Презентация по изо 3 кл театральные маски. Конспект урока и презентация "театральная маска"
Цель : формирование у учащихся художественной культуры как высшей ценности человеческой цивилизации.
Задачи:
- обучающая: изображение пропорции лица, повторение отдельных частей лица через гротеск маски, холодные и теплые цвета, соответствующие маскам печали и радости;
- развивающая: маска как образ персонажа, маски разных времен и народов; античные и театральные маски; обрядовые и карнавальные маски; условность языка масок и их декоративная выразительность;
- воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к культуре других народов; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве и жизни.
Оборудование:
- иллюстративный материал с изображением различных масок (театральных, античных, карнавальных, боевых, обрядовых), таблички с одноименными надписями, маски, компьютер, телевизор
Ход урока
I. Подготовка к уроку
Дежурные раздают листы бумаги для рисунка, для палитры, ватные диски, баночки для воды; дети открывают краски и готовят свое рабочее место.
II. Беседа
Наш сегодняшний урок посвящен маске. Маска - предмет, накладка на лицо, которую используют с различными целями.
Какими? (дети отвечают).
Правильно.
Цели разные:
- чтобы не быть узнанным, скрыться.
- для украшения лица,
- для защиты лица,
- обрядовые,
- театральные
- ритуальные и т.д.
В переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде.
Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.
Из чего же изготавливаются маски? (дети отвечают).
Верно. Из дерева, металла, гипса, кожи, папье - маше, ткани, кости, перьев, бус и т.д.
Маски театральные
Впервые в Европе маски использовались в театрах Древней Греции и Древнего Рима (общеизвестные смеющаяся и плачущая маски). Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора . Их изготовляли из бронзы , и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.
Их надевали актеры во время спектакля в древнем театре. Сейчас театральные маски несколько видоизменились.
Широко использовались маски на балах, маскарадах, карнавалах.
Сейчас маски применяются на знаменитом карнавале в Венеции. Иногда маски использовались в балете. Герои в масках считаются предшественниками современных клоунов. Нам известен Арлекин - персонаж уличного театра.
Использование карнавальных масок пошло с древнеримских праздников, на которых рабам позволено было сидеть за столом с хозяевами. Маски нужны были. Чтобы люди не узнали друг друга.
Маски могут закрывать все лицо, либо частично.
Надевая ритуальные или обрядовые маски, человек или преображался в данный персонаж, защищался от злых духов или искал защиты добрых духов. Некоторые народности (а африканцы до сих пор) верили, что в маске воплощается дух умершего предка или какой-нибудь стихии, например, воды или огня.
Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке,Азии). Изготавливались маски из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или каких-либо фантастических или мифологических существ.
Боевые маски использовались воинами во время боя для защиты лица или части лица, шеи (маска - шлем, маска - забрало у рыцарей).
Мы уже говорили, что маска - это накладка на лицо. Своей формой она повторяет лицо.
Что должна иметь маска? Конечно, прорези для глаз, рта, носа.
А теперь давайте вспомним основные правила построения лица.
На доске учитель чертит овал и вызывает ученика, чтобы тот показал правила построения лица.
Итак, делим овал на 3 равные части. На границе верхней и средней частей прорези для глаз, в средней части иногда бывают прорези для носа (иногда их нет), в нижней части - прорези для рта (несколько учеников показывают, где делаем прорези для носа, рта).
III. Самостоятельная работа
Во время работы на экране телевизора идет демонстрация масок в режиме слайд-шоу.
IV. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Рассматриваем работы учащихся. Выделяем достоинства работ.
