Кармен Жоржа Бизе - одна из самых ярких оперных героинь. Это - олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. «Оперная» Кармен мало напоминает свой литературный прототип. Композитор и либреттисты устранили ее хитрость, вороватость, всё мелкое, обыденное, что «снижало» этот персонаж Мериме. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия: свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.

Первая характеристика Кармен дана уже в увертюре, где возникает основной лейтмотив оперы - тема «роковой страсти». Резко контрастируя всей предшествующей музыке (темам народного праздника и лейтмотиву Тореадора), эта тема воспринимается как символ роковой предопределенности любви Кармен и Хозе. Она отличается остротой увеличенных секунд, ладотональной неустойчивостью, напряженным секвентным развитием, отсутствием каденционного завершения. Лейтмотив «роковой страсти» впоследствии появляется в наиболее важных моментах драмы: в сцене с цветком (завязка), в дуэте Кармен и Хозе во II действии (первая кульминация), перед «ариозо гадания» (драматургический перелом) и особенно широко - в финале оперы (развязка).

Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.

Первый сольный номер Кармен - знаменитая Хабанера. Хабанера - это испанский танец, предшественник современного танго. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.

Вплоть до III-го действия характеристика Кармен выдержана в том же - жанрово-танцевальном - плане. Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора. Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется еще одна музыкальная цитата - известная шуточная испанская песенка. Ее мелодию Бизе связал с пушкинским текстом в переводе Мериме (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.

Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии - Сегидилья (испанский народный танец-песня). Сегидилью Кармен отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал. С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки - воеобразие ладовой окраски (сопоставление мажорного и минорного тетрахордов), характерные гармонические обороты (S после D), «гитарный» аккомпанемент. Этот номер не является чисто сольным - благодаря включению реплик Хозе он перерастает в диалогическую сцену.

Следующее появление Кармен - в цыганской песне и танце, которым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа, широкое развитие активной квартовой интонации - всё это создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

В центре II действия - дуэтная сцена Кармен и Хозе. Ее предваряет солдатская песенка Хозе за сценой, на которой строится антракт этого действия. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение.

Начало дуэта пронизано чувством радостного согласия: Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Очень простая, бесхитростная мелодия в народном духе построена на опевании тонических устоев, Кармен напевает ее без всяких слов. Хозе любуется ею, однако идиллия длится недолго - военный сигнал напоминает Хозе о воинской службе. Композитор использует здесь прием двуплановости: при втором проведении мелодии песни к ней присоединяется контрапункт, сигнал военной трубы. Для Кармен воинская дисциплина не является уважительной причиной для досрочного окончания свидания, она негодует. В ответ на град ее упреков и насмешек Хозе говорит о своей любви (нежное ариозо с цветком «Видишь, как свято сохраняю...»). Затем ведущая роль в дуэте переходит к Кармен, которая пытается увлечь Хозе свободной жизнью в горах. Ее большое соло, сопровождаемое лаконичными репликами Хозе, построено на двух темах - «туда, туда в родные горы» (№ 45) и «оставя здесь долг свой суровый» (№ 46). Первая более песенна, вторая - танцевальная, в характере тарантеллы (на ней будет построен заключающий весь II акт ансамбль контрабандистов). Сопоставление этих двух тем образует 3х-частную репризную форму. «Ариозо с цветком» и «гимн свободе» - это два совершенно противоположных представления о жизни и любви.

В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется и характеристика Кармен. Ее партия отходит от жанровых средств и драматизируется. Чем глубже растет ее драма, тем больше жанровые (чисто песенные и танцевальные) элементы заменяются драматическими. Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания. Прежде занятая только игрой, стремящаяся покорить и подчинить всех вокруг, Кармен впервые задумалась о своей жизни.

Сцена гадания построена в стройной 3х-частной форме: крайние разделы - это веселый дуэт подруг (F-dur), а средняя часть - ариозо Кармен (f-moll). Выразительные средства этого ариозо резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен. Прежде всего, отсутствуют связи с танцевальностью. Минорный лад, низкий регистр оркестровой партии и ее сумрачный колорит (благодаря тромбонам), остинатная ритмика - всё это создает ощущение траурной маршевости. Вокальная мелодия отличается широтой дыхания, подчинена волновому принципу развития. Скорбный характер усиливается ровностью ритмического рисунка (№ 50).

