Баскетбол – командное спортивное соревнование. Играют командами по 5 человек. Цель игры – набить больше очков, чем команда противника. Очки зарабатываются методом забрасывания мяча руками в кольцо с сеткой. Корзины находятся на противоположных сторонах игровой площадки на высоте 3,05 м от уровня пола. Во время игры на поле находится по 5 человек от каждой команды, всего в команде 12 человек, замены во время игры неограниченны.

Очки зарабатываются следующим образом:

2 очка — за забрасывание мяча с ближней и средней дистанции;

3 очка – за забрасывание мячаиз дальней дистанции (из-за 3-х очковой линии);

1 очко – за штрафной бросок;

Размеры игровой площадки для баскетбола: 28м в длину и 15м в ширину. Баскетбол – один из популярнейших видов спорта в мире, а самая популярная и наиболее развитая лига в мире — это Национальная баскетбольная ассоциация «НБА».

Первые правила игры в баскетбол разработал Джеймс Нейстим. Его правила состояли всего из 13 пунктов. Но, в процессе развития, правила были изменены и дополнены, и с 2004 года по сегодняшние дни остаются неизменными. В НБА и ФИБА правила немного отличаются, но об этих нюансах поговорим в следующих статьях.

Как говорилось выше, на поле играют 2 команды по 5 человек и целью каждой из них является забросить больше мячей в корзину соперника и помешать команде противника забивать мячи в свою корзину.

Мячом играют исключительно руками. Запрещается: бить руками и кулаком по мячу, бежать с мячом не ударяя им об пол, бить по мячу ногой. Случайное касание ногой мяча нарушением не является.

Победителем соревнования является команда, которая за период игрового времени набила больше очков, чем команда противника. Если игра закончилась ничьей, тогда назначается дополнительное время – Овертайм (обычно 5 мин.) если по окончанию первого овертайма счет остается равным, тогда назначаются дополнительные овертаймы, пока не определится победитель.

Игра начинается со спорного броска в центральном круге на игровом поле, когда мяч отбивается правильно одним из разыгрывающих игроков (отбивающих). Матч состоит из четырех четвертей (квотеров), каждая из них длится 10 мин. В национальной баскетбольной ассоциации время четверти 12 мин с перерывами по 2 минуты. Перерыв между половиной игры (между второй и третей четвертью) длится 15 минут. После большого перерыва команды меняются корзинами.

Игру можно проводить на открытой площадке или в зале с высотой потолка не менее 7 м. Как говорилось выше – размер поля составляет 28х15 м. Размер щитка для корзины – 180х105 см. От нижнего края щитка до пола или земли расстояние должно быть равно 290 см. Корзиной является металлическое кольцо которое обтянуто сеткой из шнура. Сетка без дна.

Сетка крепится на расстояние 0,15 м от нижнего канта щита, и на расстоянии 3,05 м от уровня земли. Стандартами ФИБА установленная длина окружности мяча составляет 74,9-78 см, масса мяча 567-650г для мужских соревнований. Для женских соревнований длина окружности — 72,4-73,7 см и масса 510-567 г.

Нарушения правил:

— аут – мяч выходит за пределы игрового поля;

— пробежка – игрок, у которого мяч делает больше передвижений ногами, чем установлено правилами.

— 3 секунды – игрок нападения (в то время как его команда владеет мячом в зоне нападения) находится в краске (красном квадрате под кольцом) более 3-х секунд;

— 5 секунд – после вбрасывания, игрок не расстается с мячом 5 секунд;

— плотноопекаемый игрок – он не делает передач, бросков в корзину, не начинает ведение более чем 5 секунд;

— 8 секунд – команда, которая владеет мячом в тыловой зоне, не выводит его за 8 секунд в переднюю зону;

— 24 секунды – если команда владеет мячом более двадцати четырех секунд и не делает броска по корзине соперника. Счетчик секунд сбрасывается когда мяч коснется обода корзины.

— нарушение возвращения мяча в зону защиты – команда вывела мяч в зону нападения и сразу вернула его в зону защиты;

— фолы – нарушения, вызванные неспортивным поведением или физическими контактами с соперником.

Существуют следующие виды фолов: персональный (фол игроку за контакт с соперником), технический, обоюдный, неспортивный, дисквалифицирующий.

