Какая разница между словами: исповедь и монолог?

Монолог может быть на любую тему, исповедь - очень личное, это состояние души отдельного человека.

Сегодня мы будем слушать музыку Л.Бетховена, о которой французский писатель Р. Ролдан сказал: "Это монолог без слов, исповедь правдивая, потрясающая, подобную которой можно встретить в музыке… здесь нет ни одного слова, но она эта музыка, понятна всем".

Звучит I часть Анализ.

Мелодия - басы – триоли.

Человек - Горе человека - мир вокруг.

Как развиваются эти три составные части?

Нежность, печаль, раздумье. Мерное, укачивающее движение среднего голоса. Затем появляется умоляющая мелодия, небольшое движение наверх. «Неужели это со мной? - думает человек. Она страстно, настойчиво пробует выйти к светлым регистрам, но постепенно мелодия уходит к басам. Человек растворился в горе, ушёл в него совсем, и природа осталась неизменной. Слился с бедой. Последние аккорды - как тяжелой плитой накрывают человека.

Звучит П часть

Какой образ навеяла эта мелодия?

Это островок маленького счастья. Б. Агет назвал ее "цветком между двумя безднами".

Что представляет собой эта лирическая часть?

Одни считают музыкальным портретом Джульетты Гвичарди, другие воздерживаются от образных пояснений загадочной части. Интонации допускают толкование от непритязательной грации до заметного юмора. Человек, вероятно, выполнил что-то давно прошедшее, любимое, уголок природы, праздник, Г.Нейгауз сказал, что это "Цветок с поникшими листьями".

Звучит Ш часть

Какие возникли ассоциации?

Звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний её голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению – в том же движении, что и при бурном начале 3 части. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания.

Это главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё как в жизни многих людей, для которых жить - значит бороться, побеждать страдания.

"Патетическая соната" № 8

Написана соната Л. Бетховеном в 1798 году. Заглавие принадлежит самому композитору. От греческого слова «пафос" - с приподнятым, возвышенным настроением. Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по разному.

I часть написана в быстром темпе в форме сонатного аллегро. Необычно начало сонаты "Медленное вступление звучит мрачно и вместе с тем торжественно. Тяжелые аккорды, из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов.

После вступления начинается стремительное сонатное аллегро.

Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного баса, тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса.

Связующая партия постепенно успокаивает волнение главной темы, и приводит к мелодичной и певучей побочное партии.

Вопреки установившимся правилам в сонатах венских классиков – побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре, а в одноименном к нему миноре.

Контрольные вопросы и задания для студентов

1.В каком году родился Л, Бетховен?

А).1670году,

Б). 1870 году,

В). 1770 году.

2. Где родился бетховен?

А). В Бонне,

Б). В париже,

В). В Бергене.

3. Кто был учителем Бетховена?

А). Гендель Г. Ф.

Б). Нефе К. Г.

В). Моцарт В.

4. В каком возрасте Бетховен написал «Лунную сонату»?

А). В 50 лет.

Б). В 41 год.

В). В 21 год.

5 . Впору любви к какой женщине Бетховен написал «Лунную сонату?

А). Джульетте Гвичарди.

Б).Джульетте Капулетти. В). Жозефине Дейм.

6. Какой поэт дал название сонате №14 «Лунная»?

А), И Шиллер.

Б). Л. Рельштаб.

В). И. Шенком.

7. Какое произведение не относится к творчеству Бетховена?

А). «Патетитическая соната».

Б). «Героическая симфония».

В),. «Революционный этюд».

8. Сколько симфоний написал Бетховен?

Задание 1.

Прослушать два произведения, определить по стилю какое из них Л. Бетховена, пояснить своё мнение.

Звучат: «Прелюдия №7» Ф. Шопена и «Соната» №14, 3 часть Л. Бетховена.

Симфо́ния

Симфо́ния (от греч. συμφωνία - «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Вследствие сходства по строению с сонатой , сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл ». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной

3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме

4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе и выраженной, например, в названии или эпиграфе, - «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфонии №1 «Зимние грёзы» Чайковского и пр.

Задания для студентов

Слушание и анализ фрагментов из симфоний по программе Критской Е. Д. «Музыка».

В Моцарт симфония №40, экспозиция.

1. Петь главную мелодию сольфеджио, вокализ, на придуманный самостоятельно текст.

2. Слушать и рисовать мелодическую линию главной темы.

3. В процессе прослушивания нарисовать возникший художественный образ.

4. Составить ритмическую партитуру для ДМИ.

5. Разучить предложенные ритмические движения и сочинить ритмические импровизации.

А. П. Бородин симфония №2 «Богатырская»

1. Главную тему: петь, играть на металлофонах, на фортепиано.

2. Сравнить музыкальный образ с художественным – А.Васнецов «Богатыри».

