Градский Александр Борисович – известный российский певец, композитор и поэт, а также музыкант. Является одним из родоначальников рока в России. С 1999 года стал Народным артистом Российской Федерации.

Детство и юность

Родился Александр Фрадкин (фамилия при рождении) в Челябинской области в 1949 году, в интеллигентной семье. Отец мальчика, Фрадкин Борис Абрамович (годы жизни – 1926-2013), работал инженером-механиком. Мать, Градская Тамара Павловна (годы жизни – 1928-1963), была актрисой и режиссёром, которая являлась выпускницей ГИТИСа.

Именно мать привила сыну любовь к музыке. Она занималась коллекционированием разных пластинок. Две оперы – «Сибирский цирюльник» и «Кармен» в исполнении Фирсовой и Козловского Саша знал наизусть.

Ранние детские годы Саши прошли за Уралом. С четырёх лет мальчик начал читать. В 1957 году семья переехала в Москву. Через год, в возрасте девяти лет мальчик начал посещать музыкальную школу по классу скрипки. Несмотря на большую любовь к музыке, занятия в музыкальном учебном заведении Саше не нравились.

В общеобразовательной школе Саша не отличался особенными достижениями. Любил гуманитарные предметы, особенно уроки литературы. Уже в 14 лет начал писать стихотворения. После смерти матери в 1963 году взял её фамилию. В эти годы юноша жил с бабушкой Марией Ивановной в Московской области. Увлекался западной музыкой. Был поклонником музыкального квартета «The Beatles», а также творчества Элвиса Пресли.

В 16 лет юноша уже точно знал, что свою жизнь посвятит музыке и будет певцом. Начинает выступать в составе польской (студенческой) группы «Тараканы». Его первая песня «Лучший город земли» звучала на многих региональных концертах.

С 1969 по 1974 год молодой человек учился в Академии музыки имени Гнесиных на факультете академического пения. В период обучения в музыкальном вузе получил опыт сольных выступлений. Позже обучался в Московской консерватории у педагога и композитора Хренникова Тихона Николаевича по специальности композиция (1976-1977).

Профессиональная деятельность

В студенческие годы создал группу «Скоморохи», которая исполняла только песни Александра. Гастролировал с ансамблем по всей стране и давал ежедневно по несколько сольных выступлений. На концертах всегда были аншлаги, популярность Александра зашкаливала.

В 1971 году «Скоморохи» приняли участие в фестивале «Серебряные струны», где триумфально завоевали шесть музыкальных призов из восьми. Карьера молодого человека стремительно взлетела вверх. Он стал одним из первых экспериментаторов на российской эстраде, исполняющий музыку и песни в стиле рок.

Прорывом в творческой биографии Александра стало написание музыкального сопровождения к фильмам. Особенно выделялся «Романс о влюблённых» для одноимённой картины режиссёра . За эту песню 25-летний Александр был признан «Звездой года» по версии журнала «Billboard» за выдающийся вклад в мировую музыку. Заработки исполнителя в то время были на много больше других известных и популярных певцов на телевидении.

Интересные заметки:

Александром было написано огромное количество музыкальных сопровождений к мультфильмам и полнометражным кинокартинам. В 1973 году выпустил свою первую грампластинку «Синий лес». Также Александр принимал участие в художественных фильмах как актёр, среди них: «Визит вежливости», «Камертон», «Гений» и другие.

Участвовал в работе над рок-оперой «Муха-Цокотуха» (1967-1969). Известной стала его рок-опера «Стадион» (1973-1985), в основу сюжета легла судьба певца Виктора Хаара, которого в опере изображал Александр. В музыкальном произведении также участвовали такие звёздные артисты, как И. Кобзон, М. Боярский, А. Пугачёва и А. Макаревич. С 1979 по 2009 год работал над рок-оперой «Мастер и Маргарита». С 1987 года – член союза композиторов.

В тридцать лет Александр выпустил несколько пластинок и начал заниматься преподавательской деятельностью в ГИТИСе (на вокальной кафедре) и в родном институте Гнесиных. С 1985 года работает над музыкой к рок-балетам «Распутин», «Человек», «Еврейская баллада».

В 90-х начал гастролировать за рубежом с сокращённой программой. Выступал в таких странах: США, Испания, Швеция, Германия, Греция, Япония и других. Сотрудничал со всемирно известными артистами, такими как Лайза Минелли, Крис Кристоферссон, Джон Денвер, Дайяна Уорвик, Шарль Азнавур и другие. Александром было выпущено более 18 авторских альбомов, среди них:

  • «Только ты верь мне» (1979);
  • «Монте-Кристо» (1989);
  • «Мастер и Маргарита» (2009);
  • «Романсы» (2014).

Александр является обладателем большого количества государственных премий, наград за внесённый вклад в развитие музыкального и театрального искусства. Сегодня музыкант продолжает вести активную творческую деятельность. С 2012 по 2015 год был наставником вокального проекта «Голос». В 2014 году основал музыкальный театр «Градский-Холл», участниками команды которого стали лучшие исполнители конкурса «Голос».

После перерыва в 2017 году, Александр снова вернулся в проект «Голос» в качестве наставника и привёл своего подопечного Селима Алахярова к триумфальной победе на шоу (6 сезона). Сегодня Александр является одним из авторитетнейших профессионалов в музыкальной сфере России.

