- левостороннее (руль справа).

В ЮАР хорошо развитая и ухоженная сеть дорог и магистралей, более 35% которой имеет асфальтовое покрытие.

Правила дорожного движения и дорожные знаки соответствуют международным стандартам, но имеется ряд существенных отличий, поэтому перед поездкой следует проконсультироваться о них у работников прокатной конторы.

Скорость движения в городах 60 км/ч, на автомагистралях - 120 км/ч, на некоторых дорогах - 100 км/ч. Пристегиваться ремнями обязательно. Как и повсюду, дорожная полиция строго следит за соблюдением водителями скоростного режима.

Последние изменения: 24.02.2013

Общественный транспорт

Городской общественный транспорт в ЮАР развит слабо. Автобусы ходят редко, а в выходные - ещё реже. В воскресенье на многих автобусных маршрутах выходной. Маршрутные такси предназначены для чёрных и представляют угрозу для белого пассажира.


Ежедневно множество автобусов днем или ночью совершают междугородные рейсы. Некоторые совершают также поездки в Мозамбик, Зимбабве, Намибию и Ботсвану. Междугородные автобусные перевозки осуществляются современными машинами (с кондиционерами) компаний Greyhound, Intercape Mainliner и Translux. Тарифы обычно несколько выше, чем при поездке на аналогичное расстояние на поезде, но зато автобусы заметно быстрее. Билеты приобретаются в кассах автовокзалов (на рейсы дальнего следования билеты рекомендуется бронировать заранее), лишь на некоторых местных маршрутах плату принимает водитель. На многих маршрутах пассажир может заранее забронировать поездку с промежуточными остановками в любом из пунктов следования, причем без изменения стоимости билета. Для поездок на дальние расстояние существуют специальные тарифы.

Последние изменения: 05.06.2010

Такси

Такси сложно поймать на улице (да и не безопасно это), как в городах Европы или Америки. Нужно найти специальную стоянку, а это очень сложно. Такси обычно вызывают по телефону.

Машины достаточно комфортабельные и сравнительно новые.

Существуют два типа такси - обычные такси со счетчиком (тарифы несколько выше, плата за километраж строго фиксирована) и машины частных компаний (счетчики часто отсутствуют, цена обговаривается с водителем).

Службы такси имеются во всех аэропортах, на вокзалах.

Последние изменения: 05.06.2010

Авиационный транспорт

Международные аэропорты расположены в Йоханнесбурге, Кейптауне и Дурбане.


Национальная компания South African Airways (SAA) осуществляет множество рейсов, связывающих все крупные города, а также многие столицы африканского континента. Полеты на самолете внутри страны довольно дороги, но обслуживание отличное и график движения соблюдается безукоризненно.


В последние годы внутреннее сообщение в ЮАР заметно расширились в связи с приходом новых авиакомпаний, часть из которых можно отнести к категории "лоукост":


FlyMango летает между городами Йоханнесбург, Кейптаун, Дубран, Блюмфонтайн;


Kulula Air летает между городами Йоханнесбург, Джордж, Кейптаун и Дурбан. Плюс региональные международные рейсы в Хараре (Зимбабве), Виндхук (Намибия), Лусака (Замбия) и Маврикий;


1time Aero летает между Йоханнесбургом, Кейптауном, Порт-Элизабет, Дурбан, Ист-Лондон и Занзибаром (Танзания);


Interlink Airlines (www.interlinkairlines.com), связывает Йоханнесбург с Кейптауном, Дубраном; Парком Крюгер (Nelspruit), а так же с соседними государствами Мозамбик, Зимбабве и Танзания.

Последние изменения: 05.06.2010

Железнодорожный транспорт

Южная Африка обладает обширной и разветвленной сетью железных дорог, связывающих все крупные города. Железнодорожная колея в стране узкая.


Интенсивное движение пригородных поездов в районах Витватерсранда, Претории, Дурбана и Кейптауна (пригородные электрички используются только в Кейптауне) делает железнодорожное сообщение внутри страны достаточно удобным.


