Эстрадный вокал – это особенный вид современного вокального искусства, который, как становится понятно уже даже из названия, напрямую связан с эстрадой. Одновременно с этим скажем, что оттенков у него много, ведь он сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов.

Выбор своего стиля

Среди песен, которые относятся к эстрадному вокалу, можно увидеть:

  • Яркие джазовые композиции.
  • Песни с народными напевами в современной обработке.
  • Авторские песни.
  • Современный шансон.
  • Рок-произведения.

Занятия эстрадным вокалом предполагают огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.

Гибкий жанр, обучиться основам которого можно в школе сайт, позволяет продемонстрировать голос с самой привлекательной стороны. Не секрет, что в каждом новом исполнении одно и то же произведение может звучать по-разному, ведь рамки эстрадного вокала вмещают в себя и драматически й талант исполнителя.

Голос – главное богатство

И все же, несмотря ни на какие способности исполнителя, самой главной ценностью в эстрадном вокале является голос: сила звучания, тембр, диапазон – всё это влияет на окончательный результат. Технологии современной аппаратуры позволяют применять самые разные голосовые эффекты, фонограммы, минусовки – всё это неотъемлемая часть эстрадного вокала.

Многие считают, что эстрадный вокал – младший брат академического и не представляет ценности. Существуют даже мнения, что это и не вокал вовсе, а так, нечто среднее между дворовым пением под гитару и залихватскими песнями на свадьбе. Но так говорят люди, которые никогда не сталкивались с настоящим эстрадным вокалом: упражнения и распевки, занятия для улучшения дикции и артикуляции, развитие диапазона – всё это применимо к эстрадному вокалу в полной мере.

Программы обучения и их ценность

Авторские программы, цель которых заключается в обучении человека основам эстрадного вокала – это самое лучшее, что можно предложить. На самом деле, сочетание традиционных методик, которые известны всем, с собственным преломлением автора – это даёт великолепный результат. Эстрадный вокал впечатляет своей многогранностью, изобилием всевозможных элементов и, конечно же, конечным результатом – исполнением песни со сцены.

Студия сайт приглашает всех желающих заниматься эстрадным вокалом . Наши педагоги готовы осуществить вашу мечту и научить вас премудростям эстрадного вокала.

Обучение эстрадному вокалу

для руководителей вокальных эстрадных коллективов

г. Ростов-на-Дону

Введение……………….………………….………..…..…………..…….….……… 3

1. Об эстрадном вокале и других музыкальных стилях …………...............…… 5

2. Различные методики обучения вокалу ……………..….….…...….…..……… 8

7. Подготовка вокалиста к пению ……………………………………………… 19

8. О типах певческого дыхания и атаке звука …………………….…………… 23

10. О дикции в вокале ………………………………………………….…………. 28

11. Правила орфоэпии ……………………………………………………………. 31

12. Интонирование согласных ………………………………………..………….. 33

13. Гласные звуки ……………………………………………………...…………. 37

14. Различные виды вокальных упражнений ………….……………..…………. 40

15. Украшения основного звука – мелизмы ……….……………….……..…….. 46

16. Приёмы эстрадного вокала …………………………………………..………. 51

17. Основные дефекты звука вокалистов. Исправление вокальных дефектов.. 52

Заключение ……………………………………………….……….………………. 54

Список использованной литературы……………………….…..…….…..……… 56

Приложение "Словарь специальных терминов" ………..…….………………… 58

Введение

Вокал – это искусство управления голосом, преимущественно применяющимся для пения. "Преимущественно" потому, что вокалом занимаются не только профессиональные певцы, но и просто любители попеть. Некоторые занимаются вокалом для использования приобретённых навыков в речи или просто "для себя" – чтобы стать увереннее, найти способ творческой реализации.

Слово "вокал" происходит от итальянского "voce" – голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует образы, отражает эмоциональные состояния.

В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как любой специалист должен быть вооружён знаниями и определёнными приёмами, так и вокалисту необходимо владеть вокальной техникой, свободно управлять своим голосом.

Бытует мнение, что слова "вокальная техника", "вокальное мастерство" применимы лишь к академическому, оперному вокалу, а все эстрадные исполнители – любители-самоучки. Однако, качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приёмов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть – из народного, часть специфична для эстрады. Иными словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным.

Задача эстрадного исполнителя – поиск своей индивидуальной манеры пения: собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют чёткая и внятная дикция. В эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академических. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон). Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом вокале; часто – более лёгкий, на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов.

