Фото Виталия АНЬКОВА.

Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командующий береговыми ракетно-артиллерийскими войсками и морской пехоты Военно-морского флота Российской Федерации генерал-майор Александр КОЛПАЧЕНКО.

- Александр Николаевич, в эти дни морская пехота отмечает свою 305-ю годовщину...
- Вы правы. Во время Северной войны Пётр Первый своим указом постановил создать подразделения морских солдат, перед которыми ставилась основная задача - ведение абордажных видов боевых действий. С того дня и ведёт свою историю морская пехота России.

- Какие задачи ныне стоят перед морской пехотой, береговыми войсками?
- Морская пехота предназначена не только для высадки морских, воздушно-морских десантов, захвата побережья противника и содействия сухопутным войскам, наступающим на приморских направлениях, но и для обороны мест базирования флота, противодесантной обороны в десантно-доступных местах побережья. Конечно, только морской пехоте это не по силам. Поэтому есть и береговые ракетно-артиллерийские части, которые включают бригады и полки береговых ракетно-артиллерийских подразделений, оснащённых определёнными типами ракет для поражения ударных группировок противника. Плюс к этому артиллерия.

- Преобразования, проводимые в последнее время в Вооружённых Силах, коснулись ваших войск?
- Практически все соединения и части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск перешли в разряд частей постоянной готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением, военной техникой и готовы к выполнению задач, которые ставит командование.

- Вы перешли на бригадную структуру?
- У нас есть и бригады, и полки. Бригады на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. На Севере и Камчатке - полки. В последующем планируем довести всё до единой бригадной системы и дальше её развивать. Начальник Генерального штаба и министр обороны это поддерживают.
Идёт перевооружение. Поступает новая техника. Недавно, например, приняли на вооружение новый плавающий бронежилет, аналогов которому в мире нет. Со следующего года начнутся поставки. Эти бронежилеты предназначаются как для морской пехоты, так и для моряков, которые несут службу на надводных кораблях.

- А в чём особенность бронежилета?
- Он не тонет. При этом ещё и надёжно защищает. По некоторым параметрам он превосходит те, что идут сейчас на вооружение Сухопутных войск.

- А он тяжёлый?
- Достаточно тяжёлый. Всё-таки броня есть броня.

Поскольку мы заговорили о новых, инновационных разработках, какие ещё у вас есть перспективные, новейшие образцы вооружения, боевой техники?
- Сейчас, скажем так, идёт наработка этих вопросов. Военно-промышленный комплекс предлагает много различных вариантов. Естественно, нельзя сразу что-то создать, и чтобы оно тут же пошло на вооружение. Необходимо провести испытания в различных средах (в воздухе, воде), в разных регионах (на севере и юге). После таких испытаний выявляются недостатки, которые необходимо устранить. И уже потом можно что-то принимать на вооружение.

- А ваши войска, морская пехота принимают участие в испытаниях? Ваше мнение ценится, учитывается?
- Конечно. Мы даём тактико-технические задания. Необходимо учитывать особенности действий войск, морской пехоты. Как правило, они действуют у водной среды. То есть техника должна быть устойчивой к морской соли, воде. Высадка техники осуществляется с кораблей, а в современных условиях - за горизонтом. То есть техника должна быть надёжной, способной преодолевать большие расстояния как на суше, так и на воде, быть при этом готовой к различным морским волнениям, надежно защищая экипаж и нанося максимальный урон противнику.

А сама техника серьёзно изменилась за последнее время? Вы, как офицер, генерал с опытом боевых действий, хорошо помните тот период, когда в «войсках дяди Васи», как любовно называют ВДВ, в своё время новые самолёты разрабатывались специально для десантирования, появились боевые машины десанта. Есть ли разница между тем, с чем вы заходили в Афганистан, и тем, на чем сейчас выполняете задачи?
- Если говорить, например, об автомобильной технике, то мы за этот год практически на 90 процентов поменяли её на новую. Дан толчок и по созданию другой новой техники. Главнокомандующий в этом году подписал проект по созданию облика новой машины именно для морпехов.

- Там предусмотрено капсульное бронирование?
- Там предусмотрено всё! Сейчас только осталось, чтобы это всё оформить, пройти согласование и открыть опытно-конструкторские работы. Думаю, эта машина у нас появится в скором будущем. Через 3-4 года она точно будет.

- А может, проще закупить за рубежом новую надёжную технику?
- У нас и своих Кулибиных немало. Большая работа ведётся в плане создания отечественной техники. Конечно, при этом мы изучаем и опыт ведущих держав, новые зарубежные технологии. Мы же не должны жить в анклаве, ни с кем не общаться. Иначе никакого развития и у самих не будет.

- Но при этом, видимо, если есть возможность, и закупать какие-то интересные образцы вооружений?
- Такие решения все-таки должно принимать высшее военно-политическое руководство. Конечно, передового нельзя сторониться.

В последнее время немало говорится о покупке «Мистралей». А что будет означать такая покупка для ваших войск?
- «Мистраль» - это универсальный десантный корабль-док. Его вместимость - батальон морской пехоты вместе с техникой. Дальность плавания больше 10 тысяч миль - практически весь Мировой океан. Такой корабль повысит мобильность морской пехоты. И не только в прибрежных водах. А это, я считаю, большой плюс.

- Служить на таком корабле будет сложнее?
- Я бы так не сказал. Условия жизнеобеспечения на нём в принципе получше. Всё-таки это корабль уже XXI века. Но по своей сути - это транспорт для переброски техники, личного состава. А морская пехота действует на берегу. И для неё не должно быть разницы, что самолётами, что надводными кораблями или подводными лодками её доставлять к месту выполнения поставленных задач...

