Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-33-01023 «Человек в инновационной цивилизации: трансдисциплинарные аспекты конструирования будущего».

Современное общество характеризуется широким распространением новых технологий и активизацией инновационной деятельности, что порождает ряд вопросов, касающихся тенденций дальнейшего развития общества, ориентации и адаптации людей в потоке постоянных перемен и т.д. Выявление основных характеристик инновационного развития и перспектив дальнейшего развития обществобуславливает актуальность изучения выбранной тематики.

Прежде чем определить характерные черты инновационной цивилизации, обратимся к содержанию понятия. Если отталкиваться от термина «инновация», который подразумевает нововведение, изменение или обновление, то «инновационная цивилизация» представляет собой стадию в развитии человеческого общества, ориентированную на деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Следует отметить, что инновационная цивилизация характеризуется не просто развитием высокотехнологичного пространства, но также взаимозависимостью в социально-экономической системе и во всех сферах общественной жизни, что свидетельствует о масштабности и значимости данного феномена. Ориентация инновационной цивилизации в большой степени направлена на нематериальную сферу, а именно на информацию, знания и творчество. Данные элементы влияют на результаты производства и воздействуют на жизнедеятельность социума.

Можно выделить основные характерные черты инновационной цивилизации, в тоже время они являются элементами, наличие которых будет способствовать эффективному развитию общества.

Благоприятные условия для распространения технологических новшеств (высокий технический уровень производства, наличие высококвалифицированных кадров и т.д.). Данный критерий можно считать фундаментальным, ведь от условий, в рамках которых будет осуществляться развитие и внедрение новаций, будет зависеть эффективность этого процесса.

Наука (финансирование интеллектуальной деятельности и сферы культуры). Финансовая поддержка со стороны государства должна быть приоритетной.

Укреплению субъект­ной базы инновационного развития. В данном случае говорится о перестройке в пользу высокотех­нологичных и наукоемких отраслей.

Активная социальная поддержка инноваций исходит от «креативного класса», т.е. ученых, инженеров, программистов, менеджеров, аналитиков и т.д.

Ин­новационная культура. Речь идет об адекватной восприимчивости граждан к новым идеям и нововведениям, их способность бы­стро «схватывать» преимущества тех или иных новшеств и столь же быстро отрешаться от устаревших стандартов и об­разцов, добиваясь максимально гармоничного сочетания нова­торства и стабильности в своей жизни и жизни общества).

Таким образом, инновационная цивилизация характеризуется необходимым наличием новых ресурсов инновационного потенциа­ла человека и социума, энергетических и сырьевых ресурсов, вы­сокого уровня научного потенциала и образованности населе­ния, понимания необходимости крупных инноваций. Для и нновационной цивилизации свойственна постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, которые могут реализовываться в сегодняшней действительности, а также могут стать программами жизнедеятельности грядущих поколений.

Необходимо отметить, что в процессе своего развития инновационная цивилизация будет изменять свое направление под воздействием вектора интересов человечества, что представляет интерес для дальнейшего изучения данной тематики.

Инновация как деятельность План История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики Появление инноватики как науки обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства особенно в период его индустриализации. наступление кризиса перепроизводства переходящего в стадию депрессии Эти фазы рассматриваются исследователями как некоторое свойство присущее экономике машинного производства.Даля новшество определяется как введенье новизны новых обычаев порядков.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Контрольная работа

История становления инноватики. Инновация как деятельность

План

  1. История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики
  2. Развитие инноваций в СССР
  3. Понятие инновационной деятельности
  4. Системная концепция инновационной деятельности
  5. Жизненный цикл инновации
  6. Литература

1. История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики

Появление инноватики как науки обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. В этом процессе не сложно проследить определенные закономерности: 1. спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, 2. бурного его подъема, 3. наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, Эти фазы рассматриваются исследователями как некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.

Вообще, термин «инновация» первоначально в 19 веке связывался с изменениями в культуре. В толковом словаре В.Даля «новшество» определяется как «…введенье новизны, новых обычаев, порядков». При этом, есть уточнением, что «…не всякое нововведенье полезно»…

Однако ряд исследователей рассматривают процесс развития науки и техники, начиная с древнего мира, эпохи древнего палеолита, ознаменовавшегося изобретением первых орудий труда и первобытной техники. Действительно, эти процессы можно рассматривать как инновационные, учитывая то, что они стали одним из детерминирующих факторов общественного разделения труда, формирования общественных и производственных отношений в первобытном обществе. Изобретение каменных орудий, развитие способов обработки камня в эпоху мезолита ; появление сложных орудий труда и возникновение на этой основе технологий построения жилищ (землянки, свайные постройки), шлифование, полирование, сверление, зарождение горного дела и совершенствование способов обработки камня; изобретение сверлильного станка. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного и мехового производств в эпоху позднего неолита . Энеолит. Первое применение металла. Плавка. Появление первых медных орудий и оружия. Господство мотыжного земледелия. Строительство глинобитных наземных жилищ и землянок.

Античная техника . Переход от варварства к античной цивилизации. Техника рабовладельческого способа производства. Специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства. Появление изобретений. Развитие горного дела. Развитие военной техники. Усовершенствование дорог и средств передвижения. Использование вращательного движения для создания колесной повозки. Парусное кораблестроение как следствие развития торговли. Ткацкое ремесло и совершенствование текстильной техники. Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение гончарного круга. Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей.

