Расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этого к счету 68 открывается субсчет "Расчеты по транспортному налогу" (Инструкция к Плану счетов). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

При начислении и уплате транспортного налога делаются проводки :

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", Кредит 51

Уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог.

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то сумму налога включают в состав расходов только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, сумму транспортного налога включают в расходы в момент начисления - в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272 и п. 1 ст. 318 НК РФ).

Отметим, что при расчете налога на прибыль можно учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т. д.). Это следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Транспортный налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

У организации имеется обязанность заплатить налог (даже по неиспользуемым транспортным средствам);

Сумма налога подтверждена документально (декларацией, расчетом авансовых платежей, платежными поручениями).

Если организация применяет "упрощенку" и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включают в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывается.

Если организация применяет ЕНВД, то объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Чтобы распределить транспортный налог, необходимо определить долю доходов, полученных от разных видов деятельности. При этом долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитывают по формуле:

Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения делятся на Доходы от всех видов деятельности .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитывают так:

Транспортный налог умножается на Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитывают по формуле:

Общий транспортный налог за минусом Транспортного налога, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения .

При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используют показатели за месяц, в котором распределяется сумма транспортного налога (авансового платежа). Такой порядок предусмотрен в Письме ФНС России от 23 января 2007 г. N САЭ-6-02/31@.

Пример . ООО "Крата" (г. Тамбов) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Выручка, полученная ООО "Крата" от различных видов деятельности в июне 2010 г., составляет:

По оптовой торговле (без учета НДС) - 700 000 руб.;

По розничной торговле - 300 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В июне по этим транспортным средствам начислен авансовый платеж по транспортному налогу за II квартал 2010 г. в сумме 20 000 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер ООО "Крата" сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Доля выручки от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за июнь составляет 0,7 (700 000 руб. : (700 000 руб. + 300 000 руб.)).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна 14 000 руб. (20 000 руб. x 0,7).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна 6000 руб. (20 000 руб. - 14 000 руб.) (эта сумма при налогообложении не учитывается).

Проводки по начислению транспортного налога могут быть разными. От чего будет зависеть запись в проводках тех или других бух. счетов, а также порядок, в котором учитывается налог на автотранспорт, вы сможете узнать из следующей статьи.

Налог на автотранспорт признается затратами организации от осуществления деятельности. Его бухгалтерский учет будет зависеть от того, где используется налогооблагаемый объект (транспорт). Юрлицо должно знать, что оно должно рассчитывать налог и учитывать его в бухучете по каждому ТС, находящемуся в его собственности.

В бух. учете все операции, связанные с налогом на ТС, записываются по счету «расчеты по транспортному налогу» (68.7).

Основные бух. проводки по транспортному налогу следующие:

  1. Д20, 23, 25, 26, 44 – К68.7 – произошло начисление налога на автотранспорт или аванса. Сумма проводки рассчитывается так: база налога умножается на налоговую ставку. Основанием для совершения проводки будут являться справка-расчет бухгалтера и транспортная декларация.
  2. Д68.7 – К51 – плательщик перечислил аванс по налогу или сам налог. Сумма проводки рассчитывается так же, как и в предыдущем случае. Первичной документацией будет являться выписка из банка и платежное поручение.

Если автотранспорт применяется в деятельности, не являющейся основной, налог учитывается по счету «прочие расходы» (91.2). В данном случае бухгалтерские проводки по транспортному налогу выглядят следующим образом:

  1. Д91.2 – К68 – произошло начисление аванс по налогу или сам налог.
  2. Д68 – К51 – компания оплатила налог или аванс.

Так как компании-упрощенцы не освобождаются от уплаты налога на транспорт, они платят его на общих основаниях.

Проводки по начислению транспортного налога при УСН следующие:

  1. Д99 – К68 – начислен налог на транспорт, или аванс по нему.
  2. Д68 – К51 – упрощенец произвел уплату налога, или аванса по нему.

