УРОК 21

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

«Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в про­странстве. То одни, то другие народы стано­вились носителями человеческого прогрес­са, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, на­долго погружались в сумерки...» (Н. А. Дмит­риева, Н. А. Виноградова)

На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации . Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонич­но развитого физически и духовно. Шедев­ры этой средиземноморской культуры на протяжении несколь­ких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов. Проникнутые радостью, светом, верой в достоин­ство, красоту и ценность человека, они и сегодня продолжают «до­ставлять нам художественное наслаждение и в известном отно­шении служат нормой и недосягаемым образцом».

Как же называлась эта культура?

Конечно, это античная культу­ра. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Гре­ции, а позднее и в покорившем ее Риме.

Что же такое античность? Как возник этот термин?

Антично­стью называют весь полуторатысячный период от возникнове­ния в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской импе­рии в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический пе­риод.

Слово «античность» произошло от латинского «antiques» - «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных циви­лизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейс­кую культуру.

Античность можно разделить на следующие периоды историчес­кого развития:

1. Эгейская (крито-микенская) культура (III-II тыс. до н. э.)

2. Культура Древней Греции (XI-I вв. до н. э.)

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)

Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)

Классический период (V-IVbb. дон. э.)

Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.)

3. Культура этрусков (VIII-VI вв. до н. э.)

4. Культура Древнего Рима (V в. до н. э. - V в. н. э.)

Период республики (V-I вв. до н. э.)

Период империи (I в. до н. э. - V в. н. э.)

Конечно, эти рамки довольно условны, так как невозможно ука­зать точные границы непрерывного, вечного процесса развития.

Каково же значение античной культуры, ее достижения и особен­ности?

Античная цивилизация внесла весомый вклад в историю миро­вой художественной культуры, оставаясь и по сей день идеалом кра­соты и образцом художественного вкуса. Трудно оценить значение художественного наследия этого периода. В античных памятниках культуры ярко выразились представления о мироздании, религиоз­ные верования, нравственные идеалы и эстетические вкусы эпохи, завершившей многовековую историю Древнего мира.

«Правдивое отражение действительности, простота и ясность ху­дожественного языка, совершенное мастерство исполнения - все это определяет непреходящую ценность античного искусства » (Б. - И.Ривкин).

Античные наука и культура создавались свободными людьми, которые во всем, будь то постижение мироздания или человечес­кой личности, открывали гармонию. Гармоничность и одухотво­ренность определяли органичность и целостность греческой культуры.

Царицей античной науки была философия . Греческих филосо­фов занимало происхождение Вселенной и природа всех вещей. Фи­лософские школы греков были свободными объединениями, соби­равшими вокруг Учителя его единомышленников и учеников. Тако­вы школы Фалеса, Анаксимандра, Гераклита периода архаики. У каж­дого ученого-философа было свое учение. Демокрит считал осно­вой всего атомы, движущиеся в пустоте, а все живое по его теории отличалось от неживого наличием души. Сократ утверждал, что са­мопознание - начало истинной мудрости. Платон создал учение об идеях - прообразах мира. Его ученик - ученый-энциклопедист Аристотель - основой всего считал материю.

Сильное влияние на культуру многих народов оказала античная мифология, на сюжеты которой написаны многие произведения за­падноевропейского искусства.

Античная литература пережила века и навсегда вошла в золотой фонд человечества. Тексты античных авторов переписывались мо­нахами в Средние века, воспринимались как норма и идеал в эпоху Возрождения. На благородной красоте и спокойном величии геро­ев античности воспитывались многие поколения. Пушкин перела­гал Катулла и Горация. Лев Толстой изучал греческий язык, чтобы читать Гомера в подлиннике.

Но особое место в культуре античности занимали пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-при­кладное искусство, поражающие своим многообразием и богат­ством. Античная ордерная система до сих пор восхищает благород­ством форм и конструктивной простотой и используется в совре­менной архитектуре. Неоценимым вкладом античности в мировое искусство можно считать разработанную систему изобразительных средств воспроизведения действительности: приемы анатомичес­кого строения и движения фигуры, представление трехмерного пространства и объемности предметов в нем.

Каковы же истоки античности, какая цивилизация предшество­вала ей?

Основателями и творцами античной культуры были древние гре­ки, называвшие себя эллинами , а свою страну - Элладой.

