Программа социологического исследования

Современная семья : характеристики и типология

Обоснование проблемы исследования.

Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”. Основными проблемами исследования могут выступать причины распада семьи, трудности, психологические барьеры, с которыми сталкивается семья на разных этапах развития, современная идеология семей. Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

Цель исследования.

На основании социологических исследований, рассмотрения проблем, различных ситуаций выработать свою точку зрения на понятие, характеристики и типологии современной семьи.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является понятие состава членов семьи, рассмотрение каждого участника семейных отношений, характеристики и типологию на разных возрастных этапах. Предметом же исследования является института семьи, социологическая роль в обществе.

Логический анализ основных понятий.

Семья- социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Типология семьи - присущие каждой семье в отдельности характерные черты, приспособление в обществе, поведение, психологическое отражение и т.д.

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза: семья, ячейка общества, социальный институт.

Дополнительные гипотезы:

    Семья состоит из членов семьи.

    Каждый член семьи индивидуален.

    Каждая семья индивидуальна.

    Существуют семейные традиции.

    Счастливая семья- залог будущего.

Задачи исследования.

Для проверки основной гипотезы нужно определить понятие семьи, состава. Отношение общества к проблемам семьи, к созданию семьи, к финансовой стороне. Для проверки дополнительных гипотез выявить типологию семьи, индивидуальность и ее аспекты. Определить характеристики семейных отношений.

Определение выборочной совокупности.

Имеются результаты исследования социологического опроса на тему: “Характеристика семьи”, анализ семейных отношений, причины проблем финансового, психологического, физического характера. Рассмотрение понятия- проблемная семья.

Методы сбора информации.

Анализ данных, статистика из Центра исследования и статистики семей.

Социологический опрос людей разных возрастов.

Для адекватного анализа полученных данных необходимо учитывать фактор эмоционального состояния участников исследования., возвраст.

Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.

Функция семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

  • 1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
  • 2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.
  • 3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.
  • 4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.
  • 5. Функция первичного социального контроля - беспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
  • 6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:

направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания);

нормальное, бесконфликтное общение;

доверительность и симпатия;

понимание друг друга;

нормальная интимная жизнь;

наличие Дома (место, где может отдохнуть от сложностей жизни семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

Социологи определили следующие условия семейного благополучия:

  • 1. Взаимопонимание между супругами.
  • 2. Отдельная квартира.
  • 3. Материальное благополучие.
  • 4. Дети.
  • 5. Уверенность в прочности брака.
  • 6. Интересный досуг в семье.
  • 7. Интересная работа.
  • 8. Соответствующее образование.
  • 9. Хорошее положение на работе.
  • 10. Хорошие друзья.
  • 11. Самостоятельность супругов.

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом - отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Стадии развития семьи. В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

  • 1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.
  • 2. Молодые: 5-9 лет.
  • 3. Средние: 10-19 лет.
  • 4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

Кризисы жизни семьи. Э. Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Однако, существует несколькотипологических подходов к се-мье:

1) на основе исторического анали-за развития семьи и преемственности ее форм (матри-архальная семья, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

2) на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, рас-ширенная, неполная, смешанная).

3) типология С. И. Голода (1998), основанная на анализе приоритетной значимости полюсов двух се-мейных осей (муж-жена; родители-дети).

Рассмотрим первую типологию семьи, основанную на историческом анали-зе развития семьи и преемственности ее форм. Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей итак далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью, включавшую всебя всех потом-ков по женской линии.

Групповая семья опиралась на брак нескольких се-стер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственника-ми. Родство считалось по женской линии, так как от-цовство не устанавливалось достоверно. Признаки матрилинейности, отсчета ибольшей значимости родства по материнской линии наблюдаются у неко-торых народов, живших вконце Х1Х-начале XX в. (Голод С. И., 1998).

Парная семья основывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию лю-бой из сторон.

Патриархальная семья основывалась на браке од-ного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен; сформировалась в период возникновения соб-ственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отсчет по мужс-кой линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья — семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. Monos — один, единственный, gamos — брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). Многие исследователи семьи в своих суждениях исходят из представлений, что патриархальная моногамная се-мья последних столетий в европейской жизни — это позитивный образец, а отклоне-ния от нее — это явления, достаточно негативно влияющие на социализацию человека.


