Венчание - удивительно красивый древний религиозный обряд, одно из таинств православной Церкви. Торжественные лица жениха и невесты, особая атмосфера церемонии, трогательный обмен обручальными кольцами, речитатив молитвы… Все это производит незабываемое впечатление на только на молодоженов, но и на всех присутствующих.

Иисус Христос освятил брачный союз присутствием на браке в Кане Галилейской. Именно там и было сотворено библейское чудо претворения воды в вино.

Смысл венчания

Необходимо знать, что обряд венчания наполнен потрясающе глубоким смыслом. Люди, принявшие решение венчаться, отдают свою семью под особое покровительство Бога. В ответ они принимают обязательства придерживаться заповедей, посещать церковь, любить и прощать друг друга в любых обстоятельствах.

Путь к осознанию необходимости венчания непрост. Он требует длительных размышлений, молитвы, отрешения, консультаций со священником. Чтобы стать супругами перед алтарем, следует осознать всю глубину ответственности друг за друга и за свою семью перед Богом. Кроме того, мужчина и женщина должны понять, что их выбор останется неизменным в течение всей жизни. Ведь отныне их долг - быть вместе «и в горе и в радости».

Венчание обладает способностью значительного укрепления семейных уз. Таинство дает супругам силы преодолевать тяжелые испытания и обстоятельства жизни, прощать и принимать близкого человека, поднимать детей, радоваться каждому прожитому вместе дню. Но все это появляется не «автоматически», лишь по факту проведения обряда, а путем долгой и упорной духовной работы пары над собой, борьбы с грехами и страстями, молитв и постов. Люди обретают семейное счастье в процессе изменения собственной души. Дети венчанных супругов воспитываются по церковным установлениям.

Прекрасны молодые пары, стоящие перед алтарем. Но красота совершенно иного порядка присуща зрелым супругам, прожившим вместе пятнадцать, двадцать и более лет. Эти люди совместно пришли к пониманию, что являются неотъемлемой частью жизни друг друга. А это значит, они должны быть вместе и перед лицом Всевышнего. Иногда через таинство венчания проходят глубокие старики, которые не могут завершить свою земную жизнь без получения небесного благословения своего союза.

Подготовка к обряду

В Церкви существует ряд ограничений на проведение венчального обряда. Так, например, венчание не осуществляется во время длительных постов, больших церковных праздников и определенных дней повиновения усопших. Не назначают таинство на вторник, четверг и субботу.

Конкретная дата лично обговаривается молодоженами со священником. Лучше всего заранее написать список вопросов по поводу ритуала и выяснить все заблаговременно. В этом случае в течение самого венчания ничто не будет мешать вам, и вы будете меньше волноваться.

Перед венчанием новобрачные совершают особую подготовку. Она заключается в соблюдении поста, отстранении от удовольствий мира и усердной молитве. Также следует тщательно исповедаться и причаститься.

Если у вас дома не сохранились венчальные иконы, передаваемые из поколения в поколение, их следует приобрести. В венчальном ритуале используются иконы Спасителя и Богородицы. Если следовать древней традиции, их должны принести в церковь родители молодоженов. Когда это невозможно, иконы приносят жених и невеста.

К церемонии следует подготовить две большие венчальные свечи, белое полотенце (рушник) для постилания под ноги и обручальные кольца. Во время таинства на венчающихся должны быть нательные православные кресты.

Определенных требований по приглашению гостей не предусмотрено. Иногда священник просит представить двух свидетелей - соответственно от жениха и невесты. Во время венчания они поддерживают над головами молодоженов венчальные венцы. Если обряд проходит без свидетелей, венцы одеваются на головы супругов.

В качестве свидетелей выбирают, как правило, воцерковленных людей. Можно пригласить выполнить эту обязанность православных друзей, посещающих храм. В дальнейшем они становятся духовными хранителями брака, оказывают супругам посильную помощь и поддержку.

