Современная мировая экономика характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости стран.

Эта взаимозависимость является следствием углубления МРТ, что делает выгодным специализацию стран в производстве отдельных товаров и услуг и

международный обмен.

Рост экономической взаимозависимости – одна из главных тенденций развития мировой экономики. На практике это означает, что темпы роста ВВП, экспорта страны зависят от экономической динамики другой страны. Ряд экономистов отмечают тенденцию роста влияния экономики США на развитие других стран.

Например, США производят сегодня 20% ВМП и обеспечивают 40% капитализации фондового рынка, падение ВВП США на 1% снижает экспорт Китая на 3,7%.

В наиболее развитых странах мира сформировалась модель «открытой экономики»

Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли - это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Экономика открытая - экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.

Признаки открытой экономики:

Важная роль внешней торговли в развитии национальной экономики, свободный режим торговли (невысокие таможенные пошлины, небольшая роль других ограничений)

Незначительные ограничения на движение капитала, благоприятны инвестиционный климат

Конвертируемость национальной валюты (хотя бы частичная)

Открытая экономика – антипод автаркии. Автаркия – это экономика самообеспечения, добровольной изоляции страны от мирового рынка (по сути – модель натурального хозяйства в рамках страны). В современных условиях эта модель крайне неэффективна.

Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика - это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.


Один из важных критериев открытой экономики - благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности.

Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей.

Количественные индикаторы открытости национальной экономики:

· Экспортная квота = *100%

· Импортная квота = *100%

· Внешнеторговая квота = *100%

Страна имеет признаки открытой экономики, если внешнеторговая квота = > 20%.

· Экспорт – вывоз товаров из страны;

· Импорт – ввоз товаров в страну;

· Оборот внешней торговли = Экспорт + Импорт;

· Торговый баланс = Экспорт – Импорт.

· Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Qэксп./ д. н.):

Стоимость экспорта

где Чн. - численность населения страны.

· Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

где Эп. - экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

Дд. н. - предельно допустимый доход на душу населения.

· Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным - при превышении импорта над экспортом.

В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин - «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

· Коэффициенты эластичности экспорта (Еэ) и импорта (Еи) по отношению к ВВП показывают, насколько возрастает экспорт (или импорт) при увеличении ВВП страны на 1 %, и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП за тот же период:

Еэ=ΔЭ (%) / ΔВВП (%);

Еи=ΔИ (%) / ΔВВП (%).

Значение данных коэффициентов >1 практикуют как увеличение открытости экономики, <1 – как уменьшение открытого характера экономики.

Факторы, которые влияют на степень открытости экономик и уровень развития международных экономических отношений:

1) объем внутреннего рынка страны;

2) уровень ее экономического развития;

3) участие страны в международном производстве.

Проблемы открытой экономики :

Угроза национальной безопасности в ситуации очень высокой зависимости от импорта каких либо товаров.

Ущерб национальным экономическим интересам в условиях обострения конкуренции с иностранными компаниями (вероятность банкротства и резкого роста безработицы.

Уязвимость национального рынка капитала от кризисов на зарубежных рынках капитала (колебания курсов ценных бумаг)

Угроза валютного кризиса (резкие колебания курса национальной валюты)

Хотя мировая экономика является единой системой, мир пока разделен на две сотни стран, каждая из которых имеет национальные экономические интересы и стремится их защищать. (Экономическими, политическими и даже военными методами).

Интересы других стран, как правило, игнорируются.

Противоречия между странами неизбежны и постоянны, но важно не доводить эти противоречия до конфликтов, особенно до формы открытой конфронтации. Механизмы международных организаций позволяют странам находить компромиссы, цивилизованно защищать свои интересы и сотрудничать (ООН, Мировой банк, МВФ, ОЭСР, ВТО, международные форумы).

Взаимозависимость между странами достаточно сильна, но в некоторых регионах мира наблюдается некоторая обратная тенденция снижения зависимости. Данное явление получило название «декаплинг » (decoupling, буквально - отделение, размежевание).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

1. История мировых экономических кризисов

2. Субъекты мирового хозяйства

3. Мировой рынок и международная торговля

4. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

Список используемой литературы

1. История мировых экономических кризисов

На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы. В специальной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом.

Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз. Первый мировой экономический кризис , который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году . Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции _ на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%.

Очередной мировой экономический кризис начался в 1873 году с Австрии и Германии. Кризис 1873 года рассматривается как крупный международный финансовый кризис. Предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии. Австро-германский подъем закончился крахом фондового рынка в Вене в мае. Фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США банковская паника началась после сильного падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства главного финансиста и президента Объединенной Тихоокеанской железной дороги Джей Кука. Из Германии в Америку кризис перекинулся из-за отказа германских банков пролонгировать кредиты. Так как американская и европейская экономика впали в фазу рецессии (спад производства), экспорт стран Латинской Америки резко сократился, что привело к падению доходов государственных бюджетов. Это был самый продолжительный в истории капитализма кризис: он завершился в 1878 году. В 1914 году произошел международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны. Причина _ тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

Следующий мировой экономический кризис, связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства), произошел 1920-1922 годах. Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании. 1929-1933 годы - время Великой депрессии . 24 октября 1929 года (Черный Четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60_70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. После Первой мировой войны экономика США развивалась динамично, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос потребительский спрос. И все в одночасье рухнуло. Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей - потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов. Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.

Экономические кризис, начавшийся в США в конце 1973 года по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошёл мировой экономический кризис 1957-1958 годов и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 годов. За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся.