Личная жизнь

Александр всегда пользовался успехом у женщин. Был женат три раза, подробнее про личную жизнь Градского можно . Первой супругой ещё юного композитора стала студентка Смирнова Наталья Михайловна. Официальный брак с девушкой у Александра продлился три месяца в 1973 году.

Второй женой была актриса Вертинская Анастасия. Познакомились на вечеринке. Молодые люди поженились в 1976 году, расстались в 1980. Третьей супругой была Фартышева Ольга Семёновна (1960 года рождения), с которой Александр прожил в официальных отношениях с 1980 по 2003 год. На время знакомства Ольге было 18 лет. Она была студенткой МГУ и училась на экономическом факультете, жила в общежитии.

В семье родилось двое детей: сын Даниил (1981 года рождения) и дочь Мария (1986 года рождения). Инициатором развода в 2003 году была Ольга, дети остались с Александром. Музыкант поддерживает дружеские отношения с женой.

С 2004 года музыкант находится в гражданском браке с моделью и актрисой Коташенко Мариной Владимировной. Год рождения гражданской супруги Александра – 1980. В середине 2000-ых девушка окончила ВГИК, где училась на актёрском факультете. По специальности Марина не работает, всё время посвящает семье. Познакомились они на улице. Самоуверенный композитор сам подошёл к Марине знакомиться. Тогда девушка с творчеством певца и композитора была совсем не знакома. Марина окончила до знакомства с музыкантом юридический факультет Киевского университета.

В 2014 году 1 сентября Марина родила музыканту сына, которого назвали Александром. Мальчик был рождён в одной из престижных Нью-Йоркских клиник. В ноябре 2018 года супруга родила Александру второго сына – Ивана.

Супруги счастливы в браке и на сегодняшний день проживают в селе Новоглаголеве в Подмосковье, где у них дом площадью 400 кв. м. Сын Даниил на сегодняшний день является музыкантом и бизнесменом. Дочь Мария окончила МГУ и проживает в Майами, по профессии арт-директор и телеведущая.

  • Александр имеет лирический тенор, тенор-альтино. Владеет игрой на таких музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, ударные, скрипка, челеста. Всю жизнь работает в основном в таких музыкальных жанрах: рок-опера, блюз-рок, рок-н-ролл, и прогрессивный рок.
  • По телевизору ему нравится смотреть спортивные каналы.
  • Любит футбол, с пяти лет болеет за московский клуб «Спартак».
  • Дядя Александра (брат матери) – Борис Павлович (1930-2002) был солистом ансамбля танца Моисеева.
  • В 2013 году вышла первая биографическая книга о музыканте под названием «Александр Градский. The Голос»
  • Артист считает себя маргиналом и аполитичной личностью. Он недолюбливает журналистов. Любит быть хозяином положения во всём.
  • Музыкант умеет отлично готовить. Он очень любит готовить и есть котлеты. На его вкуснейшие котлеты съезжаются все друзья.
  • Александр имеет свой официальный сайт, на котором можно узнать всю актуальную информацию о творческой деятельности музыканта на сегодняшний день. В Инстаграмме аккаунта у него нет.

    Градский Александр Борисович

    ГРАДСКИЙ Александр Борисович - (р. 1949, Копейск Челябинской обл.), российский певец, композитор, народный артист России. В 1958 1965 учился в музыкальной школе по классу скрипки. Рано увлекся западной современной музыкой (Э. Пресли (см. ПРЕСЛИ Элвис), Б. Хейли (см. ХЕЙЛИ… … Энциклопедический словарь

    ГРАДСКИЙ Александр Борисович - (р. 1949) российский певец, композитор. В начале 1970 х гг. создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира, своеобразную энциклопедию рок стилей от блюза до рок н ролла. Автор первой советской рок оперы Стадион (памяти Виктора Хары) (1973),… … Большой Энциклопедический словарь

    Градский, Александр Борисович - Композитор и певец; родился в 1950 г.; окончил музыкальную школу по классу скрипки, Музыкально педагогический институт им. Гнесиных; учился в Московской консерватории на композиторском отделении; женат, имеет двоих детей … Большая биографическая энциклопедия

    ГРАДСКИЙ Александр Борисович - (р. 03 ноябрь 1949), российский композитор; луареат фестиваля «Серебряные струны» (1971, город Горький); получил титул «Звезда года» (1974, за выдающийся вклад в мировую музыку, журнал «Billboard» США); лауреат Государственной премии РФ 1998 года … Энциклопедия кино

    Градский, Александр - Александр Градский Дата рождения 3 ноября 1949 Место рождения г. Копейск Челябинской области, СССР Страны … Википедия

    Градский Александр - Александр Градский Дата рождения 3 ноября 1949 Место рождения г. Копейск Челябинской области, СССР Страны … Википедия

Его отец по профессии инженер-механик, мать - актриса драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института. В Копейске до сих пор помнят родителей Александра, на стенде Дворца культуры есть упоминание о Тамаре Павловне как о руководителе самодеятельного театра, несколько артистов которого впоследствии сделали профессиональную карьеру

В Москву семья вернулась в 1957 году. Отец Александра, Борис Абрамович Фрадкин, работал на заводе, мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки Марии Ивановны Градской в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

Александр Градский о семье Мама
- Градская Тамара Павловна, окончила ГИТИС, курс Н.Плотникова, актриса, режиссер, затем литсотрудник журнала "Театральная жизнь".