Налоговый и бухгалтерский учет налога на транспорт

Порядок осуществления налогового учета будет напрямую зависеть от системы налогообложения, на которой находится организация.

При нахождении на упрощенке (доходы) транспортный налог не входит в состав налоговой базы.

При нахождении на упрощенке (доходы – расходы) сама сумма налога и аванс по нему включаются в расходы. Делается это в тот день, когда всю сумму перечисляют в бюджет.

При нахождении на ЕНВД налогооблагаемым объектом является вмененный доход. В связи с этим налог на транспорт не влияет на формирование налоговой базы.

В случае, когда плательщик налогов находится сразу на двух режимах, на общем и на ЕНВД, и транспорт применяется в двух режимах, сумму налога следует поделить. Если автотранспорт используется только в одном режиме, выполнять данное действие нет необходимости. При применении транспорта в целях общего режима, его возможно учесть так, чтобы сделать налог на прибыль меньше, при использовании на ЕНВД этого сделать не получится.

Для того, чтобы правильно распределить налог между режимами, нужно подсчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Для подсчета части доходов по общему режиму необходимо поступить следующим образом: разделить прибыль от общего режима на прибыль от всей деятельности. Транспортный налог по общей системе рассчитывается так: общая сумма налога умножается на долю прибыли, полученной на общем режиме. Оставшаяся сумма будет являться налогом на транспорт, полученным на ЕНВД.

Каждую операцию, происходящую в хозяйственной жизни организации, необходимо фиксировать. Исключение не составляет и начисление налогов. Наличие транспорта в организации дает основание для расчета транспортного налога, начисления и уплаты налоговых платежей в бюджет, а также отражения проведенных операций в бухгалтерских проводках.

Как формируются проводки по транспортному налогу

Большинство предприятий имеют на балансе собственные автомобили, занятые в производственной деятельности. Юридические лица, на которых и зарегистрированы средства передвижения, рассматриваются как налогоплательщики транспортного налога.

Данный вид обязательных платежей относится к имущественным налогам. Уплачивать его необходимо вне зависимости от использования или даже отсутствия деятельности на предприятии за отчетный период.

Транспортный налог рассматривается законодательством как региональный. Это означает, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать периодичность и сроки платежей, не ухудшая положения налогоплательщиков согласно НК РФ. Также на уровне законодательства субъектов может решаться и вопрос о целесообразности предоставления льгот отдельным категориям владельцев авто.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Таким образом, если иные требования не установлены, отчетными периодами признается каждый квартал. Оплата должна составлять не менее четвертой части от общей суммы годового расчета.

Отражение в учете налога или авансового платежа зависит от принятых положений в учетной политике. При этом кредит счета выбирается на общих основаниях ― 68 с субсчетом «Расчеты по транспортному налогу».

Счет дебета по начисленному налогу зависит от того, как организация отражает подобные расходы. Суммы полученного транспортного налога могут быть отнесены:

  • На 20 счет, то есть непосредственно на основные производственные затраты;
  • На 44 счет (расходы на продажу) в торговых организациях;
  • На счет 91 ― найти отражение в составе прочих расходов.

Расчет транспортного налога

В отличие от физических лиц-автовладельцев, сумму транспортных платежей которые рассчитывает налоговая инспекция, организации обязаны самостоятельно определить размер транспортного налога. Алгоритм расчета прост ― налоговая ставка умножается на величину налогооблагаемой базы.

Для каждого вида транспортного средства действует своя ставка в соответствии со ст. 361 НК РФ. Определяется в рублях на единицу мощности ― лошадиную силу. Так, размер налога за легковой автомобиль мощностью 250 л.с. будет равен 250*15 руб.=3 750 руб.