Игрок получающий пять персональных или технических фолов (в НБА 6 фолов), или два неспортивных фола – покидает игровую площадку без права участия в игровом матче, но при этом у него есть право остаться на скамейке запасных.

Игроку которому сделали 2 технических фола или один дисквалифицирующий – должен покинуть место проведения матча, без права остаться на скамье запасных.

Как говорит статистика поисковых систем Yandex и Google, очень часто в строку поиска вводится такой запрос, как: правила баскетбола и правила игры в баскетбол . Самое интересное, что среди первых сайтов, появляющихся по этому запросу, нет ни одного, способного в полной мере ответить на эти вопросы.

Именно поэтому я решил написать статью, в которой подробно, и главное качественно, будет дан исчерпывающий ответ на такой вопрос. В этой статье мы поговорим об основных правилах баскетбола , по которым могут проводиться локальные турниры (например, чемпионат среди классов или школ) и об официальных правилах ФИБА с последними изменениями, принятыми в 2018 году и актуальными на март 2019 .

Правила игры в баскетбол

Основные баскетбольные правила

Баскетбол и прост, и сложен одновременно. В конечном итоге – все зависит от Вашего уровня игры и, наверное, именно в этом проявляется его привлекательность. Одна из причин роста популярности баскетбола заключается в том, что научиться играть в него сравнительно легко. Правила можно понять даже с первого раза, хотя, конечно, в них есть свои тонкости, сложности и нюансы.

Как бы не звучало парадоксально, но цель игры в баскетбол можно сформулировать с помощью семи простых слов: «Кто набирает больше очков – тот и побеждает ». Вот и все. Очки подсчитываются следующим образом:

  • за штрафной бросок начисляется одно очко;
  • за бросок, производящийся из пределов 3-очковой линии, начисляется 2 очка;
  • за бросок из-за 3-очковой линии – 3 очка.

Так, считать мы умеем (кстати, часто на улице считают броски по 1 и по 2 очка, а штрафные броски не пробиваются, вместо этого мяч вводится из-за боковой или лицевой линии), теперь несколько слов об основных правилах игры в баскетбол.
Самое интересное, что большинство правил баскетбола говорят о том, что нельзя делать, а о том, что можно – только малая часть из них. Итак, для тех, кто только начинает играть в баскетбол, вполне хватит следующих правил:

  • по мячу нельзя бить ногами или кулаком, а также вести мяч двумя руками одновременно;
  • нельзя толкать игрока с мячом, бить его по рукам, ставить подножки и выполнять подобные действия;
  • нельзя бегать с мячом в руках: если Вы владели мячом и решили взять его в 2 руки, то дальше нужно или бросить его в кольцо, либо отпасовать партнеру (с мячом в руках после окончания ведения можно делать 2 шага). Если Вы снова начнете ведение – то это будет считаться нарушением правил и мяч перейдет во владение к другой команде;
  • Мяч уходит в аут , если игрок, владеющий им, заступает ногой за пределы площадки или если сам мяч бьется в пол за пределами площадки;
  • Прыгать с мячом в руках недопустимо. Если Вы прыгнули с мячом в руках, то до приземления нужно бросить по кольцу либо отдать мяч партнеру по команде. Ну, в крайнем случае, просто выбросить его куда-нибудь. Если Вы прыгнули с мячом в руках и приземлились с мячом – то мяч переходит к другой команде. (Я специально не говорю о, так называемой, «напрыжке», потому что для новичков этот элемент будет вызывать много споров);
  • Игра может продолжаться до определенного счета (11, 15, 21 очко) или по времени (2 периода по 10-15 минут, или 4 периода по 7-10 минут). Время в основном связано с основной физической подготовкой начинающих баскетболистов, которые в основном не могут качественно отбегать длительное время, поэтому часто для школьников и начинающих игроков делают 2 периода по 10 минут.

Вот, в общем, такого набора правил баскетбола хватит для освоения азов этой игры. Ну а теперь давайте перейдем к правилам для более опытных спортсменов.

Официальные правила баскетбола 2016 - 2019

Фактически, весь баскетбол делится на два течения (или две большие группы): Американское и Европейское. И именно Европейский баскетбол все время старается догнать в своем развитии Американский, регулярно изменяя правила игры, стараясь максимально приблизить их к коллегам из США. Кстати, в одной из статей Вы сможете почитать о .

