«Отсутствие наше продолжалось 751 день; из сего числа дней мы в разных местах стояли на якоре 224, под парусами находились 527 дней; в сложности прошли всего 86 475 верст; пространство сие в 2 1/4 раза более больших кругов на земном шаре. В продолжение плавания нашего обретено 29 островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном - восемь, а 19 - в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» (Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света. Часть II, гл. 7).

C древних времен географы верили в существование Южного материка (Terra Australis), который, несмотря на все усилия мореплавателей, долгое время оставался неведомым (Incognita). В разные годы за его северную оконечность принимали Огненную Землю, Новую Гвинею, Австралию (отсюда и название материка), Новую Зеландию. Настойчивые поиски Южного континента объяснялись не только научным интересом и отнюдь не праздным любопытством: они были продиктованы в первую очередь практическими - экономическими и геополитическими - соображениями.

Самый знаменитый мореплаватель XVIII в. Джеймс Кук тоже искал землю в высоких широтах Южного полушария. Благодаря двум его кругосветным путешествиям было доказано, что Новая Зеландия не является частью южнополярного континента, открыты Южные Сандвичевы острова и Южная Георгия. Корабли Кука плавали во льдах, заходили за Южный полярный круг, но так и не встретили ничего похожего на материк. Энтузиазм англичанина после этих экспедиций значительно поубавился, хотя он не исключал возможности существования крупного массива суши на самом полюсе. После путешествия Кука тема поисков Южного материка была закрыта почти на полвека. Даже картографы, до тех пор постоянно рисовавшие неоткрытый континент, стерли его со своих карт, «похоронив в пучине Мирового океана».

Однако в XIX в. интерес к исследованиям в Антарктике возродился - в связи со случайным открытием небольших островов в южных высоких широтах (Антиподов, Окленд, Маккуори и др.). В начале 1819 г. английский капитан Уильям Смит, огибавший Южную Америку, штормом был отнесен от мыса Горн к Южным Шетландским островам. В конце того же года он еще раз побывал в этом районе и высадился на острове Кинг Джордж, крупнейшем из группы.

В феврале 1819 г. российский император Александр I одобрил предложение известных мореплавателей И. Ф. Крузенштерна, Г. А. Сарычева и О. Е. Коцебу о снаряжении научно-исследовательской экспедиции в южнополярные воды с целью поиска неведомой земли. В июле 1819 г. (через 44 года после второго плавания Кука) в южные полярные широты отправились шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева соответственно. Одновременно с ними из Кронштадта вышли шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» во главе с М. Н. Васильевым и Г. С. Шишмарёвым, следовавшие кружным южным путем в арктические воды для поиска Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический.

В конце июля все четыре корабля прибыли в Портсмут. Там в это время находился шлюп «Камчатка» под командованием В. М. Головнина, возвращавшийся в Кронштадт из кругосветного плавания. А еще в Портсмут зашел корабль «Кутузов» (капитан - Л. А. Гагемейстер), также завершавший кругосветку. На первый взгляд, удивительное совпадение. Но если вспомнить, сколько плавали в те годы русские, удивляться нечему. В ноябре суда южнополярной экспедиции остановились в Рио-де-Жанейро, а в конце месяца разошлись парами: «Открытие» и «Благонамеренный» отправились к мысу Доброй Надежды и далее к Тихому океану, «Восток» и «Мирный» двинулись на юг, в высокие широты.

В середине декабря «Восток» и «Мирный» подошли к Южной Георгии, ранее исследованной Куком. Экспедиции удалось уточнить ее карту и открыть поблизости небольшой остров Анненкова. Проследовав затем на юго-восток, Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили несколько островков, которые назвали в честь офицеров из состава экспедиции (Завадовского, Лескова и Торсона). Все эти осколки суши оказались звеньями дугообразной островной цепочки, которую Кук ошибочно принял за часть большой Земли Сандвича. Беллинсгаузен назвал всю цепочку Южными Сандвичевыми островами, а одному из них дал имя Кука.

Покинув острова в начале января 1820 г., экспедиция продолжила плавание на юг. Обходя сплошные льды, 15 января моряки пересекли Южный полярный круг, а 16 января (28 по новому стилю), достигнув широты 69° 23’, увидели нечто необычное. Беллинсгаузен свидетельствует: «…Мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков… Пройдя… две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми». Это был названный впоследствии именем Беллинсгаузена шельфовый ледник, покрывающий Берег Принцессы Марты. День, когда русские мореплаватели увидели его, считается датой открытия Антарктиды.

А в это время британец Эдвард Брансфилд вместе с первооткрывателем Южных Шетландских островов Уильямом Смитом тоже подходил к Южному континенту. 18 января (30 по новому стилю) он приблизился к суше, названной им Землей Тринити. Англичане утверждают, что Барнсфилд достиг северной оконечности Антарктического полуострова, однако сделанные им карты не отличаются точностью, а судовой журнал, к сожалению, был утерян.

