Описание :
Предлагаемый материал особенно актуален в этом году, поскольку 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом Экологии. Здесь вы сможете найти интересные факты на соответствующую тему в рубрике "Знаете ли вы", а также занимательные вопросы с ответами. В середине игры вы сможете увидеть видео интерактивной танцевальной минутки, которое обязательно понравится ребятам, и они с удовольствием все вместе станцуют.
Цели :
активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы
Задачи:
- привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды,
- воспитывать бережное отношение к природе,
-формировать умение работать в команде.
Оборудование: мультимедийный проектор, черный ящик,6 стульев для каждой команды.
Ход интеллектуального конкурса
О красоте Земли поёт душа.
О том, как мир огромен и прекрасен.
Мы разные, Земля у нас одна!
Перенесла она невзгоды и несчастья
Вреда ей человек принёс сполна
Давайте сохраним планету счастья


Знаете ли вы?

1. В Швеции только 4% мусора закапывается в землю, всё остальное идёт на переработку. В последние годы Швеция импортирует мусор из других стран в количестве 80 тысяч тонн в год, большую часть - из Норвегии. Причём норвежцы сами платят за вывоз этих отходов, шведы получают электричество, а оставшийся пепел с большим содержанием токсинов и тяжёлых металлов отправляют обратно в Норвегию на захоронение.



2. В начале 1990-х годов компания Nike запустила программу, которая действует и по сей день. Она заключается в переработке старых кроссовок, в материал для спортивных площадок. Каждая из трёх частей обуви перерабатывается отдельно: измельчённые резиновые подошвы становятся беговыми дорожками, средняя часть из пеноматериала - покрытием теннисных кортов, а ткань - покрытием баскетбольных площадок.





3.На больших океанских лайнерах топ-класса есть даже поля для гольфа. Главной проблемой такой игры является то, что мячики часто улетают за борт. Одна немецкая фирма выпустила специальные мячи в виде спрессованного рыбьего корма для тех игроков, которым не чужда забота об окружающей среде.





4.Компания-производитель продуктов питания Kraft Foods использует в технологическом процессе кофейной фабрики английского города Банбери электростанцию, топливом для которой служит кофейная гуща.



5.Об этом мало кто знает, но в Тихом океане есть целый «континент» из пластиковых отходов, известный как Большое тихоокеанское мусорное пятно. По некоторым оценкам, размеры этого пластикового «мусорного континента» могут быть в два раза больше США.



6.Известный американский музыкант, продюсер и дизайнер Фаррелл в 2014-м году заключил контракт с голландским брендом джинсовой одежды "G-Star Raw". Вместе они создали линию одежды из пластиковых отходов, которые были найдены в водах Мирового океана. Эко-коллекцию назвали "Сырье из океанов", а ее символом стал забавный осьминог Отто.



7.Всемирно известная компания "Adidas" презентовала кроссовки, которые полностью сделаны из пластиковых отходов, найденных в океане. Таким образом, спортивный бренд продолжает удивлять своих поклонников стильными и необычными новинками, а также борется за чистоту окружающей среды.



8. Какие компьютеры греют воду в бассейне? Датацентр IBM в швейцарском городе Уитикон, построенный в 2008 году, подогревает воду в местном бассейне за счёт отвода тепла от массива серверов.



9. Все знают, что массовые смертельные разливы нефти образуются после несчастных случаев с танкерами или буровыми установками. При этом, практически неизвестен тот факт, что на каждый миллион тонн отгружаемой нефти всегда есть одна тонна разлитой нефти (и это без каких-либо аварий).



10.Загрязнение воды еще хуже в Индии, где почти 80% всех городских отходов сбрасывается в реку Ганг - самую священную реку индуистов. Также в этой реке бедные индийцы хоронят умерших членов семей.



11.Единственным относительно чистым местом на Земле является Антарктида. Данный континент находится под защитой «Договора об Антарктиде», который запрещает военную деятельность, добычу полезных ископаемых, ядерные взрывы и утилизацию ядерных отходов.



12. Человечество не перестаёт искать альтернативные источники энергии. Японские ученые предложили производить топливо для реактивных двигателей из старой одежды. Испытательные полеты с использованием смеси из обычного и «хлопкового» топлива планируются в 2020 году. «Хлопковое» топливо на самом деле не является панацеей и полной заменой для нефти: 100 тонн хлопка дает лишь 10 килолитров или примерно 2641 галлонов топлива. А самолет, подобный Boeing 747, использует около 1 галлона топлива каждую секунду.



13. Озеро Карачай - свалка радиоактивных отходов бывшего Советского Союза, которое находится в Челябинской области, является самым загрязненным местом на Земле. Если человек проведет всего час в этом озере, он гарантированно умрет.