Стоимость железнодорожных билетов сравнительно невысока. Особняком стоят поезда повышенной комфортности "Блю-Трэйн" и "Ровос-Рэйл", курсирующие между Тсване и Кейптауном (отдельная ветка соединяет столицу ЮАР с Зимбабве), а также "Транс-Кару" (Кейптаун - Тсване), экспресс Тсване - Дар-эс-Салам и другие (стоимость проезда в большинстве из них сравнима с полетом на самолете). На все поезда рекомендуется делать бронирование билетов, причем на поезда повышенной комфортности - как минимум за 24 часа до отправления.


Пассажирские поезда делятся на несколько классов: Sitter coach (сидячие места), Sleeper-4 (купе со спальными местами, 4-местное), Sleeper-6 (купе со спальными местами, 6-местное).

Последние изменения: 05.06.2010

Прокат авто

Арендовать машину может любой водитель не моложе 23 лет, имеющий международное водительское удостоверение. Стоимость аренды всегда включает страховку. При получении автомобиля клиент должен внести депозит за полный бак бензина в размере 400 ZAR (он возвращается при сдаче автомобиля с полным баком).

Если получение и сдача автомобиля происходят в разных городах или провинциях страны, за это обычно взимается дополнительная плата в размере ~250 ZAR. Арендатору машины бесплатно предоставляются карты страны и атласы дорог.

Последние изменения: 05.06.2010

Полезное

На внутренних дорогах на дорожное полотно часто выходят животные, а зачастую и дети.


Некоторые крупные магистрали и шоссе (помечены буквой "N") платные, оплата принимаются в специальных автоматах на въезде. В некоторых городах встречаются указатели улиц, расположенные на бордюрных камнях.


Помните, что в Йоханнесбурге на шоссе, ведущих в районы Sandton, Illovo и Rosebank движение очень оживлённое. Часы пик - с 7 до 8:30 и с 16:30 до 18 часов. Большие пробки в эти часы образуются и на шоссе между Йоханнесбургом и Преторией.


Обратите внимание на то, что запретительные знаки на дорогах - круглые с голубым фоном; знаки, предупреждающие об опасности, - треугольные с голубым фоном, окаймленным красной полосой; информационные табло - в основном зеленого цвета.


В стране широко развита сеть бензоколонок, большинство из них работают круглосуточно и имеют небольшие магазины и станции техобслуживания. На заправочных станциях нет самообслуживания. Служащий не только заправит бак бензином, но и проверит масло, шины и протрёт переднее стекло вашей машины. За это положены чаевые в несколько рандов.


При расчетах на бензоколонках используются только наличные и не принимаются к оплате кредитные карты, но, как правило, там имеются банкоматы.


В некоторых городах встречаются указатели улиц, расположенные на бордюрных камнях.


Парковки на улице в населенных пунктах, как правило, платные, осуществляются с помощью специальных работников парковки (носят жилеты яркого цвета). При крупных магазинах оборудованы платные автостоянки. Продолжительность нахождения автомобиля на такой стоянке указывается в специальном талончике. Штраф за парковку в недозволенном месте достаточно велик.


Сев в машину и закрыв дверь, надо сразу запереть её и поднять стёкла. Особенно - вечером, и в небезопасных районах. При езде через такие районы стекло в машине закрывают не до конца, оставляя сверху пару сантиметров, но так, чтобы снаружи нельзя было просунуть руку. Неполностью закрытое окно разбивается труднее. Вы сможете выгадать время и прибавить газу, пока нападающий замахивается во второй раз.


Купите баллончик для быстрого ремонта шин. Не всегда безопасно менять на дороге колесо. А случаи, когда специально набрасывают на дорогу острые предметы и ждут, распространены. Если поймали в шину болт, отъедьте, насколько можете, и быстро надуйте шину баллончиком.


Ни в коем случае нельзя проезжать через чёрные районы, например, Soweto, Alexandra и Sebokeng близ Йоханнесбурга.


В больших городах ЮАР на стоянках и обочинах крупных улиц стоят чёрные южноафриканцы, подростки и взрослые, и машут вам, предлагая помочь найти место для парковки и присмотреть за вашей машиной. Их услуги не гарантируют сохранности вашего автомобиля, но принято дать им несколько рандов на чай. Дело в том, что, при огромных масштабах безработицы среди чёрного населения, эти люди могли бы найти гораздо менее честные способы заработка. например, заняться грабежом.

