Cклярова Татьяна Владимировна

Должность (административная деятельность в ПСТГУ): декан педагогического факультета, професссор
Почетный работник высшего професионального образования.

Наименование направления подготовки и (или) специальности:
1989 г., учитель физики и математики, Астраханский государственный педагогический институт (1989 г.), специалист.
1992-1995 г., аспирантура, Московский педагогический государственный университет, кандидатская диссертация «Традиции и современное состояние православного воспитания в России».
2008 г., докторская диссертация «Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях».

Ученая степень : доктор педагогических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы: с 1989 года
Преподавательский стаж: с 1989 года

Преподаваемые дисциплины: Возрастная психология, Педагогика высшей школы.

Данные о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке: программа «ФГОС ВПО по направлению 050400 – Психолого-педагогическое образование», 2011; программа «Психолого-педагогические компетенции специалистов системы образования в условиях внедрения ФГОС и ФГТ», 2013; программа "Управление деятельностью вузов. Проектирование фондов оценочных средств в системе высшего образования", 2016.

Профессиональные достижения -
С 2004 года - научный редактор (с 2010 г. входит в перечень реферируемых журналов ВАК РФ).
С 2008 года - руководитель проекта «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры» .
С 2009 года - член Экспертного совета РГНФ по комплексному изучению человека, психологии, педагогики, социальным проблемам медицины и экологии человека, секция «Педагогика».
Автор учебных пособий по возрастной психологии, разработчик .
Разработчик программ бакалавриата педагогического образования «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе» и магистратуры «Православное богословие и культура в содержании образования».

Область научных интересов –
религиозное воспитание, образование, социализация; профессиональная подготовка педагогов для конфессионально-ориентированных учебных заведений; преподавание психолого-педагогических дисциплин в духовных школах РПЦ.

Возрастная педагогика и психология

Введение. Цели и задачи

Предлагаемое пособие основано на материалах лекций, прочитанных студентам педагогического факультета Православного Свято - Тихоновского Богословского института одним из авторов этой книги - Татьяной Владимировной Скляровой, зав. кафедрой социальной педагогики, и практической и теоретической деятельности другого педагога - Ольги Леонидовны Янушкявичене, автора известных трудов по педагогике. Данный курс является интегрированным, так как включает в себя основы нескольких программ психолого - педагогической направленности и построен на базисных курсах христианской антропологии, возрастной педагогики, возрастной психологии, православной педагогики, психологии развития личности, геронтологии.

Осмыслять материал, изложенный в пособии, авторам помогали также собственные дети. В пособии приведен ряд реальных наблюдений над их жизнью. Имена юных героев: Сема, Саша, Аня, Антон, Лена.

Особенностью данного курса является рассмотрение с психолого - педагогических позиций всех возрастных этапов в жизни человеческой личности - от зачатия до старости и смерти. Это обстоятельство продиктовано современными требованиями к подготовке специалистов в разных областях человеческих отношений - священников, педагогов, психологов, социальных работников. В педагогических и социальных службах должны работать профессионалы, знакомые с особенностями протекания каждого возрастного этапа в жизни человека, тем более такие знания нужны будущим священникам. Традиционное в педагогике рассмотрение развития личности только до ее юношеского периода не отвечает задаваемым жизнью требованиям. Каждый возрастной этап в жизни человека, включая старость и переход к смерти, обладает собственной психолого - педагогической характеристикой.

Духовные особенности развития личности, их характеристика и оценка специально здесь не рассматриваются, так как авторы исходят из утверждения святителя Феофана Затворника о том, что «жизнь христианская не есть жизнь естественная» (34, 14), поэтому приводимое в пособии рассмотрение возрастных характеристик является описанием «жизни естественной», в которой всегда есть возможность «положить начало жизни по духу» (там же). Однако, опираясь на основные положения христианской антропологии, используя опыт православных педагогов, собственный педагогический и материнский опыт, авторы сформулировали педагогические задачи и методы духовного воспитания, наиболее адекватные для каждого возраста.

Основная цель предлагаемого курса - описание возрастных особенностей развития личности, учитывающее основные положения православной антропологии и современной психологии развития личности.

Задачи курса:

описать психологические характеристики личности для каждого возрастного этапа;

сформулировать педагогические задачи, обусловленные психологическими особенностями возраста;

предложить наиболее адекватные приведенным психолого - педагогическим характеристикам методы духовного воспитания, исходя из основных положений христианской антропологии.