В последнем, IV действии Кармен участвует в двух дуэтах. Первый - с Эскамильо, он проникнут любовью и радостным согласием. Второй, с Хозе, - трагический поединок, кульминация всей оперы. Этот дуэт, по существу, «монологичен»: мольбы, отчаянные угрозы Хозе сметаются непреклонностью Кармен. Ее фразы сухи и лаконичны (в противовес певучим мелодиям Хозе, близким его ариозо с цветком). Огромную роль играет лейтмотив роковой страсти, который снова и снова звучит в оркестре. Развитие идет по линии неуклонного нарастания драматизма, обостренного приемом вторжения: 4 раза в дуэт врываются приветственные крики толпы из цирка, каждый раз в более высокой тональности. Кармен погибает в тот момент, когда народ славит победителя, Эскамильо. «Роковой» лейтмотив здесь непосредственно сопоставляется с праздничным звучанием маршевой темы тореадора.

Таким образом, в финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры - тема роковой страсти (в самый последний раз она проводится в мажоре), тема народного праздника (первая тема увертюры) и тема тореадора.

Практическое занятие проходит в творческой форме. Студенты делают доклады и презентации по теме занятия. Темы:

    Образ Кармен в поэзии (А. Блок цикл «Кармен», Т. Готье, М. Цветаева и др.).

    Образ Кармен в кинематографе. Разные версии и интерпретации классического сюжета.

    Опера Ж. Бизе «Кармен».

    Образ Кармен в балете.

МАТЕРИАЛЫ:

Вайль, П. Гений места. Севилья (документальный фильм)

Бизе, Ж. Опера «Кармен»

Балет «Кармен» (поющие фонтаны в Праге)

Чаплин, Ч. Кармен, или Пародия на Кармен

Сайра, К. Кармен (художественный фильм)

Практическое занятие № 3 Тема: «Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» как классическое произведение французского реализма XIX в.»

Вопросы для обсуждения:

    История создания повести О. де Бальзака «Гобсек»: как писалась повесть – разные ее редакции, варианты названий каждой редакции, изменения в сюжете и т.д.; место повести «Гобсек» в «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Заполнить таблицу.

Таблица: «История создания повести «Гобсек». Эволюция образа Гобсека»

    Особенности структуры повести: соединение нескольких самостоятельных сюжетных линий. Почему рассказ начинается сценой в светской гостиной? Почему в качестве рассказчика выступает адвокат Дервиль? Выделите в произведении «внутренние рассказы». Кому они принадлежат, чем определяется выбор рассказчика?

    Система образов и принципы их создания: Гобсек – графиня Анастази де Ресто – Фанни Мальво – Макс де Трай.

Общий план для анализа образов:

    портрет (найти в тексте и прокомментировать),

    обстановка (какие вещи окружают героя),

    детали, их роль в тексте,

    отношение к деньгам.

СЕМЬЯ ДЕ РЕСТО. С ними в повести связана первая сюжетная линия – борьба за наследство графа де Ресто.

    В чем суть этой борьбы?

    Расскажите об основных участниках – графе, графине, ее любовнике Максиме де Трай. Как перемешались в их отношениях эгоизм, любовь к детям, бесчеловечность, алчность, страсть?

    Какиее отношения связывают супругов? Какую роль играет фиктивная сделка графа и ростовщика?

    Опишите будуар графини и ее саму на фоне этой бесстыдной роскоши.

    Какие чувства внушает читателю это описание: удивление, негодование, восхищение?

    Как ведет себя графиня в разговоре с адвокатом и ростовщиком?

    Что ее больше всего волнует после смерти мужа и как ее поведение характеризует нормы буржуазного общества того времени?

ДЕРВИЛЬ. ФАННИ МАЛЬВО (c ними связана вторая сюжетная линия).

    Что рассказывает Дервиль о своих отношениях с Гобсеком, о своеобразной опеке, которой его удостаивает Гобсек.

    Расскажите о посещении Фанни Мальво Гобсеком. Что увидел ростовщик в комнате добродетельной белошвейки? Почему проникся сочувствием к ней (как прежде – к Дервилю).

    Как это описание соотносится с описанием будуара графини? В чью пользу сравнение?

    сюжетная роль образа;

    отношения с Дервилем;

    портрет героя (найти и прокомментировать: на какие детали обращает внимание Бальзак, какие художественные приемы при создании образа своего героя использует автор, какова их роль в тексте; обратить внимание на символику цвета);

    окружающая героя обстановка, как она его характеризует;

    жизненная философия героя;

    ростовщическая практика;

    символический смысл сцены смерти и образа кладовой;

    романтическое и реалистическое в образе Гобсека (вспомнить рассказ о прошлом героя).

