Колыбель европейской цивилизации находится в. Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации
Цели: сформировать представления учащихся о государстве Древняя Греция; охарактеризовать основные черты греческой культуры, искусства и религиозных верованиях; воспитать, средствами предмета, чувство прекрасного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Греция – «колыбель европейской цивилизации» Религия греков Прогулка по афинскому Акрополю В поисках человека
Религия греков Как часто я тоскующей душою Безумно рвусь в твой чудный древний мир, Святая Греция! М. Михайлов Одной из характерных черт художественной культуры Древней Греции было отражение в ней мифологических представлений о явлениях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили
Греческие боги Имеют человеческий облик, они как и люди страдают от горя, и радуются прелестям жизни, влюбляются и люто ненавидят. Им люди возводят храмы и колоссальные статуи, слагают гимны, посвящают уникальные литературные произведения
Боги Египта Боги Греции Зооморфное изображение богов Различное изображение одного и того же бога Боги не вмешиваются в жизнь людей Антропоморфное изображение богов Бог наделен одним именем Боги активно участвуют в жизни людей
Прогулка по Акрополю ПРОПИЛЕИ
Прогулка по Акрополю Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее Храм Ники Аптерос (Бескрылой)
Акрополь Афина Промахос (Всевоительница) Покровительница Афин и всего народа Ночь взглянула мне в лицо. Черны ветви кипариса. А у ног, свернув кольцо, Спит театр Диониса.
Прогулка по Акрополю ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН
В поисках человека Греческое искусство проникнуто любовью к человеку. Философ Диоген ходил по городу средь бела дня с фонарем в поисках….ЧЕЛОВЕКА. Идеал воплощал в себе: Духовную красоту молодость очарование здоровье Вся история греческого искусства – это и есть поиск идеального ЧЕЛОВЕКА
История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природные ландшафты. Многое превращается безжалостным временем в прах. Единственное, что времени не подвластно, - это великое искусство.
И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивилизация, искусство и литература.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя - эллинами. У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность. «Античный» в переводе с латинского означает: древний, старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы просто не задумываемся над тем, как многое из созданного древними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция - это колыбель европейской культуры.
В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, буквально на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт общественно-политической лексики. Понятия и термины: экономика, политика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектура дворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктивные решения - колонны, капители, арки, своды, барельефы, лепные украшения, исполненные симметрии и гармонии, - плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.
Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астрономии, философии и филологии, педагогики и эстетики, истории и красноречия. Концептуальные выводы Платона и Аристотеля о сущности и законах искусства сохраняют и сегодня свою неотторжимую ценность. Ежегодно миллионы туристов приезжают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенон и Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса. Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь, возвышающийся над Афинами.
ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Одной из главнейших заслуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии. Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» означает власть народа. Демократия предполагала участие всех свободных граждан в государственных делах, в управлении, обсуждении и принятии законов. В основе греческой демократии лежали коренные принципы: выборность власти, ответственность власти и сменяемость власти.
Человечество познало разные формы и типы правления: монархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результаты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирования и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утверждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего лучше ее человечество до сих пор не придумало.
Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.
1. Мировое значение литературы Древней Греции
Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.
Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античности. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повозках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактивных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама человеческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от недугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и изменяет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эгоизм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечатлены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов - Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.
И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.
Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал . Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до появления первых греческих государств, процветали мощные монархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахейских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Сирией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифическая письменность. Троянская война, запечатленная в гомеровской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке набирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской державой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в мироощущении древних эллинов. Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проникли в Сирию, Палестину, Египет. Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных монархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, проводили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В документах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и данайцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное растение, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который использовался в качестве писчего материала. В Берлинском музее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических документов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил отрывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, который, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у местных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали письменностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет величия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на происхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказании об аргонавтах, посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые отношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позднее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это - одноиз первых мемуарных произведений в европейской литературе. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.
Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, маршруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Италии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о других рассказывал с чужих слов. В его главном труде «История» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, сокровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопедия знаний о прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.
Античное наследие в Европе
РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В 146 г. д. н.э. Греция перестала существовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи. Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богатству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и греческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художественного опыта древних эллинов - наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.
С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного, прежде всего греческого, наследия заметно снижается. Господствующая католическая церковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жизни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию, который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап - эпоха Возрождения, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессивный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Родиной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гуманистические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схоластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художественного внимания был поставлен индивид, его природа, свободная и естественная во всех ее проявлениях.
Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий интерес к античности. В это время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты находили в античности живой и свободный идеал прекрасного. В основе его - верность природе. В творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида гуманисты приобщались к масштабным, рельефным человеческим характерам. Титаны Возрождения Данте и Петрарка, Шекспир и Рабле черпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.
КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вниманием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII-XVIII вв. Самоназвание этого литературного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».
Наиболее полно эти положения были обобщены и сформулированы французским писателем Никола Буало в его знаменитом, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674). Его положения воплощались в художественной практике великих мастеров. В своем трактате Буало воздавал хвалу древним:
УРОК 21
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.
«Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки...» (Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова)
На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации . Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонично развитого физически и духовно. Шедевры этой средиземноморской культуры на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов. Проникнутые радостью, светом, верой в достоинство, красоту и ценность человека, они и сегодня продолжают «доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служат нормой и недосягаемым образцом».
Как же называлась эта культура?
Конечно, это античная культура. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Греции, а позднее и в покорившем ее Риме.
Что же такое античность? Как возник этот термин?
Античностью называют весь полуторатысячный период от возникновения в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской империи в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический период.
Слово «античность» произошло от латинского «antiques» - «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных цивилизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейскую культуру.
Античность можно разделить на следующие периоды исторического развития:
1. Эгейская (крито-микенская) культура (III-II тыс. до н. э.)
2. Культура Древней Греции (XI-I вв. до н. э.)
Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)
Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)
Классический период (V-IVbb. дон. э.)
Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.)
3. Культура этрусков (VIII-VI вв. до н. э.)
4. Культура Древнего Рима (V в. до н. э. - V в. н. э.)
Период республики (V-I вв. до н. э.)
Период империи (I в. до н. э. - V в. н. э.)
Конечно, эти рамки довольно условны, так как невозможно указать точные границы непрерывного, вечного процесса развития.
Каково же значение античной культуры, ее достижения и особенности?
Античная цивилизация внесла весомый вклад в историю мировой художественной культуры, оставаясь и по сей день идеалом красоты и образцом художественного вкуса. Трудно оценить значение художественного наследия этого периода. В античных памятниках культуры ярко выразились представления о мироздании, религиозные верования, нравственные идеалы и эстетические вкусы эпохи, завершившей многовековую историю Древнего мира.
«Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения - все это определяет непреходящую ценность античного искусства » (Б. - И.Ривкин).
Античные наука и культура создавались свободными людьми, которые во всем, будь то постижение мироздания или человеческой личности, открывали гармонию. Гармоничность и одухотворенность определяли органичность и целостность греческой культуры.
Царицей античной науки была философия . Греческих философов занимало происхождение Вселенной и природа всех вещей. Философские школы греков были свободными объединениями, собиравшими вокруг Учителя его единомышленников и учеников. Таковы школы Фалеса, Анаксимандра, Гераклита периода архаики. У каждого ученого-философа было свое учение. Демокрит считал основой всего атомы, движущиеся в пустоте, а все живое по его теории отличалось от неживого наличием души. Сократ утверждал, что самопознание - начало истинной мудрости. Платон создал учение об идеях - прообразах мира. Его ученик - ученый-энциклопедист Аристотель - основой всего считал материю.
Сильное влияние на культуру многих народов оказала античная мифология, на сюжеты которой написаны многие произведения западноевропейского искусства.