Но вернемся к русской экспедиции. Двигаясь в восточном направлении, «Восток» и «Мирный» 5-6 февраля еще раз приблизились к материку в районе Берега Принцессы Астрид. Беллинсгаузен пишет: «Льды к SSW притыкаются к льду гористому, твердо стоящему; закраины оного были перпендикулярны и образовали заливы, а поверхность возвышалась отлого к югу, на расстояние, пределов которого мы не могли видеть с салинга» (салинг - смотровая площадка в месте соединения мачты со стеньгой).

Между тем короткое антарктическое лето заканчивалось. Согласно инструкции, зиму экспедиции следовало провести в тропической части Тихого океана в поисках новых земель. Но сначала требовалось зайти в Порт-Джексон (Сидней) для ремонта и отдыха. Для перехода в Австралию шлюпы - впервые в ходе плавания - разделились, чтобы обследовать почти не изученный район Мирового океана.

Не найдя ничего заслуживающего внимания, Беллинсгаузен и Лазарев прибыли в Сидней - первый 30 марта, второй 7 апреля. В начале мая они снова вышли в море. Посетили Новую Зеландию, с 28 мая по 31 июня простояли в заливе Королевы Шарлотты. Отсюда направились на восток-северо-восток, к острову Рапа, а затем на север, к островам Туамоту. Здесь путешественников ждал «богатый улов»: один за другим были открыты и нанесены на карту острова Моллера, Аракчеева, Волконского, Барклая-де-Толли, Нихиру (ни моряка, ни политического деятеля с такой фамилией не существует, так остров называли туземцы), Ермолова, Кутузова-Смоленского, Раевского, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Витгенштейна, Грейга. На Таити запаслись провизией и проверили приборы. Вернулись к островам Туамоту и открыли атолл, названный именем М. П. Лазарева (ныне Матаива). Отсюда экспедиция взяла курс на запад.

Южнее Фиджи были открыты острова Восток, Великого князя Александра, Михайлова (в честь художника экспедиции), Оно-Илау и Симонова (в честь астронома экспедиции). В сентябре шлюпы вернулись в Австралию, чтобы через полтора месяца снова уйти к ледяному континенту. В середине ноября экспедиция подошла к острову Маккуори, а оттуда направилась на юго-восток.

Обход ледяного континента с запада на восток продолжился, а при первой возможности шлюпы устремлялись к югу. Выбор общего направления движения был не случаен. В охватывающем Антарктиду океаническом кольце господствуют западные ветры и, естественно, плыть проще с попутными ветрами и по течению. Но у самых берегов ледяного континента ветры уже не западные, а восточные, поэтому каждая попытка приблизиться к материку сопряжена с немалыми трудностями. В антарктическое лето 1820-1821 гг. экспедиции лишь трижды удалось пробиться за Южный полярный круг. Тем не менее 11 января был открыт остров Петра I, а чуть позже Земля Александра I. Любопытно, что мореплаватели полагали, будто открытые ими земли являются не частями одного материка, а островами огромного полярного архипелага. Только после английской океанографической экспедиции на корвете «Челленджер» (1874 г.) была составлена карта берегов Антарктиды - не слишком точная, зато снявшая все вопросы относительно существования материка.

От Антарктиды шлюпы направились к Южным Шетландским островам, благодаря чему на карте появились новые русские названия. В конце января, после того как шлюп «Восток» дал течь и продолжение плавания в полярных широтах стало невозможным, Беллинсгаузен принял решение возвращаться в Россию. В начале февраля экспедиция пересекла меридиан столицы России, а 24 июля 1821 г. вернулась в Кронштадт.

Плавание Беллинсгаузена и Лазарева было отмечено не только многочисленными открытиями - оно оказалось весьма результативным и с точки зрения научных исследований. Благодаря новейшим приборам и многочисленным измерениям очень точно определялись географические координаты, а также магнитное склонение. Во время якорных стоянок устанавливалась высота приливов. Велись постоянные метеорологические и океанологические наблюдения. Большую ценность представляют ледовые наблюдения экспедиции.

Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга, а через два месяца в капитан-командоры, Лазарев - в капитаны 2-го ранга. Уже контр-адмиралом Беллинсгаузен участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 гг., затем командовал дивизией Балтийского флота, в 1839 г. стал военным губернатором Кронштадта, получил чин адмирала и орден Владимира 1-й степени.

Лазарев стал единственным из русских военных моряков парусного флота, три раза ходившим вокруг света в качестве командира корабля. Вскоре после плавания вокруг Антарктиды он командовал линкором «Азов». Экипаж линкора отличился в знаменитом Наваринском сражении (1827 г.), а Лазарев был произведен в контр-адмиралы. В 1832 г. он занял пост начальника штаба Черноморского флота. Затем, уже в чине вице-адмирала, Лазарев стал его командиром, а также Николаевским и Севастопольским военным губернатором.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, начальник кругосветной экспедиции; Михаил Петрович Лазарев, командир шлюпа «Мирный»

Другие действующие лица

Английские моряки Эдвард Брансфилд и Уильям Смит

Время действия

Маршрут

Вокруг света в высоких южных широтах

Цель

Поиски Южного материка

Значение

Получены доказательства существования земли в южнополярной области

Возможно Вам будет интересно:



Д. ЩЕРБАКОВ,
академик


Ф. Ф. Беллинсгаузен.



М. П. Лазарев.