- «Мистраль» ведь не просто транспортное средство...
- Почему он и называется «универсальный»... На нём может быть и пункт управления, причём в любой точке Мирового океана. Он может выполнять функции и госпитального, и транспортного судна. Он может быть использован и для переброски морской пехоты и подразделений Сухопутных войск... Не стоит чураться западных инноваций. Мы уже упоминали Петра Первого - он не боялся учиться, а нам чего бояться? Необходимо брать, изучать новые технологии и развивать их у себя. Надо всегда двигаться вперёд, нельзя останавливаться.

- Какая техника на вооружении у морской пехоты сейчас?
- Это бронетранспортеры плавающие БТР-80, машины пехоты БМП-2. Пока в основном это техника, которая досталась нам от Советского Союза. На Тихоокеанский флот мы уже новые машины отправили...

А что-нибудь меняется в тактике десантирования? Вы изучаете опыт иностранных армий, в частности то, как действовали американцы в Ираке, Кувейте? Там ведь огромное значение придавалось сверхточному оружию...
- У морской пехоты сверхточного оружия нет. Это задачи другой составляющей, например береговых ракетно-артиллерийских войск... Конечно, опыт действий иностранных армий мы тщательно изучаем. Без этого нельзя. Вносим определённые коррективы и в боевую учёбу. Так, в прошлом году на Балтике на учении «Запад-2009» было одно. Недавно на Тихом океане на учении «Восток-2010» другие формы и способы применения морской пехоты использовали. Всё это нарабатывается. И учатся, естественно, командиры, как младшие, так и старшие. Не стоим на месте.

Один из наших слушателей спрашивает: «Кому подчиняются подразделения морской пехоты после создания четырёх новых военных округов?»
- Флоты наши по своим специальным вопросам подчиняются главнокомандующему ВМФ. А округа и все, что на территории округа находится, подчиняются командующему. Наша основная задача - это боевая подготовка, методологическое сопровождение, руководство...

- В каких вузах сейчас готовят офицерские кадры для морской пехоты?
- Офицеров готовят в разных училищах. Что касается офицеров чисто морской пехоты, десантно-штурмовых подразделений морской пехоты, то это два вуза. В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище на каждом курсе по взводу. А также в Дальневосточном вузе.

- Каково соотношение сейчас в морской пехоте контрактников и военнослужащих срочной службы?
- Сейчас у нас небольшой процент контрактников - где-то около 20. То, что сейчас делается в плане того, чтобы солдат занимался только боевой подготовкой, несомненно, правильно. Когда военнослужащий не метёт территорию, не чистит картошку, как раньше было, а занимается только боевой подготовкой, - это, конечно, способствует повышению уровня выучки подразделений.
Есть ведь разные специальности. Одних можно и за 3 месяца научить, например автоматчиков. Сначала одиночным действиям, потом в составе определённых подразделений. А есть другие специальности... Тем более что техника современная идет, даже бежит впереди некоторых молодых людей, которые приходят из наших общеобразовательных учреждений. Начинать подготовку к службе надо, полагаю, еще с детского садика, со школы. Чтобы в строй приходил человек уже подготовленный...

Необходимо, чтобы и профессия военнослужащего была почётной и уважаемой. В морскую пехоту с желанием идут служить? При равных условиях вы кого скорее возьмете - мечтателя или экстремала?
- Я уже давно не выбираю, выбирают командиры частей... В морскую пехоту попадают, как правило, те, кто этого сам хочет. А таких немало. Вот сейчас завершается создание нового художественного фильма про морскую пехоту. Его и на Тихом океане снимали, и на Балтике. Сейчас на Чёрном море заканчивают съёмки. Хорошие фильмы как раз и способствуют тому, что желающих служить на флоте, в морской пехоте в частности, становится больше.

- Вы удовлетворены тем, какие приходят к вам офицеры?
- Удовлетворён. В последнее время пошло сокращение офицерского состава. В некоторых частях офицеров раньше было больше, чем солдат. Потому и возникла необходимость временной приостановки набора в военные вузы. Да, были определённые трудности в военных учебных заведениях, в первую очередь касавшиеся профессорско-преподавательского состава, – чем же они будут в это время заниматься? Не разбегутся ли? Но все равно тот потенциал, который есть, останется. Остальные в этот перерыв научной работой пусть занимаются, двигают военную науку вперед. В войска едут... Там им о многом расскажут. Пусть посмотрят, а потом будут предметнее преподавать...

- В вузах сейчас сержантов готовить стали...
- Да, это так. Для морской пехоты на базе Рязанского училища готовят сержантов.
Несомненно, сержанты очень нужны. Они ближе к рядовому составу. Это помощники офицера. Могу привести пример из своей службы. В Афганистане был такой сержант Александр Кривошеев. Я у него учился первые полгода, как и что делать. Хотя я старшим лейтенантом был, а он обычным младшим командиром. И если такие профессионалы будут в нашей армии, это можно только приветствовать...

Александр Николаевич, а как решаются проблемы материальные? С денежным обеспечением, решением жилищных вопросов?
- По деньгам проблем у нас уже давно нет. Все вовремя получают... А по квартирам... Уже второй год интенсивно строятся квартиры для военнослужащих. Президент поставил такую задачу, и она выполняется. Не только у нас, но и в целом в Вооружённых Силах. Мой старший сын, например, в этом году оформил ипотеку. Три года прошло после училища. Он служит в Пскове. У него сейчас там хорошая трехкомнатная квартира.

Когда только начиналась ипотека, нам писали некоторые офицеры, что, дескать, они хотели бы купить квартиру подешевле, а им навязывали те, что подороже...
- Нет такого. Ведь офицер сам выбирает. Даётся определённая сумма денег, на которую и можно выбрать себе жильё... Сумма с годами будет, конечно, индексироваться. И молодой человек не ждёт, когда ему служебную квартиру отстроят, а сам покупает. Если он десять лет прослужил, включая военное училище, и по каким-то оргштатным мероприятиям сократили его должность, он увольняется, государство всё равно ему оплачивает эту ипотеку до конца.

