Открытый урок на 1 категорию

Тема: «Вперед, к свету, к свободе, к небу!» (по сказке В.М.Гаршина «Attalea princeps»)
Эпиграф к уроку: «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем»

Т.Уайлдер
Цель урока: формирование умений по осмысленному, аналитическому чтению, подробному и сжатому пересказу текста, умению находить ответы на заданные вопросы в тексте.
Задачи урока: Отработка навыков самостоятельного чтения

Развитие творческих способностей учащихся

Тренировка по нахождению языковых средств выразительности в тексте
На доске:


Сказочный герой

Название сказки

С какой трудностью столкнулся?

Помощники (люди или волшебные предметы)

Какое качество проявил герой, преодолевая трудности?

пальма

В.М. Гаршин "Attalea princeps"

Выживание в непривычных условиях, непонимание окружающих и их враждебность, одиночество, тоска по родине и воле, трудности в достижении поставленной цели

Маленькая ползучая травка, росшая у подножия пальмы

Умение отстаивать свои позиции, стойкость, мужество, целеустремлённость, свободолюбие, любовь к родине

Ход урока

1).Слово о писателе. (сообщение учащегося)

Всеволод Михайлович Гаршин – известный русский писатель 19 века. Вы знаете его самую известную сказку «Лягушка-путешественница»(1887) Известны также его сказки «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе». Гаршин пишет статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе. Писатель участвовал в русско-турецкой войне, куда отправился добровольно. В бою он был ранен, был примером храбрости в атаках. Гаршин серьезно увлекается естественными науками, особенно ботаникой – наукой о жизни растений.

Прожил Гаршин всего 33 года. Он рано ушел из жизни, но в литературе остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

Любовь к природе и стремление к независимости, свободолюбие отразились в его произведениях, и прежде всего в сказке «Attalea princeps».

Мы изучили на уроках виды сказок: народная сказка и литературная сказка

Что такое литературная сказка?


2). Составные части сказки:

Основной композиционный прием, использованный автором, - контраст.

Идея сказки – стремление к свободе.

Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.

Кульминация – «И тогда пальма принялась расти. Росла, тратя все соки на то, чтобы вытянуться…»

Развязка – «Вернуться снова под крышу? Она должна была устоять. Директор приказал спилить ее. «Мертвая пальма, лежащая в грязи и полузасыпанная снегом».
3). А теперь обратимся к сказке «Attalea princeps».

На дом вам было дано задание подготовить сжатый пересказ эпизода, (работа по группам)

4). Давайте попробуем сформулировать вопросы, раскрывающие суть сказки. На заданные вопросы нужно обязательно найти и зачитать ответы в тексте.


Эпизоды

Вопросы

Ответы

1-й эпизод

1. Как выглядит оранжерея?

2. Как себя чувствуют

растения в ботаническом


Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея - краса и гордость большого города.
Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.

Вывод, обобщение. Прекрасная оранжерея - темница (тюрьма) для её обитателей.

2-й эпизод

1. Что собой представляет директор оранжереи?

2. Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?



Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.
Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: “её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…” Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

Вывод, обобщение.

Два персонажа - два характера. Директор - человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела - вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец - человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.


Мы рассмотрели только два эпизода, но вы уже успели заметить, что оба они построены на одном приёме - на контрасте (антитезе) . С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой - заключённые-растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы. Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.
Еще один прием, используемый автором – аллегория – образ пальмы и ее соседи наделены человеческими свойствами.
5). Беседа по вопросам
1. Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?
(Нет, они не являются главными. Они выполняют функцию прелюдии, являются экспозицией к развитию действия в рассказе).

(В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях - растениях, директоре и посетителе из Бразилии.).

Обратите внимание на описание оранжереи, автор использует много эпитетов , чтобы подчеркнуть красоту ее. Прочитайте описание. («Очень красива: стройные витые колонны, легкие узорчатые арки, переплетенные паутиной железных рам»).

Гаршин подчеркивает красоту оранжереи метафорой : «Когда заходило солнце, она вся горела, отблески играли и переливались, точно в огромном драгоценном камне».

И вот смотрите главный прием – антитеза – уже в следующем абзаце ярко показана картина, что происходит внутри этого «драгоценного камня»: «заключенные растения», «корни отнимали друг у друга влагу и пищу», «ветви гнули и ломали листья соседних деревьев», «гудел ветер», «растения слушали вой ветра». Олицетворение помогает нам представить, насколько ужасная жизнь была у этих растений.
2. Какой из пересказанных вами эпизодов является главным? Почему?

(Эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой.)


Прочитаем по ролям этот эпизод.
3. Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуем каждого участника разговора, что они говорят о стремлении пальмы вырваться из оранжереи на свободу.
Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная. (Посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка»)
Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Корица - прячется за спины других растений (“Я почти довольна своим положением, уверена, что меня никто не обдерёт”), спорщица.
Древовидный папоротник - в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему. («многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования на воле»).

Толстая цикада со стволом, похожим на бочку – хорошо приспособилась к этой тюрьме («Вот если бы она сумела растолстеть как я. И чего тянется, все равно ничего не сделает»).
И среди них королевская пальма - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная

4. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?


(Они испугались - страх всему виной. Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы - для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт - противоречие.)
5. Какой конфликт изображён здесь?
(С одной стороны, гордая пальма, с другой - обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)
6. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?
(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой.)
7. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлении к свободе?
(“Маленькая, презренная травка” - ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Посмотрите, какие эпитеты использует Гаршин для описания травки: самая жалкая, презренная, бледненькая, сама о себе говорит: «Я ничтожная». Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта “презренная травка” оказалась настоящим другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе.)
8. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?
(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что “такие рослые экземпляры” южной пальмы “редко встречаются” и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был чрезвычайно горд этим.)
9. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора, - оба они гордые. В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы?
(Гордость - 1) чувство собственного достоинства - 2) чувство удовлетворения от чего-нибудь- 3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе).
10. Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое - к директору?
(Гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе. Директор гордится своими научными достижениями, он высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)
11. И, наконец, последний вопрос: почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?
Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведение строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии .

Прекрасная оранжерея - растения-заключённые.

Образы директора и бразильца.

Обитатели сада - королевская пальма.

Гордость директора - гордость принцессы-пальмы.

Мечта и реальность
Эти миры несовместимы: директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе; обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму - зачем она стремится вырваться на свободу? Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание. Каково пальме или человеку в таком мире? Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.
6).Вывод по уроку.

Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом - она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в мире.

Кроме того, на уроке мы повторили следующие литературные термины и языковые средства выразительности:

Литературная сказка – сказка, созданная писателем.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении

Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия произведения.

Развязка действия -

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Эпитет – художественное, образное определение.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Олицетворение – наделение неодушевленному предмет качества или действия, присущие человеку.
7) Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить». Вам нужно выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знание сказки.
В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.
А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

В одном городе находилась большая оранжерея на территории ботанического сада. Она отличалась тем, что в ней находились растения и деревья, привезенные из теплых стран. После свободной жизни здесь их ожидало заточение под стеклянной крышей с железными рамами. Все они тосковали по родине. Но больше всех грустила пальма, которая значительно отличалась ростом от остальных деревьев. Местные ботаники дали название пальме Attalea princeps, хотя у нее было родное имя, о котором никто не знал. Упомянули только, что пальма эта родом из Бразилии.

Увидев однажды бразильянца и вспомнив родные места, пальма решила во что бы то ни стало дотянуться до самого верха, сломать рамы и вырваться на свободу. Она попыталась найти понимание у других заключенных оранжереи, ведь вместе бороться намного эффективнее. Но ее соседей: корицу, кактус, саговую пальму, казалось, интересуют только споры о количестве полива. Не найдя поддержки, пальма решилась сражаться за свободу в одиночку.

С каждым месяцем пальма росла все выше и выше. Директор ботанического сада приписывал ее быстрый рост хорошему уходу. Пленницу это раздражало, но она продолжала начатое дело. Скептически настроенные, ее друзья по несчастью стали с интересом наблюдать, чем же это закончится. Даже слабенькая травка, единственная, кто поначалу ободрял пальму, стала переживать, не больно ли ей упираться ветвями в решетки.

Наконец, пальма достигла такого роста, что сломала одну из решеток и разбила стекло. Разочарованию ее не было предела. На улице была поздняя осень, дул ветер и моросил холодный дождь. Пальма начала замерзать и поняла, что для нее все кончено. Директор сада решил, что делать какие-либо приспособления для того, чтобы согреть пальму, бессмысленно, так как это ненадолго. Разозлившись, он приказал спилить дерево и выбросить.