I. Духовно - нравственная характеристика процессов становления личности

Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии

Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие образа Божия в человеке, заданное ему богоподобие; 2) свобода нравственного самоопределения человека; 3) поврежденность человеческого естества первородным грехом и подверженность человека воздействию демонических сил; 4) представление о спасении как о результате действия Божией благодати и свободного человеческого произволения.

В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На учении об образе Божием в человеке построена вся педагогика Православия. Как сказал выдающийся православный мыслитель, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский, - «это безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу» (22, 42). И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека.

Свобода нравственного самоопределения человека является важнейшим условием устремленности человека к Богу, достижению того идеала, которое было изначально заложено в человеке, - богоподобия. Благодаря дарованной Богом свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно. Как пишет в своем труде преподаватель Московской Православной Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов), «он - виновник своего становления, так как обладает свободой, в его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования…» (1, 106). Однако «свобода - это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом» (там же).

Учение о первородном грехе не является в православной антропологии основным в понимании человеческой сущности, но оно помогает понять человека в его реальной земной жизни, в его судьбе. Cлово «грех» (amartia) в переводе с греческого означает промах. Профессор В.В. Зеньковский в своем труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» пишет, что «греховность, конечно, проникла во весь состав человека, во все его функции, отчего создалась в человеке, в его глубине, коренная двойственность, добро в человеке так неисследимо сплелось со злом…» (22, 40). Грех (как отклонение, заблуждение, падение) мешает человеку исполнить истинную цель его жизни. Процесс преодоления греха и исключения его из личной жизни кладет начало спасению.

При каких условиях возможно спасение человека? Какова роль человеческой свободы в устроении спасения? На эти вопросы православное догматическое богословие отвечает следующим образом: спасение возможно при условии направленности человеческой воли к Богу и свободном открытии сердца к принятию благодати (41, 200). «Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Об этом говорит преподобный Макарий Египетский („Духовные беседы“): „Воля человеческая есть как бы существенное условие: если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей“. Так же учит и святитель Иоанн Златоуст: „Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и противятся ей“; „Бог не принуждает никого; если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, что хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет“. Таким образом, благодать не является силой, действующей в человеке непреодолимо. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати» (там же, 201).

Для того чтобы стяжать благодатное Божие присутствие, человек должен непрестанно прилагать собственные усилия. Православная антропология учит о синергии (содружественном действии в одном направлении) Божественной благодати и человеческих усилий. Необходимость духовного подвига для спасения есть непреложное условие любой человеческой жизни. Вместе с тем свободная человеческая деятельность обеспечивает необходимые, но отнюдь недостаточные для спасения условия. Именно присутствие Божией благодати необходимое (главное) условие в деле спасения.

Личность человека в сферах бытия

Понятие о личности. Курс не содержит определения понятия личности. Одним из основных положений при изучении нравственного богословия является признание того, что личность нельзя объяснить какими - либо внешними - внеличностными - элементами. «Личность не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности… Как образ Божий личность не нуждается ни в каком причинно - генетическом объяснении. Единственный способ объяснить личность в полной неделимости и неразрушимости ее бытийной структуры заключается в признании догматической истины о сотворенности ее Богом из ничего» (1, 17). Объектом же научного исследования может быть эмпирическое содержание жизни личности.

Московский педагогический государственный университет, аспирантура 1995: выпускник

Церковное служение

ПСТГУ: декан факультета

Научные интересы

Религиозное воспитание, образование, социализация; профессиональная подготовка педагогов для конфессионально-ориентированных учебных заведений; преподавание психолого-педагогических дисциплин в духовных школах РПЦ.

