Цели: сформировать представления учащихся о государстве Древняя Греция; охарактеризовать основные черты греческой культуры, искусства и религиозных верованиях; воспитать, средствами предмета, чувство прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Греция – «колыбель европейской цивилизации» Религия греков Прогулка по афинскому Акрополю В поисках человека

Религия греков Как часто я тоскующей душою Безумно рвусь в твой чудный древний мир, Святая Греция! М. Михайлов Одной из характерных черт художественной культуры Древней Греции было отражение в ней мифологических представлений о явлениях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили

Греческие боги Имеют человеческий облик, они как и люди страдают от горя, и радуются прелестям жизни, влюбляются и люто ненавидят. Им люди возводят храмы и колоссальные статуи, слагают гимны, посвящают уникальные литературные произведения

Боги Египта Боги Греции Зооморфное изображение богов Различное изображение одного и того же бога Боги не вмешиваются в жизнь людей Антропоморфное изображение богов Бог наделен одним именем Боги активно участвуют в жизни людей

Прогулка по Акрополю ПРОПИЛЕИ

Прогулка по Акрополю Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее Храм Ники Аптерос (Бескрылой)

Акрополь Афина Промахос (Всевоительница) Покровительница Афин и всего народа Ночь взглянула мне в лицо. Черны ветви кипариса. А у ног, свернув кольцо, Спит театр Диониса.

Прогулка по Акрополю ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН

В поисках человека Греческое искусство проникнуто любовью к человеку. Философ Диоген ходил по городу средь бела дня с фонарем в поисках….ЧЕЛОВЕКА. Идеал воплощал в себе: Духовную красоту молодость очарование здоровье Вся история греческого искусства – это и есть поиск идеального ЧЕЛОВЕКА


История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природ­ные ландшафты. Многое превращается безжалостным време­нем в прах. Единственное, что времени не подвластно, - это великое искусство.

И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивили­зация, искусство и литература.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя - эллинами. У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность. «Античный» в переводе с латинского означает: древний, старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы про­сто не задумываемся над тем, как многое из созданного древ­ними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция - это колыбель европейской куль­туры.

В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, букваль­но на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт обществен­но-политической лексики. Понятия и термины: экономика, по­литика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектура дворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктив­ные решения - колонны, капители, арки, своды, барельефы, леп­ные украшения, исполненные симметрии и гармонии, - плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.

Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астро­номии, философии и филологии, педагогики и эстетики, исто­рии и красноречия. Концептуальные выводы Платона и Аристо­теля о сущности и законах искусства сохраняют и сегодня свою неотторжимую ценность. Ежегодно миллионы туристов приез­жают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенон и Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса. Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь, воз­вышающийся над Афинами.

ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Одной из главнейших за­слуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии. Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» озна­чает власть народа. Демократия предполагала участие всех сво­бодных граждан в государственных делах, в управлении, обсуж­дении и принятии законов. В основе греческой демократии лежали коренные принципы: выборность власти, ответствен­ность власти и сменяемость власти.

Человечество познало разные формы и типы правления: мо­нархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результа­ты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирова­ния и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утвер­ждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего луч­ше ее человечество до сих пор не придумало.

Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.

1. Мировое значение литературы Древней Греции

Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, ро­ман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза за­родились и формировались у древних греков и римлян. На протя­жении длительного исторического развития эти жанры претер­певали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античнос­ти. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повоз­ках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактив­ных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама челове­ческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от не­дугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и из­меняет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эго­изм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечат­лены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов - Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, тре­петно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклон­ного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позо­ра; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и от­платившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отли­чаются гармоничной завершенностью и пластичностью, про­зрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, вопло­тились в бесчисленных литературных, живописных, скульптур­ных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, та­кие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал . Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до по­явления первых греческих государств, процветали мощные мо­нархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахей­ских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Си­рией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифиче­ская письменность. Троянская война, запечатленная в гомеров­ской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке на­бирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской дер­жавой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десяти­летий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в миро­ощущении древних эллинов. Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проник­ли в Сирию, Палестину, Египет. Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных мо­нархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, про­водили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В доку­ментах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и да­найцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное расте­ние, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который ис­пользовался в качестве писчего материала. В Берлинском му­зее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических доку­ментов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил от­рывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, кото­рый, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у мест­ных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали пись­менностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет ве­личия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на про­исхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказании об аргонавтах, посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые от­ношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказ­ские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позд­нее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это - одноиз первых мемуарных произведений в европейской литерату­ре. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, мар­шруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Ита­лии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о дру­гих рассказывал с чужих слов. В его главном труде «Исто­рия» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, со­кровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопе­дия знаний о прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.

