Гуманисты Возрождения поставили перед человечеством задачу подчинения всех сил природы и преобразования норм общественной жизни. XVII век сосредоточил внимание умов на первой задаче. XVIII век направил все лучшие интеллектуальные силы на решение социальных проблем. Так XVII век стал периодом научного овладения природой, а XVIII - веком общественного переустройства.

XVII век знаменовал рождение буржуазного строя. Наносятся первые удары по феодализму: революции в Нидерландах (1566- 1609) и Англии (1640-1688), установление абсолютистского государства во Франции, обеспечившего рост буржуазии. Подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. Опираясь на эти достижения, мыслители XVII века пришли к целостному системному взгляду на мир.

Подобный процесс происходит и в искусстве: утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. В XVII веке в связи со стремлением к более широкому отражению действительности в искусстве наблюдается многообразие творческих методов, идейно-художественных течений, жанровых форм. Художественные искания находят воплощение в русле трех направлений: реализма, барокко и классицизма.

Ренессансный реализм продолжает свое развитие, демократические традиции гуманистов Возрождения раскрываются в творчестве значительных писателей, художников, скульпторов. Это испанский драматург Лопе де Вега, итальянский художник Караваджо, великий голландский живописец Рембрандт, испанский гуманист Веласкес и другие. По словам французского писателя Шарля Сореля, реалисты поставили перед собой задачу "показать картину человеческой жизни", рассмотреть различные ее стороны.

Искусство барокко *228 стремилось к раскрытию жизни в движении, в борьбе изменчивых стихийных сил. Оно воздействовало на читателя, зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. Искусство барокко было построено на контрастах, асимметрии, оно тяготело к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами; в живописи стремилось к нарушению прямой линейной перспективы, оно предпочитало линии - пятно, массу, светотеневые контрасты. Основными видами искусства барокко стали парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, натюрморт. Герои произведений искусства барокко изображались в состоянии экстаза, совершения подвига, триумфа или же в сценах мучений, страданий. В крайних проявлениях искусство барокко приходило к мистике, иррационализму.

*228: {Барокко (итал. bаrоссо) - причудливый, странный.}

Наиболее ярко стиль барокко был воплощен в архитектуре и скульптуре, хотя черты этого стиля нашли выражение в творчестве Караваджо, Рубенса; барокко оказало влияние на творчество писателей Корнеля, Расина, Мильтона, немецких поэтов и других. Барокко развивалось в различных странах: в Италии, где этот стиль особенно ярко воплотился в архитектуре (барочный Рим), в Испании, Португалии, Фландрии, позже в Германии, Восточной Европе, Иовом Свете. В XVIII веке барокко получило блестящее развитие в России и в Украине.

Классицизм *229 был порожден эпохой Возрождения, родиной его была Италия. Он возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально был прямым противопоставлением средневековой драматургии. Видя в античной драме образец художественного совершенства, теоретики классицизма сформулировали на ее основе законы театра. Уже в 1526 году итальянский драматург Триссино написал по образцу произведений Софокла и Еврипида трагедию "Софонизба", взяв сюжет из рассказа Тита Ливия, отражавшего события римской истории.

*229: {Классицизм (лат. classicus - образцовый); важнейшая черта этого метода - обращение к образцам и формам античности как идеальному эстетическому эталону}

Но классицизм получил свое развитие не в Италии, а во Франции. Именно там были разработаны каноны классицизма в книге И. Буало "Поэтическое искусство". Классицизм во Франции XVII века стал официальным художественным методом, признанным правительством. Политика абсолютистского государства в период перехода к общенациональному устройству, принцип государственности и гражданской дисциплины требовали и от искусства строжайшей дисциплины формы.

Расцвет классицизма был во многом определен материалистической и рационалистической философией Декарта. Разум становился единственным источником истины; мысль, а не эмоция стала господствующим элементом искусства.

Основные каноны классицизма сводились к следующему:

  • принцип правдивого отражения действительности;
  • правила трех единств: места, времени и действия;
  • характеристика действующего лица по какой-либо одной черте, преобладающей в данном характере; создание типа, отражающего общее, универсальное, вечное;
  • иерархия жанров: высокие - трагедия, эпопея, ода; низкие - комедия, сатира, басня. Строго разграничивалось возвышенное и низменное, трагическое и комическое, героическое и обыденное;
  • резко контрастное изображение персонажей - злодеев и героев;
  • дидактический принцип: учение о воспитательной роли искусства, цель которого - разоблачать и наказывать порок и вознаграждать добродетель.