Лучшие работы отобраны на выставку.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Карнавальные маски урок 20-21
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса. В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
ВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР Своеобразие Восточного театра определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, где до сих пор широко используют маски. Китайский театр оказал влияние на развитие традиционного театрального искусства других стран Востока. Развитие театрального искусства в Корее связано с искусством сказителей, танцевальными представлениями в масках и народным кукольным театром, главным героем которого был корейский Петрушка - Пак Чхом Чжи. Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска заменяется гримом.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях. В XVI в. в Италии возникла комедия дель арте или комедия масок. В основе представления комедии дель арте была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Маска в комедии это и собственно маска, закрывавшая лицо актера, и социальный типаж, с неизменным физическим обликом и чертами характера. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа". Публика с радостью узнавала глупого и жадного купца Панталоне, хвастуна и труса Капитана, лжеученого Доктора. Душой представления были слуги: весельчак Бригелла, ребячливый Арлекин, разбитная Серветта; между ними разыгрывались уморительно смешные интермедии с трюками, плясками и веселыми песенками.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации. В театре утверждается амплуа - специализация актёра на определённом круге ролей. Театральное искусство как и в прежние времена - прежде всего искусство игры, лицедейства, осуществляемого при помощи и фантазии и веры в то, что играешь. Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.
Маскарад
Формы масок
Практическая часть Складываем лист бумаги пополам. Делаем надрез по центру – это нос. Чуть ниже надрез – рот. Вырезаем глаза, линию подбородка.
Обратите внимание, что форма носа и рта могут быть различными на ваше усмотрение. Выражение “лица” у маски может быть разным. Затем загибаем внутрь верхний уголок, часть между носом и ртом и часть между ртом и нижним краем
«Новогодний карнавал»
В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами.
Новогодний праздник красив своей необычностью. С ним связывают свои мечты и надежды и взрослые и дети.
Кто знает, почему в России принято наряжать именно елку? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 )
Перед нами сегодня две задачи: украсить елочку и придумать эскизы карнавальных костюмов.
Елочка готова, а теперь давайте пригласим деток на хоровод. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3 -4).
- Кто создает эскизы костюмов для карнавала? (Художник-модельер ).
В каком облике может предстать перед нами участник карнавала?
Давайте рассмотрим, как это делают художники. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл. 5 - 8 ) Костюм может передавать облик исторического героя. Он может превратить человека в персонажа былины или сказки, а еще с помощью карнавального костюма можно преобразиться в цветок, птицу или необычные предметы.
«История карнавальной маски»
В традиционных культурах маска имела иное предназначение. Она была неотъемлемой частью священных ритуалов. Маска имела магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого представляла маска. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2)
Театральные маски (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3 - 4 )
Театральные маски – это специальные накладки с вырезом для глаз (изображающие человеческое лицо, голову животного, фантастические или мифологические существа), надеваемые на лицо актёра. Она заменяла мимическую игру, передавала различные душевные настроения. Изготавливали из бумаги, папье-маше и других материалов.
Театральные маски использовали еще древние греки и римляне. Они служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что маски применялись с этой же целью еще в древнем Египте и в Индии.
Карнавальные маски (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5 )
Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.
Карнавал (франц. carnaval, от лат. carrus navalis - корабль праздничных процессий) - вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.
Новогодние маски
Новый год – это тоже карнавал. В этот праздник все веселятся, шутят, дети «превращаются» в различных героев. Отличаются ли увиденные вами маски от тех, которые вы одеваете на Новый год? Чем? Давайте на них посмотрим. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6 -8)
Какие они? (смешные, веселые, яркие, забавные )
Какой облик они помогают создать? (исторического героя, сказочного персонажа, природное явление, образ природы, окружающие нас предметы )
МБОУ Локотская СОШ № 3
Разработка урока по предмету:
«Изобразительное искусство»
3 класс
Тема: «Театральная маска»
Учитель начальных классов
Брускова Т.А.
2017 год
Тема: «Театральная маска»
Цель урока: совершенствование изобразительной деятельности учащихся и развитие их творческого воображения при изображении различных масок.
Задачи урока:
1.
Обучающие:
формирование представлений об истории возникновения маски, назначении маски в театре; развитие навыков работы с ножницами, бумагой, развитие умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.
2.
Развивающие:
формирование учебно-познавательной компетенции через действие по плану, схеме, моделирование и конструирование изделия, развивать умения анализировать, видеть необычное в окружающих нас вещах, пространственное воображение.
3.