Если говорить об изменениях в совре-менной семье, то наиболее очевидным можно считать изменение в социальном статусе женщины — выра-жающееся в стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие из-менения, касающиеся непосредственно семьи. В силу экономической независимости, которую об-рела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы зани-мает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.

Женщина все меньше времени уделяет семье и вос-питанию ребенка; репродукция ставится в подчинен-ное положение относительно карьеры. Отсюда следу-ет, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются. Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивиду-альной опеки и непрестанной заботы близкого человека детей воспитывают в безликих отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государ-ства наиболее трагично влияет на психическое разви-тие ребенка , вызывая необратимые симптомы скры-той или явной материнской деривации.

Следующий подход описывает структуру семьи через численный со-став семьи, тип родства ироли, которые исполняют члены семьи. (Антонов А. И., Медков В. М., 1996; Антонов А. И., 1998).

Нуклеарная (ядерная) семья — состоит из представителей двух поколений — супругов и их де-тей, численный состав трое и более человек; представ-лена 8 типами семейных ролей: муж, жена (супруги друг для друга), отец, мать (родители для своих детей), сыновья, дочери (дети для своих родителей), братья, сестры (друг для друга). Из представленного набора ролей видно, что ролевой диапазон членов нуклеарной семьи достаточно обширный, что помогает членам та-кой семьи и, особенно, детям, осваивать значимые жиз-ненные навыки взаимоотношений с раннего возраста.

Расширенная семья — наиболее типичная в аграр-ных культурах семья. В настоящее время численность таких семей уменьшается, особенно в городах. Эта се-мья состоит из трех поколений — родителей одного из супругов, супругов и их детей. В ней представлены 12 типов семейных ролей (члены прародительской пары выполняют по 4 роли: дедушка, муж, отец, све-кор; члены родительской пары — по 3 роли: отец, муж, сын; дети — по 3 роли: сын, брат, внук), исполнение которых может создавать определенное напряжение и требует гибкости, так как некоторые члены семьи дол-жны исполнять одновременно и детские, и родитель-ские роли (например, когда мужчина является сыном для своих родителей и отцом для собственных детей).

Неполная семья — семья, чаще всего состоящая из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из супружеских или детских ролей. В большинстве случаев речь идет об одиноком родителе и его ребенке или о бездетной паре. Ролевой диапазон в такой семье обеднен, а межперсональная зависимость чрезмерна, что также создает напряжение в отношениях. Одинокий родитель может испытывать деривацию потребности в поддержке, понимании, интимности. Личностное развитие ребенка из неполной семьи замедляется из-за сложностей процесса идентификации. Финансовые ресурсы такой семьи нередко также ограничены.

Смешанная семья — это семья, состоящая из «осколков» (частей) прежних семей (Сатир В., 1992), например, одинокая женщина и вдовец с ребенком, разведенные мужчина и женщина со своими детьми от прежних браков. Сложности такой семьи состоят в том, что члены новой семьи связаны множеством взаимоотношенческих нитей с другими людьми за пре-делами данной, их связывают с ними те семейные роли, которые они исполняли в прежних семьях.

Третью типологию семей описывает С.И. Голод, выделяя три типа моногамных семей, кото-рые представляют разные семейные уклады. В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства.

С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

· традиционную патриархальную семью;

· современную детоцентрическую семью;

· супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной.

Патриархальная моногамная семья — семья, ос-нованная на доминировании старшего в роду мужчи-ны, зависимом положении жены — от мужа, детей — от родителей. В патриархальной семье сыновья не от-деляются от отцовской семьи, а приводят жен в семей-ный клан своего отца, дочери же уходят в семейные кланы мужей и теряют фамилию. Это семья, в которой наименование рода (фамилия), счет родства и право наследования ведутся по мужской линии, а виды ра-бот разделены между мужчинами и женщина-ми. Мужчины выполняют работы преимущественно по обеспечению семьи ресурсами, женщины — внут-ренние домашние работы.