Родители мамы:
Градский Павел Иванович - мастер по пошиву кожаных изделий, трагически погиб в 1948 г.
Градская (урожденная Павлова) Мария Ивановна, домохозяйка. Умерла в 1980 г.
Брат мамы - Градский Борис Павлович, артист ансамбля Игоря Моисеева, танцор, прекрасно играл на баяне, сочинял пьесы для баяна, умер в 2002 г.

Папа
- Фрадкин Борис Абрамович, окончил МАМИ, инженер-механик, работал до 83 лет, умер в 2013 г.

Родители папы:
Фрадкина (урожденная Чверткина) Роза Ильинична, работала секретарем-машинисткой около 50 лет, умерла в Москве в возрасте 100 лет, в 1996 г., "бабушка русского рок-н-ролла", привечала всех моих коллег по профессии, бывавших в нашем доме, за что и заслужила среди них эту характеристику.
Фрадкин Абрам Семенович, был в разводе с бабушкой лет с 50, работал управляющим домом в Харькове, там же и умер в преклонном возрасте.
До смерти мамы я носил носил фамилию папы, фамилия Градский была взята мною сразу после ее смерти в 1963 г. в память о ней.

В Москве семья - папа, мама, бабушка (мать папы) и Саша - несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (в 1963 г.), жила в восьмиметровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще девяти семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей учился в музыкальной школе по классу скрипки (педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского, за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) познакомился с западной музыкой (Э. Пресли, Б. Хейли, Э. Фитцджеральд, Л. Армстронг, Ф. Синатра), в советской эстраде отдавал предпочтение песням в исполнении М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Руслановой, увлекался классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось несколько раз участвовать в многомесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную по мировым понятиям музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "Тараканы" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э. Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”, - твист А. Бабаджаняна “Лучший город земли”, причем во время выступления в зале отключились микрофоны и финал песни был исполнен без них под "бешенный" прием студентов.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... The Beatles!...

Именно тогда было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ . Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после "Братьев" и "Соколов"), ставшая известной и популярной, - просуществовала в этом составе не более года. Репертуар коллектива почти целиком состоял из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен. Отсюда и создание группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес ", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы "Саша и Юра"). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием "Лос Панчос" и вплоть до 1968 года играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) - это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА , и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА , после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А. Буйнова ("Аленушка " и "Трава-мурава "), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А. Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездках и в «чесах», а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА "Электрон", где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет...

ВИА «Сувенир» В 1967 году в Гомеле открылась первая в Беларуси областная филармония. Молодые энергичные артисты начали гастролировать по области и за её пределами и радовать зрителей своим искусством. В первые годы в филармонии работал легендарный вокально-инструментальный ансамбль «Сувенир», главными действующими лицами которого были ныне широко известные певцы Александр Градский и Александр Буйнов, а также барабанщик Владимир Полонский, позже ушедшие в культовый ансамбль советских времён – «Весёлые ребята». В этом коллективе начинал свою певческую карьеру и Анатолий Ярмоленко. В 1971 году «Сувенир» был расформирован. В те годы такой прозападный ансамбль, имевший в своём репертуаре много песен «Битлз», не мог долго существовать. А Ярмоленко создал другой знаменитый белорусский ансамбль «Сябры», который также вначале выступал под флагом гомельской филармонии. Одно время артистами филармонии были известный джазмен Эдди Рознер и виртуозный аккордеонист Валерий Ковтун.



За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев «обалдевшего» зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись его именем...

Вот такая была идея - заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...

1969-й -год поступления А. Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В. Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу - Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С. Сахаров, Н.Д. Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме ", «Испания » на стихи Н. Асеева, "Песня о дураках " и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха ".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Обращается он и к русскому фольклору.

В 1969г. «СКОМОРОХИ» играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы «ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН» (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе «САША и ЮРА», одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В. Полонского, перешедшего в ВИА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, одно время служил в Русской православной церкви вприходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав «СКОМОРОХОВ». Они свободно поют на три-четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А. Лерман и Ю. Шахназаров (впоследствии основатель группы «АРАКС» театра Ленинского комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А. Пугачевой) за десять дней до начала всесоюзного фестиваля в г. Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали шесть первых призов из восьми. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и «СКОМОРОХОВ» на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через десять лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: «СКОМОРОХИ» это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г. группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне "), впервые после Пола Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир" ("Джоконда " и "Жил был я "), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году «СКОМОРОХИ» выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А. Буйнов, Ю. Шахназаров, Г. Май, барабанщик Борис Богрычев... На концерте в Куйбышеве был невероятный успех - после концерта группа уехала в гостиницу, но через полчаса за музыкантами прибежал инструктор горкома комсомола и с ужасом сообщил, что публика не расходится, ведет себя агрессивно и требует продолжения... и концерт был продолжен до часу ночи...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав «СКОМОРОХОВ».

В начале 1973 года Градский и Иванов (И. Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю. Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера-композитора, а впоследствии бизнесмена).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех «СКОМОРОХОВ», которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания ”, “Скоморохи ”, “Синий лес ”, “Подруга угольщика ”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных " Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23-летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году - первый LP Александра Градского с музыкой из "Романса...", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года - 1974» за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира».