Однако еще до рождения греческой культуры в Восточном Сре­диземноморье в III-II тыс. до н. э. существовала более древняя ци­вилизация, которая, по легендам и находкам археологов, господ­ствовала во всем Средиземноморье и погибла в XV в. до н. э. в ре­зультате стихийной катастрофы. Это была предшественница антич­ной культуры крито-микенская, или эгейская, цивилизация, с кото­рой связано множество мифов и легенд.

Одна из самых удивительных - легенда, которая уже два с поло­виной тысячелетия волнует людей. Это легенда об Атлантиде - за­гадочном острове, поглощенном океаном в один день и одну ночь. Видимо, именно Атлантида была колыбелью всех древних культур и праматерью цивилизаций.

Первым о прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до - н. э.) в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Платон опирался на рас­сказ своего предка Солона, который, путешествуя по Египту, узнал историю Атлантиды от египетских жрецов.

1 - Платон

Платон об Атлантиде

«Посейдон... населил его (остров) своими детьми»

«Посейдон поделил остров на 10 частей» (по количеству сыновей)

«... Атлантиду он отдал дом матери и окрестные владения - как наибольшую и наилучшую долю...»

«Весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю»

«Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами...»

2 -Вариант конструкции Атлан­тиды по Платону, выполненный Дроздовой Т. Н. (из книги «в поисках образа А тла нт иды»): I - архипелаг «Подкова»; 1 - о. Подкова - Атлантида; 2 - о-ва Северный Трезубец Посейдона (Азорские о-ва); 3 - о-ва Южный Трезубец Посейдона (Канарские о-ва); А - столица Атлантиды

3 - Главное государство Атлантиды. Остров Атлантида - вариант рекон­струкции «Подкова» (по Т. Н. Дроздовой):

1 - Царство Атланта; 2 -Царство

3 вмела; 3 - Царство Амферея;

4 - Царство Евемона; 5 - Царство Мниесея; 6 - Царство Автохона;

7 - Царство Еласиппа; 8 - Царство Мнестора; 9 - Царство Азаеса; 10 - Царство Диаперена

По версии Платона Атлантида находилась в океане за Геракло­выми Столпами (Гибралтарским проливом). Населяли остров ат­ланты - сильные и гордые потомки бога моря Посейдона и его жены Клейто, которые не только держали в повиновении все Сре­диземноморье, но и несли покоренным народам свою высокую культуру. Платон писал: «На этом острове, именовавшемся Атлан­тидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они ов­ладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии)». Платон сообщает и о круглой, как солнечный диск, столице атлантов, расположенной на живописной равнине, раз­мером приблизительно 555 на,370 км. «Кругом столицы прости­ралась равнина, окруженная горами, доходившими по ее краям до самого моря. Вся эта равнина была обращена на юг и защищена от северных ветров горами, ее окружающими, очень высокими и красотой превосходящими все нынешние» (Платон). Столица была укреплена тремя водяными и двумя земляными кольцами. В центре ее возвышался холм, на вершине которого по велению По­сейдона били два родника с горячей и холодной водой. Весь город был разделен лучами на 10 секторов. Были прорыты каналы, со­единенные между собой кривыми протоками и выстроены высо­кие мосты, связывающие все части города. «Они прорыли каналы, смыкавшиеся с мостами такой ширины, чтобы от одного водно­го кольца к другому могла пройти одна триера... Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соеди­нялось море, имело ширину три стадий (555м)» (Платон). После этого атланты окружили свою столицу неприступными стенами, идущими строго по окружности.

Центральная часть (акрополь) располагалась в центре, на плос­ком скалистом холме. «В самом средоточии стоял недоступный свя­той храм Клейто и Посейдона, окруженный золотой стеной». Была на акрополе и крепость. В крепости находились царский дворец и священная роща Посейдона с диковинными деревьями.

Самым большим было царство старшего сына Посейдона и Клей­то - Атланта. Здесь же находилась и столица Атлантиды. Вот как об этом пишет Платон: «Вся равнина, окружавшая город, и сама, окруженная горами, которые тянулись до самого моря, являла собою ровную гладь...» , «прорыты прямые каналы, почти сто футов шириной (30 м) через сто стадиев (18 500м)» , «каналы были прорыты...ширина...имела стадий (185 м), дли­на по периметру 10 тысяч стадий» , «каналы соединены между собой и городом кривыми прото­ками...» , « к аждый участок 10 на 10 стадиев... Всего участков 60 тысяч» (по всей равнине)

5 - Платон и Аристотель. Фрагмент рисунка с фрески Рафаэля «Афинская школа»

Эти вопросы волновали ученых и путешественников многие сто­летия. Искали Атлантиду и в Африке, и в Европе, и в Америке. Но сегодня, когда поисками загадочного острова занялись представи­тели точных наук, остались только две версии местоположения Ат­лантиды. Это Атлантический океан, по Платону, и Средиземное море с островом Крит.