Европейским баскетболом, а значит и его правилами, руководит ФИБА – международная федерация баскетбола, основанная в далеком 1932 году в Риме. Первыми странами, которые создавали эту федерацию, были: Аргентина, Италия, Греция, Румыния, Чехословакия, Швейцария и Португалия; и тогда организация называлась «Международная любительская федерация баскетбола ». Да, действительно, сначала весь европейский баскетбол назывался любительским, и только американские спортсмены считались профессионалами. В 2000 году организация поменяла название, убрав из своего названия слово «любительская», но аббревиатура осталась, наверняка, как дань традициям.

Последней редакцией правил игры в баскетбол является версия от 2 февраля 2014 года , принятая в Барселоне, Испания. Эти правила баскетбола вступили в действие с 1 октября 2014 года , и именно по ним проводятся все официальные соревнования по баскетболу, в том числе, Чемпионат Европы и Мира по баскетболу.

Кстати, официальные правила баскетбола изложены на 93 страницах, в которых подробнейшим образом описывается каждый элемент баскетбола. К примеру, первый пункт первой статьи рассказывает нам о том, что же такое игра в баскетбол: «В баскетбол играют две (2) команды, в каждой из которых по пять (5) игроков. Цель каждой команды состоит в том, чтобы забросить мяч в корзину соперников и помешать другой команде забросить его в корзину». Однако, не смотря на такое подробнейшее описание правил игры в баскетбол, каждый день у игроков возникаю те или иные вопросы по поводу трактовок правил баскетбола. Действительно, каким должен быть контакт, для того, чтобы можно было смело фиксировать фол в нападении? Какой блокшот считается правильным, а какой нужно объявлять фолом? В общем, перекапывая интернет, я нашел интересный документик, который называется «Официальные интерпретации официальных правил баскетбола 2014 ». На 59 страницах этого пособия дается информация о том, как именно нужно понимать отдельные правила баскетбола.

Что еще здорово, так это то, что и в правилах баскетбола и в интерпретациях часть текста выделена желтым цветом: это означает, что это пункт либо является новым, либо – именно он поменялся в новой редакции. То есть, тренера и судьи сразу смогут оценить степень и характер изменений в правилах баскетбола.

Все актуальные правила игры в баскетбол (с изменениями 2018 года)

Скачать официальные правила баскетбола 2017 и их интерпретации можно по ссылкам:

  • Официальные правила Фиба 2010
  • Интерпретации правил Фиба 2010
  • Официальные правила ФИБА 2014 (действуют в 2015, 2016 году)
  • Интерпретации правил ФИБА 2014 (введены в 2015 году, действуют в 2015-2016; желтым выделены изменения, относительно предыдущей редакции)
  • Механика тройного судейства
  • Изменения в правилах с 1 октября 2018

В общем, я надеюсь, что информация, приведенная выше оказалась достаточно полезной, во всяком случае для меня многие вопросы сразу отпали после прочтения соответствующих разделов. Только не пытайтесь сразу внедриться все правила, на той площадке, где Вы часто играете: большинство просто не готовы к таким изменениям. К примеру, у меня есть один знакомый, который прочитал про «правило цилиндра», и начал регулярно (раз на три атаки) объявлять, что против него нарушают «правило цилиндра». Думаю не нужно продолжать о том, как на это начали реагировать после третьего-четвертого раза. Так что: правила игры в баскетбол нужно знать, но злоупотреблять ими не рекомендуется.

Среди спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Не удивительно, что ваш ребенок проявляет интерес к этой увлекательной и полезной игре. Пусть малыш с ранних лет тренируется закидывать мяч в корзину, изучая основные приемы и техники!

Существуют разные мнения относительно того, с какого возраста ребенку лучше начать заниматься баскетболом. Большинство специалистов считают, что именно в 8-10 лет ребенок сможет освоить основы баскетбольной техники, т.е. тот фундамент, на котором будет строиться будущая работа по воспитанию выдающегося игрока. Впрочем, уже с первого класса можно начинать профессионально заниматься, а в более раннем возрасте просто осваивать технику обращения с мячом и тренировать броски. Если ребенок интересуется баскетболом, его интерес нужно поддерживать. Купите ему необходимое спортивное оборудование – баскетбольное кольцо и мяч и объясните правила игры в баскетбол.