    Монографии

  1. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 364 с. (20 п.л.)
  2. Склярова Т.В. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Монография. М.: Изд-во «Краун», 2007. – 232 с. (12 п.л.)
  3. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 164с. (10 п.л.) Статьи в реферируемых журналах ВАК.
  4. Склярова Т.В. Аксиологические аспекты конфессионально- ориентированного высшего образования //Философия образования, №2(16), 2006. – С. 32-36. (0,5 п.л.)
  5. Склярова Т.В. Концепция социального воспитания в работах В.В.Зеньковского // Семья в России, №4, 2006. – С. 60-72. (0,5 п.л.)
  6. Склярова Т.В. Акмеологические аспекты дидактики высшей школы //Акмеология, №4, 2006. – С.128-132. (0,5 п.л.)
  7. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация в социальной педагогике //Педагогика, №4, 2007. – С.39-45. (0,75 п.л.)
  8. Склярова Т.В. Сравнительный анализ опыта конфессионально- ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии //Сибирский педагогический журнал, №7, 2007. – С.221-231. (0,6 п.л.)
  9. Склярова Т.В. Содержание конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с детьми- сиротами // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. Серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика».- Кострома, Т.12, 2006. – С.113-119. (0,65 п.л.)
  10. Склярова Т.В. Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской православной церкви и государства //Акмеология, №1, 2007. – С.77-81. (0,5 п.л.)
  11. Склярова Т.В. Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей //Знание. Понимание. Умение. №2, 2007. – С.144-150. (0,9 п.л.)
  12. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып.4(15). С.7-17. (0,75 п.л.)
  13. Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура //Вестник Православного Свято-Тихоновского2 гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2010. Вып.2(17). С.15-25.(0,75 п.л.)
  14. Склярова Т.В. Введение изучения религиозных культур и этики [Текст] : вопросы и ответы / И. В. Метлик, Т. И. Петракова, Т. В. Склярова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - N 5. - С. 43-47. (0,45 п.л.) (30 % личного участия).
  15. Склярова Т.В., Метлик И.В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2011. - №4. - С. 7-24.
  16. Склярова Т.В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2012. - №4. - С. 7-13.
  17. Склярова Т.В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №4. - С.15-18.
  18. Склярова Т.В. Cоциальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2013. - №4. - С. 61-66.
  19. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных вузах // Социальная педагогика в России. – 2012. - №2. – С. 66-67.
  20. Склярова Т.В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - №4. – С. 4-8.
  21. Склярова Т.В., Гридина В.В. Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов – будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого- педагогические науки». – 2014. - № 2 (22). - с.177-184. (50 % личного участия) Учебные и методические пособия
  22. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов. Уч. пособие для студентов педагогических специальностей /под общей ред. Скляровой Т.В. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 336 с. (21 п.л.)
  23. Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 114 с. (9 п.л.)
  24. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов православных учебных заведений. М.: Изд-во «Покров», 2004. – 143 с. (10 п.л.) (50% личного участия)
  25. Склярова Т.В. Конспект лекций по возрастной педагогике и психологии, М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. – 64 с. (3 п.л.)
  26. Склярова Т.В., свящ.Николай Емельянов. Методические рекомендации по написанию итоговой квалификационной работы. М., ПСТГУ, 2008.3
  27. Склярова Т.В. Социальная педагогика для православных учебных заведений. Учебно-методическое пособие. М., ПСТГУ, 2015. – 48 с. Научные статьи, доклады, материалы.
  28. Склярова Т.В. Социальная педагогика и деятельность религиозных объединений.//Сб.«Проблемы педагогического образования», М.,1994. – С.33- 34. (0,1 п.л.)
  29. Склярова Т.В. Различение категорий «душевное» и «духовное» в педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Сб. «Развитие и социализация ребёнка в различных культурно-образовательных средах», Орёл.1994. – С.51- 53. (0,2 п.л.)
  30. Склярова Т.В. Религиозно-педагогическая работа в русской эмиграции //Сборник докладов 2 Международных Рождественских образовательных чтений, М., 1995. – С.35-37. (0,2 п.л.)
  31. Склярова Т.В. Не такой как все, или очерк о становлении системы православного воспитания в России // Элитологические исследования, №3, Астрахань, 2000. – С.53-59. (0,5 п.л.)
  32. Склярова Т.В. Над пропастью в горах или использование методов экстремальной психологии в воспитании детей группы риска // Спорт в школе, №24, декабрь 2004. – С. 12-13. (0,25 п.л.)
  33. Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины ХХ века //Сборник научных работ «Вестник ПСТБИ», №1, 2003. – С.194-212. (1 п.л.)
  34. Склярова Т.В. Проблемы технологии проектирования образовательного процесса в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях //Межвузовский сборник научных трудов «Проектирование образовательных процесов». Шуя, 2003. – С. 92-95. (0,25 п.л.)
