Методическая деятельность воспитателя доу. Основные направления научно – методической работы Основными направлениями методической работы являются
Инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения, кафедры, цикла;
Контрольные посещения занятий преподавателей руководителями учебного заведения, кафедр, циклов, предметных методических комиссий и профессорами;
Взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, цикла по однопрофильным дисциплинам;
Написание методических и учебных пособий, разработок, рекомендаций и других материалов по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы.
Методическая работа на кафедре, цикле
Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, а цикл - основным педагогическим коллективом, призванным решать учебно-воспитательные задачи в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Они же выступают и центрами методической работы. Основными задачами методической работы на кафедрах и циклах являются:
Поиск путей повышения научного, теоретического, профессионального и методического уровня проведения занятий;
Выбор и использование в педагогическом процессе целевых форм, эффективных методов, рациональных приемов и средств обучения;
Интенсификация образовательного процесса за счет использования различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;
Повышение профессионального и педагогического уровня преподавателей, их методического мастерства;
Разработка учебно-методических материалов к различным видам занятий;
Совершенствование системы педагогического контроля за деятельностью преподавателей, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся;
Повышение качества аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей, курсантов и студентов;
Обобщение и распространение передового опыта методической работы преподавателей кафедр, циклов;
Внедрение в педагогический процесс отечественного и мирового педагогического опыта.
Методическая работа организуется как в масштабе кафедры (цикла), так и в специально создаваемых предметных методических
секциях (комиссиях). Важной задачей их выступает разработка частных методик преподаваемых учебных дисциплин. Она является основным организационно-содержательным документом кафедры (цикла), в котором представлена методика проведения различных видов занятий по каждой учебной дисциплине (курсу). В структуре этого методического документа выделяют две части: теоретическую и прикладную.
Теоретическая часть - частной методики состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свое содержание.
Раздел I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины (предмет изучения дисциплины, научные и теоретические основы ее преподавания, роль профессиональной дисциплины в формировании специалистов юридической профессии; взаимосвязь учебной дисциплины с другими смежными предметами учебного плана; образовательные цели изучения дисциплины).
Раздел И. Программное содержание дисциплины и структура учебно-воспитательного процесса по дисциплине. В разделе должны быть представлены:
Принципы формирования учебной программы по предмету: научность и системность, единство теории и практики, историзм науки и дисциплины, связь предмета с другими дисциплинами учебного плана;
Технологические компоненты учебно-воспитательного процесса в структуре дисциплины (см. § 8.4);
Система контроля усвоения учебного материала по темам и дисциплине в целом: текущий, рубежный, итоговый (тесты, контрольные вопросы, задачи, билеты).
Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
Подготовка и чтение курса лекций (проведения уроков) по темам;
Подготовка и проведение различных видов семинарских занятий, коллоквиумов и конференций;
Подготовка и проведение практических занятий и профессиональных тренингов;
Подготовка и проведение предметных кафедральных (цикловых) игр и межкафедральных учений;
Подготовка и написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;
Организация различных видов самоподготовки и методов самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине.
Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
Совершенствование форм и методов обучения на основе модульного построения тем и применения «метода погружения» при их изучении;
Особенности применения специфических форм обучения в процессе преподавания учебной дисциплины: экскурсий, консультаций и собеседований (индивидуальных и групповых);
Совершенствование системы контроля как за деятельностью преподавателей, так и за успеваемостью обучающихся на основе применения рейтинговых технологий;
Повышение роли практики и стажировки обучающихся в практических органах и организациях;
Другие направления.
Прикладную часть частной методики преподавания дисциплины составляют кафедральные (цикловые) документы и учебно-методические материалы.