В 1819 году 4 июля с Малого Кронштадтского рейда, провожаемые огромным количеством людей, в далекое плавание вышли две русские морские экспедиции. Первая из них, состоявшая из шлюпов «Восток» и «Мирный», направлялась в Южную полярную область, чтобы разрешить вековую загадку о существовании легендарной Антарктиды.

Вторая - в составе шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный» - шла дл я исследований на Север.

К этому времени трудами ученых многих стран были получены сведения об общем облике земной поверхности. Были выявлены контуры пяти материков. Неизведанными оставались лишь полярные области.

Поэтому русские исследователи решили заняться их изучением.

Веками волновала человечество легенда о южном материке. Известный английский мореплаватель Джемс Кук в 1772 году организовал экспедицию в южные моря на кораблях «Резольюшн» и «Адвенчер». Но он не смог пробиться сквозь тяжелые льды далее 71 градуса 10 минут южной широты.

И Кук решил, что южный материк недосягаем. Он писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, не доступных для плавания...

Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».

Доказать ошибку Кука смогли только русские моряки.

Мысль о необходимости дальнейшего изучения южно-полярных морей поддерживали многие русские моряки: В. М. Головнин, Г. А. Сарычев, И. Ф. Крузенштерн и другие.

Они неоднократно выступали против выводов Кука.

Но только в двадцатые годы прошлого столетия под влиянием прогрессивной общественности царское правительство вынуждено было согласиться на посылку двух экспедиций: северной полярной и южной антарктической. Наибольший успех был достигнут южной экспедицией, которая вошла одной из ярчайших страниц в историю исследования нашей планеты под названием «Первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева».

По своим качествам «Восток» и «Мирный» были плохо приспособлены для далекого и тяжелого плавания.

Начальником экспедиции и командаром «Востока» был назначен участник первого русского кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. «Мирным» командовал тридцатилетний, но уже считавшийся одним из лучших моряков русского флота, Михаил Петрович Лазарев. Под его руководством были проведены все подготовительные работы.


Путешественников встретили ледяные горы.


Личный состав отбирался в экспедицию из добровольцев. Желающих пойти в трудное плавание было очень много. Особенно тщательно подбирались офицеры. Экипажи были укомплектованы опытными и хорошо знающими свое дело отечественными моряками. Прогрессивные офицеры русского флота и ученые всеми силами помогали в организации экспедиции.

Виднейшие русские специалисты составили для экспедиции четыре инструкции, в которых, помимо детальной и подробной постановки задач, приводились разнообразные ценные советы по проведению научно-исследовательских работ, а также по сохранению здоровья экипажей шлюпов.

«Не оставляйте без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного»,- требовала инструкция. Руководителю экспедиции была предоставлена полная инициатива.

Русская антарктическая экспедиция оправдала все возложенные на нее надежды. Русские моряки на небольших парусных судах совершили кругосветное путешествие, побывали в местах, которые еще не посещались судами.

КОЛЬ СКОРО НАСТУПИТ УДОБНОЕ ВРЕМЯ В СЕМ ГОДУ, ОН ОТПРАВИТСЯ ДЛЯ ОБОЗРЕНИЯ ОСТРОВА ГЕОРГИЯ, А ОТТУДА К ЗЕМЛЕ САНДВИЧЕВОЙ, И. ОБОШЕД ЕЕ С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ, ПУСТИТСЯ К ЮГУ И БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ СВОИ ИЗЫСКАНИЯ ДО ОТДАЛЕННОЙ ШИРОТЫ СКОЛЬКО МОЖНО БЛИЖЕ К ПОЛЮСУ...

Из инструкции морского министра, данной Ф. Ф. Беллинсгаузену перед выходом в плавание.

16 января 1820 года русские исследователи впервые подошли к шестому континенту. Так, в этот день, считающийся датой открытия Антарктиды, русские исследователи разрешили задачу, которую Кук считал неразрешимой.

Только спустя сто с лишним лет здесь вновь побывали люди - норвежские китобои.

Русские моряки не только еще три раза достигали берегов Антарктиды, но и обошли этот материк. Кроме Антарктического материка, экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева открыла 29 островов и одну коралловую мель, уточнив положение еще нескольких островов.

Отважные русские моряки провели в плавании 751 день, из них - 535 дней в Южном полушарии, 100 дней плавание протекало во льдах. Шесть раз они заходили за Южный полярный круг. За время экспедиции русские моряки собрали богатейший научный материал, характеризующий антарктическую область.

Значительный научный интерес представляют наблюдения за льдами, течением. Участник экспедиции астроном Симонов провел серию ценнейших наблюдений, которые до него в Южном полушарии никогда не проводились.

За время плавания в суровых условиях Антарктики русская экспедиция потеряла всего три человека. Два матроса сорвались в шторм с мачт при работе с парусами, а один умер от болезни, которой он болел уже давно.

По продолжительности плавания в столь отдаленных высоких южных широтах, по протяженности обследованных районов, по настойчивости и упорству в достижении намеченных целей русская антарктическая экспедиция до сих пор не имеет себе равных.

Научный подвиг первой русской антарктической экспедиции вызвал восхищение не только в России, но и за рубежом. Крупный немецкий специалист в области полярных стран Петерманн писал, что «...имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба и Магеллана».