  35. Склярова Т.В. Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания //Сб.статей «Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодёжи»). М., 2004. С.37-39. (0,25 п.л.)
  36. Склярова Т.В. Духовно-нравственные аспекты психологии младшего школьника //Сб.статей по материалам научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников», Ярославль, 2004. – С.23-29. (0,25 п.л.)
  37. Склярова Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы //Образование, № 9, 2004. – С.18-25. (0,5 п.л.)
  38. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности //ж. Образование, № 11, 2004. – С.30-37. (0,6 п.л.)4
  39. Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы – цели и задачи //Сб.докладов Седьмых образовательных Богородично-Рождественских чтений. Обнинск, 2004. – С.120-124. (0,4 п.л.)
  40. Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы в деле сохранения духовного здоровья нации //Сб.Вторые Авраамиевские чтения: Материалы научно-практической конференции.-Смоленск, 2004. – С.262-268. (0,5 п.л.)
  41. Склярова Т.В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» //Сб. Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. Материалы 2004, М., 2005. – С. 683-688. (0,5 п.л.)
  42. Sklyarova Tatiana. Orthodox Social Pedagogy in Russia //Christian education belongs… to the whole church. №14 / April 2004.P.10-14. (0,3 п.л.)
  43. Склярова Т.В. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов в православных учебных заведениях //Сб.материалов Покровских педагогических чтений 2004-2005. СПб., 2004. С. 77-81. (0,25 п.л.)
  44. Склярова Т.В. История призрения детей в России //Сб. XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Том 2. Материалы 2005. – С.365-374. (0,5п.л.)
  45. Склярова Т.В. Ценности православной культуры в социальном образовании //Сб. научных докладов и материалов «Фестиваль Духовной культуры», М., 2005. – С.78-88. (0,5 п.л.)
  46. Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребёнке//Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», 4-1. М., 2005. – С.114-134. (1,5п.л.)
  47. Склярова Т.В. Цели воспитания - готовить ребёнка к жизни или помогать жить здесь и сейчас? //Проблемы освиты. Науч.-мет. сб. , 2 вып. Материалы конференции «Формування духовно-моральных цинностей та професийного становлення молоди в социокультурних умовах». Киев-Винница, 2005. – С.51- 60. (0,5 п.л.)
  48. Склярова Т.В. Принципы социального воспитания в конфессиональной педагогике //Сб.научных статей и материалов Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы социального воспитания».Ульяновск, 2006. – С.67-71. (0,5 п.л.)
  49. Склярова Т.В. Специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы в религиозных общинах (на примере православных приходов) //Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 11-12 апреля 2006г. Екатеринбург, 2006. – С.162-166. (0,3п.л.)
  50. Склярова Т.В. Использование потенциала православной культуры в подготовке социальных педагогов // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. Материалы 9-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. В 2-х частях. Ч.I. /Под ред. Л.В.Мардахаева. – М.: Изд-во «Перспектива»,2006. – С.67-71. (0,3 п.л.)5
  51. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения//Проблемы освиты. Науч.-мет. сб., 3 вып. Материалы конференции «Проблемы профессионального становления молодёжи на основе духовно-нравственных ценностей». Киев-Винница, 2006. – С.61-67. (0,5 п.л.)
  52. Склярова Т.В. Конфессиональная специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы по профилактике наркотической зависимости //Сб.научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской республики». Чебоксары, 2006. – С.144-148. (0,3 п.л.)
  53. Склярова Т.В. Конфессиональные проблемы в современной теории педагогики//Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. СПб.,2006. – С.79-81. (0,2 п.л.)
  54. Склярова Т.В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материалов духовно-нравственного содержания //Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», №4(7), 2007. – С.20-40. (1 п.л.)
  55. Склярова Т.В. Высшее педагогическое образование: проблемы формирования профессионального мировоззрения //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 3. – С.56-67. (0,6 п.л.)
  56. Склярова Т.В. Тоталитарные секты как фактор десоциализации // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. №2, 2007. – С.85-94. (0,4п.л.)
  57. Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №1(4), 2007. – С.58-87. (0,4 п.л.)
  58. Склярова Т.В., Быкова О.Н. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.66-83. (0,8 п.л.) (50% личного участия)
  59. Склярова Т.В., Быкова О.Н. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №3(6), 2007. – С.92-110. (1,2 п.л.) (50% личного участия).
  60. Склярова Т.В., Тукиш В.А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.116-131. – (1,3п.л.) (70% личного участия)
  61. Склярова Т.В. Социальная работа и социальная педагогика в православных общинах: проблемы профессиональной подготовки специалистов //Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 октября 2006 г. Кн.2. М., 2007. С.236-241. (0,25 п.л.)