В каждой церкви установлена определенная сумма за совершение обряда. В некоторых случаях, когда люди обременены серьезными материальными проблемами, разрешается венчать их безвозмездно.

Если пара желает, обряд может совершиться с участием хора и сопровождением колокольного звона. Что касается фото- видеосъемки, здесь нужно заранее договориться со священником, так как присутствуют ограничения на съемки в храме.

Требования к молодоженам

Венчаться могут только православные христиане, принявшие крещение. В исключительных случаях можно получить согласие на проведение обряда для неправославных христиан, например, католиков. Нельзя обвенчать православного с приверженцем другой религии - ислама, буддизма или иудаизма. Правила Церкви не разрешают заключать союз между близкими родственниками.

Нежелательно проведение таинства во время месячных невесты. Церковные каноны призывают женщину в такие дни воздержаться от любого посещения церкви. Поэтому следует заблаговременно рассчитать подходящий день.

В настоящее время в России можно обвенчаться только с наступлением совершеннолетия - с восемнадцати лет, и после регистрации официального брака в органах ЗАГСа.

Одежда для венчания

Думая о платье для венчания, следует отдать предпочтение изысканному, но одновременно и максимально скромному наряду - с длинными рукавами, закрытой спиной, длинной юбкой. Не приветствуется объемный вырез декольте. Если в вашем распоряжении слишком открытое для появления в церкви платье, наденьте накидку.

Цвет венчального платья - всегда светлый. Он может варьироваться от белоснежного до светло-бежевого. Испокон веков белое платье означало большое торжество, а также чистоту, невинность, начало нового пути.

Обувь должна быть удобной, так как обряд занимает довольно длительное время. Не стоит выбирать туфли на слишком высоких каблуках, иначе можно очень быстро устать.

Жених присутствует на венчании в строгом костюме. Венчальную одежду полагается хранить всю жизнь.

Невеста обязательно должна быть в головном уборе. Это правило также относится к любой женщине в церкви. Новобрачная обычно присутствует на обряде в фате, платке или небольшой шляпке. Если у пары нет свидетелей, которые будут держать венцы над головами, женщине лучше отказаться от высокой прически и многочисленных заколок.

Процедура обряда

Венчание состоит из двух этапов. Сначала проводится обручение. Священник трижды крестит обручальными кольцами молодоженов, произнося слова установленной церковной формулы. Затем он надевает кольца - символ неразрывности брачного союза - на безымянные пальцы правой руки пары. После этого жених и невеста три раза обмениваются «непростыми украшениями». Это является выражением серьезности намерений и ответственности друг перед другом.

Второй этап - непосредственно сам венчальный обряд. Жених с невестой отвечают на традиционные вопросы священника, а затем предстоят перед алтарем с венцами на голове или над головой. Читаются особые молитвы, направленные на ниспослание благодатной помощи для семьи у Спасителя и Богородицы. Молодожены пьют вино из особой чаши. Затем священник трижды обводит пару вокруг аналоя и проводит благословение венчальными иконами.

Венчание призвано положить начало счастливой семейной жизни под покровительством Бога. Всей душой уповая на небесное заступничество, супруги никогда не должны забывать, что благодать будет послана семье при условии постоянных собственных усилий на пути к духовному совершенству. Венчальный обряд - важнейшее событие для каждого из супругов, позволяющее по-новому взглянуть на веру, любовь и ответственность перед своей второй половиной.


Таинство брака
– это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником с последующим Причащением.

Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди - это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае быть не может.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА


Самое первое условие - венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и между ними не допускается родство, включая троюродное. И, конечно, новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.

Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, необходимо пропустить. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа. Как минимум, это признак культуры по отношению к Церкви.

При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Кроме того, венчание не совершается:


1) В течение всех четырех многодневных постов;

2) Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;

3) На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;

4) От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

5 ) По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы),ибо предстоящая ночь - постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;

6) По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;

7) 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

8) Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).


При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.


Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься , соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Невоцерковленным людям лучше это сделать заранее. Без этого шикарные белоснежные платья невест, льющееся рекой шампанское и прочая дорогостоящая атрибутика будет лишь насмешкой над тем, чем на самом деле должна быть свадьба православных людей.

Когда вопрос о браке решается людьми воцерковленными, то необходимо благословение духового отца или приходского священника, у которого жених и невеста исповедуются обычно. Послушание духовнику помогает избежать тех ошибок, которые так часто совершаются из-за отсутствия жизненного и духовного опыта.

В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая таким образом свое родительское благословение на брак.

Венчание, как правило, в храмах совершается после Божественной Литургии, которая завершается (в зависимости от расписания богослужений в том или ином храме) между 11-00 и 13-00. О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме.

А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.

Поинтересуйтесь заранее, разрешают ли в храме, в котором Вы собираетесь венчаться, делать фотографии и проводить видеосъёмку. Если же нет, вполне можно обойтись и без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после венчания.

В выходные дни в храме могут венчаться сразу несколько пар. Если Вам хотелось бы венчаться отдельно, будьте готовы подождать. Другой вариант - назначить таинство на любой другой будний день.

Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:


1) Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;

2) Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.

3) Женский брючный костюм недопустим;

4) Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;

5) Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выcтоять в течение целого часа.

Обращаем Ваше внимание на суеверия, связанные с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае - "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать Вашего сердца.

СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
Обручение


Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню.

В своих последующих молитвах Церковь возвращает нас к временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно: доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все.

Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.

Брачные обеты


После обручения при пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа...” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов.

Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Как и подвенечное платье невесты, эта белоснежная ткань должна говорить о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела безупречны по отношению друг к другу и ко Господу.

Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.

Венчание


После этого начинается собственно чин венчания. Произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).

И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство брака.

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.

Чтение Священного Писания и общая чаша


Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской.

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу.

Общая чаша – это чаша с красным вином, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе.

Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19,6).

При этом торжественном шествии поются церковные тропари:

"Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем".

Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной - Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговоплощение - спасение друг друга для вечной жизни со Христом.

Тропарь "Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы...» - это и напоминание о том, что семейная жизнь - жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. Поэтому настоящая семья – это, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.

В завершении поется тропарь "Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троице Единосущная”.

В этом песнопении воссылается благодарение за совершение брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Следуя этим путем, муж и жена должны быть, прежде всего, достойным примером для своих детей.

Окончание чина венчания


Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Священник обращает внимание жениха на его возвеличение и благословение «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Божии». Величие жены в этом приветствии связывается с «веселием о своем муже и хранением пределов закона».

В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием, суть которого в том, что для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.

Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинства Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом – источником любви, – люди получает благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.

В завершении молодым поется многолетие.


НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ


- Как относится Церковь к невенчанному браку?

Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке, является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.

Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?

Незарегистрированный, или так называемый «гражданский брак» - проблема и духовная, и психологическая, и юридическая. Такая «малость», как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш «гражданский муж» попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность.

В духовно-психологическом плане ситуация еще хуже. Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент Вы готовы расстаться друг с другом, даже если у Вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, Вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, Вы – чужие люди. В глубине души Вы прекрасно понимаете, что то, что Вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.

- Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойдетесь
”.

Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, используя друг друга, как какую-нибудь вещь.

Сами по себе половое влечение и интимные отношения, какими бы страстными они ни были, порой не имеют с любовью ничего общего. Добрачный секс, как правило, заканчивается разрывом. Чтобы притупить боль расставания, молодые люди вступают в новую связь, однако, с каждым разом все больше утрачивают способность испытывать привязанность к другому человеку, любить, доверять другому.

Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект. Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям “пожить - посмотреть - присмотреться”. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.

Канонические правила Церкви говорят: “Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет”. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет.

Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленного информационного растления в общегосударственном масштабе. Сегодня от согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди с последующим Причащением.

Почему современным православным людям нужно обязательно венчаться? Что они приобретают с помощью этого великого, испытанного тысячелетиями церковного Таинства?