Античная литература пережила века и навсегда вошла в золотой фонд человечества. Тексты античных авторов переписывались монахами в Средние века, воспринимались как норма и идеал в эпоху Возрождения. На благородной красоте и спокойном величии героев античности воспитывались многие поколения. Пушкин перелагал Катулла и Горация. Лев Толстой изучал греческий язык, чтобы читать Гомера в подлиннике.
Но особое место в культуре античности занимали пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство, поражающие своим многообразием и богатством. Античная ордерная система до сих пор восхищает благородством форм и конструктивной простотой и используется в современной архитектуре. Неоценимым вкладом античности в мировое искусство можно считать разработанную систему изобразительных средств воспроизведения действительности: приемы анатомического строения и движения фигуры, представление трехмерного пространства и объемности предметов в нем.
Каковы же истоки античности, какая цивилизация предшествовала ей?
Основателями и творцами античной культуры были древние греки, называвшие себя эллинами , а свою страну - Элладой.
Однако еще до рождения греческой культуры в Восточном Средиземноморье в III-II тыс. до н. э. существовала более древняя цивилизация, которая, по легендам и находкам археологов, господствовала во всем Средиземноморье и погибла в XV в. до н. э. в результате стихийной катастрофы. Это была предшественница античной культуры крито-микенская, или эгейская, цивилизация, с которой связано множество мифов и легенд.
Одна из самых удивительных - легенда, которая уже два с половиной тысячелетия волнует людей. Это легенда об Атлантиде - загадочном острове, поглощенном океаном в один день и одну ночь. Видимо, именно Атлантида была колыбелью всех древних культур и праматерью цивилизаций.
Первым о прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до - н. э.) в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Платон опирался на рассказ своего предка Солона, который, путешествуя по Египту, узнал историю Атлантиды от египетских жрецов.
1 - Платон
Платон об Атлантиде
«Посейдон... населил его (остров) своими детьми»
«Посейдон поделил остров на 10 частей» (по количеству сыновей)
«... Атлантиду он отдал дом матери и окрестные владения - как наибольшую и наилучшую долю...»
«Весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю»
«Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами...»
2 -Вариант конструкции Атлантиды по Платону, выполненный Дроздовой Т. Н. (из книги «в поисках образа А тла нт иды»): I - архипелаг «Подкова»; 1 - о. Подкова - Атлантида; 2 - о-ва Северный Трезубец Посейдона (Азорские о-ва); 3 - о-ва Южный Трезубец Посейдона (Канарские о-ва); А - столица Атлантиды
3 - Главное государство Атлантиды. Остров Атлантида - вариант реконструкции «Подкова» (по Т. Н. Дроздовой):
1 - Царство Атланта; 2 -Царство
3 вмела; 3 - Царство Амферея;
4 - Царство Евемона; 5 - Царство Мниесея; 6 - Царство Автохона;
7 - Царство Еласиппа; 8 - Царство Мнестора; 9 - Царство Азаеса; 10 - Царство Диаперена
По версии Платона Атлантида находилась в океане за Геракловыми Столпами (Гибралтарским проливом). Населяли остров атланты - сильные и гордые потомки бога моря Посейдона и его жены Клейто, которые не только держали в повиновении все Средиземноморье, но и несли покоренным народам свою высокую культуру. Платон писал: «На этом острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии)». Платон сообщает и о круглой, как солнечный диск, столице атлантов, расположенной на живописной равнине, размером приблизительно 555 на,370 км. «Кругом столицы простиралась равнина, окруженная горами, доходившими по ее краям до самого моря. Вся эта равнина была обращена на юг и защищена от северных ветров горами, ее окружающими, очень высокими и красотой превосходящими все нынешние» (Платон). Столица была укреплена тремя водяными и двумя земляными кольцами. В центре ее возвышался холм, на вершине которого по велению Посейдона били два родника с горячей и холодной водой. Весь город был разделен лучами на 10 секторов. Были прорыты каналы, соединенные между собой кривыми протоками и выстроены высокие мосты, связывающие все части города. «Они прорыли каналы, смыкавшиеся с мостами такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера... Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело ширину три стадий (555м)» (Платон). После этого атланты окружили свою столицу неприступными стенами, идущими строго по окружности.