В 1973 году произошел также первый энергетический кризис, который начался с подачи стран - членов ОПЕК, снизивших объемы добычи нефти. Таким образом добытчики черного золота пытались поднять стоимость нефти на мировом рынке. 16 октября 1973 года цена барреля нефти поднялась на 67% - с $3 до $5. В 1974 году стоимость нефти достигла $12.

Черный понедельник 1987 года . 19 октября 1987 года американский фондовый индекс Dow Jones Industrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга. Возможная причина кризиса: отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний.

В 1994_1995 годах произошел Мексиканский кризис . В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989_1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса _ бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы.

В 1997 году _ Азиатский кризис . Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Кризис - следствие ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина - девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на $2 трлн.

В 1998 году _ Российский кризис . Один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье (Россия _ крупный поставщик нефти и газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года _ январе 1999 года упал в 3 раза _ c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.

Начало очередного мощного экономического кризиса специалисты прогнозировали к 2007_2008 годам. В Америке предсказывалось разорение нефтяных рынков, в Евразии _ полное поражение доллара.

2. С убъекты мирового хозяйства

Три группы стран: На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или мега системами, являются три группы национальных экономик:

1) промышленно развитые страны;

2) страны переходного периода;

3) развивающиеся страны.

Группа развитых стран

В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС.

В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это, скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку.

Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран.

Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня.

Развитые страны - это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44 % мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США - 21, Японию - 7, Германию - 5 %. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Группа развивающихся стран

Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) - это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28 % мирового ВВП. Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста. Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии - Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке - Чили и другие Южно- и Центральноамериканские страны.

В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 - в Азии, 4 - в Океании, 1 - в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран - не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

Группа стран с переходной экономикой

К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют пост социалистическими). Такой переход происходит с 1980--199х гг.

Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм)

На страны с переходной экономикой приходится около 17-18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) - менее 2 %, бывшие советские республики - более 4 % (в том числе на Россию - около 3 %), Китай - около 12 %. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы.

В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики, которые сейчас объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, такое объединение приводит к реформированию экономики этих стран.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, относительно высокий уровень развития большинства из них.

Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу. Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается. Из многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 1990-х гг. остались только две страны: Северная Корея и Куба.

Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны.

В структуре развивающихся стран 1960--80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» - Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны - это НИС первой волны или первого поколения.

Затем за ними идут НИС последующих поколений:

1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили - второе поколение;

2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия - третье поколение;

3) Филиппины, южные провинции Китая - четвертое поколение.

В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.

Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:

1) размер ВВП на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);

4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки - НИС.

Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

Основные причины выделения НИС из остальных стран:

1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;

3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.

Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:

1) удобное географическое положение НИС;

2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;

3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.

Все страны по уровню экономического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.

В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)

Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.

В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла. К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя - Эквадор и Габон - отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:

1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;

2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;

3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;

4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;

5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.

ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.

Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные - по мере необходимости.

На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.

Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно. Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.

Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.

Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.

Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.

Устав определяет три категории членства в Организации:

1) участник-учредитель;

2) полный участник;

3) ассоциативный участник.

Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники - это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники - это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.

Максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников - это основная цель ОПЕК. В основном достижение этой цели объединено с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или же с его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически изменяла эти стратегии, но ее доля на мировом рынке с 1970-х гг. довольно снизилась. В то время в среднем реальные цены не претерпели существенных изменений.

Вместе с тем в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.

Цели тактического характера, решаемые на встречах ОПЕК, заключаются в регулировании добычи нефти. И все же на данный момент странам ОПЕК так и не удалось развить эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, которые имеют право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.

Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление «не спугнуть» нефтяные рынки, т. е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке. А так же уделяют особое внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.

По своей сути ОПЕК представляет не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК «любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участницами, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от ѕ ее полных участников, включая единодушное согласие участников-учредителей.

3. Мировой рынок и международная торговля

Появление крупной машинной индустрии определяет резкий рост мировых внешнеторговых связей. Все больше сырья, топлива, материалов, емких товарных рынков необходимо промышленности. В экономике из-за влияния технологической революции, в специализации и кооперации промышленного производства индустриальных стран происходят структурные сдвиги, которые усиливают взаимодействия национальных хозяйств. Значительную роль в мировом хозяйстве стали играть транснациональные корпорации.

Они захватывают все большую долю мирового рынка, на которую приходится увеличивающаяся часть товарообменных потоков.

Предприятия стран ориентируют производство своих товаров теперь не только на местные и национальные рынки, но и на мировые, осуществляют крупносерийное, массовое производство, уменьшая издержки и на неизменный капитал.

Чтобы международная торговля была выгодной для всех ее участников, должна выработаться наиболее действенная для каждой страны структура экспорта и импорта. Такая эффективность обусловливается прежде всего адекватной системой мировых цен и международных расчетов.

Можно отметить, что в международной торговле доминируют экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятой страны собирает сумму экспорта и импорта. Стоимость экспорта в мировом масштабе сопоставима с оборотом мировой торговли.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, услуг, технологий для того, чтобы реализовать их на внешнем рынке. Предметами экспорта являются не только произведенные в стране товары, но и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Своеобразной формой экспорта выступает реэкспорт, т. е. вывоз уже ранее ввезенных товаров, которые не подверглись переработке в данной стране.

Импорт - это, наоборот, ввоз товаров, услуг, технологий для реализации их на внутреннем рынке и вдобавок для транзита в третьи страны.