К основным кафедральным (цикловым) документам относятся:
Учебная программа по дисциплине;
Структурно-логическая схема изучения дисциплины в совокупности с другими предметами;
Предметная квалификационная характеристика;
Тематический план дисциплины;
Рабочая учебная программа, уточняющая содержание и методику преподавания каждой темы учебной дисциплины на очередной учебный год;
Кафедральные (цикловые) учебники и учебные пособия по программе дисциплины;
Фондовые лекции по темам учебной дисциплины;
Программы по проведению учебной (педагогической) практики и стажировки;
Кафедральные (цикловые) журналы, планы, графики, предусмотренные Инструкциями по организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных уровней;
Инструкции по описанию различных технических средств отображения и передачи учебной информации и методические рекомендации преподавателям по их применению на занятиях;
Выписки из федеральных Законов и нормативных актов в области образования;
Копии ведомственных руководящих документов в области образования;
Кафедральная (цикловая) библиотека литературы по предмету, изданной централизованно и подготовленной преподавателями кафедры (цикла);
Индивидуальные планы работы преподавателей на... учебный год. К учебно-методическим материалам, разработанным преподавателями кафедр (циклов), относятся:
Планы семинаров и методические указания обучающимся;
Задания на практические занятия (самостоятельную работу под руководством преподавателя) и методические указания студентам, курсантам и слушателям;
Планы подготовки различных видов занятий и методические рекомендации преподавателям по их проведению;
Методические разработки для подготовки и проведения с обучающимися профессиональных тренингов, игр и учений;
Общие методические рекомендации обучающимся по самостоятельному изучению профессиональной дисциплины, выполнению различного рода практических (контрольных) работ, написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;
Тестовые задания для проведения зачетов или экзаменов по учебной дисциплине (курсу);
Разделы: Администрирование школы , Общепедагогические технологии
“В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя”.
К.Д.Ушинский
Методическая работа является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.
Сегодня внедрение ФГОС меняет образовательную среду ребенка, предъявляятребования (слайд 2):
- к результатам освоения основных образовательных программ
- к структуре образовательных программ
- к условиям реализации образовательных программ.
Эти требования невозможно реализовать, не изменив самого учителя. Сегодня новые требования предъявляются не к ученику, как было раньше, а к современному учителю, который больше не может быть только транслятором знаний и "урокодателем", а должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка.
Потому главным направлением работы школы является создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышения психологической готовности самого учителя, развития его профессиональной компетенции, а методическая работа способствует этому развитию.
Что же входит в понятие “методическая работа”? (слайд 3)
Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.
Исходя из данного определения, методическое объединение учителей нашей начальной школы наметило пути повышения профессионализма учителей и разработало план действий.
Первоочередной задачей методической работы является помощь воспитателям и учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий (слайд 4).
Любая работа начинается с анализа реальных возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива. Мы изучили потенциал начальной школы; провели анализ программного оснащения, собрали необходимую нормативно-правовую базу для внедрения Стандартов, разработали перечень мероприятий для их полноценной реализации новых стандартов.
Методическую работу в нашей школе мы строим с учетом ряда особенностей:
1. С учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей .
В нашей начальной школе работают учителя с разным педагогическим стажем. И что очень приятно для нас, трое из них являются бывшими выпускниками нашей школы. 36% учителей имеют 1 и высшую квалификационную категорию.
2. А также с учетом мотивации учителей, инновационных направлений в образовании , и особенностей образовательного учреждения таких как участие в экспериментальных площадках, традиции школы и д.т.
Главная функция нашего методического объединения состоит в обеспечении постоянного профессионального роста каждого учителя. Именно учитель призван дать ребенку качественное образование, помочь ребенку стать успешным в окружающем его информационном мире, научить его учиться.
Эту задачу можно решить в первую очередь через такую форму работы, как современный урок, поэтому тема , нашей методической работы : “Педагогические ресурсы современного урока в начальной школе в достижении нового качества образования”.
Для реализации методической темы перед собой мы поставили следующие задачи:
- Анализ, обобщение, распространение как прогрессивного опыта, так и опыта, рожденного в коллективе.
- Формирование инновационной направленности, обогащение новыми педагогическими технологиями.
- Повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки учителей.
- Организация работы по изучению новых образовательных документов и стандартов второго поколения.
- Оказание научно-методической помощи.
Я руковожу методическим объединением уже 5-й год. За это время в нашей начальной школе сложился дружный творческий коллектив, команда единомышленников.
Ставя перед собой конкретные цели, используя разные интересные формы организации методической работы, каждый учитель нашего коллектива работает над повышением своего профессионализма.
Рассмотрим два пути повышения профессионального мастерства (слайд 5):
1. Посредством самообразования.
2. За счет осознанного, обязательно добровольного участи учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях называемой методической работой .
1. Самообразование (слайд 6):
Повышение качества методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий.