Центральная часть (акрополь) располагалась в центре, на плоском скалистом холме. «В самом средоточии стоял недоступный святой храм Клейто и Посейдона, окруженный золотой стеной». Была на акрополе и крепость. В крепости находились царский дворец и священная роща Посейдона с диковинными деревьями.
Самым большим было царство старшего сына Посейдона и Клейто - Атланта. Здесь же находилась и столица Атлантиды. Вот как об этом пишет Платон: «Вся равнина, окружавшая город, и сама, окруженная горами, которые тянулись до самого моря, являла собою ровную гладь...» , «прорыты прямые каналы, почти сто футов шириной (30 м) через сто стадиев (18 500м)» , «каналы были прорыты...ширина...имела стадий (185 м), длина по периметру 10 тысяч стадий» , «каналы соединены между собой и городом кривыми протоками...» , « к аждый участок 10 на 10 стадиев... Всего участков 60 тысяч» (по всей равнине)
5 - Платон и Аристотель. Фрагмент рисунка с фрески Рафаэля «Афинская школа»
Эти вопросы волновали ученых и путешественников многие столетия. Искали Атлантиду и в Африке, и в Европе, и в Америке. Но сегодня, когда поисками загадочного острова занялись представители точных наук, остались только две версии местоположения Атлантиды. Это Атлантический океан, по Платону, и Средиземное море с островом Крит.
Современные океанологи выявили на дне Атлантического океана много подводных гор, самые высокие из которых образуют Азорские, Канарские, Бермудские, Багамские и другие острова. Но следов больших затонувших островов там не найдено. Может быть, платоновские Столпы Геракла - это не Шбралтар, а либо устье Нила, либо пролив Босфор и Дарданеллы, либо другие скалы в Средиземном море?
Учитывая это, можно сказать, что в ту пору в Средиземноморье существовало могущественное государство атлантов, которое держало в повиновении многие народы, а в XV в. до н. э. внезапно погибло. Возможно, это была крито-микенская держава, родоначальница величайшей культуры, продолжением которой затем и было классическое греческое искусство.
Да, Атлантиды, описанной Платоном, нет на карте Земли. Но в легенде о погибшей высокой цивилизации можно найти истоки европейской культуры.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитайте текст, выполните задания
Задания и вопросы к тексту
1 Подчеркни в тексте строчки, посвященные Атлантиде.
2 Подчеркни в тексте выражения Платона и Аристотеля, которые стали крылатыми.
3 С именами каких философов связаны слова «академия» и «лицей»?
4 Что Платон считал первоосновой мира, а что - Аристотель?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 Кто были учителями Платона и Аристотеля?
Владимир Бутромеев. Платон и Аристотель
Настоящее имя Платона - Аристокл. Платоном его прозвали за силу и широкую грудь. Платос значит «широкий». В молодости он занимался борьбой и был чемпионом Истмий- ских игр - соревнований, похожих на Олимпийские игры.
Платон происходил из семьи царского рода. Его мать второй раз вышла замуж за одного из друзей и помощников Перикл а, управлявшего тогда Афинами. Платон рос и воспитывался, общаясь со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и актерами. Он и сам начал писать комедии и трагедии, но, познакомившись с Сократом, сжег свои сочинения и посвятил себя философии.