Истерзанную пилой, пожелтевшую пальму безжалостно выбросили на задний двор прямо в грязь, вместе с маленькой травой, которая не захотела расстаться с бедным другом.

Картинка или рисунок Attalea princeps

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пушкин Русалка

    Познакомившись с творчеством А.С. Пушкина с первых строк влюбляешься в его произведения. Они не похожи друг на друга по сюжету, но так узнаваемы по слогу. Русалка Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься

  • Краткое содержание сказки Гензель и Гретель братьев Гримм

    На опушке леса жил со своей женой и двумя детишками Гензель и Гретель дровосек. Денег у семьи не хватало даже на еду. Когда кушать стало совсем нечего, жена предложила дровосеку отвести детей в лес, дать им по куску хлеба и оставить там

  • Краткое содержание Чехов Мужики

    Лакей Николай очень сильно заболел, и уехал со своей семьёй из Москвы на Родину, в бедное село Жуково. Ни жена Ольга, ни дочь Саша не были в восторге от увиденного. Ничего не сказав друг другу, семья отправилась к реке.

  • Краткое содержание Клад (Горшок) Плавт

    Однажды бедняку Эвклиону невероятно повезло, он обнаружил горшок, набитый золотом. Ошалевший от счастья и не зная, что делать с находкой, решил Эвклион спрятать ценности.

  • Краткое содержание Чехов Дама с собачкой

    Семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба не могут забыть друг друга и возобновляют свою тайную связь

Нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли свое законченное выражение в аллегориях Гаршина. Лучшая среди них — «Attalea princeps».

Аллегория начинается с описания оранжереи — здания красивого и стройного. В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней.

Глаголы «помнить», «вспоминать» многократно употребляются в этом небольшом произведении и всегда по отношению к таким понятиям, как свобода, счастье, радость жизни: «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье». Этому глаголу постоянно сопутствует другой — глагол «знать».

Родного имени пальмы ботаники «не знали». Но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма «напомнила» ему родину, и он сказал: «я знаю это дерево». Бразилец долго смотрел на дерево — и «вспомнил он свою родину», «вспомнил еще, что нигде он не бывал счастлив, кромеродного края», и на другой день он уехал на пароходе домой.

Пальма, которая на пять сажен возвышалась над другими растениями, «лучше всех помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем», и станет героиней рассказа. Обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы.

Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой.

Находящиеся внизу растения спорили друг с другом по разным вопросам, и каждое из них высказывало здравые мысли. Саговая пальма недовольна тем, что ее редко поливают, потому что она — растение влаголюбивое, и ее недовольство вполне закономерно. Кактус возражает ей, так как ему влаги достаточно, и со своей точки зрения он тоже прав. Корицу вопрос о влаге совсем не занимает, у нее иные требования к жизни: она довольна своим положением, так как «по крайней мере уверена, что ее никто не обдерет». «Но ведь не всех же нас обдирали», — со своей стороны логично заявляет папоротник.

Каждое из растений высказывает свою правду, и не сходятся они только потому, что просто эти истины находятся в разных плоскостях. Но для пальмы все эти истины — частные. Главное для нее — это стремление к свободе. «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу», — говорит она.

Сначала все растения молчали и «не знали», что сказать. А затем убедительно и тоже логично доказали пальме, что из этого ничего не выйдет, так как рамы прочны. Но даже если и удастся их сломать, то «придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому».

«Теперь я знаю, что мне делать», — сказала пальма и решила бороться одна. Только маленькой, бледной травке казалось, что пальма права. «Она не знала южной природы, — подчеркивается в аллегории, — но тоже любила воздух и свободу».

Наконец крыша пробита, цель достигнута, но на свободе пальму ожидают не теплое солнце и ласковый ветер, а мелкий дождь пополам со снегом и низкие тучи. Окружающие деревья угрюмо говорили ей: «Замерзнешь! <...> Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?».

Так слова «вспоминать» и «знать» приобретают в этом произведении несколько значений. Пальма и окружающие ее растения вспоминают о родине, о свободе, и эти воспоминания возвышают их.

Лучше всех помнит о свободе пальма, и потому именно она решается на героический поступок. Но это все-таки только воспоминание о прошлом, которое смутно живет в настоящем и не дает никаких представлений о будущих формах свободы. В настоящем есть, по выражению Горького, «правда факта», она аналогична знанию директора оранжереи, действительно создавшего условия, в которых могут жить растения.