Формой импорта является реимпорт - объем импорта, включающий обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров. Международную торговлю можно представить как форму взаимоотношения между товаропроизводителями различных хозяйств, завязывающихся на основе международного разделения труда.

Другими словами, международная торговля - это совокупный оплачиваемый товарооборот между всеми государствами мира.

Но термин «международная торговля» используется и в более ограниченном значении. Это, например, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо региона и т. д.

Во внешнеэкономической деятельности каждая страна проводит свою внешнеторговую политику, являющуюся одной из составляющих экономической политики государства.

Внешнеторговая политика главным образом направлена на регулирование и развитие торговых связей с другими странами, группами стран для утверждения позиций страны на мировом рынке, она осуществляет решение ряда экономических проблем. В состав внешнеторговой политики входит стратегия и инструменты ее реализации.

Внешнеторговая политика государства должна учитывать тенденции формирования мировой торговли, обстановку на внутреннем рынке страны.

Вследствие этого она включает в себя две тенденции: протекционизм и либерализацию.

Протекционизм представляет собой политику, которая устремлена на охрану национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках от заграничной конкуренции, их поощрение.

Либерализация - это политика, суть которой заключается в том, что страны осуществляют принцип свободы торговли (государства отказываются от непосредственного влияния на внешнюю торговлю).

Такая политика реализовывается в соответствии с международным разделением труда и сравнительными преимуществами страны.

Разнообразная внешнеторговая деятельность делится по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю сырьем, торговлю машинами и оборудованием, торговлю услугами.

В международной практике определены следующие основные понятия.

Сырьевые товары - продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

Полуфабрикаты - продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров прежде, чем они стали орудием производства или предметом потребления.

Готовые изделия - все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, - товары со сроком пользования 1 год и менее.

Готовые изделия длительного пользования - изделия со сроком потребления свыше 1 года, предназначенные для промышленности, государственных и частных учреждений, которые классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, классифицируемого как товары, не отнесенные к другим категориям.

Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования - товары со сроком потребления один год и менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.

Товары среднесрочного пользования - товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.

Товары длительного пользования - товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет, но с высокой стоимостью. Мировой товарооборот определяется как совместный экспорт всех стран мира. Сальдо торгового баланса представляет собой разность между стоимостью импорта и экспорта. В том случае, если соотношение формируется в пользу экспорта, торговый баланс активный, а сальдо - положительное. А если стоимость импорта превосходит стоимость экспорта, то торговый баланс пассивный, а его сальдо - отрицательное (со знаком «-»).

Мировой рынок сложился к началу XXI столетия. Это стало следствием длительного развертывания интернационализационных процессов экономической жизни на основе обострения международного разделения труда. Современный мировой рынок сложился в процессе продолжительного исторического развития на базе внутренних рынков некоторых (в основном) ведущих государств. Рыночные взаимоотношения этих стран понемногу выходили за национально-государственные рамки.

Мировой рынок - это поле деятельности стабильных товарно-денежных отношений в общем составе мирового хозяйства, которые основаны на углублении и развитии международного разделения труда и процесса взаимодействие факторов производства между странами. Мировой рынок объединяет все национальные рынки.

На мировом рынке существует определенная классификация товаров:

1) по видам сырья, из которого изготовлен товар;

2) по степени обработки товара;

3) по назначению товара;

4) по месту товара в международной торговле.

Международные организации стараются систематизировать и классифицировать товары, являющиеся предметом международной торговли.

Примером может служить третья редакция Стандартной международной торговой классификации ООН (СМТК), принятой в 1986 г.

Она обусловила следующие классификации десятизначной системы кодирования товаров: «первая цифра кода соответствует товарному разделу, две следующие - товарной группе, две последующие - товарной подгруппе по степени обработки товара, три предпоследние - товарной позиции по назначению товара, три последние - субпозиции по месту товара в международной торговле».

Рынки сырьевых товаров минерального происхождения, рынки готовой продукции, рынки сельскохозяйственных товаров и продовольствия, а также рынки международных услуг являются наиболее значимыми для мировой торговли.

В 2005 г. мировая торговля развивалась быстрыми темпами (табл. 1), хотя по сравнению с предыдущим годом они снизились. Например, можно сравнить: если в 2004 г. мировой обмен товарами в сопоставимых ценах увеличился на 10,3 %, то в 2005 г. его прирост составил 7,0 %.

Этот показатель выше среднегодового прироста мировой торговли, прогнозированного МВФ для десятилетия 1997-2006 г. Он составляет 6,6 %. Мировая торговля в 2005 г. вырастает более высокими темпами, чем показатель ВНП по миру в целом (по оценке МВФ - 4,3 %). Импорт и экспорт развивающихся стран в то же время увеличиваются наиболее высокими темпами, чем внешняя торговля развитых стран.

Таблица 1 Мировая торговля товарами и услугами (темпы прироста в %)

Мировая торговля в текущих ценах составила в 2005 г. по оценкам экспертов МВФ 12589 млрд. долларов США (в 2004 г. - 11 150 млрд. долларов), увеличившись по стоимости на 12,9 %.

При этом на международный товарообмен приходится 80,6 % (10153 млрд. долларов США), а торговля услугами составила 2436 млрд. долларов США.

Темпы роста мировых цен на сырье в 2005 г, как и в предыдущие годы значительно превышают темпы роста цен на промышленные изделия.