Современные океанологи выявили на дне Атлантического океана много подводных гор, самые высокие из которых образуют Азорские, Канарские, Бермудские, Багамские и другие острова. Но следов боль­ших затонувших островов там не найдено. Может быть, платоновские Столпы Геракла - это не Шбралтар, а либо устье Нила, либо пролив Босфор и Дарданеллы, либо другие скалы в Средиземном море?

Учитывая это, можно сказать, что в ту пору в Средиземноморье существовало могущественное государство атлантов, которое дер­жало в повиновении многие народы, а в XV в. до н. э. внезапно по­гибло. Возможно, это была крито-микенская держава, родоначаль­ница величайшей культуры, продолжением которой затем и было классическое греческое искусство.

Да, Атлантиды, описанной Платоном, нет на карте Земли. Но в ле­генде о погибшей высокой цивилизации можно найти истоки ев­ропейской культуры.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте текст, выполните задания

Задания и вопросы к тексту

1 Подчеркни в тексте строчки, посвященные Атлантиде.

2 Подчеркни в тексте выражения Платона и Аристотеля, которые стали крылатыми.

3 С именами каких философов связаны слова «академия» и «лицей»?

4 Что Платон считал первоосновой мира, а что - Аристотель?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Кто были учителями Платона и Аристотеля?

Владимир Бутромеев. Платон и Аристотель

Настоящее имя Платона - Аристокл. Пла­тоном его прозвали за силу и широкую грудь. Платос значит «широкий». В молодости он за­нимался борьбой и был чемпионом Истмий- ских игр - соревнований, похожих на Олим­пийские игры.

Платон происходил из семьи царского рода. Его мать второй раз вышла замуж за од­ного из друзей и помощников Перикл а, управ­лявшего тогда Афинами. Платон рос и воспи­тывался, общаясь со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и актерами. Он и сам начал писать комедии и трагедии, но, по­знакомившись с Сократом, сжег свои сочине­ния и посвятил себя философии.

Суд над Сократом и смерть любимого учи­теля потрясли Платона. Он уехал из Греции и долго путешествовал. К тому времени он уже стал известным философом, и один из при­ближенных тирана Дионисия, властвовавше­го в Сиракузах, главном городе острова Сици­лия, пригласил его к царскому двору. Этот приближенный думал, что Платону удастся убедить Дионисия царствовать справедливо, а не жестоко и своевольно. Платон в своих сочинениях много писал об идеальном госу­дарстве, которое должно жить по разумным законам, и ему тоже хотелось воплотить свои мечты в жизнь. Когда Дионисий понял, зачем прибыл Платон, он отослал его назад в Гре­цию, тайно приказав по дороге продать фи­лософа в рабство. «Он ведь философ, значит, и в рабстве он будет испытывать счастье», - насмешливо сказал тиран.

Платона купил некий Анникерид, богатый человек, который вез в Грецию своих лошадей, чтобы выставить их на конных состязаниях. Узнав о том, что он стал хозяином знаменито­го философа, Анникерид тут же отпустил его на свободу. Когда друзья Платона собрали деньги для его выкупа, Анникерид отказался их взять и передал их самому Платону.

Сейчас все знают имя великого философа Платона, и никто не помнит имя Анникерида.

На деньги, полученные от Анникерида, Платон купил в предместьях Афин землю, по­строил себе дом и открыл свою философскую школу. Дом Платона находился недалеко от того места, где согласно легенде был похоро­нен мифический герой Академ, поэтому шко­лу Платона называли Академией. Академией и теперь называют высшие учебные заведения и собрания признанных ученых, писателей и художников.

Платон написал множество сочинений. Одни из них посвящены разъяснению фило­софских идей Сократа, другие - описанию устройства разумного государства. В этих со­чинениях описана и Атлантида - государ­ство, в котором люди жили согласно мудрым законам. Современные ученые спорят, имел ли в виду Платон настоящую Атлантиду, по­грузившуюся на морское дно, или просто при­думал ее, чтобы лучше растолковать законы, которые он хотел предложить людям. Писа­тели-фантасты написали об Атлантиде не один приключенческий роман, а загадка Ат­лантиды так и остается увлекательной тайной.