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при невероятном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа «СКОМОРОХИ»), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 г. Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута ”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г. Гладкова, В. Терлецкого, Э. Колмановского, М. Фрадкина, М. Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были " А. Пахмутовой и Н. Добронравова (результат вы знаете). Кстати, эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова, - вторую часть. "Русские песни " первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ ", "Сатиры ", "Сама жизнь ", "Звезда полей ", "Ностальгия ", "Флейта и Рояль " - на стихи классиков, "Концерт-сюита ", "Размышления шута " (сборник записей 1971-1974 гг., в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо ", "Экспедиция " - на свои стихи, опера "Стадион " (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута" - несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных - он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 г. - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге ", "Песня о телевидении ", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта ", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова " и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983-1984 гг. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г., на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему пятнадцатиминутную овацию...

1987 г. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже двадцатипятиминутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евгения Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок" - одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию Звездочета, труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф " и "Искусство жить в Одессе ", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до тридцати восьми! При этом он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г., 17 марта 1995 г., а также юбилейные концерты 1999, 2004, 2009 гг.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, хоров, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ ", т.е. тринадцати компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз " (1991г.), "ЖивЬем в России " (1996 г.) и "ЖивЬем в России - 2 " (1999 г.), вышедших впоследствии на DVD.

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер , Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Грэйтфул Дед, Синди Петерс в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR) - ведущей японской фирмой. Выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек " ,"Распутин " и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

Последовало и «официальное признание» - на рубеже третьего тысячилетия Градский становится народным артистом России и лауреатом Государственной премии России, как говорится, по «совокупности» заслуг... Здание музыкального театра Градского реконструируется «со скрипом», но надежды пока еще остаются, как и продолжение гастрольно-концертной деятельности. Последние работы Александра Градского можно с уверенностью назвать событиями в музыкальной жизни. Это «Хрестоматия » - компакт-диск с композицими, напоминающими в стилистическом отношении «Размышления шута», т.е. попытка снова высказаться на русском языке в современных жанрах, и конечно же, опера «Мастер и Маргарита » по М. Булгакову с уникальным составом участников, работа над которой шла больше тридцати лет параллельно с «основной» деятельностью, о которой вы могли прочитать выше... Эта опера А.Г. вышла в свет в роскошном оформлении (в виде старинной книги), в комплекте четыре диска и полное либретто - кстати, в книге "Избранное " оно тоже напечатано - еще ждет своего биографа, так как описать двумя словами впечатление от оперы не представляется возможным...

Что же теперь? А теперь, уже после оперы, - новые, «социально заточенные» песни, романсы и гастроли, концерты, на которых А.Г., в очередной раз выходя в зал, демонстрирует свой блестящий голос, фантастическую музыкальность и артистизм, словом, все то, что мы о нем давно знаем...

Как говорится: дай Бог...


Сергей Терехов
Вопрос - ответ Дети выросли, не мечтаете ли о внуках? Любите ли нянчится с совсем маленькими малышами?
Татьяна Астахова , 22 Июл 2011 02:27 pm

Опыт был
Александр Градский , Авг 09, 2011 11:01 am Что может вас заставить выйти на митинг? Практически ничто. Раньше бывало, ходил. Какая-то потребность была, и казалось, что это чему-то может поспособствовать. Со временем к человеку приходит более полное понимание жизни, и то, что я вижу вокруг себя, никоим образом не может заставить меня пойти на такое мероприятие.
Думаю, что даже ради чего-то хорошего сегодня объединить людей очень сложно. А всякого рода собрания чаще всего спонтанны, и проходят они тогда, когда что-то касается лично кого-то. Политики ходят на митинги, чтобы сделать свои личные дела, простые люди - чтобы каким-то образом отстоять свое достоинство.
С возрастом я начинаю думать, что надо не на митинги ходить, а просто своим существованием и работой утверждать близкую тебе идею или концепцию. По-моему, лучше совершенствоваться в своей профессии. Той угрозы, что якобы может наступить некий режим и работать в профессии станет невыносимо, я сейчас не вижу.
Управлять страной и обществом очень тяжело. А ходить на митинги и указывать, как это делать, - это не мое. Зачем дергаться-то? Сейчас идет суета вокруг пирога. Но так как этот пирог не мой, я и не суечусь. Тем более у меня свой есть.

Александр Градский / певец, композитор, народный артист России
www.golos.org , 02 Май 2007 Александр Градский стал отцом в третий раз 1 сентября, 2014 года гражданская жена певца, Марина Коташенко родила мальчика. 64-летний артист и его 33-летняя спутница решили назвать сына Александром. Роды прошли в Нью-Йорке, и не случайно. Ведь известно, что у Градского двойное гражданство. Малыш появился на свет в одной из клиник города, где Марина наблюдалась всю беременность. Счастливые родители уже придумали новорожденному малышу имя. "Мальчика зовут Александр Александрович Градский. Я его специально так назвал. При таком имени, отчестве и фамилии он вынужден будет заниматься музыкой. А генами я его обеспечил", – цитирует Александра Градского "Московский комсомолец".
Напомним, Александр Градский был женат трижды. Первый брак, как он называет, был студенческим, "пробным". С второй женой, с которой артист прожил два года, была известная актриса Анастасия Вертинская. От третьего брака родилось двое детей - сын Даниил Градский(1981) и дочь Мария (1986).


