Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

    дом - много домов, конь - много коней, степь - нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

    земля - нет земель, петля - нет петель, дело - нет дел, место - нет мест, клеймо - нет клейм, яблоко - нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья - нет вещуний, взгорье - нет взгорий, гнездовье - нет гнездовий, захолустье - нет захолустий, копьё - нет копий, кушанье - нет кушаний, новоселье - нет новоселий, оладья - нет оладий, побережье - нет побережий, сна́добье - нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

    один солдат - несколько солдат; один грузин - несколько грузин, один цыган - несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

    слова женского рода: доля - несколько доле́й, кегля - несколько ке́глей ; слова среднего рода: болотце - несколько боло́тцев, верховье - нет верхо́вьев, дно сосуда - нет до́ньев, дре́вко - нет дре́вков, личико - несколько личиков, остриё - нет остриёв, платье - несколько пла́тьев, устье - несколько у́стьев, шило - несколько ши́льев.

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых , окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии - много людёв вместо нормативного много людей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

    о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых , в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта - 10 гектаров земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно - для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! - в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

    - В трамвае нет местов .
    - Не местов , а мест. Падежов не знаете.
    - А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

    много шофёров , бойцов , гениев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

    много жителей , полей , падежей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин - нулевое окончание с отсечением -ин :

    много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидоров , пять апельсинов , пять баклажанов (допустимо - пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

    пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфортов , пара ботов (допустимо - пара бот), нет рельсов (допустимо - нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта - нет вязаных носок и носков ;

    названия национальностей с финалями -н , -р :

    нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуинов , нет бушменов , нет сванов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

    нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёров , нет минёров , нет гусар и гусаров , нет драгун и драгунов , нет гренадер и гренадеров , нет кирасир и кирасиров , нет улан и уланов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

    10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только граммов , но и килограммов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акров ), гектар (10 гектаров ), дюйм (5 дюймов ), литр (10 литров ), метр (5 метров ), километр (5 километров ), миллиметр (10 миллиметров ), сантиметр (10 сантиметров ), пуд (10 пудов ), фунт (10 фунтов ), фут (5 футов ), ярд (5 ярдов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять долларов ), динар (пять динаров ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля - пара ту́фель, я́блоня - пять я́блонь, цап́ля - пять ца́пель, сва́дьба - пять сва́деб, ра́туша - несколько ра́туш, но: до́ля - пять доле́й; дя́дя - нет дяде́й и дядьёв; ке́гля - пять ке́глей; при́горшня - пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля - нет ро́хлей, ю́ноша - пять ю́ношей.

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

    свеча́ - пять свече́й, статья́ - пять стате́й, семья́ - пять семе́й, бадья́ - нет баде́й, бахча́ - нет бахче́й, простыня́ - пять просты́нь и пять простыне́й , но: кочерга́ - пять кочерёг, огло́бля - пять огло́блей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа - нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля - нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны - нет макарон, деньги - нет денег, опилки - нет опилок, чернила - нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

    джинсы - нет джи́нсов (!), клипсы - нет кли́псов , обои - нет обо́ев , бронхи - нет бро́нхов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

    ро́звальни - нет ро́звальней , схо́дни - нет схо́дней , я́сли - нет я́слей (!), ку́дри - нет кудре́й , гу́сли - нет гу́слей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли - нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли - нет ходу́лей и нет ходу́ль, бу́дни - нет бу́дней и бу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (дупл о, полотенц е, песн я, кукл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дупе л, нет полотене ц, нет песе н, нет куко л, нет ро́зо г, нет досо́ к (допустимо - до́со к), нет дереве́ нь, нет са́бе ль, нет ту́фе ль, нет ку́хо нь, нет су́мере к, нет со́пе л и сопл, но: такса - нет такс, утро - несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят - нет буря́т и буря́тов, зять - нет зятьёв, коммента́рий - нет коммента́риев, копы́тце - нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в - нет корректи́вов, низо́вье - низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье - нет подмасте́рьев, поле́нце - нет поле́нцев и полотенец, ту́рок - нет ту́рок, у́хо - без уше́й, ши́ло - нет ши́льев.

I. Основное окончание существительных мужского рода –-ов/ (-ёв )-ев : грибов, грузов, директоров, краев, музеев и т.д.

Часть слов имеет окончание - ей (жителей, учителей, ножей ) и нулевое окончание (ботинок, горожан ).