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

На днях будучи занят повседневными делами по дому, я одним ухом слушал фильм «Короли ледовых аэродромов» из цикла «Крылья Отчизны» Андрея Разбаша. Он посвящен летчикам работающим на Антарктическом континенте. Помимо всего прочего, в фильме вскользь описывалась русская экспедиция Крузенштерна — Лазарева на шлюпах «Мирный» и «Восток».

Именно наши соотечественники первыми доказали фактическое существование Антарктического континента. В результате экспедиции было открыто много сопредельных земель — малых и больших островов. Наши предки внесли огромный вклад в развитие географической науки своими деяниями.

Обо всем этом написано достаточно много. И при наличии желания, мой уважаемый читатель, вы и сами можете узнать подробности этого опасного путешествия.

ТОГДА О ЧЕМ Я СЕЙЧАС ПИШУ?

Все дело в том, что прозвучавшее с экрана монитора словосочетание «шлюп Мирный» затронуло одну из самых важных струнок в моей душе. И имя этой струне — увлечения родом из детства .

Наверное, каждому в его детстве чудились далекие страны, неизвестные земли. Не знаю, как сейчас, а тогда в Союзе нас к этому исподволь подводили через прекрасную литературу, обожаемый мною до сих пор киножурнал «Клуб Путешественников» Юрия Сенкевича, замечательные детские фильмы.

Но мне с этим повезло еще больше. Я рос на Севере Сахалина — месте, приравненном к районам Крайнего Севера. Очень далеко от цивилизации. Северное море, короткое лето, тайга и медведи. Прочувствовать быт первооткрывателей далеких Северных и Южных земель мне было очень просто.

С товарами народного потребления было достаточно сложно. Все основывалось на завозе с материка. Но так или иначе, в нашем главном детском магазине с достаточно прямым названием «Романтик», появились сборные модели из картона. Их было совсем не много. Я до сих пор помню их названия. Это были корабли «Память Азова», «Ингерманланд», «Шлюп Мирный» и «Ракетный крейсер».

Создание этих картонных моделей стало уникальной возможностью для моей фантазии. Мы по многу раз мастерили эти корабли с моим другом детства, Олегом Байрактарьяном. И данный шлюп мне сильно запомнился. Хотя бы потому, что он у меня получался. И сейчас, порывшись в памяти, я смогу извлечь оттуда образы этих творений.

Но это все прошлое..

А ЧТО СЕЙЧАС?

Честно признаться я не помнил ничего, что указывало на производителя этих моделей из картона. Помнил только форму упаковки. И то, что это была профессиональная печать. А не какой-то самиздат.

Вооружившись этими знаниями я набрал в поисковой строке нужный запрос. И после недолгих изысканий я нашел требуемое. После того, как воспоминания схлынули как волна обратно в море, я детально все осмотрел.

Да, именно эту модель я и собирал. Я нашел и отсканированные страницы этого издания, и подготовленный одним энтузиастом документ в формате А4. Его можно зарядить в печать на заранее подобранной бумаге — и детали готовы к работе.

БУМАЖНЫЕ/КАРТОННЫЕ МОДЕЛИ

Хочу упредить вопросы пытливых коллег, не знакомых с бумажным моделированием. Модели из картона имеют разный уровень деталировки, как и пластмассовые модели. Можно найти как самые простые модели, так и крайне сложные в исполнении. Это в основном прерогатива моделей парусников. Потому не спешите считать бумажное моделирование занятием недостойным опытного моделиста.

Может оказаться что создать хорошую модель из картона/бумаги вам окажется значительно сложнее, чем высокодетализированную пластиковую модель.

При этом модели из картона доступны значительно большей аудитории. Ведь распечатать раскрой на бумагу, купить нужной толщины картон и клей ПВА намного проще, чем купить просто хороший набор от Хасегавы или даже Звезды. Потому бумажные/картонные модели очень популярны во всем мире. И были очень популярны в СССР. Я лично помню, что такие раскрои печатались в ЮТ — Для умелых рук. И во многих других журналах для энтузиастов моделирования и конструирования.

Лично у меня сейчас нет компрессора. А потому я лишен возможности заниматься любимым хобби. И когда эта возможность снова появиться — неизвестно.

Потому я решил всерьез задуматься о начале работ над бумажными моделями. И шлюп «Мирный» будет первой из них.

С любимых воспоминаний начинать легче.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Шлюп «Мирный» — 20-пушечное одно-дечное(одна нижняя палуба) трёхмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, заложенное в 1818 году на Олонецкой верфи, как вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке под руководством корабельного мастера И. П. Амосова и командира «Мирного» М. П. Лазарева.
Корпус судна в кормовой части удлинили наделкой штульцев, на форштевне поставили княвдигед, устроили дополнительную обшивку дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Вторую обшивку тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на судах военно-морского флота.

Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

Вооружение состояло:

Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь — самый теплый месяц южного полушария.
В декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25′ южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. В этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 — 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.
В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана. После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь.
23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ






Шлюп «Мирный»: Модель из картона: Инструкция по сборке

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

СОДЕРЖИМОЕ ЭСКИЗОВ












Шлюп «Мирный»: Модель из картона: Полное содержимое эскизов

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Принципы работы над моделью из картона достаточно просты. Требуется распечатать раскрой в нужном масштабе на плотной матовой бумаге. Возможно даже использование хорошей фотобумаги. Далее, используя инструкцию, нужно наклеить на картон требуемой толщины детали остова корабля. Он должен быть достаточно прочным.

А затем, опять же следуя инструкции, вы вырезаете детали из бумаги, и склеиваете их в определенные узлы. Потом все это соединяется вместе.

При необходимости я позже сделаю несколько статей правилах и методах работы над бумажными моделями.

По большому счету, можно сделать модель какой угодно сложности. Просто требуется выдумка и изобретательность.

Бумажное моделирование позволяет вам взглянуть на масштабное моделирование пластмассовых моделей совсем под другим углом. Это своеобразная переоценка ценностей. Так что советую вам, если и не регулярно, то хоть несколько раз за свою карьеру моделиста делать масштабные модели из картона/бумаги.

Все представленные выше фотографии раскроя подготовлены для печати в формате А4. Они перекомпонованы в соответствии с новыми требованиями. Можете смело их распечатывать на принтере. И делайте свои модели из картона/бумаги.

-1822

Экспедиция капитана Васильева была назначена для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода чрез Берингов пролив в Атлантический океан.

Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», порученные в команду капитанов Васильева и Шишмарева, под главным начальством первого, снабжены были всеми запасами одинаково с отрядом, назначенным в Южное полярное море. Большая часть провизии обоих судов помещалась на «Благонамеренном», на котором, между прочим, находились и части разобранного бота, назначавшегося для описи отмельных берегов.


3 июля 1819 года отряд капитана Васильева вышел из Кронштадта. Следуя вместе со шлюпами «Восток» и «Мирный», заходили они в Копенгаген и Портсмут, из которого капитан Васильев отправился 30 августа. Чрез десять дней прошел он параллель Гибралтара, а 20 сентября немного севернее тропика получил NO пассат, который иногда отходил до OSO и вообще дул неровно. Пробыв почти две недели в полосе переменных ветров, продолжал он плавание к берегам Бразилии, сперва с SO пассатом, а потом с прибрежным NO, и 1 ноября бросил якорь в Рио-Жанейро. На другой день прибыл туда и отряд капитана Беллинсгаузена.

Чрез три недели капитан Васильев последовал далее, направляясь к мысу Доброй Надежды. Пользуясь крепкими западными ветрами, прошел он меридиан этого мыса 24 декабря в расстоянии 12 миль.

Отсюда шлюпы продолжали плавание с теми же W и NW ветрами к порту Джаксону, куда прибыли в половине февраля следующего 1820 года.

Освежив команды и сделав новые запасы провизии и воды, отсюда вышли в половине марта, и 23 апреля перешли экватор в долготе 172° О. На этом переходе со шлюпа «Благонамеренный» открыли группу из шестнадцати лесистых обитаемых островов, названную именем этого судна и определенную в широте 8 7 S и широте 162 O ¹ .

13 мая капитан Васильев отрядил шлюп «Благонамеренный» на остров Уналашку за толмачами для северных американцев, назначив ему местом соединения зунд Коцебу. 4 июня капитан Васильев прибыл в Петропавловский порт, а 3-го капитан Шишмарев - на Уналашку.

В конце июня капитан Васильев вышел из Петропавловского порта. 14 июля прошел Берингов пролив в виду американского берега, а 16-го прибыл в зунд Коцебу и соединился со шлюпом «Благонамеренный», который прибыл туда пятью днями прежде. Не получив на Уналашке толмачей, капитан Шишмарев взял там четыре байдары с гребцами. На пути к зунду Коцебу проходил он чрез то самое место, где по карте назначен остров Ратманова (открытый капитаном Коцебу в первое его путешествие), однако его не видел, хотя доходил потом до самого восточного мыса Азии.

18 июля капитан Васильев с обоими шлюпами вышел в море. Следуя вдоль американского берега к северу, 29-го достиг он широты 71°6" N, долготы 166°8" W и встретил здесь льды. Хотя он и не считал эти льды сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья и стесняемый туманами, решил возвратиться.

31 июля взяли курс к югу. Зайдя к острову Св. Лаврентия и поручив окончание съемки его берегов капитану Шишмареву, капитан Васильев пошел отсюда к берегам Америки, от которых, однако, скоро возвратился по причине уменьшения глубины моря. 19 августа прибыл он на остров Уналашку, осмотрев на пути острова Павла и Георгия. Чрез три дня пришел туда и шлюп «Благонамеренный».

Этим ограничивалась первая попытка плавания в Полярном море. Убедившись в необходимости иметь при отряде малое парусное судно, капитан Васильев отправился в Ново-Архангельск, где он считал удобнейшим собрать бот из членов, имевшихся на «Благонамеренном», и где потом надеялся получить толмачей для сношения с жителями полярных берегов Америки. В половине сентября оба шлюпа прибыли в Ситху.

