитель, поет народную песню на знаменитые стихи Некрасова («Школьник»). И видно, как ему горько и досадно оттого, что вот не дали допеть, а песня-то какая, и конец-то какой хороший:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Песня эта как бы подчеркивает иную дорогу, по которой мог пойти и Егор Прокудин. Однако, оказавшись на воле, герой все еще мечется, он на перепутье: внутренне Егор, сам не осознавая этого, уже далек от Губошлепа, своего товарища и «благодетеля», хотя еще не видит своего недалекого будущего. Ему предстоит расстаться с иллюзиями, понять тот мир, который ворвется в его жизнь вместе с добротой полюбившей его Любы Байкаловой. Образ Любы несет в себе тему действенной доброты, желания и умения бороться за оступившегося человека. Она единственная смогла разгадать Егора Прокудина, смогла помочь ему обрести душевный покой. А Егор, наконец, понимает, как сильно нужна ему Люба.

«Калина красная,

Калина вызрела»,

часто поется в киноповести. В фильме этой песни нет. Зато есть статичный кадр: какой-то мальчик кидает в воду зрелые ягоды калины. Они медленно тонут, их клюют маленькие, юркие рыбки. По одному из народных поверий калина – это символ первой, обязательно несчастной любви. Ее-то и испытал герой киноповести и фильма «Калина красная» Егор Прокудин.

Песни о калине, этой старой, популярной и такой грустной песни, нет в фильме. А В.М. Шукшин ее любил, пел ее умело, с душой… Ближе к финалу картины, в эпизоде с Любой и Петром, пробует ее напеть герой, идет он узкой деревенской улицей к озеру, где на лавочке, поближе к воде, сидит жена, минута эта тревожная, последняя мирная минута, дальше придет выстрел, придет смерть…

В «Калине красной» В.М. Шукшин показал «рождение» и гибель человека, который всю жизнь ходил по краю:

«…Наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги – это и есть праздник души, но он же и понял, что это не так. А как – он не знает и так и не узнал».

Таким образом, проанализировав эпизоды из кинофильма и киноповести «Калина красная», мы убедились, что чтение дарит нам всю глубину произведения, будит наше воображение и мысль, обогащает чувства и речь, а экранизация произведения помогает оценить по достоинству и труд писателя, и творческую работу постановщиков.

Моор Елизавета

Моор Елизавета

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Читаем. Размышляем…

Для лучшего понимания замысла В.М. Шукшина я решила проанализировать язык его художественного произведения. Каждый должен понять и почувствовать, что литературно-художественное творчество – это прежде всего способность писателя выразить свое видение мира, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему языковых изобразительно-выразительных средств.

Большую роль в киноповести играют имена героев.

Егор Прокудин, Егор, Егорушка, Георгий, Горе – так на протяжении всей киноповести обращаются к главному герою.

Егор – нар.от Георгий – греч. «землепашец». Имя персонажа подчеркивает его истоки – выходец из крестьян; определяет его изначальную, естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на воле, отвечает «сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя себе пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя свое истинное лицо: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…». Фамилия центрального персонажа восходит к прозвищу Прокуда – проказник, изворотливый, предприимчивый.

Воровская кличка главного героя – Горе. Так окрестил его Губошлеп. Такова суть персонажа киноповести «Калина красная». Горе несет он окружающим его людям. Горе живет в его душе. И потому нет ей покоя.

Не случайно В.М. Шукшин называет милую, добрую женщину, ставшую возлюбленной Егора Прокудина, Любовью. Именно Люба помогает герою обрести душевное спокойствие, научиться любить. Имя Любовь – старославянское.

Весь текст «Калины красной» построен на противоречиях и противопоставлениях, которые отражают метания главного героя и постепенно подводят его к неизбежному концу – гибели. Правда и ложь, жизнь и смерть постоянно соседствуют в киноповести и в душе главного героя – Егора Прокудина.

Ведущую роль в организации текста играет антитеза, призванная передать противоречия в сознании и душе вора-рецидивиста, пытающегося вернуться к своим истокам.

Контраст возникает уже на первых страницах киноповести. Егор Прокудин выходит на волю, где весна, пробуждается жизнь, где «сплошной березовый лес». И сам же уходит из него в воровское логово: «Комната была драная, гадкая. Синенькие какие-то обои, захватанные и тоже драные, совсем уж некстати напоминали цветом своим весеннее небо, и от этого вовсе нехорошо было в этом вонючем сокрытом мирке, тяжко». Жизнь вольная и воровская несовместимы.

Внутренний конфликт «Калины красной» связан с поисками героем «праздника души». Праздник, по В.М. Шукшину, это отдых, освобождение, взрыв страстей. История жизни и смерти Егора Прокудина есть не что иное, как трагедия ложного «праздника души». Жажда праздника воплотилась в пляске Егора и Люсьен, которые этой пляской как бы «вколачивали» в гроб «свою калеку-жизнь». А за стенами воровского притона – весна. Весна для В.М. Шукшина – это символ чистоты, обновления, жизни. Весной выходит Егор Прокудин на волю. И именно весной погибает. Возникает контраст: весна – это жизнь, но весна несет с собой и смерть.

