(362 слова)

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией. Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль. Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина. Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

РЕФЕРАТ по ЛИТЕРАТУРЕ

«Евгений Онегин – “лишний человек”»

1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе……………4

2. 2 Образ Евгения Онегина……………………………….4

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..5

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…6

1 ВВЕДЕНИЕ

Евгений Онегин - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

При всей широте тематики романа «Евгений Онегин» - это, прежде всего, роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в «Кавказском пленнике». Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности - неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении - романе «Евгений Онегин».

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Цель реферата: изучение образа Евгения Онегина в романе.

Задача: 1) рассмотреть тему «лишнего человека» в литературе;

2) проанализировать образ Евгения Онегина.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе

В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь - наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относиться к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает.

«Лишний человек» - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д.

2. 2 Образ Евгения Онегина

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера – индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но, в то же время, он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего, его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться. Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком».

Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведу итог своему реферату.

Евгений Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ; «Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой...»

Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Нужно отметить, что объявлять кого-то лишним – это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». И Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века.

Но я думаю, что Онегина и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым «сильную, недюжинную натуру» сделало общество. Это говорит о том, что под стереотипом «лишнего человека» можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положении, а во внутреннем убеждении героя.

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М.,1991.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов,1990.

3. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994

4. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый, но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Вязкова Вероника

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Онегин – «лишний» человек в обществе.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

«Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство. Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным - неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом?.. Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.

Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.

Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Евгений Онегин - тип «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 - 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.

Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скуг чающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил...

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно...

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.

Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин - это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой - он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко в/УЮбляет-ся в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком».

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин... лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».


Close