Вопросы для игры

Вопрос зачитывается для всех команд знатоков одновременно. Через 1 минуту ответ, записанный на листке бумаги, передается специальными помощниками на стол жюри.На экране показывается правильный ответ.

1. Жители французского города Шамони изготовили в центре ледника на Монблане, часто посещаемого туристами, статую высотой 6м. и весом в 1 т. Из чего была сделана статуя?
Ответ: Из мусора, оставляемого “горевосходителями”.



2. Российские экологи выступили с предложением покупать на Новый год ИХ: так граждане будут спасать природу, поскольку вырубка наносит экологии гораздо больший ущерб. Назовите ИХ двумя словами, если это не искусственные ёлки.
Ответ: Живые деревья



3. Процесс начался в 50-е годы XX века из-за увеличения площадей для посевов хлопчатника и риса. Сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Вскоре это море умрет и исчезнет с лица земли. О каком море идёт речь?
Ответ: Аральское море



4. На этой огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 800 видов растений и проживают множество птиц и животных. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?
Ответ: Антарктида



5. Чичиков ходил во фраке цвета этого растения. Чай из ЕЕ листьев полезен при гастритах. Лечебный настой из ее плодов пьют при различных заболеваниях. Напиток из ее сока с сахаром и медом помогает при простуде. Настоем из листьев полощут рот. Как видите, от нее одна только польза! Назовите это растение, которое можно собрать в наших лесах.
Ответ: Брусника



6. Какое «начало всех начал, плодовитости и жизненных сил» мы часто употребляем в пищу?
Ответ: Яйцо



7. Назовите хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое, которое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками?
Ответ: Муха



8. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения?
Ответ: Моль



9. «Я - растение, которое стали использовать в Китае много столетий назад, бываю черным, зелёным, желтым, красным. Сегодня же без меня не обходится ни один современный человек». О чем идет речь?
Ответ: Чай



10. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда?
Ответ: Кукушка

Танцевальная пауза


11. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Что является самым важным веществом на Земле?
Ответ: Вода



12. Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.
Ответ: Алюминий



13. Так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?
Ответ: Загрязнение
14. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь.
Ответ: Нефть


15. В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты.
Как называется эта книга?
Ответ: Красная книга



16. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
Ответ: Бумага
17. Это самое высокое животное в мире. Но в его шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли.
Ответ: Жираф
18. Это – единственная еда, которая не портится. При раскопках египетских пирамид были найдены несколько сосудов с остатками этой еды, которая оказалась пригодной в пищу.
Внимание, вопрос: О какой еде идет речь?
Ответ: Мёд

Игры-викторины, игры на развитие творческого воображения, игры-соревнования на тему «Экология»

Выбери ответ!

Подготовьте карточки. Договоритесь заранее, сколько карточек должен взять каждый участник игры. Все карточки сложите в конверт. Затем участники берут из конверта карточку-вопрос и отвечают.

Порядок игры: I тур — все ребята берут по одной карточке;

II тур — играют победители первого тура; III тур — играют победители второго тура; IV тур — суперигра (для победителей

III тура). Карточки можно копировать, дополнять.

Зачем кузнечику сабля?

Для сражения

Для откладки яиц

Для красоты

Для чего дятел по дереву барабанит?

Чистит клюв

Кому-то что-то сообщает

Музыкой увлекается

У кого когти самые сильные?

У медведя

У муравья

Почему тюлененок растет как «на дрожжах»?

Много спит

Много ест

Мало двигается

Зачем зайцу большие уши?

Чтобы лучше слышать

Чтобы не перегреться

Для торможения на поворотах

Зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Ищет пищу

Зачем звери зализывают раны?

Чтобы быстрее заживали

Просто от боли

С гигиенической целью

Копытные

Кошачьи

Собачьи

Как обезьяна рисуют?

До определенного возраста неплохо

Совсем не рисуют

Какая змея самая ядовитая?

Гремучая змея

Как ходит сороконожка?

На полусогнутых ногах

Нога за ногу

Не касаясь земли ногами

Отчего дрожит мышка?

Потому, что боится кошку

Чтобы согреться

Чтобы проветрить шкурку

Почему у журавля один птенец?

Откладывается только одно яйцо

Сильный убивает слабого

Вылупившийся птенец выбрасывает другие яйца

Когда спят кенгуру?

Вечером

Кто чаще всех обедает?

Птенцы ласточки

Птенцы пеструшки

Птенцы горихвостки

Самая большая птица на земле.

Журавль

Самый крупный из всех медведей.

Гималайский

Самый сильный хищный зверь.