1. Окончание -ов/ (-ёв )-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кромеж иш ) или-j (на письме – буквай ): гриб – грибов, огурец – огурцов, край – краёв, музей – музеев и т.д.

2. Окончание -ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме-j ) илиж, ш : голубь – голубей, желудь – желудей, палач – палачей, нож – ножей, малыш – малышей.

Это же окончание имеет ряд слов на -а, -я мужского и общего рода:батя, дядя, тятя, раджа, чукча, юноша ; мямля, пустомеля, (не )ровня, тихоня, а также мужские неофициальные имена с основой на мягкий согласный или шипящий:Володя – Володей, Сережа – Сережей.

3.Нулевое окончание присуще существительным, которые представляют собой следующие названия:

а) парных предметов: ботúнки – ботúнок, бóты – бот, вáленки – вáленок, глазá – глаз, крáги – краг, мокасúны – мокасúн, погóны – погóн, сапогú – сапóг, чулкú – чулóк, штиблéты – штиблéт, эполéты – эполéт, а такжевóлосы – волóс, зýбки – зýбок.

Исключения: аксельбáнты – аксельбáнтов, ботфóрты – ботфóртов, гóльфы – гóльфов, пимы – пимóв, рогá – рогóв (но во фразеологизме –рог : бодливой корове бог рог не дает ).

Некоторые слова этой семантической группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: кéды – кéдов икед ;носкú – носóк иноскóв, унты – унт иýнто в ;

б) ряда национальностей, народностей, племен (в том числе и названия исчезнувших народов, а также названия, употреблявшиеся прежде), главным образом с конечной согласной или(в единственном числе):англичáне – англичáн, армя не – армя н, башкúры – башкúр, балкáры – балкáр, болгáры – болгáр, грузúны – грузúн, имеретúны – имеретúн, лезгúны – лезгúн, мадья ры – мадья р, молдавáне – молдавáн, осетúны – осетúн, румы ны – румы н, татáры – татáр, тýрки – тýрок, хазáры – хазáр, цыгáне – цыгáн.

Некоторые слова этой группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: авáры – авар и авáров, буря ты – буря т ибуря тов, карéлы – карéл икарéлов, сармáты – сармáт исармáтов, туркмéны – туркмéн итуркмéнов, уйгýры – уйгýр иуйгýров.

Но: айсóров, арáбов, бербéров, бушмéнов, вéнгров, казáхов, монгóлов, нéгров и нек. др.;

в) людей по месту жительства на-анин/-янин (у которых этот суффикс заменяется во множественном числе суффиксом-ан/-ян ): горожáнин – горожáн, инопланетя нин – инопланетя н, киевля нин – киевля н, селя нин – селя н, южáнин – южáн и т.д.;

г) детенышей, невзрослых существ с суффиксом -онок/-ёнок (меняющимся во множественном числе на суффикс-am/-ят ): волчонок – волчат, котёнок – котят, цыплёнок – цыплят и тд. Ср. и жаргонноесалажóнок – салажáт ; по этому же образцу такжемаслёнок – маслят, опёнок – опят,

Примечание Родительный падеж от бесёнок, чертёнок – бесеня т, чертеня т.

д) людей по принадлежности к некоторым родам войск, к воинскому соединению, к некоторым политическим партиям: партизан, солдат, кадет.

Ряд названий по принадлежности к роду войск (в том числе и прежнему), к чину имеют вариантные стилистически равнозначные формы: гусáры – гусáр игусáров, гренадéры – гренадéр игренадéров, драгýны – драгýн идрагýнов, кирасúры – кирасúр икирасúров, уланы – улан иуланов, гардемарúны – гардемарúн игардемарúнов. Ср., например: "22 ноября послал меня Сеславин очистить левую сторону Виленской дороги с сотнею Сумскихгусар, взводомдрагун Тверского полка да дюжиною донцов" (А. Марлинский); "...француз в синей шинели отбивался штыком отгусаров " (Л.Т.); "Вечером того же дня царь отправил в погоню полки гвардейцев идрагун " (Буганов В.И. Петр Великий и его время);

е) некоторых единиц измерения: ампер, ватт (киловатт и др. с-ватт ), вольт, рентген (и сложные слова с-рентген ). Например, "...естественный радиационный фон составляет обычно 15–20 микрорентген в час..." (Комс. пр. 1990. 12 мая).

