КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСТИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Контрольная работа

На тему: «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Выполнила: студентка 1 курса зз

гр. 17-2301 Кашапова Диана длоо

Проверил: к.п.н. доцент кафедры

менеджмент в образовании ршлшг

Назмутдинов Валерий Якфарович

Казань-2012

Тема: « Нормативно-правовое обеспечение образования»

План:

Введение………………………………………………………............................3-4

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений……………… 4

1.1. Типы и виды образовательных учреждений……………………………..4-8

Глава 2. Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе………………………………………………………..8

2.1. Конституция Российской Федерации……………………………………8-10

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»……………………..10-19

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации………...……...………...19-22

Заключение……………………………………………………………..….…22-23

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы: общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Любая система образования – это комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

Образовательные учреждения РФ бывают разных типов, от детский садов до высший учебных заведений, но все они используют в своей работе специальные нормативно – правовые документы, разработанные государством для регулирования самого процесса воспитания и образования.

Цель работы - изучить общую характеристику образовательных учреждений и охарактеризовать все нормативно-правовые документы, используемые в системе образования.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу « Нормативно-правовое обеспечение образования»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Нормативно-правовое обеспечение образования» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

4. обозначить тенденции развития тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

Над этой проблемой работали российские ученые, разработавшие фундаментальные категории общей теории государства и права: С.С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. И. Кудрявцева, В. В. Лазарев, А. В. Малько, М.Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова.

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений

Типы и виды образовательных учреждений

В России к образовательным институтам относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

Профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2 - 3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Задачами начального образования является воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера , обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов; магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Послевузовское профессиональное образование также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Сеть детских домов в России включает:

-дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет);

-смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);

-детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).[ 2, 15-16]

Рассмотрев все типы образовательных учреждений, можно сделать вывод, что государство предусматривает равнодоступное и качественное образование для всех своих граждан. Нет ни одного человека, который был бы лишен права на получение основного среднего образования. Для граждан, желающих продолжать свое обучение, существуют профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на существующее особенности и разнообразие учреждений образования, государством предусмотрены единые нормативно-правовые документы, на которые должны опираться все участники процесса воспитания и образования.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет

«Типы и виды образовательных учреждений »

реферат по дисциплине

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Специальность 060706 (031000) «Педагогика и психология»

Специализация «Менеджмент в образовании»

Выполнил: студент 3 курса гр. Д993у заочного отделения

Сабирова Гульнара Мансуровна

Научный руководитель:

Богданов Дмитрий Игоревич

Чистополь – 2012

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Типы и виды образовательных учреждений……………………..5

1.1 Учреждения дошкольного образования………………………………..5

1.2 Учреждения общего образования………………………………………7

1.3 Учреждения дополнительного и специального образования………...21

Заключение…………………………………………………………………..24

Список используемой литературы…………………………………………26

Приложение………………………………………………………………….27

Введение

Учебное заведение или образовательное учреждение (с 1992 г.) в соответствии с ФЗ «Об образовании» - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение должно являться юридическим лицом(5).

Каждый человек в своей жизни проходит ступени развития. Прохождение этих ступеней он начинает от самого рождения и до старости. Это ступени развития физического, умственного, психологического и т.д. Государственное образование помогает человеку в освоении этих ступеней. Вся образовательная система представляет собой взаимосвязь ступеней развития человека от дошкольников до взрослых людей. И согласно этим ступеням строится система, которая подразделяется на определенные образовательные учреждения по возрастному этапу. Такое подразделение называется типологией образовательных учреждений. Я считаю, что эта тема очень интересна тем, что всю систему здесь можно конкретно проследить, а так же яснее проследить развитие человека в этой системе. Этапы его прохождения и развития.