Белый медведь

Ответы

1. Саблю имеет только самка. Она втыкают ее в песок или землю и по ней откладывает яйца.

2. Не долбит, а именно барабанит. Так он призывает самок.

3. Ни у кого нет таких когтей, как у гигантского броненосца, что живет в Южной Америке. Они длиной и шириной с ладонь.

4. Много ест.

5. Заяц ими потеет.

7. Чтобы быстрее заживали.

8. Всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, ее рекорд — 2 м 47 см в высоту и 22 м 16 см в длину.

9. Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать* Они, как и дети, начинают рисовать с каракулей, а затем осваивают прямую линию, позднее — круг. На этом их способности иссякают.

11. Сороконожка переставляет ноги след в след.

12. Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться.

13. Журавли откладывают по два яйца, но птенец остается один. Вылупившиеся птенцы начинают жестокую драку, пока один не убьет другого.

15. Птенцы пеструшки — более 500 раз в сутки.

16. Страус.

18. Белый медведь.

МЫ - АРТИСТЫ!

Игра на развитие творческого воображения. Карточки, которые вытягивают игроки, представляют собой творческие задания самого различного плана.

1 карточка

Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны.

2 карточка

Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросенка.

3 карточка

Расскажите стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», изобразите ситуации, в которых вы: испугались собаки, хвастаетесь перед ребятами, немой.

4 карточка

Зоологические прыжки: попробуйте попрыгать так, как это делают воробьи, кенгуру, зайцы, лягушки, кузнечики.

5 карточка

Сочините историю про собаку, жившую в холодильнике; щуку, играющую на гитаре; ворону, которая любит кататься на велосипеде (на выбор).

6 карточка

Представьте, что вы — кошка, которая любит музыку. Исполните нам на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют ее угадать

7 карточка

Вы все знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.

8 карточка

Представьте, что в зоопарке состоится концерт вокально-инструменталь- ных ансамблей, дуэтов и др. Подберите «артистов» для исполнения любой знакомой песни или мелодии так, как это могли бы сделать ансамбль в составе... (это ваш выбор).

9 карточка

На балу у Мухи-Цокотухи веселились и плясали только насекомые. Изобразите этих насекомых и станцуйте так, как могли бы танцевать тараканы, бабочки, кузнечики, стрекозы, майские жуки (на выбор).

10 карточка

Сочините текст песен про носорогов, или баранов, или волков, или белок (на выбор) аналогично «Песне про зайцев», которую исполняет Ю. Никулин в комедии «Бриллиантовая рука».

11 карточка

Придумайте автобиографию сказочных героев: Кота в сапогах, Медведя (на ваш выбор). Не забудьте сообщить: где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках служил, наличие наград.

12 карточка

Составьте хвалебную речь, где главным содержанием будут похвалы в адрес уважаемых лиц. В качестве героев будут персонажи басен И. А. Крылова (на ваш выбор). Выразите восторг и восхищение Моське — «за смелость в критике вышестоящих инстанций»; Лебедю, Раку и Щуке — «за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений»; Муравью — «за последовательную борьбу с тунеядством».

КТО КАК «РАЗГОВАРИВАЕТ»?

Увеличьте до нужного размера и скопируйте игровые карточки на бумагу разного цвета, размножьте в зависимости от количества участников или команд и разрежьте.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Ответы: 1 — А; 2 — Б; 3 — В.; 4 — Б; 5 — А; 6 — В.

КРЕСС-КРОСС «МИР ЖИВОТНЫХ»

Если в игре принимают участие несколько ребят или команд, можно увеличить и вывесить кресс-кросс (см. игровые карточки) или размножить для каждого участника.

Для расшифровки необходимо разгадать загадки, найти ответы в головоломке и обвести (см. пример). Время на выполнение задания -— 3-5 минут.

Загадки

1. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

2. Заплелись густые травы, закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)

3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

4. С бородой родился, никто не дивился. (Козел)

5. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух)

6. Явился в желтой шубке — прощайте две скорлупки! (Цыпленок)

7. В воде купался и сух остался. (Гусь)

8. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

9. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

10. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Сом)

11. Под землей обитает, длинные норы копает. (Крот)

Л
Ь
К
Р

Игровые занятия по экологии, содержанием которых являются игры-конкурсы

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.

Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.

Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:

Интересных и занимательных вопросов;

Четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;

Равных по силам команд;

Широкого кругозора ведущего;

Системы награждения победителей.

Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.

Игра-конкурс «Природа и мы»

Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.

I тур (Отборочный)

Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.

1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)

2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)

3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)

4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

II Тур

1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)

2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)

3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)

4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).