Как и многие другие философы, Платон искал первооснову всех вещей. Он считал, что все вещи имеют незримую идею, в которой заключается их самая главная сущность и при­чина. Эти идеи, согласно Платону, и есть пер­вооснова мира. Поэтому Платона называют отцом идеалистической философии.

Незадолго до смерти Платона спросили, как он считает, будут ли в будущем писать о нем. Философ ответил: «Было бы доброе имя, а записки будут». Эта фраза стала крылатой, как стала знаменитой и его приписка в заве­щании. Распределив свое имущество среди близких людей и родственников, Платон пи­сал: «А долга никому не имею».

Но еще более знаменита размолвка Плато­на с другим великим философом древности -Аристотелем. Аристотель был любимым уче­ником Платона. Но, усвоив философию Пла­тона, Аристотель решил, что учитель ошиба­ется в самом главном - в вопросе о первоос­нове мира. Аристотель пришел к выводу, что все вещи существуют сами по себе, безо вся­ких предшествующих им идей. Учитель и уче­ник расстались. Когда Аристотеля спросили, почему он покинул Платона, Аристотель от­ветил: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель написал огромное количество философских трактатов. Он охватил своим умом всю природу и все области человечес­ких знаний. Основал он и свою философскую школу. Она находилась в местности, посвя­щенной богу искусств Аполлону,Ликейскому. Ликейский значит волчий, такое прозвище

Аполлон получил по древней традиции, пото­му что когда-то он изображался в виде волка. Слово «ликей», или «лицей», стало знамени­тым благодаря школе Аристотеля, так называ­ются учебные заведения, в которых обучают по специальной, усложненной программе.

Знаменит Аристотель и тем, что он был вос­питателем Александра Македонского. Но боль­ше всего он прославился своими словами: «Пла­тон мне друг, но истина дороже». Они стали кры­латыми, их говорят, когда хотят подчеркнуть свою приверженность истине, несмотря ни на какие личные симпатии и дружеские связи.

Древнюю Грецию неспроста называют колыбелью европейской цивилизации. Эта относительно небольшая страна оказала огромное влияние на развитие самых разнообразных сфер человеческой жизни. Например, мифы Древней Греции не потеряли своей актуальности и сегодня. Как и в те времена, они достаточно четко отражают внутренний мир человека, взаимоотношения людей между собой и с силами природы.

Что означает «Эллада»

Другое название, которым называли греки свою родину - Эллада. Что такое «Эллада», каким значением наделялось это слово? Дело в том, что именно так свою родину называли эллины. Греками же эллинов назвали древние римляне. В переводе с их языка «грек» означало «каркающий». По всей видимости, это произошло из-за того, что древним римлянам не нравилось звучание языка эллинов. В переводе с древнегреческого слово «Эллада» означает «Утренняя заря».

Колыбель европейских духовных ценностей

Многие дисциплины, такие как медицина, политика, искусство и литература, зародились именно на территории Древней Греции. Ученые сходятся во мнении, что человеческая цивилизация не могла бы достичь современного развития без тех знаний, которыми располагала Древняя Эллада. Именно на ее территории были сформированы первые философские понятия, которыми оперирует вся нынешняя наука. Здесь были заложены и духовные ценности европейской цивилизации. Спортсмены Древней Греции были первыми олимпийскими чемпионами. Первые представления об окружающем мире - как материальном, так и нематериальном - были предложены древнегреческим философом Аристотелем.

Древняя Греция - родина науки и искусства

Если взять любую отрасль науки или искусства, то она так или иначе будет уходить своими корнями в знания, добытые во времена Древней Греции. Большой вклад в развитие исторического знания был сделан ученым Геродотом. Его труды были посвящены исследованию греко-персидских войн. Также огромен вклад в развитие математики ученых Пифагора и Архимеда. изобрели огромное количество приспособлений, которыми пользовались в первую очередь в военных походах.

Интерес для современных ученых представляет также уклад жизни греков, родиной которых была Эллада. Что такое жить во времена рассвета цивилизации, очень ярко описано в произведении под названием «Илиада». Этот памятник литературы, который дошел до наших дней, описывает исторические события тех времен и обыденную жизнь эллинов. Самое ценное в труде «Илиада» - это реальность описываемых в нем событий.

Современный прогресс и Эллада. Что такое «колыбель европейской цивилизации»?