(По материалам из справочника И. В. Гармашовой «ЮАР: Путешествуйте и общайтесь без проблем» (Москва, 2000)).

Приветствия и рукопожатия в ЮАР

Существует разница в правилах приветствия между белыми и чёрными южноафриканцами. Если в культуре белых принято, чтобы младший первым приветствовал старшего, то в культуре чёрных - обратная ситуация: младший должен подождать, пока старший его поприветствует.

Так же, как и русские, южноафриканцы при знакомстве пожимают друг другу руки. При этом расстояние между знакомящимися отличается от дистанции, принятой у русских. Между белыми оно больше, между чёрными - меньше, чем у русских. Белые южноафриканцы предпочитают крепкое рукопожатие, а африканцы - слабое.

Рукопожатие с чёрными южноафриканцами (так называемое «южноафриканское рукопожатие», South African handshake) имеет отличительные особенности:

1) пожмите руку вашего собеседника в традиционной европейской манере;
2) не отрывая своей руки от руки собеседника, поверните ладонь пальцами вверх и пожмите его ладонь, обхватив его большой палец своим указательным и большим пальцами;
3) верните свою ладонь в исходное положение и вновь пожмите руку собеседника в традиционной европейской манере.

Таким образом, ваше рукопожатие окажется трёхфазным, как это принято в общении у чёрных южноафриканцев.

Этикет общения

В отличие от русских, южноафриканцы английского происхождения и чёрные южноафриканцы считают неприличным при разговоре смотреть на собеседника в упор. Это воспринимается как агрессивность. Чтобы избежать такой реакции, время от времени переводите взгляд на мочку уха вашего собеседника.

В то же время африканеры наоборот, предпочитают постоянный зрительный контакт. Если собеседник часто отводит глаза, африканеры считают это проявлением неискренности или нечестности.

В общении с чёрными и мусульманами (индийцами или цветными) никогда не подавайте им левую руку. Если вы хотите им что-то подать, сделайте это правой рукой. Левая рука в африканской и мусульманской культуре считается грязной.

Чёрный южноафриканец, скорее всего, предпочтёт поднести вам подарок двумя руками. Это знак особого уважения. Кроме того, у чёрных принято принимать то, что им дают, обеими руками. Так они демонстрируют благодарность.

Чёрные южноафриканцы, если между ними дружеские отношения, могут держаться за руки при ходьбе, даже если эти люди одного пола. Это считается лишь проявлением дружеских чувств, а не любовной привязанности.

В разговорах с малознакомыми южноафриканцами лучше не касаться больного для них вопроса о политической ситуации в стране или об апартеиде. Южноафриканцы до сих пор сильно разобщены в своих политических пристрастиях. Далеко не все чёрные голосуют за правящий Африканский национальный конгресс (партии Манделы) и далеко не все белые с ностальгией вспоминают времена апартеида.

При этом африканеры, в основном, более консервативны, чем англоязычные южноафриканцы - особенно в вопросах расовых отношений. Это же касается и их отношений в семье. Младшие нередко обращаются к старшим, используя слова «тётя» (Tannie) и «дядя» (Oom). Такое обращение употребляется не только к родственникам, но и к незнакомым людям, которые старше говорящего.

В неформальной обстановке следует как можно меньше говорить о работе. Любимая тема общения южноафриканцев - спорт. Но помните, что до середины 90-х футбол считался преимущественно чёрным видом спорта, поэтому многие белые южноафриканцы гораздо лучше разбираются в регби, крикете и гольфе. В то же время, в преддверии Чемпионата мира по футболу, который в 2010 г. пройдёт в ЮАР, белые всё больше интересуются этим видом спорта.

Южноафриканцы обычно не допускают долгих пауз в разговоре. Такие паузы вызывают у них неловкость, потому что свидетельствуют об отсутствии интереса к беседе. В тоже время, следует избегать излишней напористости, особенно при ведении деловых переговоров с южноафриканцами.