На вопросы читательниц отвечает настоятель часовни Архистратига Михаила в г. Барнауле Алтайского края

Иеромонах Паисий (Олексюк).

«Я слышала, что те, кто женился в високосный год, чаще всего разводятся. А у меня в 2008 - високосном году свадьба. Скажите, может, стоит ее отложить?»


Елена Ш., г. Москва

Високосный год всего лишь одним днем отличается от прочих. И более ничем. В мире существует много летоисчислений. Кроме григорианского календаря существуют и другие, в частности европейский, юлианский, иудейский календари. Исчисление лет требует точности, и високосный год не что иное, как исполнение этого условия. Поэтому не стоит окутывать его предрассудками.

Часто мы ищем смысл не в том и не там, где его нужно искать. Для бракосочетания нет благоприятных или неблагоприятных дней или лет. Таинство Венчания в определенные дни связано с церковными традициями. И только. А счастье семейной жизни зависит не от дней, звезд и планет. А от того, насколько серьезно супруги подошли к браку, как относятся друг к другу и как строят свои взаимоотношения. Если вы любите своего будущего супруга, если готовы стать для него верной подругой на многие годы, ни в коем случае не откладывайте свадьбу. Венчайтесь и будьте счастливы.

«Мы с мужем женаты шесть лет, но не венчаны. Муж настаивает на том, чтобы повенчаться. А я думаю, что это очередная мода, мы и так живем хорошо. Да и повенчают ли нас после стольких лет совместной жизни?» А. Силова, г. Казань

Венчание - это не мода. Брак первоначально установлен самим Богом. Это великое церковное Таинство. И благословение на совместный жизненный путь-подвиг. Это освящение брака мужчины и женщины, которые дают обет верности Богу и друг другу. К сожалению, сегодня суть Таинства понимают не все. Но оно от этого не меняется, не теряет своей силы и смысла.

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Важно понимать, что в союзе мужчины и женщины, освященном Таинством Брака, благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое. Как, например, песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом. Так вот благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое духовное соединение - христианскую семью.

Причем цель такого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту. Но главным образом в совместном духовном совершенствовании и спасении души в вечности. Христианский брак - это тоже не простое, но необходимое служение Богу. Именно в этом и заключается глубинный смысл венчания.

Без совершения святого Таинства Брака не бывает благословения Божия и благодатного супружеского освящения. Никто из православных христиан без венчания не бывает ни мужем, ни женой. Святитель Феофан Затворник писал: «Таинство Брака неотложно должны принимать все христиане. Вступивших в сожительство без церковного венчания признавать беззаконниками и разводить».

Поэтому венчаться никогда не поздно. Церковь не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Ваш муж правильно делает, что настаивает на венчании. Слава Богу, что вы и так живете в мире и согласии. Но венчание даст особую благодать, которая коснется ваших сердец и еще более укрепит вашу . Вас обязательно обвенчают. Тем более, если вы пойдете под венец не с пышностью и торжественностью, а с благоговением, трепетом и должной серьезностью.

«Многие мои подруги повенчались, но в церковь как не ходили, так и не ходят. А мне кажется, что лучше и не венчаться, если ты потом как-то свою жизнь не изменил. Иначе получается какая-то профанация».


Марина М., г. Самара

Венчание без веры приносит больше вреда, чем пользы. Пары, которые венчаются, потому что это модно, чтобы не отстать от других или по настоянию родителей - часто распадаются. Почему?

Потому что, если жизнь молодоженов далека от христианской, если они строят семью на эгоизме, а не на заповедях Божьих, то даже венчание не сделает такие отношения прочными.

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословленная. Так считают христиане. Каждый день в браке должен быть праздником. Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. А поможет в этом только благодать Божия. С ее помощью супруги будут духовно возрастать. А значит, смогут сохранить самое главное - любовь друг к другу. Любовь Божия устраивает все. Любовь, семья, дети, верность - это вечные и истинные ценности. В них настоящее счастье.