Маленький ребенок, еще не привыкший к окружающему миру на 1ом этапе системы попадает в самое первое свое образовательное учреждение - дошкольное (детский сад, ясли-сад и др.). На 2-м этапе - начальная школа для младших школьников и дошкольников. Здесь ребенок осознает себя как личность, отличную от других, он больше видит и понимает. На 3-м этапе основное общее образование (средняя школа, гимназия и др.), затем 4-ый - начальное, среднее и высшее профессиональное образование с 15-16 лет (училище, техникум, институт, университет), 5-ый - послевузовское образование (аспирантура, магистратура и др.), это образование можно получить в любом возрасте, естественно, только после окончания Вуза. Также для детей предлагается по желанию дополнительное образование (дворцы, дома детского творчества, юные натуралисты, клуб, спортивная школа, школа искусств). Существуют учреждения специального образования (кадетский корпус, коррекционная школа, для подростков с дивиантным поведением и др.).

Все вышеуказанные учреждения подразделяются на типы, которые делятся на виды. Они будут рассмотрены в основной части работы.

Обучение рассматривается как важнейшая составляющая часть общей системы образования, включающей помимо учебного процесса и другие сферы развития и воспитания личности, а поэтому оно должно выполнять и собственно обучающую, и развивающую, и социально-адаптивную, культуро - преемственную, воспитывающую и некоторые другие функции. Все эти функции осуществляют образовательные учреждения, типологию которых мы рассмотрим ниже подробно.

Объект исследования: образовательные учреждения

Цель работы: изучить типы и виды образовательных учреждений.

Структура исследования:

Работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, заключения, списка литературы и приложения.

Гипотеза: образова́ние это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

  1. Типы и виды образовательных учреждений

1.1 Учреждения дошкольного образования

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

Детский сад.

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

Дошкольное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Дошкольное образовательное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Аттестация дошкольного образовательного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет. Целью и содержанием аттестации дошкольного образовательного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В дошкольное образовательное учреждение в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Итак, детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации дошкольного образования

1.2 Учреждения общего образования

Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа. Рассмотрим главные из них:

1) Общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. Виды учреждений:

начальной школы-детского сада;

начальной школы-детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования обеспечивается по следующим направлениям:

развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающегося;

формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;

развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности. На основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается:

формирование и развитие воспитанников и обучающихся;

обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;

развитие познавательных и речевых способностей;

формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;

формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.

2) Общеобразовательное учреждение. Виды учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Общеобразовательное учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей). В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения. Органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления. Обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;

в) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;

г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения;

е) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.

3) Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 3 года).

Содержание общего образования определяется общеобразовательными программами, учитывающими возрастные особенности обучающихся, их жизненный и производственный опыт, направленность интересов и планов, связанных с дальнейшим получением профессионального образования, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов. Обучающиеся имеют право:

а) на получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с едиными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня они получают впервые;

б) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг на договорной основе;

в) на участие в управлении учреждением в форме, определяемой уставом.

Обучающиеся в учреждении по очно-заочной (вечерней), заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Обучающиеся на ступени основного общего образования, освоившие программу учебного года в полном объеме, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно по решению органа управления образовательного учреждения. Освоение программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация выпускников учреждения осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации. Выпускникам учреждения, имеющего государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем образовании. Обучающиеся в учреждении обязаны выполнять его устав, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

4) Общеобразовательная школа-интернат. Общеобразовательная школа-интернат (далее именуется - школа-интернат) создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования. Виды общеобразовательных школ-интернатов:

общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,

гимназий-интернатов,

лицеев-интернатов.

В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате. Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности. Воспитанники школы-интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы-интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по организации питания. По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения. Воспитанники школы-интерната имеют право на:

получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

выбор формы обучения; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом на договорной основе;

уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов

Выпускникам школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью общеобразовательной школы-интерната.

5) Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей:

детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи учреждения:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования. Организация обучения и воспитания в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

разновозрастные (не более 8 человек);

одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Учреждение с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности. Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

Участниками образовательного процесса в учреждении являются воспитанники и педагогические работники. В учреждение принимаются:

дети-сироты;

дети, отобранные у родителей по решению суда;

дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

Воспитанники учреждения имеют право на:

бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

защиту своих прав и интересов;

уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

развитие своих творческих способностей и интересов;

получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

Итак, общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

1.3 Учреждения дополнительного и специального образования

1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений:

Суворовское военное училище;

Нахимовское военно-морское училище;

Кадетский (морской кадетский) корпус.