Он вполне уверен в своих знаниях, опирается только па конкретные наблюдения, но ему неведом истинный смысл фактов. Когда пальма начинает бурно расти, стремясь вырваться на свободу, он объясняет это только с точки зрения своей науки, своих знаний. «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха», — утверждает он. Когда же бразилец говорит, что у пальмы есть другое имя, ученый с возмущением отвергает это, говоря, что «настоящее имя есть то, которое дается наукой».

Знание, подобное тому, которым обладают директор оранжереи и растения, заключенные в ней, пальма отвергает. Она выше их и верит только своему стремлению к свободе.

В основе таких идеальных стремлений, по убеждению Гаршина, лежит вера, не считающаяся с соображениями логики. Она находит опору только в самой себе, в своем стремлении к идеалу, отвергая всякие практические доводы. «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, — и я увижу!». Вот главный аргумент, который выдвигает пальма в ответ на вполне разумные и трезвые соображения других растений. В подобной позиции — ее сила и слабость.

Здравый смысл и знание жизни, опора на реальные факты приводят другие растения к бездеятельности и пассивности. Им противостоит героический порыв пальмы, основанный только на вере, на страстной жажде идеала. Только благодаря этой жажде преодолевается пассивность и начинается движение «вперед и выше».

Бесспорна сила и значимость такой веры и таких желаний, потому симпатии автора и читателей — на стороне пальмы. И очевидна ее слабость, так как стремление к счастью, основанное только на жажде идеала и не опирающееся на знание реальности, если и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались. В этом трагедия сильных и смелых борцов-идеалистов, никак не снижающая красоты и величия их надежд и стремлений.

Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70—80-х гг. Именно в это время борьба самоотверженных одиночекчаще всего приобретала трагический колорит. Так и воспринял это произведение М. Е. Салтыков-Щедрин и не принял его в «Отечественные записки». Его смутил трагический финал произведения Гаршина, который мог быть воспринят как выражение неверия в революционную борьбу.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра.

Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретая характер символов. Это качество гаршинской сказки не было учтено М. Е. Салтыковым-Щедриным. Вот что писал об аллегории в 1887 г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, — нужно чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей.

Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, — если идея будет принесена в жертву образу, — или наоборот — невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований, взятые им образы развиваются органически стройно, и если он описывает оранжерею, то изображается она реально, конкретно, с полным знанием дела. Нарушается Гаршиным принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы однозначно-пессимистическим: всякая борьба бесполезна.

У Гаршина же многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер.

Примером тому может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. У всех у них одна судьба — они невольники, но помнят то время, когда были на свободе. Однако только пальма стремится вырваться из оранжереи, у большинства растений этого стремления нет, так как они трезво оценивают свое положение.

И той и другой стороне противостоит маленькая травка, которая одна не негодует на пальму, а понимает ее и сочувствует ей, но не обладает ее силой. Каждое из растений имеет свою точку зрения, объективно обусловленную их биологическими различиями, и потому диалога в точном смысле этого слова между ними не происходит, хотя гордые слова пальмы объединяют их общим негодованием против нее.

Так же многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине — это мечта о прошлом «золотом веке»; он был, но повторится или нет в будущем — неизвестно. Гордые попытки нарушить законы сложившегося мира — прекрасны (Гаршин дает почувствовать это), но опираются они на незнание действительности и потому безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против излишне оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Указанная особенность отчетливо проявилась в следующей аллегории Гаршина — «То, чего не было» (1882). Эта аллегория представляет по существу развернутый в самостоятельный рассказ диалог между растениями в «Attalea princeps». Только спор здесь ведется не о частностях, а о философии жизни, познании мира и представляет собой достаточно широкий обзор различных точек зрения на цель и смысл жизни.

Навозный жук, например, утверждает, что жизнь — это труд для будущего поколения, под которым он подразумевает свое потомство. Аргументом, подтверждающим истинность такого взгляда, являются для него законы природы. То, что он следует законам природы, вселяет в него уверенность в своей правоте и ощущение выполненного долга.

Муравей, в свою очередь, достаточно логично обвиняет жука в эгоизме. Ссылку на законы природы он как бы не замечает и говорит, что работать для своего потомства — это все равно что работать на себя. Он же работает для общества, для «казны». Правда, никто не говорит ему за это спасибо, но такова, по его мнению, судьба всех работающих не для себя.