П. Чайковский симфония №4 финал

1. Пропеть главную тему с паузами на слова песни «Во поле берёза стояла».

2. Исполнить на шумовых музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент.

Продолжаем список знаменитых 32 сонат Бетховена для фортепиано. На этой страничке Вы увидите краткую информацию о второй сонате из данного цикла.

Краткая информация:

  • Номер произведения: Ор.2, №2
  • Тональность: Ля мажор
  • Синонимы: вторая фортепианная соната Бетховена
  • Количество частей: 4
  • Когда была издана: 1796 год
  • Кому посвящена: как и два других произведения данного опуса ( и третья сонаты), это произведение также посвящено Йозефу Гайдну , к тому времени уже бывшему учителю Бетховена.

Краткая характеристика сонаты №2.

Известный музыковед Дональд Тови охарактеризовал данное произведение, как «Безупречно выполненное произведение, находящееся за гранью традиций Гайдна и Моцарта с точки зрения как гармонии, так и драматической мысли, за исключением Финала» .

Данное произведение вступает в сильный контраст между первой и третьей сонатами, опубликованными под этим же опусом. На самом деле, если противопоставить характер второй сонаты большинству других произведений Бетховена, то можно предположить, что в те времена (а это были ) композитор как бы искал некий компромисс .

С одной стороны задатки «позднего Бетховена» мы наблюдаем уже в первых произведениях композитора, включая из этого же опуса, где агрессивный (в хорошем смысле) бетховеновский темперамент просто невозможно не заметить. Но с другой стороны бурно разрастающаяся слава молодого пианиста-виртуоза и знакомство его с влиятельными венскими аристократами как бы «держали эмоции композитора в узде», заставляя подражать формату композиции того времени.

Ведь Бетховен в те времена был известен не столько в качестве композитора, сколько, как пианист-виртуоз . Поэтому выплескивать весь свой темперамент на нотный лист пока еще не совсем состоявшемуся композитору было рано — да и, скорее всего, слушатели бы его не поняли.

Более того, соната была посвящена не кому-нибудь, а самому Гайдну , который, как мы знаем, был убежденным консерватором в области композиции и не особо одобрял новаторские веяния своего ученика — Людвига. Поэтому молодой композитор на тот момент пока еще не мог себе позволить выпустить всю свою затаившуюся в тени композиторскую мощь на творческую свободу. Тем более, что в первой сонате Бетховен итак оставил видимый отпечаток характерного ему темперамента.

И вправду, если быстрым взглядом сравнить все части этого произведения с «Первой сонатой», то можно сразу обнаружить, что в совокупности «Вторая соната» совершенно не наполнена тем самым, свойственным поздним произведениям композитора драматизмом , который мы с Вами отчетливо наблюдаем в предыдущем произведении.

Напротив, во второй бетховеновской сонате тот самый «мажор» мы видим не только в ключе, но также и наблюдаем его в характере самого произведения. Однако даже в этой, казалось бы, компромиссной сонате местами все же проскакивает бетховеновский стиль.

Слушаем произведение по частям

Как и в случае с первой сонатой данного опуса, вторая соната состоит из четырех частей:

  1. Allegro vivace
  2. Largo appassionato (Ре мажор)
  3. Scherzo: Allegretto
  4. Rondo: Grazioso

Часть 1. Allegro vivace

Первая часть представляет собой достаточно яркое и богатое произведение, сочетающее в себе как шутливые нотки сонат Гайдна (буквально с первых нот), так и серьезные виртуозные элементы, включая гаммообразные движения 16-ми триолями в главной партии.

Однако на смену игривому «гайдновскому» вступлению, а также ритмически четкой и в то же время жизнерадостной игре уже «бетховеновских» кадансов, поначалу обещающих веселье и радость, постепенно приходит почти что романтичная побочная партия, начинающаяся в ми-миноре.

Минорное начало побочной партии взволнованно идет вперед и, как бы, поднимаясь по нарастающей, становится все тревожнее и тревожнее. И вдруг, уже у самой кульминации, как бы обманывая слушателя, мелодия кричит: «Ну что, слушатель, повелся на обман? — Нечего грустить, это же мажор!» - и с этого момента мы вновь слышим нотки радости.

В общем, послушайте сами:

Часть 2. Largo appassionato (Ре мажор)

Достаточно редкий случай в репертуаре бетховеновских сочинений, когда композитор использует такую медленную маркировку темпа, как «Largo».

В этом движении очевидна высокая степень контрапунктического мышления самого Бетховена при минимальном влиянии стиля старших композиторов.

С первых нот мелодия волей неволей навязывает ассоциацию с каким-нибудь квартетом . Такое ощущение, будто бы мелодия, действительно, была сначала написана для струнного квартета, а затем ее просто перенесли на клавиатуру фортепиано.