За период с января по август 2005 г. индекс цен на сырьевые и продовольственные товары в международной торговле, выраженных в американских долларах, составил 29 %. При этом цены на энергетические товары возросли на 41 %. Продолжающийся рост цен на нефть и нефтепродукты - средняя спотовая цена (APSP) на нефть увеличилась на 44 % и превысила отметку в 65 долларов США в начале сентября 2005 г. - связан в первую очередь с повышением спроса и ожиданием недостаточности предложения этого энергоресурса на мировом рынке. В такой ситуации мировые цены на нефть и нефтепродукты стали исключительно чувствительны к краткосрочным изменениям, что было, в частности, продемонстрировано влиянием урагана Катрина, последствия которого - ущерб, нанесенный нефтяной и газовой инфраструктуре в районе Мексиканского залива - вызвали резкий скачок цен.

В связи с сохранением высокого спроса на нефть на мировом рынке и ограниченностью предложения многие аналитики, в том числе и эксперты МВФ, существенно изменили свои оценки и прогнозы роста цен на жидкое топливо в сторону увеличения.

Оценка МВФ APSP на 2005 г. составляет 54,23 долларов США за баррель (в апрельском прогнозе она составляла 46,50 долларов), а прогнозируемая средняя цена на 2006 г. - 61,75 доллара США за баррель (43,75 долларов соответственно).

Напротив, цены на другие виды сырьевых товаров (исключая энергетические) возросли за 9 месяцев 2005 г. всего на 5 %. В этой группе наиболее значительно выросли цены на металлы - на 9 %, что было вызвано связанным с расширением глобальной экономической активности увеличением мирового спроса на них.

Внешнеэкономические связи России

В первом полугодии 2006 г. замечалось улучшение благоприятной конъюнктуры мировых рынков основных экспортных товаров России.

Этот фактор является главным для сопровождения высоких темпов увеличения поступлений в государственный бюджет, а также реальных доходов населения, инвестиций и многих других показателей.

Оценивая в стоимостном выражении масштабы внешнеэкономической деятельности России, можно отметить, что они достигли в пореформенный период максимального своего уровня.

Рассматривая методологию платежного баланса, можно понять, что внешнеторговый оборот в первом полугодии 2006 г. превысил 166,2 млрд. долларов, что на 35 % выше по сравнению с январем--июнем 2004 г.

Вырос вывоз товаров на 39 % (до 112,0 млрд. долларов по сравнению с 80,5 млрд. долларов, а ввоз товаров увеличился на 28 % до 54,3 млрд. долларов с 42,4 млрд. долларов соответственно.

Следовательно, в первом полугодии 2006 г. продолжался прирост положительного сальдо торгового баланса - 51 %, а объем чистого экспорта товаров и услуг (51980 млн. долларов) превысил на 60 % соответствующий показатель аналогичного периода 2005 г.

Стабилизации внутреннего валютного рынка и увеличению устойчивости национальной валюты способствовал дальнейший рост высоких цен на основные товары российского экспорта.

Золотовалютные резервы страны увеличились на 21,7 % - с 124,5 млрд. долларов на 1 января 2006 г. до 151,6 млрд. долларов к 1 июля 2006 г. в условиях финансовой стабильности.

Скопленного объема золотовалютных резервов достаточно было бы для финансирования импорта товаров и не факторных услуг в течение 12,8 месяца по сравнению с 11,5 месяца на 1 января 2006 г.

К расширению инвестиционной активности привело повышение доходности основополагающих экспортоориентированных отраслей.

Прирост инвестиций в основной капитал составил 9,4 % в первом полугодии 2006 г. по сравнению с 12,6 % в аналогичном периоде 2005 г. и был выше прироста производства товаров и услуг за этот период.

Рост капиталовложений не сопровождался внушительными сдвигами в движении структурной перестройки истинного сектора отечественной экономики (55,2 % всех промышленных инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в первом полугодии 2005 г. направлялось на формирование трех первостепенных экспортных отраслей - топливной, черной и цветной металлургии по сравнению с 59,2 % годом ранее) Капиталовложения на приобретение импортного оборудования российскими компаниями в январе-июне 2005 г. составили 22,4 % от общего объема инвестиций в машины, оборудование, инструмент и транспортные средства (23,5 % за первое полугодие 2004 г.).

Увеличение инвестиционного спроса экспортоориентированных отраслей содействовало росту производства машиностроительной продукции и строительных материалов, а также росту объемов строительных работ.

Воздействие внешнеэкономических факторов на состояние государственного бюджета оказало в основном благоприятный исход.

Так, на снижение таможенных тарифов общая сумма сбора таможенных платежей достигла 859,6 млрд. рублей в первом полугодии 2005 г. против 524 млрд. рублей за январь июнь 2004 г., составив 38,7 % всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Взносы по внешнему государственному долгу увеличились в январе--марте 2005 г. более чем на 38 % (до 7,97 млрд. долларов по сравнению с 5,76 млрд. долл. в аналогичном периоде 2004 г.)

Коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение объема долговых платежей к экспорту товаров и услуг) практически не изменился и составил 14,1 % в январе--марте 2005 г. против 14,0 % в первом квартале 2004 г., а баланс между фактическими платежами по государственному внешнему долгу и доходовами консолидированного бюджета урезалось с 15,8 % до 12,9 %.

Повышение ВВП РФ (5,7 % в первом полугодии 2006 г.) произошло на фоне роста физического объема экспорта товаров на 3,6 %, в то время как в январе--июне 2004 г. ВВП вырос на 7,6 % при увеличении вывоза товаров в натуральном исчислении на 5,5 %.