Чёрные южноафриканцы, даже при общении с незнакомыми людьми, любят расспрашивать о здоровье и семье. Это считается проявлением открытости и дружелюбия.

В общественных местах белые и чёрные южноафриканцы по-разному относятся к силе голоса и громкости разговора. Если у белых не принято разговаривать громко, то чёрные придерживаются иных традиций. Согласно их представлениям, говорить тихо - значит судачить, говорить о другом человеке дурно.

Жесты

Некоторые типичные для южноафриканцев жесты неизвестны русским. Так, например, махать перед лицом скрещёнными ладонями, повёрнутыми внутрь, означает «полное отсутствие понимания», «глуп, как пробка».

Другой типичный южноафриканский, но не знакомый россиянам, жест в значении «попал впросак, опростоволосился» - слегка поднятая рука с опущенной вниз ладонью, которая движется из стороны в сторону.

В гостях

В ЮАР принято заранее оговаривать дату и время визита, нередко - за несколько дней. Если у вас возникла срочная необходимость увидеть друзей, позвоните и объясните причину неотложного визита. Не обижайтесь, если встреча не состоится в тот же день. Вполне вероятно, что ваши друзья уже распределили свободное время и не могут нарушить свои планы.

Не только на деловые встречи, но и в гости нужно приходить точно к назначенному сроку: опоздание на 10-15 минут может испортить ваши отношения с южноафриканскими знакомыми. Пунктуальность - золотое правило, которому подчиняются практически все белые южноафриканцы. Опоздание на встречи и нарушение договорённости у белых жителей ЮАР обычно ассоциируется с поведением чёрных. Есть даже такое понятие: «африканское время» (African time).

На выходных белые южноафриканцы, и особенно, африканеры, устраивают «браай», то есть обед или ужин с мясом, приготовленным на огне. Браай - это аналог российских «шашлыков». Приготовление мяса для браая - прерогатива мужчин. Женщины готовят салаты и закуски. Гости обычно приносят пиво, вино, прохладительные напитки, салаты или десерт. Если вас пригласили на браай, обязательно спросите хозяев, что принести.

Сначала гости беседуют с хозяевами на открытом воздухе, рядом с жаровней, наблюдая за приготовлением мяса. Примерно через час, когда еда готова, все садятся за стол. Часто браай проходит рядом с плавательным бассейном, непременным атрибутом большинства южноафриканских домов, и продолжается до позднего вечера.

В гости лучше приходить с небольшим подарком. Лучше всего дарить цветы, коробку дорогого шоколада, торт, бутылку хорошего вина или красивый сувенир из России (хохлома, матрёшки, платки, гжель, водка, икра).

Многие южноафриканцы, под влиянием британских традиций, предпочитают умываться в стоячей воде. К тому же вода в ЮАР стоит дороже, чем в России. Это значит, что во многих домах нет смесителей и краны с горячей и холодной водой разделены. Южноафриканцы затыкают раковину пробкой, набирают воду и затем умываются в этой воде. При этом раковины содержатся в идеальной чистоте. В домах, где нет смесителей, принято, помыв руки, протереть раковину досуха тряпочкой, которая обычно лежит рядом, на краю раковины или ванны.

Многих россиян поражает отсутствие книг в домах некоторых южноафриканцев. Но, возможно, вам показали не все комнаты дома, и кабинет, в котором находятся книги, остался вне вашего поля зрения. Можно вспомнить и о том, что раньше некоторые россияне коллекционировали книги, но не всегда их читали.

За завтраком африканеры, как правило, ограничиваются самой малостью, например, кофе с сухариками. Их обед похож на наш завтрак. Супы днём не готовят и не подают к столу, зато ужин - плотный, состоит обычно из салатов, второго блюда и десерта, иногда и супа. Время между обедом и ужином намного продолжительнее, чем в России.

Телефонные разговоры

Не звоните своим южноафриканским знакомым после 9 часов вечера. Многие жители ЮАР рано ложатся спать, потому что рано встают. Поэтому в Южной Африке считается приемлемым звонить знакомым в 7 часов утра или назначать деловые встречи на 9 утра.