- В последнее время подразделения морской пехоты принимают активное участие в борьбе с морским пиратством...
- Да, это 18 наших групп на разных кораблях Военно-морского флота, которые сопровождают гражданские транспорты в качестве подразделений антитеррора. Каждая из этих групп прошла тщательнейшую подготовку. Действия морских пехотинцев заслуживают самых высоких оценок. Мои подчинённые выполняют успешно все поставленные перед ними задачи. Не зря ведь девиз морской пехоты «Там, где мы, там победа!» Этим словам «черные береты» были верны всегда. Верны им они и сегодня...


ДВВОКУ. Выпуск 1994 года

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского — Альма-матер для «черных беретов»!

Вот и встретился я со своей юношеской мечтой! — Невольно вырвалось у меня, когда переступил порог КПП Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.

Четверть века назад, при выборе своей дороги в жизни, как и многие севастопольские ребята, мечтал стать офицером морской пехоты. Даже послал письмо в Благовещенск, где к тому времени уже почти двадцать лет из взвода морской пехоты ДВВОКУ выпускались «черноберетные» лейтенанты. Ответ пришел стандартный, на отпечатанном под копирку листе, где говорилось, «во взвод морской пехоты отбираются только лучшие по физической подготовке, воинской дисциплин и по знаниям курсанты». Без лишних слов поняв, пробиться в элиту флота будет практически невозможно, отправился в Ленинград, где и поступил в училище, выдержав конкурс 14 человек на место…

С полгода назад, в Интернете нашел официальный сайт Дальневосточного ВВОКУ. Направил сообщение модераторам, что в июле планирую наведаться в город на Амуре и по возможности посетить альма-матер легендарных наследников «полосатых дьяволов». Ответ был утвердительный, начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов даже порекомендовал примерную дату моего приезда. Ведь летом предстояло участие офицеров и курсантов в совместных российско-китайских военных учениях, да и отпуска, как говорят, также никто не отменял.

Для нашего училища взвод морской пехоты всегда был на особом положении. – Так начался наш разговор с генерал-майором В. Грызловым. – Отбор в «черные береты» проходил по высшим критериям. Для Благовещенска морские пехотинцы всегда были чем-то сродни морской душе Амура, всегда пользовались настоящей любовью. Ведь как говорят сами ребята: воздушный десант он только летает и прыгает с парашюта. А мы – в трех стихиях, в небе, на море и на земле. Даже выполняем в училище программу прыжков с парашютами. Нынешний выпускник-лейтенант ушел в морскую пехоту с восьмью прыжками в активе. Причем в плане подготовки наш ввуз способен к самому что ни на есть многопрофильному обучению, вплоть до горной подготовки. Кстати, сейчас на Кавказе группа офицеров и курсантов горного взвода совершает восхождения на высочайшие вершины России.

Морская форма поначалу выглядит здесь несколько непривычной. Но вскоре выясняется, те офицеры, такие как подполковник Евгений Сивоволов, кто пришел служить из частей морской пехоты, приказом начальника училища получили право продолжать носить флотскую форму.

Курсанты взвода морской пехоты даже внешне находятся на привилегированном положении. Ведь им разрешено носить знаменитый символ морской гвардии – легендарный черный берет. Причем, важно удержать свою привилегию блестящими, не ниже, достижениями в спорте, учебе, дисциплине. Ведь за малейшее нарушение для будущего офицера — морского десантника уже многие году действует самое жестокое наказание: запрет на право ношения черного берета. И единожды став на стезю службы Отечеству на море в подразделениях первого броска, юноше надо делом доказывать свою высочайшую профессиональную пригодность.

Военно-морская составляющая училищных традиций присутствует буквально на каждом шагу. Первокурсникам, при первом знакомстве со своей альма-матер, с гордостью говорят о том, что из восьми Героев России – пятеро выпускались из взвода морской пехоты. Возле березок, весь в цветах при входе в казарму находится посмертный памятный бюст Героя России выпускника, морского пехотинца, генерал-майора Евгения Кочешкова. Черноморец, Герой России подполковник Владимир Карпушенко также закачивал эту известную на всех флотах кузницу кадров морских десантников.

Старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов с гордостью показывает в сторону нависшей над городом телевизионной вышке. Год назад один из курсантов – «черных беретов» на День Военно-морского флота забрался на высоту птичьего полета и водрузил на ней Андреевский флаг.

С недавних пор в программу обучения будущих офицеров морской пехоты ввели морскую практику в дальних походах. Так в прошлом году 20 курсантов на учебном корабле «Перекоп» совершили переход вокруг Европы из Новороссийска в город на Неве. Босфор и Дарданеллы, Гибралтар и Ламанш, Португалия и Норвегия, таков оказался моряцкий «ценз» для парней в тельняшках с берегов Амура. Для нынешних выпускников лейтенантов Юрия Борисова, Владимира, Безбородова, Олега Улина, Константина Скоробогатова, для младшего сержанта Александра Решетникова, курсантов Михаила Кравцова, Дмитрия Питещенко поход вокруг Европы стал незабываем, помог еще раз определить свое место на качающейся палубе корабля. Ведь на переходе морем десант живет по корабельным правилам. В Лиссабоне лихие русские «черные береты» показали португальцам, нет, не приснопамятную «кузькину мать», а выступление по рукопашному бою. Кстати, демонстрационная группа рукопашного боя – своеобразная визитная карточка командира части морской пехоты, выпускника ввуза на Дальне Востоке. Такова дань заложенным еще в стенах училище традициям.