Это и становится основой самообразования , которое реализуется через разные формы:
Мы считаем, что в наше современное время, в условиях быстро меняющихся обновлений и требований, предъявляемых к школе, к учителю и ученику, повышение квалификации один раз в 5 лет явно не достаточно, поэтому наши учителя посещают курсы Повышения квалификации по мере возникновения вопросов и интересов в рамках самообразования и саморазвития. Одним из таких направлений является овладение информационной грамотностью . И что очень приятно, на сегодняшний день все наши учителя прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе, а все кабинеты оснащены АРМ учителя. Это позволило учителям использовать в работе современные педтехнологии и шире применять деятельностный подход.
Каждый учитель в нашей школе работает над заинтересовавшей его проблемой обучения, внедряет изученный материал на практике. Открытые уроки для учителей школы, округа, воспитателей детских садов, родителей учеников, создание индивидуальных портфолио , проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, теоретические накопления – вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизировано обобщить свой профессиональный опыт и представить такую работу в качестве одной из форм своей аттестации.
Так же продуктивными являются и другие формы методической деятельности учителей: посещение семинаров, мастер-классов. Наши учителя работают в сетевых сообщества х, т аких как: Начальная школа - детям, родителям, учителям, Сеть творческих учителей, Учительский портал и др., Такая работа дает нам получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности и т.д.
Я вам хочу предложить адреса Сетевых сообществ в Интернете, чтобы все желающие учителя также стали активными пользователями этих сообществ (слайд 7).
2. Методическая работа (слайд 8, 9):
Вторым путем развития профмастерства учителей является методическая работа, которую мы проводим через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это дает нам возможность выбора оптимальных решений конкретных задач.
Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование . При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос “Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?”. Планируя методическую работу, мы опираемся на анализ результативности по итогам года , с учетом затруднений учителей и инновационных направлений.
Мы четко понимаем, что на первое место выходят не формы работы, а задачи , которые мы ставим перед собой, а из этого следуют пути достижения намеченых задач.
Перед вами тематика отдельно взятых заседаний, для достижения задач которых мы использовали различные формы: это коллективно-творческое дело, круглый стол, мастер-класс, педагогический консилиум, семинара – практикум (слайд 10).
Хочу остановиться на некоторых формах работы.
- Изучая тему: “Повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя”. Учителями была проведена самодиагностика по определению профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. А ученикам 3-4 классов было дано задание написать сочинение на тему: “Каким я хочу видеть своего учителя”. На заседаниибыла проведена деловая игра. У чителя были разделены на ролевые группы: учителей, родителей, учеников. Путем “Мозгового штурма” каждая группа составила портрет учителя, и при сопоставлении этих ответов, результатов самодиагностики и анализа сочинений был создан портрет идеального учителя, а также уточнено понятие “педагогическое мастерство” и определены критерии учительских достоинств и недостатков.
- Так как не у каждого человека есть возможность послушать деятелей науки, встретиться с представителями высшего педагогического общества, мы на последнем заседании по теме: “Подготовка к внедрению ФГОС. Формирование УУД ” прослушали дистанционную лекцию , профессора кафедры возрастной психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Карабанову Ольгу Александровну.
- Кроме работы в методическом объединении, нам помогают перенять опыт, знание и умение своих коллег посещение педагогический мастерских и мастер классов .
- Мы также распространяем свой накопленный опыт через выступления на методических объединениях, педагогических советах.
- Наши учителя проводили мастер-класс для студентов МГПИ по теме: “Использование интерактивной доски в процессе обучения младших школьников”, в этом году были проведены два окружных семинара для молодых специалистов по теме: “Современный урок. Планирование. Структура. Самоанализ урока” и “Кабинет – лаборатория учителя”.
- Одно из направлений в нашей методической работе - многолетнее систематическое применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Каждый учитель создает собственную базу цифровых образовательных ресурсов и обменивается с коллегами.
- Внутри нашего методического объединения
ежегодно создаются Творческие микрогруппы и
Проектные команды учителей,
состав которых
меняется в зависимости от цели создания. Так были
созданы группы
для:
- организации проектно-исследовательской деятельности;
- для подготовки к конкурсу “Учитель года”;
- для создания современного кабинета начальной школы;
- для совместной работы учителей по определенному УМК.
- Традицией в нашей школе стало проведение
тематических недель
. Кроме традиционных
предметных недель мы проводим и такие как:
- Неделя родного города
- Неделя Эстетики
- Театральная неделя
- Неделя Великих людей России.
- Одной из современных форм методической работы учителя является создание сайта класса в Интернете.