Кстати, бывает, что венчание становится первым шагом к вере. Сначала это осознает один из супругов, затем он ведет за собой второго. Постепенно они начинают менять свои взгляды на жизнь, установки, привычки. Венчаться или нет - решать вам. Но подходить к этому вопросу надо с огромной ответственностью и серьезностью. «По вере вашей да будет вам».

«Мой будущий муж - католик. Я - православная. Можно ли нам венчаться в православной церкви?»


Г. Сорокина, г. Санкт-Петербург

Можно. Более того, «смешанный» брак даже рекомендуется венчать в православной церкви. При этом перехода в православие супруга-католика не требуется. Перед Таинством вашему супругу желательно поисповедоваться у священника своей конфессии, а вам - исповедоваться и причаститься незадолго до брака в православной церкви.

«Во время венчания у моей подруги погасла венчальная свеча. А когда они с мужем обменивались кольцами, она уронила его колечко. Говорят, что к несчастью. Так ли это?» А. Жилинская, г. Сочи

Это всего лишь случайности. К ним надо относиться совершенно спокойно. Абсолютно не имеет значения, кто первый - жених или невеста - станет на расстеленный под ноги рушник. Не будет никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа венцы над головами молодоженов. Нет разницы в том, чья венчальная свеча больше истает или случайно погаснет. Не приведет к катастрофе оброненное кольцо или упавший платок.

Все это обычные суеверия, которые не должны вас волновать. Гораздо важнее другое. Во время венчания внимательно вслушивайтесь в молитвы, которые произносит священник, и молитесь вместе с ним. Какие там глубокие, проникновенные слова!

Попытайтесь понять и принять их. Во время Таинства значимость имеет лишь то, что читает священник и поет хор. Смысл и содержание самого Таинства - вот что действительно необходимо для многих лет совместной счастливой супружеской жизни.

«Знаю, что в церкви венчают только в определенные дни. Скажите, на какой день можно планировать венчание?»


Мария К., г. Новосибирск

Венчание разрешено только в понедельник, среду, пятницу, воскресенье. Не венчают в течение четырех многодневных постов. А также во время Сырной седмицы - масленицы, на Светлой Пасхальной Седмице - неделе после Пасхи.

Вас не обвенчают в период от 7 января - Рождества Христова - до 19 января - Крещения Господня. Есть дни строгого поста - 10, 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Крестителя. А также 26 и 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.

В церковном календаре все эти даты отмечены. И лучше всего и правильнее предварительно обговорить вероятную дату венчания со священником.

«Наша свадьба состоится летом. Скажите, нас обвенчают, если у меня этот брак - первый, а у будущего мужа - второй?»


Екатерина Орлова, г. Владимир

Если ваш будущий супруг фактически уже не состоит в первом браке, то вас обвенчают. Если у вашего будущего супруга первый брак был венчан, тогда ему необходимо получить разрешение на венчание второго брака. Это разрешение он может взять в вашем епархиальном управлении. Если его был не венчан, то достаточно официального развода с первой женой. Ваше венчание с ним будет обычным, поскольку вы венчаетесь впервые. Замечу, что церковью не допускаются четвертый и пятый браки.

Брак есть Таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть свободными и непринужденными, потому что это образ союза самого Христа с Церковью. Почему это так, и как брак мужа и жены соответствует мистическому союзу Христа с Церковью – это великая тайна, но это так.

Жених и невеста должны осознать важность момента, когда во время Таинства священник от лица Господа венчает их, и с того времени они становятся уже не двумя разными людьми, а «единой плотью», которую разлучить или разрушить не может и не должен пытаться никто из людей. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает », – читаем в Евангелии. И правда, разлучение супругов – это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью, это нарушение и пренебрежение святостью Таинства, а потому кощунство.