Недавно мы с курсантами взвода побывали учебном центре морских пехотинцев Южной Кореи, – рассказывает старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов. – Понятно, там все создано по образцу и подобию «старшего брата», корпуса маринс США. Впрочем, на учебно-материальную базу и на полигоны нас не пустили, разговор ограничился посещением музея, экскурсией по столовой и жилым помещениям. Несомненно, было приятно почувствовать ту искреннюю любовь и уважение, которые испытывают корейцы к нам, русским. Они говорят так – ваши «Варяг» и «Кореец» погибли, сражаясь за нашу свободу против японских оккупантов. И подвиг русских моряков бережно хранится в сердцах простых жителей Страны Утренней Росы, как корейцы называют свою родину.

Вместе с тем, морская душа – «черные береты» — Амура, похоже, становятся частью его славной истории.

В нынешнем году состоялся первый набор курсантов в количестве 10 человек в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище для подготовки по специализации «морская пехота». Данное решение принято в соответствии с новой концепцией Мобильных Сил России. Вместе с тем насколько оправдан данный подход к подготовке офицеров, если рассмотреть его как с позиций традиций, опыта преподавания суровой морпеховской науки именно на базе Дальневосточного ВВОКУ. Начальник Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского генерал-майор Владимир Грызлов на вопрос корреспондента «Красной звезды» ответил, что не в его правилах обсуждать приказы вышестоящего командования.

Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо более тщательно еще раз взвесить все «за» и против подобного решения. Ведь речь идет не о механическом перемещении отдельно взятого учебного подразделения, пусть и выпестовавшего в своих рядах пять героев России. Речь идет о качестве подготовки офицерских кадров для рода сил Военно-морского флота России в условиях, когда интенсивность боевой подготовки и дальних походов в Мировом Океане нашего ВМФ в последние годы только возрастает. Морская пехота непременно участвует во всех флотских учениях, антитеррористические группы из числа «воинов трех стихий» находятся на всех кораблях и судах флота во время всех боевых служб. И, по мнению ряда военных специалистов, первый специализированный набор в нынешнем году курсантов для морской пехоты в Рязанском высшем воздушно-десантном командном дважды Краснознамённом училище (военном институте) имени генерала армии В. Ф. Маргелова может получить непрофильную подготовку.

Отдельный взвод морской пехоты в училище на каждом курсе был создан еще в середине 60-х годов прошлого века. В него отбирались только лучшие курсанты. Первый из сорока одного его официальных выпусков офицеров для морской пехоты состоялся в 1968 году. Всего же за почти полувековую историю существования специализированного взвода более тысячи его курсантов пополнили офицерский корпус элиты отечественного Военно-морского флота. Один лишь учебный взвод дал современной армии и флоту России, задумайтесь, пять Героев России.

Морской десант весьма многокомпонентный, или как стало модным говорить в последнее время, модульный, род сил Военно-морского флота России». В ее бригадах находится место артиллеристам и танкистам, связистам и специалистам инженерных войск. Ранее в течение десятилетий в частях морской пехоты сложился паритет между выпускниками Рязанского ВВДКУ и Дальневосточного ВОКУ. Лейтенантами воздушно-десантного училища комплектовали преимущественно десантно-штурмовые, парашютно-десантные, разведывательно-диверсионные подразделения. Выпускники ДВВОКУ направлялись же в отдельные батальоны морской пехоты (ОБМП) в составе полков и бригад морской пехоты.
Данное разделение в комплектовании офицерами парашютистами-десантниками и морскими пехотинцами различных подразделений морской пехоты было связано с особенностями вооружений и тактики боевого применения. Необходимость готовить офицеров для морской пехоты именно по профилю Дальневосточного ВОКУ, была связано с тем, что на вооружении батальонов морской пехоты находится весьма схожая с мотострелковыми частями техника и вооружение. Они более мощные по своим огневым возможностям и броневой защите, чем у воздушных десантников. А при высадке десанта на побережье именно батальоны морской пехоты взламывают глубоко эшелонированную противодесантную оборону противника, как это делают в условиях обычного сухопутного боя мотострелки. Оттого и в штате этих «тяжелых» подразделений весьма схожее вооружение с тем, что принято у мотострелков – боевые машины пехоты, бронетранспортеры.

Фактически первый набор курсантов для морской пехоты в Рязанском воздушно-десантном училище рискует быть обречен на непрофильную подготовку. Ведь необходимой базы для подготовки на ту технику и вооружение, на которой им предстоит служить, РВВДКУ пока не располагает. Впрочем, данный недостаток при соответствующих затратах материальных, денежных средств и времени вполне устраним. Только зачем огород городить? В Благовещенске же ведь за почти полвека подготовки морских пехотинцев сложилась необходимая база для их полноценного обучения. Даже обязательные по программе занятия с курсантами по устройству корабля и борьбе за живучесть есть возможность проводить в Благовещенске на катерах бригады пограничных кораблей на Амуре.

Плюс, немаловажен другой фактор, климатический. В Амурской области сезонные температурные перепады достигают амплитуды от минус 40 до плюс сорока по Цельсию. Причем, погода здесь по-настоящему дальневосточная, с высокой влажностью, постоянно меняющаяся, примерно с такой приходится сталкиваться военным морякам во время выполнения задач боевой службы. И для морских пехотинцев, постоянно несущих так называемые «верхние» вахты важно получить привычку переносить именно такой климат. Как пример, приведу опыт первого в истории современного российского флота выхода морского десанта на боевую службу в Средиземное море в октябре 2001 года на БДК «Цезарь Куников». Вначале, при переходе проливами Босфор и Дарданеллы, погода радовала не по-осеннему теплым солнцем. Но уже через две недели, по возвращению в базу, при прохождении тех же проливов зарядил мокрый снег с дождем. И нетрудно представить, с какими перепадами температур приходилось сталкиваться экипажам кораблей и, особенно, морпехам, во время недавних дальних походов в Южную Америку и Индийский океан.