Урезание прироста физического объема экспорта инициирует уменьшение темпов экономического развития России, несмотря на высокий уровень мировых цен на основные экспортные товары.

Бесспорно, что для дальнейшего роста экспорта топливных и других сырьевых ресурсов необходимо внушительное увеличение капиталовложений в их производство и транспортировку. Прирост производства в реальном секторе в первом полугодии 2006 г. в основном произошел за счет машиностроения - 11,5 %, производства кокса и нефтепродуктов - 5,0 %, а также строительства - 5,8 %.

Однако в то же время во многих крупных экспортно-ориентированных отраслях он отставал от общепромышленного (4,0 %), - в основном в топливной промышленности - 2,1 %, химической промышленности - 2,3 %, в металлургии - 1,9 %, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 3,4 %.

В итоге экспорт товаров по методологии платежного баланса поднялся до 112,0 млрд. долларов с 80,5 млрд. долларов. При этом увеличивается тенденция односторонней зависимости страны от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Их доля в общем экспорте товаров достигла 59,6 % против 55,2 % в первом полугодии 2005 г.

По состоянию на 01.07.06 г внешняя задолженность органов государственного управления, охватывая органы денежно-кредитного регулирования, оценивалась в 100,2 млрд. долларов (против 105,6 млрд. долларов на 01.01.05 г.) или 43,5 % всего внешнего долга РФ. Задолженность федерального правительства составляла 89,7 млрд. долларов против 95,7 млрд. долларов на 1.01.05 г. 6,9 % иностранных обязательств правительства РФ приходится на задолженность бывшего СССР, включая 42,8 % - на его долги Парижскому клубу.

В заключение рассмотрения данного вопроса можно отметить, что для России вместе с торговлей одной из главных форм мировых экономических отношений служит международное движение капитала. С 1990-х гг. Россия активно проводит политику обширного сотрудничества в международной финансовой сфере, привлекая и используя внешние ресурсы.

Применение иностранных инвестиций является беспристрастной надобностью, обусловленной системой участия экономики страны в МРТ и переливе капитала в свободные отрасли предпринимательства.

Как подтверждает практика, мировое хозяйство не может результативно развиваться в мировом масштабе без перелива капитала, без его устойчивой миграции. Это объективная надобность и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства.

Россия поставила перед собой цель - интегрирование в мировой рынок. Однако существует «непредвзятость» процессов ввоза импорта в Россию и экспорта капитала из России.

Россия, как и другие страны, рассматривает заграничные инвестиции как факторы:

1) форсирования экономического и технического прогресса;

2) «освежения» и модернизации аппарата производства;

3) усвоение передовых методов организации производства;

4) подготовки кадров, соответствующих требованиям экономического рынка.

По оценке американской компании «Эрнст и Янг» в первые 5-7 лет российской экономике для нормализации нужно привлечь 200-300 млрд. долларов. России понадобится около 100-140 млрд. долларов.

Только лишь для одного топливно-энергетического комплекса для того, чтобы преодолеть кризисные явления. Чтобы заменить активную часть производственных фондов модернизированными, необходимо ежегодно привлекать 15-18 млрд. долларов. По мнению некоторых российских экспертов, в настоящее время России доведется рассчитывать на более скромный объем иностранного капитала примерно 10 млрд. долларов.

Необходимо отметить, в каких же формах принимает участие капитал в России.

Иностранный капитал в России преобладает:

1) в государственной форме;

2) в частной форме;

3) в смешанном виде;

4) как капитал международных организаций.

В российскую экономику иностранные инвестиции поступают как прямые частные инвестиции и в виде кредитов (как ссудный капитал).

4. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

национальный мировой рынок торговля

Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли - это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Экономика открытая - экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота - отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

Отличительная особенность современного экономического развития - опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) - с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика - это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Один из важных критериев открытой экономики - благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп) и импортную (Кимп) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

где Q эксп. - стоимость экспорта;

Подобные документы

    Общая характеристика промышленно развитых стран. Основные признаки промышленно развитых стран. Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития индустриальных стран Запада. Внутренние рынки промышленно развитых капиталистические стран.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Международные рейтинги экономического развития и способы оценки состояния экономики промышленно-развитых стран. Развитие экономики в европейских странах, в США и Японии Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран, Америки и Японии.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Экономическая классификация стран, характеристика основных показателей экономического развития. Статистические методы анализа, описание дискриминантного, кластерного, факторного и графического анализа. Параметры исследование экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    История развития торговли и экономических отношений в ряде стран Европы, начиная с древности и до наших дней. Роль иностранного капитала в экономике России начала ХХ в., начало интеграции национальных экономик. Торговая политика Англии в середине ХIХ в.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2012

    Современное состояние социально-экономического развития развивающихся стран, характеристика и особенности процесса их дифференциации, место и роль в международном товарообмене. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран, проблемы внешнего долга.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2014

    курсовая работа , добавлен 29.01.2009

    Защита национальной экономики, гарантирование благоприятных условий для экспорта товаров и услуг, и для эффективного выхода национальных поставщиков на мировой рынок. Изучение поведения стран на международной арене, их внешнеэкономическая деятельность.

    реферат , добавлен 17.04.2017

    Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике. Частный сектор экономики. Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора. Становление частного сектора экономики в России. Взаимодействие государственного и частного сектора.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2005

    Понятие, классификация и элементы экономической системы. Основные модели развитых стран в рамках экономических систем. Российская модель трансформационной экономики, ее характеристика. Преобладающие проблемные области в экономике России 2000-2011 гг.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти. Исследование и анализ экономики стран-участниц ОПЕК: Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия, Катар. Деятельность ОПЕК в установлении норм добычи нефти, регулировании цен на нее, в поддержке стран-участниц.