Ранний период развития древнегреческой цивилизации официально называется Темным веком. Он приходится на 1050-750 годы до н. э. Это время, когда уже разрушилась микенская культура - одна из самых величественных цивилизаций, которой уже была известна письменностью. Однако определение «Темный век» скорее относится к недостатку сведений об этой эпохе, нежели к конкретным событиям. Несмотря на то что письменность тогда уже была утрачена, именно в это время начинают проявляться политические и эстетические свойства, которыми обладала Древняя Эллада. В этот период начала железного века уже появляются прообразы современных городов. На территории Греции вожди начинают управлять небольшими сообществами. Наступает новая эпоха в обработке и росписи керамики.

Началом неуклонного развития древнегреческой культуры считаются эпосы Гомера, которые относятся к 776 году до н. э. Они были записаны при помощи алфавита, который позаимствовала у финикийцев Эллада. Значение слова, переводящегося как «утренняя заря», в данном случае оправдано: начало развития полностью совпадает с зарождением европейской культуры.

Наибольший расцвет Эллада переживает в эпоху, которую принято называть классической. Она относится к 480-323 годам до н. э. Именно в это время жили такие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Софокл, Аристофан. Все более сложными становятся скульптурные произведения. Они начинают отражать положение человеческого тела не в статике, а в динамике. Греки того времени любили заниматься гимнастикой, пользовались косметическими средствами, делали прически.

Литературная Эллада.

Отдельного рассмотрения заслуживает зарождение жанров трагедии и комедии, которое также приходится на классическую эпоху в истории Древней Греции. Трагедия достигает пика своего развития в 5 веке до н. э. Самые известные трагедии этой эпохи представлены Эсхила и Еврипида. Жанр возник из церемоний почитания Диониса, в процессе которых разыгрывались сцены из жизни бога. Сначала в трагедии выступал всего лишь один актер. Таким образом, и родиной современного кино также является Эллада. Это (что известно каждому историку) является еще одним доказательством того факта, что истоки европейской культуры следует искать на территории Древней Греции.

Эсхил ввел в театр второго актера, таким образом, став создателем диалога и драматического действия. У Софокла же количество актеров уже достигло трех. Трагедии раскрывали конфликт человека и неумолимой судьбы. Сталкиваясь с безличной силой, которая царила в природе и в обществе, главный герой узнавал волю богов и подчинялся ей. Эллины считали, что главная цель трагедии - это катарсис, или очищение, которое происходит у зрителя при сопереживании ее героям.

"В Греции все есть", - известная фраза Антона Чехова из водевиля "Свадьба" сегодня приобрела новый колорит. Греция сейчас на пике моды среди любителей приобрести недвижимость за рубежом. И в ней действительно есть все. И самое чистое море в Европе, и горнолыжные курорты, и цветущие склоны, и хвойные леса, и острова на любой вкус, а также триста солнечных дней в году, средиземноморская кухня и приветливые греки - наследники древней культуры.

Прикосновение к вечности

Грецию называют колыбелью современной цивилизации. Она подарила миру философию, театр, Олимпийские игры, ценности демократии и бесконечное число памятников архитектуры. Здесь каждый камень дышит историей длиной в пять тысячелетий. Удивительная страна - музей под открытым небом, прикосновение к вечности. "Это единственное место на Земле, где я был по-настоящему счастлив", - говорил в свое время о Греции английский поэт Джордж Байрон.

А как же не быть счастливым в этой маленькой, но очень красивой стране? Греция пахнет морем, мягкий морской бриз живет здесь в любое время года. Чернокудрые греки с искренними улыбками мирно прогуливаются по бесконечным пляжам на фоне белых парусов яхт и очертаний островов на горизонте. Кстати, береговая линия Греции - самая протяженная по сравнению с другими странами Средиземноморья - более пятнадцати тысяч километров.

Мечта любого жителя мегаполиса - собственный остров - здесь вполне может превратиться в реальность. В нашем распоряжении около трех тысяч островов. Обитаемы из них только сто сорок. Покупать можно и обитаемые, и необитаемые. С последними просто больше мороки. Омывается вся это красота Средиземным морем, которое сами греки делят на три: Эгейское, Ионическое и Ливийское.

Долго и счастливо

Греция сегодня переживает строительный бум, иностранцы со всего мира активно покупают здесь квартиры, дома, виллы, таунхаусы и просто земельные участки.

Специалисты усматривают в этом рациональные причины. Греция - новый рынок недвижимости - здесь пока есть из чего выбрать, при этом не переплачивая "за имя". По качеству жизни европейские исследователи поставили Грецию в двадцатку мировых лидеров среди самых привлекательных стран для жизни. Попасть в лидеры Элладе помогли самый низкий уровень преступности в Европе, прочность семейных ценностей, характер общественных отношений, безопасность, география, климат и благоприятная экологическая обстановка.