Поручив лейтенанту Игнатьеву построение бота, капитан Васильев 27 октября с отрядом своим отправился в порт С.-Франциско. Здесь он прозимовал, и в половине февраля (1821 года) вышел в море, чтобы на островах Сандвичевых запастись свежею провизиею. На пути к этому архипелагу капитан Васильев, как и многие другие, напрасно искал острова Maria Laxara, назначаемого на картах Арросмита.

Простояв в гавани Гонолулу с 25 марта по 7 апреля, оба шлюпа отправились в Ново-Архангельск и, прибыв туда около половины мая, нашли бот совершенно уже готовым² и толмачей приисканными. 30-го того же месяца, взяв с собою и новопостроенный бот, капитан Васильев отправился в море.

12 июня прибыли на остров Уналашку. На этом переходе, между прочим, оказалось, что бот не в состоянии держаться со шлюпами, почему «Открытие» принужден был иметь его у себя на буксире.

По краткости остававшегося времени для плавания в Полярном море, капитан Васильев почел за лучшее отделить шлюп «Благонамеренный», поручив капитану Шишмареву исследование берегов Азии к северу от Берингова пролива и отыскание там прохода в Атлантический океан, или, в случае неудачи, опись Чукотской земли; а сам хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север вдоль берегов Америки и искать с этой стороны северного прохода. Бот остался при капитане Васильеве.

Повторив еще раз определение островов Павла и Георга, капитан Васильев поручил лейтенанту Авинову, командовавшему ботом, снять берег между мысами Невенгамом и Дерби,и потом соедениться с ним, к 20 июля, у о. Стюарта (в Нортоновом заливе); если же там не найдет шлюпа, или работы не будут к тому времени кончены, то идти прямо в Петропавловский порт. Сам же Васильев, с его шлюпом, отправился в Нортонов залив и на пути туда, 21 июля открыл остров Нунивок, съемки которому однако не имел времени сделать, ибо торопился в Полярное море. Продолжая путь к северу, 20-го останавливался у мыса Дерби, и не найдя там бота, отправился далее. 31-го увидел мыс Лизбурн.

Следуя вдоль берега с туманом и переменными ветрами, 3 августа достиг он широты 70°40" N в долготе 161°27" W и здесь опять встретил сплошной лед от W через N до NO. Желая осмотреть ледяной мыс, спустился он ниже и 4 августа определил его в широте 70°33" N. Выдержав потом жестокий шторм, в продолжении которого шлюп едва не раздавило окружавшим его льдом, капитан Васильев направился к югу и 9-го вышел из Ледовитого моря, миновав мыс Лизбурн.

Отсюда заходил он еще раз к мысу Дерби и к острову Стюарта, где узнал от жителей, что они никакого судна не видели, и направил путь в Камчатку. 8 сентября прибыл в Петропавловский порт. Тут нашел он и бот лейтенанта Авинова, который в продолжении этого времени описал часть берега от мыса Невенгама к северу, но был принужден прекратить работы прежде окончания их по той причине, что в команде его стала показываться цинга, притом и самый бот имел дурные качества.

Между тем капитан Шишмарев, следуя от Уналашки к северу, 4 июня увидел неизвестный до того берег, которого, однако, по малой глубине не мог осмотреть подробнее (впоследствии оказалось, что это был мыс Румянцова, лежащий при входе с юга в Нортонов залив). Описав северный берег острова Св. Лаврентия, капитан Шишмарев заходил в залив того же имени на материке, а потом продолжал плавание близ берегов Азии. Часто встречая льды и противные ветра, 21 июля спустился он к американскому берегу и положил якорь близ мыса Мульграва в широте 67° 34´ N. Сделав здесь запас дров из выкидного леса, на другой же день снова пустился он к берегам Азии, но льды опять не допустили его туда и заставили обратиться на север. Августа 1-го шлюп находился в широте 70°13" N, а 4-го увидели мыс Сердце-Камень. Встречая постоянные препятствия ото льда, бурь и противных ветров, капитан Шишмарев решился идти отсюда в Мечигменский залив, в котором надеялся подкрепить команду свежими запасами.

Получив в этом месте от Чукчей все нужное, в половине августа перешел он к острову Св. Лаврентия для окончания съемки его северного берега, а оттуда направил курс в Камчатку и 21 сентября прибыл в Петропавловский порт, определив на пути остров Св. Матфея, открытый лейтенантом Синдом.

Соединивши здесь отряд свой, капитан Васильев стал готовиться в обратный путь и в половине октября вышел в море, намереваясь следовать вокруг мыса Горна.

Через три дня по выходе, во время тумана, шлюпы разлучились, и «Открытие» пошел к острову Овайги - месту условленного ран деву. Сопутствуемый до 30° N широты крепкими северными ветрами, прибыл он в гавань Гонолулу 27 ноября и нашел тут шлюп «Благонамеренный», прибывший тремя днями ранее.

20 декабря шлюпы отправились отсюда и, пройдя без особенных приключений жарким поясом, в половине февраля достигли широты 57° S в долготе 281° О. Здесь выдержали они четырехдневный шторм от SW, сопровождаемый мрачностью и снегом.

Пройдя меридиан мыса Горна 18-го числа, стали держать к северу и в половине марта прибыли в Рио-Жанейро.