Античное наследие в Европе

РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В 146 г. д. н.э. Греция перестала су­ществовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи. Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богат­ству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и гре­ческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художествен­ного опыта древних эллинов - наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.

С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного, прежде всего греческого, на­следия заметно снижается. Господствующая католическая цер­ковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жиз­ни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию, который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап - эпоха Возрожде­ния, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессив­ный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Роди­ной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гумани­стические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схо­ластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художест­венного внимания был поставлен индивид, его природа, сво­бодная и естественная во всех ее проявлениях.

Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий ин­терес к античности. В это время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты нахо­дили в античности живой и свободный идеал прекрасного. В основе его - верность природе. В творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида гуманисты приобщались к масштабным, рельефным че­ловеческим характерам. Титаны Возрождения Данте и Петрарка, Шекспир и Рабле черпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.

КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вни­манием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII-XVIII вв. Самоназвание этого литера­турного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».

Наиболее полно эти положения были обобщены и сформу­лированы французским писателем Никола Буало в его знамени­том, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674). Его положения воплощались в художествен­ной практике великих мастеров. В своем трактате Буало возда­вал хвалу древним:

УРОК 21

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

«Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в про­странстве. То одни, то другие народы стано­вились носителями человеческого прогрес­са, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, на­долго погружались в сумерки...» (Н. А. Дмит­риева, Н. А. Виноградова)

На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации . Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонич­но развитого физически и духовно. Шедев­ры этой средиземноморской культуры на протяжении несколь­ких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов. Проникнутые радостью, светом, верой в достоин­ство, красоту и ценность человека, они и сегодня продолжают «до­ставлять нам художественное наслаждение и в известном отно­шении служат нормой и недосягаемым образцом».

Как же называлась эта культура?

Конечно, это античная культу­ра. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Гре­ции, а позднее и в покорившем ее Риме.

Что же такое античность? Как возник этот термин?

Антично­стью называют весь полуторатысячный период от возникнове­ния в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской импе­рии в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический пе­риод.

Слово «античность» произошло от латинского «antiques» - «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных циви­лизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейс­кую культуру.

Античность можно разделить на следующие периоды историчес­кого развития:

1. Эгейская (крито-микенская) культура (III-II тыс. до н. э.)

2. Культура Древней Греции (XI-I вв. до н. э.)

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)

Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)

Классический период (V-IVbb. дон. э.)

Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.)

3. Культура этрусков (VIII-VI вв. до н. э.)

4. Культура Древнего Рима (V в. до н. э. - V в. н. э.)

Период республики (V-I вв. до н. э.)

Период империи (I в. до н. э. - V в. н. э.)

Конечно, эти рамки довольно условны, так как невозможно ука­зать точные границы непрерывного, вечного процесса развития.

Каково же значение античной культуры, ее достижения и особен­ности?

Античная цивилизация внесла весомый вклад в историю миро­вой художественной культуры, оставаясь и по сей день идеалом кра­соты и образцом художественного вкуса. Трудно оценить значение художественного наследия этого периода. В античных памятниках культуры ярко выразились представления о мироздании, религиоз­ные верования, нравственные идеалы и эстетические вкусы эпохи, завершившей многовековую историю Древнего мира.

«Правдивое отражение действительности, простота и ясность ху­дожественного языка, совершенное мастерство исполнения - все это определяет непреходящую ценность античного искусства » (Б. - И.Ривкин).

Античные наука и культура создавались свободными людьми, которые во всем, будь то постижение мироздания или человечес­кой личности, открывали гармонию. Гармоничность и одухотво­ренность определяли органичность и целостность греческой культуры.

