Структура сказки:

* Зачин. ("В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…").

* Основная часть.

* Концовка. ("Стали они жить - поживать и добра наживать" или "Устроили они пир на весь мир…").

Основные герои:

Любимый герой русских сказок Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын.

Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают:

Кощей Бессмертный - бессмертное существо (остов), злой волшебник, который всегда вредит героям. Живёт, как правило, высоко, и в очень богатом дворце.

Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения:

(добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец).

Сочетания слов:

(пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать; ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…)

В русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: (сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…)

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных:

(красно солнце; буйну голову повесил)

и глаголов:

(хвать вместо схватил; подь вместо пойди).

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение:

(мал-еньк-ий; брат-ец; петуш-ок; солн-ышк-о…)

Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы:

то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Классификация фольклорной сказки

Сказка имеет свою специфику, тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традиций:

1. сказочные формулы - "Жили-были…", "В некотором царстве, в некотором государстве…", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало"

2. общие места - Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге:

3. описание портрета - "Баба-Яга, костяная нога"

4. формульные вопросы-ответы - "куда путь-дорогу держишь"

5. описание места действия: "на калиновом мосту, на реке смородиновой"

6. описание действий: перемещение героя на "ковре-самолёте"

7. общефольклорные эпитеты: "красна девица", "добрый молодец".

Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Вот примерная классификация жанров сказок;

Каждый народ имеет свой сказочный эпос. Сказка – это один из древнейших видов словесного искусства. Она содержит жизненную и социальную философию народа, которая определяется его бытом, историей. «Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» . Она представляет собой один их жанров фольклора или литературы.

Исключительно велика художественная значимость русской народной сказки . Сказка как продукт устного народного творчества вобрала в себя национальные черты русского народа. Ее национальная специфика отражается в языке, подробностях быта, характере описания пейзажей. Она в полной мере воссоздает уклад русской жизни.

Уже в Древней Руси сам народ выделял сказку как особый жанр устной поэзии, различая её с преданием, легендой и мифом.

Сказка на Руси издавна являлась одним из любимых и популярных видов фольклора среди народа. Она была проста и понятна, близка каждому человеку. В сказках проявилось духовное своеобразие русского народа, его восприятие окружающего мира, его мировоззрение.

Являясь одним из жанров фольклора, сказка раскрывает философию, этику и эстетику народа. Она обладает наиболее отмеченной национально-культурной спецификой. Сказка является средством нравственного воспитания личности, примером человеческих добродетелей.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Герои сказок:

Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: мал-еньк -ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:

· сказки о животных

· волшебные сказки

· бытовые сказки

А) Сказки о животных

В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных.

Выделяются несколько тематических групп:

Сказки о диких животных

Диких и домашних животных

Домашних животных

Человеке и диких животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные.

Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походят на человека, а чем-то нет.

Здесь животные говорят на человеческом языке.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

В книги для чтения включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.

В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).

Б) Волшебные сказки.

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла.

Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка.

Для них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло.

Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

В каждой сказке герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

Показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.

В) Бытовые сказки.

В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

В сказках говориться о характерах людей, повадках животных.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

Ученики уже с первого класса знакомятся с устным народным творчеством, в том числе и со сказками

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.

«Художественные особенности сказок»

Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Среди особенностей строения сказки выделяют присказку, зачин и концовку.

1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди")

2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве"

3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец)

Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты

1) назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно);

2)привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);

3)постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец).

Басня

Басня – одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии.

Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных людских пороках. Положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками.

2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня – замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательной для басни является стихотворная форма.

Один из центральных вопросов анализа басни во 2-4 классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда же работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

В методике традиционно считается целесообразным начинать работу над текстом басни с раскрытия е конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока учащиеся не поняли содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду».

Иной путь работы над басней описан Л.В. Занковым. По мнению Л.В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им дается второй вопрос: «Какова мораль басни?»