Евгения Ходос - У меня есть фото – его предоставил Александр Борисович Градский несколько лет назад для книги «The Голос». Расскажите об этом фото: где это и когда?
Леонид Ярмольник - Этой фотографии очень много лет. Женька Болдин (третий муж Аллы Пугачевой – Ред. «МП»), режиссер из Петербурга, это – сам Градский, понятно. А это Андрей Макаревич.

Информация Журнал «ВЗОР» - увлекательное издание, представляющее все разнообразие и многосторонность человеческой жизни: культурное наследие цивилизаций и их научные достижения, истории жизни выдающихся людей, впечатления известных путешественников, суждения дипломатов и общественных деятелей. В журнале «ВЗОР» освещаются: поэзия и проза, изобразительное искусство и архитектура, фотоискусство и дипломатия, история и жизнь театра и кино, парадоксальные научные воззрения и путешествия. А великолепные иллюстрации известных фотографов делают эти материалы живыми и яркими.
Журнал «ВЗОР» одно из немногих периодических изданий аккредитованное и распространяемое в Государственной Думе РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Конституционном суде РФ, Министерстве иностранных дел, посольствах зарубежных стран, крупнейших авиакомпаниях, в лучших отелях г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и г.Казани, а также среди представителей промышленного и делового бизнеса.
Прекрасно иллюстрированное периодическое издание, с которым сотрудничают самые известные писатели, журналисты, ученые, фотографы и путешественники. Среди них фотографы: Александр Тягны-Рядно, Виктор Ахломов, Катя Галицына, Герман Вестманн (Кельн); журналист и писатель – Татьяна Щербина; ученые с мировым именем – Сергей Аверинцев; английский ученый – Джефри Аш; писатель – Александр Кабаков и многие другие.
Главный редактор журнала – Оксмон Борис Моисеевич.
Заместителем главного редактора является известный писатель Евгений Попов.
Членами редакционного совета журнала являются: Вадим Абдрашитов – кинорежиссер; Василий Аксенов – писатель; Ренэ Герра (Франция) – профессор-славист; Александр Градский – певец, композитор; Борис Мессерер – художник; Татьяна Толстая – писатель.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Градского Александра Борисовича

Градский Александр Борисович – певец, композитор, поэт.

Детство и юность

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейск Челябинской области. Его отец Борис Абрамович Фрадкин работал инженером на заводе, мать Тамара Павловна Градская была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семья несколько лет вплоть до ранней смерти матери (1963 г.) жила в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной в "компании" еще 9 семей. Кстати, именно безвременная кончина Тамары Павловны и стала причиной, по которой Александр сменил свою фамилию (Фрадкин) на девичью фамилию матери. Тем самым он хотел отдать дань уважения родному человеку. С 1958 по 1965 годы Градский по настоянию родителей учился в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф. Гнесиной" В.В. Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. , за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) он познакомился с западной музыкой ( , Б. Хейли, ), в советской эстраде отдавал предпочтение песням в исполнении , Л. Руслановой, увлекался классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, ).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам – редкость!) пластинок: 57-го года, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме Саша уже в 10-12 лет получил возможность слушать самую современную по мировым понятиям музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считал, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву. Он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как , и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне – Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литтла Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай не повторился и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется" .

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробовал свои силы в школьных вечерах, пел, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играл в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "Тараканы" на нескольких концертах (в репертуаре были два блюза и один рок-н-ролл ). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов” – твист А. Бабаджаняна “Лучший город земли”.

1964 г. – время переезда в более-менее приличную квартиру и... ... В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, словом – Александром Градским...

Первые шаги

В 1965 г. А. Градский и Михаил Турков организовывают группу под названием "Славяне". Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца – Вадим Маслов (электроорган). "Славяне" стали третьей по времени создания советской рок-группой (после "Братьев" и "Соколов"), ставшей известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Репертуар коллектива почти целиком состоял из песен и . Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен, отсюда – создание им группы "Скоморохи" (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения на русском языке.

В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский написал одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием "Скифы". Первоначально эта группа имела в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры – инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова заменяют на Дегтярева и Донцова, затем вместо Градского приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы "Саша и Юра"). Интересно, что после ухода А.Г. из "Скифов" его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием "Лос Панчос" и вплоть до 1968 года играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые "Скоморохи" (кроме Александра Градского) – это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА "Веселые ребята", и (фортепьяно), он также попал в ВИА "Веселые ребята", после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла, прежде всего, в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым" . Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединялись и Полонский, иногда они работали в поездке, а А.Г. покорил Москву с "Лос Панчос"; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА "Электрон", где заменил Валерия Приказчикова на соло-гитаре, но опять же не пел...

За два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды под рев обалдевшего зала он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...

Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и выдать русский рок-н-ролл...