2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

Санаторно-лесная школа;

Санаторная школа-интернат;

Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;

Специальное профессионально-техническое училище;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно-опасное деяние.

4) Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей).

5) Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр диагностики и консультирования;

Центр психолого-медико-социального сопровождения;

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

Центр социально-трудовой адаптации и профориентирования;

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

6) Учреждения дополнительного образования.

Тип “ учреждения дополнительного образования детей" подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

1) Тип “образовательное учреждение начального профессионального образования” подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.

2) Тип “ образовательное учреждение среднего профессионального образования" подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.

Тип “ образовательные учреждения высшего профессионального образования ” подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

Тип “образовательные учреждения дополнительного профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Итак, учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества , государства .

Заключение

Рассмотрев типологию образовательных учреждений, можно с уверенностью сказать, что учреждения образования многообразны. Сколько видов учреждений в каждом рассмотренном типе учреждения! Во главе всего стоит ребенок, для которого это многообразие создано, и этапы которого ему необходимо пройти. Это сложный путь, но пройти его обязан каждый будущий гражданин нашей страны. Кроме общего и профессионального образования, ребенок может получить так же и дополнительное образование по его желанию или каким-то выдающимися способностями. Редкие виды школ - это школы для детей-вундеркиндов, где обучаются дети с выдающимися или необычными, уникальными способностями. Такими школами могут быть математические школы, химико-биологические и др. Кроме того ребенок может себя проявить в на любом этапе в какой-либо самодеятельности, научной и исследовательской работе. И любое образовательное учреждение обязано обеспечить такого рода проявления - на соревнованиях, фестивалях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, научных конференциях, семинарах.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации , реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества , государства .

Итак, образова́ние это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)(4).

Список используемой литературы

  1. Л.Ф. Гафиуллина. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. - 2009.- № 1. - с.44-48.
  2. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие/ Е.Б. Евладова - М., Владос, 2005, 204 с.
  3. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах/ В.И. Загвязинский- Москва, 2006, 158с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г.
  5. Закон Российской Федерации "Об образовании" № 12-ФЗ (с изменениями на 25 июня 2002 года).
  6. Зубкова, А.С. Теория обучения/ А.С. Зубкова, Е.М. Буслаева- Москва 2008, 160с.

Приложение№1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВ И ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тип

Вид

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад;
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа;
Основная общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др.);
Лицей; Гимназия;
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях);
Центр образования;
Открытая (сменная) общеобразовательная школа;
Кадетская школа

Общеобразовательная школа-интернат

Школа-интернат начального общего образования;
Школа-интернат основного общего образования;
Школа-интернат среднего (полного) общего образования; Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
Гимназия - интернат;
Лицей-интернат;
Санаторная школа-интернат;
Санаторно-лесная школа;
Кадетская школа-интернат

Образовательное учреждение для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей

Детский дом;
Детский дом-школа; Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Санаторный детский дом;
Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;
Специальное профессионально-техническое училище; Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;
Специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Образовательные учреждения начального профессионального образования

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);
Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище.

Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Начальная школа-детский сад;
Начальная школа-детский сад компенсирующего вида;
Прогимназия.


В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - «некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что « Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие образовательные организации. В соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 №34-51 -53ин/01-11)

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные образовательные учреждения.

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4. Межшкольные учебные комбинаты.

5. Общеобразовательные учреждения.

6. Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением .

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12. Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).


13. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15. Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).

17. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).

18. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Начальная школа-детский сад;

Начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

Прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования:

Центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

Детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный));

Дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

Детский оздоровительно-образовательный лагерь;

Межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения:

Начальная общеобразовательная школа

Основная общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназия

Общеобразовательная школа-интернат

Гимназия-интернат

Лицей-интернат

Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

Кадетская школа

Кадетская школа-интернат

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Открытая (сменная) общеобразовательная школа

Центр образования

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

Центр диагностики и консультирования

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением:

Специальная общеобразовательная школа

Специальное профессиональное училище

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

Специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей:

Детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения:

Санаторные школы-интернаты

Санаторно-лесные школы

Санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения:

Суворовское военное училище

Нахимовское военно-морское училище

Кадетский (морской кадетский) корпус

Военно-музыкальное училище

Музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования:

Профессиональное училище

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

Учебно-производственный центр

Техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

Вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования:

1. Техникум (училище)

2. Колледж

Учреждения высшего профессионального образования:

Институт

Академия

Университет

Военная академия

Военный университет

Военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования:

Академия

Институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

Курсы (школы, центры) повышения квалификации

Учебные центры службы занятости

Федеральное законодательство об образовании не содержит определений понятий «форма», «тип», «вид», «категория», но постоянно использует эти понятия. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Тем не менее, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» эти понятия используются, хотя иногда в виде ссылок. Так, например, о формах говорится следующее: «Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций ». (ст. 22, п.1). И далее – в п.4, ст.22, говорится: «Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной ».

Термин «виды» теперь используют только применительно к видам образования, образовательным программам, образовательной деятельности, но не к образовательным организациям (ст.2).

О типах же в соответствии со ст. 23 ФЗ говорится следующее: «Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности ».

ФЗ выделяет следующие типы ОО, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы :

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации должны содержаться в ее наименовании.

В наименовании также могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Если рассматривать типологию образовательных учреждений в зависимости от правового статуса, то после вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.

Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получают еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом работают как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существовавшие ранее бюджетные учреждения наиболее близки по своим возможностям к нынешним казенным учреждениям, новое же бюджетное учреждение стало ближе к современному автономному.

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений:

· казенное учреждение – это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»;

· бюджетное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».

Различия между учреждениями этих форм представлены в таблице 2

Таблица 2. Характеристика форм образовательных учреждений

Критерии сравнения Формы учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
1. Основные направления деятельности. Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления
2. Сферы, в которых может быть создано. В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
3. Способ финансирования. За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания
4. Способ доведения денежных средств. По бюджетной смете Через субсидии Через субсидии
5. Учет иных доходов в процессе финансирования. Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов
6. Право на ведение приносящей доход деятельности. Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности. Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности. Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
9. Выделяемые виды имущества. Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств
10. Распоряжение имуществом. Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно
11. Органы управления. Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет
12. Субсидиарная ответственность учредителя. Есть Нет Нет
13. Ответственность учреждения перед кредиторами. Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок «с заинтересованностью». Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета
15. Заключение контрактов. От имени учредителя От своего имени От своего имени
16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Распространяется Распространяется Не распространяется
17. Возможность получать займы, кредиты. Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут
18. Возможность создания иных юридических лиц. Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Сравнительная характеристика бюджетных, автономных, казенных учреждений позволила выявить разницу в финансовом обеспечении, порядке использования средств от приносящей доход деятельности, в привлечении заемных средств, в проведении финансового контроля.

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали.

Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:

  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа:

  • 2 типа заведений общего образования (общеобразовательные организации и организации дошкольного воспитания);
  • два типа организаций, предоставляющих профессиональное обучение (образовательная организация высшего образования и образовательная профессиональная организация).

По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

Особенности коррекционных учреждений

По поводу специальных учреждений отметим, что нынешнее переименование их в общеобразовательные организации не предполагает их ликвидации.

Закон предусматривает образование государственными органами субъектов РФ такие образовательные организации, в которых обучение бы велось по специальным программам, адаптированным для слепых, слабослышащих, умственно отсталых или глухих детей, а также для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, аутизмом и иными дефектами здоровья.

Профессиональное обучение детей, имеющих ограничения по физическому состоянию, также выполняется на базе специальных программ, которые адаптированы для этих категорий школьников.

О порядке осуществления образовательной деятельности

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ.

Первой из них называется образовательная дошкольная организация - учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников.

30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания.

Дошкольное воспитание

Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.

Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения. Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений.

Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год. Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении.