Заполнить цитатную таблицу, которая облегчит работу на занятии.

ХУД. РАЗРАБОТКА ОБРАЗА ГОБСЕКА

ВЫВОД (КОММЕНТАРИЙ)

Портрет героя в начале повести

Кратко выписать доминирующие черты в портрете. Все переписывать не надо, только то, НА ЧТО обращает внимание Бальзак при описании героя. При цитировании указывайте источник цитирования – выходные данные книги и номер страницы.

Портрет героя в конце повести (когда умирает Гобсек)

Обстановка

Жизненная философия героя (принципы)

Отношения с людьми: с Дервилем, семьей де Ресто, Фанни Мальво.

После занятия 2 таблицы сдаются на проверку преподавателю!

ЛИТЕРАТУРА:

Бальзак, О. Гобсек

Обломиевский, Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути / Д.Д. Обломиевский. – М., 1961.

Парнасова, И.К. Все о Бальзаке / И.К. Парнасова. – М.: Просвещение, 1997.

Пузиков, А.И. Портреты французских писателей / А.И. Пузиков. – М., 1981. – С. 6-68.

Реизов, Б.Г. Бальзак / Б.Г. Реизов. – Л., 1960.

Чичерин, А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» / А.В. Чичерин. – М., 1982.

Ширяева, Н.Н. О. Бальзак «Гобсек». Анализ литературных персонажей / Н.Н. Ширяева // Словарь литературных персонажей. Зарубежная литература XIX век. Т. 6. / сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М., 1997. – С. 131-141.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из задач современной школы является обучение самостоятельному поиску необходимой информации. Эту задачу позволяет решить использование модульной технологии, суть которой заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает реализации учебно-познавательных целей. Такая технология подразумевает поэтапное освоение информации посредством алгоритма-предписания, определяющего последовательность действий. Разновидностью модульного обучения является фрейм – специальная форма представления знаний, состоящая из конечного числа элементов, каждый из которых имеет своё имя и значение. Накапливая знания на каждом этапе фрейма, учащиеся в итоге приходят к необходимому масштабному выводу, в данном случае о том, как персонаж реалистического произведения достигает статуса “мирового” образа.

Цели и задачи урока: знакомство с творчеством французского реалиста Проспера Мериме; обучение навыку литературоведческого анализа; формирование представлений о взаимосвязи и взаимопроникновении романтического и реалистического направлений; отработка терминов “критический реализм”, “новелла”, “литературный образ”, “вечные” и “мировые” образы”, “проблематика”, “композиция”; выяснение причинно-следственных связей от героя литературного произведения к “мировому” образу; выявление основных черт образа Кармен и места этого образа в мировом искусстве; развитие мышления; воспитание любви к литературе как источнику нравственности.

Ход урока

1. Оргмомент. Объявление целей урока.

2. Жанровые особенности новеллы П. Мериме “Кармен”.

Слово учителя:

До сих пор среди теоретиков литературы нет единого мнения о происхождении этого жанра. Одни считают, что новелла берет начало в античной прозе, другие – в литературе Средневековья, третьи связывают новеллу с бытовыми анекдотами.

Первоначально новелла соответствовала строгим принципам: это краткое прозаическое повествование, обладающее простым, но динамичным сюжетом, лишенное философской проблематики.

Но новелла XlX века прошла сложный путь, на нее наложили отпечаток идеи Возрождения и Просвещения, утвердившие могущество человеческого разума: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Поэтому новелла утрачивает простоту, лаконизм, но приобретает социальную, нравственную и философскую проблематику.

В русской литературе более принят термин “рассказ”, в английской – “short story”. И все же новелла остается экспериментальным жанром.

Крупнейшие новеллисты – Бокаччо, Гофман, Мериме, Э. По, Мопассан, Д.Лондон, Т. Манн и другие.

Работа с текстом П. Мериме “Кармен”.

Каковы жанровые особенности новеллы “Кармен”?

3. Реалистический образ героини в новелле П. Мериме “Кармен”.

I. Почему новелла названа именем Кармен? (Именно с ней связана проблематика новеллы).

II. Каковы время и место действия новеллы? (1830 год, Испания).

III. Каковы первые впечатления от героини? (“Чтобы женщина была красива…”) Она “ведьма”, “приспешница дьявола”.

IV. Особенности портретной характеристики? (“Моя цыганка не могла притязать…”).

V. Почему Кармен не изображена красавицей?

VI. В портретной характеристике каких героинь русской литературы особое внимание уделено глазам? (“Лучистые” - Марья Болконская, “бархатные” - княжна Мери).