Основные правила игры в баскетбол

Как научиться играть в баскетбол? Для этого нужно не только регулярно тренироваться, но и отлично знать правила игры. Изначально основные правила игры в баскетбол сформулировал американец Джеймс Нейсмит, но с течением времени эти правила многократно корректировались и изменялись. С 2004 года (дата последних изменений официальных правил игры в баскетбол) и до сих пор правила остаются неизменными.

Сколько человек играет в баскетбол? В любительской игре может быть сколько угодно человек. В профессиональный баскетбол играют две команды, каждая состоит из пяти игроков. Цель каждой команды – забросить мяч в корзину соперника, а также помешать другой команде заполучить мяч и защитить свою корзину.

Мячом можно играть только руками. Нарушения: бег с мячом, преднамеренные удары по нему ногой или любой частью ноги, кулаком. Случайное качание мяча стопой или ногой нарушением не является.

Побеждает в баскетболе та команда, которая по окончании игрового времени набрала больше очков. За одно попадание может засчитываться разное количество очков:

  • 1 очко – со штрафной линии;
  • 2 очка – бросок со средней или близкой дистанции;
  • 3 очка – бросок с трехочковой линии.

Как правильно играть в баскетбол? Игра состоит из четырех периодов по десять минут и перерывов по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры составляет 15 минут. Если по окончанию четвертого периода игра заканчивается со счетом "ничья", тогда ее продлевают на пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько будет необходимо для того, чтобы нарушить равновесие в счете.

Перед третьим периодом команды должны поменяться корзинами.

Игра начинается со спорного броска в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Игра в баскетбол может проходить на открытой площадке или в спортивном зале, высотой не менее семи метров. Детям самостоятельно тренироваться лучше на свежем воздухе.

Как играть в уличный баскетбол

Для того чтобы играть в уличный баскетбол необходимо приобрести два баскетбольных кольца с сеткой и установить их на площадке напротив друг друга. Если вы устраиваете так называемую любительскую площадку для игры в баскетбол, позаботьтесь о том, чтобы местность была ровная, без кочек и ям. Поверхность должна быть удобна для бега, поэтому недопустима нескошенная трава или сырая земля и лужи. Таким образом, баскетбольная площадка для детей должна отвечать всем требованиям безопасности. Играть в уличный баскетбол необходимо по тем же правилам. Игра на улице ничем не отличается от игры в спортивном зале. Дети должны соблюдать все условия игры и установленные правила.

Дети играют в баскетбол на улице и при этом получают весомую пользу для здоровья. Ведь движения на свежем воздухе улучшают работу сердца и легких, укрепляют иммунитет, насыщают кислородом каждую клеточку организма. Поэтому рекомендуется сочетать занятия в спортивном зале с обязательными уличными тренировками.

Игра в баскетбол на улице – идеальный вариант не только для профессиональных тренировок, но и для отдыха. Ведь тренировать падание в баскетбольное кольцо так интересно! В свободное время, на каникулах на дачном участке или во дворе дети с удовольствием разбиваются на команды или играют в баскетбол на двоих.

Как играть в баскетбол вдвоем

Если среди друзей не набирается большая команда, в баскетбол можно играть на двоих. К тому же это очень увлекательно. Конечно, научиться играть в баскетбол можно только в большой команде, но отработать важные элементы лучше всего наедине с соперником. Игра вдвоем отлично тренирует технику защиты и броска. Такая игра требует повышенного внимания, умения быстро реагировать.

Совсем не обязательно для игры вдвоем использовать два баскетбольных кольца. Можно приобрети одно кольцо с сеткой, а можно воспользоваться баскетбольным кольцом, которое входит в комплектацию детского спортивного комплекса. В компании "Спорт Уголок" вы можете приобрести как отдельное баскетбольное кольцо , так и детские спортивные комплексы , оборудованные кольцом для игры в баскетбол.

Как любят говорить американцы: "Играть в баскетбол легко, а хорошо играть – очень трудно". Поэтому, отвечая на вопросы – как хорошо играть в баскетбол? и как лучше играть в баскетбол? – хочется отметить, прежде всего, желание ребенка развиваться в этой области, физические данные и силу воли. Если ваш ребенок с ранних лет проявляет интерес к этой спортивной игре, стоит задуматься о создании для него всех условий для тренировок. Делая успехи, ваш малыш будет стремиться стать еще лучше, чтобы в дальнейшем достичь совершенства в игре.