Вообще, возникает некий логический парадокс. Отчего-то ни один здравомыслящий начальник не допускает даже мысли о том, что офицеров-мотострелков возможно качественно подготовить на базе воздушно-десантного училища. Но при этом считается допустимым учить морских пехотинцев для подразделений с весьма сходным по вооружению с мотострелками профилем во вне всяких сомнений славном РВВДКУ.

Мнение офицеров — морских пехотинце относительно обучения морских пехотинцев разделяет и командование Военно-морского флота. Как следует из официального письма заместителя командующего ВМФ России адмирала Александра Татаринова, «выпускники Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища хорошо зарекомендовали себя на флоте, полностью отвечают требованиям флота к офицерам морской пехоты. Но решение о продолжении подготовки офицеров для морской пехоты на базу ДВВОКУ не находится в компетенции Военно-морского флота России».

Хочется надеяться в данной ситуации, что почти полувековой опыт, традиции дальневосточной кузницы офицерских кадров в деле подготовки офицеров для «войск трех стихий» — так иногда называют морской десант – не окажутся забытыми и отправленными в архив. Все-таки немного в наших ввузах взводов, которые могут похвастаться пятью Героями России, своими выпускниками.



-Вот и встретился я со своей юношеской мечтой! - Невольно вырвалось у меня, когда переступил порог КПП Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.
Четверть века назад, при выборе своей дороги в жизни, как и многие севастопольские ребята, мечтал стать офицером морской пехоты. Даже послал письмо в Благовещенск, где к тому времени уже почти двадцать лет из взвода морской пехоты ДВВОКУ выпускались «черноберетные» лейтенанты. Ответ пришел стандартный, на отпечатанном под копирку листе, где говорилось, «во взвод морской пехоты отбираются только лучшие по физической подготовке, воинской дисциплин и по знаниям курсанты». Без лишних слов поняв, пробиться в элиту флота будет практически невозможно, отправился в Ленинград, где и поступил в училище, выдержав конкурс 14 человек на место…
С полгода назад, в Интернете нашел официальный сайт Дальневосточного ВВОКУ. Направил сообщение модераторам, что в июле планирую наведаться в город на Амуре и по возможности посетить альма-матер легендарных наследников «полосатых дьяволов». Ответ был утвердительный, начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов даже порекомендовал примерную дату моего приезда. Ведь летом предстояло участие офицеров и курсантов в совместных российско-китайских военных учениях, да и отпуска, как говорят, также никто не отменял.
-Для нашего училища взвод морской пехоты всегда был на особом положении. – Так начался наш разговор с генерал-майором В. Грызловым. – Отбор в «черные береты» проходил по высшим критериям. Для Благовещенска морские пехотинцы всегда были чем-то сродни морской душе Амура, всегда пользовались настоящей любовью. Ведь как говорят сами ребята: воздушный десант он только летает и прыгает с парашюта. А мы – в трех стихиях, в небе, на море и на земле. Даже выполняем в училище программу прыжков с парашютами. Нынешний выпускник-лейтенант ушел в морскую пехоту с восьмью прыжками в активе. Причем в плане подготовки наш ввуз способен к самому что ни на есть многопрофильному обучению, вплоть до горной подготовки. Кстати, сейчас на Кавказе группа офицеров и курсантов горного взвода совершает восхождения на высочайшие вершины России.
Морская форма поначалу выглядит здесь несколько непривычной. Но вскоре выясняется, те офицеры, такие как подполковник Евгений Сивоволов, кто пришел служить из частей морской пехоты, приказом начальника училища получили право продолжать носить флотскую форму.
Курсанты взвода морской пехоты даже внешне находятся на привилегированном положении. Ведь им разрешено носить знаменитый символ морской гвардии – легендарный черный берет. Причем, важно удержать свою привилегию блестящими, не ниже, достижениями в спорте, учебе, дисциплине. Ведь за малейшее нарушение для будущего офицера - морского десантника уже многие году действует самое жестокое наказание: запрет на право ношения черного берета. И единожды став на стезю службы Отечеству на море в подразделениях первого броска, юноше надо делом доказывать свою высочайшую профессиональную пригодность.
Военно-морская составляющая училищных традиций присутствует буквально на каждом шагу. Первокурсникам, при первом знакомстве со своей альма-матер, с гордостью говорят о том, что из восьми Героев России – пятеро выпускались из взвода морской пехоты. Возле березок, весь в цветах при входе в казарму находится посмертный памятный бюст Героя России выпускника, морского пехотинца, генерал-майора Евгения Кочешкова. Черноморец, Герой России подполковник Владимир Карпушенко также закачивал эту известную на всех флотах кузницу кадров морских десантников.
Старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов с гордостью показывает в сторону нависшей над городом телевизионной вышке. Год назад один из курсантов – «черных беретов» на День Военно-морского флота забрался на высоту птичьего полета и водрузил на ней Андреевский флаг.
С недавних пор в программу обучения будущих офицеров морской пехоты ввели морскую практику в дальних походах. Так в прошлом году 20 курсантов на учебном корабле «Перекоп» совершили переход вокруг Европы из Новороссийска в город на Неве. Босфор и Дарданеллы, Гибралтар и Ламанш, Португалия и Норвегия, таков оказался моряцкий «ценз» для парней в тельняшках с берегов Амура. Для нынешних выпускников лейтенантов Юрия Борисова, Владимира, Безбородова, Олега Улина, Константина Скоробогатова, для младшего сержанта Александра Решетникова, курсантов Михаила Кравцова, Дмитрия Питещенко поход вокруг Европы стал незабываем, помог еще раз определить свое место на качающейся палубе корабля. Ведь на переходе морем десант живет по корабельным правилам. В Лиссабоне лихие русские «черные береты» показали португальцам, нет, не приснопамятную «кузькину мать», а выступление по рукопашному бою. Кстати, демонстрационная группа рукопашного боя – своеобразная визитная карточка командира части морской пехоты, выпускника ввуза на Дальне Востоке. Такова дань заложенным еще в стенах училище традициям.
-Недавно мы с курсантами взвода побывали учебном центре морских пехотинцев Южной Кореи, – рассказывает старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов. – Понятно, там все создано по образцу и подобию «старшего брата», корпуса маринс США. Впрочем, на учебно-материальную базу и на полигоны нас не пустили, разговор ограничился посещением музея, экскурсией по столовой и жилым помещениям. Несомненно, было приятно почувствовать ту искреннюю любовь и уважение, которые испытывают корейцы к нам, русским. Они говорят так – ваши «Варяг» и «Кореец» погибли, сражаясь за нашу свободу против японских оккупантов. И подвиг русских моряков бережно хранится в сердцах простых жителей Страны Утренней Росы, как корейцы называют свою родину.