Воспитывающие:
воспитывать художественный вкус, усидчивость, повышать интерес учащихся к изделиям искусства
,
воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Во время урока у учащихся формируются следующие компетенции:
Формирование информационно – аналитической компетенции через извлечение информации, представленной в разных формах (иллюстрации, схема), выделение информации, необходимой для решения поставленной задачи, систематизацию информации.
Формирование социально-коммуникативной компетенции через сотрудничество в решении задач, уважительное отношение к идеям и мнениям других.
Формирование проблемно-регулятивной компетенции через совместное с учителем определение темы урока, называние ресурсов, необходимых для изготовления изделия.
Оборудование для учителя :
Презентация по теме урока;
Опорный конспект урока;
Маски;
Персональный компьютер и экран.
Оборудование для ученика : цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, нитки и другие материалы для аппликации маски.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, диалоговый, репродуктивный, частично-поисковый, с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I . Орг. момент
Проверка рабочих мест (цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, нитки)
Ну, ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок,
Все на месте,
Все в порядке, бумага, ножницы и клей
Банка, краски и альбом
Нам пора работать в нем!
II. Сообщение темы и целей урока
- Определите, куда мы отправимся сегодня на уроке
Здесь всё прекрасно: жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
III. Вводная беседа (10 мин.)
Итак, мы сегодня в театре.
А вы бывали в театре. Что это за место?
Театр – особый и прекрасный мир. Это сказка для взрослых и детей. Во время спектакля мы переживаем за героев, сочувствуем им.
Театр учит нас видеть и замечать прекрасное в жизни и людях.
Совсем недавно мы, действительно были в Брянске и переживали за главную героиню.
А как ее звали? Конечно, это была Золушка.
Я уверена, что вам понравилась наша поездка и хочется снова побывать в таком прекрасном месте.
А знаете ли вы, в какой стране появились театры и когда?
Театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. А само слово театр означает “место для зрелищ”. Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.
Все роли исполняли мужчины.
Но без данных предметов им было бы сложно играть в спектакле.
Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.
- Конечно же маска помогала актерам.
- Чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
Ребята, как вы считаете, зачем в театральных представлениях использовались маски?
(Для того, чтобы человек мог принимать образ разных персонажей).
Жили – были, поживали
Маски пестрою семьёй.
Их, бывало, примеряли
И разбойник, и герой.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота, украшали драгоценными камнями. В России были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество и на Масленицу, веселясь, люди наряжались в костюмы, маски, а потому назывались ряженными. Маски бывают самые разные. Они могу изображать зверей и героев сказок: чудовищ, весельчаков, ведьм и красавиц.
А как выглядит маска?
Какие виды масок вы знаете?
Карнавальные маски.
Театральные маски.
Если маска закрывает только верхнюю часть лица, то это полумаска.
А теперь немного отдохнём!
IV. Физминутка «Мимика лица». (1 мин)
Что бы маску изготовить,
Себя нам надо подготовить.
Физминутку проведем
И немного отдохнем.
Встали, плечи опустили,
Грусть – печаль изобразили.
Радость на лице у вас –
Покажите мне сейчас!
Если чем-то удивились,
То в лице вы изменились.
Руки кверху поднимите –
Удивленье покажите.
Рассердились вы на что-то
Сделайте мне три притопа.
Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!
Если хитрый весельчак,
Сделает он просто так:
Подмигнули, улыбнулись.
И на место все вернулись.
V. Объяснение практического задания.
Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать над созданием маски.
- Что мы должны учесть при создании маски? (Ответы детей: настроение маски, характер, цвет, орнамент)
- Этапы изготовления маски по презентации
VI. Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа с учениками.
Выбор и смешивание красок;
Приемы работы кистью;
Оказание помощи в выборе цвета.
Приклеивание волос, бантиков…
VII. Анализ работ и оценка (3 мин)
Вы сегодня все молодцы! Каждый старался передать характер героя по-своему, сделать его неповторимым.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
VIII. Итог урока (3 мин.)
Выйдите и покажите нам свои работы
Все маски получились необычными и красивыми, поэтому ваша работа может заслуживать только «5»
Получился настоящий маскарад, наполненный смехом и радостью. А нам остаётся подвести итоги урока.
Понравился урок?