Его взгляд на жизнь мрачен и носит явный оттенок фатализма. Другой участник беседы, кузнечик, также не касаясь существа взглядов своих оппонентов, говорит скорее о типе отношения к миру. Навозный жук, считает он, слишком сухо судит о жизни, апеллируя к законам природы, а муравей слишком мрачно смотрит на жизнь. А жизнь прекрасна, мир огромен и в нем есть «молодая травка, солнце и ветерок».

Впрочем, кузнечик от философии жизни переходит к философии природы, предлагая ответить на вопрос, поставленный ящерицей: «Что есть мир?». Относительно вопроса о пространственных границах мира авторитетом оказывается гнедой, который резонно указывает, что он видел в мире гораздо больше, чем даже кузнечик с высоты своего самого «огромного прыжка». Совсем неожиданную позицию заняла гусеница. Она высказала, так сказать, религиозный взгляд на мир. Оказывается, она живет для будущей жизни, которая наступит после смерти.

Таков обзор возможных отношений к цели и смыслу жизни. Автор не утверждает, что они лишены смысла. В каждом из них есть своя правота, обусловленная личным опытом спорящих и образом их жизни, во многом от них не зависящими.

Действительно, кузнечик никогда не сможет увидеть мир таким, каким его видит гнедой, улитка никогда не сможет встать на точку зрения гнедого и так далее. Основанием для иронии здесь служит не столько содержание взглядов, сколько сама возможность столь различных точек зрения на мир. Каждый говорит о своем и выйти за пределы своего личного опыта не может.

При всей справедливости излагаемых героями теорий основной их недостаток Гаршин видит в том, что каждый из собеседников свое мнение признает единственно правильным и возможным. В действительности же жизнь сложнее любой из высказанных героями точек зрения. Поэтому так прост «аргумент», разрушающий их построения. На собеседников наступает сапогом кучер Антон. Но даже и такой сильный аргумент ничему не научил оставшихся в живых. Потерявшая хвост ящерица говорит: «„Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения“. И она была совершенно права», — заключает повествователь.

Можно и так объяснить случившееся, и это будет столь же справедливо или несправедливо, как и все ранее высказанные мнения. Иронический или даже сатирический финал рассказа имеет еще и другое значение. Философское содержание аллегории, как и всегда у Гаршина, предполагает ее социально-политическое прочтение, имеющее отношение к современной действительности, хотя и далеко не исчерпывается им.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Сказка – это один из жанров устного народного творчества. Он популярен у людей всех возрастов, потому что произведения содержат в себе великую мудрость русского народа и раскрывают самые разные темы дружбы, любви, мужества, долга перед Отечеством. Потому неудивительно, что многие писатели создавали свои сказки, которые принято называть литературными, или авторскими.
Составители школьных программ уделяют литературным сказкам достаточно внимания, поэтому у школьников есть возможность познакомиться с лучшими произведениями данного жанра, раскрывающими основные литературные темы.
Одна из авторских сказок, которая изучается школьниками и вызывает у них искренний интерес, − это «Attalea Princeps» Всеволода Михайловича Гаршина.
Многие ребята относят это произведение к самым любимым, потому что тема, которую поднимает автор, близка и понятна многим читателям.
Произведение было написано во второй половине XIX века, но не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Сказка, без сомнения, является волшебной. Гаршин применил традиционный для русских народных волшебных сказок приём: придание человеческих черт растениям и животным. Герои наделены способностью мыслить и разговаривать.
В центре внимания автора оказывается ботанический сад и расположенная в нём большая оранжерея из стекла и металла. С первых строк читателю понятно отношение автора к оранжерее и её работникам. Растения, её населявшие, названы заключёнными, сама оранжерея – тюрьмой, а садовники надсмотрщиками. Тема свободы обретает своих героев.
Обитатели оранжереи: саговая пальма, кактус, корица, папоротник, цикада, Attalea Princeps и другие растения – живут в неволе, с тоской вспоминают родину и мечтают о свободе. Им всем тоскливо, но только главная героиня – пальма Attalea Princeps – решается пойти дальше пустых разговоров и противостоять судьбе. Переломным моментом в её жизни является встреча с бразильцем, после которой пальма осознаёт своё одиночество и незавидное положение среди других обитателей оранжереи. Остальные растения завидуют её росту и величию, считают гордячкой.
Пальма может видеть голубое небо только через грязное остекление крыши. Но она не перестаёт мечтать увидеть его вживую и почувствовать дуновение свежего ветра. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, она решает пустить все свои силы в рост. Она растёт до тех пор, пока её ветви и листья не упираются в потолок и в итоге не пробивают дыру в крыше.
Её поступок мужественный и глупый одновременно. Она обретает долгожданную свободу, но платой за это становится её жизнь и жизнь растущей у корней дерева травки.
Главным отличием сказки Гаршина от народных сказок является трагический конец. Читатели привыкли к тому, что в любимых волшебных сказках герой проходит через множество испытаний и выдерживает их с честью. Рядом с ним герои-помощники: звери, птицы, люди. А в финале добро обязательно побеждает зло, и герой воссоединяется со своей любимой. У Гаршина всё не так.
Пальма в своём стремлении к свободе одинока, другие растения отворачиваются от неё. Лишь маленькая травка, растущая рядом, переживает за неё, и в итоге погибает. Последние строчки произведения открывают читательскому взору печальную картину срубленной пальмы, припорошённой снегом, и маленькой травки, небрежно брошенной сверху. Свобода остаётся недостижимой мечтой.
Легко догадаться, почему многие школьники называют «Attalea Princeps» любимой литературной сказкой. Воспитывать детей в столь неспокойное время очень тяжело, опасности могут скрываться за каждым углом. Поэтому многие родители излишне оберегают детей, ограничивают их свободу. И тема обретения свободы наперекор всему становится для молодого поколения не просто набором слов и букв. Она приобретает личностный характер.
Родителям стоит доверять своим горячо любимым детям и позволять совершать собственные ошибки, ведь учиться на чужих ошибках легко только в теории, на практике более эффективным будет опора на собственный жизненный опыт, пусть и не всегда удачный. Поэтому сочинение на тему «Моя любимая сказка» посвящено произведению В.М. Гаршина, рассказывающему печальную историю свободолюбивой пальмы.