Вместе с тем, морская душа – «черные береты» - Амура, похоже, становятся частью его славной истории.
В нынешнем году состоялся первый набор курсантов в количестве 10 человек в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище для подготовки по специализации «морская пехота». Данное решение принято в соответствии с новой концепцией Мобильных Сил России. Вместе с тем насколько оправдан данный подход к подготовке офицеров, если рассмотреть его как с позиций традиций, опыта преподавания суровой морпеховской науки именно на базе Дальневосточного ВВОКУ. Начальник Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского генерал-майор Владимир Грызлов на вопрос корреспондента «Красной звезды» ответил, что не в его правилах обсуждать приказы вышестоящего командования.
Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо более тщательно еще раз взвесить все «за» и против подобного решения. Ведь речь идет не о механическом перемещении отдельно взятого учебного подразделения, пусть и выпестовавшего в своих рядах пять героев России. Речь идет о качестве подготовки офицерских кадров для рода сил Военно-морского флота России в условиях, когда интенсивность боевой подготовки и дальних походов в Мировом Океане нашего ВМФ в последние годы только возрастает. Морская пехота непременно участвует во всех флотских учениях, антитеррористические группы из числа «воинов трех стихий» находятся на всех кораблях и судах флота во время всех боевых служб. И, по мнению ряда военных специалистов, первый специализированный набор в нынешнем году курсантов для морской пехоты в Рязанском высшем воздушно-десантном командном дважды Краснознамённом училище (военном институте) имени генерала армии В. Ф. Маргелова может получить непрофильную подготовку.
Отдельный взвод морской пехоты в училище на каждом курсе был создан еще в середине 60-х годов прошлого века. В него отбирались только лучшие курсанты. Первый из сорока одного его официальных выпусков офицеров для морской пехоты состоялся в 1968 году. Всего же за почти полувековую историю существования специализированного взвода более тысячи его курсантов пополнили офицерский корпус элиты отечественного Военно-морского флота. Один лишь учебный взвод дал современной армии и флоту России, задумайтесь, пять Героев России.
Морской десант весьма многокомпонентный, или как стало модным говорить в последнее время, модульный, род сил Военно-морского флота России». В ее бригадах находится место артиллеристам и танкистам, связистам и специалистам инженерных войск. Ранее в течение десятилетий в частях морской пехоты сложился паритет между выпускниками Рязанского ВВДКУ и Дальневосточного ВОКУ. Лейтенантами воздушно-десантного училища комплектовали преимущественно десантно-штурмовые, парашютно-десантные, разведывательно-диверсионные подразделения. Выпускники ДВВОКУ направлялись же в отдельные батальоны морской пехоты (ОБМП) в составе полков и бригад морской пехоты.
Данное разделение в комплектовании офицерами парашютистами-десантниками и морскими пехотинцами различных подразделений морской пехоты было связано с особенностями вооружений и тактики боевого применения. Необходимость готовить офицеров для морской пехоты именно по профилю Дальневосточного ВОКУ, была связано с тем, что на вооружении батальонов морской пехоты находится весьма схожая с мотострелковыми частями техника и вооружение. Они более мощные по своим огневым возможностям и броневой защите, чем у воздушных десантников. А при высадке десанта на побережье именно батальоны морской пехоты взламывают глубоко эшелонированную противодесантную оборону противника, как это делают в условиях обычного сухопутного боя мотострелки. Оттого и в штате этих «тяжелых» подразделений весьма схожее вооружение с тем, что принято у мотострелков – боевые машины пехоты, бронетранспортеры.
Фактически первый набор курсантов для морской пехоты в Рязанском воздушно-десантном училище рискует быть обречен на непрофильную подготовку. Ведь необходимой базы для подготовки на ту технику и вооружение, на которой им предстоит служить, РВВДКУ пока не располагает. Впрочем, данный недостаток при соответствующих затратах материальных, денежных средств и времени вполне устраним. Только зачем огород городить? В Благовещенске же ведь за почти полвека подготовки морских пехотинцев сложилась необходимая база для их полноценного обучения. Даже обязательные по программе занятия с курсантами по устройству корабля и борьбе за живучесть есть возможность проводить в Благовещенске на катерах бригады пограничных кораблей на Амуре.
Плюс, немаловажен другой фактор, климатический. В Амурской области сезонные температурные перепады достигают амплитуды от минус 40 до плюс сорока по Цельсию. Причем, погода здесь по-настоящему дальневосточная, с высокой влажностью, постоянно меняющаяся, примерно с такой приходится сталкиваться военным морякам во время выполнения задач боевой службы. И для морских пехотинцев, постоянно несущих так называемые «верхние» вахты важно получить привычку переносить именно такой климат. Как пример, приведу опыт первого в истории современного российского флота выхода морского десанта на боевую службу в Средиземное море в октябре 2001 года на БДК «Цезарь Куников». Вначале, при переходе проливами Босфор и Дарданеллы, погода радовала не по-осеннему теплым солнцем. Но уже через две недели, по возвращению в базу, при прохождении тех же проливов зарядил мокрый снег с дождем. И нетрудно представить, с какими перепадами температур приходилось сталкиваться экипажам кораблей и, особенно, морпехам, во время недавних дальних походов в Южную Америку и Индийский океан.
Вообще, возникает некий логический парадокс. Отчего-то ни один здравомыслящий начальник не допускает даже мысли о том, что офицеров-мотострелков возможно качественно подготовить на базе воздушно-десантного училища. Но при этом считается допустимым учить морских пехотинцев для подразделений с весьма сходным по вооружению с мотострелками профилем во вне всяких сомнений славном РВВДКУ.
Мнение офицеров - морских пехотинце относительно обучения морских пехотинцев разделяет и командование Военно-морского флота. Как следует из официального письма заместителя командующего ВМФ России адмирала Александра Татаринова, «выпускники Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища хорошо зарекомендовали себя на флоте, полностью отвечают требованиям флота к офицерам морской пехоты. Но решение о продолжении подготовки офицеров для морской пехоты на базу ДВВОКУ не находится в компетенции Военно-морского флота России».
Хочется надеяться в данной ситуации, что почти полувековой опыт, традиции дальневосточной кузницы офицерских кадров в деле подготовки офицеров для «войск трех стихий» - так иногда называют морской десант – не окажутся забытыми и отправленными в архив. Все-таки немного в наших ввузах взводов, которые могут похвастаться пятью Героями России, своими выпускниками.
Александр Чеботарев, «Красная звезда»
Фото автора и Александра Григорьева