Интересно представить, каково было пианистам того времени воплотить эту задумку композитора в реальность, учитывая особенности звукоизвлечения на тогдашних инструментах!

В общем, послушать часть 2 второй сонаты Бетховена можно на видео ниже:

Часть 3. Scherzo: Allegretto

Хотя «Скерцо» здесь используется, можно сказать, вместо традиционного менуэта, все-таки уж очень сильно оно напоминает менуэт.

Короткое и, при этом, изящное движение, начинающееся с веселых и шутливых нот и заканчивающееся ими же, посередине разбавлено достаточно контрастным и интересным «Трио».

Часть 4. Rondo: Grazioso

С одной стороны — красивое и лиричное рондо, но с другой стороны, многие музыковеды считают его некой «уступкой» молодого Бетховена.

Если в первых двух частях этой сонаты еще проглядывается бетховеновская эмоциональность, то в четвертой части многие наблюдают чуть ли ни математически спланированное логическое завершение.

Будто бы Бетховен в этой части выразил не свои эмоции, а показал то, что венская публика привыкла и хотела слышать. Есть даже мнение, что Бетховен таким образом как бы насмехается над венской публикой, мол «Раз хотели такую музыку, так получайте!».

Хотя, в некоторых деталях все-таки проглядывается бетховеновский темперамент. Только здесь буря не сметает все на своем пути, а лишь иногда дает о себе знать!

Любые образовательные работы на заказ

Реферат

Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведенье. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один...

Анализ Сонаты Бетховена ор. 2 №2 A-dur (ля-мажор) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Бетховен Соната op. 2 № 2 (A Dur) Введение
  • 1. глава. Биография Л. ван Бетховена
  • 2. глава. Творчество Бетховена
  • 3. глава. Соната op. 2 № 2 (A Dur)
  • Заключение
  • Приложение 1. Фрагменты из повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
  • Приложение 2. Основные даты жизни и творчества Бетховена

Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».

Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогoe, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, ор. 2.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Фрагмент повести, после смерти Желткова:

«Вера собралась с силами и открыла дверь. В комнате пахло ладаном и горели три восковых свечи. Наискось комнаты лежал на столе Желтков. Голова его покоилась очень низко, точно нарочно ему, трупу, которому все равно, подсунули маленькую мягкую подушку. Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что-то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.

— Если прикажете, пани, я уйду? — спросила старая женщина, и в ее тоне послышалось что-то чрезвычайно интимное.

— Да, я потом вас позову, — сказала Вера и сейчас же вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви — почти пророческие слова. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем.

Когда она уходила, то хозяйка квартиры обратилась к ней льстивым польским тоном:

— Пани, я вижу, что вы не как все другие, не из любопытства только. Покойный пан Желтков перед смертью сказал мне: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…» — он даже нарочно записал мне это. Вот поглядите…

— Покажите, — сказала Вера Николаевна и вдруг заплакала.- Извините меня, это впечатление смерти так тяжело, что я не могу удержаться.

И она прочла слова, написанные знакомым почерком:

L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato".

Фрагмент окончания повести:

«В ера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата.

Зато ее дожидалась пианистка Женни Рейтер, и, взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала:

— Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что-нибудь, — и сейчас же вышла из комнаты в цветник и села на скамейку.

Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков.

Так оно и было. Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведенье. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя твое».

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя твое».

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя твое».

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да святится имя твое».

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя твое».

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава тебе!.."

Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестил листьями. Острее запахли звезды табака… И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:

«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».

Жении Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.

— Что с тобой? — спросила пианистка.

Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:

— Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо".

Приложение 2. Основные даты жизни и творчества Бетховена.

1782 — начало занятий с Нефе. Три клавирные сонаты.

1787 г., весна — поездка в Вену, встреча с Моцартом. Возвращение в Бонн.

1790 г. — траурная кантата на смерть Иосифа П.

1792−1795 г. — учение у Гайдна, Шенка, Альбрехтсбергера, Сальери.

1799 г. — Патетическая соната.

1801 г. — «Лунная соната».

1802 г. — Вторая симфония. Хейлигенштадтское завещание.

1804 г. — Героическая симфония.

1804−1806 г. — «Аппассионата».

1806 г. — Четвертая симфония.

1806−1807 г. г. — Пятая и Шестая симфонии.

1809 г., февраль — договор с эрцгерцогом Рудольфом и князьями Лобковицем и Кинским об установлении годового содержания.

1812 г., весна — Седьмая симфония.

1812 г., лето — встреча с Гёте в Теплице. Письмо к «бессмертной возлюбленной».

1812 г., осень — Восьмая симфония.

1814 г., май — представление «Фиделио» в третьей редакции. 29 ноября — Академия в честь Венского конгресса.

1818 г.- Двадцать девятая фортепианная соната.

1819−1822 г. г. — Торжественная месса. Три последние сонаты для фортепиано.

1822 г. — встреча с Россини.

