Г осударственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Моисеев внес незаменимую лепту в хореографию не только своей страны, а и всего мира в целом. Всю жизнь он посвятил творчеству и добился небывалых успехов в развитии мастерства хореографии. На данный момент сложно передать всю талантливость мастера даже самыми высококачественными и разнообразными спектаклями.

Балет Игоря Моисеева - уникальный высокопрофессиональный академический ансамбль танца. Он сумел передать в танцевальном движении разные образы и фольклор народов мира.

Начало

Танцу будущий артист научился совершенно случайно. Его папа отдал его в танцевальную студию только для того, чтобы на нем не проявилось негативное действие улицы. Мальчик показал свои способности достаточно быстро. Заприметив это, его преподаватель, бывшая балерина Вера Мосолова, привела его в школу балета при Большом театре. Игоря оценили сразу, под свое крыло его взял главный хореограф заведения. Игорь очень быстро сформировался в танцевальной сфере.

Большим прорывом в его карьере стала постановка парада на Красной площади. Для этого он задействовал учеников училища. Выступление было более чем успешным, оно привело в восторг многих. После него на Игоря просто посыпались заказы самого высокого уровня. Даже Сталин восхищался его постановками и помог с помещением для работы коллектива.

Европейский фольклор

Значимым периодом в его деятельности было изучение и творческая трактовка европейского фольклора. Не имея возможности выехать за границу, балет Игоря Моисеева "Танцы славянских народов" поставил исключительно дома. Для этого руководитель консультировался у многих специалистов. Успех не заставил себя ждать.

На гастролях в Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польше зрители были просто очарованы ансамблем. Настолько правильно были сделаны постановки и верно передан художественный смысл сценических произведений. Даже сегодня балет Игоря Моисеева является бесценным примером и школой для хореографов многих стран.
Творения Моисеева стали своеобразным хореографическим пособием, которым пользуются разные народы. Он поставил программу "Мир и дружба", в ней он собрал образы танцевального фольклора одиннадцати стран, среди которых европейские и азиатские. Страны Европы брали пример с танцевальных постановок Игоря Моисеева и создавали свои хореографические коллективы.

Всегда первые

На тот момент в стране царила не очень благоприятная обстановка для развития творчества. Балет Игоря Моисеева был первым танцевальным коллективом, которому дали разрешение гастролировать за рубежом. Выступления ансамбля были увенчаны успехом, это стало первым шагом к международной разрядке.

В 1955 году артисты впервые выступили в Лондоне и Париже. А в 1958-м они стали одними из первых отечественных коллективов, которые показали свое выступление в США. Успешные гастроли в Америке пресса оценила и проложила дорогу к доверию СССР.

Как и много десятилетий, аншлаг сопровождает балет Игоря Моисеева. Афиша концертов это наглядно показывает. График выступлений был расписан на несколько лет вперед.

Школа Моисеева

Моисеевская школа танца была уникальной и единственной в своем роде. Она отличалась профессионализмом высшей степени, виртуозностью и отличной импровизацией. Воспитанники великого мастера являлись не просто актерами - это высокообразованные универсальные лицедеи. Они безупречно владели любым видом танца, изумительно воплощали все художественные образы.

Звание танцовщика моисеевской школы является лучшей рекомендацией в любой стране в хореографическом коллективе разных направлений. Творческая дорога и характер воспитания учеников показаны в программе "Дорога к танцу", в ней детально высветлен весь путь, который прошел балет имени Игоря Моисеева. За эту постановку мастер получил "Ленинскую премию", а его ансамбль был удостоен звания "Академического".

70 лет признания во всем мире

Сценическая деятельность коллектива длится уже более 70 лет, он награжден орденом Можно абсолютно честно назвать визитной картой нашей страны балет Игоря Моисеева. Билеты, которые продаются в кассах раскупаются мгновенно.

За бесценный вклад в искусство танца Игорь Моисеев был награжден премией "Оскар". И даже после своей смерти на сегодняшний день он живет в сердце своего ансамбля, что держит соответствующий уровень и является безупречным образцом.

Особый вид искусства. Народное творчество является родоначальником всех современных направлений и течений музыки и хореографии. Танец - лучшее отображение народной души, здесь нет места фальши - в стилистике танца и музыкальном рисунке ярко и объемно проявляются этнические и национальные особенности.

В 1937 году в России был создан первый профессиональный народный ансамбль . Главным подвижником и руководителем стал Игорь Моисеев - сейчас обладатель всех возможных наград и регалий, а тогда заведующий хореографией Театра народного танца. Дворянин по происхождению, Игорь Александрович был танцором балета, потом работал балетмейстером в Большом театре, имел прекрасное хореографическое образование. Новый ансамбль он видел, как собрание единомышленников, влюбленных в этнический танец.

Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева появился на свет в начале февраля 1937 года. Тогда тридцать танцоров собрались в Московском Доме хореографа в Леонтьевском переулке и с интересом слушали вступительное слово будущего руководителя. Задачи, которые Моисеев поставил перед коллективом, были неожиданно необычными. Мастер хотел, чтобы постановки были максимально приближенными к действительности, поэтому труппе пришлось много ездить по стране, собирая фольклорные элементы и наблюдая народный танец в оригинальном исполнении.

Первой работой коллектива стала программа «Танцы народов СССР », а через год, в 1939 году были представлены на суд публики «Танцы прибалтийских народов ». С 1940 года Моисеев ставит европейские танцы, при этом ни разу не выехав за границу, не видя оригинальных композиций, ансамбль делает постановки с уникальной точностью образов и движений. Подопечным Моисеева удалось раньше всех советских начать гастролировать за рубежом.