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, дислоцированное в городе Благовещенск Амурской области, - одно из старейших военно-учебных заведений страны, отметившее в 2016 году свое 76-летие со дня образования.

Его история берет свое начало от Владивостокского пехотного училища, созданного 11 февраля 1940 года.

Первый выпуск офицеров в количестве 790 человек состоялся 16 июня 1941 года, и уже через месяц его выпускники защищали свою Родину в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Выпускники училища внесли весомый вклад в приближение Победы в ходе Великой Отечественной войны, проявляя отвагу и самоотверженность на полях сражений, особенно при обороне Москвы и в Сталинградской битве.

11 февраля 1944 года училищу было вручено Боевое Красное Знамя и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Признанием заслуг училища в подготовке военных кадров стало присвоение ему 13 января 1969 года имени выдающегося советского военачальника, дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

В послевоенные годы выпускники училища с честью выполняли свой воинский долг в Афганистане, Северо-Кавказском регионе, других «горячих точках».

За мужество и героизм, проявленные при защите Отечества, выполнении интернационального долга, 37 выпускников удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. С марта 1993 по ноябрь 2002 года училище возглавлял Герой Советского Союза генерал-майор Кузнецов Юрий Викторович, выпускник училища, ветеран войны в Афганистане, почетный гражданин города Благовещенска.

С 1940 по 2016 год училище произвело 104 выпуска (подготовлено 26437 офицеров). С 1961 по 2016 год окончили училище с золотой медалью 279 выпускников. Более ста выпускников училища стали военачальниками, имеющими звания высших офицеров. Среди них генерал армии Самсонов Виктор Николаевич 1964 года выпуска, генерал армии Михайлов Владлен Михайлович 1944 года выпуска, генерал армии Бакин Владимир Юрьевич 1975 года выпуска, генерал-полковник Львов Александр Григорьевич 1973 года выпуска, генерал-полковник Беляев Валерий Николаевич 1963 года выпуска и другие.

Выпускники училища - мотострелки - благодаря своей высокой военно-профессиональной подготовке, стойкости духа, способности уверенно действовать в любых климатических условиях, востребованы не только в Сухопутных войсках, но и в других видах и родах войск. Подтверждением высокого качества теоретических знаний и практических навыков курсантов являются победы во всероссийских соревнованиях «Суворовский натиск» и «Снайперский рубеж» в 2016 году.

Морские пехотинцы проходят военную службу в подразделениях и соединениях (частях) морской пехоты, добросовестно выполняют свой воинский долг и в настоящее время составляют основной костяк командного состава морской пехоты Вооруженных Сил РФ. Курсанты и профессорско-преподавательский состав неоднократно участвовали в дальних морских походах вокруг Европы, к берегам Южной Кореи, осуществляли обеспечение безопасности морского судоходства в Аденском заливе. 2016 году команда училища с большим отрывом заняла 1 место во Всероссийских соревнованиях «Балтийские дерби».

Сегодня в ДВОКУ ведется обучение курсантов по военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (горных)» в целях комплектования горных бригад офицерами, имеющими специальную подготовку. Будущие офицеры проходят альпинистскую подготовку в лагерях «Безенги», «Джантуган», «Уллу-тау», «Терскол», на Восточном Саяне и полигоне «Дарьял». Специалисты училища посещали с дружеским визитом горные части Индии, горные школы Германии и Швейцарии. Подготовлено 164 значкиста «Альпинист России», 78 спортсменов-разрядников и 57 инструкторов по горной подготовке.