1823 г. — посещение Бетховена Вебером и Листом.

1824−1825 г. г.- Квартеты op. 127, op. 130 и op. 132.

1826 г. — попытка племянника Карла покончить жизнь самоубийством. Отъезд к брату Иоганну в Гнейксендорф. Возвращение в Вену, болезнь. Два последних квартета.

Судя по черновикам, Бетховена отличал особый творческий метод написания произведений. В отличии от Моцарта, у которого произведение являлось одномоментно, в порыве вдохновения, у Бетховена произведение рождалось постепенно, многие темы многократно перерабатывались, композитор искал различные варианты их звучания и различные приемы их развития.

Известна знаменитая фраза Моцарта: «Он всех заставит о себе говорить» (цит. по: Конен, В. Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. — М.:Музыка.

Кенигсберг, А. Людвиг ван Бетховен. — Ленинград: Музыка, 1970.

С течением времени Бетховен выработал свою собственную манеру общения — запись в «разговорные тетради», которые частично сохранились и являются уникальным письменным памятником записи его бесед с современниками.

Эта линия будет продолжена композитором в сонате № 21, «Авроре».

Со слов espressivo.

Подробнее об этом см.: Приложение 1.

В письме упоминается Соната № 2 Бетховена, она является музыкальным символом любви героя.

Цит. по: Куприн, А. Гранатовый браслет. — М.: Детская литература, 2007. С. 21−22.

Цит. по: Куприн, А. Гранатовый браслет. — М.: Детская литература, 2007. С. 26−27.

Цит. по: Куприн, А. Гранатовый браслет. — М.: Детская литература, 2007. С. 29−31.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Альшванг , А. Людвиг ван Бетховен . Очерки жизни и творчество. М.: Музыка, 1966.
  2. Галацкая , В. Музыкальная зарубежных стран . - М.:Музыка, 1989.
  3. Григорович , В .Б. В . А. Моцарт и Й. Гайдн // В еликие музыканты Западной Европы. - М.: Просвещение, 1982.
  4. Засимова , А. Как исполнять Бетховена . - М.: Классика XXI, 2008.
  5. Кенигсберг , А. Людвиг ван Бетховен . - Ленинград: Музыка, 1970.
  6. Кириллина , Л. В. Бетховен . Жизнь и творчество: в 2-х т. - М.: Изд-во Московской консерватории, 2009.
  7. Климовицкий , А.И. О творческом процессе Бетховена . М.: Музыка, 1979.
  8. Конен , В. Д. История зарубежной музыки . Вып. 3. - М.:Музыка.1972.
  9. Корганов , В. Д. Бетховен . Биографический этюд. - М.: Алгоритм, 1997.
  10. Кремлев , Ю. Фортепианные сонаты Бетховена . - М.: Советский композитор, 1970.
  11. Кремнев , Б. Бетховен / Жизнь замечательных людей. Вып. XII. М.: Музыка, 1961.
  12. Куприн , А. Гранатовый браслет . - М.: Детская, 2007.
  13. Левик , Б.В., Николаева, Н .С., Грубер, Р. И. Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. - М.: Музыка, 1967.
  14. Ливанова , Г. История западно-европейской музыки до 1789 года . - М.: Музыка, 1982.
  15. Максимов , Е. И. Фортепианное творчество Людвига Бетховена в контексте музыкальной критики и исполнительских тенденций конца XVIII - первой трети XIX века : дис. … канд. исскуствоведения: 17.00.02. - М., 2003. 315 с.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Целью прохождения практики является сбор информации и анализ деятельности и функционирования предприятия ООО «Каролина». Задачи практики: Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «Каролина». Анализируемый период охватывает три года работы предприятия - 2007−2009 гг. Информационной базой данного отчёта послужили учредительные и нормативно-правовые документы, статистические...

Курсовая

Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) предусматривается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной признается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным...

Контрольная

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными документами. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, или - непосредственно после ее окончания. Причем, такие документы принимаются к учету только в том случае, если они...

Курсовая

Одними из важнейших в контракте являются условия поставки. К ним относятся момент перехода права собственности к покупателю, распределение затрат между продавцом и покупателем по транспортировке товара, страхованию и таможенным платежам. В международной практике принято пользоваться едиными унифицированными нормами, содержащими базисные условия поставок. В контракте определяется стоимость или...

Курсовая

Анализ бухгалтерского баланса предполагает оценку активов предприятия, его обязательств и собственного капитала. Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить объемы реализации, величины затрат, балансовой и чистой прибыли предприятия. По данным приложений к балансу можно оценить динамику собственного капитала и прочих фондов и резервов (по отчету о движении капитала), притока и оттока...

Инвентаризация; Измерение объектов учета в денежном выражении: Оценка; Калькуляция; Группировка и отражение хозяйственных операций: Счета; Двойная запись; Обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности: Баланс; Бухгалтерская отчетность. Документация - письменное свидетельство о совершенных хозяйственных операциях, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая...