Степень открытости экономики оценивается с помощью соответствующих показателей. В качестве базовых применяются показатели, характеризующие активность страны в области международной торговли.

Экспортная квота (Export Quota , XQ ) - доля экспорта (X) в ВВП (Gross Domestic Product , GDP) страны, %:

Если величина экспортной квоты составляет менее 10%, экономика страны считается относительно закрытой. Если доля экспорта составляет более 35%, экономика страны считается относительно открытой. Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции.

Импортная квота (Import Quota , MQ) - доля импорта (М) в ВВП (GDP ) страны, %:

Увеличение импортной квоты, означая рост открытости экономики страны, не является однозначно положительной характеристикой. Более того, высокая доля импорта может свидетельствовать о высоком уровне зависимости национальной экономики от зарубежных поставок. И наоборот, чем в большей степени страна обеспечена природными ресурсами, тем меньше необходимость заимствовать их на мировом рынке и, соответственно, меньше степень открытости.

Внешнеторговая квота (Foreign Trade Quota , FTQ) - соотношение внешнеторгового оборота (Foreign Trade Turnover FTT) - совокупной стоимости экспорта (X ) и импорта (М ) - к стоимости ВВП (GDP ), %:

Считается, что внешнеторговый оборот начинает оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на национальную экономику с того момента, когда он достигает уровня около 25% ВВП. Согласно другим оценкам, экономикой с низким уровнем открытости считается экономика страны с величиной внешнеторговой квоты менее 27%.

Соответствующие показатели можно рассмотреть на примере российской экономики (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Показатели открытости российской экономики

Показатель

Внешнеторговый оборот

Анализ показателей открытости экономики России позволяет сделать вывод о ее достаточно высоком уровне, особенно в части организации экспорта. Однако следует отметить, что в последнее время степень открытости российской экономики несколько снижается за пределы относительной открытости (менее 35%), что в значительной мере является следствием применения экономических санкций против нашей страны.

Для сравнения: доля экспорта в ВНП бывшего СССР в 1989 г. составляла 7,4%, доля импорта - 7,8, доля внешнеторгового оборота - 15,2% . Очевидно, что величина данных показателей свидетельствует о высокой степени автаркичности советской экономики.

Приведенные показатели, будучи базовыми, вместе с тем могут быть недостаточными для полноценной характеристики открытости экономики страны. Поэтому наряду с ними используют понятие отраслевой структуры национальной экономики. Как показывает практика, чем выше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики.

Кроме того, наряду с показателем объема рассматривают структуру экспорта и импорта , анализируя соотношение в них объемов сырья и готовой продукции.

В качестве примера рассмотрим отраслевую структуру СССР за 1980- 1989 гг. (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности СССР , %

Данные таблицы подтверждают выводы, сделанные выше, о высокой степени закрытости советской экономики. Доля отраслей тяжелой промышленности в народном хозяйстве страны в среднем составляла около 70%. При этом значительный удельный вес приходился на машиностроение (от 24,3 до 29,3%) и ТЭК (10,5-12,1%).

Для сравнения, в экономике современной России удельный вес в общем объеме добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды:

  • производства машин и оборудования - 2,7%;
  • металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 10,7%;
  • добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - 21,0% .

Эти данные свидетельствуют о наличии определенного потенциала

автаркичности экономики России, прежде всего в части использования собственных природных ресурсов. Такой вывод подтверждает и высокая доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта - 63,8% в 2015 г. В общем объеме импорта 2015 г. большую долю составил импорт машин, оборудования и транспортных средств - 44,8% .

Наряду с показателями международной торговли для характеристики открытости экономики используют показатели активности страны в сфере международного движения капитала. При этом одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений (прежде всего прямых), технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Конкретными показателями служат, например, объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны, соотношение объема прямых зарубежных инвестиций страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории и т.п.

Пример

Объемы иностранных инвестиций, поступивших в экономику России из-за рубежа и из экономики России за рубеж, представлены в табл. 10.3.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что инвестиционная активность страны за пределами национальных границ за последнее время существенно возросла. Если в 2000-2005 гг. соотношение между размещением прямых инвестиций за рубежом и привлечением прямых инвестиций из-за рубежа складывалось однозначно в пользу последних, то в 2010-2012 гг. ситуация выравнялась, а в 2013 г. принципиально изменилась: прямые инвестиции РФ в экономику зарубежных стран превысили объем прямых инвестиций, поступивших от иностранных государств почти в три раза.

На практике степень открытости, помимо всего прочего, зависит, от масштаба экономики. Относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. Имеется в виду, что небольшое государство гораздо более зависит от внешнего мира, чем государство со значительной численностью населения.