Символ и аллегория в «Attalea princeps» В.М. Гаршина.

«Аttalea princeps» аллегорический рассказ, называемый первой сказкой, написанной Гаршиным. Следует отметить, что автор не называл это произведение сказкой, это определение было дано издателем.

«Аttalea princeps» была опубликована в первом номере журнала «Русское богатство» за 1880 год. Первоначально Гаршин представил аллегорию в журнал «Отечественные записки, но Салтыков-Щедрин отказался опубликовать ее. Мотивы отказа исследователи трактуют по-разному: от нежелания устраивать политический спор на страницах журнала до неприятия недостаточно революционного финала сказки.

Попытаемся расшифровать название сказки «Аttalea princeps». Как указывает исследователь В. Федотов, в «философском значении princeps означает - основное правило, руководящее положение, в военном значении - первые ряды, передовая линия» [цит. по 26]. Здесь название можно трактовать как первая линия, авангард, первая попытка борьбы за свободу.

С другой стороны, первая часть названия обусловлена ботаническим родо-видовым названием. Как указано в «Толковом словаре иностранных слов», «Аttalea» « бот . пальма с крупными перистыми листьями, растущая в тропиках Америки» .

Вторая часть названия сказки, «princeps», имеет несколько значений. Во-первых, в переводе с латыни, «princeps» обозначает « первый по порядку (princeps senatus первый по списку сенатор)». Близко к этому значению второе: «(по положению) первый, знатнейший, самый именитый, главный, глава, главное лицо» и третье: «государь, царь» [цит. по 33]. Следует отметить также, что во времена Римской имеперии, начиная с правления Октавиана Августа, титул «Принсепс сената» означал императора. Таким образом, название «Аttalea princeps» можно свести к значению «Царица пальм».

Сюжет сказки заключается в том, что в оранжерее ботанического сада, среди других экзотических растений, произрастает пальма Аttalea princeps. Это название, данное ей ботаниками. Её же родное, настоящее имя произносит всего раз соотечественник пальмы, «бразильянец» (и оно остается неизвестным читателю).