Чем занять ребенка летом на даче

Дачная жизнь детей связана с приятными моментами лета, отдыхом и интересными развлечениями. Обустроенная площадка возле дома на даче станет любим местом для полезных активных игр. Настало время выбирать спортивные товары! Детская площадка будет расти вместе с вашими детьми!

Детские зимние игры и развлечения

Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях.

Реферат

Правила игры в баскетбол

Ученицы 7 “В” класса

МОУ гимназии № 96

Копцевой Елены


1. Что такое баскетбол?

2. История баскетбола

3. Правила игры

5. Нарушения

7. Основные элементы игры

оборудование правило игра баскетбол


1. Что такое баскетбол?

Баскетбол (англ. basket-корзина, ball-мяч) - спортивная командная игра с мячом. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире.

Наибольшего развития игра достигла в США, где был организован один из сильнейших баскетбольных чемпионатов - чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), также считается национальным видом спорта в Литве.

2. История баскетбола

Скромный преподаватель колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, по имени Джеймс Нейсмит. Нашел выход, как можно разнообразить уроки физкультуры в колледже. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock».

Вполне прагматично названная «баскетбол» игра, конечно, лишь отдалённо напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

3. Правила игры

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными.

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать, другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко - бросок со штрафной линии

2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии)

3 очка - бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации) Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

4. Оборудование для игры в баскетбол

Игровая площадка

Игровая площадка должная представлять собой прямоугольную плоскую твердую поверхность без каких-либо препятствий.

Для официальных соревнований ФИБА размеры игровой площадки должны быть 28 метров в длину и 15 метров в ширину, измеренные от внутреннего края ограничивающих линий. Для всех других соревнований соответствующие структуры, такие как Зональная комиссия или Национальная Федерация, имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26х14 метров. Все новые площадки должны строиться в соответствии с требованиями, определенными для главных официальных соревнования ФИБА, а именно, 28х15 метров. Высота потолка или расстояние до самого низкого препятствия над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.

Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.

Корзина

Корзина (кольцо с сеткой) находится на высоте 3,05 метра от пола. Кольца должны иметь следующую конструкцию: материал – прочная сталь, минимальный внутренний диаметр 45 см и максимальный внутренний диаметр 45,7 см, окрашен в оранжевый цвет.

кольцо должно крепиться к конструкции щита

верхняя плоскость кольца должна располагаться горизонтально на высоте 3,05 м над поверхностью площадки на равном расстоянии от вертикальных краев щита;

ближайшая точка внутренней части кольца должна располагаться на расстоянии 15 см от лицевой поверхности щита;

Сетки должны быть изготовлены следующим образом:

они должны быть из белого шнура, подвешены к кольцу и сконструированы так, чтобы на мгновение задерживать мяч, когда он проходит через корзину. Длина сетки должна быть не менее 40 см и не более 45 см;

сетка должна иметь 12 петель для крепления к кольцу;

верхняя часть сетки должна быть достаточно жесткой, чтобы предотвратить от: (набрасывания сетки на кольцо и возможного ее запутывания; мяча в сетке или выкидывания его сеткой обратно).

Щит

Два щита должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала. Щиты могут быть также изготовлены из другого материала (или материалов), но должны отвечать вышеперечисленным требованиям, и быть окрашены в белый цвет.

Размеры щитов должны быть: 1,80 м (+ 3 см) по горизонтали и 1,05 м (+ 2 см) по вертикали. Нижние края щитов должны быть расположены на высоте 2,90 м от поверхности площадки.

Лицевая поверхность двух щитов: должна быть гладкой, края должны быть размечены линией, позади кольца наносится прямоугольник. Внешние размеры прямоугольника: 59 см по горизонтали и 45 см по вертикали. Верхний край основания прямоугольника должен находиться на уровне верхней плоскости кольца, все линии должны быть нанесены следующим образом: белым цветом, если щит прозрачный, черным цветом во всех остальных случаях.