Детоцентрическая моногамная семья возникла на рубеже XIХ-ХХ в. В связи с процессами эмансипа-ции и установлением социальных прав ребенка. Пока-затель детности снижается, повышается ценность ре-бенка в семье. Наряду с карьерой ребенок становится средоточием интересов родителей, и значительная часть бюджета семьи расходуется на обеспечение потребнос-тей ребенка, на его воспитание и образование. В связи с новыми потребностями семьи развивается индустрия специального детского питания, детской одежды, дет-ских игр и игрушек, детских музеев, детской литерату-ры, кино.

Появляется многообразие об-разовательных центров и обучающих программ, специально разрабатываются программы, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность (профес-сиональное консультирование), увеличивается продол-жительность детства, а включение ребенка в систему труда отодвигается на более поздний срок. Ребенок привыкает быть главным, находиться в центре всей семьи, привыкает к тому, что все делается для него. Это приводит к возрастанию детского эгоцентризма.

Супружеская семья возникла в 60-е гг. XX в. Какрезультат совместного действия движений эмансипа-ции — женской и детской. Основная взаимоотношенческая линия, вокруг которой строится такая семья, — отношения между двумя людьми — мужем и женой. Эти отношения строятся на стремлении к максималь-ному раскрытию своей человеческой природы на ос-нове интимности и автономии.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Целями семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:

2) учителей;

3) друзей.

Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Типология семьи по количеству детей: бездетная или инфертильная семья; малодетная семья; многодетная семья.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов.


Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Типология по стилям семейных взаимоотношений: семья с попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе;

4) темперамент родителей и близких родственников;

5) традиции семьи;

6) межличностные отношения родителей.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • типологию семей;
  • функции семьи;
  • структурные элементы семейной системы;
  • виды нарушений семейной коммуникации;
  • периодизацию жизненного цикла семьи;
  • роль семьи на каждом этапе индивидуальной жизни человека;

уметь

  • на основании анализа дополнительных материалов (социологических, статистических и др.) определять новые тенденции в развитии современной семьи;
  • определять задачи семьи на каждом этапе ее жизненного цикла;
  • определять, что может являться стабилизаторами семейной системы;
  • отделять нормативный кризис семьи от ненормативного;
  • выделять задачи семьи на этапе переживания нормативного и ненормативного кризиса;

владеть

Основными подходами к изучению семьи и анализу семейных отношений.

Семья как социальный институт

Общая характеристика семьи

Семья как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм и культурных образцов, которые определяют систему поведения в соответствии с этими нормами, регулируют отношения внутри семьи, между членами семьи и между ними и обществом.

Заметим, что проблематика семьи и семейных отношений настолько широка и многогранна, что не может быть полноценно охвачена даже монографическими работами, и в настоящей главе мы вынуждены касаться лишь тех аспектов, где семья как социальный институт в наибольшей степени связана с контекстом развития.

Что же такое семья? Оказывается, на этот вопрос не так-то просто ответить. Существуют разные мнения относительно того, что является ядерным, сущностным в понятии "семья".

Наиболее часто "ядром" семьи считают супружескую пару с добавлением детей и родственников. Так, по определению Н. Я. Соловьева, семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство . Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители – дети), брачные отношения (муж – жена, супруги).

А. Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения . Таким образом, как отмечает В. Н. Дружинин, А. Г. Харчев включал в семью не только родственные и социальные, но и этические отношения, считая основной функцией семьи воспроизводство населения, духовное и физическое.

Семья является и социальным институтом, и малой социальной группой и, следовательно, подчиняется соответствующим законам функционирования. В. Н. Дружинин, конкретизируя это положение, считает, что "семья является социальным институтом, а конкретная семья – институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей" .

По мнению А. И. Антонова и В. М. Медкова, в основе семьи должно лежать триединое отношение "супружества – родительства – родства", только в этом случае можно говорить о семье как таковой . Согласно их точке зрения, брак без детей или родительство без супружества являются "осколочными" формами семьи и, соответственно, более адекватным термином для них является "семейная группа", т.е. группа людей, которые ведут совместное хозяйство и объединены только родительством, супружеством или родством (например, братья и сестры).