В данном подходе Л.В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию.

Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.


Сказка - сокровищница народной мудрости.
Особенности построения сказки.
Воспитательное значение сказки.

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Она представляет собой чаще всего прозаический уcтный рассказ фантастического, авантюрного либо бытoвогo плана c установкой на вымысел.
По мнению Вас. Александр. Сухомлинского, без сказки нельзя представить детства.
Сказки возникли в древнейшие времена. Жанр оказался так жизнеспособен потому, что прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.
Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси. Сказитель живо реагировал на реакции аудитории и тут же вносил поправки в повествование. Поэтому сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.
Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии.
В сказке непременно торжествуют истина и добро. Она всегда на стороне обиженных и притесняемых. Сказка указывает правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки. Т. об., в сказках выражена существенная черта мировосприятия народа — твердая вера в справедливость.
В сказке ребенку доступно открываются тайны древнего миропонимания. Они находятся самостоятельно, без объяснений, что способствует росту сознания ребенка.
Фантастический мир сказки есть отображение реального мира. Сравнивая сказочный мир с реальным, ребенок самостоятельно развивают мышление (он сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается). Сказка делает ребенка активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу и приучает к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Для детей вовсе не важно, кто герой сказки, важно, как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет.

Особенности построения сказки

Сказка строится по принципу цепной композиции - эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию (Репка, Курочка Ряба). Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный, он близок уму и сердцу ребенка и запоминается на всю жизнь. Благодаря языку создается особый фантастиеский мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго. Полутонов нет — есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.
Сказочный герой - идеальный образец для подражания: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок.

Воспитательное значение сказки

Сказка представляет большую общественную ценность состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение сказки в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
Эстетическое значение в том, что для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности: сказки о животных, волшебные сказки и сказки на бытовые темы. Все они входят в круг детского чтения.

Сказки о животных. Их особенности

Сказки о животных - это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.
Имеют наиболее архаичные корни, при этом в наст. время почти полностью утратили первоначальное мифологическое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребячьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода.
Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята» разными голосами распевают:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся.
Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог Александр Владим. Запорожец.
В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей.
Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает финал истории (чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом). Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
В сказках о животных представители животного мира воплощают какое-то одно качество, котор. и обыгрывается в сюжете: лиса — хитрость, льстивость, волк — жадность и глупость, заяц — трусость, медведь - неуклюжесть.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. Дети усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
В сказках о животных много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует. При этом сказки знают и печаль. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Волшебные сказки. Особенности. Воспитательное значение

Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Волшебными они называются потому, что все происходящее в ее сюжете фантастично и значительно по задаче: в такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, котор. борется со злом и несправедливостью, ему помогают волшебники и волшебные предметы. В качестве примеров можно привести русские народные сказки о Иван-царевиче.
Опасность представляется особенно сильной, т. к. главные противники — злодеи, представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Одерживая победы над нечистью, герой подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье — к удовлетворению маленьких слушателей.
Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.
Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.
Под стать такому герою женские образы — Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью. Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу бежать от морского царя, найти Кощееву смерть, выполнить непосильные задания. Сказочные героини идеальным образом воплощают народные представления о женской красоте, доброте, мудрости.
Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные - коварные, завистливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.
В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка—золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки, грибки-боровички. Большим разнообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бросает гребешок — и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.
Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого государства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».
Волшебная сказка как бы вбирает в себя многие стилистические приемы других жанров фольклора. Здесь и постоянные эпитеты, свойственные лирической песне («конь добрый», «леса дремучие», «травы шелковые», «уста сахарные»), и былинные гиперболы («бежит - земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»), и параллелизмы: «Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть».
Присказки, традиционные зачины, концовки. Их назначение — отграничить сказку от обыденной жизни. «В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» — самые характерные зачины русской сказки. Концовка, как и присказка, обычно носит шуточный характер, она ритмизирована, рифмована, произносится скороговоркой. Часто сказочник заканчивал свое повествование описанием пира: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Явно слушателям детского возраста адресована такая присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка».
Повествование в сказочной прозе строится при помощи устойчивых формул. Они служат переходом от одного события к другому («близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли»), рисуют портрет персонажа («Баба Яга, костяная нога»). Встречаются в усилит. форме троекратного повторения: три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, серебряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу.
Среди персонажей волшебной сказки много детей. Их образы поэтичны, трогательны, что подчеркивается и формой имени (Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец Иванушка, сестрица Аленушка), и всем тоном повествования.