Мяч

Мяч должен имеет форму сферы, и быть установленного оттенка оранжевого цвета. Мяч должен иметь традиционный рисунок из восьми частей, разделенных выемками (швами).

Наружная поверхность мяча должна быть изготовлена из кожи, резины или синтетического материала.

Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую площадку с высоты около 1,80 м измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м измеренную до верхней поверхности мяча.

Ширина швов и/или выемок на мяче не должна превышать 0,6 см.

Длина окружности мяча должна быть не менее 74 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

5. Нарушения

аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;

пробежка -игрок, контролирующий мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами

нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;

три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

пять секунд - игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;

восемь секунд - команда, владеющая мячом из зоны защиты, не вывела его в зону нападения за восемь секунд;

24 секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу, коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.

плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;

нарушения возвращения мяча в зону защиты - команда, владеющая мячом в зоне нападения, перевела его в зону защиты.

6. Фолы

Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.

Виды фолов:

персональный - фол, вследствие персонального контакта.

технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником.

неспортивный - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения.

Игрок, получивший 5 фолов в матче, должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных) Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча.

Наказание за Фол

Наказание: Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

1) Если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;

Цель игры — забросить в корзину соперников как можно больше мячей и не дать противникам закинуть в собственное кольцо. Победителем считается та сторона, которая набрала большее количество очков.

В игре с мячом участвуют двенадцать человек из команды, а на площадке может находиться не более пяти баскетболистов из каждой. Мяч можно трогать только руками.

Нельзя просто бежать с мячом , бить по нему ногой или кулаком, специально блокировать ногой, бить в игре соперника по рукам, толкать или удерживать руками.

За попадание мяча в корзину команде начисляются очки в зависимости от расстояния, с которого игрок попал в цель:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии;
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (между штрафным и трехочковой зоной);
  • 3 очка - бросок из-за трехочковой линии (дальше 6,25 метра ).

Игра длится 40 минут , делится на четыре периода по 10 минут (в соревнованиях НБА — 12 минут ). Старт игры с мячом даётся после спорного броска в центральном круге площадки, если нет нарушения при отбитии мяча. Перерыв делается на 15 минут после второго периода, остальные паузы длятся по две минуты , а также в течение поединка тренеры берут тайм-ауты. После перерыва команды обязаны поменяться сторонами площадки.

Справка! Если по окончании игрового времени счёт на табло равный, то судьёй назначается дополнительные пять минут — овертайм . Такие периоды отводят до тех пор, пока не будет известен победитель.

В течение игры баскетболист получает не более 5 фолов. В противном случае спортсмен будет удалён с площадки с запретом принимать участие в матче. Нарушения бывают различных видов:


Каждая ошибка идёт в общекомандный зачёт фолов, за исключением технических фолов (без контакта с игроками), которые получили тренер, игрок на скамейке запасных или официальный представитель. Командные фолы считаются в каждой четверти матча и приводят к различным наказаниям.

Если сборная набирает более 5 фолов в четверти , то соперники имеют право на 2 штрафных броска мяча. Из-за этого правила честной игры должны быть в приоритете у любой команды, спортсмена, тренера и представителя.

Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

  1. Ознакомление с приёмом , правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
  2. Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
  3. Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
  4. Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).

Принципы и последовательность начального обучения для взрослых

Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.


Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.

  1. Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
  2. Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
  3. Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.

Вам также будет интересно:

Методы и формы организации уроков

В результативном освоении баскетбола помогают два метода организации занятий , которые направлены на командное усвоение теоретических знаний, а также индивидуальной мотивационной части подготовки.

  1. Игровая форма предусматривает отработку действий в рамках установленных правил игры.

Закрепление полученных навыков в непосредственной игре с мячом позволяет лучше перенести теорию на практику в связи с отсутствием принуждения и наличием постоянно изменяющихся условий (развивает быстрое принятие решений, самостоятельность); коллективное участие формирует навыки командообразования, «чувствования» партнёров. Кроме того, мотивация и активность ввиду любви к игре будут зашкаливать.

  1. Соревновательная форма подразумевает организованную деятельность, направленную на совершенствование. Мотивация быть лучшим способствует работе на пределе физических и психологических сил , соревнование повышает интерес, заставляет бороться со слабыми сторонами, однако, необходимо чувствовать рамки применения этой формы обучения. Перегрузки могут отрицательно сказаться как на нервном состоянии, так и на физических кондициях.