Поскольку "осколочных" семей становится все больше, появляются нетрадиционные формы семьи, все большее распространение получают гражданские браки, семьи с приемными детьми, патронатные семьи и т.д., явственно ощущается потребность в новом определении семьи. Учитывая современные тенденции в развитии семьи, Т. В. Андреева предлагает определять семью максимально широко, а именно "как контактную группу родственных лиц (или юридически приравненных к ним людей), составляющих единое целое и ощущающих себя этим целым" .

Институт семьи принципиально отличается от других социальных институтов не только сферой отношений, т.е. содержанием, которое им регулируется, но и другими позициями.

Прежде всего, семья как социальный институт сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека (в отличие, например, от школы или вуза, которые значимы лишь на определенном этапе жизни человека, хотя их влияние на судьбу человека, его будущее трудно переоценить).

Кроме того, институт семьи – самый динамичный социальный институт. Можно выделить, по крайней мере, три вектора развития семьи. Во-первых, семья изменяется в исторической перспективе. Поскольку институт семьи регулирует отношения семьи с обществом, а общественные формы и социальные условия постоянно трансформируются, то, следовательно, под воздействием этих трансформаций меняется и сама семья. Подробный анализ исторического развития семьи как социокультурного феномена дан в работах Ф. Арьеса и И. С. Кона . Изменения, происходящие в нашем обществе на современном этапе, вызвали и продолжают вызывать кардинальные изменения в институте семьи, чему мы все являемся живыми свидетелями. Во-вторых, семья развивается и как целостный организм, существуют определенные стадии развития семьи и закономерности их прохождения. По мере развития семьи изменяются не только ее функции, состав и структура, но изменяются сами члены семьи, а следовательно, и их отношения. И наконец, изменяются роль и функция семьи на протяжении индивидуальной жизни человека, по мере проживания им возрастных периодов.

Выделяют три исторических типа семьи: патриархальную (традиционная семья), детоцентристскую и супружескую (демократическая семья) .

В основе патриархального типа семьи лежат два основных принципа: на всех стадиях жизненного цикла семьи существует жесткая половозрастная субординация и отсутствует личностная избирательность. Патриархальная семья строится на отношениях доминирования – подчинения (авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа, а детей от родителей), т.е. родительская власть абсолютна, система воспитания авторитарна .

В детоцентристской семье приоритетом является воспитательная функция. Для такой семьи характерны относительное равноправие супругов, близость в отношениях супругов, родителей и детей. Воспитание детей является главным смыслом жизни семьи, главная задача родителей – обеспечение счастья ребенка. Детоцентристская семья обычно малодетная, время рождения и количество детей планируется супругами, ребенок в такой семье всегда желанен. Детско-родительские отношения пронизаны любовью и привязанностью.

Супружеская семья – новый, современный тип, который формируется в течение последних десятилетий. На первом плане в этой семье – забота семьи о развитии детей и каждого из супругов как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, симметричных, содержательных семейных отношений. В супружеской семье цель воспитания детей уступает место ценностям личностной автономии, самореализации всех членов семьи.

В современной семье особая роль отводится родительству. Любовь к детям – это понятие историческое, на протяжении веков оно претерпело серьезные изменения. Особую ценность родительство приобретает в XX в., когда на первый план в детско-родительских отношениях выходят привязанность, эмоциональная и духовная близость. В современном обществе период детства удлиняется, и именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Ответственность за детей (финансовую, моральную, социальную) родители несут вплоть до окончания школы, а часто – и до завершения высшего образования, т.е. до того момента, когда ребенок приобретает статус взрослого члена общества.

Еще одной характерной особенностью современной семьи является то, что в основе ее лежат (или должны лежать) любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Семья, как правило, основывается на чувстве – чувстве любви, которое определяет ее психологическую и нравственную атмосферу, характер взаимодействия членов семьи.

Свой взгляд на отношения в семье предлагает В. Н. Дружинин. По его мнению, поскольку семья является социальным институтом, а конкретная семья – институализированной социальной группой, она скрепляется отношениями доминирования – подчинения, ответственности и эмоциональной (психологической) близости . Между этими видами отношений, реализующимися в семье, существуют определенные связи. Роль лидера, главы семьи предполагает ответственность за семью в целом, а не только за отдельных членов семьи. По предположению В. Н. Дружинина, максимально стабильной является семья, где субъект ответственности и власти – одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Нормальной можно считать семью, где ответственность за ее благополучие несет муж. При любых отношениях власти – подчинения в семье, при любой эмоциональной дистанции с членами семьи мужчина должен нести ответственность за семью. Семья терпит крах, когда мужчина либо не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целое, либо по каким- либо причинам не может выполнять свои обязанности. Если мужчина теряет или не несет груз ответственности, семья является аномальной. Заметим, что при такой жесткости определения из понятия нормальной семьи выпадают семьи, где ответственность за семью несет женщина, т.е. довольно типичные российские семьи.