Допускается снижение или повышение ставок региональными властями, но не более чем в 10 раз. При принятии таких решений учитываются экономическая и экологическая обстановка в регионах, иные факторы. По однородным видам транспортных средств возможно использование и дифференцированных ставок по экологическому классу и году выпуска машины. Кроме того, при расчете налога применяются повышающие коэффициенты по дорогостоящему авто.

Если организация владеет транспортным средством не полный налоговый период (год), расчет ведется пропорционально. При этом регистрация машины до 15 числа определяет текущий месяц как целый, и наоборот. Те же правила имеются и при снятии автомобиля с учета.

Начисление транспортного налога: пример проводок

Начисление транспортного налога производится в зависимости от действующего отчетного периода в регионе ― ежеквартально или ежегодно.

Допустим, организация имеет на балансе 1 легковой автомобиль. Действующим региональным законодательством установлен отчетный период по транспортному налогу, равный кварталу. Сумма рассчитанного налога за год равна 6 000 руб.

Отражаются операции ближайшего квартала по начислению транспортного налога следующими проводками:

Если квартал при расчете транспортного налога утвержден как отчетный период, то платежи требуется совершать ежеквартально. В ином случае ФНС вправе начислить пени за каждый день просрочки.

Причина постоянного интереса и регулярного появления массы практических вопросов по транспортному налогу кроется в разнообразии объектов налогообложения. Ясности не прибавили даже изменения, внесенные в главу 28 Налогового кодекса РФ и вступившие в силу с 1 января 2010 г. Разрозненность законодательных требований ко всем участникам процесса налогообложения, особенно при регистрации транспортных средств, только подливает масла в огонь. В данном материале мы постараемся разъяснить основные вопросы, возникающие у налогоплательщиков, в т. ч. появившиеся в процессе подготовки и сдачи отчетности по этому налогу за 2009 г.

Общие положения о транспортном налоге

Транспортный налог относится к региональным, вводится в действие на территории субъекта Российской Федерации его законом и при соблюдении условий, установленных НК РФ.

В соответствии со ст. 257 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Полный список объектов налогообложения транспортным налогом приведен в ст. 358 НК РФ. При налоговом администрировании транспортного налога налоговые органы, как правило, объединяют оговоренные в упомянутой статье виды транспортных средств в три группы:

  • наземные - к ним относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
  • воздушные - самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
  • водные - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.

Из сказанного следует, что плательщиками налога являются все организации и физические лица, зарегистрировавшие практически любое самоходное транспортное средство. Федеральное налоговое законодательство не содержит каких-либо особенностей в отношении налогоплательщиков из числа бюджетных учреждений. Отдельные льготы могут устанавливаться на уровне субъектов Российской Федерации.

Особенности, которые могут возникать при исчислении и уплате налога в бюджетных учреждениях, могут быть связаны с применением отдельных законодательных норм в конкретных хозяйственных ситуациях и обусловлены спецификой деятельности, осуществляемой бюджетным учреждением.

Согласно ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств. Им в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • для транспортных средств, не указанных в подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Новации 2010 г.: коротко о главном

В 2009 г. в соответствующую главу НК РФ были внесены некоторые изменения. Более подробно следует остановиться на тех из них, которые были привнесены Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 282-ФЗ) и Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 283-ФЗ).

Ставка налога. Региональным органам государственной власти разрешено увеличивать ставки налога по сравнению со ставками, прописанными в главе 28 НК РФ, не в пять, а в десять раз. Ранее ставка налога в конкретном регионе могла отличаться от базовой в пять раз как в большую, так и в меньшую сторону.

Права регионов. Установление дифференцированных ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства стало возможным в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Ранее привязка к разным категориям транспортных средств не оговаривалась. Новой редакцией п. 3 ст. 361 НК РФ было уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Перестали учитываться периоды, в течение которых транспортное средство не использовалось (например, находилось на консервации (или в длительном ремонте).

Налогоплательщики. С 2010 г. транспортные средства органов государственной власти, переданные им только на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения. Ранее нормой подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ выводились из-под налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба*.