Дипломная

Мощным действенным инструментом управления хозяйственной деятельности, позволяющим с позиций современной экономики в условиях ограниченности ресурсов и всё возрастающей конкуренции повысить эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта, является грамотное управление денежными средствами. Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств является точный, полный и своевременный...

История создания «Лунной сонаты» Бетховена тесно связана с его биографией, а также с потерей слуха. Во время написания своего знаменитого произведения испытывал серьезные проблемы со здоровьем, хотя находился на вершине популярности. Он был желанным гостем в аристократических салонах, много работал и считался модным музыкантом. На его счету уже было много произведений, в том числе и сонат. Однако именно рассматриваемое сочинение считается одним из самых удачных в его творчестве.

Знакомство с Джульеттой Гвиччарди

История создания «Лунной сонаты» Бетховена имеет прямое отношение к этой женщине, так как именно ей он посвятил свое новое творение. Она была графиней и в момент знакомства со знаменитым композитором находилась в совсем еще юном возрасте.

Вместе со своими кузинами девушка стала брать у него уроки и покорила своего воспитателя жизнерадостностью, добродушием и общительностью. Бетховен влюбился в нее и мечтал жениться на юной красавице. Это новое чувство вызвало в нем творческий подъем, и он с упоением принялся работать над произведением, которое сейчас приобрело статус культового.

Разрыв

История создания «Лунной сонаты» Бетховена, по сути, повторяет все перипетии этой личной драмы композитора. Джульетта любила своего учителя, и поначалу казалось, что дело идет к браку. Однако юная кокетка впоследствии предпочла небогатому музыканту видного графа, за которого и вышла в конце концов замуж. Это стало тяжелым ударом для композитора, что нашло свое отражение во второй части рассматриваемого произведения. В нем чувствуются боль, гнев и отчаяние, которые резко контрастируют с безмятежным звучанием первой части. Депрессию автора усугубила и потеря слуха.

Болезнь

История создания «Лунной сонаты» Бетховена так же драматична, как и судьба ее автора. Он испытывал серьезные проблемы в связи с воспалением слухового нерва, что привело к почти полной потери слуха. Он был вынужден стоять близко к эстраде, чтобы слышать звуки. Это не могло не сказаться и на его творчестве.

Бетховен славился тем, что умел безошибочно подобрать нужные ноты, выбирая из богатой палитры оркестра нужные музыкальные оттенки и тональности. Теперь же ему становилось все труднее работать с каждым днем. Мрачное настроение композитора отразилось и на рассматриваемом произведении, во второй части которого звучит мотив мятежного порыва, который, кажется, не находит себе выхода. Несомненно, эта тема связана с теми муками, которые испытывал композитор при написании мелодии.

Название

Большое значение для понимания творчества композитора имеет история создания «Лунной сонаты» Бетховена. Кратко о данном событии можно сказать следующее: оно свидетельствует о впечатлительности композитора, а также о том, насколько близко он принял эту личную трагедию к сердцу. Поэтому вторая часть сочинения написана в гневном тоне, поэтому многие считают, что название не соответствует содержанию.

Однако другу композитора, поэту и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, она напомнила образ ночного озера при лунном сиянии. Вторая версия происхождения названия связана с тем, что в рассматриваемое время господствовала мода на все, что так или иначе связано с луной, поэтому современники охотно приняли этот красивый эпитет.

Дальнейшая судьба

История создания «Лунной сонаты» Бетховена кратко должна рассматриваться в контексте биографии композитора, так как неразделенная любовь оказала влияние на всю его последующую жизнь. После расставания с Джульеттой он уехал из Вены и переехал в город, где написал свое знаменитое завещание. В нем он излил те горькие чувства, которые отразились в его произведении. Композитор писал, что он, несмотря на видимую угрюмость и мрачность, предрасположен к добру и нежности. Также он жаловался на свою глухоту.

История создания «Лунной сонаты» 14 Бетховена во многом помогает понять дальнейшие события в его судьбе. От отчаяния он чуть было не принял решение покончить жизнь самоубийством, однако в конце концов собрался с силами и, будучи уже почти совершенно глухим, написал свои самые известные произведения. Через несколько лет влюбленные встретились снова. Показателен тот факт, что Джульетта первая пришла к композитору.

Она вспоминала счастливую юность, жаловалась на нищету и просила денег. Бетховен одолжил ей значительную сумму, однако просил больше с ним не встречаться. В 1826 году маэстро тяжело заболел и несколько месяцев мучился, но не столько от физической боли, сколько от сознания того, что не мог работать. В следующем году он скончался, и после его смерти было найдено нежное письмо, посвященное Джульетте, доказывавшее, что великий музыкант сохранил чувство любви к той женщине, которая вдохновила его на создание самого известного сочинения. Итак, одним из виднейших представителей был Людвиг Ван Бетховен. «Лунная соната», история создания которой была кратко раскрыта в данном очерке, до сих исполняется на лучших сценах по всему миру.