7.1.1.1. Типология семьи

В соответствии с различными критериями выделяют разные типы семей.

Так, по составу семьи можно выделить нуклеарную, расширенную, неполную и смешанную семью. Нуклеарная (или ядерная) семья состоит из супругов и их детей. В случае если семья бездетная, то семью составляют лишь супруги. Нуклеарная семья, в которую входят прародители или другие близкие родственники, называют расширенной (или пополненной) семьей. Смешанная семья (перестроенная) –это семья, в которой место супруга (или обоих супругов) занимает другой член семьи. Примером смешанных семей являются семьи, созданные в повторном браке, где у одного или обоих супругов есть дети от предыдущих браков. Неполная семья – это семья, в которой по причине развода или смерти отсутствует один из супругов. К неполным относятся и семьи, которые состоят из матери и ребенка (детей), рожденного (-ных) вне брака. Неполная семья относится к группе риска, прежде всего из-за того, что у детей в такой семье отсутствуют образцы для идентификации, образцы отношений мужчины и женщины, а также из-за функциональных перегрузок одного из членов семьи.

Другим критерием, по которому строится типология семьи, является количество детей. По этому критерию выделяют семьи бездетные, однодетные, малодетные и многодетные. Многодетной в наше время считают семью, имеющую трех и более детей.

Критерием типологии может быть также семейный стаж, особенности распределения ролей и характер взаимодействия в семье (по этому критерию выделяют авторитарные, демократические и эгалитарные семьи), место проживания (городские, сельские, проживающие в отдаленных районах семьи), социальная однородность семьи и др. Подробнее о типологии семьи см. в книге О. А. Карабановой .

7.1.1.2. Функции семьи

Семья реализует множество функций, зависящих и от специфики культурно-исторического контекста развития семьи, и от этапов ее жизненного цикла. Большинство авторов выделяют следующие функции:

  • репродуктивная (функция деторождения и воспроизводства населения). Эта функция является важнейшей социальной функцией семьи, поскольку она обеспечивает воспроизводство населения страны ;
  • функция воспитания детей также является важнейшей социальной функцией семьи. По мере взросления детей воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, изменяются лишь задачи, способы, тактика воспитания, формы сотрудничества и коммуникации родителей с ребенком. В наше время воспитательная функция становится все более значимой, поскольку увеличивается продолжительность детства, расширяются границы подростничества, родительские забота и опека простираются теперь не только на маленьких, но и на взрослых детей;
  • функция эмоциональной поддержки и принятия ("психотерапевтическая" функция) создает у членов семьи ощущение безопасности и принадлежности к группе, обеспечивает эмоциональное взаимопонимание, ощущение значимости и ценности своего "Я".

Безусловно, важнейшими функциями семьи являются экономическая, хозяйственно-бытовая, функция удовлетворения сексуально-эротических потребностей, рекреативная и др. Функции семьи образуют иерархическую структуру. Какие-то из них являются главными, какие-то – менее значимыми. Так, например, по мнению В. Н. Дружинина, всегда, во все времена и во всех культурах "единственной специфической функцией семьи" была социализация, другие же функции были дополнительными и менялись на протяжении веков . Иерархия функций не является застывшей, она зависит от истории семьи как социокультурного института, от истории конкретной семьи и от стадии жизненного цикла семьи.

7.1.1.3. Тенденции в развитии современной российской семьи

Изменения, которые происходят в нашем обществе, неизбежно влекут за собой и изменения в институте семьи. Практически всеми исследователями семьи разделяется положение о том, что в последние десятилетия семейная система претерпевает кризис, происходят глубокие трансформации родительских и супружеских ролей и другие изменения. Обобщение данных, которые приводят разные авторы, позволяет выделить следующие тенденции в развитии современной российской семьи (прежде всего мы опираемся на работы Т. В. Андреевой и О. А. Карабановой, а также на данные переписи населения 2011 г.) .