VII. Можно ли назвать Кармен “роковой женщиной”? Почему? (“Разве я не обещала…?”).

VIII. Какова Кармен в сцене перед ее убийством? (“Она пристально посмотрела на меня…”).

Убийство лишь кажется следствием страстей. Это не мелодрама, а трагедия. Хосе произносит над убитой им Кармен: “Это калес виноваты в том, что воспитали ее так”. И здесь проявляется мировоззрение Мериме. Автор не встает ни на чью сторону, так как речь идет не о личностях, а о народах. В этом и заключена социальная проблема новеллы.

В русской литературе первой половины XlX века была похожая сцена убийства (Алеко – Земфира). В чем разница? (Это нравственная проблематика).

4. Романтический образ Кармен в русской литературе.

Образ Кармен проникает и в русскую литературу. В марте 1914 г. А.А. Блок пишет 10 стихотворений, объединенных в цикл “Кармен”. Он посвящен Л.А. Дельмас, оперной певице. Еще в ранних стихах Блока звучат звон монист и удары в бубен. Блок впервые увидел Дельмас в 1912 г.: она исполняла на сцене Музыкальной драмы партию Кармен – лучшую свою партию.

Чтение учащимися стихотворений А.А. Блока и М.И. Цветаевой.

Романтической или реалистической героиней является Кармен у русских поэтов XX века?

5. Романтический образ Кармен в оперном искусстве и в живописи.

Как романтический образ Кармен стала восприниматься благодаря опере Жоржа Бизе “Кармен” (1875).

Доклад учащегося “Образ Кармен в опере Бизе”.

Прослушивание арии Кармен.

Доклад “Кармен в опере Щедрина”.

Краткие выступления учащихся “Кармен в живописи”.

6. “Вечный” образ Кармен.

Мы знакомы с понятием “вечный” образ. Источниками “вечных” образов (учащиеся приводят примеры) являются:

Мифологические персонажи;

Легендарные исторические личности;

Библейские образы;

Литературные персонажи.

“Вечный” образ может быть обезличенным: “тургеневская девушка”, “женщина бальзаковского возраста”, некоторые литературные типы.

На предыдущих этапах урока мы уже доказали, что Кармен, без сомнения, является “вечным” образом.

7. “Мировой” образ Кармен.

Но образ Кармен не только “вечный”, но и “мировой”.

В искусстве существует три “мировых” образа: Кармен, Дон-Кихот, Гамлет.

Что символизируют эти “мировые” образы?

8. Подведение итогов.

Таким образом, Кармен является носительницей цыганской идеологии, типом “роковой женщины”, “вечным” и “мировым” образом. Несмотря на то что героиня Мериме – реалистический персонаж, в мировой культуре она выступает как романтический образ.

9. Домашнее задание.

Эссе (по выбору учащегося):

- “…Нрав у Кармен как погода в наших краях”;

- “Я ношу шерсть, но я не овечка”.

Россия, г. Москва, ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 000, 7 «а» класс

Научный Руководитель: ВОЛОСАТОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА,

учитель музыки, заместитель директора по инновационной работе

ГБОУ гимназии № 000, методист ГБОУ ЦПМ г. Москвы, к. п. н.

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА КАРМЕН В ИСКУССТВЕ

Каждый вид искусства отличается своей специфической системой изобразительных, выразительных средств и имеет преимущества перед другими видами искусства в передаче тех или иных жизненных явлений. Однако полная художественная картина мира может быть воссоздана лишь при комплексном воздействии на человека различных видов искусств. При этом смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

Исключением не стал и художественный образ Кармен, отраженный во многих видах и жанрах искусства.

Попытка ответить на вопрос: почему Кармен у Ж. Бизе и Р. Щедрина – противоположные художественные образы при внешнем сходстве музыкальных интонаций, чем притягивает до сих пор этот образ современников, обусловила выбор темы исследования «Воплощение образа Кармен в искусстве».

Кроме того, оперу «Кармен» Ж. Бизе и балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина мы изучали на уроке музыки в прошлом учебном году. Такая яркая музыка не может не запомниться! Интерес к данной теме возрос на занятиях в хореографическом коллективе ДК «Салют» при разучивании испанских танцев.