Царицей античной науки была философия . Греческих филосо­фов занимало происхождение Вселенной и природа всех вещей. Фи­лософские школы греков были свободными объединениями, соби­равшими вокруг Учителя его единомышленников и учеников. Тако­вы школы Фалеса, Анаксимандра, Гераклита периода архаики. У каж­дого ученого-философа было свое учение. Демокрит считал осно­вой всего атомы, движущиеся в пустоте, а все живое по его теории отличалось от неживого наличием души. Сократ утверждал, что са­мопознание - начало истинной мудрости. Платон создал учение об идеях - прообразах мира. Его ученик - ученый-энциклопедист Аристотель - основой всего считал материю.

Сильное влияние на культуру многих народов оказала античная мифология, на сюжеты которой написаны многие произведения за­падноевропейского искусства.

Античная литература пережила века и навсегда вошла в золотой фонд человечества. Тексты античных авторов переписывались мо­нахами в Средние века, воспринимались как норма и идеал в эпоху Возрождения. На благородной красоте и спокойном величии геро­ев античности воспитывались многие поколения. Пушкин перела­гал Катулла и Горация. Лев Толстой изучал греческий язык, чтобы читать Гомера в подлиннике.

Но особое место в культуре античности занимали пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-при­кладное искусство, поражающие своим многообразием и богат­ством. Античная ордерная система до сих пор восхищает благород­ством форм и конструктивной простотой и используется в совре­менной архитектуре. Неоценимым вкладом античности в мировое искусство можно считать разработанную систему изобразительных средств воспроизведения действительности: приемы анатомичес­кого строения и движения фигуры, представление трехмерного пространства и объемности предметов в нем.

Каковы же истоки античности, какая цивилизация предшество­вала ей?

Основателями и творцами античной культуры были древние гре­ки, называвшие себя эллинами , а свою страну - Элладой.

Однако еще до рождения греческой культуры в Восточном Сре­диземноморье в III-II тыс. до н. э. существовала более древняя ци­вилизация, которая, по легендам и находкам археологов, господ­ствовала во всем Средиземноморье и погибла в XV в. до н. э. в ре­зультате стихийной катастрофы. Это была предшественница антич­ной культуры крито-микенская, или эгейская, цивилизация, с кото­рой связано множество мифов и легенд.

Одна из самых удивительных - легенда, которая уже два с поло­виной тысячелетия волнует людей. Это легенда об Атлантиде - за­гадочном острове, поглощенном океаном в один день и одну ночь. Видимо, именно Атлантида была колыбелью всех древних культур и праматерью цивилизаций.

Первым о прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до - н. э.) в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Платон опирался на рас­сказ своего предка Солона, который, путешествуя по Египту, узнал историю Атлантиды от египетских жрецов.

1 - Платон

Платон об Атлантиде

«Посейдон... населил его (остров) своими детьми»

«Посейдон поделил остров на 10 частей» (по количеству сыновей)

«... Атлантиду он отдал дом матери и окрестные владения - как наибольшую и наилучшую долю...»

«Весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю»

«Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами...»

2 -Вариант конструкции Атлан­тиды по Платону, выполненный Дроздовой Т. Н. (из книги «в поисках образа А тла нт иды»): I - архипелаг «Подкова»; 1 - о. Подкова - Атлантида; 2 - о-ва Северный Трезубец Посейдона (Азорские о-ва); 3 - о-ва Южный Трезубец Посейдона (Канарские о-ва); А - столица Атлантиды

3 - Главное государство Атлантиды. Остров Атлантида - вариант рекон­струкции «Подкова» (по Т. Н. Дроздовой):

1 - Царство Атланта; 2 -Царство

3 вмела; 3 - Царство Амферея;

4 - Царство Евемона; 5 - Царство Мниесея; 6 - Царство Автохона;

7 - Царство Еласиппа; 8 - Царство Мнестора; 9 - Царство Азаеса; 10 - Царство Диаперена