В Греции и правда спокойно живется и легко дышится. Около 23% территории страны представляют сельскохозяйственные угодья, на которых выращивают фрукты, овощи, виноград, хлопок и табак. Люди живут здесь дольше, чем в других европейских странах, средняя продолжительность жизни - 76 лет для мужчин и 81 год для женщин.

Инвестиционную привлекательность Греции добавило и строительство новой автомагистрали EGNATIA, которое планируют закончить в конце нынешнего года. Трасса соединяет четыре порта, шесть аэропортов и обеспечивает доступ на Балканы и к другим странам Восточной Европы. По ней можно пересечь Грецию поперек - от Италии до Турции - всего лишь за шесть с половиной часов минуя горные серпантины и узкие участки дорог. Большая ее часть проходит поверх античной римской дороги, на ее протяженности расположено 270 объектов культурного наследия.

Греция привлекает относительно простым механизмом приобретения недвижимости. Землю и дом можно купить в полную собственность, заплатив 10% налога от кадастровой стоимости, которая в несколько раз меньше рыночной цены. Недвижимость стоимостью менее?140 тысяч не облагается ежегодным налогом, а греческие банки легко выдают ипотечный кредит в течение нескольких недель. Максимальная процентная ставка по кредиту для нерезидентов колеблется в пределах 6-7% годовых, правда, к российским клиентам здесь пока относятся с небольшой опаской. Одно "но": в Греции есть "приграничные" регионы, где приобретение недвижимости иностранцами связано с дополнительной формальностью - оформлением министерского разрешения. В число таких регионов входят некоторые приморские области (например Халкидики), некоторые районы Аттики и большинство островов. Разрешение оформляет адвокат в течение нескольких месяцев.

Потеря Посейдона

Поводов купить себе домик в Греции более чем достаточно, главное, не заблудиться среди причудливых названий островов, полуостровов, городов и деревенек. Для этого все многообразие мест, где активно продается недвижимость, можно условно разделить на четыре части: Северная Греция, Центральная Греция, Южная Греция и острова.

Специалисты считают, что будущее за Северной Грецией. Она находится на пересечении всех морских и сухопутных путей, проходящих через Балканский полуостров. Ее центр - древний портовый город Салоники - один из самых значительных торгово-промышленных центров Балкан. В Салониках проводятся крупнейшие в Южной Европе межотраслевые выставки. Из его торгового порта отправляются по всему миру огромные суда, а из современной марины на востоке города - белоснежные яхты. Здесь покупают апартаменты бизнесмены и любители яхтинга, чтобы с восходом солнца любоваться собственной яхтой в предвкушении увлекательных путешествий.

Яркий представитель Северной Греции - знаменитый полуостров Халкидики, напоминающий трезубец, пронзающий Эгейское море. По древним мифам, здесь обитали титаны - соперники богов. В битве с ними бог моря Посейдон потерял свой трезубец, так возник полуостров Халкидики. А великан Афон в ярости швырнул в богов огромную глыбу - теперь это Святая гора Афон - центр православия, монашеское государство в государстве, которым управляет совет из представителей двадцати афонских монастырей. Дома и участки с видом на Святую гору пользуются исключительным спросом у обеспеченных россиян, которые знают цену местам уединения и вдохновения, где можно уйти от движения, шума и навязчивой популярности.

Титаны знали, где жить, Халкидики и сейчас пленяет своей красотой. Треть острова безлюдна и спокойна, с вековым сосновым лесом и чистейшими бухтами. Цивилизация оставила здесь свой след в виде развитой инфраструктуры, клубов, таверн и других радостей жизни простых смертных. В какой-нибудь местной деревушке (в Псакудье, например) можно приобрести сравнительно недорогой таунхаус с собственным садом или домик с камином. Есть на полуострове и элитные жилые комплексы, с десятками вилл, плавательными бассейнами, теннисными кортами, баскетбольными площадками и круглосуточной охраной.

Первый "зубец" Халкидики с древним названием Кассандра, самый близкий к Салоникам, известен своими оливковыми рощами, мендийским вином и медом, которым славится с давних времен. Его пляжи отмечены знаком чистоты - голубыми флагами ЕС. Здесь современные виллы уютно соседствуют с часовнями, старыми монастырскими подворьями и традиционными поселениями. В самом центре Кассандры находится маленький городок Калитеа, здесь можно купить таунхаус или квартиру с шикарным видом на море. Кстати, с греческого Калитеа переводится как "хорошая панорама".