Проблема воплощения художественного образа в различных видах искусства не нова. Это и образы Ромео и Джульетты в одноименной повести В. Шекспира, балете С. С. Прокофьева, увертюре-фантазии П. И. Чайковского и даже рок-опере В. Калле, образ Германа в «Пиковой Даме» в повести у А. С. Пушкина, опере П. И. Чайковского и балете «Тройка, семерка, Дама» и др.

К образу Кармен обращались литераторы (П. Мериме) и поэты (А. Блок, М. Цветаева и др.), музыканты (Ж. Бизе и Р. Щедрин) и хореографы (Р. Пети, А. Алонсо, В. Елизарьев), художники (М. Врубель, С. Дали и др.) и дизайнеры одежды (Т. Кольцова, И. Алсанова и др.). При всей собирательности этого образа в каждом искусстве он воплощен индивидуально неповторимо. Однако следует признать, что в настоящее время у молодежи снижен уровень потребности в общении с искусством и наблюдается игнорирование образного осмысления мира.

Следовательно, выявляется противоречие между способностью искусства «стимулировать индивидуальность освоения мира, придавая ей художественность», (В. П. Иванов), и недостаточным накоплением опыта восприятия образов высокохудожественных произведений искусства.

Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило проблему нашего исследования: в чем выражается потребность воплощать образ Кармен в различных видах искусства и моде и чем обусловлена готовность современников его воспринимать?

Объект исследования: художественный образ Кармен.

Предмет исследования: процесс трансформации образа Кармен в различных видах искусства и моде.

Цель исследования: систематизация представлений о целостности художественного образа Кармен в искусстве и моде.

Гипотеза .

Исследование образа Кармен в искусстве и моде позволяет понять феномен и культурный смысл художественного общения с миром искусства, дающего возможности для поиска личностных идеалов.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятие художественного образа в искусстве и моде;

2) выработать критерии оценок образа Кармен в искусстве и моде и дать их характеристику;

3) проанализировать художественный образ Кармен в новелле, опере, балете, поэзии, изобразительном искусстве и моде;

4) проделать опытно-экспериментальную работу по выявлению цветового ассоциативного ряда образа Кармен в искусстве и моде учащимися 6 «а» класса.

Результаты исследования и их новизна:

Проведен сравнительный анализ цветовых представлений художественного образа Кармен в различных видах искусства и моде;

Обоснован процесс трансформации образа Кармен от новеллы П. Мериме до балета Р. Щедрина и современных коллекций модной одежды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе вскрыты механизмы восприятия художественного образа Кармен средствами литературы, поэзии, музыки, изобразительного искусства, хореографии, моды.

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Наука определяет художественный образ как всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ создается на основе одного из средств вида искусства или комбинации нескольких. Под художественным образом в искусстве мы понимае м совокупность средств и приемов, с помощью которых создается представление о герое, явлении художественного произведения.


В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды. Смысл, внутреннее строение, чёткость художественного образа в музыке во многом определяется акустическими качествами музыкального звука. В изобразительном искусстве (в том числе фото-и киноискусстве) он создается на основе отображения визуальных характеристик. В хореографии – через выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз (танца) во взаимодействии с музыкой и ритмом. «Модный» образ становится на место художественного образа в культуре и формирует мир красоты культуры. Образность моды позволяет понять культурные смыслы данного феномена.

К художественному образу Кармен обращались литераторы, поэты, композиторы, хореографы, дизайнеры одежды, критики, сценаристы и. т. д. Поэтому представления о нем имеют определенный «штамп» в сознании людей многих поколений, являясь собирательным. Мы рассмотрели образ Кармен в литературе (отдельно выделив поэзию), музыке, хореографии, изобразительном искусстве, моде.

Ход исследования.

1. Разработка основных критериев для исследования образа Кармен в одноименной новелле П. Мериме: внешний вид, черты характера, отношение к людям, отношение к себе, мировоззрение, сюжетная линия и дана характеристика образа по тексту новеллы. Вывод: Кармен в литературном первоисточнике предстает свободолюбивой, жестокой, неверной девушкой со вспыльчивым характером, для которой обман и хитрость являются частью жизни.

2. Разработка основных критериев для исследования образа Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе: интонации, ритм, характер, динамика, темп, мелодия, лад, фактура, отличительные черты образа, его синквейн. Вывод: Кармен у Бизе предстает также свободолюбивой, жестокой, независимой, но уже не склонной к воровству и хитрости.