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в подробном рассмотрении особенностей формы на примере первой части фортепианной сонаты № 9 Е-dur. Данная соната, как и многие другие, достаточно популярна в среде пианистов-исполнителей и входит в устойчивый репертуар многих из них. Он является не только средоточием, виртуозных исполнительских приемов, но и отражением характерной бетховенской образности.
Задачи нашего исследования – подробный аналитический разбор структуры, тонального плана, мелодии, гармонических и фактурных особенностей в первой части указанного цикла.

Введение………………………………………………………………………….3

1.Вводный раздел:
История и теория развития жанра сонаты ……………………………5
Жанр сонаты в творчестве Л. ван Бетховена …….…………………...10
2. Центральный аналитический раздел:
2.1 Образное содержание фортепианной сонаты № 9 E-dur Л. ван Бетховена…………………………………………………….………….….......12

2.2 Структурный анализ первой части сонаты: комментарии к форме-схеме…………………………………………………………………….……….15

2.3 Анализ средств выразительности в первой части фортепианно й сонаты № 9 Е-dur Л. ван Бетховена ………………………………………...17

Заключение:
1.Типичные и индивидуальные черты сонатной формы в первой части сонаты для фортепиано № 9 E-dur Л. Бетховена ……………….……….26

1.2. Черты композиторского стиля на примере фортепианной сонаты № 9 E-dur Л. ван Бетховена………………………………………….…………..27

Список использованной литературы ………………………..…………….28

Файлы: 1 файл

Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало завершением эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи. Пять последних фортепианных сонат (№№ 28-32) и 5 последних квартетов (№№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком.

Т. о., жанр сонаты достиг своего высочайшего расцвета в творчестве Бетховена, создавшего 32 фортепианных. 10 скрипичных и 5 виолончельных сонат. В его сонатах обогащается образное содержание, воплощаются драм. коллизии, заостряется конфликтное начало. Многие из его сонат достигают монументальных масштабов. Наряду с отточенностью формы и концентрированностью выражения, свойственными искусству классицизма, в сонатах Бетховена заметны и черты, воспринятые и развитые впоследствии композиторами-романтиками. Бетховен часто пишет сонату в виде четырёхчастного цикла, воспроизводящего последовательность частей симфонии и квартета: сонатное allegro - медленная лирическая часть - менуэт (или скерцо) - финал. Средние части порой располагаются в обратном порядке, иногда медленная лирическая часть заменяется частью в более подвижном темпе (allegretto). Такой цикл закрепится в сонатах многих композиторов-романтиков. У Бетховена есть и двухчастные сонаты (соната для фортепиано ор. 54, ор. 90, op. 111), а также сонаты со свободной последовательностью частей (соната для фортепиано ор. 26; quasi una fantasia op. 27 № 1 и 2; op. 31 № 3). В последних бетховенских сонатах усиливается тенденция к тесной слитности цикла и большей свободе его трактовки. Вводятся связки между частями, осуществляются непрерывные переходы от одной части к другой, в цикл включаются фугированные разделы. Первая часть порой теряет своё ведущее положение в цикле, центром тяжести нередко становится финал. Встречаются реминисценции ранее прозвучавших тем в различных частях цикла (сонаты ор. 101, 102 № 1). Значительную роль в сонатах Бетховена начинают играть и медленные вступления к первым частям (ор. 13, 78, 111). Некоторым бетховенским сонатам свойственны элементы программности, получившей широкое развитие в музыке композиторов-романтиков. Например, три части сонаты для фортепиано ор. 81 носят название «Прощание», «Разлука» и «Возвращение».

2. Центральный аналитический раздел

2.2 Образное содержание фортепианной сонаты № 9 Е-dur Л. ван Бетховена

Соната для фортепиано Е-dur представляет собой цикл из трех частей. Это произведение становится ещё одним образцом классического жанра сонаты в творчестве венских классиков и Бетховена в частности. Контраст между частями цикла выстроен по принципу быстро – умеренно быстро – быстро (Allegro – Allegretto – Allegro comodo). Такое последование частей создаёт единую линию драматургического развития, в котором все части выдержаны в едином образном ключе.

Первая часть несёт главную семантическую нагрузку, с ней связана основная смысловая функция. Вторая часть является лирическим центром и в данном случае по характеру близка менуэту, хотя композитор и не выставляет жанровое обозначение. Завершает сонату традиционно быстрый финал. По форме последняя часть представляет собой рондо-сонату, несмотря на то, что в заглавии части указано Rondo. Такое структурное оформление финала является вполне закономерным и для венских классиков, и тем более Бетховена. Уже начиная от Моцарта, в таких случаях финал чаще всего писался в форме рондо-сонаты, в то время как у Бетховена образцов финальных частей в форме «обычного» рондо уже не обнаружить. Т. о., соната представляет собой органичный, завершённый и стройно выстроенный цикл, ярко характеризующий мышление Бетховена и его фортепианный стиль.