- Так же необходимой формой методической работы является Создание предметного кабинета, как творческой лаборатории учителя (слайд 10).
В нашей начальной школе я создала такой кабинет . Ему было присвоено 1 место в окружном смотре-конкурсе “Современный кабинет начальной школы – 2010”.
Современным можно назвать кабинет, сочетающий в себе (слайд 11):
- Кабинет информационно-коммуникационных технологий
- Кабинет-лаборатория
- Методический кабинет, каким является кабинет № 309.
Основное назначение моего кабинета – обеспечить высокий уровень преподавания предметов, формирование у школьников умения и желания учиться, становление личности ребенка, развитие его способностей.
Цель создания этого кабинета: создание современных условий для организации процесса обучения по всем предметам начального образования в соответствии с требованиями Стандартов.
Все это достигается современными формами проведения уроков, эффективным использованием современных образовательных технологий, а так же материально-технической базой.
Для эффективного использования оборудования кабинета в процессе обучения необходима систематизация учебно-методической базы. Такая систематизация помогает любому учителю быстрее и качественнее подготовиться к уроку и подобрать необходимый материал.
Особенностью моего кабинета является то, что вся учебно–методическая база систематизирована не только в тематических папках, записана в паспорте кабинета, а создана единая электронная цифровая база, где через гиперссылки можно открыть любой документ, как из ПК учителя, так и из Интернета. Накоплены ЦОР, созданы файлы, содержащие материалы для подготовки по всем предметам: это задачи и упражнения по темам, фрагменты и целые поурочные разработки, отрывки из пособий, и то же самое по воспитательной работе. Через содержание паспорта можно перейти в необходимое место, открыть документ и пользоваться на уроке.
3. Подводя итог.
Такие разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.
Основными критериямиэффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.
Результатами нашей методической работы являются (слайд 12-15):
- Участие и победы учителей начальных классов в профессиональных конкурсах.
- Проделанная методическая работа позволила
нашим учителям выйти на новый уровень.
- Нашим накопленным опытом пользуются многие учителя.
- Мы выступаем на конференциях разного уровня.
- В несколько раз увеличилось количество публикаций на профессиональных сайтах; в научно-педагогических журналах, в том числе международных; в сборниках научно-практических, международных, всероссийских конференций по материалам очных и заочных выступлений.
- Показателями эффективности деятельности учителей является также эффективная деятельность наших учеников.
- Достижениями наших учеников можем назвать:
- Увеличение количества призеров на окружных, городских, Всероссийских конкурсах научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
- Активное участие и победы в сетевых окружных играх.
Такая плодотворная методическая работа учителей, конечно, отражается и на качестве обучения. Как практики мы реально понимаем, что нельзя говорить о 100% росте качества, т.к. повышение профессионализма сегодня не может дать высокие показатель завтра, должно пройти время для показания таких результатов, зато с уверенностью могу сказать, что наша кропотливо проделанная работа отражается в личностном росте учащихся, в развитии их творческих способностей, повышается мотивация как у учеников, так и у родителей. Это нельзя измерить ни в каких процентах, но когда видно, у ребенка и родителей повышается заинтересованность, укрепляются традиции семьи и школы, родители с радостью помогают своему учителю, тогда понимаешь, что работаешь не напрасно.
Оценивая нашу методическую деятельность, мы пришли к выводу, что не надо опасаться нововведений. В нашей школе имеются все условия: компьютерные классы, кабинеты оснащены АРМ учителя, есть интерактивные доски, родители всегда идут навстречу, коллеги владеют современными технологиями. А, самое главное, учителя наши хорошо знают преподаваемые предметы и любят детей. И раз время диктует новые стандарты, будем работать по-новому!
Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы. Содержание и направления методической работы. Виды и формы организации методической работы. Государственно-общественные объединения учебного заведения: педагогический совет, учебно-методический совет, методическое объединение и т.д.
Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы ОУ, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями. Внедрение Федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования обусловило необходимость внесения изменений в методическую профессиональных образовательных организаций. В ходе модернизации и реформирования системы образования внедряются сетевые и кластерные формы реализации образовательных программ. В образовательных сетях и образовательных кластерах в реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этих условиях особо важное значение приобретает координация их образовательной деятельности, ее научно-методическое обеспечение.
Введение электронного обучения, модульных, дистанционных и других инновационных технологий также требует методического обеспечения. Следовательно, возрастает педагогов и мастеров производственного обучения запрос на эффективную работу методической службы, направленную на удовлетворение их профессиональных и информационных потребностей, повышение квалификации и методического мастерства.