Методика правильной подготовки баскетболистов с нуля

Научиться играть в баскетбол с нуля — долгий и трудоёмкий процесс , требующий последовательной работы в зале и на занятиях. Изучение отдельных элементов игры по определенной методике составляет основу функциональной подготовки спортсмена , однако, как и каждое новое занятие, баскетбол требуется сначала начать изучение.

Как заняться изучением учебной теории?

Для глубокого понимания баскетбола ученику нужно знать историю возникновения и развития этого спорта в России и мире для рассмотрения ошибок, сделанных выводов на их основе, расширения общего кругозора.

Теория подразумевает подготовку, с точки зрения биологических знаний (возрастно-половые отличия и закономерности формирования физических качеств), для индивидуального анализа спортсмена.

Одним из ключевых теоретических навыков является знание правил игры, её особенностей и терминологии, амплуа баскетболистов.

Важно уметь различать соревновательные системы, правила турниров, знать календари и сезонность для подробного просмотра профессиональных матчей и их разбора.

Практика: с чего начать и как всегда попадать в кольцо?

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы , туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.

Фото 1. Стойка игрока, в которой одна нога выдвинута немного вперед, а вторая развернута слегка в сторону.

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых , совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна , с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:

  • для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
  • для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.

Важно! Доказано, что броски мяча с отскоком действеннее выполнять, если угол от щита приблизительно равен 15-45 градусам , в ином случае лучше делать «чистые» броски.

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке.

В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.

Фото 2. Баскетболист высоко подпрыгивает и забрасывает мяч в корзину, поднимая руки над головой.

При отсутствии передачи мяча игрок может тактически переиграть соперников при обводке и забросить мяч после вышагивания. Разновидностью является заброс после ведения , когда дриблинг начинается не в непосредственной близости около щита, а на дальнем расстоянии.

В такой ситуации нужно уметь быстро переходить от ведения к броску мяча , хорошо обводить соперников, мгновенно и правильно принимать решения.

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:

  1. Бросок «на один счёт» , когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
  2. Бросок «на два счёта» , когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
  3. Бросок «на три счёта» , когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

Ведение

Управление мячом — важный технический приём при атаке , который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.

Фото 3. Элемент ведения мяча, если выполнять его правильно, можно менять скорость и обводить соперников.

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

В обратной ситуации при плотной опеке рекомендуется низкое ведение мяча, так как противнику будет сложнее выбить его себе. Из такого положения удобно укрывать мяч, защищаться корпусом и руками.

Важно! Чем ниже отскок мяча от пола, тем ниже вероятность его потери.

Кроме того, ведение мяча выполняют со зрительным контролем и без него. Уверенный в себе игрок может не смотреть на мяч, а следить за ситуацией на площадке, так как дриблинг и ведение отточены до автоматизма.

Прием передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:

  • Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
  • Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
  • С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Фото 4. Прием передачи мяча игроку из своей команды по прямой траектории.

Передача бывает в движении и с места от груди, плеча, головы, сбоку, снизу, сверху и даже из-за спины. При этом в движении важно помнить, что без ведения игрок может совершить не более двух шагов с мячом. Динамическая передача позволяет не снижать скорость, быстро доставить мяч к корзине соперников.

Элемент подбор

После неудачных действий игроки совершают подбор для повторной атаки, а защитники пытаются этого не допустить и забрать мяч себе. Команда делает все, чтобы не пустить соперника к щиту или забирает мяч в максимально высокой точке после удара.

Физические данные спортсменов играют ключевую роль: чем выше баскетболист, тем выше вероятность подбора. Для зачёта нужно не только забрать мяч, а совершить результативное действие: отдать пас или повторно атаковать кольцо.

Важно! Эффективность подборов идёт на втором месте по значимости после результативных бросков.

Баскетболистам с мячом ставится задача найти ближайшего соперника и отслонить его от мяча для выигрыша подбора. Обороняться в этом случае нужно не только защитникам, но и всей команде, так как подборы чрезвычайно влияют на игру. В мировой баскетболистам практике советуют думать, что каждый бросок мяча неудачный и наперёд рассчитывать на подбор.