Средневековье. Феодальный способ производства. Развитие ремесленного производства. Возникновение цехов. Специализация производства. Зарождение мануфактур. Зарождение машинного производства. Развитие горного дела. Развитие металлургии и металлообработки. Совершенствование военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Распространение судовождения путем использования явлений магнетизма и создания компаса. Механические часы. Изготовление и применение очков. Использование природной энергии. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Развитие книгопечатания и производства бумаги.

Однако данные процессы относятся к инновационным процессам, определяющим основные этапы развития человеческого общества в целом. Если же говорить о развитии инноваций как специальной научной сферы социальной жизнедеятельности, то данная периодизация выглядит несколько иным образом. Здесь можно выделить основные этапы исследования проблем инновационной практики, что позволяет судить и об этапах формирования самой инноватики как науки. Как упоминалось выше, в XIX веке инновации связывались с социокультурными изменениями. В XX веке термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Он приходит к выводу, что основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире…

Первый этап (с начала ХХ века до конца 70-х годов ХХ века) связан с исследованиями Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, теоретико-методологические установки которых ориентировали на понимание инноваций в основном как средства экономического роста, преодоления экономического кризиса и технико-технологической модернизации производства и составили основу технико-экономического подхода к изучению инновационных процессов . В 1911г. Й. Шумпетер предложил общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. Й. Шумпетер выделил 5 таких комбинаций:

  1. Выпуск нового продукта или известного продукта иного качества.
  2. Внедрение нового ранее неизвестного метода производства.
  3. Проникновение на новый рынок сбыта.
  4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов.
  5. Организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.

После Великой депрессии начала 1930-х среди менеджеров США, а затем и в других развитых капиталистических странах популярность получает словосочетание «инновационная политика фирмы» - как символ способности менеджера вывести фирму из депрессии. В этот период начались эмпирические исследования инноваций, осуществляемых различными организациями и предприятиями. Эти исследования были сконцентрированы на 3 основных сферах: 1) фирма как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность к инновациям, зависимость от организационных структур и методов управления. 2) Маркетинг или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Основной исследовательской парадигмой выступает теория открытых систем в сочетании с игровым подходом , где фирма взаимодействует с рынком как со средой и где завершающие стадии инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов, каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом вероятных реакций партнеров. 3) Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирм, поддерживающая их конкурентоспособность на мировом рынке. Ведущей парадигмой становится теория управления .

Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика».

Такие тенденции понимания целей инновационных процессов доминировала до 80-х г. ХХ века и нашла отражение в трудах как отечественных (А.Н. Аганбегян, Л.С. Бляхман, В.С. Раппопорт), так и зарубежных (Дж. А. Аллен, К. Пэвитт, Е. Роджерс, У. Робертс, Л. Ульман, В. Уолкер и др.) исследователей. Результаты исследовательской деятельности в этот период дали возможность мониторинга технических и технологических инноваций и корреляции их с изменениями экономических показателей, что способствовало формированию инноватики как отрасли науки за рубежом уже к 70-м годам ХХ века.

В целом первый этап развития инноватики как науки связан с исследованием факторов, влияющих на эффективность нововведений, накоплением эмпирического материала, трансформировавшегося в многочисленные несводимые друг к другу классификации.

Второй этап (с начала 80-х годов ХХ века до середины 90-х годов ХХ века) характеризуется ориентацией на комплексное изучение инновационных процессов и конкретных нововведений с учетом факторов, определяющих их эффективную реализацию, что обусловливает начало исследований социального фона инновационной деятельности. В это время появляются первые обучающие программы-тренинги для участников инновационной деятельности, имеющие целью консультирование по комплексу практических проблем, связанных с реализацией инноваций (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов, Н.И. Лапин, В.С. Толстой, В.Д. Хартман, В. Шток и белорусские исследователи - В.А. Александров; Г.А. Несветайлов). В этот период обнаруживается временной разрыв процесса институциализации инноватики в отечественной науке, проявившийся в приобретении ею статуса научного направления только к 90-м годам ХХ века. В отечественной и зарубежной науке, происходит оформление статуса альтернативного существования исследовательских подходов к изучению инновационной проблематики – технико-экономического и социогуманитарного с явным доминированием первого . Это положило начало дифференциации исследовательских практик в области инноватики, следствием чего явилось одностороннее рассмотрение инновационных феноменов, преимущественно с позиций технико-экономического подхода и фрагментарный анализ социальных аспектов инновационной деятельности. Основным предметом исследований становится инновационный процесс, включая спонтанную диффузию и целенаправленный перенос нововведений.

Третий этап (с 90-х годов ХХ века до настоящего времени) характеризуется включением в проблемное поле инноватики социальных аспектов инновационной деятельности и изменением диспозиции исследовательских подходов, выражающейся в переходе от альтернативности к их параллельной реализации (А.С. Ахиезер, Ю.А. Карпова, В.Ж. Келле, А.Г. Краснов, С.Е. Крючкова, А.В. Марков, М.В. Мясникович, П.Г. Никитенко, В.П. Петров, А.И. Пригожин, Г.Н. Соколова, Д.И. Степаненко, С.А. Шавель, Ю.В. Яковец,). На этом этапе внимание исследователей сосредоточено на анализе различных типов инновационных ситуаций, разработке методов ранней оценки рисков, формировании рекомендаций относительно государственной политики в области нововведений.