Кончив к 5 мая все неизбежные после длинного перехода поправки в такелаже и корпусе шлюпов и сделав новые запасы воды и провизии, отправились далее. 19 мая вошли в полосу пассата и ровно через месяц после того вышли из пределов NO. В начале июля отряд прошел Британским каналом и, остановившись на пять дней в Копенгагене, 2 августа 1822 года прибыл в Кронштадт.

Этой экспедиции мы обязаны исследованием значительной части берегов Америки, именно от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного³ ; также некоторой части берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Главнейшая же цель - северный проход - разумеется, и не могла быть достигнута ⁴ .

Несколько сведений о произведенных этой экспедицией описях помещено в «Хронологической истории всех путешествий Берха, ч II, стр. 1-20.
_______________________________________________________________________________________________________________________

¹ Впоследствии оказалось, что эта группа та же, что и острова «Пейетер», незадолго пред тем открытые. См Доп. к разбору Атласа Южного моря, соч. адмирала Крузенштерна.

² Размеры этого бота не показаны, но по журналу видно, что он углублялся около 4 футов и потому, вероятно, был не более 40 или 45 футов.

³ Замечательно, что съемка берега между мысами Лизбурном и Ледяным, сделанная капитаном Васильевым, совершенно сходствует со съемкою, произведенною там же со шлюпа «Блюссом» капитаном Бичи.

Шканечн. пут. журналы, донесения начальника отряда и записки капитана Шишмарева.

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Открытие" (1819-1822)

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант
Скончался в 1847 г. Вице-Адмирал, Генерал-интендант
Лейтенант
Скончался
Лейтенант Павел Зеленой
Скончался в 1829г., кап. 2 ранга и командир корабля.
Роман Б ойль
Скончался
Мичман Иван Стогов

Мичман Роман Галл
Скончался в 1822г., в обратном плавании, в Рио-Жанейро.
Гардемарин кн. Григорий Пагава
Скончался на службе на корабле, капитан-лейтенант
Штурман Михаил Рыдалев
Скончался в Астрахани, полковник,части мнспекторов штурманов.
Шт. помощник Алексей Коргуев
Скончался на службе.
Шт. помощник Андоей Худобин
Скончался на шл. Моллер на пути из Камчатки в Кронштадт.
Лекарь Иван Ковалев

Астроном Павел Тарханов
Скончался в 1839г. Астроном при Сибирской обсерватории
Живописец Емельян Корнеев

Нижних чинов.............68

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Благонамеренный"

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев

Лейтенант Иван Игнатьев

Лейтенант Алексей Лазарев

Мичман Николай Шишмарев
Скончался в 1844г., кап.2 ранга
Мичман Карл Геллесем
В отставке
Штурман Владимир Петров

Шт. помощник Веденеев
Скончался в отставке
Шт. лекарь Григорий Заозерский
Скончался на службе
Священик Михаил Иванов

Нижних чинов..............................................71


История одной забытой русской экспедиции January 29th, 2013

Посвящается русским исследователям Мирового океана, проложившим дорогу в неизведанное..

28 января 1821 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый континент – Антарктиду. После многомесячного плавания, начавшегося 16 июля 1819 года, было сделано крупнейшее географическое открытие последних двух столетий.

Об этой экспедиции было написано очень многое и ее подробности известны достаточно широко. Но гораздо меньше людей знает о другой русской экспедиции, которая началась одновременно с походом «Востока» и «Мирного». В тот же день, 16 июля, из Кронштадта вышли еще два шлюпа – «Открытие» и «Благонамеренный», также отправившиеся в Мировой океан. Целью их похода было добраться до Аляски, называвшейся тогда Русской Америкой, войти в Берингов пролив и проследовать через Северный Ледовитый океан в Атлантику вдоль берегов Сибири или же, смотря по обстоятельствам, совершить поход вдоль берегов Северной Америки. Экспедицией руководили капитан-лейтенанты М.Н. Васильев и Г.Н. Шишмарев.

Михаил Васильевич Васильев (1770 – 23.06.1847). С 1835 года – вице-адмирал.

Другими словами, экспедиция должна была проверить возможность прохождения через современный Северный морской путь и попытаться найти Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг). Что же стояло за этим намерением?

Глеб Семенович Шишмарев (1781 – 22.10.1835) С 1829 года – контр-адмирал

В первую очередь – упрощение снабжения русских владений на американском континенте различными товарами и припасами. До первого русского кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна торговый путь, связывающий Европейскую Россию с Аляской, проходил по суше и занимал полтора-два года. В результате транспортные расходы были очень велики (к примеру, если пуд ржаной муки в Европейской части России обходился в 40-50 копеек, то по привозу на Аляску он стоил уже порядка 8 рублей). Проложенный Крузенштерном маршрут позволил значительно сократить время путешествия и затраты на него. Однако, если бы удалось открыть возможность прохода еще более коротким маршрутом – через Ледовитый океан, время путешествия могло сократиться еще больше. Именно для проверки этой возможности и отправились за тысячи миль русские моряки. Это плавание получило название «Северная дивизия» (Южной дивизией назывался поход «Востока» и «Мирного»).