Перемещение без мяча

Крайне важно уметь перемещаться по площадке без мяча в атаке и защите. Для партнёров с мячом нужно быть открытым для передачи в атаку или оттягивания защиты.

Необходимо работать в связке с игроком, владеющим мячом, для подстраховки или выполнения заготовленных комбинаций.

В любой момент может потребоваться рывок к кольцу, перехват или защита. Поэтому спортсмен без мяча должен быть готов к любому развитию игровых событий. Баскетболист без мяча может двигаться в трёх направлениях:

  • к игроку с мячом;
  • к игроку без мяча;
  • на свободное место для передачи.

Важно помнить, что спортсмен без мяча также сильно влияет на общий результат , как и игрок с мячом. У того, кто не владеет мячом, больше задач на площадке: быть удобным для передачи, обманывать финтами соперника для успеха атаки, работать наперехват.

Двигательные действия

Во время обучения баскетболу используют и дополнительные специфические средства, такие как физические упражнения и двигательные действия для более эффективного владения техникой и тактикой.

Широкий спектр нагрузки включает в себя элементы других видов спорта : лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол.

Задача такого смешивания заключается в совершенствовании физических, скоростно-силовых и морально-волевых качеств: координация, гибкость, выносливость, скорость, сила. Упражнения на тактику развивают быстроту и качество принятия решений, способствуют росту командного духа. Практические тренировки на отработку в игровой или соревновательной форме являются неотъемлемой частью занятий.

Выбор секции

Если решение заняться игре в баскетбол принято, то первым делом выбирают правильную и подходящую тренировочную секцию. Руководствоваться можно разными критериями : месторасположением, размером и оборудованием зала, репутацией, однако, главной частью выбора должен стать тренер.

Именно он будет проводником в мир игры, объяснять и показывать тактические приёмы, ставить командную работу и работать над физическими кондициями. Тренер должен правильно доносить информацию , быть в меру жёстким, а главное, точно разбираться в теме, иметь рекомендации, игровой и педагогический опыт.

Перед тем как записаться в групповые учебно-тренировочные занятия, всегда посматривают несколько вариантов тренеров, но лучше поприсутствовать на непосредственном уроке для понимания соответствия личных особенностей и узнать, какие у него обучающие навыки инструктора.

Программа развития скоростно-силовых качеств

Физические кондиции баскетболиста основываются на двух важных элементах: сила и скорость. Их совершенствование позволяет качественно развивать изощрённые и сложные навыки.

Силовая программа по спорту включает упражнения на брюшные мышцы для поддержания позвоночного столба из-за искривлений ввиду высокого роста игроков.

Далее, переходят к тренировкам с большим весом. Для этой цели используют специальный медицинбол (толкание ногами, выбрасывания, пасы), гири (приседания, быстрая передача), а также отжимания, элементы борьбы и самбо.

Программа на скорость обязана быть интенсивной , так как игрокам высокого роста сложнее даётся эта сторона тренировок. Быстрота ног совершенствуется с помощью быстрых шагов с отягощением и без, высокие старты, прыжки, короткие рывки с игровыми элементами, подъем и спуск по лестнице на скорость, стремительное ведение мяча.

Проворство рук тренируется отбиванием теннисного мяча, ведением двух баскетбольных мячей, жонглированием. Целесообразно сочетать упражнения на скоростно-силовые качества в условиях, близких к игре, поскольку она требует молниеносности мышления и движений.

Плюсы индивидуальных тренировок

Каждый игрок уникален, поэтому индивидуальные тренировки помогают направить усилия непосредственно на конкретные особенности баскетболиста.

На определённых занятиях оттачивают слабые стороны , долго и детально проясняют отдельные аспекты теории или тактики.

Тренер неотрывно наблюдает только за одним игроком и более подробно советует упражнения на совершенствование. Каждый усваивает программу в своей скорости , поэтому лучше индивидуально проработать материал, проверить его на практике, особенно на начальном этапе до командных тренировок.

Какие есть особенности занятий в домашних условиях?

В домашних условиях тренируются технике владения мячом, делают силовые упражнения, повторяют теорию и разбирают пройденное в играх. Конечно, применять командные тактические действия будет сложно, но работать над слабыми сторонами возможно. за 1 день попадать в кольцо не получится. Только приложив усилия, умноженные на старания и потраченное время, можно добиться результата.


Close