Некоторые исследователи (Н.И. Лапин) предлагают выделить четвертый современный этап в развитии инноватики. Ключевым аспектом изучения на современном этапе становятся инновационные сети, максимально чуткие к быстрой динамике рынка, маркетинго-ориентированные, улавливающие потенциальные тенденции спроса. Настоящий период характеризуется: 1) методологическим переосмыслением статуса исследовательских подходов и парадигм инноватики по пути их взаимодействия и интеграции, что можно считать началом нового этапа их развития; 2) дифференциацией инноватики, что выражается в появлении социальной инноватики (системы знаний о новых методах общественного развития, об особенностях возникновения и реализации социальных инноваций), а в ее рамках - социологии инноваций, логистики инноваций, статистики инноваций; 3) гуманитаризацией и гуманизацией инноватики, что выражается в понимании инноваций как социальных феноменов, требующих исследования с позиций социогуманитарных наук.

В настоящее время инновационный процесс предлагается понимать как целостную систему мероприятий, связанных с подготовкой, созданием и практической реализацией новаций технико-технологического, организационного, управленческого, экономического, социального и др. характера, удовлетворяющую коммерческие и некоммерческие общественные потребности посредством трансляции нововведений в систему культурных норм, образцов и ценностей. Это процесс создания новации, ее распространения и использования полученного результата.

Таким образом, начавшись с уровня отдельных производственных организаций, фирм, инновационная практика и ее научное исследование на Западе распространились на уровень общенациональных институтов.

2. Развитие инноваций в СССР

Иной способ развития инноваций использовался в странах с плановой экономикой, к числу коих относится и СССР. Здесь инновационная практика получила развитие преимущественной на общенациональном государственном уровне. Централизованное управление НТП позволило Советскому Союзу достичь выдающихся успехов в военно-технической области (производство ядерного оружия, развитие атомного флота, космонавтики, некоторых видов военной техники.

Вместе с тем усиливалось отставание советской экономики от западной Европы и США (низкий уровень оснащенности наукоемкими технологиями; высокая доля тяжелых видов труда, необеспеченность населения товарами и услугами высокого качества). Росли не решаемые жизненно важные проблемы (зерновая зависимость от Запада, жилищная проблема, закрытость от внешнего мира и пр.) Нарастала угроза отставания в области информационно-емких вооружений. Начиная с середины 50-х гг. усиливается в обществе тревога за судьбу экономического соревнования СССР и стран Запада.

Во второй половине 50-х гг. по инициативе Хрущева была осуществлена перестройка управления промышленностью. Чтобы преодолеть отраслевую замкнутость предприятий, были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные совнархозы. Но это привело к нарушению единства государственной политики, замедлению НТП и темпов производства. После смещения Хрущева в 1965 г. на пленуме ЦК КПСС Косыгин предложил новую реформу: восстановление отраслевых министерств и расширение прав трудовых коллективов. Началось движение за планирование социального развития трудовых коллективов. Но вскоре данный проект был признан идеологически вредным (влияние буржуазного рынка). Права министерств расширились, а директоров и трудовых коллективов были урезаны. В 1967г на XXV съезде партии Косыгин констатировал неудовлетворительность внедрения в производство достижений науки и техники.

Управление НТП стало одним из приоритетных направлений научных исследований. Проблемы внедрения и широкого использования нововведений оставались на втором плане как проблемы микроуровня. В центре внимания оказывались проблемы макроуровня. Таким образом, в СССР исследования и разработки в области инноватики начались с середины 70-х гг XX в. За короткий срок они позволили получить существенные результаты теоретического и прикладного характера. Эти результаты ориентировали на высвобождение инновационного потенциала работников, интеграции элементов предпринимательства в плановую экономику. Но подобные принципы были не востребованы в советском обществе, что не уменьшает их научного и прикладного значения для социально-экономического развития России.

3.Понятие инновационной деятельности.

Инновация – есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, групп, общества. Однако некоторые исследователи рассматривают инновацию как конечный результат инновационной деятельности , которая, в свою очередь определяется как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, либо технологический процесс, используемый в практической деятельности . В любом случае мы не можем отрицать то, что инновация есть одна из видов деятельности, а, следовательно, обладает структурой, внутренней логикой развития и структурно функциональными и содержательными параметрами, характерными для любого вида деятельности. Исходя из этого, в структуре инновационной деятельности выделим следующие компоненты:

Потребность – состояние нужды субъекта в чем-то, что лежит вне его, но что составляет необходимое условие поддержания нормальной жизнедеятельности субъекта. В случае инновационной деятельности носит социальный характер.

Мотив – предмет потребности, то, ради чего совершается действие.

Цель – идеальный образ предвосхищаемого результата.

Средства – инструментальная составляющая деятельности, некий набор действий, посредством чего возможно достижение цели.

Результат – конечный продукт. Соотнося результат с целью, можно определить степень ее успешности.

Однако, инновационная деятельность является по своей сути социальной. Она осуществляется в определенной социальной среде. Следовательно, в ее структуру необходимо ввести еще 2 компонента. Это субъект (актор ), тот, благодаря кому инновация возникает и развивается. Прежде всего, это люди, которые изобретают идею, разрабатывают концепцию осуществления деятельности, реализуют это в практической деятельности и доводят до потребителей, обеспечивая массовое удовлетворение соответствующей социальной потребности.