Данные методические рекомендации предназначены тем, кто обучает и обучается эстрадному вокалу. Овладение навыками эстрадного вокала подразумевает свою специфику. Начиная творческий путь в этом направлении, нужно иметь представление о строении голосового аппарата, видах певческих голосов, типах певческого дыхания. Нужно узнать собственный организм, научиться свободно пользоваться дыханием, освоить технику звукоизвлечения, поставить звук на опору. Это есть база, общая для любого певческого стиля. Хорошее пение всегда естественно и свободно, не вызывает у поющего неприятных и болезненных ощущений.

Данная работа предлагает ряд разминок для снятия внутреннего напряжения, приобретения психологической и физической свободы; упражнения различной сложности для разных возрастных категорий вокалистов.

Об эстрадном вокале и других музыкальных стилях

Цель занятий вокалом – не только обучение пению, постановка голоса, развитие слуха, правильное звукообразование, пение под профессиональные фонограммы, но и воспитание музыкального вкуса, развитие творческой индивидуальности.

Очень многие в наше время хотят научиться петь. Кто-то хочет научиться петь караоке, кто-то хочет изучать академический или классический вокал, кто-то хочет стать звездой эстрадного пения. Учиться вокалу хотели все и всегда, вне зависимости от возраста и рода деятельности.

Существует три основных вокальных стиля, которые подразумевают разную постановку голоса: академическое, эстрадно-джазовое и народное пение. Каждый из этих стилей имеет свою специфику, свой арсенал приёмов, методы постановки голоса, применение. Так, академический и народный вокал имеют довольно строгие каноны, отклонения от которых не приняты. Эстрадный вокал более свободен, поскольку предполагает поиск индивидуальной манеры у каждого певца. Внутри трёх этих "основных" типов вокала есть ещё и множество стилей, которые также отличаются разнообразием.

Народное пение – самый древний, естественным образом развивающийся вид пения. Народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание. Для него характерно пение на связках. Это пение более открытое, так как открыты гласные. Из-за этого звук получается яркий заливистый, но не такой вьющийся и полётный, как в опере. Народное пение скорее камерное, не для огромных пространств. Его открытость и отсутствие в голосе вибрации создаёт более прямой звук.

В народном пении особый репертуар, от которого зависит и техника исполнения. Зачастую используется специфический диалект, язык в старых народных песнях совсем не такой, на котором мы сейчас разговариваем. И нужно иметь очень хороший слух, чтобы уметь это красиво исполнить. Перестраиваться с народного на академическое пение очень сложно – это две разные школы.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а также в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам.

Эстрадное искусство во все времена отличалось демократичностью своих жанров. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивала их огромную популярность у широкого круга слушателей. В наше время значительный поток музыкальной информации эстрадного направления ежедневно поступает в телевизионный эфир и воздействует на формирование эстетических вкусов подрастающего поколения. Более того, многие музыкальные стили эстрадной и джазовой музыки тесно связаны с идеологией различных молодёжных течений, которые способны влиять на определение жизненных ценностей и ориентиров у молодых людей.

Учитывая современные тенденции развития вокально-эстрадного искусства, обучение эстрадному пению необходимо осуществлять на достаточно высоком уровне.

Эстрадное пениесочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это также и авторская песня, и элементы рок музыки.

На эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, Р’н’Б (R&B), классический джаз, шансон, блюз, рэп, соул и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приёмы, форма и образное наполнение содержания.

Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её, но не покидая нужной гармонии. Также важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок-вокал (обычно пение вокалиста в рок-группе) отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок-вокал более предполагает смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако рок-вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку, он должен также иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.


Похожая информация.


Уроки эстрадного вокала с нашими преподавателями откроют вам много нового: вы не только разовьете свой голос и разучите эстрадный репертуар, но и научитесь отделять хороший вокал от плохого, качественный от некачественного. И сами сможете стать образцом для подражания. Мы научим вас управлять своим голосом и придавать ему различные краски и оттенки, увеличим ваш вокальный диапазон и, конечно, разовьем индивидуальный тембр голоса, который с каждым уроком вокала будет все интереснее слушателям.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы!

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

Постановка дыхания на уроках эстрадного вокала

Правильная постановка дыхания – это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Правильное использование дыхательного аппарата дает возможность не только петь на одном дыхании длинные фразы, но, главное, открывает новые возможности для вашего голоса. Использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время эстрадного пения снимает нагрузку и давление (зажим) с мышц горла. За счет этого горло никогда не устанет, вы не сможете сорвать голос и дадите ему возможность развиваться и вверх, и вниз одинаково легко. На уроках вокала вы освоите специальные упражнение на развитие мышц, отвечающих за опору при пении. Более подробно об этом читайте на странице Постановка дыхания.