Место жительства муз

Центральную Грецию представляет Аттика или Аттическая равнина, окруженная горами и на юге мягко спадающая к морю низкой грядой холмов. Здесь к любителям моря присоединяются горнолыжники и сноубордисты. В их распоряжении легендарный Парнас - место жительства муз. Горнолыжный центр здесь открыли несколько десятков лет назад. Перепад высот здесь достаточен для лыжников среднего уровня катания. Убить двух зайцев можно, купив в близлежащем городке Арахова каменное шале, и каждый раз выбирать, проехаться ли двадцать минут до моря или пятнадцать - до горнолыжного спуска. И еще один бонус: Арахова славится своими коврами ручной работы, отличным местным сыром и вином. Правда, за соседство с самим Парнасом придется заплатить кругленькую сумму, сопоставимую с ценами на престижные объекты в Афинах и на известных греческих островах.

Конечно, Аттика - это в первую очередь место, где находится центр мира, город искусства и просто столица Греции - Афины. Подплывая к порту Пирей (порт Афин с 500 г. до н.э.) мимо острова Саламин можно еще издали узнать величественный Акрополь. Путь до Акрополя идет через древний квартал Плана. Узкие экзотические улочки, где с трудом расходятся два человека, старинные дома с увитыми плющом балкончиками, церквушки и традиционные таверны. Несмотря на всю это красоту Афины - современный мегаполис со всеми вытекающими последствиями. Здесь шумно, пыльно, дорого и "пробки" на дорогах. Летом, когда смог становится невыносимым и не видно даже соседних домов, личным машинам въезд в центральную часть города запрещается. Элитное жилье располагается в пригородах Афин, чем ближе к городу и к морю, тем выше уровень и, естественно, цена.

Тем, кто не любит суеты, стоит направиться на юг. Южная Греция - это полуостров Пелопоннес. В маленьких городках Пелопоннеса сохранился традиционный уклад жизни греков, кажется, что здесь ничего не изменилось на протяжении сотен лет. Пройдя по узким улочкам горных деревушек, можно реалистично себе представить, как жили люди лет пятьсот назад. Здесь в тишине и покое прибрежной таверны можно прямо с углей есть свежую рыбу, покрытую хрустящей розовой корочкой, и провожать вечернее солнце, уплывающее в море в венке Ионических островов. А рядом, в тени эвкалиптов и пиний, будет утопать священная Олимпия, на руинах которой перед началом современных Олимпийских игр проводится ритуал зажжения Олимпийского огня. На Пелопоннесе много свободной земли, потому здесь активно продают земельные участки от 500 до 5 тысяч кв.м недалеко от моря. Есть здесь и готовые виллы со всеми удобствами и даже с собственными маринами для яхт.

Сокровища-острова

Но вся прелесть Греции в ее многочисленных островах. Покупать дома на островах сейчас очень актуально. У такой покупки есть несомненные плюсы. Относительно сложный транспортный доступ сразу делает островную недвижимость дешевле, чем дома на материке. А свой собственный участок пляжа, где не будет случайных туристов, найти на островах намного легче. К тому же греческие острова - идеальное место для яхтинга - фантастические пейзажи и спокойное море между островами.

Вполне реально купить и сам остров в полную собственность. Теоретически легче приобрести остров, находящийся в собственности частного владельца, так как для покупки принадлежащего государству острова надо выиграть соответствующий тендер. Сложно, но возможно - купить и необитаемый остров. Придется менять его статус на обитаемый. То есть взять на себя решение проблем водоснабжения и электрификации, что, естественно, потребует немалых дополнительных инвестиций.

Самыми модными и элитными сегодня считаются острова Идра и Спецес между Аттикой и Пелопоннесом. Эти острова - любимцы интеллектуальной элиты, представители которой черпают вдохновение в тишине, подчеркиваемой стрекотом цикад. Идеальное место для съемок кино. На Идре и Спецесе кристально чистый воздух. Большая их часть - охраняемые исторические территории. Здесь запрещен автотранспорт. Здесь ездят на лошадях и осликах, а летают на аэропланах. Понятно, что недвижимость на этих островах значительно дороже, а предложение ограничено. Ждать свой дом иногда приходится несколько лет.