Деятельность людей, в том числе и инновационная осуществляется в группах, трудовых коллективах. Поэтому акторами инноваций выступают организации , ориентированные на производство и внедрение инновации как средства получения прибыли. Кроме того, акторами инноваций выступают организации, косвенно задействованные в этом процессе: административно-управленческие, общественно-политические, социальные и т.д. Это означает, что инновационная деятельность предполагает взаимодействие многих социальных структур, целью которого является повышение эффективности их деятельности. И это можно рассматривать как один из ведущих критериев успешности инновации, т.к. если этого не происходит, то инновация не может считаться успешной, каким бы значимым не было ее предметное содержание. Вспомним тот факт, что в условиях централизованного планирования советской экономики экономические стимулы были заменены командно-административными методами организации деятельности. Низкая экономическая заинтересованность акторов (предприятий, сотрудников) не только замедляла инновационные процессы, но реально препятствовала их внедрению и реализации, сводя к нулю эффективность любых инновационных идей. Конечно, это не означает, что должны быть устранены все нерыночные механизмы и мотивы (поощрения, награждения и пр.), но они должны в совокупности с рыночными создавать максимально благоприятную среду…

Таким образом, можно утверждать, что, если внутреннюю среду инноваций создают люди как их авторы, то внешнюю среду создает общество в целом, включая экономическую составляющую (рыночные механизмы), социальную структуру, культуру. Кроме того, многие инновации, взаимодействуют с мировыми рынками (мировая экономика, международные отношения), а также с природной средой (экологический фактор). При этом влияние инноваций на обозначенные компоненты не является односторонним, это процесс взаимодействия (например, если при реализации инновации возникают изменения в природной среде, это, в свою очередь видоизменяет и инновационный процесс).

4.Системная концепция инновационной деятельности

Принимая во внимание множественность взаимозависимых факторов, обозначенных выше, и оказывающих непосредственное влияние на инновационные процессы, очевидно, что анализ и комплексная оценка эффективности инновационной деятельности требует системного подхода.

Объективную основу нововведений, как деятельности составляют социальные потребности, формирующиеся в различных сферах жизнедеятельности общества и не получающих своего удовлетворения посредством имеющихся ресурсов. Если эти потребности остаются неудовлетворенными, это приводит к возникновению напряженности, депрессиям и кризисным явлениям, как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне соответствующих социальных сфер и общества в целом. Удовлетворение этих потребностей возможно путем конструирования новых адекватных изменяющимся условиям социальных практик, т.е. посредством некоторой инновационной деятельности. Эта инновационная деятельность и составляет сущность нововведения. Иными словами, нововведение можно рассматривать как форму организации инновационной деятельности для целенаправленного удовлетворения изменяющихся в процессе социального развития потребностей людей.

В чем же собственно состоит специфика инновационной деятельности? Научный анализ показывает, что все виды человеческой деятельности можно подразделить на репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность основана на повторении уже разработанных схем действий и направлена на получение уже известного результата известными средствами. Ее конечным результатом выступают количественные показатели. Продуктивная деятельность связана с разработкой новых целей, средств их достижения или достижения известных целей новыми средствами. Она включает создание нового качества, поэтому ее необходимым компонентом является творчество, включая саморазвитие инновационной личности.

Продуктивная деятельность дифференцируется на духовную и предметно-практическую. Духовная означает изменение, создание новых духовных ценностей, знаний, верований, убеждений. Она включает прогнозирование и проектирование, т.к. остается на уровне проектов. Вторая относится к практическому изменению человеком окружающего мира и самого себя как актора. Это и есть собственно инновационная деятельность, где на начальном этапе создается проект новшества, который затем воплощается в реальность.

Суммируя все выше сказанное можно определить инновационную деятельность как предметно-практическую продуктивную деятельность людей, которая является творческой и создает новые качества в различных сферах социальной жизнедеятельности. Ее объектом являются другие виды деятельности, которые сформировались в предшествующий период и приобрели репродуктивный характер. А их средства стали рутинными для данного сообщества людей. Инновационная деятельность, т.о., направлена на их изменение. А ее главная функция состоит в изменении их способов, механизмов. Из этого следует вывод, что инновационная деятельность – это метадеятельность, трансформирующая репродуктивные виды деятельности.

Системный анализ инновации как деятельности позволяет выделить основные принципы инновационной деятельности: целостность, структурность и динамизм. Инновация есть целостная система, которая не сводится к сумме составляющих ее элементов, а обладает специфическими свойствами, отсутствующими у отдельных ее компонентов. Одновременно инновация является подсистемой более широкой системы, с которой взаимодействует как со своей средой. В тоже время инновация структурируется на подсистемы, взаимосвязанные между собой.

Вместе с тем, инновация представляет противоречивую систему. При возникновении она утверждает себя как творческая, уникальная деятельность. Затем она начинает воспроизводить себя, функционируя по созданным ею законам. Со временем эти механизмы рутинизируются и инновации становятся повседневной практикой, на смену которой приходят новые…

Инновации могут оказывать не только позитивное воздействие на социальную среду, но и негативное, дисфункциональное, нарушая баланс. Иногда это связано с побочными эффектами, которые превышая эффект исходного нововведения, сводят на нет… Это может порождать стремление уклоняться от нововведений, оказывать им сопротивление.

5. Жизненный цикл инновации.

Итак, инновация есть динамическая, внутренне противоречивая система, имеющая деятельностную природу. Ее эффективность зависит как от внутренних механизмов инновационного процесса, так и от способов его взаимодействия с внешней средой. Соответственно, в данной деятельности можно выделить 2 аспекта: содержательный и формальный. Содержательный проявляется в процессуальных характеристиках инновации. Инновационный процесс включает 4 компонента: фундаментальное исследование, изобретение, разработку и коммерческую стадию, включающую подготовку и запуск промышленного производства. Различные авторы предлагают многообразные модели инновации, включающие от 5-9 стадий. При этом распределение затрат происходит крайне неравномерно и в различных моделях эти показатели существенно разнятся. Очевидно одно: в процессах промышленного производства все эти этапы (от фундаментальных исследований и разработки идеи до утилизации отходов производственной деятельности) реализуются разными людьми.

В формальном аспекте инновационный процесс представляет собой последовательный цикл специализированных видов или форм деятельности. Обычно различают 3 основные формы производства новшества: локальное производство, монопольное производство и расширенное производство.