Обучение, успехи

1969 год – год поступления А. Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В. Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу – Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работали такие мастера, как С.С. Сахаров, Н.Д. Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начал параллельно сольную карьеру, выступая один под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969 г. "Скоморохи" играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы "Ветры перемен" (впоследствии вместе с Ю. Валовым работал в США в группе "Саша и Юра", одновременно преподавая лингвистику в американском университете), а вместо В. Полонского, перешедшего в ВИА "Веселые ребята", пришел умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, чуть позже стал священником Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав "Скоморохов". Они свободно пели на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва была покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, не было. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

Серьезная творческая деятельность

В конце 1971 года А. Лерман и Ю. Шахназаров (впоследствии основатель группы " " театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы ) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г. Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде "Москва – Горький" Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “ ”, “Скоморохи” завоевали 6 первых призов из 8. А три из них – “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” – получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе время от времени присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск организует студийные записи Градского и "Скоморохов" на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи и – своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет было записано на пластинку).

В ту пору стало окончательно ясно: "Скоморохи" – это Александр Градский. О нем и о группе говорили "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучали на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа стала индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне") впервые за была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г. по предложению Тухманова он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир".

Для записи "Джоконды" и "Жил был я") впервые в Союзе использовалась 16-канальная аппаратура.

В том же 1972 году "Скоморохи" выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе специально для поездки появляются , Ю. Шахназаров, Г. Май, барабанщик Борис Богрычев...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене зрители увидели бас-гитариста Юрия Иванова, который и спустя много лет входил по мере надобности в состав "Скоморохов".

В начале 1973 года Градский и Иванов (И. Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно, как и Ю. Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (со временем Игорь Саульский перебрался в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более, чем из 4-х человек, привела к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько вместе с Градским и Ивановым составили тех "Скоморохов", которых можно услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого ее участника в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" . Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки... Небывалый по тем временам случай: 23-хлетний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-хсерийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны... Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году вышел первый LP А. Градского с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за выдающийся вклад в мировую музыку.

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как оперный и концертно-камерный певец. Тогда же он становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни "Братиславская лира".

Известность

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики. В огромных дворцах спорта он отрабатывал по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа "Скоморохи"), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа была организована через филармонии и на творчестве Градского появилась печать официального искусства, т.е. рок-музыка стала официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. пробил эту непреодолимую стену первым, а за ним в образовавшуюся брешь ринулись все остальные рокеры...

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г. Гладкова, В. Терлецкого, Э. Колмановского, М. Фрадкина, М. Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записал "Как молоды мы были" и Н. Добронравова (результат все знают...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была раскручена ТВ и Радио. Все остальные его работы зажимались и продолжают зажиматься, несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г. по совету А. Петрова записывает и вторую часть. "Русские песни" – первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.), ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома был определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с того времени, Градский выдавал одну студийную работу за другой. Вокальные сюиты "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-1974 годов, в котором А.Г. доказал возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивался по понятным соображениям... Рекорд здесь принадлежит сюите "Размышления шута". Несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16 (!) лет после записи.

А.Г. продолжил гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появлялись песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он написал ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Новая веха

В свое время Градский начал преподавательскую деятельность. Спустя несколько лет работы в училище Гнесиных он выпускает курс. Еще через несколько лет уже в институте Гнесиных был выпущен еще один курс. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание было возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, пришлось бы создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 год – год смерти – становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", замешивая на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не трогали, но затем в 1983-84 гг. кое-какие неприятности все же случились, но ведь всегда голос и талант принимались во внимание... Градского со скрипом принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще спел на закрытии конференции, а американцы устроили ему 15-минутную овацию...

1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “ ”, “ ”, " ", “Облачного края”, “ ”, “ ”, “ ”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием "занудному официозу" .

В том же 1988 году уже 25-тиминутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг. Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер . Партию звездочета, труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкал" как орешек...

К тому времени благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с того времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города и начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО) под его руководством осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "ЖивЬем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работал в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Джон Денвер, Крис Кристофферсон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Grateful dead, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, и выпустил под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery). Также он дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек" ," " и "Еврейская баллада") были поставлена Киевским театром балета (балетмейстер – Г. Ковтун), еще два – Театром балета на льду (худрук – И. Бобрин). Все эти спектакли разъезжали по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, Градский не остановился на достигнутом и с упорством продолжил строительство своего музыкального театра в прямом и переносном смысле.

Телевидение

Градский всегда отличался своей неприязнью к большому миру шоу-бизнеса, к пафосу и богемности, всегда недолюбливал представителей прессы... Однако это не помешало артисту в 2012 году стать наставником молодого исполнителя в популярном телевизионном проекте "Голос". Так сказать, Градский с головой окунулся в ту среду, от которой всю жизнь старался держаться подальше. Кстати, его подопечная Дина Гарипова на том проекте одержала победу. Спустя год Александр Борисович принял участие в шоу еще раз.

Личная жизнь

Первый раз Градский женился еще в юности на девушке по имени Наталья. Их семейная жизнь длилась недолго – вскоре молодые люди поняли, что совершили ошибку.

Второй раз Александр женился в 1976 года на актрисе . Увы, и этот брак был скоротечным – через два года они расстались, а еще через два был оформлен официальный развод.

С третьей супругой Градскому повезло чуть больше. С женщиной по имени Ольга Семеновна, которая родила ему двоих детей (в 1981 году – сына Даниила, в 1986 году – дочь Марию), он прожил целых двадцать три года.