Бытовые сказки. Юмор. Отражение жизни народа и его отношение к власти.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые.
Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. При этом они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые проникались здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы-чиновники, неправедные судьи, скупые богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смешение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

Обобщающая таблица

Жанровые разновидности русских народных сказок

СКАЗКА
АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ
(о животных)
ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ
(сатирическая)
ТЕМА защита слабых и обиженных;
осмеяние негативных черт характера
борьба со злом борьба с социальной несправедливостью;
осмеяние людских пороков (лень, глупость, упрямство).
ЧЕМУ УЧАТ справедливости;
отзывчивости;
основам морали и этики
доброте,
отзывчивости,
справедливости
хитрости,
находчивости,
юмору
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СКАЗКИ бытовое;
переосмысленное бытовое (варежка = теремок)
волшебное (Тридесятое царство),
наличие волшебных предметов (ковер-самолет, гусли-самогуды, молодильные яблочки)
бытовое
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ,
ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
каждый герой воплощает в себе одно качество (лиса — хитрость, волк - жадность, глупость, заяц - трусость) Герои делятся на:
злодеев,
страдальцев,
заступников,
их помощников

Главный герой - воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты;
идеальный образец для подражания;

Положительные герои красивы, отрицательные безобразны

главный герой находчив и хитер;
отрицательные персонажи глупы и наивны.
ГЕРОЙ животные, наделенные человеческими чертами,
проживающие жизнь человека

В основе образов прием антропоморфизма (перенос на животных присущих человеку психических свойств и черт характера)

былинный тип главного героя (Иван-царевич, Царевна-Лягушка, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна);
наличие у героя помощников (Сивка-бурка, Старичок-Боровичок, серый волк)
простой человек (солдат, мужик, баба);
животное, наделенное чертами человека;
абстрактное понятие (Горе-Злосчастье, Правда и Кривда)
АНТИГЕРОЙ персонаж, наделенный негативной чертой характера злодеи (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный) лицо высшее по социальному статусу, притеснитель (царь, поп, барин)
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА конфликты отражают реальные жизненные отношения людей наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы) в основе сюжета - необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений;
имеет место чудесное допущение, в основе которого гипербола:
герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
вместо волшебства используется смекалка;
реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение)
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
И
СЮЖЕТА
невелики по объему,
просты по композиции,
одна сюжетная линия;
быстродействие: сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;

Широкое использование диалогов;

Повторяющиеся эпизоды, кумулятивность (Теремок, Колобок, Курочка Ряба);
включение в текст малых фольклорных форм: песенок, прибауток и т. п. (Колобок, Волк и семеро козлят)

большие по объему (у главного героя длинный и тернистый путь, часто встречается образ разветвления дороги),
осложнённая композиция, несколько сюжетных линий (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).

Описание доминирует над диалогом;

Наличие присказок (долго ли, коротко ли…):
традиционных зачинов (в некотором царстве, в некотором государстве…),
концовок (и я там был и мед я пил)
часты троекратные повторы (три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, серебряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу).

невелики по объему,
просты по композиции,
одна сюжетная линия;
сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;

Широкое использование диалога;

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА суженный набор изобразительно-выразительных средств
(гипербола, литота, эпитеты)
расширенный набор изобразительно-выразительных средств (многочисленны эпитеты, метафоры) в основе сюжета - понятный ребенку юмор, гипербола

Close