Аллегория в сказке начинается уже с описания места действия – оранжереи. Это красивое здание, слияние стекла и металла. Но оно по своей сути является тюрьмой. «В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней» . Автор употребляет неоднозначные эпитеты, призванные натолкнуть читателя на верное прочтение: «заключенные деревья», «теснота», «железные рамы», «неподвижный воздух», «тесные рамы» . Таким образом, уже в начале произведения заявлена тема свободы и несвободы.

Пальма тяготится жизнью в оранжерее: там душно, корни и ветви растений тесно переплетены между собой и постоянно борются за влагу и питательные вещества.

Читатель становится свидетелем спора экзотических растений о жизни в оранжерее. Некоторые вполне довольны: корица счастлива, что здесь ее «никто не обдерет», а кактус даже упрекает саговую пальму в капризах: «Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день?» . Но находятся и такие, что, как и Аttalea princeps, ропщут: «Но ведь не всех же нас обдирали, – сказал древовидный папоротник. – Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле» .

Как указывает Б.В. Аверин, «обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы. Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой» .

Каждое из растений по-своему право, но их точка зрения – обывательская, даже если их и гнетет тусклое и душное настоящее, они не способны желать иного, а лишь вздыхают о прошлом.

Аttalea, самая высокая и роскошная из пальм, сквозь стекло иногда видит «что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но все-таки настоящее голубое небо». Родина осознается пальмой как нечто недосягаемое, «становится символом далекой и прекрасной Отчизны Души, символом недостижимого счастья»[Цит. по 22].

Поглощенная мечтами о настоящем, живом солнце и свежем ветерке, пальма решается расти ввысь, чтобы сломать ненавистные металлические рамы, выбить стекла и оказаться на свободе. Главным для Аttalea становится стремление к свободе. Она призывает к бунту остальные растения в оранжерее, но они считают ее безумной. И только маленькая травка, уроженица северной страны, в которой находится оранжерея, поддерживает пальму и сочувствует ей. Именно это сочувствие придает Аttalea princeps сил. Пальма добивается своего, разрушая оранжерейные оковы, оказывается на свободе. Но за пределами стеклянной тюрьмы глубокая осень, дождь со снегом: «Она должна была стоять на холодном ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновение снежинок, смотреть на грязное небо, на нищую природу, на грязный задний двор ботанического сада, на скучный огромный город, видневшийся в тумане, и ждать, пока люди там, внизу, в теплице, не решат, что делать с нею».

Мотив несвободы подчеркивает образ директора оранжереи, который «больше был похож на надсмотрщика, чем на ученого: «не допускал никакого беспорядка», « сидел в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее». Забота о порядке заставляет его убить живое дерево, стремящееся к свободе» [цит. по 22].

Финал сказки печален: пальму срубают, а сочувствовавшую ей травку вырывают с корнем и бросают «на мертвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом» .

В сказке явственно чувствуется влияние Андерсена с его манерой преображать картины реальной жизни фантазией, при этом зачастую обходясь без волшебных чудес, плавным течением сюжета и непременно печальным концом. Как указывает В. Федотов, «из иностранных писателей Гаршин особенно любил Диккенса и Андерсена. Влияние сказок последнего ощущается в гаршинских сказках не сюжетными ходами, а темпо-ритмом прозы, интонацией» [цит. по 26].

Таким образом, аллегория становится основным художественным приемом, используемым автором для донесения интенции (мотива и цели создания произведения, определяющих его смысл).

Радченко А.Н. Образы-символы в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps» [Электронный ресурс] Режим доступа:

Сквозников В.Д. Реализм и романтика в произведениях В.М. Гаршина // Известия АН СССР. Отд. лит. и яз. 1957. Т. 16. Вып. 3.

Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-х-90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. М., 1974. Т. 3.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М: Русский язык, 1998.

Федотов В. Быль и сказки Гаршина. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Философский Энциклопедический Словарь. – М.: Сов. Энцикл., 1989.

Шестаков В.П. Аллегория // Философская энциклопедия. – М.: Сов. Энцикл., 1960.

Шубин Э.А. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература. 1965. № 3.

Шустов М. П. Сказочная традиция в русской литературе XIX века Нижний Новгород, 2003.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / под. ред. И.Е. Андреевского. Т. 1. – С.-Петербург, 1890.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / под. ред. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского. Т. 19. – С.-Петербург, 1896.

Электронный латинско-русский словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Электронный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа:

Электронный литературоведческий словарь [Электронный ресурс] Режим доступа:


Close