Постановка голоса и его развитие на уроках эстрадного вокала

Чем отличается постановка голоса для эстрадного вокала от постановки голоса для других видов пения на наших уроках вокала, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для эстрадного пения, и упражнения, подготавливающие голос к джазовому пению или академическому вокалу, - одни и те же. Но в разных видах пения используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения. Без специального тренинга на уроках вокала вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники. А значит, сможете петь только самые простые (часто примитивные) эстрадные песни при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения – полуречитативная. Качественный же эстрадный вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения.

Часто на первом этапе обучения эстрадному вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с нашими преподавателями академического вокала. Ведь, выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на занятиях вы его правильно тренировали. Современных же эстрадных исполнителей чаще всего без микрофона не услышишь вообще. Потому что они с самого начала приучены к пению в микрофон без опоры, без правильной постановки голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках эстрадного вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробнее об этом читайте в статье Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала.

Нашими специалистами разработана специальная эффективная методика обучения вокалу, которая позволит вам добиться очень хороших результатов за меньшие деньги! Подробнее об этом читайте на странице “Уроки вокала дешевле!”

Вокальные приемы пения в эстрадном вокале

Самый простой прием в эстрадном пении (как и в академическом пении) и самый сложный одновременно – это кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena - пение), что значит максимально певучее звучание, плавный ровный переход одного звука в другой. Это базовый прием, то, что вы начинаете отрабатывать уже на первых уроках эстрадного вокала. Только после того, как вы освоите этот прием пения, можно переходить к разучиванию других приемов пения. Кантилена переводится как пение. Пение это как раз и есть владение плавным и певучим звучанием голоса.

В современной эстрадной музыке есть много направлений, которые предполагают владение другими различными приемами пения:

Рэп – это ритмичный речитатив на фоне инструментального сопровождения. Партия солиста – рэпера предполагает виртуозное владение голосом в пределах разговорного диапазона. Часто непрофессиональный подход исполнителя к речитации приводит к тому, что голос садится и начинает болеть горло. Призываем вас отнестись к этому серьезно и освоить другую манеру речитации, с помощью которой полностью снимается нагрузка с горла. На уроке эстрадного вокала наш преподаватель поможет вам освоить приемы чтения рэпа.

Р’н’Б (R&B) музыка использует мягкий мелодичный вокал, идущий от манеры пения афроамериканцев. В сравнении с обычной поп-музыкой требует более виртуозного владения голосом, большой подвижности голоса.

Соул – одно из направлений джазовой музыки. В современной эстрадной музыке спокойного, размеренного характера часто можно услышать влияние этого джазового стиля. Соул опирается на блюзовую гамму и блюзовые гармонии, отсюда вокальные приемы исполнения – соскальзывающие интонации, заниженные ступени звукоряда, глиссандо и т.д.

Рок, метал – такие стили, как: дэт-, блэк-, трэш- и дум-металл, грайндкор, дэткор, скримо, эмокор, подразумевают владение гроулингом и скримингом (читайте на странице Виды пения). С нашими преподавателями пения на уроке эстрадного вокала вы без труда освоите эти вокальные приемы.

Не забывайте, что любые вокальные приемы следует осваивать только после того, как вы овладели правильной постановкой чистого голоса!

Нужно ли развивать слух для занятий эстрадным вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом,джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься эстрадным вокалом, вам обязательно нужно осваивать музыкальную грамоту и развивать музыкальный слух. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие музыкального слуха.

Как строятся уроки эстрадного вокала

Главный этап обучения эстрадному вокалу – овладение вокальным дыханием (см. статью Постановка дыхания) и развитие голоса (см.статью Развитие голоса). Если вы хотите научиться петь, то нельзя пропускать этот очень важный этап обучения эстрадному вокалу. На уроке эстрадного вокала постановкой вашего дыхания и голоса занимается профессиональный педагог вокала. Итак, первая и основная часть урока эстрадного вокала посвящена специальным вокальным упражнениям, на которых выстраивается ваше дыхание и голос. Подробно о постановке дыхания и постановке голоса читайте на странице Постановка дыхания и постановка голоса.

После усвоения основополагающих принципов эстрадного пения на наших уроках вокала, вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники эстрадного пения: эстрадные песни рок, поп и других направлений, романсы, песни из кинофильмов и мультфильмов. Именно этот репертуар вы будете осваивать на уроках эстрадного вокала. Освоение репертуара по эстрадному вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент.

Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала

Работу с микрофоном мы советуем начинать только после хорошего усвоения основных принципов пения: постановки голоса и дыхания. Если вы можете петь без микрофона сильным ярким и свободным голосом без устали, то с микрофоном вам петь не составит никакого труда вообще, ведь он облегчает процесс пения. На наших уроках эстрадного вокала вы получите необходимые навыки пения с микрофоном, а также опыт записи своего вокала в профессиональной звукозаписывающей студии. Подробно о работе с микрофоном читайте на странице Работа в студии для записи вокала.

Выступления на концертах

Эстрадный репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению эстрадной музыки. Концертное выступление – важный этап обучения эстрадному вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат обучения вокалу.

Вокал - древнейшее музыкальное искусство. Оно уникально тем, что главная роль в нем принадлежит голосу. Вокальная композиция может иметь сопровождение, а может быть без него. Она пишется для одного или нескольких исполнителей. Существуют такие основные виды вокала:

  • Эстрадный. Такой вокал прост в понимании. Он особенен открытостью. В эстрадном исполнении важны певческие навыки и опора звука.
  • Джазовый. Этот вокал предусматривает безупречное ощущение ритма и гармонии. Исполнитель джазовой музыки должен иметь подвижный голос и уметь импровизировать.
  • Рок. Это очень эмоциональный вид вокала. Он имеет значительную смысловую нагрузку. Рок вокалист должен иметь солидную вокальную подготовку, полную эмоциональную свободу и особый кураж.
  • Академический. Данный вид вокала не предполагает исполнение композиции в микрофон, задача исполнителя - самому озвучить зал. Опыт делает голос академического певца более сильным.

Вокальные стили пения многогранны. Благодаря этому вы сможете подобрать для себя наиболее подходящее направление. Правильный выбор - гарантия того, что вокал будет доставлять вам исключительно положительные эмоции.

Как не ошибиться с выбором вокального стиля?

Вокал - это мастерство владения певческим голосом. Овладеть таким мастерством, записавшись на индивидуальное обучение пению , может каждый желающий. Главное, правильно выбрать для себя стиль и верную разновидность вокала. Здесь руководствуйтесь такими советами:

  • Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете, когда исполняете ту или иную композицию? Если это положительные для вас ощущения, значит, вы идете в верном направлении. Если же песня вам неприятна, вы не получаете удовольствие от ее исполнения, тогда подыщите что-то другое.
  • Вспомните, какие песенки вы любили в детстве. Напойте их снова. Возможно, к верному направлению вас приведут эмоции из детства.
  • Побеседуйте с профессионалом. После того, как педагог прослушает вас, он даст ориентиры. Все дело в том, что ощущение ритма и тембр голоса, которые даны природой, не всегда предоставляют возможность исполнять песни любого жанра.
  • Освойте теорию. Стоит досконально изучить тематические видео-уроки и сборники вокальных упражнений. С помощью видео-уроков вы сможете наглядно изучить основные певческие техники в том или ином жанре.
  • Если вас интересует эстрадный вокал, то знайте, что здесь важно правильно интонировать, соблюдать интервалы и попадать в ноты. Освоить такие навыки поможет опытный педагог.

Теперь, когда вы знаете, какой бывает вокал, вам будет несложно подобрать для себя наиболее подходящее направление.

Академический или классический вокал заметно отличается от джазовой или эстрадной технике исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся еще в ХVI веке. Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы.

Отличительные признаки академического вокала

  • Академический вокал не предполагает использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром.
  • Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал – стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объемного чистого звучания голоса.
  • Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной.

Почему стоит обучаться классическому вокалу?

Как для здания важен прочный фундамент, так и профессиональному музыканту не обойтись без качественной вокальной базы. Вне зависимости от жанра, в котором планирует работать певец, академический вокал способен стать прекрасной основой для его дальнейшего творческого развития. Он позволяет в максимальной степени развить природные способности, овладеть основными вокальными приемами, изучить и научиться эффективно применять механизмы управления голосом.

Как проходит обучение академическому вокалу?

На уроках академического вокала для начинающих под контролем профессиональных педагогов вы сможете выработать и развить следующие важные навыки:

  • Правильное певческое дыхание.
  • Четкую артикуляцию и дикцию;
  • Умение расставлять нужные акценты;
  • Умение грамотно использовать певческие приемы, в число которых входит применение резонаторов, пение на опоре и иные вокальные возможности.

Кроме того, занятия академическим вокалом помогут подготовиться к выступлению на профессиональной сцене. К примеру, преподаватели музыкальной школы сайт помогают своим ученикам подобрать репертуар, лучшим образом отвечающий вокальным данным, а также способствуют развитие артистичности и эмоциональной выразительности певца.


Close