После развода с Ольгой Александр без памяти влюбился в обворожительную модель Марину Коташенко. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, Градский начал ухаживать за девушкой. Со временем они стали жить вместе. Осенью 2014 года Марина родила Александру сына. Карапуза назвали в честь отца.

Новости Градского Александра Борисовича

Александр Борисович Градский, известный советский и российский композитор, один из родоначальников русского рока, недавно в третий раз стал отцом. 1 сентября этого года сожительница Градского Марина Коташенко, тридцатитрехлет...

Александр Борисович Градский, биография и личная жизнь которого нам так интересны, появился на свет в Челябинской области. В городке под названием Копейск. Это было 3 ноября 1949 года. Мать музыканта была профессиональной актрисой. Она играла в театре. И возможно, именно от нее мальчик унаследовал артистизм и любовь к искусству.

У папы Александра была более «приземленная» профессия. Он работал инженером-механиком. В 1957 году семья перебралась в столицу СССР -город Москва. Папа по-прежнему работал на заводе, а мама работала педагогом в детских театральных студиях. Кроме того, она была одним из авторов известного в то время литературного журнала. Интересно, что долгое время мальчик проживала долгое время у своей бабушки в подмосковном Расторгуево (Бутовский район). Там он обучался в музыкальной школе, учился играть на скрипке. Это доставляло ребенку огромный интерес. Но дома помногу заниматься скрипкой ему совсем не хотелось.

Детское фото Александра Градского

В школе мальчик также тяготел к гуманитарным наукам. Ему очень нравились история и литература. Особенно он увлекался поэзией. И в тринадцать лет он впервые написал первое стихотворение.

Градский вспоминает - вместо того, чтобы заниматься скрипкой, он тратил все свое свободное время на спорт. Артист играл в футбол, увлекался волейболом и борьбой. Кроме того, он ходил на шахматы. Музыкальную школу по классу скрипки он окончил. Но появившиеся в то время «Битлз» настолько поменяли мировоззрение мальчика, что никаких шансов стать скрипачом у него не осталось.

Кроме того, Градский любил слушать современную музыку - как отечественных, так и зарубежных исполнителей. Он обожал Элвиса Пресли, Луи Армстронга, Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову.

А. Градский в юности

Родной дядя из-за рубежа привозил ему виниловые пластинки с современными хитами. И мальчик был поражен потрясающей музыкой. В старших классах он начал выступать в качестве исполнителя на мероприятиях в школе. Пел и подыгрывал себе на гитаре или фортепиано. Кроме того, он как актер пробовал свои силы в школьном театре.

В детстве Александр носил фамилию Фрадкин это фамилия его папы. Однако, все изменилось, когда в 1963 году ушла из жизни его мама, Тамара Павловна Градская. Мальчик очень тосковал о ней, и решил изменить свою фамилию.

1963 год стал для мальчика знаковым. Он потерял близкого человека, сменил фамилию и сделал первые шаги в своей музыкальной карьере. Впервые он начал играть в рок-группе «Тараканы», в состав которой входили студенты из Польши. А в 1965 году, в шестнадцать, он организовал коллектив «Славяне». Эта группа стала очень популярной в СССР, молодые парни завоевали сердца многих поклонников. Они пели песни популярных коллективов - Rolling Stones и The Beatles.

Градский в молодости

В 1966 году Александр Градский, в биографии и личной жизни которого много интересных моментов, создал еще одну группу - «Скоморохи». Он сам был автором песен, сочинял их на родном языке. А в компании старых друзей из «Славян» - Вячеслава Донцова и Виктора Дегтярева - он колесит по городам с гастролями. Вскоре они зарабатывают денег на то, чтобы купить себе качественную дорогую аппаратуру. Но и не забрасывает он коллектив «Скоморохи». Вместе с ним он продолжает ездить на гастроли по советским городам. А Градский лично получает почетные награды за свою деятельность - «За вокал», «За гитару» и «За композицию».

Однажды Александра заметил режиссер Андрей Кончаловский и предложил ему принять участие в съемках своего фильма «Романс о влюбленных». Изначально Градского пригласили просто как талантливого певца. А затем он стал автором всех стихов, песен и музыки, которые звучали в этом фильме.

Градский и Канчаловский

Тогда Градский получает еще большую известность и награду «Звезда года» (1974). Карьера молодого музыканта стремительно идет в гору. Градского очень любят зрители, они с удовольствием приходят на его концерты.

Но Градский, несмотря на оглушительный успех, не зазнается - он продолжает учиться. В 1974 году становится студентом Московской консерватории. Его преподавателем был знаменитый композитор Тихон Хренников. В 1988 году Градский пишет композиции к кинофильмам, которые вскоре становятся популярными.

В конце 70-х Градский пишет много песен в поддержку рок-музыки. Как известно, в СССР не очень поощрялись такие композиции. Их считали негативным веянием Запада. Из-за такой деятельности Градского, у него появляется много недоброжелателей.

Однако, музыкант остается верным своим взглядам и продолжает активно работать. Несколько лет он преподавал в Училище Гнесиных, а после - в институте. Работал заведующим вокальной кафедрой.