По версии Платона Атлантида находилась в океане за Геракло­выми Столпами (Гибралтарским проливом). Населяли остров ат­ланты - сильные и гордые потомки бога моря Посейдона и его жены Клейто, которые не только держали в повиновении все Сре­диземноморье, но и несли покоренным народам свою высокую культуру. Платон писал: «На этом острове, именовавшемся Атлан­тидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они ов­ладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии)». Платон сообщает и о круглой, как солнечный диск, столице атлантов, расположенной на живописной равнине, раз­мером приблизительно 555 на,370 км. «Кругом столицы прости­ралась равнина, окруженная горами, доходившими по ее краям до самого моря. Вся эта равнина была обращена на юг и защищена от северных ветров горами, ее окружающими, очень высокими и красотой превосходящими все нынешние» (Платон). Столица была укреплена тремя водяными и двумя земляными кольцами. В центре ее возвышался холм, на вершине которого по велению По­сейдона били два родника с горячей и холодной водой. Весь город был разделен лучами на 10 секторов. Были прорыты каналы, со­единенные между собой кривыми протоками и выстроены высо­кие мосты, связывающие все части города. «Они прорыли каналы, смыкавшиеся с мостами такой ширины, чтобы от одного водно­го кольца к другому могла пройти одна триера... Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соеди­нялось море, имело ширину три стадий (555м)» (Платон). После этого атланты окружили свою столицу неприступными стенами, идущими строго по окружности.

Центральная часть (акрополь) располагалась в центре, на плос­ком скалистом холме. «В самом средоточии стоял недоступный свя­той храм Клейто и Посейдона, окруженный золотой стеной». Была на акрополе и крепость. В крепости находились царский дворец и священная роща Посейдона с диковинными деревьями.

Самым большим было царство старшего сына Посейдона и Клей­то - Атланта. Здесь же находилась и столица Атлантиды. Вот как об этом пишет Платон: «Вся равнина, окружавшая город, и сама, окруженная горами, которые тянулись до самого моря, являла собою ровную гладь...» , «прорыты прямые каналы, почти сто футов шириной (30 м) через сто стадиев (18 500м)» , «каналы были прорыты...ширина...имела стадий (185 м), дли­на по периметру 10 тысяч стадий» , «каналы соединены между собой и городом кривыми прото­ками...» , « к аждый участок 10 на 10 стадиев... Всего участков 60 тысяч» (по всей равнине)

5 - Платон и Аристотель. Фрагмент рисунка с фрески Рафаэля «Афинская школа»

Эти вопросы волновали ученых и путешественников многие сто­летия. Искали Атлантиду и в Африке, и в Европе, и в Америке. Но сегодня, когда поисками загадочного острова занялись представи­тели точных наук, остались только две версии местоположения Ат­лантиды. Это Атлантический океан, по Платону, и Средиземное море с островом Крит.

Современные океанологи выявили на дне Атлантического океана много подводных гор, самые высокие из которых образуют Азорские, Канарские, Бермудские, Багамские и другие острова. Но следов боль­ших затонувших островов там не найдено. Может быть, платоновские Столпы Геракла - это не Шбралтар, а либо устье Нила, либо пролив Босфор и Дарданеллы, либо другие скалы в Средиземном море?

Учитывая это, можно сказать, что в ту пору в Средиземноморье существовало могущественное государство атлантов, которое дер­жало в повиновении многие народы, а в XV в. до н. э. внезапно по­гибло. Возможно, это была крито-микенская держава, родоначаль­ница величайшей культуры, продолжением которой затем и было классическое греческое искусство.

Да, Атлантиды, описанной Платоном, нет на карте Земли. Но в ле­генде о погибшей высокой цивилизации можно найти истоки ев­ропейской культуры.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте текст, выполните задания

Задания и вопросы к тексту

1 Подчеркни в тексте строчки, посвященные Атлантиде.

2 Подчеркни в тексте выражения Платона и Аристотеля, которые стали крылатыми.

3 С именами каких философов связаны слова «академия» и «лицей»?

4 Что Платон считал первоосновой мира, а что - Аристотель?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Кто были учителями Платона и Аристотеля?

Владимир Бутромеев. Платон и Аристотель

Настоящее имя Платона - Аристокл. Пла­тоном его прозвали за силу и широкую грудь. Платос значит «широкий». В молодости он за­нимался борьбой и был чемпионом Истмий- ских игр - соревнований, похожих на Олим­пийские игры.