1Локальное производство новшества.

Эта форма ограничивается производством и использованием (потреблением) новшества лишь той фирмой или организацией, которая его заказала. Локальный инновационный цикл состоит из следующих стадий:

  • Разработка проекта инновации, включая технико-экономическое обоснование;
  • Первое освоение новшества, включая прикладные исследования, разработку и изготовление опытного образца, и первое тиражирование новшества;
  • Первое использование новшества, его потребление заказчиком и первый опыт сервисного обеспечения.

Для собственно инновационного процесса локальный цикл носит скорее пробный экспериментальный характер. Сам процесс нововведения уже запущен, а связи с внешней средой еще нет. Это форма инновационного процесса, препятствующая распространению инновации в более широком масштабе национального и мирового рынка. По сути это квазирыночный и непродолжительный процесс.

II .Монопольное производство новшества

Как и в первом случае, производство новшества осуществляют фирмы-создатели, но продукцию свою они реализуют через внешний рынок, адресую ее многим потребителям. Возникает промежуточный воспроизводственный цикл, когда рыночный механизм включен, но его действие ограничено наличием единственного производителя. Он позволяет фирме-актору определять рыночные цены и получать монопольную сверхприбыль.

III .Расширенное производство новшества.

Производство данного новшества осваивается многими фирмами. Цикл инновационного процесса становится полным. В него включается еще 2 стадии: распространение методов производства (ноу-нау) и форм его использования; и расширенное производство новшества, а также финишная стадия – рутинизация новшества вплоть до насыщения рынка и прекращения его производства. Только в форме расширенного производства новшества в полной мере вступают в действие рыночные механизмы. Они позволяют интегрировать всех акторов, увязывая их интересы и цели, что невозможно было сделать в условиях плановой экономики административными методами.

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) выражает динамику взаимодействия инновационного процесса с внешней средой, его эффективность для изготовителей и потребителей. Тип ЖЦИ зависит от формы инновационного процесса и от характера внешней среды. Формы инновационного процесса мы уже рассмотрели, а во внешней среде важнейшее значение дл ЖЦИ имеют 2 слоя: экономический (клиенты и конкуренты) и инфраструктурно-управленческий.

Локальный инновационный цикл ограничивает ЖЦИ внедрением созданного новшества в одной точке – заказчике. А среда такого процесса сужается до ограниченного числа изготовителей. ЖЦ такой инновации включает 3 фазы: разработка – изготовление – внедрение. Это локально-внедренческий ЖЦИ . Рынок присутствует только на первом этапе, где изготовители конкурируют за право получения заказа. На последующих стадиях рыночные отношения теряют стимулирующее значение. Конкуренты присутствуют скорее как потенциальные в будущей борьбе за следующий заказ.

Монопольное производство новшества сталкивается с конкуренцией с появлением других производителей этого новшества. Это монопольно-рыночный ЖЦИ . На определенной стадии он трансформируется, превращаясь в собственно рыночный цикл.

Расширенное производство новшества является полностью рыночным, при этом интенсивность конкуренции нарастает, побуждая производителей снижать цены на новшество, чтобы расширить его производство и сохранить высокую прибыль (мобильные телефоны, компьютерная техника). Это расширенно-рыночный ЖЦИ. В нем различают 5 основных стадий: старт – быстрый рост – зрелость – насыщение – финиш.

На старте доходов от инновации нет, более того – она убыточна. На стадии быстрого роста наблюдается монопольное производство новшества, которое дает сверхдоход. Стадия зрелости связана с расширением производства новшества, за счет чего сохраняется доход, хотя рыночная стоимость новшества снижается (появляются конкуренты-производители). На стадии насыщения цена резко снижается, а производство оказывается на грани убыточности. Наконец, на последней стадии, возникает перенысыщенность рынка, производство становится убыточным.

При оценке эффективности инновации следует учитывать, как минимум, 2 критерия: вклад инновации в рентабельность и в конкурентоспособность фирмы. Это во многом определяет положение ее в социально-экономической среде. Вклад в рентабельность фирмы оценивается по разнице между доходом от реализации инновации и издержками на ее производство. Необходим постадийный учет, но итоговая оценка вклада инновации в рентабельность фирмы должна быть совокупной – по результатам всех стадий и в сравнении с вкладами других инноваций. Тогда выяснится, что даже при убыточности не только стартовой, но и финишной стадии совокупный баланс издержек и доходов может быть позитивным.

Другой вклад инновации – в конкурентоспособность фирмы – еще более важен, но его труднее выявить и оценить. В целом об этом вкладе можно судить по влиянию инновации на такие параметры как обеспеченность фирмы заказами и загрузка мощностей. Подробнее рассмотрим эти вопросы на последующих занятиях.

6.Литература

а) основная литература:

1. Дятчин Н.И. История развития техники. Ростов-на-Дону, 2011.

2. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие. М., 2011.

3. Лапин Н.И. Основы инноватики//Теория и практика инноватики.-М., Логос, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Алферов Ж.И. Физика и жизнь. - М.-С.-Петербург, 2011.

2. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона.

М., 2002.

3. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,2003.

4,Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: ТЕИС, 2003. Гл.5.

5.Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М.: ЛОГОС, 2010. Р. II .