  • Рассчитано автором.
Открытая экономика - это экономика страны, интегрированная в мировое хозяйство, мировой рынок.
Она характеризуется следующими чертами:
- ликвидацией государственной монополии внешней торговли;
- активным использованием различных форм совместного предпринимательства;
- эффективным использованием принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда;
- организацией зон свободного предпринимательства.
Следует различать понятия «свобода торговли» и «открытая экономика». Понятие «открытая экономика» шире понятия «свобода торговли» как торговли товарами, включающей свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.
Существует различие между такими понятиями, как «сформировавшаяся открытая экономика» и «переход к открытой экономике». Открытая экономика не означает бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Она требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.
Показатели открытой (закрытой) экономики, по которым можно оценить степень открытости (закрытости) экономики, бывают качественные и количественные. Общий вывод можно сделать только после общего анализа экономики страны и факторов, влияющих на открытость.
К качественным критериям относят следующие:
- благоприятный инвестиционный климат страны, отражающий желание вкладывать в экономику данной страны капитал, т.е. возможность получить выгоду от инвестиций. Для формирования такого желания инвесторов в стране должны быть соответствующие структура и объем экономических ресурсов;
- доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы. Одного желания инвесторов для формирования открытой экономики мало. Должна существовать возможность инвесторов в разумной степени проникнуть на рынок благоприятной для инвестиций страны, т.е. желание этой страны развивать свою экономику;
- структуру внешнеторгового оборота страны, изучив качественный и количественный характер которого можно сделать вывод об открытости экономики страны. Если объем экспорта-импорта страны велик, то, скорее, это говорит об открытости этой страны, чем о ее закрытости.
К количественным критериям относят следующие:
- удельный вес экспорта и импорта в ВВП, комбинация которых дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота (Эк):

Где Э - объем экспорта.
Степень открытости экономики принято считать приемлемой, если Эк = 10%;
- импортную квоту (Ик):


Где И - объем импорта;
- внешнеторговую квоту (ВТк):


Где ВТ - объем внешнеторгового оборота.
Это комплексный показатель открытости. К недостаткам показателя внешнеторговой квоты относится отсутствие учета величины экспорта и импорта капитала.
Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели адекватно отражают состояние открытости экономики.
Факторы формирования открытой экономики включают:
- государственное регулирование. Во многих странах именно государство стимулирует экспортные производства, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными компаниями, развитию внешнеэкономических связей. Благодаря государству создавалась прочная правовая основа, облегчавшая приток из-за рубежа инвестиций, технологий, рабочей силы, информации;
- стремление транснациональных корпораций (ТНК) к расширению. ТНК, стремясь освоить новые рынки, создавали крупные компании в разных странах, многочисленные филиалы, дочерние компании, тем самым развивая и укрепляя внешние экономические связи;
- научно-техническое развитие средств связи и обмена информацией. Возможность быстро обмениваться информацией делает экономику страны более открытой для экономического взаимодействия с другими странами.

Степень влияния международных валютных отношений на кредитно-денежную политику государства зависит от степени открытости национальной экономики.

Понятие «открытость экономики» характеризует участие страны в международном разделении труда и подразумевает свободное движение товаров, капитала, факторов производства, взаимообмен национальных валют.

Анализом взаимосвязей в «открытой» и «закрытой» экономике активно занимались представители неокейнсианской школы. В их числе такие известные ученые, как Р. Махлуп, Я. Тинберген, Ф. Флеминг, Р. Харрод, Д. Хикс.

Предпосылками анализа явились постулаты Дж. Кейнса (1883-1946):

Об эффективном спросе как главном стимуляторе производства;

О более быстром росте доходов по сравнению с потреблением;

О необходимости регулирования со стороны властных структур.

Закрытая экономика - это независимая хозяйственная система с ограниченными внешнеэкономическими связями, способная обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, стремящаяся к автаркии (изоляционизму).

Функционирование закрытой экономики выражается следующей формулой (по Кейнсу):

где Y- национальный доход;

С - потребление (совокупность товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами);

I - объем инвестиций, т.е. товаров, приобретаемых для будущего использования;

G - государственные закупки.

В условиях закрытой экономики на первый план выходит задача полного самообеспечения и экономической независимости страны от внешнего мира. Характерными чертами закрытой экономики являются, отказ от значительной части импорта, контроль за осуществлением валютных операций, стимулирование импортозамещающих производств, полное использование всех производительных сил страны.

Простейшая модель закрытой экономики может быть представлена в виде так называемого базового кругового потока, при котором:

Поток товаров и услуг между населением и предпринимателями опосредуется потоком платежей;

Связь между населением и предпринимателями обеспечивается путем их взаимодействия на двух видах рынков;

На рынке товаров и услуг, где население формирует спрос, а предприниматели - предложение;

На рынке факторов производства (капитал, земля, рабочая сила), где население является продавцом рабочей силы, а предприниматели - ее покупателями;

Все полученные населением доходы полностью тратятся на покупку товаров и услуг, а все произведенные предпринимателями товары продаются.

Применение модели закрытой экономики во многом обусловливается экономическими и политическими интересами страны. Например, при кризисных ситуациях в экономике и политике закрытость экономики способствует сохранению национальной экономики. Закрытая экономика позволяет государству расширить свои ресурсные возможности за счет обмена или завоевания новых территорий, подготовиться и вести военные действия.

Открытая экономика - это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.

Сущность открытой экономики можно представить в виде следующей формулы:

где NX - сальдо экспорта и импорта (чистый экспорт), рассчитываемое как разность между стоимостными объемами экспорта и импорта.

Сальдо экспорта и импорта отражает торговый баланс с внешним миром:

При равновесии во внешней торговле экспорт равен импорту, следовательно, NX = 0;

При превышении экспорта над импортом NX >0, страна является нетто-экспортером;

При превышении импорта над экспортом NX < 0, страна является нетто-импортером.

Показателями открытости национальной экономики являются:

Внешнеторговая квота;

Импортная квота;

Экспортная квота;

Удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним инвестициям (рис. 6).