3. Анализ поэтического образа Кармен в лирическом цикле Александра Блока и стихотворении Марины Цветаевой по разработанным критериям: какие чувства выражены в стихотворении, стихотворный ритм, рифмы, тропы, противопоставления, приемы усиления фонетической привлекательности, синтаксис, мировоззрение, особенности образа, синквейн. Вывод: восприятие Кармен у Марины Цветаевой более человеческое, женственное и страстное. Возможно, это связано с большей музыкальностью стихосложения поэтессы и индивидуальными ассоциациями авторов. Образ Кармен у Блока наделен божественными чертами, поднимающими ее на уровень идеала.

4. Исследование образа Кармен с точки зрения хореографии в балете А. Алонсо на музыку Р. Щедрина «Кармен-сюита» по разработанным критериям: пластика, жесты, отношение к музыке, па-де-де, образ, созданный хореографией, сюжетная линия, синквейн образа. Вывод: анализ образа главной героини в «Кармен-Сюите» Р. Щедрина позволяет увидеть, что Кармен в балете - прекрасная девушка, ищущая настоящую любовь. Она стремится к взаимопониманию с людьми, но окружающие ее люди относятся к ней враждебно.

5. Исследование образа Кармен в изобразительном искусстве потребовало разработки следующих критериев: художественный жанр, взгляд, краски, цвета, тени, впечатление от образа, синквейн. Образ Кармен волновал художников с момента написания знаменитой новеллы П. Мериме. Это и изображения портретов всемирно известных живописцев: Э. Мане, М. Врубеля, Ф. Гойя, С. Дали, и современных мастеров кисти: В. Симонова, Т. Берестовой, Е. Воронцовой. Вывод: хотя каждый художник «видит» Кармен по-своему, но ни на одном портрете она не выглядит «злодейкой». Художники писали Кармен с грустным, немного усталым взглядом, цвета ее одежды не кричащие, но притягивающие взгляд. Ее образ в изобразительном искусстве вызывает сочувствие, но не отторжение.

6. Исследование образа Кармен в моде по трем коллекциям платьев и по коллекции одежды для дома. Разработка следующих критериев: силуэт, сочетание цветов, построение моделей, синквейн образа. Вывод: во всех трех коллекциях выходной одежды раскрываются такие черты Кармен, как независимость, искренность в проявлении чувств, свободолюбие, в то время как в коллекции домашней одежды выявляется ее женственность, обворожительность, способность вызывать безграничную любовь.

Таким образом, проанализировав выявленные черты образа Кармен в различных видах искусства и моды, можно констатировать, что данный художественный образ представлен в них по-разному. Это зависит как от выразительных средств конкретного вида искусства, так и от субъективного взгляда автора (писателя, поэта, композитора, хореографа, художника, модельера). Представление образа Кармен, его разнообразие в видах искусства выражено в стремлении улучшить и возвысить его. Исследование показало, что это не просто женский персонаж в одном из литературных произведений, но и один из мировых образов человеческой культуры, таких, как Гамлет, Дон Кихот.

Следующее направление исследовательской работы - опытно-экспериментальная работа по изучению цветовых ассоциаций образа Кармен , которая проводилась на базе ГБОУ гимназии № 000 в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный. В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы:

ñ анкетирование;

ñ метод цветовых выборов С. Л. Собчика;

Добрый день всем заглянувшим!

Именно этим отзывом-статьей я начинаю серию разборов-анализов зарубежных произведений второй половины 19 века.

Сегодня у нас будет анализ "Кармен" П. Мериме

  • Этапы творчества П. Мериме
  • Структура новеллы-эллипсиса
  • Композиция новеллы
  • Особенности сюжета
  • Образ дона Хосе
  • Образ Кармен

​Этапы творчества П. Мериме

_______________________________

Традиционно в литературоведении выделяется 3 этапа в творчестве П. Мериме:

  1. 1822-1833 гг (П. Мериме выходит из русла романтизма, но при этом еще данное направление иронически не осмысляет. Начинает выбирать жанровые формы. Активно пишет новеллы как единый цикл, интересуется историей Франции)
  2. 1833-1846 гг (на этом этапе появляется жанр новеллы-эллипсиса)
  3. 1846-1870 гг (активно переводит зарубежную литературу, в том числе, и русскую)

Структура новеллы-эллипсиса

________________________________

Согласно Википедии

Эллипсис (от др.греч ἔλλειψις - недостаток) в лингвистике - намеренный пропуск слов, не существенных для смысла выражения

В художественном произведении действует этот же принцип. Только вместо слов пропускаются целые события.