В просторных частных домах южноафриканцев обычно установлен всего один телефонный аппарат. Поэтому, когда вы звоните вашим южноафриканским знакомым, подождите немного дольше обычного. Возможно, хозяин дома просто ещё не успел добраться до аппарата.

В Южной Африке принято, чтобы звонящий сразу же представлялся. Поэтому первый вопрос, который вам зададут по телефону: «Who"s speaking?» («Кто говорит?») Прежде чем попросить позвать к трубке того, кто вам нужен, сначала представьтесь.

На улице

Поскольку в ЮАР левостороннее движение, прохожие, идущие по коридорам учреждений или тротуарам улиц, будут держаться левой стороны и будут стараться обойти вас с правой стороны. Помните об этом, чтобы избежать столкновений.

В такси пассажиры садятся на заднее сиденье. Рядом с шофёром садиться не принято. Но в поездке с вашими знакомыми на их машине один из пассажиров садится рядом с водителем. Обычно рядом с водителем садится его жена. Однако, если в вашей машине едет супружеская пара более старшего возраста, то место на переднем сиденье предпочтительно предложить мужчине, главе приглашённой семьи.

Чаевые

Чаевые принято давать в ресторанах и такси. Размер чаевых - около 10% от суммы счёта. Чаевые надо давать непосредственно тому, кто вас обслужил. Носильщикам в гостинице, обслуживающему персоналу на бензоколонке и автомобильных стоянках принято давать на чай 3-5 рандов.

График работы учреждений и организаций

Большинство учреждений работают с 8:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья. В пятницу во многих учреждениях и компаниях бывает короткий день. В период с середины декабря по середину января многие учреждения и организации не работают. В некоторых учреждениях бывает короткий перерыв на чай в 10:00 и 16:00. Банки обслуживают клиентов с 9:00 до 15:30, в субботу - с 9:00 до 11:00. Воскресенье - выходной.

Магазины и торговые центры работают, как правило, с понедельника по пятницу до 18:00, в субботу - до 15:00. По воскресеньям открыты торговые центры, некоторые магазины одежды (до 13:00) и продуктовые магазины в торговых центрах (до 15:00).

Круглосуточно работают магазины на бензоколонках и станциях техобслуживания автомобилей. Крепкие спиртные напитки продаются только в специализированных магазинах.

Телефон полиции: 10111, с мобильных — 112. Скорая помощь — 10177.

1. Не привлекайте к себе внимание, демонстрируя большие суммы наличности и ювелирные изделия. Фотоаппарат на шее выдаёт в Вас туриста. Носите его в сумке на плече.

2. Избегайте тёмных, неосвещённых мест. Возвращаясь в гостиницу или мотель по вечерам, всегда заходите через парадный вход.

3. Будьте бдительны, посмотрите по сторонам, прежде чем заезжать на стоянку. Паркуйте машину в хорошо освещённых местах и никогда не подвозите незнакомых вам людей. Двери машины всегда должны быть на замке. Не оставляйте вещи на сиденьях машины; кладите их в багажник.

4. Планируйте маршрут поездки заранее, пользуйтесь картой. Если вы сомневаетесь в безопасности района, через который должен пролегать ваш путь или не знаете по какой дороге лучше ехать, обратитесь к полицейскому. Не обращайтесь за помощью к прохожим на улице. Если поблизости нет полицейского, то зайдите в ближайший магазин и спросите у продавца, как лучше проехать или пройти.

5. Закрывайте дверь своего номера в гостинице и обязательно запирайте её на замок. Ценные вещи оставляйте в сейфе, который есть в любой гостинице.

6. Не показывайте никому ваши ключи от номера, не оставляйте их на столиках в ресторане, в бассейне и других местах, где их легко украсть. Присматривайте за багажом.

7. Ходить на прогулки в одиночку опасно. Всегда берите кого-нибудь с собой, если собираетесь купаться, гулять по горам или идти в поход. По вечерам старайтесь не ездить на городских автобусах, маршрутных такси и поездах. Если вы всё-таки решили это сделать, то обязательно возьмите кого-нибудь с собой, чтобы не подвергаться риску нападения. Если вам нужно срочно куда-то поехать, воспользуйтесь такси.

