Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Презентация на тему "эстетическое формирование искусством окружающей среды" Конспект эстетическое формирование искусством окружающей среды 9
Эстетика – наука о законах красоты.
Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания.
Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь этот шумный, беспокойный, пестрый, многозвучный мир - дело рук множества людей.
Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.
Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство.
Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.
Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлечекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественнозначимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.
Тема урока: «Эстетическое формирование искусством окружающей среды»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Ø Показать наглядно воплощение общественных идей в художественных образах на примере архитектурных комплексов разных исторических и культурных эпох.
Ø Дать определение:
Архитектуры,
Виды архитектуры.
Задачи урока:
Ø Обобщить имеющиеся знания о видах искусства.
Ø Дать представление об эстетическом формировании архитектурой окружающей среды.
Педагогические технологии урока:
Личностно-ориентированные;
Развивающие;
Проектные технологии.
Ход урока:
I. Мотивационно – ориентировочный этап урока.
Организационный момент урока.
Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока «Формирование искусством окружающей среды». Давайте посмотрим ряд изображений.
2-слайд.
1. Что вы видите на этом слайде? - Картины художников.
2. Что объединяет все эти картины? Изображения города или зданий.
Другими словами Архитектура.
II. Поисковый этап урока.
А что такое архитектура?
У вас на столе лежат три определения архитектуры, давайте их прочитаем
1. определение из Большого Энциклопедического словаря - "АРХИТЕКТУРА" (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
2. высказывание Н. Гоголя : «Архитектура – та же летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания и когда ничего не говорит о погибшем народе».
3. высказываниеАндрея Бурова : «Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает предметы, а создаёт их».
Какое из трёх вам, кажется, наиболее полно раскрывает суть понятия Архитектура, обоснуйте свой ответ, оценивается количество приведённых вами аргументов.
Каждое высказывание по-своему отражает суть понятие, но есть в них и общее – Архитектура созидательное искусство, которое организует (создаёт) окружающую среду по законам красоты или эстетики и отражает представление человека о миро - устройстве.
4- слайд
Таким образом, цель нашего урока показать
Ø как отражается понятие красоты в архитектуре;
Ø как архитектура отражает общественные идеи в конкретные исторические эпохи;
Ø и в практической творческой работе вы подведёте итог своего проекта, ответив на вопрос: какие, особенности говорят о традициях в его облике, а какие - о новаторстве?
Сегодня на уроке мы не будем изучать все существующие стили в архитектуре. А рассмотрим лишь некоторые из них на конкретных примерах исторических сооружений.
5- слайд.
Искусство Древнего Египта – архитектура, которая увековечила обожествленную власть фараона и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется канонический. На левом берегу Нила высятся гигантские гробницы-пирамиды, которые даже на расстоянии подавляют мощью, грандиозностью, геометрией формы, тяжестью материала. (Пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке.)
Эти черты характерны и для египетских храмов со строгой симметрией, с аллеями повторяющихся сфинксов, с гипостильными залами с рядами гигантских колонн в виде стеблей и цветков лотоса и папируса.
Искусство Древней Греции воплощает идеал человека, и архитектура не исключение, прежде всего, выражает дух героики и значительности человека. «Человек - мера всех вещей» - вот девиз всего искусства Эллады, которое соразмерно человеку. Главное достижение греческих зодчих - создание ордера. На основе ордерной системы возник универсальный архитектурный язык, на котором говорит человечество более двух тысяч лет. (Парфенон, Эрех-тейон.)
III. Практический этап урока.
Вот мы с вами и подошли к практической части нашего урока.
На предыдущем уроке вы выполняли мини – плакат на заданную тему.
А теперь я предоставляю вам слово, для защиты:
1. Город – прошлого, синквейн.
2. Город – настоящего, синквейн.
3. Город - будущего, сиквейн.
Рефлексивно – оценочный этап урока.
Итак, мы с вами подошли к концу урока
- Какой мы можем сделать вывод, из того что узнали? Мы доказали что:
1. Архитектура создаёт здания по законам красоты, материальную среду обитания человека. Да
2. Как архитектура отражаетобщественные идеи в конкретные исторические эпохи?
Решение задания по карточкам соотнеси понятие с изображением.
V. Завершение урока, подведение итогов.
Cлайд 1
Cлайд 2
Весь мир… Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь этот шумный, беспокойный, пестрый, многозвучный мир - дело рук множества людей.Cлайд 3
Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.Cлайд 4
Современная культура интернациональна Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство.Cлайд 5
Предметный мир сегодня Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.Cлайд 6
Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно- значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.Cлайд 7
Домашнее задание Найдите в справочной литературе понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл. Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или орудия труда (чайник, утюг, пила и др.) Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских праздниках», «Традиции и современность в облике моего города».Слайд 3
Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.
Слайд 4
Современная культура интернациональна
Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство.
Слайд 5
Предметный мир сегодня
Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не
только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.
Слайд 8
Слайд 9