Новелла-эллипсис -

это художественное произведение, в котором всё содержание организуется вокруг двух центров, равноправных и взаимодействующих друг с другом. В сюжетном отношении лишь центр служит основой новеллы, тогда как другие образуют очерк. Динамичный сюжет, в котором акцентирована ситуация рассказывания.

Если перевести с русского на русский, то:

  • Два равноправных центра - это Кармен и Хосе
  • Они друг с другом тесно взаимодействуют
  • Сюжет развивается динамично: дон Хосе рассказывает свою историю повествователю, что и является основой новеллы
  • В новелле рассказывается только самое главное для раскрытия образов героев
  • История Хосе - это центр, а 1 и 4 части новеллы - это очерк

______________________

Композиция новеллы

______________________

Мой любимый вид композиции! Конечно, в середине 19 века он уже был не новый.

Это рассказ в рассказе

Если представить композицию схематично, то получится квадрат в квадрате или круг в круге

Внешнее обрамление новеллы - речь повествователя-путешественника-археолога (что тоже очень важно). Герой-повествователь передает читателю рассказ Хосе.

Внутренняя часть новеллы - история жизни Хосе и его любви к Кармен.

Здесь очень важно обращать внимание на точки зрения. Кармен видится Хосе совсем не так, как повествователю

Вот такой ее увидел наш герой-археолог:

вдруг какая-то женщина, поднявшись по лестнице от реки, села рядом со мной. В волосах у нее был большой букет жасмина, лепестки которого издают вечером одуряющий запах. Одета была она просто, пожалуй, даже бедно, во все черное, как большинство гризеток по вечерам. Женщины из общества носят черное только утром; вечером они одеваются a la francesa. Подходя ко мне, моя купальщица уронила на плечи мантилью, покрывавшую ей голову, «и в свете сумрачном, струящемся от звезд», я увидел, что она невысока ростом, молода, хорошо сложена и что у нее огромные глаза.

А такой Карменсита предстала перед Хосе:

На ней была очень короткая красная юбка, позволявшая видеть белые шелковые чулки, довольно дырявые, и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Она откинула мантилью, чтобы видны были плечи и большой букет акации, заткнутый за вырез сорочки. В зубах у нее тоже был цветок акации, и она шла, поводя бедрами, как молодая кобылица кордовского завода.

Одна и та же женщина видится совершенно по-разному двум героям. Это называется точками зрения. Для археолога важна лишь внешняя часть: глаза, рост, телосложение, волосы. Хосе же отмечает совершенно другое: что делала Кармен и как

_______________________

Особенности сюжета

_______________________

На первый взгляд, сюжет может показаться очень простым: некий преступник перед своей смертью решает поведать историю своей жизни случайному знакомому, знакомый эту историю запоминает, а потом ее опубликовывает.

На самом деле всё не так просто (за что я люблю литературу)

  • Сюжет развивается в экзотической обстановке

Для дона Хосе Лисаррабенгоа место развития событий не родина, он баск по национальности, и, попав в чужую среду, резко с ней контрастируется.

Кармен - цыганка, а цыгане - кочевой народ. К тому же, Андалузия для нее тоже неродное место - она родилась в Этчаларе, а выросла в Севилье:

Я из Элисондо, - отвечал я ей по-баскски, взволнованный тем, что она говорит на моем языке.

А я из Этчалара, - сказала она. (Это от нас в четырех часах пути.) - Меня цыгане увели в Севилью. Я работала на фабрике, чтобы скопить, на что вернуться в Наварру к моей бедной матушке, у которой нет другой поддержки, кроме меня да маленького barratcea с двумя десятками сидровых яблонь.

  • Вершинность сюжета

Вершинность сюжета относится к эллипсису.

Под вершинностью в литературоведении понимается отражение только главных событий, поворотных для судьбы героя. Если бы мы представили ось координат, то на ней были бы точками обозначены решающие события, после которых линия бы опускалась вниз, обозначая снижение напряженности. В конечном итоге, рисунок - горы. Именно поэтому мы и называем такое явление в текстах вершинностью.