Основная функция методической службы в процессе реформирования образования - обеспечение оперативного и массового внедрения системообразующих инноваций в практику.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Изменения в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, вариативных программ, экспериментальная работа, переход на новый учебный план, информатизация образования требуют от методической службы адаптации к изменяющимся условиям, влекут за собой изменение содержания деятельности и возникновение новых функций, что в свою очередь требует своего организационного оформления в новой модели методической службы в условиях образовательной сети и образовательных кластеров на уровне региона.
Она создается в целях участия педагогических и научно-педагогических работников в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе образования как государственно-общественное объединение на уровне региона и включает в себя учебно-методические, а также научно-методические, научно-технические и иные советы и комиссии.
Типовое положение о методической службе образовательной сети/кластера на уровне региона государственно-общественных объединениях в системе образования утверждается региональным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В состав методической службы на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
Она должна решать задачи внедрения ФГОС с учетом региональных требований к уровню подготовки специалистов, создания оптимального учебно-методического, информационного, диагностического обеспечения образовательного процесса, условий повышения профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников образовательных организаций региона.
Важнейшим условием и ведущим фактором, во многом определяющим успешность методической деятельности профессиональных образовательных организаций выступает непрерывное образование педагога - идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. Одной из форм решения данной проблемы может быть избран компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога.
Под профессиональной компетентностью педагогов понимается профессионально - личностная характеристика, включающая комплекс знаний, умений и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, быстро адаптироваться к новым условиям и находить адекватное решение возникающих проблем, а также обеспечивающая потребность и возможность постоянного саморазвития и самообразования .
Методическая служба профессиональной образовательной организации - организационная структура в системе образования, объединяющая субъекты методической работы различных уровней и реализующая функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.
Методическая служба профессиональных образовательных организаций создается в целях комплексного управления методической работой, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.
Глоссарий
Аттестация кадров - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда.
Вид профессиональной деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.
Контрольно-измерительные материалы - комплексный инструментарий оценки компетенций, включающий в себя различные измерительные средства и инструменты.
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и практических мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и компетентности всех субъектов образования.
Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально- трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.
Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Профессиональное образование – процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.
Профессиональная функция – составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.
Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.
Цель, основные задачи, содержание, виды деятельности и формы организации работы методической службы в условиях образовательной сети/кластера
Методическая служба профессиональной образовательной организации создается в целях комплексного управления методической работой образовательных организаций, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера.
Методическая может являться юридическим лицом.
Основными задачами методической службы профессиональной образовательной организации являются:
- формирование и реализация единой методической политики в образовательной сети/кластере;
- информационное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера. Организация методической работы в профессиональной образовательной организации и определение основных направлений ее деятельности в соответствии с нормативными документами в области образования;
- осуществление непрерывного повышения квалификации педагогов. Аттестация кадров в соответствии с актуальными проблемами модернизации системы профессионального образования РФ;
- организация планирования работы в образовательной сети/кластере;
- оказание помощи преподавателям профессиональной образовательной организации по вопросам организации образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера;
- организационная поддержка педагогов при: - инновационной деятельности; - организации и проведении опытно-экспериментальной работы; - экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов и др.; - подготовке работников образования к аттестации;
- обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам образования;
- создание банков педагогического опыта в сфере образования, организационная работа по распространению и внедрению его в практику деятельности педагогов;
- совершенствование нормативной базы;
- обеспечение мотивации педагогов к росту их профессиональной квалификации, научно-исследовательской, методической деятельности;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; координация этой работы с учреждениями повышения квалификации;
- разработка системы мониторинга эффективности методической деятельности в профессиональной образовательной организации.
Особую группу задач необходимо решить методической службе региона в условиях перехода к сетевому взаимодействию при организации образовательного процесса реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием
Методические задачи : освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; освоение педагогами практики составления и использования различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов; освоение педагогами новых форм организации учебного процесса; внедрение в практику преподавателей новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе; введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети; освоение преподавателями методов комплексного оценивания обучающихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения; использование в учебном процессе процедуры модерации результатов учебной деятельности обучающихся как основного механизма объективизации оценивания; разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования преподавателей и обучающихся в рамках образовательного пространства, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий.