Суд над Сократом и смерть любимого учителя потрясли Платона. Он уехал из Греции и долго путешествовал. К тому времени он уже стал известным философом, и один из приближенных тирана Дионисия, властвовавшего в Сиракузах, главном городе острова Сицилия, пригласил его к царскому двору. Этот приближенный думал, что Платону удастся убедить Дионисия царствовать справедливо, а не жестоко и своевольно. Платон в своих сочинениях много писал об идеальном государстве, которое должно жить по разумным законам, и ему тоже хотелось воплотить свои мечты в жизнь. Когда Дионисий понял, зачем прибыл Платон, он отослал его назад в Грецию, тайно приказав по дороге продать философа в рабство. «Он ведь философ, значит, и в рабстве он будет испытывать счастье», - насмешливо сказал тиран.
Платона купил некий Анникерид, богатый человек, который вез в Грецию своих лошадей, чтобы выставить их на конных состязаниях. Узнав о том, что он стал хозяином знаменитого философа, Анникерид тут же отпустил его на свободу. Когда друзья Платона собрали деньги для его выкупа, Анникерид отказался их взять и передал их самому Платону.
Сейчас все знают имя великого философа Платона, и никто не помнит имя Анникерида.
На деньги, полученные от Анникерида, Платон купил в предместьях Афин землю, построил себе дом и открыл свою философскую школу. Дом Платона находился недалеко от того места, где согласно легенде был похоронен мифический герой Академ, поэтому школу Платона называли Академией. Академией и теперь называют высшие учебные заведения и собрания признанных ученых, писателей и художников.
Платон написал множество сочинений. Одни из них посвящены разъяснению философских идей Сократа, другие - описанию устройства разумного государства. В этих сочинениях описана и Атлантида - государство, в котором люди жили согласно мудрым законам. Современные ученые спорят, имел ли в виду Платон настоящую Атлантиду, погрузившуюся на морское дно, или просто придумал ее, чтобы лучше растолковать законы, которые он хотел предложить людям. Писатели-фантасты написали об Атлантиде не один приключенческий роман, а загадка Атлантиды так и остается увлекательной тайной.
Как и многие другие философы, Платон искал первооснову всех вещей. Он считал, что все вещи имеют незримую идею, в которой заключается их самая главная сущность и причина. Эти идеи, согласно Платону, и есть первооснова мира. Поэтому Платона называют отцом идеалистической философии.
Незадолго до смерти Платона спросили, как он считает, будут ли в будущем писать о нем. Философ ответил: «Было бы доброе имя, а записки будут». Эта фраза стала крылатой, как стала знаменитой и его приписка в завещании. Распределив свое имущество среди близких людей и родственников, Платон писал: «А долга никому не имею».
Но еще более знаменита размолвка Платона с другим великим философом древности -Аристотелем. Аристотель был любимым учеником Платона. Но, усвоив философию Платона, Аристотель решил, что учитель ошибается в самом главном - в вопросе о первооснове мира. Аристотель пришел к выводу, что все вещи существуют сами по себе, безо всяких предшествующих им идей. Учитель и ученик расстались. Когда Аристотеля спросили, почему он покинул Платона, Аристотель ответил: «Платон мне друг, но истина дороже».
Аристотель написал огромное количество философских трактатов. Он охватил своим умом всю природу и все области человеческих знаний. Основал он и свою философскую школу. Она находилась в местности, посвященной богу искусств Аполлону,Ликейскому. Ликейский значит волчий, такое прозвище
Аполлон получил по древней традиции, потому что когда-то он изображался в виде волка. Слово «ликей», или «лицей», стало знаменитым благодаря школе Аристотеля, так называются учебные заведения, в которых обучают по специальной, усложненной программе.
Знаменит Аристотель и тем, что он был воспитателем Александра Македонского. Но больше всего он прославился своими словами: «Платон мне друг, но истина дороже». Они стали крылатыми, их говорят, когда хотят подчеркнуть свою приверженность истине, несмотря ни на какие личные симпатии и дружеские связи.