6. Мильнер Б.З. Теория организации. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. Гл.39.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21842. История становления социологии 54.93 KB
Социология как наука. Какая из приведенных характеристик наиболее соответствует понятию структура социологии а фундаментальные общесоциологические теории; б Экономическая социальная духовная политическая; в прикладные социологические исследования; г теории среднего уровня включающие: теории социальных институтов; социальных общностей и социальных процессов. Какое понятие характеризует следующие положения: а теоретико-познавательная; б управленческая; в прогностическая; г идеологическая. Общество как социокультурная система...
10966. Паблик рилейшнз: значение, содержание, история становления 297.07 KB
Для достижения своих целей субъект связей с общественностью устанавливает и поддерживает прочные отношения со множеством разнообразных аудиторий: работниками членами различных объединений потребителями местными общинами акционерами чиновниками государственных учреждений и т. Специалист по связям с общественностью выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника помогающего ему реализовать цели и задачи и вести приемлемую для своих работников и общественности политику. Применение механизма связей с общественностью для...
21601. Правовое регулирование рекламной деятельность: практика и проблемы становления законодательства 45.18 KB
Основные понятия в сфере рекламной деятельности и ее правового регулирования Правовое регулирование рекламной деятельности представляет собой совокупность правовых норм регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы. Эти нормы регулирующие отношения в сфере рекламы входят в состав самых разных отраслей права большая часть из них приходится на гражданское административное и конституционное право. Административное право регулирует формы и методы государственного контроля полномочия антимонопольных органов...
2671. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками 33.36 KB
Предмет специальной психологии ее задачи связь с другими науками Вопросы: История становления специальной психологии. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Предмет отрасли специальной психологии.
7910. Смысл, цели и задачи инноватики в образовании 10.99 KB
Все остальные изменения модернизация образования изменение продолжительности среднего или высшего образования доступ школ к Интернету и т. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Педагогическая инноватика наука изучающая природу закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием...
21228. Концепция ЭП (электронное правительство) как инновация в публичной политике 2.09 MB
Однако и изучение, и внедрение ЭП сталкивается с рядом концептуальных и практических проблем. Во-первых, до сих пор не выработано единого подхода к пониманию ЭП, что усугубляется расширением концептосферы за счет смежных терминов: «электронного правления», «открытого правительства», «электронной демократии». Во-вторых, сохраняется водораздел между нормативными и эмпирическими исследованиями ЭП, вследствие чего его трансформационный потенциал применительно к публичной политике то подтверждается, то отрицается
16676. Обличение негативного влияния современной хрематистики на понятие «инновация» 10.82 KB
Одни представители многочисленных направлений экономической мысли называют кризис циклическим; другие и их становится всё больше говорят о его несомненном системном характере; третьи утверждают что наблюдаемое нами вообще не есть кризис но является катастрофой и т.д И думается что причина таких разномыслий не только в обилии теорий кризисов разных экономических школ и не только в различном понимании самого понятия кризис но прежде всего – в отсутствии общепризнанного взгляда на сами первопричины его. Причем им же указывалось что и...
4905. Истории становления прокуратуры в России 54.15 KB
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
21253. Предпосылки становления философии английского эмпиризма 42.25 KB
Идеологической основой этого процесса стал тезис о том что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. Некоторые сдвиги происходили в ремеслах: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка что повлекло за собой значительные успехи в развитии текстильного производства. Более значительный прогресс происходит в оружейном деле что приводит к настоящей революции в военной сфере началу вытеснения холодного оружия огнестрельным. В менталитете англичан укореняется мысль о том что власть обязана опираться на...
13438. Идеи становления социализма в Англии в XIX веке 28.43 KB
Великая депрессия вызвала вначале среди рабочих отчаяние и растерянность положив решительный конец иллюзиям будто профсоюзы или по меньшей мере квалифицированные рабочие завоевали себе надежное место в обществе. Особенно сильно это коснулось рабочих металлообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Это обновление определялось вопервых влиянием социалистических организаций с начала 80х годов частично становившихся на марксистские позиции а вовторых боевым подъемом профсоюзного движения и в особенности среди...

контрольная работа

1. История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики

Появление инноватики как науки обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. В этом процессе не сложно проследить определенные закономерности: 1. спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, 2. бурного его подъема, 3. наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, Эти фазы рассматриваются исследователями как некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.

Вообще, термин «инновация» первоначально в 19 веке связывался с изменениями в культуре. В толковом словаре В. Даля «новшество» определяется как «…введенье новизны, новых обычаев, порядков». При этом, есть уточнением, что «…не всякое нововведенье полезно»…

Однако ряд исследователей рассматривают процесс развития науки и техники, начиная с древнего мира, эпохи древнего палеолита, ознаменовавшегося изобретением первых орудий труда и первобытной техники. Действительно, эти процессы можно рассматривать как инновационные, учитывая то, что они стали одним из детерминирующих факторов общественного разделения труда, формирования общественных и производственных отношений в первобытном обществе. Изобретение каменных орудий, развитие способов обработки камня в эпоху мезолита; появление сложных орудий труда и возникновение на этой основе технологий построения жилищ (землянки, свайные постройки), шлифование, полирование, сверление, зарождение горного дела и совершенствование способов обработки камня; изобретение сверлильного станка. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного и мехового производств в эпоху позднего неолита. Энеолит. Первое применение металла. Плавка. Появление первых медных орудий и оружия. Господство мотыжного земледелия. Строительство глинобитных наземных жилищ и землянок.

Античная техника. Переход от варварства к античной цивилизации. Техника рабовладельческого способа производства. Специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства. Появление изобретений. Развитие горного дела. Развитие военной техники. Усовершенствование дорог и средств передвижения. Использование вращательного движения для создания колесной повозки. Парусное кораблестроение как следствие развития торговли. Ткацкое ремесло и совершенствование текстильной техники. Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение гончарного круга. Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей.