Организационные задачи : освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров дистанционного обучения; освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие; реализация новых подходов к организационному построению учебно- воспитательного процесса в образовательных организациях сети, использующих дистанционные образовательные технологии и сетевой ресурс центра дистанционного обучения; организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими ИКТ-компетенций, а также овладение квалификацией сетевого учителя и сетевого тьютора для работы в условиях организации учебного процесса на основе сетевого ресурса центров дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования системы мониторинга работы образовательных сетей, а также управления ими с целью оптимизации работы; разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей; создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих образовательный процесс при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и направленных на полноценное удовлетворение потребностей обучающихся.
Финансово-экономические задачи : определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных организаций и сетей; разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в образовательном процессе дистанционных, модульных образовательных технологий, электронного обучения и сетевых информационно-образовательных ресурсов; проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально- технических) в условиях функционирования образовательных сетей, не использующих и использующих в учебном процессе инновационные образовательные технологии и сетевые информационно-образовательные ресурсы; выработка рекомендаций руководителям образования и образовательных организаций по оптимизации работы образовательных сетей.
Виды деятельности методической службы образовательной сети/кластера, учитывая сказанное выше, в условиях внедрения ФГОС определяется с учетом модернизации профессионального образования в стране:
Аналитическая деятельность. Ее содержание :
1. Мониторинг информационных потребностей педагогов . Создание базы данных о педагогических работниках профессиональных образовательных организаций.
2. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений её совершенствования в данный период работы .
3. Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе . Сбор и обработка информации о результатах внеурочной работы в профессиональной образовательной организации.
4. Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.
Информационная деятельность. Ее содержание:
Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической) Ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы, с опытом инновационной деятельности профессиональной образовательной организации и педагогов из других образовательных организаций. Информирование педагогов о новых направлениях в развитии современного образования и о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно- методических комплектах, видеоматериалов и педагогических рекомендациях.
Организационно-методическая деятельность. Содержание : Мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Мониторинг уровня профессиональной подготовки преподавателей. Мониторинг качества методической работы в учебном заведении. Планирование методической работы и диагностика ее состояния. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. Педагогическое и методическое проектирование. Проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, фестивалей, конкурсов, презентационных недель цикловых комиссий и т.д.
Консультативная деятельность. Содержание : организация научно-консультативной работы для педагогов – экспериментаторов; консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся.
Развитие научного обеспечения методической деятельности педагогов. Содержание : разработка учебно-программной документации в соответствии с ФГОС, в т.ч. разработка вариативных образовательных программ; проектирование и разработка единых концептуальных подходов в рамках непрерывного профессионального образования, обучения в течение всей жизни; создание авторских курсов, образовательных программ, учебных и методических пособий; проектирование и разработка авторских технологий обучения и воспитания в соответствии и с ФГОС; оптимальное учебно-методическое, информационное, диагностическое обеспечение образовательного процесса по профессиям/специальностям. Расширение взаимодействия с социальными партнерами. Содержание: открытие новых специальностей и специализаций создание в соответствии с требованиями заказчика модели подготовки специалиста и мониторинг его становления по различным параметрам описание квалификационных требований специалистов конкретно взятых специальностей мониторинг соответствия образовательных программ требованиям современного производства с последующей корректировкой разработка специальных программ для практики в условиях реального производства, с использованием новых перспективных технологий.
Формами работы методической службы могут быть :
а) по способу организации:
пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов;
активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов;
интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
б) по форме организации:
коллективные формы: семинары, практикумы, научно-практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, семинары-практикумы, методические декады, методические фестивали, мастер-классы, методические мосты, дискуссии, методические ринги, тренинги, видеотренинги, педагогические чтения, профессиональные выставки, защиты проектов, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, творческие отчеты преподавателей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы;
индивидуальные : самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение занятий администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.
Для эффективного взаимодействия с педагогическим сообществом могут быть рекомендованы формы методической помощи :
Школы молодого преподавател я создаются для: оказания практической и методической помощи молодым специалистам и всем педагогам профессиональной образовательной организации в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства; овладения педагогами новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания; изучение, обобщение положительного опыта работы преподавателей и внедрение его в практику; выявление психологических причин, вызывающих затруднения у педагогов в учебно-воспитательном процессе; изучения межличностных отношений в коллективе; повышения уровня знаний психологической культуры педагогов и др.