Многие из нас слышали, слушали и читали мифы Древней Греции, о героях и чудовищах, о богах и подвигах, про Олимп и про огонь. Именно Греция по праву считается колыбелью всей западной европейской цивилизации.
Греческая кухня: мусака, оливки, сыр Фета и вино Это удивительная страна, в которой каждый город наполнен мифами и легендами. Это страна с многовековой историей и богатейшим культурным наследием. Это страна с замечательным климатом – это райский заповедный уголок, в котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни, чтобы получить возможность в полном объеме насладиться превосходной местной культурой, общением с местным населением, в знакомстве с национальными блюдами и прочими немаловажными моментами.
Культура Древней Греции зародила общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.
В Грецию хочется приехать, а для тех, кто побывал раз, вернуться сюда еще и еще, причем неважно на материковую Грецию или на уютные греческие острова, здесь отовсюду вас ждет ласковое чистое море, лучшие пляжи, самая здоровая и полезная кухня, близкий по духу и по вере очень радушный дружелюбный и гостеприимный народ.
Греция идеальна для проведения отдыха с мая по октябрь, хотя и в остальное время здесь всегда есть чем заняться, что посмотреть. Огромное количество реликвий на территории страны поможет пробудить в своем сознании настоящий интерес к истории человечества. Замечательный климат, теплое море, европейский сервис, великолепная кухня оставят самые приятные воспоминания.
Знаете в чём секрет греческой жизнерадостности и долголетия? В умении отдыхать: от души, искренне, феерично и заразительно. Недаром термин «отдыхать по-гречески» означает стопроцентно успешный, благополучный и разнообразный отдых в Греции, где каждое время года открывает путешественникам своё собственное очарование, дарит восторг открытий и незабываемые впечатления. Например, отдых в Греции зимой совершенно не уступает привычному путешествию в летний сезон. Просто он становится иным: горнолыжные курорты, разнообразные экскурсионные программы, паломничество – это далеко не все, чем может похвастаться Греция. Туризм в этой удивительной стране не перестает развиваться, о чем неустанно заботится местное правительство, вкладывая немалые средства в отрасль, понимая всю важность этого направления
Ну а теперь разберемся в некоторых нюансах, для общего развития
География: Греция находится на Балканском полуострове в юго-восточной части Европы. На севере она граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, а на востоке с Турцией. Южные берега омываются Средиземным морем, западные - Ионическим и восточные - Эгейским. Пятая часть Греции лежит на островах, числом около тысячи. Крупнейшие из них Крит, Родос, Корфу, Лесбос, Самос. Из-за большого количества островов, Греция имеет особенно длинную береговую линию (15.020 км), которая обладает наибольшей протяженностью по сравнению с остальными средиземноморскими странами.
Климат: Мягкий, средиземноморский. Средняя температура января +4+12° С, июля + 27+30° С. Купальный сезон на материковой части Греции начинается с середины мая и заканчивается в середине сентября. Средняя температура моря в июле +25° С. Курортный сезон на островах начинается раньше и длится с апреля по середину октября.
Пляжный сезон в этой стране длится с марта по октябрь
Время: отстает от Москвы на 1 час.
Перелет: Продолжительность перелета из Санкт-Петербурга в Грецию составляет 3,5 - 4 ч.
государственный строй: Греция — республика. Глава государства — президент.
Столица: Афины
Население: около 10,7 млн. человек.
Язык: греческий.
Религия: 98% - греческая православная церковь..
Наземный общественный транспорт в крупных городах представлен автобусами и троллейбусами. Билеты продаются в газетных киосках или на конечных остановках. Если пассажир стоит на остановке и видит приближающийся автобус нужного маршрута, он должен голосовать, иначе водитель не остановится.
Арендовать автомобиль вы можете в бюро по прокату автомобилей (rent a car) или обратиться в туристическое агентство. Брать автомобиль разрешается лицам не моложе 21 года. При этом, помимо прав международного образца, Вы должны иметь как минимум год водительского стажа.