  62. Склярова Т.В. Исследование механизма обучения верующего студента //Опыт, проблемы и перспективы подготовки специалистов в высших учебных заведениях России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2007. Смоленск-Рославль, 2007. – С.243-247. (0,25 п.л.)6
  63. Склярова Т.В. Принципы построения концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в православном вузе //Новi технологii навчання. Збiрник наукових працъ. Шляхи розвитку духовностi та професiоналiзму за умов глобалiзацii ринку освiтнiх послуг. Спец.випуск №48.Ч.1. Киiв-Вiнниця, 2007. – С.145-149. (0,4 п.л.)
  64. Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в общеобразовательной средней школе. (0,4 п.л.) http://www.reshma.nov.ru/alm/vop_ped/puti.htm (Дата обращения: 28.06.2015)
  65. Склярова Т.В. Социальная педагогика и социальная работа: российский вариант. Предмет и содержание социально-педагогической деятельности. Социальный педагог на приходе. Профессиональная подготовка педагогов в ПСТБИ. // Материалы круглого стола по религиозному образованию. Инф.бюллетень, ноябрь 2003. (1 п.л.) http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/social_pedagogy_r... (Дата обращения: 28.06.2015)
  66. Склярова Т.В. Православная педагогическая антропология как основа конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов // Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. (0,2 п.л.) http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005- 2006/txt/skliarova.php (Дата обращения: 28.06.2015)
  67. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения. (0,3 п.л.) http://www.verav.ru/common/public.php?num=56 (Дата обращения: 28.06.2015)
  68. Склярова Т.В.Становление профессиональной идентичности верующего студента. (0,4 п.л.) http://verav.ru/common/public.php?num=100 (Дата обращения: 28.06.2015)
  69. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в православном вузе как система высшего педагогического и элементов теологического образования //Сборник XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Т.2. С.168-170. (0,3 п.л.)
  70. Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // интернет-публикация - на русс.яз. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=607 (1 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2015)
  71. Склярова Т.В. Православная антропология: основные подходы и представления //Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. научных статей.- М.: Экон- Информ, 2010.- 151с. С.137-142. (0,7 п.л.)
  72. Склярова Т.В. Олимпиада школьников по Основам православной культуры: традиции и новации в проведении общероссийского образовательного проекта http://pstgu.ru/news/life/Christmas_readings/2011/... (0,4 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2015)
  73. Склярова Татьяна. Творческие интеллектуальные конкурсы и предметные олимпиады как форма повышения качества преподавания знаний о религии в7 школе // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии. Материалы международной конференции, организованной РПЦ и Московским отделением Фонда им. Конрада Аденауэра./ Под общ. Ред. Л.П.Шмидта. – Москва: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2011. – с.208. С.198- 207.
  74. Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2(7), 2011. – С.65-72.
  75. Склярова Т.В. Социализация человека, исповедующего православие, в зеркале «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» //Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Под общ.ред. Т.А.Ромм, Т.Т.Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 348 с., С.309-318.
  76. Склярова Т.В. Церковно-педагогическое образование как особая форма педагогического служения. //Православное образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 29 октября 2012 г./Отв.ред.Т.Л. Мигунова; АГПИ им.А.П. Гайдара; Науч.-мет.центр им. В.П.Вахтерова; Арзамасская православная гимназия.- Арзамас: АГПИ, 2012. – 540с. С. 74-78.
  77. Склярова Т.В. Изучение религиозных культур в школе и организация добровольческой деятельности школьников – что общего? //Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.) /под общ.ред. Т.А. Ромм, И.В. Хромовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - Т.2. – 250 с. С.102-108.
  78. Склярова Т.В. Влияние православной культуры на становление самосознания в детском возрасте. //Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогической культурной традиции: сборник научных статей /под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь, 2013. – 252 с. С.74-80.
  79. Склярова Т.В. Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры: промежуточные итоги проведения. // Журнал Московской патриархии. – 2013. - №5.- С.70-75.
  80. Склярова Т.В. Традиция и социальное наследование в религиозной педагогике // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы [Текст]: Сборник материалов Международного симпозиума / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – 230 с. С.167-172.
  81. Склярова Т.В. Диалог социального воспитания и религиозной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогика и психология: диалог о воспитании. Материалы 7 Сибирского педагогического семинара, г. Новосибирск, 2-4 декабря 2014 г. // Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 202 с. С. 37-44.8
    82. Склярова Т.В. Воля и свобода: дары навырост // журнал «Школьный психолог», Издательский Дом «1 сентября», М., 2014, - №2.

Close