Ансамблю народного танца Игоря Моисеева рукоплескали Франция, Великобритания и США, его ансамбль собирал аншлаги в Ла Скала и выходил на бис в Гранд Опера. За годы работы было поставлено более 300 народных композиций, ансамбль объездил с гастролями почти все страны мира, собрал все возможные государственные награды, в том числе и от иностранных государств. Игорь Александрович до последнего дня не оставлял работу в ансамбле.


Коллектива находится в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Главная задача, которую поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытовавших в то время в Советском Союзе образцов фольклора. С этой целью артисты коллектива отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В результате появились первые программы ансамбля — "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы прибалтийских народов" (1939).

В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы почти все средства сценической культуры: различные виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа "Танцы славянских народов" (1945) создавалась в условиях, когда Моисеев не имел возможности выехать за рубеж. Хореограф воссоздал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами.

При непосредственном участии известных балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея) Игорем Моисеевым была создана программа "Мир и Дружба" (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора 11 стран.

С 1938 года ансамбль по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945) ансамбль Игоря Моисеева является негласным Российским послом мира.

В 1958 году ансамбль первым из советских коллективов выехал на гастроли в США, что положило начало культурным связям между СССР и США.

В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив был удостоен звания академического. В 1987 году ансамбль был награжден Орденом дружбы народов.

Визитными карточками коллектива стали номера "Партизаны", флотская сюита "Яблочко", старинная городская кадриль, молдавский жок, украинский гопак, русский танец "Лето", зажигательная тарантелла. Большой успех ансамблю снискали одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — "Веснянки", "Цам", "Санчакоу", "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина, "На катке" на музыку Иоганна Штрауса, "Ночь на Лысой горе" на музыку Модеста Мусоргского, "Испанская баллада" на музыку Пабло ди Луна, "Вечер в таверне" на музыку аргентинских композиторов и др.

После смерти художественного руководителя Игоря Моисеева в 2007 году ансамбль стал носить его имя.

Сегодня в репертуаре Ансамбля народного танца , поставленных Моисеевым. Это танцы, миниатюры, хореографические картины и сюиты, одноактные балеты на музыку русских композиторов-симфонистов Александра Бородина, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского.

В составе ансамбля — большая группа артистов балета и симфонический оркестр.

Художественным руководителем — директором коллектива является народная артистка России Елена Щербакова.

С 1943 года при ансамбле народного танца работает Школа-студия . В программу обучения помимо специальных дисциплин — классического, народно-сценического, исторического, дуэтного танца — входят джаз-танец, гимнастика, акробатика, актерское мастерство, игра на фортепиано и народных музыкальных инструментах, история музыки и театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сегодня Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отмечает юбилей. Ровно 80 лет назад Моисеев, солист и балетмейстер Большого театра, провёл первую репетицию с небольшой группой энтузиастов-любителей народного танца. Так начался путь коллектива к международному признанию. В свой восьмидесятый день рождения ансамбль дарит поклонникам большие представления на главных концертных площадках страны, в числе которых - Историческая сцена Большого театра и Зал имени Чайковского. Сообщает Елена Ворошилова.

Девяносто пять артистов балета прогоняют класс-концерт. Экзерсисы у станка сменяются танцами народов мира. В 1965-м программа «Дорога к танцу» принесла Игорю Моисееву Ленинскую премию, а ансамблю - статус академического.

«Моисеев - гениальный режиссер и философ. Творчество несет добро, поэтому оно современно», - убеждена директор Академического ансамбля народного танца имени Моисеева Елена Щербакова.

Елена Щербакова в ансамбле с 1969-го. Солистка, педагог-репетитор, директор. Ведет репетиции по-моисеевски жестко. Новички давно усвоили - вышел на сцену - выкладывайся на все сто.

«Традиция перед номером - одеть костюм, проверить, чтобы все было удобно, поэтому в полную ногу надо проходить, чтобы на концерте выложиться», - рассказывает солист ансамбля Иван Макаров.

Создавая ансамбль народного танца, Моисеев не изменил балету. Ученик Горского - он соединил классический с народно-сценическим танцем и сказал новое слово в хореографии.

В репертуаре ансамбля - двести номеров. И это все - наследие Моисеева. Адыгейский танец на котурнах, поставленный Асланом Хаджаевым, - исключение. Чтобы не упасть с деревянной платформы, требуется навык.

«Главное - осанка, держать спину, нам сказали, что после репетиции спина должна болеть. На деревянной обуви нужно», - отмечают артистки ансамбля Мария Ионова и Анастасия Сорокина.

Чтобы стать моисеевцем, надо пять лет отучиться в школе-студии. Ее открыли в 1943 году. Здесь учат не только танцу, но и воспитывают характер.

«Когда мы делали этот прыжок, упала, потом встала, надо доделывать до конца то, что хочешь сделать», - объясняет студентка школы-студии Ирина Смирнова.

Это первый курс. Им по тринадцать. Каждый день с трех до семи они делают класс. Никто не торопится уйти. И так было всегда.

«Мы никогда не смотрели на часы, репетиция идет, и мы не смотрим на часы, так были увлечены процессом», - вспоминает директор школы-студии Гюзель Апанаева.

Они уже сейчас понимают, преданность профессии и честность - главное в Ансамбле Игоря Моисеева, и они готовы пройти этот путь.


Close