Закон № 283-ФЗ исключил из указанного положения слова "хозяйственного ведения". Тем не менее фактически можно говорить об исправлении технической ошибки: из смысла норм ст. 294 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) на праве хозяйственного ведения имущество может передаваться только государственным и муниципальным унитарным предприятиям, не являющимся бюджетными.

Полномочия региональных органов власти в части установления сроков осуществления авансовых платежей. Теперь указанные сроки не могут устанавливаться позже сроков представления налоговых расчетов по авансовым платежам (не ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом). На практике авансовые платежи чаще всего и ранее проводились в те же сроки.

Порядок исчисления налога

Общие правила исчисления налога установлены нормами ст. 362 НК РФ. При этом организации (в т. ч. и бюджетные учреждения) исчисляют налог и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (если органами государственной власти субъектов РФ установлены отчетные периоды для уплаты налога). Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1

Налоговая ставка по легковым автомобилям мощностью свыше 100 л. с. на территории субъекта РФ установлена на уровне 10 руб. Мощность автомобиля - 120 л. с. Автомобиль числился на балансе учреждения в течение всего налогового периода.

Бухгалтер учреждения считает авансовые платежи по налогу: 10 х 120:4 = 300 руб.

Сумма налога, подлежащего оплате по итогам налогового периода составит 10 х 120 - (300 + 300 + 300) = 300 руб.

При регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В данном случае может возникнуть вопрос, следует ли проводить корректировку ранее начисленных авансовых платежей в случае выбытия транспортного средства до окончания налогового периода? Скорее всего, такой необходимости не возникает, т. к. отчетными периодами являются календарные кварталы, а не количество месяцев, прошедших с начала налогового периода, как, например, по налогу на прибыль. Поэтому в ситуациях, когда транспортное средство выбывает в течение первого отчетного периода или поступает и выбывает в течение одного отчетного периода, расчет производится исходя из количества месяцев в квартале (3), а не количестве месяцев, прошедших с начала года (3, 6 или 9).

Рассмотрим несколько примеров. Во всех случаях используются общие данные для определения налоговой базы по ставке и мощности транспортного средства, примененные в Примере 1, а под поступлением транспортного средства в учреждение понимается дата его государственной регистрации.

Пример 2

Автомобиль выбыл из учреждения 25 февраля. Авансовый платеж будет равен 10 х 120 х 1: 12 = 100 руб.

Сумма, подлежащая уплате по итогам налогового периода, будет равна нулю: 100 руб. отражаются в общей сумме налога за год и одновременно снимаются с общей суммы задолженности как уплаченные в составе авансового платежа.

Пример 3

Автомобиль выбыл из учреждения 28 июня. Авансовый платеж первого отчетного периода будет равен 300 руб. (см. Пример 1).

Авансовый платеж второго периода: 200 руб. - 300 руб. х 2: 3 (два полных месяца из трех месяцев второго квартала).

По итогам налогового периода корректировка тоже не требуется.

Пример 4

Автомобиль поступил в учреждение 28 июня и выбыл 28 июля. Полных календарных месяцев нет, но месяц постановки на учет и месяц снятия с учета считаются за полные месяцы. В этом случае:

Авансовый платеж второго отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 х 1: 3.

Авансовый платеж третьего отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 х 1: 3.

Пример 5

Автомобиль поступил в учреждение 30 июля и выбыл 31 июля. Авансовый платеж равен 100 руб. = 300 х 1: 3.

Пример 6

Авансовый платеж второго отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 ? 1: 3.

Авансовый платеж третьего отчетного периода будет равен 300 руб.

Платеж по итогам налогового периода – 300 руб. = 10 ? 12 ? 7: 12 - 100 - 300.

Налоговые льготы

Формально определению налоговых льгот, приведенному в ст. 56 НК РФ, как преимуществу по сравнению с другими плательщиками соответствует исключение некоторых транспортных средств из налогооблагаемой базы. Отдельные группы транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, используются бюджетными учреждениями.