Рис. 6. Основные показатели открытости национальной экономики

Как видим, ключевым показателем открытости национальной экономики выступает квота в нескольких ее разновидностях. Квотирование является формой нетарифного регулирования товарных потоков.

В международной торговле под внешнеторговой квотой понимается стоимость или количество товаров, которые могут быть экспортированы (экспортная квота) и импортированы (импортная квота) в данную страну.

Экспортная квота - это количественный показатель, который ха­рактеризует значимость экспорта товаров и услуг для народного хозяйства (т.е. долю экспорта в валовом национальном продукте страны - ВНП), отдельных отраслей или предприятий.

Экспортное квотирование - это способ ограничения предложения товаров на экспорт и предотвращения снижения экспортных цен и доходов от экспорта.

Импортное квотирование , как правило, преследует цели защиты отечественных производителей, но может также применяться как форма экономического давления на страну-импортера.

Мировой опыт показывает, что малые индустриально развитые страны обычно имеют высокую степень открытости (Бельгия, Голландия, Австрия - внешнеторговая квота в ВНП составляет 55-70%). У средних по территории и численности населения государств (Франция, Италия, Великобритания) этот показатель достигает 40-45%, а у крупных мировых держав, независимо от уровня их индустриального развития, не превышает 15-20% (США, Россия, Китай, Индия).



В последнем случае это может быть связано с влиянием следующих причин:

Большой емкостью внутреннего рынка;

Относительной обеспеченностью сырьем;

Длительной ориентацией на замкнутую экономическую модель развития.

Показателем для анализа открытой экономики является внешнеторговый мультипликатор, согласно которому коэффициент возрастания национального дохода прямо пропорционален предельной склонности к экспорту и обратно пропорционален предельной склонности к импорту. Из этого соотношения следует, что высокая склонность к импорту в дальнейшем замедляет рост национального дохода.

Если вернуться к формуле (2) открытой экономики (Y= С +I + G + + NX) и абстрагироваться от влияния суммы факторов С +I+ G на изменение национального дохода, то формула приобретёт следующий вид:

где AY - прирост национального дохода.

Из вновь преобразованной формулы можно сделать два основных вывода:

Национальный доход (Y) возрастает, если экспорт больше импорта;

Рост национального дохода (AY) приостанавливается, если экспорт равен импорту.

Открытость национальной экономики связана с понятиями взаимность и уязвимость (ранимость).

Взаимность (рис. 7) предполагает двух- и многостороннее движение товаров и услуг, преодоление естественно возникающих диспропорций и асимметрий.

Рис. 7. Взаимность и уязвимость открытой экономики

Подобного рода сложности существуют в торговле между Востоком и Западом Европы. Если в товарообороте стран СНГ доля промышленно развитых стран составляет обычно около 45%, то у их западноевропейских контрагентов не выходит за рамки 3-4%. Да и сама товарная структура торговли далека от оптимального уровня.

Под «уязвимостью» понимают возможные издержки страны от участия в международном разделении труда, вероятность слабой адаптации национального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса (НТП) и мирового рынка.

Повышение цен на нефть и нефтепродукты, выгодное для их экспортёров, оборачивается ударом по зависимой от импорта или энергоёмкой экономике. Крупные продажи золота на мировом рынке вызывают резкое падение цен на жёлтый металл. Примером «уязвимости» стран Западной Европы может служить достижение некоторыми из них в 1980-е гг. высокой степени зависимости от поставок Советским Союзом природного газа.

Открытость национальной экономики отражается в платёжном балансе.

Валютная политика

Основная цель макроэкономической политики государства состоит в достижении внутреннего и внешнего равновесия.

Внутреннее равновесие предполагает состояние «полной занятости или равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска при минимально допустимом уровне инфляции.

Внешнее равновесие означает поддержание сбалансированного платёжного баланса.

Для достижения поставленных целей в открытой экономике применяются как традиционные виды макроэкономической политики (бюджетно-налоговой и кредитно-денежной), так и внешнеторговая, валютная политика, политика управления внешней задолженностью.

При этом следует иметь в виду, что меры бюджетно-налоговой и кредитной денежной политики, доказавшие свою эффективность в закрытой экономике, могут оказаться неэффективными при использовании их в открытой экономике.

В открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, так как на них оказывают влияние и процессы, происходящие во внешнем мире. Одновременно экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, испытывают влияние внутренних переменных. Таким образом, проведение макроэкономической политики требует учёта возрастающего числа факторов.

К преимуществам открытой экономики следует отнести:

Углубление специализации и кооперирования производства;

Рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности их использования в условиях глобализации;

Распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

Рост конкуренции между национальными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Основной тенденцией развития мировой экономики в 90-х гг. XX в. стало движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг, к экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс.

Валютная политика - это составная часть экономической политики государства в целом и внешнеэкономической политики в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений.

Валютная политика государства является основой регулирования равновесия в системе валютных отношений. Её направление и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

При выработке валютной политики важное значение имеет следующее:

Существует ли в стране государственная валютная монополия,

Функционирует ли система валютного регулирования.

Валютная монополия государства - это исключительное право го­сударства совершать валютные операции и разрешать проведение таких операций определённым юридическим и физическим лицам.

Формирование валютной политики государства, набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия в значительной мере зависит от установленного режима валютных курсов - плавающих или фиксированных.

Главными целями валютной политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание платёжного баланса страны.

На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.

Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран, а именно партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств. В условиях интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, в отдельно взятой стране не может быть абсолютно автономной валютной политики.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. На основе валютной политики государство определяет свое отношение к валютному регулированию.


Close