Остальные острова условно можно разделить по морям, омывающим их, на Ионические и Эгейские. По количеству предлагаемых на продажу объектов недвижимости лидируют Эгейские острова - Киклады - с уникальной, не похожей ни на что ни в Греции, ни в мире культурой и архитектурой. Самые популярные среди них Миконос и Санторин. Модный Миконос - место сосредоточения "мировой тусовки", постоянной клубной жизни двадцать четыре часа в сутки. Здесь побывали Принц Карлос, Мадонна, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Мик Джаггер. За "малометражку" на Миконосе можно выложить столько же денег, как за приличную виллу на каком-то менее известном греческом острове, который будет не менее прекрасен. На Санторине спокойнее, здесь есть виллы, уединившиеся на холмах или дружно стоящие на побережье.

Самый известный из Ионических островов - Корфу, здесь можно легко сочетать безмятежный отдых с напряженным ритмом ночной жизни. На острове продаются роскошные виллы с пальмовыми рощами и фруктовыми садами и большие участки земли до 7 тысяч квадратов...

Стоит поставить многоточие, потому что о Греции можно говорить бесконечно.

Билет 21

1. Греция- «колыбель европейской цивилизации».

2. Палаты князей Юсуповых в Москве. История постройки, стиль, фамилия архитектора.

Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации.

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков, или эллинов. Именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века казался недосягаемым. Афинская демократия, основанная в те далекие времена, и ныне служит образцом для всякого, кто задумывается о равноправии и свободе каждого гражданина.

Не меньшее значение греки придавали и здоровью человека. Не случайно первым целителем, действительно достойным звания врача, был грек Гиппократ. А дошедшие до нас образцы художественного творчества - скульптура, архитектура, росписи и керамика, а также мифы и сказания Древней Греции - принадлежат к высочайшим, поистине бесценным творениям человечества.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур со временем приобретая новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Должно, прежде всего, отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство. Металлургия включало не только высокотемпературную (до 1083°С) плавку меди. Литейщики работали также с оловом, свинцом, серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия. Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. до н. э. греки изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения.



Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными термическими процессами, проводившимися в печах различной конструкции. Применение гончарного круга , известного еще с XIII в. до н. э., способствовало созданию и иных механизмов, приводимых в движение силой человека или тягловых животных. Так, колесный транспорт уже в начале II тыс. до н. э. состоял из боевых колесниц и обычных повозок . Принцип вращения, издавна использовавшийся в прядении, применяли в станках для изготовления канатов . При обработки дерева применялись токарно-сверлильные приспособления . Достижения инженерной мысли ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XII вв. до н. э. водопроводы и закрытые водосборники . Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов, произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях Микен, Тиринфа и Афин около 1250-х годов.

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. до н. э. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца.

Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами циклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями

Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического . Это время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов ) - укрепленных экономических и политических центров гражданской общины, обеспечивающей членам право собственности на землю и рабов. Древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой.

В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.

Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же - дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени - конструктивные и декоративные - связаны со строительством храмов. В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Ордер – определенное сочетание частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественное оформление.

Существуют: дорический, ионический и коринфский ордера.

название ордер (лат. ordo - порядок).

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов:

Трехступенчатого стереобата (основания) - цокольной части храма;

- колонн (несущих опор), состоящих из:
- - основания (базы),
- - ствола (фуст) - в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис ), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),
- - капители - создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин ), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;

В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический , несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.

Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.

Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с "крепостью и красотой мужского тела" , ионический ордер - с "утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью" .

Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э. Пример коринфского ордера - памятник Лисикрата (335-334 гг. до н. э.) - объем цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением - акротерием. Его полуколонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост - переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители - в форме стилизованных завитков растения аканта .

Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны).

Афинский акрополь -156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

} Наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине.

} Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения.

} Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии.

Справа от Пропилей на уступе скалы стоял небольшой храм богини победы Ники. Обычно ее изображали крылатой. Но, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой, Ники Аптерос.

На протяжении X-XII вв. до н. э. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке (см. рис. 4). В дальнейшем, в XIX-XV вв. до н.э., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие
Ваза с воинами из Микен. вазопись каждого центра.
Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора Жан Акротии,
Мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VI вв. до н. э. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера.
Амфора (др.-греч. ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Был распространен у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий "талант (единица измерения)") применялись для измерения жидкостей.

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества , включавшего сказки, басни, мифы и песни . С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса , прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. до н. э. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды . В их творчестве уже в XVII-XII вв. до н. э. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях.
В XIV-XIII вв. до н. э. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь, подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы

ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. до н. э. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи , известные уже во второй половине III тыс. до н. э. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. до н. э. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги.


Close