С 2013 года проводится обучение курсантов по новой военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)». В настоящее время ведется работа над совершенствованием необходимой учебно-материальной базы, изучением опыта подготовки специалистов такого профиля. С 2013 года по настоящее время были организованы и направлены: группа офицеров-преподавателей для ознакомления и получения практики по организации боевой подготовки в 200 мсбр (п.Печенга) и 61-ой бригаде морской пехоты (п. Спутник), в сентябре 2013 и 2015 годов 3 группы офицеров участвовали в стратегическом учении «Запад- 2013» и в боевой работе соединений и воинских частей береговых войск Северного флота «Подготовка специальных операций по усилению важных государственных объектов - 2015». Рабочие группы подготовки арктических подразделений участвовали в учениях Северного флота, изучали условия службы и жизни в Арктике на острове Котельный (аэродром Темп) и в п.Тикси с целью изучения географических, метеорологических, гидрометеорологических условий Заполярья, основ выживаемости и практической апробации учебных программ.

С 2010 года училище осуществляет подготовку прапорщиков со средним профессиональным образованием.

Командно-преподавательский состав только в последние три года участвовал в учениях «Запад-2013», «Восток-2014», российско-китайских учениях «Мирная миссия-2014», российско-монгольских антитерро-ристических учениях «Селенга-2015», российско-индийских учениях «Индра-2015».

Училище тесно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями Амурской области и города Благовещенска. В 2013 году личный состав училища принимал непосредственное участие в ликвидации последствий наводнения в Амурской области в условиях чрезвычайной ситуации.

По итогам 2013 года Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского признано лучшим военно-учебным заведением Сухопутных войск, заняв 1 место среди ВВУЗов, и было награждено переходящим кубком главнокомандующего Сухопутными войсками, в 2014 и в 2015 годах - второе место.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 768-р от 28 апреля 2015 года филиал выведен из состава ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» и переименован в федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации (г. Благовещенск).

Где находится высшее училище морской пехоты в России

  1. халулай
    Тихоокеанский морской спецназ подразделение боевой разведки ТОФ создан более полувека назад для ведения диверсионной деятельности в тылу противника. Его цель - оглушить и ослепить врага, уничтожив его береговые приборы слежения за флотом. Если потребуется, заминировать и взорвать вражеские корабли и подлодки.

    Воинская часть на протяжении всей своей истории считается элитной. Относится к составу сил постоянной готовности, командир назначается Главкомом ВМФ СССР.

    В народе тихоокеанский спецназ зовется Халулаем, по имени одноименной бухты, где базируется. О халулаевцах, проходящих во время службы особую водолазную и парашютно-десантную подготовку, ходят легенды. Одни говорят: Они без шума могут захватить в море авианосец. Другие: Перережут горло листком бумаги...

    Считается, что потенциальному противнику проникнуть на территорию этой воинской части практически невозможно.

  2. как называется училище морской пехоты в питере если можно сайт
  3. Самое высшее училище мор. пехоты находиться в Питере, а второе по рейтингу во Владивостоке))) Удачно поступить)))
  4. Вот все военные вузы России:
    http://www.edu-all.ru/pages/eduvuz_vs.asp

    Такого училища там нет.
    Об этом пишут и здесь:
    http://www.morpeh.com/forum/index.php?showtopic=353
    В 1956г было ликвидировано Выборгское (может, и еще были) Училище Морской Пехоты. С тех пор подобные учебные заведения в СССР, России отсутствуют (училища, по окончании которых можно попасть в МП, - не совсем то) .
    Ещ там пишут:
    В Лен. Пехе начали готовить офицеров морской пехоты, с 1989 г, правда, его расформировали.
    В морскую пехоту реально попасть выпускнику любого военного училища. Спецальные роты курсантов есть В Питерском и Благовещенском ВОКУ. Главное во время распределения попасть в береговые войска. Да и после этого возможность попасть в МП существует для офицера любого рода войск.

    Вообще по профилю офицеров морской пехоты готовят два ВВУЗА - Коломенское артилерийское и Благовещенское общевойсковое. Сейчас Благовещенское училище называется Дальневосточный военный институт имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.
    Почтовый адрес:
    675021, Амурская область, г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 158 тел. 52-48-03
    ==========================
    Слова генерал-полковника Ивана Сидоровича Скуратова (выдержка из интервью на радио) :

    "Для того чтобы начать служить лейтенантом в морской пехоте, необходимо окончить Дальневосточное высшее войсковое командное училище в городе Благовещенске, где есть специальное подразделение по подготовке офицеров морской пехоты. Кроме того, можно поступить в Рязанское воздушно-десантное командное училище и после его окончания проходить службу в десантно-штурмовых подразделениях морской пехоты. Или Коломенское артиллерийское училище, чтобы служить в артиллерийских подразделениях морской пехоты.

    К сожалению, нет пока целевого училища морской пехоты, которое было почти создано в 1990 году, однако развал Советского Союза не дал реализовать задуманное. Неплохо было бы вернуться к этой идее, тем более, что такая практика была. Существовало училище морской пехоты в Выборге, которое было расформировано в 50-е годы прошлого века. Потребность в подобном училище есть".
    http://belostokskaya.ru/till1963/studyMP/
    ==============================
    Координаты того из училищ, о которых говорил Скуратов, которое подойдт тебе, найдшь сам; скорее всего, у него и сайт есть.
    Попрактикуйся в поиске в Интернете; это тебе и в училище пригодится.

  5. Специальные подразделения МП проходят обучение в РЯЗАНСКОМ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОМ Училище.
  6. Трудно найти истину, когда советы дают ученики 9 кл. Еще с1966 г офицеров-морпехов готовит только ДВОКУ в г. Благовещенске. Это базовые подразделения. Плюс спецы (саперы, артиллеристы, танкисты, химимки, связисты и т. д.), они идут из профильных ВУЗов по направлению. Выпускник 77 г., тем и горжусь

Close