Ряд наименований единиц измерения (в большинстве случаев принадлежат к узкоспециальной лексике) имеет вариантные стилистически равнозначные окончания, áнгстрем – áнгстремов иáнгстрем, аршин – аршúнов иаршúн, герц – гéрцев игерц, карáт – карáтов икарáт, микрóн – микрóнов имикрóн и нек. др. Ср, например: "Рубин в перстне на одиннадцатькаратов " (А.Н.Т.) и "По официальным данным, добыча алмазов должна была превысить в 1965 году 500 тысячкарат " (За рубежом. 1966. 21 янв.).

В текстах не строго официальных нулевое окончание (очень распространенное в живой устной речи, в авторской речи художественной литературы) могут иметь и существительные гектар, грамм, килограмм. Ср.: "Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадныхграмм С огнем и кровью пополам" (Берггольц О.Ф. Из Ленинградской поэмы); "[Полярники] говорят, что по несколькукилограмм веса сбросили за эти дни" (Орлов В. Хроника одного дрейфа), но: "Здесь сосредоточено более 40 миллионовгектаров посевов" (Пр. 1965. 31 марта); "Упакованы первые 415килограммов ценного питательного корма в сухом виде" (Зн. 1983. 3 февр.).

В текстах не строго официальных литературная норма допускает нулевое окончание и у слов, обозначающих некоторые овощи, плоды: (кило) абрикос, апельсин, баклажан, мандарин, помидор.

II. 1. Для существительных среднего рода основным является нулевое окончание:ведро – вёдер, дéло – дел, жилúще – жилúщ, здáние – здáний, окнó – óкон, ружьё – рýжей (слова типаздание, ружьё, т.е. слова с основой на-j , относятся к тем существительным, у которых перед нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа появляется беглый гласный:и-, если ударение не падает на окончание, и-е-, если окончание ударное).

2. У части существительных среднего рода в родительном падеже окончание -ов/-ев . К ним относятся:

а) существительные, в формах множественного числа которых перед окончанием появляется -j- :дно дóнья, дóньев, звено → звéнья, звéньев, крылó → крылья*, крыльев; полено полéнья, полéньев ;

б) существительные на -ко (кромевойско, ушко**, я блоко, я блочко )***: дрéвко – дрéвков, колёсико – колёсиков, óблако – облакóв, озеркó – озеркóв, очкó – очкóв, плéчико – плéчиков ;

в) некоторые существительные с основой на -j (в единственном и множественном числе);верховье – верховьев, низовье – низовье низовий ), острие – остриев, платье – платьев, разводье – разводьев, устье – устьев, а также словоболотце (болотцев ).

* Существительное крыло имело прежде также формы крыла, крыл, крылами, крылах. Эти устаревшие формы используются в современной поэтической речи, ср.: "Туда меня ласточки манят, Крылами звеня на лету Мне душу пьянят и дурманят Июльские липы в цвету" (М. Дудин ); "Над Россией шумели крыла похоронок, Как теперь воробьиные крылья шумят" (Ю. Друнина ) За пределами поэтической возвышенной речи подобные формы неуместны. Так, неоправданна форма родительного падежа крыл вместо крыльев в контексте типа: "В эти недоступные места они [гуси] прилетают издалека на линьку: сбрасывают с крыл старые перья и в ожидании новых пасутся и плавают" (Пр. 1973. 18 сент)

** Слово ушко ("отверстие в игле") имеет форму ушков.

*** В следующем употреблении поэтому ошибка: "Ветви яблонь гнулись от множества маленьких крепких яблочков" (Юн. 1965 № 3).

Примечание. Слова блюдце, зеркальце, озерцо, перильце, полотенце имеют нулевое окончание: блю дец, зéркалец, перúлец, полотéнец.

Часть слов на -це имеет вариантные окончания, одно из которых, как правило, является более употребительным по сравнению со вторым (более употребительное ниже дается первым):деревце деревцóв идеревец, колéнце → колéнцев иколéнец, веретёнце веретёнцев иверетенец, ведёрце ведёрцев иведерец, дельце дельцев иделец, тельце → тельцев и телец, волоконце волоконцев иволоконец, корытце → корытцев и корытец, одеяльце одеялец и одеяльцев, поленце → поленцев и поленец, щупальце → щупальцев и щупалец, копытце → копытцев и копытец, кружевце → кружевцев и кружевец, шильце → шильцев и шилец. Ср., например; "[Мересьев] позволил себе съесть только десять ложек и нескольковолоконцев белого, мягкого куриного мяса" (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке) и: "С уменьшением величины крутки нарушается соединение отдельных элементарныхволоконец " (Анучин С.А. и др. Устройство и обслуживание крутильных машин); "Основная масса продающихся у насдеревцев получается за счет варварского истребления и без того скудных лесов" (Лит. газ. 1966. 31 дек.) и: "...когда кроны отдельныхдеревец сольются в общий сомкнутый полог и деревца начнут испытывать взаимное боковое отенение, то возникает борьба из-за света" (Морозов Г. Учение о себе) и т.д.

