Парк Сергиевка в Петергофе успела покорить своей красотой не только простых обывателей, но и опытных культурологов. Дворцово-парковому ансамблю уже присвоили статус памятника федерального значения за его уникальные постройки, иллюстрирующие архитектурное направление начала 19 столетия. Однако, несмотря на современную индивидуальность, история этого сквера началась с типичных для того времени событий.

История парка

Создавая в 18 столетии городок неподалёку от северной столицы России, Романовы заботились о собственном уюте, позволяющем комфортно работать над делами государства. Поэтому Петергоф был местом проживания не только императорской четы, но и приближённых к ней лиц. Постепенное заселение этой территории дворянами из знатных родов повлекло за собой облагораживание местности. Именно благодаря такой деятельности со стороны любимца Петра Великого – Александра Ивановича Румянцева – появился сад с летней усадьбой.

Позднее права на владение перешли к сыну и законному наследнику – фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. И только представитель 3 поколения хозяев оставил значительный след в истории парка. По имени Сергея Петровича небольшой участок прозвали Сергиевкой.

Вид сбоку на главную усадьбу императорской дочери и её супруга.

Постепенно семейство Румянцевых отдалялось от службы государю. А уже в 1820-х разочарование в ожиданиях либеральных реформ стало причиной полного отдаления от семьи императора. Поэтому в это время усадьба продаётся Кириллу Нарышкину. Несмотря на знатность рода и постоянное общение с правительствующими лидерами, мужчина приобрёл поместье совсем не для увеличения своей роли при дворе. Напротив, он купил имение для летних развлечений с гостями недалеко от самых роскошных парков России.

Дополнительная информация! Именно при этом хозяине сквер пришёл в запустение, так как ни растения, ни постройки не обновлялись.

Следующим покупателем этого тихого местечка стал сам император. В 1838 году Николай I выкупил имение для Лейхтенбергского герцога Максимилиана и его жены – дочери государя – Марии Николаевны. Сергеевка стала загородным домиком для молодожёнов, а затем для их детей и внуков. До того, как супруги впервые посетили это место, поместье было обновлено. Посадили множество новых культур, оформили тропинки около пруда, полностью изменили интерьер помещений.

Дворец супругов Максимилиана и дочери Николая I – Марии Николаевны.

Чуть позднее – в середине 1840-х – были выстроены Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а также загородный дворец. Их автором стал знаменитый архитектор Штакеншнейдер, который руководил постройкой Мариинского дворца. В то же время в тени лесов была возведена капелла, покрытая мрамором. Сергеевка продолжила обновляться. Из гранитных валунов вырубались скамейки и скульптуры, повторяющие сюжеты античности. Усадьба Лейхтенбергских в Петергофе дополнялась садовыми культурами, привезёнными из европейских держав.

Начиная с 20-х годов прошлого века усадьба Сергиевка в старом Петергофе обрела статус памятника природы регионального значения. Государство установило контроль за этой территорией и поместило в корпуса биологический факультет Ленинградского университета. Военные годы выдались тяжёлыми для Сергеевки, так как усадьба была в непосредственной близости к городу государственного значения – Санкт-Петербурга. В это время разбомбили главное здание и помещения ВУЗа, были утеряны основные достопримечательности.

Важно знать! Восстановлением культурной ценности Петродворца занимались В. И. Зейдеман и К. Д. Агапова.

Достопримечательности и особенности

Благодаря тому, что Сергеевка в Петергофе длительное время принадлежала императорской чете, на территории появились удивительные скульптуры и сооружения. Многие из них дошли и до наших дней. При посещении парка, необходимо обратить внимание на следующие достопримечательности:

Достопримечательность Интересные факты
Дворец Лейхтенбергских Здание построено в удачном месте. Его видно издалека, крыша возвышается над кронами деревьев ещё по пути с автобусной остановки. Из окон усадьбы открывается вид на Финский залив.
Руины церкви Долгое время шли споры о том, к какому религиозному направлению можно отнести храм. По описанию внешнего вида можно убедиться в том, что здесь главенствовали католические обычаи. Однако были найдены на внутренних стенах слова на церковнославянском, благодаря чему сомнения отпали.
Каменная голова в Петергофе По мнению искусствоведов, гранитная голова витязя появилась в Петергофе в 1850-е по задумке самой Марии Николаевны. Однако этот факт не отражён в достоверных источниках. До сих пор ведутся споры о том, кто является автором и каким годом необходимо датировать этот уникальный памятник. Также высказывается мнение о том, что это голова Адама, вырубленная по прихоти гостей Петергофа.
Каменные скамьи Вырублены из валунов, выполнены в стиле «неогрек». После бомбёжек Великой отечественной войны их осталось только 3.
Водоподъёмная машина По мнению историков, её архитектором также был Андрей Штакеншнейдер. Несмотря на простоту и практичность, подобной достопримечательностью могут похвастаться не все усадьбы богатых дворянских семей.
Камень с отверстиями. Его случайно раскопали во время реконструкции после Великой отечественной войны. В огромном камне вырублены 4 ступеньки, выше которых расположились отверстия для крепления объекта. Однако мнения о том, какую функцию выполняла конструкция, расходятся.