Платон происходил из семьи царского рода. Его мать второй раз вышла замуж за од­ного из друзей и помощников Перикл а, управ­лявшего тогда Афинами. Платон рос и воспи­тывался, общаясь со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и актерами. Он и сам начал писать комедии и трагедии, но, по­знакомившись с Сократом, сжег свои сочине­ния и посвятил себя философии.

Суд над Сократом и смерть любимого учи­теля потрясли Платона. Он уехал из Греции и долго путешествовал. К тому времени он уже стал известным философом, и один из при­ближенных тирана Дионисия, властвовавше­го в Сиракузах, главном городе острова Сици­лия, пригласил его к царскому двору. Этот приближенный думал, что Платону удастся убедить Дионисия царствовать справедливо, а не жестоко и своевольно. Платон в своих сочинениях много писал об идеальном госу­дарстве, которое должно жить по разумным законам, и ему тоже хотелось воплотить свои мечты в жизнь. Когда Дионисий понял, зачем прибыл Платон, он отослал его назад в Гре­цию, тайно приказав по дороге продать фи­лософа в рабство. «Он ведь философ, значит, и в рабстве он будет испытывать счастье», - насмешливо сказал тиран.

Платона купил некий Анникерид, богатый человек, который вез в Грецию своих лошадей, чтобы выставить их на конных состязаниях. Узнав о том, что он стал хозяином знаменито­го философа, Анникерид тут же отпустил его на свободу. Когда друзья Платона собрали деньги для его выкупа, Анникерид отказался их взять и передал их самому Платону.

Сейчас все знают имя великого философа Платона, и никто не помнит имя Анникерида.

На деньги, полученные от Анникерида, Платон купил в предместьях Афин землю, по­строил себе дом и открыл свою философскую школу. Дом Платона находился недалеко от того места, где согласно легенде был похоро­нен мифический герой Академ, поэтому шко­лу Платона называли Академией. Академией и теперь называют высшие учебные заведения и собрания признанных ученых, писателей и художников.

Платон написал множество сочинений. Одни из них посвящены разъяснению фило­софских идей Сократа, другие - описанию устройства разумного государства. В этих со­чинениях описана и Атлантида - государ­ство, в котором люди жили согласно мудрым законам. Современные ученые спорят, имел ли в виду Платон настоящую Атлантиду, по­грузившуюся на морское дно, или просто при­думал ее, чтобы лучше растолковать законы, которые он хотел предложить людям. Писа­тели-фантасты написали об Атлантиде не один приключенческий роман, а загадка Ат­лантиды так и остается увлекательной тайной.

Как и многие другие философы, Платон искал первооснову всех вещей. Он считал, что все вещи имеют незримую идею, в которой заключается их самая главная сущность и при­чина. Эти идеи, согласно Платону, и есть пер­вооснова мира. Поэтому Платона называют отцом идеалистической философии.

Незадолго до смерти Платона спросили, как он считает, будут ли в будущем писать о нем. Философ ответил: «Было бы доброе имя, а записки будут». Эта фраза стала крылатой, как стала знаменитой и его приписка в заве­щании. Распределив свое имущество среди близких людей и родственников, Платон пи­сал: «А долга никому не имею».

Но еще более знаменита размолвка Плато­на с другим великим философом древности -Аристотелем. Аристотель был любимым уче­ником Платона. Но, усвоив философию Пла­тона, Аристотель решил, что учитель ошиба­ется в самом главном - в вопросе о первоос­нове мира. Аристотель пришел к выводу, что все вещи существуют сами по себе, безо вся­ких предшествующих им идей. Учитель и уче­ник расстались. Когда Аристотеля спросили, почему он покинул Платона, Аристотель от­ветил: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель написал огромное количество философских трактатов. Он охватил своим умом всю природу и все области человечес­ких знаний. Основал он и свою философскую школу. Она находилась в местности, посвя­щенной богу искусств Аполлону,Ликейскому. Ликейский значит волчий, такое прозвище

Аполлон получил по древней традиции, пото­му что когда-то он изображался в виде волка. Слово «ликей», или «лицей», стало знамени­тым благодаря школе Аристотеля, так называ­ются учебные заведения, в которых обучают по специальной, усложненной программе.