Средневековье. Феодальный способ производства. Развитие ремесленного производства. Возникновение цехов. Специализация производства. Зарождение мануфактур. Зарождение машинного производства. Развитие горного дела. Развитие металлургии и металлообработки. Совершенствование военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Распространение судовождения путем использования явлений магнетизма и создания компаса. Механические часы. Изготовление и применение очков. Использование природной энергии. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Развитие книгопечатания и производства бумаги.

Однако данные процессы относятся к инновационным процессам, определяющим основные этапы развития человеческого общества в целом. Если же говорить о развитии инноваций как специальной научной сферы социальной жизнедеятельности, то данная периодизация выглядит несколько иным образом. Здесь можно выделить основные этапы исследования проблем инновационной практики, что позволяет судить и об этапах формирования самой инноватики как науки. Как упоминалось выше, в XIX веке инновации связывались с социокультурными изменениями. В XX веке термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Он приходит к выводу, что основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире…

Первый этап (с начала ХХ века до конца 70-х годов ХХ века) связан с исследованиями Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, теоретико-методологические установки которых ориентировали на понимание инноваций в основном как средства экономического роста, преодоления экономического кризиса и технико-технологической модернизации производства и составили основу технико-экономического подхода к изучению инновационных процессов. В 1911г. Й. Шумпетер предложил общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. Й. Шумпетер выделил 5 таких комбинаций:

1. Выпуск нового продукта или известного продукта иного качества.

2. Внедрение нового ранее неизвестного метода производства.

3. Проникновение на новый рынок сбыта.

4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов.

5. Организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.

После Великой депрессии начала 1930-х среди менеджеров США, а затем и в других развитых капиталистических странах популярность получает словосочетание «инновационная политика фирмы» - как символ способности менеджера вывести фирму из депрессии. В этот период начались эмпирические исследования инноваций, осуществляемых различными организациями и предприятиями. Эти исследования были сконцентрированы на 3 основных сферах: 1) фирма как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность к инновациям, зависимость от организационных структур и методов управления. 2) Маркетинг или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Основной исследовательской парадигмой выступает теория открытых систем в сочетании с игровым подходом, где фирма взаимодействует с рынком как со средой и где завершающие стадии инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов, каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом вероятных реакций партнеров. 3) Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирм, поддерживающая их конкурентоспособность на мировом рынке. Ведущей парадигмой становится теория управления.

Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика».

Такие тенденции понимания целей инновационных процессов доминировала до 80-х г. ХХ века и нашла отражение в трудах как отечественных (А.Н. Аганбегян, Л.С. Бляхман, В.С. Раппопорт), так и зарубежных (Дж. А. Аллен, К. Пэвитт, Е. Роджерс, У. Робертс, Л. Ульман, В. Уолкер и др.) исследователей. Результаты исследовательской деятельности в этот период дали возможность мониторинга технических и технологических инноваций и корреляции их с изменениями экономических показателей, что способствовало формированию инноватики как отрасли науки за рубежом уже к 70-м годам ХХ века.

В целом первый этап развития инноватики как науки связан с исследованием факторов, влияющих на эффективность нововведений, накоплением эмпирического материала, трансформировавшегося в многочисленные несводимые друг к другу классификации.

Второй этап (с начала 80-х годов ХХ века до середины 90-х годов ХХ века) характеризуется ориентацией на комплексное изучение инновационных процессов и конкретных нововведений с учетом факторов, определяющих их эффективную реализацию, что обусловливает начало исследований социального фона инновационной деятельности. В это время появляются первые обучающие программы-тренинги для участников инновационной деятельности, имеющие целью консультирование по комплексу практических проблем, связанных с реализацией инноваций (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов, Н.И. Лапин, В.С. Толстой, В.Д. Хартман, В. Шток и белорусские исследователи - В.А. Александров; Г.А. Несветайлов). В этот период обнаруживается временной разрыв процесса институциализации инноватики в отечественной науке, проявившийся в приобретении ею статуса научного направления только к 90-м годам ХХ века. В отечественной и зарубежной науке, происходит оформление статуса альтернативного существования исследовательских подходов к изучению инновационной проблематики - технико-экономического и социогуманитарного с явным доминированием первого. Это положило начало дифференциации исследовательских практик в области инноватики, следствием чего явилось одностороннее рассмотрение инновационных феноменов, преимущественно с позиций технико-экономического подхода и фрагментарный анализ социальных аспектов инновационной деятельности. Основным предметом исследований становится инновационный процесс, включая спонтанную диффузию и целенаправленный перенос нововведений.

Третий этап (с 90-х годов ХХ века до настоящего времени) характеризуется включением в проблемное поле инноватики социальных аспектов инновационной деятельности и изменением диспозиции исследовательских подходов, выражающейся в переходе от альтернативности к их параллельной реализации (А.С. Ахиезер, Ю.А. Карпова, В.Ж. Келле, А.Г. Краснов, С.Е. Крючкова, А.В. Марков, М.В. Мясникович, П.Г. Никитенко, В.П. Петров, А.И. Пригожин, Г.Н. Соколова, Д.И. Степаненко, С.А. Шавель, Ю.В. Яковец,). На этом этапе внимание исследователей сосредоточено на анализе различных типов инновационных ситуаций, разработке методов ранней оценки рисков, формировании рекомендаций относительно государственной политики в области нововведений.