8. Если вы пользуетесь банкоматами, не принимайте помощь посторонних. Мошенничество с кредитными карточками очень распространено в Южной Африке.

9. В июне-августе в ЮАР темнеет около 5 часов вечера, а в декабре-феврале — около 7 часов вечера. В тёмное время суток по городу следует передвигаться только на машине.
10. При переходе проезжей части посмотрите сначала НАПРАВО. а потом налево. Помните, что в ЮАР левостороннее движение.

1. За руль надо садиться, всегда имея при себе мобильный телефон, чтобы оперативно вызвать помощь, при необходимости.

2. Сев в машину и закрыв дверь, надо сразу запереть её и поднять стёкла. Особенно — вечером, и в небезопасных районах. При езде через такие районы стекло в машине закрывают не до конца, оставляя сверху пару сантиметров, но так, чтобы снаружи нельзя было просунуть руку. Неполностью закрытое окно разбивается труднее. Вы сможете выгадать время и прибавить газу, пока нападающий замахивается во второй раз.

3. Купите баллончик для быстрого ремонта шин. Не всегда безопасно менять на дороге колесо. А случаи, когда специально набрасывают на дорогу острые предметы и ждут, распространены. Если поймали в шину болт, отъедьте, насколько можете, и быстро надуйте шину баллончиком.

4. Любую автомобильную сигнализацию можно отключить. Но вот хорошая новость: 99% африканских воришек — ребята активные, но деревенщина дремуче-беспросветная. Либо шпана городская с тяжелым детством и деревянными игрушками. Они даже с самой простой сигнализацией не совладают. Берут энтузиазмом и количеством. Даже простая мигающая лампочка (батарейка+светодиод, значок какой-нибудь, например) где-то возле приборной доски отпугнет воров гораздо лучше, чем дорогая сигнализация. Если только вы лампочку включать не будете забывать. Типичный африканский воришка не выбирает понравившуюся машину, а методично обходит всю парковку, пока не найдет жертву полегче. Палка на руле и что-то мигающее действуют, как соломенное пугало на пролетную ворону. Я сам пользовался палкой и лампочкой, а машину у меня угнали именно так: когда я купил новую, всю эту «защиту» переставил на нее, а старую оставил на парковке под окнами. Именно эту рухлядь и угнали, продать не успел.

5. Ни в коем случае нельзя проезжать через чёрные районы, например, Soweto, Alexandra и Sebokeng близ Йоханнесбурга.

6. На светофорах в ЮАР не разрешается проезжать на красный. Просто если вы едете через опасный район и проскочите пустой перекресток, не дожидаясь зеленого, объяснение, что вы опасались ограбления, будет принято полицией как уважительная причина. ЮАР, в отличие от Европы, живет не только строго по закону, но и слегка «по понятиям». Но не так откровенно, как Россия.

7. Самые распространённые нарушения правил дорожного движения в ЮАР:
а) Несоблюдение дистанции между автомобилями на дороге. б) Выезд на встречную полосу.
в) Проезд на красный свет.

8. Если хотите ехать сюда дикарём, будьте осторожны. ЮАР — страна классная и очень красивая, здесь есть, что посмотреть. Но у неё свои неприятные особенности. Скажем, в Сиднее или Лондоне можно ночью гулять по городу, но боже упаси вас делать это в Йоханнесбурге (я имею в виду Central Business District). Туда вообще соваться не стоит, но если хочется посмотреть, то, насколько мне известно, организуют экскурсии из Сандтона (это самый богатый и классный район).

9. Кейптаун — вполне безопасный город, особенно по африканским понятиям. Но это не Швейцария какая-нибудь, а всё же Африка. Там, где гуляют все туристы, вполне можно ходить и даже ездить на такси и автобусах. Но если в Европе (юг Италии — не Европа), свернув в тихий переулок в старой части города, вы, скорее всего, наткнетесь на красивый домик, часовенку или скверик с фонтанчиком, то в Кейптауне — скорее всего на помойку. Никаких красот в переулочках-закоулочках там нет (ходил — знаю), а вот пырнуть и почистить карманы там могут запросто. Не то, чтобы вероятность 100%, но если даже один случай на тысячу, стоит ли оно того?