Знаменит Аристотель и тем, что он был вос­питателем Александра Македонского. Но боль­ше всего он прославился своими словами: «Пла­тон мне друг, но истина дороже». Они стали кры­латыми, их говорят, когда хотят подчеркнуть свою приверженность истине, несмотря ни на какие личные симпатии и дружеские связи.

Многие из нас слышали, слушали и читали мифы Древней Греции, о героях и чудовищах, о богах и подвигах, про Олимп и про огонь. Именно Греция по праву считается колыбелью всей западной европейской цивилизации.

Греческая кухня: мусака, оливки, сыр Фета и вино Это удивительная страна, в которой каждый город наполнен мифами и легендами. Это страна с многовековой историей и богатейшим культурным наследием. Это страна с замечательным климатом – это райский заповедный уголок, в котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни, чтобы получить возможность в полном объеме насладиться превосходной местной культурой, общением с местным населением, в знакомстве с национальными блюдами и прочими немаловажными моментами.


Культура Древней Греции зародила общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Грецию хочется приехать, а для тех, кто побывал раз, вернуться сюда еще и еще, причем неважно на материковую Грецию или на уютные греческие острова, здесь отовсюду вас ждет ласковое чистое море, лучшие пляжи, самая здоровая и полезная кухня, близкий по духу и по вере очень радушный дружелюбный и гостеприимный народ.

Греция идеальна для проведения отдыха с мая по октябрь, хотя и в остальное время здесь всегда есть чем заняться, что посмотреть. Огромное количество реликвий на территории страны поможет пробудить в своем сознании настоящий интерес к истории человечества. Замечательный климат, теплое море, европейский сервис, великолепная кухня оставят самые приятные воспоминания.

Знаете в чём секрет греческой жизнерадостности и долголетия? В умении отдыхать: от души, искренне, феерично и заразительно. Недаром термин «отдыхать по-гречески» означает стопроцентно успешный, благополучный и разнообразный отдых в Греции, где каждое время года открывает путешественникам своё собственное очарование, дарит восторг открытий и незабываемые впечатления. Например, отдых в Греции зимой совершенно не уступает привычному путешествию в летний сезон. Просто он становится иным: горнолыжные курорты, разнообразные экскурсионные программы, паломничество – это далеко не все, чем может похвастаться Греция. Туризм в этой удивительной стране не перестает развиваться, о чем неустанно заботится местное правительство, вкладывая немалые средства в отрасль, понимая всю важность этого направления

Ну а теперь разберемся в некоторых нюансах, для общего развития

География: Греция находится на Балканском полуострове в юго-восточной части Европы. На севере она граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, а на востоке с Турцией. Южные берега омываются Средиземным морем, западные - Ионическим и восточные - Эгейским. Пятая часть Греции лежит на островах, числом около тысячи. Крупнейшие из них Крит, Родос, Корфу, Лесбос, Самос. Из-за большого количества островов, Греция имеет особенно длинную береговую линию (15.020 км), которая обладает наибольшей протяженностью по сравнению с остальными средиземноморскими странами.


Климат: Мягкий, средиземноморский. Средняя температура января +4+12° С, июля + 27+30° С. Купальный сезон на материковой части Греции начинается с середины мая и заканчивается в середине сентября. Средняя температура моря в июле +25° С. Курортный сезон на островах начинается раньше и длится с апреля по середину октября.

Пляжный сезон в этой стране длится с марта по октябрь

Время: отстает от Москвы на 1 час.

Перелет: Продолжительность перелета из Санкт-Петербурга в Грецию составляет 3,5 - 4 ч.

государственный строй: Греция — республика. Глава государства — президент.

Столица: Афины

Население: около 10,7 млн. человек.

Язык: греческий.

Религия: 98% - греческая православная церковь..

Наземный общественный транспорт в крупных городах представлен автобусами и троллейбусами. Билеты продаются в газетных киосках или на конечных остановках. Если пассажир стоит на остановке и видит приближающийся автобус нужного маршрута, он должен голосовать, иначе водитель не остановится.

Арендовать автомобиль вы можете в бюро по прокату автомобилей (rent a car) или обратиться в туристическое агентство. Брать автомобиль разрешается лицам не моложе 21 года. При этом, помимо прав международного образца, Вы должны иметь как минимум год водительского стажа.



Close