  • Переход от расширенных семей к нуклеарным. При этом наряду с тенденцией к нуклеаризации семей в России существует и противоположная тенденция – фактически нуклеарные семьи функционируют как расширенные (бабушки и дедушки ухаживают за внуками и помогают в их воспитании).
  • Многообразие брачно-семейных форм. Все больше распространение получают семьи нетрадиционного типа, основанные не на юридически узаконенных формах брака, а на таких формах партнерства, как гражданский брак, сожительство, пробный брак, гомосексуальные семьи, патронатные семьи и др.
  • Демократизация и эгалитаризация отношений в семье, переход к гибкой системе ролей, партнерству и взаимной поддержке. Эта тенденция проявляется, в частности, в появлении феномена "нового отцовства".
  • Стабильно высокое число разводов и связанный с этим рост числа неполных семей, чаще всего это семьи, где дети воспитываются матерью. Так, по данным последней переписи населения России, в 2010 г. число браков по отношению к разводам составило 2:1. Неполные семьи, где дети воспитываются одним родителем, составляют сегодня более половины от числа полных семей. Негативные последствия воспитания без отца и для мальчиков, и для девочек показаны многочисленными исследованиями.
  • Низкая рождаемость. Так, лишь в 2013 г. впервые за многие годы число рожденных превысило число умерших.
  • Диспропорция полов. Преобладание численности женщин над численностью мужчин в зрелом и пожилом возрасте. Это связано с большей продолжительностью жизни женщин и влечет за собой ухудшение шансов женщин на вступление в брак в зрелом возрасте и на повторный брак.
  • Рост количества детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспитанники интернатов, социальные сироты).
  • Высокое число бездетных семей (по данным последней переписи населения в 2010 г. число бездетных супружеских пар составило 30% от общего числа семей), в том числе увеличивается число бездетных семей в результате сознательного отказа от рождения детей.
  • Снижение числа вступающих в брак.
  • Высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга. Отсюда спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность.
  • Дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи. Доминирование женщины в семье приводит к психологическому исключению отца, даже если он фактически присутствует. Это, в свою очередь, влечет за собой формирование негативного мужского образа у детей, нарушает обретение полоролевой идентичности и у мальчиков, и у девочек.
  • Возрастание количества несовершеннолетних родителей (подростковое родительство).
  • Рост доли однодетных семей. Это повышает вероятность заключения браков между единственными детьми, что может усиливать разрушительные тенденции в семье .
  • Увеличение числа внебрачных рождений. Тенденция роста гражданских браков приводит к тому, что все больше

беременностей у женщин во всех возрастах происходит вне юридически оформленного брака. По данным, которые приводит В. П. Левкович, добрачная беременность в возрасте 16–17 лет составляет 95,6%, в возрасте 25–29 лет – 54,9%, у нас в стране более 40% женщин репродуктивного возраста регистрируют брак в состоянии беременности . Социологи отмечают, что многие пары только перспектива появления ребенка заставляет регистрировать брак, и эта тенденция к внебрачной беременности только будет усиливаться. Данный факт является довольно тревожным. По данным исследований, добрачная беременность увеличивает риск распада семьи .

  • Увеличение количества детей, воспитывающихся отчимом.
  • Рост числа семей с детьми, рожденными с применением новых технологий, в частности появление семей, где дети рождены "суррогатными" матерями.
  • Внешние границы современной семьи становятся все более размытыми, эта тенденция связана со все большей распространенностью гражданских браков, относительной легкостью разводов и вступления во второй и последующий браки, развитием практики замещающих семей и т.д.

Среди тенденций современной семьи следует отметить и разорванность поколений, отсутствие преемственности традиций и передачи опыта от поколения к поколению, что вызвано произошедшими социальными изменениями. Нарушение межпоколенных связей приводит к падению престижа родителей, но при этом необязательно приводит к возрастанию роли сверстников. Так, исследованиями показано, что значимость сферы отношений со сверстниками российских подростков снижается, а значимость конфликтов с родителями возрастает


Close