10. Нарваться можно в любой точке земного шара, надо просто соблюдать не нами придуманные правила игры (на мой взгляд, эти правила гораздо проще, чем в Москве, хотя бы их наличием): не соваться в определенные районы (правило общее практически для всего мира), не оставлять ценного барахла в машине на виду и еще несколько подобных. Что же касается образа жизни, то он очень сильно отличается от московского. Например, в ЮАР напрочь отсутствует «уличная» жизнь, сильно ограничена «свобода» детей, но так было всегда, и главная причина в этом отнюдь не высокий уровень преступности, а, практически, полное отсутствие общественного транспорта. Так что бояться нечего — надо просто реально представлять здешнюю жизнь с ее традициями, плюсами и минусами.

Umlungu (Кейптаун-Калифорния):

В Южной Африке проблема не столько в количестве, сколько в качестве преступлений. В Европе, например, на 1000 карманных краж будет одно вооруженное ограбление, а в ЮАР — наоборот. Карманник — это профессия, к ней нужен талант и долгие годы тренировки. В Африке проблема «lack of skills» не ограничивается программистами и инженерами.

Во всем Кейптауне не наберется столько карманников, сколько работает на одной улице где-нибудь в Лондоне или Берлине. А пистолет или нож висят, и пойти попросить денег — для этого нужно только желание и пистолет. Даже английского знать не надо, можно сначала пальнуть или пырнуть, а потом забрать, что бог послал. Иногда так и делают.

Тех, кто это делает пугать тюрьмой — все равно, что ежа голым задом. Во времена мрачного разгула апартеида, когда черных за людей не считали, в тюрьме были некоторые неприятные моменты — цементный пол без подстилки для сна, плетка из слоновьей кожи и огромные кусачие собаки. Лишившись этих компонентов, современная тюрьма стала во всех отношениях привлекательнее свободной жизни в трущобах. Для тех, кто там вырос перспектива получить пулю в лоб ничего особенного не значит, пустой звук.

Применяют оружие как при нападении, так и при защите сразу, без церемоний. Профессионалы-охранники (частные агентства процветают) стреляют сразу, без предупреждения в голову. Чтобы избежать неприятных разборов показаний в суде. Грабители это прекрасно знают и на предупредительный выстрел в воздух не рассчитывают.

Sokol (Йоханнесбург):

Но, при этом, чёрные к белым в ЮАР относятся здесь как дети к взрослым и наоборот. Особо не распространяясь на эту тему, могу только сказать из личного опыта — быдляк и хамство, которые столь часто встречаются в родной совдепии, здесь отсутствуют напрочь среди всех рас и национальностей. Более того, если бы ко мне мои белые соотечественники всегда относились так, как здесь черные в своем подавляющем большинстве, я бы, глядишь, и из родного Отечества в свое время не уехал.



Сегодня я расскажу о том, как устроено автомобильное движение в Южной Африке, о дорогах, дорожных знаках и автомобилях на примере Дурбана, одного из самых крупных городов в ЮАР.


2. Автомобильное движение в ЮАР очень развито. Протяженность автомобильных дорог в стране более 200 тыс. километров (для сравнения, железных дорог здесь около 20 тыс. км). В стране действует левостороннее движение, дороги по большей части отличного качества. Автомобилей очень много, включая все известные мировые бренды.

3. Конечно, многие дороги отремонтировали к чемпионату мира по футболу. Вот даже специальные знаки повесили, указывающие на стадион.

4. Топливо представлено двумя версиями 95-го бензина (с содержанием металлов и без) и одной версией дизеля.

5. Оптовая цена на солярку - 7.79 рандов (1 доллар ~ 7.8 ранда). В розницу бензин и солярка примерно стоит примерно одинаково - R8.1.

6. Все дорожные знаки на трассе устанавливаются на деревянные столбы. В городах используют преимущественно стальные трубы.

7. В стране построена огромная сеть платных автомагистралей.

8. Говорят, что стоимость проезда не слишком низкая, но зато экономится очень много времени. Автомагистрали имеют минимум по три полосы для движения в каждом направлении.