При установлении налоговых льгот регионы используют разные подходы, в результате чего состав льгот и перечень категорий налогоплательщиков, полностью или частично освобождаемых от налога, может существенно различаться.

Например, закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (с учетом изменений и дополнений, внесенных в последующие годы) предусматривает перечень льготных категорий и дифференцирует льготы в зависимости от категории налогоплательщиков. Одни из них освобождаются от уплаты налога полностью, другие - частично (таблица).

Льготы, причитающиеся бюджетным учреждениям - налогоплательщикам транспортного налога, и условия их непредоставления

Бюджетные учреждения, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 151/2004-ОЗ, полностью освобождены от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Согласно определению бюджетных учреждений, данному в законе, под ними следует понимать организации, созданные органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления в Московской области для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, зарегистрированные в Московской области, деятельность которых финансируется не менее чем на 70% за счет средств бюджета Московской области или местного бюджета соответственно либо бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетные учреждения, использующие спецтранспорт, как правило, по разным причинам не подпадают под определение бюджетных учреждений, принятое в Московской области. В этом случае им предоставляется не полное освобождение от уплаты транспортного налога, а снижение ставки налога на 50%.

С другой стороны, если учреждение, использующее спецтранспорт, полностью подпадает под приведенное определение бюджетного учреждения (по учредителю, некоммерческим функциям, месту регистрации и объемам финансирования средствами учредителя либо областного фонда обязательного медицинского страхования), то оно полностью освобождается от уплаты налога.

Бюджетный учет транспортного налога

В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления расходы бюджетов, связанные с уплатой транспортного налога, являются прочими расходами и относятся на код 290 КОСГУ

Методические рекомендации по применению Классификации операций сектора государственного управления в части групп 200 "Расходы" и 300 "Поступление нефинансовых активов", доведенные письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, предлагают для учета расходов, связанных с уплатой налогов, ввести дополнительный аналитический код 290.1. Вероятно, практическое значение введения дополнительных аналитических кодов состоит в том, что информация о состоянии и движении отдельных видов расходов может быть сгруппирована и представлена заинтересованным пользователям бюджетной отчетности в наиболее рациональном виде.

Следовательно, в бюджетном учете начисление и перечисление транспортного налога оформляется бухгалтерскими записями:

  • на сумму начисленного авансового платежа или задолженности по налогу по итогам налогового периода:

Дебет 140101290

Кредит 130305730;

  • на сумму денежных средств, списанных со счета учреждения в оплату задолженности по налогу организаций:

Дебет 130305830

Кредит 120101610.

Так же, как и в случае с налогом на имущество, если транспортные средства используются в приносящей доход деятельности, схема бухгалтерских записей будет аналогичной (в первом разряде счета бюджетного учета будет указан код "2").

Инструкция по бюджетному учету и НК РФ не предусматривают распределения сумм транспортного налога между видами деятельности. Тем не менее подобная схема не противоречит ни налоговому законодательству, ни методологии бюджетного учета. То есть если транспортное средство в течение отчетного или налогового периода использовалось в разных видах деятельности, сумма налога может распределяться в порядке, установленном отраслевым или ведомственным нормативным актом, либо внутренним локальным нормативным актом учреждения (например, учетной политикой учреждения).

Транспортный налог является местным сбором. Он начисляется за то использование автомобильных дорог, которые являются федеральной собственностью. Некоторые считают, что сбор взимается за то, что предприятие просто владеет транспортным средством, но это мнение неверное. В этой статье мы рассмотрим как рассчитывается транспортный налог и .

Так как это местный налог, то сроки для оплаты, процентные ставки и возможные льготы регламентируются принятыми нормативными актами субъектов федерации.