Гранитная голова Адама Петергоф

Посещение парка

Посещение парка является бесплатным. Прогулка по тропинкам, отдых на старых скамейках и фотография с головой из земли в Петергофе займут немного времени, но оставят множество хороших впечатлений об этом местечке. Можно заказать экскурсию «Шедевры Штакеншнейдера» и подробнее узнать об истории архитектурных сооружений этого места и близлежащих территорий. Также доступная пеший тур «Истории из жизни. Семья Бенуа в Петергофе», которая откроет перед гостями историческую сторону Сергеевки.Для иностранных гостей есть возможность заказать частного гида с экскурсией «Park Sergievka: history of Peterhof’ sstones». Основными достопримечательностями, на которых будет сфокусировано внимание, будут оставшиеся каменные постройки и голова великана.

Адрес, как добраться, есть ли парковка

Точный адрес: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Ораниенбаумское шоссе.

До этого места идут без пересадки автобусы: 200, 348, 349, 682, 683, 684, 685А, 686, 687. Ехать нужно до остановки Биологический институт.

Единственным путём, по которому можно за короткий срок доехать до Сергеевки на личном автомобиле, является дорога Западного скоростного диаметра. По пути можно насладиться красотами близлежащих территорий, однако за поездку придётся заплатить не меньше 250 рублей*.

Более подробную карту проезда можно найти на сайте .

Важная информация! Обустроенной парковки нет, однако недалеко от усадьбы есть немного места на покрытой асфальтом дороге, где гости и оставляют свои машины. Однако зимой эта местность не расчищается.

Есть ли на территории магазины сувениров, кафе, камеры хранения, другие полезные услуги для туристов

На территории парка запрещена торговля, однако при входе в парк можно увидеть небольшую лавочку с петербургскими сувенирами.

Романтика осенней Сергеевки.

Парк Сергеевка – часть Петергофа – издавна удивляла гостей дворянского происхождения своей красотой. Это место поистине уникально, над ним поработала и рука знаменитого мастера, и природа.Благодаря этому до сих пор люди восхищаются местными красотами.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 года.

Старинная усадьба герцогов Лейхтенбергских красива в любое время года. Несмотря на некоторую запущенность, она до сих пор производит яркое впечатление на путешественников. Государь Николай I, подаривший поместье своей дочери Марии в честь ее бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, пригласил для строительства дворца новобрачным архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Дворцово-парковый ансамбль, созданный этим талантливым зодчим, был достоин своих царственных владельцев. Но в наше время, пожалуй, больше всего привлекает туристов таинственный памятник, расположенный в глубине парка. Никто не знает его автора и прототипа, а уж количество тайн и легенд, окутывающих его, может удивить любого.

И уйдет Санкт-Петербург под землю…

Пройдя по дорожке вдоль берега речки Кристательки, протекающей по дну каменистого оврага, вы выйдете на небольшую полянку. Что за необычное творение? Перед нами прямо из земли вырастает огромная голова-валун с родником, бьющим у ее основания. Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты витязя лаконичны, выразительны и омрачены глубокой печалью. Что же так опечалило русского богатыря? Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое - исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.

“Пред ним живая голова”

Вы помните эти строки из “Руслана и Людмилы”? Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским посетил Сергиевскую усадьбу. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”.

Крестный отец

Третья легенда гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь. Государь Петр I стал крестным отцом прелестной девочки. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.

Сам император

Еще одна, маловероятная, версия происхождения памятника гласит, что это - голова самого императора Петра I. Существует два варианта ее появления. Первый - памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но, якобы, памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать. Второй - голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.

Шведский герой

Ну, и последняя, самая невероятная история рассказывает, что голова - это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем, а осталась в глубоком овраге.

Мифы и реальность

Чьи же черты запечатлел в камне неизвестный автор? По некоторым сведениям каменная голова появилась в парке в 1800 году. Предположительно, автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя самого каменотеса история от нас скрыла. В разнообразных документальных и художественных источниках скульптуру называют “Русич”, “Старик”, "Адамова голова", “Воин”. Пожалуй, название “Воин” подходит каменному изваянию больше всего - в переносице видно отверстие, в котором когда-то крепился металлический шлем. В настоящее время эта деталь утрачена.

Кроме головы в овраге ранее располагалось еще множество каменных памятников, но, более маленького размера. Например, обелиск из оврага в настоящее время установлен в Александрии и носит название Памятник работным людям. А на территории парка до сих пор можно найти скамью, вырубленную из цельного куска гранита.

Голова и современность

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале “Спартак” была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета - если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.

Главная достопримечательность парка Сергиевка, которую нам хотелось увидеть, каменная голова, вросшая в землю около тропинки недалеко от дворца.
Таинственный валун Голова, с бьющим у самого ее основания родником, залег в западном овраге парка Сергиевка. В разнообразных документальных и художественных источниках голову называют «Старец», «Старик», «Адамова голова», «Русич», «Голова Самсона», «Воин» и совсем редкое название — скульптура Святогора.
Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты лица лаконичны, глаза выразительны и омрачены глубокой печалью. В переносице видно отверстие, в котором, вероятно, когда-то крепился металлический шлем. Его не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний. Если шлем и был, то в настоящее время эта деталь утрачена.

