План лекции

1. Биография, основные труды, теоретические истоки идей Г. Спенсера

2. Понятие эволюционизма в социологической концепции Г. Спенсера

3. Представление о социологии как науки Г.Спенсера

4. Учение Г. Спенсера об обществе

5. Этика Г. Спенсера

6. Представление Г. Спенсера о либерализме

1. Биография, основные труды, теоретические истоки идей Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Основные труды Г. Спенсера: Социальная статика, «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии». «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» (1873 г., рус. пер. 1896 г.).

Биография Г. Спенсера. Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала "Экономист", а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика. Эта работа далась автору очень тяжело - он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию - энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии, три книги Основания психологии и трехтомные Основания социологии. Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности т.е. в социальное целое, где однако, это целое общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам.

Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным.

Теоретические истоки идей Г.Спенсера. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, непосредственно примыкая к биологии, составляет с ней «физику организованных тел» и рассматривает общество как своего рода организм. Правда, Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был несогласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. «Мир, - по Спенсеру, - управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится в конце концов не на мнениях, но почти всецело на характерах». Таким образом, можем отметить, что Спенсер, как и Конт, стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не вяжется с его аналогией общества с биологическим организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с теорией Дарвина. Появившись в середине XIX века, она оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Суть последних состояла в том, что их авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора и борьбы за существование, видя в них универсальную модель эволюционного процесса.

Особенно ценным для изучения общества, понимания происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии.

Переворот, совершенный в биологии эволюционной теорией Дарвина и воспринятый многими социологами, значительно усилил историко-сравнительный метод изучения культурных и социальных форм жизни.

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика . Эта работа далась автору очень тяжело – он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию – энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии (The Principles of Biology , 2 vol., 1864–1867), три книги Основания психологии (The Principles of Psychology 1855, 1870–1872) и трехтомные Основания социологии (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896). Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом .

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу , чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую известность.

Работы Г.Спенсера (избранные): Собрание сочинений , тт. 1–3, 5, 6. СПб, 1866–1869; Социальная статика. Изложение законов, обусловливающих счастье человечества . СПб, 1872, СПб, 1906; Основания социологии , тт. 1–2. СПб, 1898; Автобиография , ч. 1–2. СПб, Просвещение, 1914; Опыты научные, политические и философские , т. 1–3; Основания психологии . – В кн.: Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998.

Наталия Латова

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. , где доминирует , характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) ; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  • общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение свободы

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, свободная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».

Английский философ и социолог, основоположник органической школы социологии.

Как и Конт , он был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени и создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. На Спенсера оказал глубокое влияние теория эволюции Чарльза Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.

Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами , а отдельные части общества (государство, семья, система образования и т.д.) с частями организма (сердце, нервная система), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что об­щество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» проходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся все более специализированными.

Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы; в направлении сложной структуры совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе одну часть (институт) нельзя заменить другой, все части должны функционировать на благо целого, в противном случае в обществе наступит кризис. Соглас­но Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Он считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естест­венного отбора. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рас­сматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов, кото­рые развиваются по биологическим законам. Такая философия получила название социаль­ный дарвинизм. Представляет интерес теория эволюции Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделяет следующие основные моменты:

1. Переход от простого к сложному (интеграция).

2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация).

3. Переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Спенсер считал эту теорию приемлемой также для коммерческих предприятий и эконо­мических институтов, и полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнут естественней устойчивое равновесие интересов

В политических взглядах Спенсер был приверженцем либерализма. Использование методов аналогии между биологическими и социальными организмами позволило ввести в на­учный оборот категории структура и функция, а также выработать концепцию усложнения строения общества в процессе дифференциации и интеграции его элементов.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Отметим, что каждый элемент незаменим, поскольку реализует ϲʙᴏю собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, кᴏᴛᴏᴩая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями кᴏᴛᴏᴩой будут регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и неϲʙᴏдимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из кᴏᴛᴏᴩых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей) Целью философии, науки, социологии будет познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность будет причиной всех явлений, о кᴏᴛᴏᴩой строят догадки философия, религия, наука.
Стоит отметить, что основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно кᴏᴛᴏᴩой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Стоит заметить, что оно состоит из органов, каждый из кᴏᴛᴏᴩых реализует определенные функции. Отметим, что каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, кᴏᴛᴏᴩая носит характер конкуренции — борьбы, в результате кᴏᴛᴏᴩой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — ϶ᴛᴏ вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в ϲʙᴏю очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все ϶ᴛᴏ сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. К примеру, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Стоит сказать, что каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.) Важно знать, что большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Стоит заметить, что она действует на базе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь) Таким образомя, Спенсер одним из самых первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень)

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего побудут «промышленные общества». Между данными типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по ϲʙᴏим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в кᴏᴛᴏᴩых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, кᴏᴛᴏᴩые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ будет дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1)

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, кᴏᴛᴏᴩая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), кᴏᴛᴏᴩые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Стоит заметить, что они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать данные явления;
  • общество будет результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества будет результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в т.ч. социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, будут результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, ɥᴛᴏбы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), кᴏᴛᴏᴩые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение ϲʙᴏбоды

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Стоит сказать - политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, ϲʙᴏбодная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при ϶ᴛᴏм не просто понять механизм ϲʙᴏего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит по сути в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, ϶ᴛᴏт самый индивидуальный ум, тем не менее, объбудет не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по кᴏᴛᴏᴩым оно совершается, но также способен контролировать ϶ᴛᴏ развитие и направлять его, добиваясь таким образом, ɥᴛᴏбы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».


Close