Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?

2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.
Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, настоящий гражданин, радеющий за своё Отечество, жить не может. Кумиром для него являлся Наполеон.
В своих честолюбивых устремлениях, князь Андрей тоже, надо признать, становится безгранично эгоистичным. Ему не жаль пожертвовать всем самым дорогим в жизни ради минут славы и торжества над людьми: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».
В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М. И. Кутузова со знаменем в руках увлёк в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе. Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…» Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, Андрей решил, что ничего ещё не закончилось в тридцать один год.
Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Волконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нём патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Но судьба складывается так, что Андрея ранят, и он произнесёт: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух».
Но когда Андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему не долго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть.

Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Так печально закончилась земная жизнь Андрея Болконского. Он пережил немало горестей и бед, но впереди открывался путь в вечность.

Если бы не война …

Каждый вдумчивый читатель может сделать вывод: сколько горя и бед принесла война человечеству. Ведь, если бы не смертельное ранение, которое получил Андрей на поле сражения, возможно, их любовь с Наташей Ростовой имела бы счастливое продолжение. Ведь они так любили друг друга и могли бы символизировать идеал семейных отношений. Но, увы, человек не щадит себе подобных и нелепые противостояния уносят многие жизни людей, которые, оставшись жить, могли бы принести немалую пользу Отечеству.

Именно эта мысль проходит через все произведение Льва Николаевича Толстого.

Князь Андрей Болконский, безусловно, является одним из самых интересных образов романа «Война и мир». Честолюбивый, смелый, благородный, он проходит через многочисленные испытания, чтобы в последние дни своей жизни познать всепрощающую и терпеливую любовь ко всему миру. Андрей был наделён многими достоинствами: ясным аналитическим умом, силой воли, честностью, патриотизмом, нетерпимостью ко лжи и лицемерию. Все эти качества были воспитаны в нём семьёй, и именно благодаря этому он не представлял себе жизни без высокой и прекрасной цели. В начале романа такой целью для Болконского является воинская слава, всемирная известность, поэтому он оставляет семью и идёт на войну, замышляя свой Тулон и втайне поклоняясь военному таланту Наполеона. Однако, по-моему, не жажда славы, а любовь к родине и смелость заставили Андрея подхватить знамя и повести за собой временно растерявшихся солдат. Он совершил чудо – армия вновь пошла в атаку, но, к сожалению, это не принесло победы. Почувствовав боль от ранения, Андрей падает на землю и видит, что «над ним не было уже ничего, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками». В это время он осознает всю бессмысленность прежних мечтаний, а личность Наполеона теряет для него всю бывшую привлекательность. Глубокую душевную драму Андрея ещё больше усугубляет смерть жены, но рождение сына, необходимость заботиться о нём дают возможность по-новому взглянуть на жизнь и радоваться самым простым вещам. Князь Андрей переезжает в Богучарово, начинает заниматься хозяйством, проводит либеральные реформы, но вскоре такое времяпровождение надоедает ему, кажется слишком размеренным и лишённым смысла. Он приходит к мысли о том, что вся жизнь уже прошла, а время утекает сквозь пальцы. Угнетённый сознанием своего зрелого возраста, неопределённостью в будущем, Андрей мысленно соглашается со старым дубом, не распустившимся с приходом весны. Но весна приносит обновление душе Болконского – он встречает свою любовь, Наташу Ростову, которая поразила его простотой и искренностью. Проезжая через некоторое время мимо того самого старого дуба, Андрей с удивлением заметил свежую светлую листву под нежным весенним солнцем и окончательно оставил грустные мысли о «конце жизни». Уверенный в себе и своих силах, он возвращается на службу и начинает законодательную работу, обручается с Наташей, но долгожданное счастье длится недолго: проект военной реформы, предложенный Болконским, не утверждают, потому что уже утверждён другой, намного хуже; Наташа, как ветреная и несдержанная девчонка, пытается сбежать с Курагиным. Чувствуя себя униженным и оскорблённым, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение. Перед ним он вспоминает о трёх главных бедах своей жизни: любви к женщине, смерти отца и французском нашествии и не может заснуть, размышляя о смысле жизни и сути войны. На следующий день во время самого сражения он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. С одной стороны, кажется, что этот поступок был бессмысленным, что Болконский не должен был так нелепо рисковать жизнью, а с другой - высокие идеалы чести не позволили бы ему броситься на землю и лежать, подавая отрицательный пример солдатам. Я думаю, что великое Бородинское сражение, сломившее мощь армии Наполеона, было победным для российских войск благодаря таким командирам, как Андрей Болконский. Уже в операционной он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. После сложной операции он находится на грани жизни и смерти, все мысли в его голове смешались, и он даже не сразу понимает, что перед ним не бесплотный призрак, а настоящая Наташа, которая всё ещё его любит. Счастье влюблённых длится недолго, и, предвидя приближение смерти, Андрей скрывает свои чувства под маской равнодушия и холодности. Мне всегда хотелось спросить у Толстого, зачем он убил такого прекрасного персонажа…


Close