В "Кармен" главные события это:

Встреча Кармен и Хосе ➜ Хосе в тюрьме ➜ убийство гусара ➜ убийство мужа Кармен ➜ убийство Кармен

  • Фрагментарность сюжета

Под фрагментарностью литературоведы понимают отражение лишь череды самых главных ключевых событий, пропуски подробностей, которые не связаны между собой и не навлекают последствия друг на друга

В "Кармен" можно наблюдать переходы во времени, все события-убийства как бы одного порядка. А Хосе рассказывает повествователю-путешественнику только самое важное из своей жизни. Потому это и новелла, а не роман.

Образ Хосе

___________

Хосе - баск, чистокровный христианин, тип героя - карьерист. Это, конечно, связано с идеей наполеонизма в то время:

Вскоре я сделался ефрейтором, и меня обещали произвести в вахмистры

Поступая в солдаты, я воображал, что стану по меньшей мере офицером. Дослужились же до генерал-капитанов Лонга, Мина, мои соотечественники, Чапалангарра, «черный», как и Мина, и нашедший, как и он, убежище в вашей стране; Чапалангарра был полковником, а я сколько раз играл в мяч с его братом, таким же бедняком, как и я.

В образе Хосе очень важно обратить внимание на мотив отчуждения:

  • Драка (событие, из-за которого герой был вынужден покинуть родные места

Как-то раз, когда я выиграл, один алавский юнец затеял со мной ссору; мы взялись за макилы , и я опять его победил; но из-за этого мне пришлось уехать.

  • Отпускает преступницу, совершает преступление (событие, после которого герой переходит в круг контрабандистов)

Вдруг Кармен оборачивается и ударяет меня кулаком в грудь. Я нарочно упал навзничь. Одним прыжком она перескакивает через меня и бросается бежать, показывая нам пару ног!..

казалось довольно неестественным, по правде говоря, чтобы хрупкая девочка могла одним ударом кулака свалить такого молодца, как я. Все это показалось подозрительным, или, вернее, слишком ясным. Когда пришла смена караула, меня разжаловали и посадили на месяц в тюрьму. Это было мое первое взыскание по службе. Прощайте, вахмистрские галуны, которые я уже считал своими!

Хосе накануне своей смерти рассказывает историю своей жизни - это жизнеописание-исповедь

Образ Кармен

______________

Кармен начинает череду роковых женщин в литературе; ей присущи мужские черты (независима, свободна, "своя" в кругу преступников, курит сигару)

  • Она не может не выделяться из толпы, она всегда в центре внимания, но при этом не дает себя в обиду
  • Выступает в роли искусителя (змея) - библейский подтекст:

Именно на Змеиной улице Хосе отпускает Кармен, на этой же улице она потом купила дюжину апельсинов.

Для Хосе Кармен - это змей-искуситель, который предлагает перейти к разбойникам.

Хосе ожидал, что Кармен ему покорится, но эта свободолюбивая женщина не могла этого сделать, она - цыганка, это не в ее национальном характере.

Вот что писал Ю. Б. Виппер о характере Кармен:

В способности Кармен и дона Хосе отдаваться всепоглощающей страсти и заключается источник, поражающий читателя цельности их натур и обаяния их образов. Кармен впитала в себя много дурного от того преступного окружения, в котором она выросла. Она не может не лгать и не обманывать, она готова принять участие в любой воровской авантюре. Но в противоречивом внутреннем облике Кармен таятся и такие прекрасные душевные качества, которых лишены изнеженные или очерстеневшие представители господского общества. Это искренность и честность в самом сокровенном для нее чувстве - любви. Это гордое непреклонное свободолюбие, готовность пожертвовать всем вплоть до жизни ради сохранения внутренней независимости.

Кармен - это воплощение всего цыганского народа. Она впитала в себя все самые яркие черты этого народа. Именно через ее образ показан быт и нравы цыган.

Луков:

«Обрамление» создано Мериме вовсе не из стилистических соображений (для контраста «ученого» повествования с описанием страстей Кармен и Хосе), это важная часть идейного замысла. Автора интересует в первую очередь не Кармен, а цыганский народ. Кармен призвана подчеркнуть его главные особенности, «физиономию», разгадать его загадку. Трагическое столкновение Кармен и Хосе - вовсе не следствие индивидуальных свойств их характеров: столкнулись две народности и, соответственно, два взгляда на мир.

Вот сколько секретов таит в себе маленькая новелла П. Мериме "Кармен". Конечно, я расскрыла далеко не все секреты этой новеллы, но, думаю, этого достаточно, чтобы заинтересовать вас творчеством П. Мериме

_______________________________


Close