Никто точно не знает историю этой головы. Но такое большое разнообразие названий говорит о том, что с головой связано много легенд.
Легенда первая:
Сама реальная, она же официальная версия, голову создали из валуна около 1800 г. по велению императора Павла I. Автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя каменотеса осталось неизвестно.
Легенда вторая:
Голова стоит еще с древнерусских времен. Но во времена столь давние, здесь жили многочисленные финно-угорские племена, а Русью тут и не «пахло». Разве что забредали случайные новгородские отряды, сбившиеся с пути в Копорье да Карелу.
Легенда третья:
По другой легенде, в толще земли зарыто изваяние огромного каменного великана. Никто так и не удосужился проверить эту версию.
Легенда четвертая:
Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое — исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.
Легенда пятая:
Это — голова самого императора Петра I. Памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но якобы памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать.
Легенда шестая:
Так же связанная с Петром I. Голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.
Легенда седьмая:
Она гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь (некоторые говорят — сын). Государь Петр I стал крестным отцом ребенка. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.
Легенда восьмая:
Есть версия что голова — это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем. Шведы тащили ее к морю на корабль, но не дотащили и бросили. Так она и осталась в глубоком овраге.
Легенда девятая:
Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским-младшим посетил Сергиевскую усадьбу и побывал в тенистом овраге около «спящей» головы. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года после посещения Сергиевки.
Легенда десятая:
Голову выполнили в середине 19 века почитатели таланта Пушкина, как иллюстрацию к поэме «Руслан и Людмила». Сама голова была гораздо ниже, и из ее рта вытекал ручей, как маленький водопад.

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале «Спартак» была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета — если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме

Добро пожаловать в парк Сергиевка, что находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен (но немногим) как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX (пишу прописью: «девятнадцатого», зачем - объясню позже) века.

Первоначально здесь было несколько «приморских мест» Петра Первого. Их владельцы: царевич Алексей, Пётр Второй (до коронации), графы А.И. Румянцев, П.А. Румянцев-Задунайский, В.Л. Долгоруков.

В 1820-м году все эти небольшие поместья были собраны в одну усадьбу Кириллом Нарышкиным, который и создал здесь парк со множеством построек.

В 1839-м имение было куплено у Нарышкина в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая Первого, Марии, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. После чего сюда были вложены немалые средства с целью создания райского уголка для царской дочки. В планировке парка принял участие П. Эрлер, создававший Петергоф.

Такова, вкратце, история.

А теперь то, о чём хочу рассказать: если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, перед нами откроется невероятное зрелище - огромная, каменная, наполовину вросшая в землю… ГОЛОВА!


Откуда она там взялась, кто её туда притащил, и когда - великая тайна, покрытая мраком. Её называют «Стариком», «Адамовой головой», «Самсоновой головой», «Русичем». Есть гипотезы:

Что она создана в 1800 г. по велению Павла Первого архитектором Броуэром.

Что у неё некогда был шлем, о чём свидетельствует отверстие на переносице, сделанное для крепления защитной пластинки и некая «недоделанность» черепа.

Что это голова Петра Первого, выточенная мастером Петергофской Гранильной фабрики в благодарность за то, что сам царь-амператор крестил дочь сего мастера (Какая, однако, гипертрофированная благодарность! И почему только голова?).

Пушкин видел это произведение искусства будучи совсем молодым, в 1818-м, отчего и вдохновился впоследствии на описание образа говорящей головы богатыря из «Руслана и Людмилы».


Фото для визуального определения размера артефакта

Подытожим:

Парк распланирован и обустроен после 1839-го.

Голова явно существовала до этого момента, она находится настолько ниже уровня проходящей мимо дорожки, что давность её появления здесь очевидна.

Она НИКАК не соответствует по стилю ни одной из тамошних скульптур.

И, вообще, откуда сей языческий гигантизм а-ля ольмеки-из-южной-америки в России, рядом с православной «домашней» церковью?

Усадьба находится в плачевном состоянии, экскурсий туда не водят - что, рассказать нечего?

Герцог, супруг Марии Николавны, был человеком умным и влюблённым в разного вида искусства. Он также написал несколько работ по гальванопластике,а в 1854-м открыл своё «Санкт-Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы заведение», где с успехом занимался изготовлением статуй и барельефов, и даже делал что-то из убранства Исаакиевского собора.

Он мог добаловаться со своей гальванопластикой до вот такой совершенно потрясающей головы. Но - проблема в том, что сия штуковина мирно врастала в землю и ДО появления славного герцога Максимилиана.

Вопрос - так КТО ЖЕ ЕЁ СОЗДАЛ? Нет ответа….

Напоследок несколько фото из серии "допотопный Санкт-Петербург". Великолепные мостики и усадьбы в так называемом "античном" стиле, идеальная кладка из каменных (гранитных) блоков (ровных или с фаской по краям), колонны, статуи, портики...


Close