Некоторые исследователи (Н.И. Лапин) предлагают выделить четвертый современный этап в развитии инноватики. Ключевым аспектом изучения на современном этапе становятся инновационные сети, максимально чуткие к быстрой динамике рынка, маркетинго-ориентированные, улавливающие потенциальные тенденции спроса. Настоящий период характеризуется: 1) методологическим переосмыслением статуса исследовательских подходов и парадигм инноватики по пути их взаимодействия и интеграции, что можно считать началом нового этапа их развития; 2) дифференциацией инноватики, что выражается в появлении социальной инноватики (системы знаний о новых методах общественного развития, об особенностях возникновения и реализации социальных инноваций), а в ее рамках - социологии инноваций, логистики инноваций, статистики инноваций; 3) гуманитаризацией и гуманизацией инноватики, что выражается в понимании инноваций как социальных феноменов, требующих исследования с позиций социогуманитарных наук.

В настоящее время инновационный процесс предлагается понимать как целостную систему мероприятий, связанных с подготовкой, созданием и практической реализацией новаций технико-технологического, организационного, управленческого, экономического, социального и др. характера, удовлетворяющую коммерческие и некоммерческие общественные потребности посредством трансляции нововведений в систему культурных норм, образцов и ценностей. Это процесс создания новации, ее распространения и использования полученного результата.

Таким образом, начавшись с уровня отдельных производственных организаций, фирм, инновационная практика и ее научное исследование на Западе распространились на уровень общенациональных институтов.

Анализ динамики развития инновационной деятельности в России за 2003-2013 годы

На сегодняшний день стало очевидным, что успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки...

Выбор стратегии инновационного проекта

Основным направлением деятельности Инновационной компании Фисоник (ИКФ), является осуществление коммерциализации инноваций в области энергосберегающих технологий. Сюда включается разработка ноу-хау...

Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации

В современной глобальной экономике динамичное развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал...

Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО "Брестсельмаш"

Исходя из данных деятельности и форм государственной поддержки, можно выделить следующие основные направления инновационной деятельности предприятия ОАО «Брестсельмаш»: - во-первых...

Инновационная сфера и инновационная деятельность организации

Инновационное развитие "Покчинского сельского потребительского общества" Чердынского муниципального района Пермского края

Методы государственного стимулирования инноваций

В соответствии с городской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе город Арзамас на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 20.12...

Освоение продуктовой инновации при производстве труб на примере ООО "Северсталь ТПЗ-Шексна"

Развитие науки в СССР и России давно находилось на достойном уровне, а у предпринимательства - сравнительно небольшая история. Выделяют пять основных этапов в отечественной истории инновационной деятельности...

Основные направления стратегии развития инновационного потенциала Российской Федерации

Одним из 2 городов федерального значения является г.Санкт-Петербург, который занимает важное место в экономике и социальном развитии Северо-Западного федерального округа и России в целом. Его население к 2010 году достигло 4849,2 тыс. человек...

Проблемы развития инновационной деятельности в Республике Дагестан

Южный Федеральный округ (СКФО) обладает большим научным потенциалом и развитым производственным комплексом. Накоплена значительная база прикладных исследований и разработок с широким спектром областей применения...

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда -- результирующего показателя работы предприятия, в котором отражаются как положительные стороны работы, так и все его недостатки...

Проектирование системы повышения производительности труда на основе развития инновационной деятельности

На предприятии ОАО «Воронежсельмаш» развитием инноваций занимается научно-инновационный отдел, который является самостоятельным структурным подразделением. Возглавляет его начальник научно-инновационного отдела...

Состояние инновационной деятельности отеля "Минск". Инновационные предложения

Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими се субъектами. Таким образом, любые внутренние процессы, происходящие на фирме...

Управление инновационной деятельностью торговой организации

В реальной экономике практически любая экономическая система действует в условиях несовершенной конкуренции. Тем не менее каждый конкретный тип конкуренции обусловливает структурные характеристики рынка...

Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании

НАЧАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культу­рологии и лингвистике при описании процессов культурной диф­фузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в разви­тии экономических систем (1911).

В 1930-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш вве­ли в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытии в новой технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопря­женные с ним термины («инновационный процесс», «иннова­ционный потенциал») приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.

Первоначально предметом изучения инноватики были эконо­мические и социальные закономерности создания и распростра­нения научно-технических новинок. Но довольно быстро интере­сы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и прежде всего нововведения в организациях и на предприятиях.

В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются исследования нововведений, осуществляе­мых фирмами в целях завоевания рынков сбыта. За рубежом превращение достижений науки и технологии в рыночный продукт рассматривается как большой бизнес (до 1 трлн. долларов в год). Но есть и другая причина. Без новой конкурентоспособной продукции не может работать про­изводитель, если не хочет отстать и потерять свой сегмент рынка.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область ис­следований на стыке философии, психологии, социологии, тео­рии управления, экономики и культурологии. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появи­лось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира.

В России становление инноватики как науки происходит сна­чала в рамках построения оснований научно-технического про­гресса. По мнению исследователя инноваций А.И. Пригожина, «вы­деление нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инновати­ки состоялась у нас с запозданием». Инновации присущи любому образованию и являются одной из его закономерностей, это ха­рактерная черта мировой педагогики. С данной точки зрения, в России инновационная педагогическая деятельность осуществля­лась не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экс­периментальных школ.


Педагогические инновационные процессы стали предметом спе­циального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы.

В последние 20 лет проблематика нововведений в области об­разования стала рассматриваться в работах отечественных педаго­гов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кла­рина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Поля­кова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой...

К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сфор­мировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, прак­тику образования. Сегодня педагогическая инноватика – это сфе­ра науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех ос­новных элементов инновационного процесса в сфере образова­ния: создания педагогических новшеств; их внедрения и освое­ния; применения и распространения.


Close