III. Для существительных женского рода 2-го склонения основным являетсянулевое окончание: (с)крыш, сосен, яблонь, (без)кочерег, сестер, свадеб и т.д.

Небольшое число существительных женского рода на -а/-я имеет окончание - ей . Его получают слова, у которых перед окончанием есть группа согласных–гл-, -кл-, -хл- : (нет)ке гл ей, бу кл ей, са кл ей, ро хл ей, а также словадóля долéй, пéня пéней, свеча свечéй (но во фразеологизме –свеч : игра не стоит свеч ).

Незначительное число слов имеет вариантные окончания: баржа – барж ибаржей, каракуля – каракулей икаракуль, песня – песен ипесней*, пригоршня – пригоршней ипригоршен, простыня просты нь ипростынéй, сводня – сводней исводен, ставня – ставней иставен, тетя – тётей итёть.

* Вариантная форма песней, которую современное языковое сознание связывает с существительным песня, является "законной" формой родительного падежа множественного числа от традиционно-поэтического песнь, относящегося к 3-му склонению. Ср.: "Что ты заводишь песнь военну?" (Державин Г.Р.); "Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна" (П.); "Однозвучно звенит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика" (И. Макаров) и т.д.

Окончание - ей свойственно также существительным женского рода на мягкий согласный и шипящие (3-го склонения):роль ролéй, ткань ткáней, ночь ночéй. Лишь словосажень имеет две формы:саженей исажен.

Что же касается существительных, употребляющихся только в форме множественного числа, то затруднения с выбором правильной формы родительного падежа относятся главным образом к собственным именам. Поэтому нарицательные существительные этого типа здесь не рассматриваются, а интересующихся формами родительного падежа собственных имен можно отослать к "Словарю ударений для работников радио и телевидения" Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарвы.

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей.

« Правописание

окончаний имен существительных

в форме родительного падежа

множественного числа»

Конспект урока

составила Чужинова С.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова

Г. Георгиевска

Ставропольского края

Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа »

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)

Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)

А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?

3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,

мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.

Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .

Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)

Запишите тему урока в тетради.

Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.

Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)

Следует запомнить:

Задач, статей

Но: вишен , басен, черешен, яблонь

2 скл

Ср.р., м.р.

нулевое,

ей, -ев,-ов

Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан

НО: блюдец, полотенец,

3 скл

Ей

Степей, скАтертей

НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий

Растительный мир

Абрикосы- абрикосов

Ананасы – ананасов

Апельсины – апельсинов

Баклажаны –баклажанов

Бананы-бананов

Георгины-георгинов

Гранаты-гранатов

Мандарины-мандаринов

Помидоры-помидоров

Томаты-томатов

Яблоки – яблок

Единицы измерения

Граммы – граммов

Килограммы – килограммов

Километры – километров

Байты – байтов

Гектары – гектаров

Вольты- вольт

Ватты – ватт

Амперы – ампер

Рентгены – рентген

Парные предметы

Джинсы – джинсов

Гольфы – гольфов

Клипсы – клипсов

Носки - носков

Ботинки – ботинок

Валенки – валенок

Сапоги – сапог

Чулки – чулок

Названия предметов и явлений

Браслеты – браслетов

Брелоки – брелоков

Рельсы – рельсов

Торты-тортов

Джинсы – джинсов

Чипсы - чипсов

Места - мест

Окна – ок О н

Стекла – стёкол

Макароны – макарон

Сардины – сардин

Шпроты – шпрот

Шорты – шорт

Зразы – зраз

Лосины – лосин

Названия национальностей

Казахи – казахов

Калмыки – калмыков

Киргизы – киргизов

Монголы – монголов

Узбеки – узбеков

Якуты – якутов

Тунгусы - тунгусов

Армяне – армян

Грузины – грузин

Лезгины – лезгин

Осетины – осетин

Татары – татар

Цыгане – цыган

Турки – турок

Буряты - бурят

Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского

1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

2) Через сотни (километры),

Не страшась (метели), (ветры),

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

(Апельсины), (мандарины),

(Помидоры) и (лимоны).

Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.

5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.

6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)

Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.

Работа в группах:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)

3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)

4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)

5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)

6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)

Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.