Перейдём непосредственно к рассмотрению образного содержания первой части. Этот раздел сонаты наполнен светлым, позитивным настроением. Все темы в экспозиции отличаются полнотой, насыщенностью жизнеутверждающего начала, их характер высказывания однороден по образному настрою. Начальные призывные интонации главной партии, устремлённой вверх, приковывают внимание слушателя. Связующая партия звучит так же утвердительно, как бы подтверждая только что высказанную мысль. Побочная партия поначалу снимает насыщенность и плотность изложения. В экспозиции побочная партия становится средоточием светлой лирики, которая, тем не менее, не выбивается из общей образной сферы. Активная заключительная партия возвращает первоначальное настроение и вновь «заряжает» энергичную образную атмосферу. Характерно использование секвенционных последовательностей и многочисленных повторов, удлиняющих интонационную фразу и поддерживающих, таким образом, драматический накал сочинения. Особое значение имеет разработка, которая хоть и невелика по масштабам (30 тактов), но вносит ощутимый драматический накал. Появляющаяся здесь минорная выразительная тема оттеняет подобно контрастной середине светлые образы экспозиции и репризы сонатной формы. Драматургическая кульминация приходится на начало репризы, т. е. на переизложение главной партии. Данная тема на этот раз звучит с динамикой f с восходящими стремительными пассажами в партии левой руки, мелодия её уплотнена аккордовым изложением. Всё это придаёт теме главной партии торжественное и праздничное звучание. Все остальные партии излагаются без изменений, не считая тональное их переосмысление. Заключительная партия плавно перетекает в небольшое кодовое построение, ещё раз утверждающее основной образ сочинения.

Вторая часть, как уже говорилось, является лирическим центром всего концертного цикла. Написанная в тональности e-moll (одноимённый минор), она становится другой стороной исходного образа. Масштабы части невелики – она представляет собой сложную трёхчастную форму. Крайние разделы (форма da capo) построены в простой трёхчастной форме с серединой развивающего типа, а средний раздел 7 имеет простую двухчастную форму (тональность C-dur). Основой развития в этой части является незначительное варьирование и многочисленные повторы, связанные с танцевальной природой музыки.

Финал сонаты, написанный в тональности Е-dur, основан на образах радости и ликования, которые во многом созвучны с началом произведения.. Тематический материал не лишен виртуозности – свидетельством этому служит разработочный раздел (к которому больше подходит определение эпизод), целиком построенный на общих формах движения, о именно – на легких, стремительных арпеджированных пассажах. Весь финал выдержан в едином образно-смысловом ключе, перекликающимся с первой частью сонаты, и утверждает светлое праздничное настроение.

2.2 Структурный анализ первой части сонаты: комментарии к форме-схеме

Исследуемая нами первая часть фортепианной сонаты № 9 E-dur Л. ван Бетховена написана в сонатной форме. Это характерная для венских классиков трактовка сонатной формы, в частности – для раннего периода творчества композитора. Тематизм уже тяготеет к развёрнутым формам, но в полной мере такое его оформление раскроется в более поздних сочинениях Бетховена. Между партиями не осуществляется глубокий драматургический конфликт, но контраст всё же присутствует. Разработка представляет собой скорее построение типа эпизода, в котором минимальное место занимает развитие тематизма главной партии.

Экспозиция традиционно начинается с изложения главной партии. По своей структуре она представляет собой большое предложение из двенадцати тактов. Из них первые четыре, по сути, излагают законченную музыкальную мысль типа эпиграфа, которую мы буквенно обозначим а. Именно этот тематический элемент будет играть ключевую роль в построении других тем сонатной экспозиции, а также подвергнется определённой доли развития в разработке. Два других элемента главной партии «договаривают» изложенную в начале мысль. Первый из них представляет собой фигуративные интонации, фактурно оформленные в виде перекличек. Второй элемент связан уже непосредственно с зоной кадансирования.

Связующая партия начинается подобно второму предложению главной, что вполне созвучно классической сонатной форме. По форме связующая партия представляет собой предложение из десяти тактов, в которых большую часть занимает обыгрывание доминантовой гармонии по отношению к тональности побочной партии. Следует отметить здесь приём подмена тоники, при котором ожидаемое разрешение последней гармонии связующей партии в тональность h-moll заменяется появлением H-dur’а.