Единая методическая тема . Работа над единой методической темой образовательной организации включает совместное планирование занятий по наиболее трудным темам, взаимопосещение занятий с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы. Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для профессиональной образовательной организации, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности. Методическая тема должна включать как учебную, так и внеурочную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно.
Передовой педагогический опыт. Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией преподавателя. При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики стали методологической базой работы.
Формами обобщения педагогического опыта могут быть:отчет о проделанной работе, доклад по определенному вопросу, реферат по избранной теме, организация выставки, предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий, проведение педсовета, проведение научно-практической конференции, проведение семинара по определенной проблеме. Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.
Методический инструктаж - форма методической помощи преподавателю, во время подготовки к занятию или посещения его методистом путем проведения консультаций в методическом кабинете, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов. Консультации методиста по отдельным методическим вопросам.
Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные. Замечания и отзывы в письменной или учетной форме даются методистами на методические материалы (планы, отчеты, конспекты занятий и др.).
Посещение занятий с последующим анализом .
Методические издания (методические указания, методические рекомендации, методические пособия) в виде листовок, плакатов, буклетов, брошюр, книг.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Под видом методической деятельности понимаются устойчивые процедуры, осуществления моделирования, проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения педагогически полезного дидактического обеспечения по конкретной учебной дисциплине, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы, относятся: анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование системы занятий теоретического и практического обучения; моделирование, проектирование и конструирование форм предъявления СУИ на занятии; построение деятельности обучающихся по формированию терминологии в данной области знаний и практических умений и навыков; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, комплект тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельностью проходит через формирование методических умений (рис. 6), под которыми понимается свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. Методические умения в профессиональной школе классифицируются по следующим группам:
1- я группа методических умений связана с овладением теоретикометодологических основ деятельности педагога профессионального обучения. Она характеризуется следующими умениями: проводить анализ учебно программной документации по обучению специалиста; подбирать учебную, справочную и энциклопедическую литературу для изучения конкретной темы или раздела; выполнять логико-дидактический анализ СУИ, учебника, учебного пособия; проводить методический анализ локального отрезка СУИ; разрабатывать различные формы предъявления СУИ: алгоритмы решения задач, структурно-логические схемы, опорные конспекты и др.; проектировать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; создавать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся; конструировать различные организационные формы учебной и практической деятельности обучающихся; проводить анализ занятий теоретического и практического обучения.
Рис. 6. Виды методических умений педагога
2- я группа методических умений учитывает специфику изучения содержательной учебной информации. Она включает в себя следующие умения: планировать систему занятий по изучаемой теме (разделу) на основе методического анализа; проектировать учебную и практическую работу обучающихся по профессиональной деятельности; конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и операции; организовывать деятельность обучающихся на занятии и управлять им; применять методы теоретического и практического обучения; проводить экспертизу педагогической полезности методических разработок по данной области знаний; применять современные средства информатизации в процессе обучения.
3- я группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения. К ним относятся следующие умения: применять методики и педагогические технологии на практике; создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; проектировать свою собственную систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях. прогнозировать развитие методик обучения по данной области знаний.
Методические умения могут быть сформированы на следующих уровнях.
1- й уровень сформированности методического умения характеризуется основанием цели выполнения того или иного методического приема, осмысливанием его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин».
2- й уровень методического умения характеризуется применением отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с педагогическим процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
3- й уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые дисциплинарные области знаний. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.
3. Сущность методической деятельности педагога
Относительно самостоятельное значение в педагогической деятельности имеет методическая деятельность.
Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.
Функции методической деятельности :
● аналитическая;
● проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
● конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
● нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
● исследовательская.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН).
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог иликоллектив педагогов.
Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
2. Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
● анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
● методический анализ учебного материала;
● планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
● моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
● конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
● разработку методики обучения по предмету;
● разработку видов и форм контроля ЗУН;
● управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
● проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
В процессе изучения методики профессионального обучения будущие педагоги профессиональной школы приобретают лишь основные методические умения. Вся система методической деятельности формируется и совершенствуется в процессе практической работы педагога.
Основной единицей организации учебного процесса является урок. На уроке формируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В основном вокруг урока фокусируется педагогическая деятельность преподавателя или мастера производственного обучения. В ходе урока реализуются не только профессиональные знания и умения педагога профессиональной школы, но и качества личности.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений .
Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.
В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Классификация методических умений:
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы :
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога - практика.