Школьное образование

Общеобразовательная организация является учреждением, которое своей основной целью ставит выполнение программы начального, среднего и Их функционирование подчинено постановлению Правительства РФ от 2001 года. Несмотря на то что документ был издан давно, периодически модернизируется и переиздается, он не утратил своей силы и используется в настоящее время.

По этому документу к общеобразовательным организациям причисляют:

  • начальную общеобразовательную школу;
  • основную общеобразовательную школу;
  • среднюю общеобразовательную школу;
  • учреждения среднего звена с углубленным изучением определенных предметов;
  • гимназии, осуществляющие подготовку школьников по естественнонаучному, техническому, гуманитарному направлению;
  • лицеи, реализующие программы среднего и основного образования по профилям (направлениям).

Специфика ст. 23 закона РФ «Об образовании»

Описываемый Закон не предполагает отдельного деления на типы образовательных организаций, которые обеспечивают углублённую (дополнительную) подготовку школьников, как лицей либо гимназия, поэтому и появились вопросы еще до его введения в действие.

Были опасения, что он не предусматривает развитие одаренных (талантливых) детей. Но на самом деле все не так, данный закон об образовании в Российской Федерации направлен именно на формирование талантливой молодежи. Независимо от статуса образовательного учреждения, педагогический состав создает для школьников благоприятные условия.

Разные типы образовательных организаций предполагают отличия не только в статусе, но и в особых условиях финансирования. По новому Закону предусматривался переход и классического варианта финансирования на финансирование по итогам выполнения муниципального (государственного) заказа. Все требования к выпускнику школы прописаны в стандартах нового поколения: воспитание гражданственности, патриотизма, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Профессиональное образование

Профессиональной образовательной организацией считается учреждение, основной целью функционирования которого является образовательная деятельность по специальным программам профессионального среднего образования.

Постановление Правительства РФ №543 от 18 июля 2008 года регулирует эти виды образовательных организаций. В качестве основных задач учебного заведения выделяются:

  • реализация потребностей личности в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии, путем получения профессионального среднего образования;
  • насыщение рынка специалистами, имеющими среднее профессиональное образование;
  • развитие у подрастающего поколения трудолюбия, гражданственности, ответственности, творческой активности, самостоятельности;
  • сохранение культурных и нравственных ценностей общества.

По данному закону предусмотрены такие типы образовательных организаций среднего звена:

  1. Техникум, в котором реализуется программы по базовой подготовке.
  2. Колледж, предлагающий подготовку по углубленным программам.

Наименование образовательных учреждений

Высшее образование

Рассматривая различные формы, типы образовательных организаций, нельзя обойти вниманием высшие учебные заведения. Основной целью их является образовательная и научная деятельность по специальным программам. По типовому положению о структуре высшего образования, постепенно вводятся стандарты к каждому направлению обучения и к специальностям высшего звена.

Дополнительное образование

Центры дополнительного образования созданы для организации внеурочной деятельности дошкольников и детей школьного возраста. В законе об образовании РФ даны разъяснения по поводу наполняемости групп, секций, кружков, нормативного и финансового обеспечения деятельности. В последнее время интерес к подобным учреждениям возрастает, в каждом районном центре есть как минимум одни центр дополнительного образования, причем большая часть секций, кружков, предлагаемых ребятам, бесплатные.

Образовательный процесс в ЦДО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Группы создают по интересам, возрасту, направлению деятельности. Разнообразные лаборатории, секции, клубы, кружки, ансамбли, оркестры, студии, театры: все это предлагается ребятам вне школьных стен. Помимо групповых вариантов, дополнительное образование предлагает и индивидуальные формы работы.

Дополнительное профессиональное образование

Цель создания таких организаций - осуществление деятельности по специальным профессиональным программам. Они по «Закону об образовании» выполняют следующие функции:

  1. Помощь специалистам в овладении информацией о новейших достижениях в науке и технике, передовом зарубежном и отечественном опыте.
  2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов учреждений, организаций, высвобождаемых работников, государственных служащих, безработных специалистов.
  3. Проведение научных исследований и экспериментов, осуществление консультационной деятельности.
  4. Полноценная научная экспертиза индивидуальных проектов, программ, иных документов по профилю организации

Заключение

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа.


Close