III Тур

1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)

2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)

3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

IV Тур

1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)

2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)

3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)

Вопросы для зрителей

Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)

Какая рыба называется именем человека? (Карп)

Финал

Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.

Подведение итогов.

Конкурс «Самые, самые, самые...»

В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.

1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)

2. Самое большое наземное животное. (Слон)

4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)

6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)

8. Самый быстрый зверь. (Гепард)

9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)

10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)

11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.)

12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)

13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)

Победителям конкурса вручаются медали «Лучшие знатоки природы».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«2-ПРИСТАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПУСТНИК»

экологическая игра-конкурс для учащихся 5-6 классов

Автор

учитель биологии

Корниенко Юлия Евгеньевна

д. Пристань – 2.

2014

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Оборудование:
магнитофон, аудиокассеты с записями музыки по теме, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных; комнатные растения.

Действующие лица : ведущий – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Ход игры
В игре-конкурсе принимают участие команды от каждого класса в составе пяти человек.

Предварительно команды получают задания:
1. Подготовить музыкальный номер (спеть или сделать инсценировку песни о природе) .

2. Придумать и обыграть сценку об охране природы.

3. Нарисовать плакат и приготовить презентацию экологической тематики.
Перед началом игры-конкурса звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
Команды занимают в классе места, заранее закрепленные за ними.
В течение торжественной части на сцене работают педагог и ведущий.
Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса.

1. Вступительная часть
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена экологии, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ (учащиеся называют свои команды). Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 8 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

1 конкурс. «Мои соседи по планете».

Командам предлагается выполнить на больших листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения 5-10 минут. Жюри оценивает рисунки по 6 бальной шкале.

2 конкурс. « Экологический»

Каждой команде задается по три вопроса, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5. Как приспособились растения для жизни в пустыне . (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

3 конкурс. «Музыкальный»

Команды представляют заранее приготовленные номера. Командам могут быть для исполнения предложены следующие песни: «В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси», «Не дразните собак», «Люси»

Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.

4 конкурс. « Лесная тропа».
1. Чей это след? по предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).
2. Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (очин, стержень, опахало).
3. Определи растение по предложенным семенам (семена ясеня, клена, дуба, ели, сосны).
4. По компасу и азимуту определи стороны горизонта.
5. Собери грибы в лукошко (представлены муляжи грибов, нужно выбрать съедобные и определить их название).

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.

5 конкурс. «Экологический плакат».

На конкурс предоставляется от каждого класса плакат и презентация на экологическую тему. Команды должны прокомментировать свои работы. Максимальная оценка конкурса 6 баллов.

6 конкурс. « Конкурс капитанов».

1. Эта единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. (Морской конек)
2. Это животное – родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела. (Морская звезда).
3. Как называется самый большой осьминог? (Спрут).
4. Скат Манта по другому называется… (Морской дьявол).
5. Коралл – это растение или животное? (животное).
6. В 1943 г. Жан Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом. Как он называется? (акваланг).

«Игра со зрителями».

Пока команды готовятся к конкурсу «Лесной театр» ведущий проводит игру со зрителями, за каждый правильный ответ 1 балл присуждается команде, болельщик которой правильно ответил на вопрос.

Растения вокруг нас.

1. На луга и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник)
2. Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).

3. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).
4. Какое растение очень любят кошки? (валериана)

Животные”

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

7 конкурс. «Лесной театр»

Команды показывают заранее приготовленные сценки о животных и растениях природоохранной тематики.

Жюри оценивает текст, костюмы, музыкальное оформление. Максимальная оценка - 7 баллов.

8 конкурс “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если команды набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

    Нос птицы. ( Клюв .)

    Птичий домик. ( Гнездо .)

    Ночная птица. ( Сова .)

    Насекомое, дающее мед. (Пчела .)

    Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

Вопросы 2-й команде

    Мелкая зимующая птица. (Воробей )

    Ребенок курицы. ( Цыпленок )

    Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)

    Домашний сторож. (Собака .)

    Плод дуба. ( Желудь .)

Жюри подводит итоги всех конкурсов. Награждение победителей дипломами и подарками.

Литература
1. Батуев, А. С. Человек [Текст]/А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др.-М.: Просвещение, 1995.-237с.
2. Демьянков, Е.Н.Биология в вопросах и ответах [Текст]/ Е.Н.
Демьянков. – М.: Просвещение,1996
3. Мигунова, Е. Я. Большая энциклопедия животных [Текст]/ Е. Я. Мигунова.- М.: Омега, 2004.
4. Рычкова, Ю. Новейшая энциклопедия комнатных растений [Текст]/ Ю. Рычкова. М.: Эксмо,2003.


Close