Побочная партия имеет чёткую структуру периода (8+8), в котором второе предложение является контрапунктической перестановкой голосов первого с незначительным варьированием. После полнозвучных главной и связующей партий побочная с её разряженной, местами одноголосной фактурой, лирическими секундовыми интонациями в мелодии вносит элемент образной контрастности в экспозицию. Заключительная партия занимает значительные масштабы, в сравнении с остальными партиями, и состоит из ряда элементов. Первый из них через повторы утверждает «новую» тонику и имеет явно заключительный характер, что не ставит под сомнение определения его в качестве начала заключительной партии. Второй элемент вносит иллюзию движения, продолжения развития и даже приводит к динамике ff, однако после резкой остановки появляется третий элемент – переосмысленный первый элемент главной партии. Это построение в какой-то степени выполняет функцию связки с разработкой, т.к. завершается доминантовой гармонией, разрешение которой приходится на начало разработки 8 .

Разработку начинают видоизменённые интонации главной партии на фоне звучности неустойчивых гармоний тональности гармонической субдоминанты (a-moll), что знаменует смену функции с устойчивой (экспозиция) на неустойчивую (разработка) со срединным типом изложения. После мотивов главной темы появляется новая эмоционально-взволнованная тема, имеющая сквозной характер изложения. Однако в ней можно найти условную границу: первые восемь тактов излагаются в пределах тональности a-moll, вторые восемь начинаются с C-dur’а и заканчиваются доминантой к тональности e-moll. Завершается разработка в тональности E-dur 9 предыктовой зоной уже, в основе которой лежат интонации всё того же первого элемента главной партии.

Реприза в данной сонатной форме воспроизводит все темы с некоторыми изменениями. Начинается реприза с варьированного изложения главной партии, в которой сохраняется структура и тональность, но изменяется фактура и динамика. Связующая партия, вслед за главной, тоже излагается в изменённом фактурном оформлении, а также не осуществляет модуляции, оставаясь в рамках основной тональности. Побочная партия излагается без изменений и представляет собой, по сути, «транспорт» всей темы в новую тональность. Заключительная партия расширяется в области третьего своего элемента (вместо четырёх – пятнадцать тактов), который берёт на себя функцию коды всей части.

2.3 Анализ средств выразительности в первой части фортепианной сонаты № 9 Е-dur Л. ван Бетховена

Композиционное строение и драматургический замысел рассмотренной фортепианной сонаты отображают характерные тенденции венской классической школы. Традиционная структурная ясность, яркая выраженность инструментального начала, связь с традициями танцевальной музыки, значительное мелодическое разнообразие – вот основные черты, присущие тематическому развертыванию в первой части сонаты E-dur. Рассмотрим подробнее их взаимодействие на примере анализа средств выразительности основных тем в экспозиционном изложении:

Главная партия:

Тема главной партии – образец мелодии светлого, энергичного, даже по-бетховенски героического характера. Начальный мотив в уверенном движении с элементами маршевости обрисовывает интервал кварты (ход от пятой ступени вверх к первой), который затем секвенцируется. Это первый эелемнт главной партии. В следующем тематическом элементе (лёгкие шестнадцатые длительности, движущиеся по терцовым интервалам) угадываются черты некоторой скерцозности. Наконец, последний элемент главной партии рисует ещё одну образную сторону: плавное дввжение по звукам аккордов, примыкающее к кадансовой зоне. Т. о., на протяжении двенадцати тактов осуществляется полноценное развитие тематизма, всесторонне раскрытие первоначального образа.

Несмотря на многосоставность главной партии, она вся выдержана в пределах главной тональности. Лад ясно обрисован основными функциями, причём полный функциональный оборот осуществляется уже в первом четырёхтакте. Завершается вся главная партия вторгающимся кадансом на доминанте, разрешение которой приходится уже на связующую партию.

Функции звуков в ладу:

I ст. – функция Т.

II ст. – верхний вводный тон.

III ст. – функция верхней медианты в Е-dur.

IV ст. – S, в альтерированном виде – SS перед D.

V ст. – фкнкция D.

VI ст. – нижняя медианта в основной тональности.

VII ст. – нижний вводный тон.

Выразительное качество рассматриваемого лада заключается в подчеркивании устойчивости за счет выделения его основных ступеней. Тоническая функция здесь преобладает, что является традиционной чертой главной партии в сонатных формах периода венского классицизма. Рассмотрим подробнее:

  • 1 такт («призывный мотив») – полностью на Т (устойчивость);
  • 2 такт – полностью на S ст., причём в консонантном и диссонантном изложении (неустойчивость);
  • 3 такт – доминантовая функция (усиление неустойчивости).
  • 4 такт – разрешение в тонику и остановка.
  • 5-6 такт – полностью на I ст. (устойчивость), кроме самого последнего звука, представляющего собой повышенную IV ступень, тяготеющую к доминанте
  • 7-8 такты – полностью на доминантовой функции (неустой).
  • 9-12 такты – дважды повторенная каденция, в которой обыгрывается доминантовая функция.

Close