9. На некоторых участках для грузового транспорта запрещают движение в крайней правой полосе.

10. Автомобильные перевозки по стране очень развиты.

11. На опасных участках знаки дополняют двумя мигающими лампами оранжевого цвета, которые включаются в темное время суток.

12. При желании, всегда есть альтернатива платным автодорогам (обознаются буквой Т).

13. Изящные стрелки направления движения по полосам на автомагистрали. Все знаки изготавливаются из узких горизонтальных полосок, которые наклеиваются на железное основание.

14. Теперь посмотрим на то как устроено автомобильное движение в Дурбане. Центр города имеет квадратно-гнездовую планировку, преимущественно с односторонним движением. Все технические люки на асфальте отмечают оранжевой краской со стрелкой указателем.

15. Те, кто верит в бога, обычно сообщают окружающим о своем выборе с помощью наклеек на заднем стекле автомобиля. Некоторые клеят надпись "Report bad driving" и номер телефона полиции.

16. На удивление, в такой жаркой южной стране совершенно не популярна автомобильная тонировка. Даже практически отсутствуют автомобили с заводской тонировкой задней полусферы. Эта полицейская машина судя по всему единственное исключение, затонированная в ноль вместе с лобовым стеклом.

17. Да, в ЮАР совсем не развит общественный транспорт. То есть больших автобусов практически нет вообще, а есть вот такие небольшие маршрутки, которыми пользуется исключительно черное население.

18. Оригинальный способ для охлаждения бутылки с помощью присоски для стекол.

19. В городе много такси, которые представлены преимущественно автомобилями Тойота конца прошлого века. У таксистов очень распространен "колхозный" тюнинг, который включает огромное количество хромированных накладок, прикольные наклейки (таракан клевый) и самое главное - установка узкой резины на широкие литые диски, одновременно с лифтом задней подвески.

20. Платные парковки реализованы очень просто - ставишь автомобиль, оплачиваешь в рядом стоящем автомате парковку и кладешь чек под лобовое стекло. Полиция ходит и проверяет наличие чеков и в случае отсутствия вызывает эвакуатор.

21. Знак запрещающий стоять под зонтиком за столом. Про остальные знаки не связанные с автомобильным движением в следующих репортажах.

22. В жилых кварталах кладут лежачих полицейских, чтобы народ не гонял.

23. Вообще, автомобили очень популярны в ЮАР. Очень широко представлена вся сервисная инфраструктура.

24. От магазинов автозапчастей, до продажи новых и б/у автомобилей.

25. Также в Южной Африке находятся собственные производства Тойоты, Мазды и БМВ. Например, последних на дорогах очень много. "Копейка" БМВ здесь распространена примерно также, как и Мазда 3 в Москве. Дорогих автомобилей тоже очень много.

26. Поворотная секция на светофорах представлена не только зеленым, но и красным сигналом. Это сделано для того, чтобы в случае перегорания зеленой лампы в дополнительной секции водители не впадали в ступор. А еще в случае изменения схемы работы светофора на него обязательно вешают знак об изменении интервалов работы. В случае, когда светофор выключают - то на нем мигает не желтый сигнал, как у нас, а красный.

27. Водосточные канавы и люки расположены под тротуарами.

28. Грузовые перевозки осуществляют на длинных автопоездах с составными прицепами.

29. Часто дорожное полотно сделано из бетона. В случае ремонтных работ временные знаки прижимают мешкам с землей, чтобы их не унесло ветром.

30. И всегда ставят живого человека, который предупреждает о том, что дальше на дороге будет сужение.

31. На светофорах продают охлажденные напитки.

32. Или ходят попрошайки. Причем следует обратить внимание, что он не просто попрошайничает, и предлагает свои услуги по сбору мусора. То есть благодаря ему на дорогах существенно меньше мусора.

33. А в Дурбане даже многоярусные паркинги есть в центре города.

34. В следующих частях я расскажу об апартеиде и жизни белых, черных и цветных людей в ЮАР.

Еще репортажи из путешествия в Южную Африку с Kia Motors.


Close