Виниловая пластинка А. Градского

С 1976 по 1980 год он пишет сюиту «Русский песни» в двух частях. А также издает сборник композиций «Размышления шута», где представляется как артист, способный петь и играть музыку в различных жанрах. Кроме того, Градский сочиняет оперу «Стадион», музыку для балета «Человек». А после смерти поэта и композитора Владимира Высоцкого, Градский меняет вектор творчества на трагический и драматический.

Интересно, что Градский популярен не только у себя на Родине, но и за рубежом.Под его руководством создаются различные творческие проекты. Проходят концерты в столице СССР с участием различных оркестров, рок-групп и солистов хора. У Градского также выходят пятнадцать компакт-дисков с его композициями. За границей Градский работает с такими знаменитостями, как Лайза Минелли, Джоном Денвером, Дайяной Уорвик и другими.

А. Градский с Джоном Денвером

Сегодня Градский по-прежнему популярен, продолжает гастролировать по России и работает за рубежом. Кроме того, он долгое время являлся членом жюри проекта «Голос» на центральном телевидении. Молодые таланты под его руководством не раз становились победителями этого громкого проекта.

Много лет Градский дружит с Александрой Пахмутовой. Они познакомились на работе. Градский должен был записать композицию для фильма «Моя любовь на третьем курсе». А Пахмутова написала музыку для этого фильма. Это знакомство переросло в долгую дружбу. И именно Пахмутова написала для Александра Борисовича его знаменитую песню «Как молоды мы были». Вот уже много лет она является хитом.

Градский признавался в интервью, что получил популярность именно благодаря композиции «Как молоды мы были» и популярной кинокартине «Романс о влюблённых», к которому он написал музыкальное сопровождение. Артист не скрывает - ему предлагали очень большие деньги за концерты - как никому другому в СССР. Дело в том, что везде он мог собрать полные залы. Не каждому гастролеру удается такое.

Александр Градский, биографию и личную жизнь которого мы сегодня обсуждаем, широко известен как автор многочисленных сценических постановок. Например, его работа - рок-опера «Стадион» стала очень знаменитой и популярной. Она рассказывает о военном перевороте в Чили в 1973 году. Тогда Аугусто Пиночет подвергал страну страшным репрессиям. Погибло много людей. Герой оперы-музыкант Виктор Хара, который тоже стал жертвой кровавого режима. Хотя Градский не указывает имени главного героя и места событий - понятно, что в основу положена именно эта история. Интересно, что роль певца с трагической судьбой сыграл сам артист.

Во время выспупления

Это произведение вышло на дисках, поэтому поклонники творчества Градского, могут с ним познакомиться. Роли в произведении исполняют друзья автора-Александр Розенбаум, Иосиф Кобзон, Лолита, Андрей Макаревич, Григорий Лепс и другие.

С И. Кобзоном во время выступления

Так сложилось, что популярный музыкант был женат несколько раз. Его первая жена-Наталья Градская. Артист познакомился с ней еще в юности и недолго думая, женился. Второй супругой мэтра стала известная советская актриса Анастасия Вертинская.

Этот брак также не принес артисту счастья. Вместе актриса и музыкант пробыли всего четыре года и расстались в 1980 году.

С Анастасией Вертинской и с сыном

В третий раз артист женился на Ольге Градской, сообщает сайт сайт. Они вместе прожили 23 года. Ольга родила музыканту двоих детей. Сына Александра Градского, личная жизнь и биография которого до сих пор интересует поклонников, зовут Даниил. Он родился в 1981 году. А его дочь зовут Мария. Она появилась на свет в 1985-м. Сын является успешным бизнесменом, что не мешает ему всерьез заниматься музыкой. Дочь работает телеведущей.

А в 2004 году Александр женился снова. Его избранницей стала красавица и модель Марина Коташенко, которая на тридцать лет моложе его. Они познакомились на улице, где обаятельный Градский смог обратить на себя внимание девушки. Марина признавалась потом в интервью, что она счастлива в браке. Музыкант относится к ней с любовью, заботится о ней. Кроме того, он интересен ей как личность. Марина сейчас снимается в сериалах.

А. Градский с Мариной Коташенко

А в 2014 году она подарила Александру Борисовичу сына. Счастливое событие произошло в столице Штатов. Ребенка назвали Сашей в честь отца, но пока рано говорить о том, станет ли мальчик таким же знаменитым музыкантом.

В 2016 году папарацци подловили Градского с молодой женой на отдыхе и выложили фотографии Александра и Марины в Сеть. После чего на семью обрушилось множество ехидных комментариев. Александр, в отличие от молодой супруги не может похвастаться отличной формой. Поэтому многие назвали их союз не иначе как «Красавица и чудовище». Александр признается - он не комплексует, а напротив - очень рад, что Марина выбрала его, а не кого-то помоложе и поспортивнее.

Александр и Марина

Нужно отметить, что красавица ни разу не была замечена в попытках изменить супругу и никому не давала повода для сомнений в ее любви к мужу. Однако не удивительно, что Градский журналистов очень не любит. Именно он ввел в обиход слово «журналюга», отражающее его негативное отношения к представителям этой профессии.

Сейчас Александр Градский, биография и личная жизнь которого стала предметом сегодняшней статьи, вместе со своей семьей живет в Подмосковье. Он пишет музыку, занимается преподаванием вокала.

Новости СМИ

Новости партнеров


Close