Необычайно выразителен диалог в киноповести «Калина красная». Замечателен эпизод знакомства Егора Прокудина с родителями Любы Байкаловой. Речь старика и Егора каждая по-своему лексически окрашена, каждая имеет свою интонацию. В течение этого разговора Егор то несусветно «заливает», задетый недоверием стариков, то наступает на Федора с вопросами, разыгрывая из себя следователя, ведущего допрос. Он находчив, речист и, можно сказать, «артистичен». Недаром в конце концов рассерженный было старик приходит в восторг от этого ухаря: «Чисто комиссар какой!»

В киноповести «Калина красная» автор показывает два особых мира, близких главному герою: «воровской» мир и мир, в котором Егор Прокудин, необычный человек, возвышенная натура, способная на глубокие чувства. Передавая своеобразие каждого мира, В.М. Шукшин использует особые изобразительно-выразительные средства.

«У старушки было румяное морщинистое личико и ясные глаза»;

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное»;

«И утро было хорошее – с прохладицей, ясное».

Когда же писатель характеризует бывших друзей, а ныне врагов Егора, на первый план выходят слова со значением «злой»:

«(У Губошлепа) глаза горели злобой»;

«Посмотрел…злым и обещающим взглядом».

Ясный и злой вступают в антонимичные отношения в пределах контекста киноповести. Это становится возможным потому, что лексема ясный обладает переносным значением «ничем не омраченный, спокойный», а злой – «полный злобы, злости».

Показывая воровскую «среду», В.М. Шукшин использует жаргонизмы, просторечные слова, которыми насыщена речь героев.

«Тухлое твое дело» – просторечное;

«Сбацают» – просторечное;

«Шляются» – просторечное;

«Лаяться кинулся» – просторечное;

«Е-мое» – просторечное;

«Засандалить» – просторечное;

«Схаваю» – просторечное;

«Громадная невезуха» – просторечное;

Описывая «логово» Губошлепа и воровской компании, автор употребляет эпитеты:

«Драная, гадкая комната», «захватанные, драные обои» , «вонючий мирок». С их помощью возникает чувство отстраненности и неприязни к воровской банде.

В произведении соседствуют фольклорные слова и жаргонизмы:

Что пригорюнился, добрый молодец ?

Отпыхтел ?

Совершенно по-другому изображен мир, в котором Егор Прокудин смог нравственно очиститься, полюбить. В.М. Шукшин здесь употребляет немало эпитетов, фразеологизмов, ярких, красочных обращений. Речь героев содержит и элементы фольклорной лексики.

Описывая старушку, встретившуюся на пути Егора, автор использует эпитет «ясные глаза». В описании Любы эпитет «милое русское простое лицо» помогает увидеть настоящую русскую женщину, добрую и отзывчивую.

А встреча Егора с березками характеризует его как человека возвышенного и доброго. Герой называет их «подружками», «невестами» . Эти обращения, употребленные автором, необычайно нежны и красивы.

Поражают своеобразием обращения Егора к Любе: «Любушка-голубушка», «оладушек сибирский», «дорогуша сдобная», «зоренька ясная». И как не улыбнуться этим словам героя, произнесенным с таким трепетом и озорством?

Присутствуют в киноповести канцеляризмы и просторечия:

Ну, поставим вопрос несколько иначе …

Тихо! – скомандовал старик. – Один дурак городит чего не попадя , а другая…

В.М. Шукшин высоко ценил искусство. Поэтому в его киноповести встречается немало музыкальных, литературных произведений.

Так, киноповесть «Калина красная» начинается песней «Вечерний звон», которую исполняют рецидивисты. Это неслучайно. Песни вошли в жизнь В.М. Шукшина с детства. Дома с матерью и сестрой Таей они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Тая подхватывала. Вася же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Василий Макарович приезжал домой со съемочной группой, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

Существует два варианта песни «Вечерний звон». Одна – народная, другая – это стихотворение «Вечерний звон», положенное на музыку русским композитором А.Т. Гречаниновым и польским композитором С. Монюшко. Именно эта песня помогает нам понять, как важны для рецидивистов и «край родной», и «отчий дом», с которым они простились.

Невозможно представить киноповесть без замечательной песни «Калина красная». Слова песни народные, музыка – Я. Френкеля. Я обратила внимание, что в повести персонажи исполняют песню «Калина красная» четыре раза. Вначале ее поет Люсьен, во второй и третий раз песню исполняет Егор Прокудин, и только в последний, четвертый раз, песня заиграла по-новому: «так хорошо, так славно», и это потому, что исполнили ее Егор и Люба вместе.

Особое внимание привлекает эпизод, в котором Егор Прокудин читает стихотворение С. Есенина «Пусть для сердца тягуче колко». Оно полно предчувствий своей гибели. И это предчувствие на протяжении всей киноповести преследовало героя:

«…Упаду и зароюсь в снегу».

Читает Егор и стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Это происходит во время пребывания героя в бане вместе с Петром.

«Сижу за решеткой в темнице сырой…» -

завел первым Егор. Петро поддержал. И так неожиданно красиво у них вышло, так – до слез – складно и грустно».

Бесспорно, герою близко литературное творчество. Быть может, это оттого, что произведения помогают Егору «исцелять» душу, нравственно совершенствоваться, а, может, в сюжетах произведений Егор видит и свою жизнь.

Таким образом, я выяснила, что изобразительно-выразительные средства языка придают киноповести В.М. Шукшина лаконизм, живописность, создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. А произведения искусства, которые автор поместил в художественном произведении, помогаю лучше раскрыть образы героев, передать их чувства и эмоции.

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина "Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и "правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.


Close