ТЕКСТЫ:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»

Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)

Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»

Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты

Примерный текст, составленный учащимися:

К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.


3 группа: Ситуация « В магазине одежды»

Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки

4 группа: Ситуация « В обувном магазине»

Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки

5 группа: Ситуация « На кухне»

Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны

6 группа: Ситуация « На даче»

Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.

Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.

Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся

Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

    дом - много домов, конь - много коней, степь - нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

    земля - нет земель, петля - нет петель, дело - нет дел, место - нет мест, клеймо - нет клейм, яблоко - нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья - нет вещуний, взгорье - нет взгорий, гнездовье - нет гнездовий, захолустье - нет захолустий, копьё - нет копий, кушанье - нет кушаний, новоселье - нет новоселий, оладья - нет оладий, побережье - нет побережий, сна́добье - нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

    один солдат - несколько солдат; один грузин - несколько грузин, один цыган - несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

    слова женского рода: доля - несколько доле́й, кегля - несколько ке́глей ; слова среднего рода: болотце - несколько боло́тцев, верховье - нет верхо́вьев, дно сосуда - нет до́ньев, дре́вко - нет дре́вков, личико - несколько личиков, остриё - нет остриёв, платье - несколько пла́тьев, устье - несколько у́стьев, шило - несколько ши́льев.

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых , окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии - много людёв вместо нормативного много людей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

    о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых , в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта - 10 гектаров земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно - для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! - в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

    - В трамвае нет местов .
    - Не местов , а мест. Падежов не знаете.
    - А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

    много шофёров , бойцов , гениев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

    много жителей , полей , падежей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин - нулевое окончание с отсечением -ин :

    много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидоров , пять апельсинов , пять баклажанов (допустимо - пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

    пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфортов , пара ботов (допустимо - пара бот), нет рельсов (допустимо - нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта - нет вязаных носок и носков ;

    названия национальностей с финалями -н , -р :

    нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуинов , нет бушменов , нет сванов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

    нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёров , нет минёров , нет гусар и гусаров , нет драгун и драгунов , нет гренадер и гренадеров , нет кирасир и кирасиров , нет улан и уланов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

    10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только граммов , но и килограммов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акров ), гектар (10 гектаров ), дюйм (5 дюймов ), литр (10 литров ), метр (5 метров ), километр (5 километров ), миллиметр (10 миллиметров ), сантиметр (10 сантиметров ), пуд (10 пудов ), фунт (10 фунтов ), фут (5 футов ), ярд (5 ярдов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять долларов ), динар (пять динаров ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля - пара ту́фель, я́блоня - пять я́блонь, цап́ля - пять ца́пель, сва́дьба - пять сва́деб, ра́туша - несколько ра́туш, но: до́ля - пять доле́й; дя́дя - нет дяде́й и дядьёв; ке́гля - пять ке́глей; при́горшня - пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля - нет ро́хлей, ю́ноша - пять ю́ношей.

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

    свеча́ - пять свече́й, статья́ - пять стате́й, семья́ - пять семе́й, бадья́ - нет баде́й, бахча́ - нет бахче́й, простыня́ - пять просты́нь и пять простыне́й , но: кочерга́ - пять кочерёг, огло́бля - пять огло́блей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа - нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля - нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны - нет макарон, деньги - нет денег, опилки - нет опилок, чернила - нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

    джинсы - нет джи́нсов (!), клипсы - нет кли́псов , обои - нет обо́ев , бронхи - нет бро́нхов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

    ро́звальни - нет ро́звальней , схо́дни - нет схо́дней , я́сли - нет я́слей (!), ку́дри - нет кудре́й , гу́сли - нет гу́слей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли - нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли - нет ходу́лей и нет ходу́ль, бу́дни - нет бу́дней и бу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (дупл о, полотенц е, песн я, кукл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дупе л, нет полотене ц, нет песе н, нет куко л, нет ро́зо г, нет досо́ к (допустимо - до́со к), нет дереве́ нь, нет са́бе ль, нет ту́фе ль, нет ку́хо нь, нет су́мере к, нет со́пе л и сопл, но: такса - нет такс, утро - несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят - нет буря́т и буря́тов, зять - нет зятьёв, коммента́рий - нет коммента́риев, копы́тце - нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в - нет корректи́вов, низо́вье - низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье - нет подмасте́рьев, поле́нце - нет поле́нцев и полотенец, ту́рок - нет ту́рок, у́хо - без уше́й, ши́ло - нет ши́льев.


Close