Как и все остальные налоги транспортный можно разделить на несколько частей:

  1. Субъекты . Лица, с которых может удерживаться транспортный налог. Ими могут быть юридические лица, ИП и физические лица. Оплачивается сбор строго владельцем ТС, а не эксплуатирующим лицом. Поэтому бывает, что пользователь и владелец – это два разных предприятия, юридических лица.
  2. Объекты . Это транспортные средства, находящиеся в полной собственности организации, с которых и удерживается налог. К группе объектов относят: яхты, автобусы, автомобили, мотоциклы, мотороллеры и др. ТС, перечисленные в ст. № 358 п. 1 НК.

Какие ТС не подлежат налогооблажению

Во втором пункте этой же статьи можно найти и те объекты, которые не подлежать налогообложению, например:

  • Автомобили с мощностью не больше 100 л. с., предназначенные для передвижения инвалидов и специально оборудованные.
  • Весельные лодки.
  • Транспортные средства, стоящие на военной службе.
  • Речные и морские суда для ведения промысла.
  • Водные ТС, используемые для перевозки людей даже тогда, когда это основной вид дохода для ИП.
  • Все остальные ТС, указанные в ст. № 358.

Расчет и уплата налога на транспорт

Налоговая база напрямую зависит от вида транспортного средства и представляет собой количественный показатель мощности: лошадиные силы, валовая вместимость, тяга реактивного двигателя, число непосредственных ТС. У каждой группы средства передвижения есть свои особенности в исчисления мощности, например: для автомобилей это будут лошадиные силы, а для самолета – тяга реактивного двигателя (кг).

Ставка для определения величины налога

Размер налоговой ставки указан в ст. № 361 налогового кодекса, но так как это местный сбор, то органы самоуправления могут регулировать самостоятельно эту величину. Основным правилом для изменения ставки есть то, что она не должна увеличиться или уменьшится больше, чем в 10 раз.

Регламент для уплаты налога

Все положения, касающиеся установления регламента, прописаны в статье № НК. Из них следует, что субъекты федерации могут самостоятельно назначать сроки и размеры , формировать критерии для получения льгот для частичного или полного освобождения от сбора.

Налоговый, отчетный периоды

Налоговым периодом для предприятий является календарный год, но каждый квартал юридическое лицо обязано предоставить отчет в местную налоговую службу.

Определение суммы платежа раз в год и расчет авансовых платежей

Для физических лиц транспортный налог начисляется налоговой службой на основании данных из ГАИ, которые поступают после взятия на учет ТС.

Чаще всего, уведомление о необходимости совершить платеж приходит по почте. Предприятия проводят расчеты лично, учитывая индивидуальную налоговую базу и процентную ставку для каждого вида транспорта. Налоговая база всегда прописана в техническом паспорте, а налоговая ставка – в федеральных законах по месту юридической регистрации. Авансовые начисления бухгалтер или руководитель предприятия обязан проводить ежеквартально.

Оплата налога и предоставление отчетности

Перечисление взносов вместе с документацией должно происходить в том регионе, где ТС было поставлено на учет. Порядки и сроки также определяются внутри этой местности объектами федерации. Все предприниматели и предприятия по окончанию году должны сдавать транспортную декларацию. Физические лица обязаны перечислить налог до 1 ноября следующего года.

Проводки для начисления и выплаты транспортного налога

Вид отчетности зависит от того, в каком именно подразделении производства используется ТС. Сам же транспортный налог причислен к группе расходов от обычного вида деятельности. Расчет и отражение сбора должно фиксироваться на каждое средство передвижения индивидуально. От того, какой части предприятия принадлежит ТС, будет зависеть, на какой счет будет начислен налог, а потом списан с него.

Проводки по начислению транспортного налога при обычной деятельности

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
20, 44 68 Начисление транспортного налога или авансового платежа по нему Налоговая база*Налоговая ставку Бухгалтерская справка-расчет, транспортная декларация
68

Close