Спасибо за урок! Убираем рабочие места.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
г.СыктывкарИскусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству. Т. Манн. Весь мир – театр. Мы все – актеры поневоле. Всесильная судьба распределяет роли, А небеса следят за нашею игрой. Пьер Ронсар.Выполнила учитель ИЗО и технологии Фёдорова Ольга МихайловнаМАОУ Гимназия им.А.С.Пушкина г. Сыктывкар
ИСТОРИЯ ТЕАТРАВ 1918 году Виктор Савин организовал труппу из любителей сцены и написал для нее драму на коми языке «Ыджыд мыж» (Большая вина). Спектакль был поставлен на сцене в начале 1919 года и восторженно принят зрителем. В 1921 году сформировался «Сыкомтевчук» (Усть-Сысольское коми театральное объединение). Руководителем и режиссером стал В.А. Савин. «Сыкомтевчук» сыграл большую роль в культурной жизни Коми края. Он функционировал около 8 лет. Назревала необходимость создания профессионального театра.
Первые актеры передвижного театра (КИППТ) В 1930 году были организованы месячные театральные курсы. Сценическому мастерству артистов-любителей обучали приглашенные из Московского Дома народного творчества им. Н. Крупской режиссер Берсенев и композитор А. Голицын. Театр получил название КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр). Свой первый сезон КИППТ начал с 8 октября 1930 года. С этого времени театр драмы ведет свое летоисчисление.
Вплоть до 1936 года театральное искусство в Коми носило характер «самодеятельного национального по форме и пролетарского по содержанию». Только в 1932 году начинают появляться первые профессиональные специалисты - так, художественным руководителем Коми театра становится выпускник Ленинградского техникума сценического искусства Выборов В.П. 14 июня 1936 года Постановлением Президиума Коми Областного исполнительного комитета создается Областной комбинат театральных предприятий, в который возвращаются выпускники Ленинградского театрального техникума: А.С. Тарабукина (Русина), С.И. Ермолин, П.А. Мысов, А.Г. Зин, И.И. Аврамов, И.Н. Попов и другие.
Из слияния самодеятельного русского драматического театра под руководством А. Ходырева, труппы КИППТа и выпускников Ленинградского театрального техникума образован Коми драматический театр, который в августе 1936 года, в день 15-летия Коми Автономной Советской Социалистической Республики, спектаклем «Егор Булычев и другие» по пьесе М. Горького открыл свой первый сезон.С этого времени драматический театр ставил спектакли как на коми, так и на русском языках. 27 октября 1980 года указом Президиума Верховного Совета СССР драматический театр награжден Орденом Дружбы народов. В 1978 году театру присвоено имя Виктора Савина, а в 1995 году дано звание «академического».
Какие слова ассоциируются с театром?Актёр, режиссёр, занавес, сценарий, афиша, маска….
Тема:ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ1. Узнать историю возникновения масок 2. Узнать о роли художника в создании масок3. Из каких материалов делают маски 4. Научиться делать маски
Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях У каждого народа были свои маски. Африканские маскиКитайские маскиИх делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали Китайские и украшали перьями.Японские маски Виды масок:КАРНАВАЛЬНЫЕРИТУАЛЬНЫЕКОМИЧЕСКИЕТРАГИЧЕСКИЕ В Древней Руси маска была принадлежностью скоморохов и бродячих артистов. ФизминуткаМы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Маски бывают плоские и объёмные. Плоские маскиОбъёмные маски План изготовления маскиСложи альбомный лист пополам Простым карандашом нарисуй овал лицаИзобрази основные детали: глаза, рот.4. Разукрась маску. Подожди пока высохнет.5. Вырежи маску, отверстие для глаз. 6. Сделай отверстия для тесьмы. 7. Завяжи тесьму. Яузналпонял удивилсянаучился
Наши работы Список литературы:Интернет-ресурсы:Занавес-desktopwallpapers.org.ua-24750 Золотые узоры-http://sonnenbarsche.info/Png-Uzory-ZolotyeМаски-http://ddt-eduline.ru/home_1001_329/ ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИНА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА87 сезон -http://komidrama.ru/istoriya-teatra/