Что касается конструкции шлюпов, то «Открытие» был однотипным с «Востоком», а «Благонамеренный» - соответственно с «Мирным». Экипаж «Открытия» составлял 74 человека, а «Благонамеренного» - 83 человека.

Шлюп «Восток», однотипный с «Открытием»

Вот что написал в своем дневнике один из участников экспедиции, лейтенант Алексей Петрович Лазарев (младший брат Михаила Лазарева):

«У многих из нас показались слезы благодарности и привязанности к Отечеству. Я, оставаясь на вахте, долго еще провожал глазами оставшуюся позади нас Европу, а с нею и все для меня драгоценнейшее – Россию».

Шлюп «Мирный», однотипный с «Благонамеренным»

Сделав краткую остановку в Копенгагене, а затем в Англии, корабли пересекли Атлантику, и 13 ноября прибыли в Рио-де-Жанейро. Пополнив запасы, экспедиция пошла на восток, и мимо мыса Доброй Надежды вошла в Индийский океан, следуя далее без остановок в Австралию. Затем ее путь лежал на север, через Тихий океан к берегам Аляски. Несмотря на то, что из-за частых штормов переход был достаточно тяжелым, на всем его протяжении русские моряки вели регулярные наблюдения и океанографические исследования – изучали течения, измеряли температуру воды и брали ее пробы с глубины до 70 метров. Сам же переход от Рио-де-Жанейро в Сидней составил 85 суток.

ТТХ шлюпов

В самой Австралии во время стоянки в порту Сиднея (в то время он назывался Джексон) исследователи совершили несколько путешествий в глубь континента, исследовав Синайские горы, сделав их геологическое описание и собрав коллекцию местных растений. Затем экспедиция возобновила свой путь, взяв курс на север. И вскоре ею было сделано первое открытие. В точке с координатами 8 градусов южной широты и 178 градусов 20 минут восточной долготы с «Благонамеренного» была замечена небольшая группа из 11 островов, не обозначенных на картах. Они получили название «острова Благонамеренного».

25 мая 1820 года, на 33 градусе северной широты корабли разошлись в разные стороны. «Открытие» пошло в Петропавловск-на-Камчатке, а «Благонамеренный» - к Алеутским островам, в Уналашку. Экспедиция воссоединилась в середине июля, когда корабли встретились в заранее обусловленном месте – заливе Коцебу. Проведя географические и океанографические исследования у берегов Аляски, суда вошли в Ледовитый океан и попытались пробиться к северу. Однако, встретив непроходимые льды на широте 71 градус и 6 минут, исследователям пришлось отступить и направиться на ремонт и отдых в Сан-Франциско и к расположенному поблизости русскому поселению Форт Росс. Во время стоянки ими было также совершено несколько экспедиций в окрестностях с целью составления их точной карты и описания природы, в особенности реки, названной впоследствии Русская.

После этого экспедиция посетила Гавайские острова, а затем внос отправилась на север. По пути к Беринговому проливу шлюп «Открытие» доказал, что соответствует своему названию. Ее команда обнаружила у побережья Аляски остров, получивший впоследствии название Нунивак. В процессе исследований также было открыто два новых мыса на самом берегу Аляски, получивших названия Головнина и Рикорда.

Карта русских поселений на Аляске в первой половине XIX века

Летом экспедиция предприняла новую попытку пройти на север. Однако, сделать это вновь не удалось. Дойдя до широты 70 градусов и 23 минуты, корабли встретили сплошные ледовые поля, из которых им удалось вырваться лишь с большим трудом. В конце концов, попытки пришлось прекратить, и в сентябре экспедиция вернулась в Петропавловск. Через месяц, после отдыха и ремонта повреждений, «Открытие» и «Благонамеренный» взяли курс домой. Сделав остановку в Гонолоулу (Гавайи), шлюпы обогнули мыс Горн, и сделав остановки в Рио-де-Жанейро и Копенгагене, 14 августа 1822 года прибыли в Кронштадт. Таким образом, экспедиция продлилась три года и один месяц.

Карта экспедиции «Северная дивизия»

Несмотря на то, что главная цель плавания – попытка найти Северный проход, не удалась, это был ценнейший опыт, который стал основой для дальнейшего обоснования России в Мировом океане.

А всего, на протяжение XIX столетия, в результате русских исследовательских плаваний в Мировом океане на географических картах появились имена островов и архипелагов Александра, Аракчеева, Беллинсгаузена, Коцебу, Крузенштерна, Кутузова, Лисянского, Литке, Миклухо-Маклая, Михайлова, Панафидина, Римского-Корсакова, Румянцева, Рюрика, Сенявина, Симонова, Суворова, Чичагова и ряд других, а также названия Бородино, Восток, Россиян. Были проведены систематические исследования и описания островов Вото, Гавайев, Каролинских и Маршалловых, Моллера, Новой Гвинеи, Туамоту. Был было сделано множество открытий и в других частях света (например, в результате плаваний Г.И. Невельского было установлено, что Сахалин не полуостров, как все считали раньше, а остров). И это все - помимо Антарктиды.

А в ХХ столетии изучение Мирового океана, Арктики и Антарктиды успешно продолжили советские исследователи. Но это уже другая, очень большая тема..


Close