Как установлен брак

В первой книге Библии описывается, как Господь сотворил из праха земного первого человека Адама и как создал помощницу ему, назвав ее Ева, то есть жизнь. «Нехорошо человеку быть одному », – это слова Господа, переданные нам в Библии пророком Моисеем. «Плодитесь и размножайтесь », – заповедовал Бог первой супружеской паре, от которых затем произошло все человечество. «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть.» Так говорит Господь. Что может быть крепче связей между матерью и ее ребенком? Но и они отходят на второй план, когда заключается брак. Человек оставляет отца и мать, и возникает новая семья. Конечно, обязательства детей перед родителями никто не отменяет, но и тогда преимущество остается за связями между мужем и женой. Даже мать или отец не имеют право разлучить супругов или быть для них главным авторитетом во внутренних конфликтах. Все они решают между собой и Богом, потому что именно им, а не кому‑нибудь еще, дана благодать на брак, и эта благодать Таинства ведет их и просвещает в трудные моменты семейной жизни, без которых никто не обходится.

В христианской семье глава – муж. Во время венчания читается апостольское послание, в котором говорится, что муж должен любить жену, как самого себя, а жена – бояться своего мужа. Одно без другого не может быть: ни любовь мужа, ни боязнь жены, которая, конечно, не простой страх, потому что его не бывает перед теми, кто нас любит. Это такой страх, когда человек боится оскорбить Бога своими грехами. Бог любит людей, и каждый христианин должен бояться оскорбить эту любовь, так же и мужья должны любить своих жен, а женам должно быть страшно любовь нарушить. Впрочем, «ни муж без жены, ни жена без мужа».

В христианстве семья называется «малой церковью». Отношения внутри семьи, между всеми ее членами должны быть не просто бытовыми, житейскими. Семья – это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы. Настоящая семья помогает каждому ее члену быть примерным членом Церкви, а не мешает этому. И, конечно, самое прочное основание христианской семьи – это любовь и православная вера, которые делают мужа и жену единомышленниками, одухотворяют их поступки и мысли, направляют к единой цели и не стареют со временем, как плотское влечение.

«Преславно иго двух верующих, – писал известный христианский писатель Тертуллиан, – имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней (то есть Литургией), вместе в скорбях и в гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».

И, конечно, истинный христианский брак не может быть предосудительным или порицаемым. Апостол Павел повелевает не верить лжеучителям, которые в последние времена будут запрещать вступление в брак.

Церковно‑канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители‑атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника хотя бы одного из супругов.

ВЕНЧАНИЕ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ:

  1. в течение всех четырех многодневных постов;
  2. во время Сырной седмицы (Масленицы);
  3. на Светлой (Пасхальной) седмице;
  4. от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  5. накануне двунадесятых праздников;
  6. по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  7. 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
  8. накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения Таинства.

В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение Таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию митрополита с прошением. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Таин. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения Таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме – держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае Таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания – 45–60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Чинопоследование Таинства

Таинство Брака состоит из двух частей – обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды – в образ Святой Троицы – переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому‑нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы – богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец – это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» – после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином – символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг – символ того, что Таинство совершено навечно, хождение за священником – образ служения Церкви.

В завершение Таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Свадебные традиции

Если на свадьбе будут посаженые отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженый отец) и хлебом‑солью (предлагает посаженая мать). По правилам, посаженый отец должен быть женат, а посаженая мать замужней.

Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты).

Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы‑невесты – из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) – из белых роз и ландышей.

При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти – восьми лет, который несет икону.

Во время венчания главная обязанность шафера и подружки – держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно – продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты – слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным.

Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвуются церкви на богоугодные дела.

Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены, согласно Евангелию; о том, как построить семью – домашнюю церковь и т. д. Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований благопристойности и меры.

Свадебные подарки

Обязанность жениха – купить кольца. По старинному церковному правилу для жениха необходимо золотое кольцо (глава семьи – солнце), для невесты – серебряное (хозяйка – луна, светящая отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения. Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты – начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте, жених делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец – сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно – всякое бывает.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким‑то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.


Close