Основные художественные методы занимали различное место в европейских художественных школах. В Италии XVII века господствующим был метод барокко, одним из главных его центров стал Рим. Мастера барокко стремились к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнятости. Наблюдается синтез пластических искусств, в котором скульптура и живопись подчиняются архитектуре.

Истоки барочной архитектуры заложены в позднем творчестве деятелей Возрождения - Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело. Экспрессивность, живописность барокко нашла выражение в творчестве таких архитекторов, как Барромини (1599-1667), Бернини (1598-1680), крупнейшая архитектурная работа которого - окончание строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним. Тонким мастерством исполнения, верностью жизненных деталей отличается алтарная группа в церкви Санта-Мария делла Виктория - "Экстаз св. Терезы". Образцом барочной скульптуры Бернини является пышный парадный портрет французского "короля-солнца" Людовика XIV.

Наиболее ярким выразителем новых идей в живописи этого периода явился Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо, 1573-1610). Близость к мастерам Высокого Возрождения проявляется в картине "Юноша с лютней". Смело трактует Караваджо религиозные образы. Его живопись отличают резкие контрасты светотени, пластическая моделировка фигур, изображенных в сложных ракурсах, монументальность ("Признание апостола Матфея", "Обращение Савла" и другие). Трагической силой отличается "Положение во гроб", истинностью и глубиной переживаний - "Успение Марии". Воздействие Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было значительным. Следование его традициям получило название караваджизма.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии складывается академическое направление в живописи, получившее воплощение в Болонской академии (ее основатели - братья Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи). Обращаясь к традициям Возрождения, сторонники этого направления утверждали незыблемость норм и идеалов красоты Ренессанса, которые в итоге стали штампами.

Продолжателями дела Карраччи стали Гвидо Рени (1575-1642) и Гверчино (Франческо Барбьери, 1591-1666).

В XVII веке происходит становление национальной художественной школы Фландрии, в которой барочные формы переплетаются с реалистическими. Во фламандской живописи нашли выражение такие особенности, как жажда познания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность.

Крупнейшим художником, главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577- 1640), в творчестве которого мощный реализм сочетается со своеобразной национальной формой барокко. Его работам присуще чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс создает алтарные композиции, сюжеты которых основаны на эпизодах мученической смерти, на изображении страдания, HO В ТО же время нравственной победы гибнущих героев. Такова композиция "Воздвижение креста", где поднятый ввысь крест с могучей фигурой распятого Христа, освещенного узким снопом света, господствует над группой скорбящих близких и злорадствующих палачей.

Рубенс обращался к мифологической и аллегорической тематике, дававшей возможность воплощения героических чувств. Как и мастера Возрождения, Рубенс воспевал человека, гармоническое единство его духа и тела. Им созданы работы: "Вакханалия", "Похищение дочерей Левкиппа", "Персей и Андромеда", полные экспрессии и напряжения "Охота на кабана" и "Охота на львов", портреты, автопортреты и т. п. Творчество Рубенса имело особое значение для формирования фламандской живописи (Ван Дейк, 1599-1641 и Якоб Иорданс, 1593-1678 и другие).

В XVII веке в живописи Фландрии как самостоятельный жанр утверждается натюрморт. Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из "даров природы" и "охотничьих сцен" был Франс Снайдерс (1579-1657). На его натюрмортах, заполняя все живописное пространство, предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол. Декоративность достигается своеобразным колоритом: яркие контрастные краски выделяются на нейтральном фоне. Равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции ("Натюрморт с лебедем" и другие).

Искусство Голландии XVII века особенно ярко отразило тенденции эпохи. Ведущее место в живописи заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Основоположником голландского реалистического портрета явился Франс Хальс (1580-1666). Его современником был великий живописец Рембрандт ван Рейн (1606-1666) - одна из вершин мировой живописи. Рембрандта привлекали не отдельные стороны повседневной жизни, а сильные душевные движения человека, драматические коллизии, имеющие общечеловеческий характер. Им созданы групповые портреты (портрет врачей "Урок анатомии доктора Тульна", портрет роты стрелков "Ночной дозор" и другие), где персонажи связаны единым сюжетом и в то же время переданы индивидуальные черты каждого. Рембрандт обращается к библейским темам: он пишет "Жертвоприношение Авраама", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое семейство" и другие, в которых покоряет глубина человеческих чувств. В простых обыденных сценах художник раскрывает всю сложность душевной жизни своих героев.

Талант Рембрандта нашел свое гениальное выражение в портретах ("Портрет Саскии", "Автопортрет с Саскией на коленях", "Портрет Хендрикье Стоффельс" и другие). Выявлению мыслей, чувств, взглядов художника на мир служит его цветовая палитра, самое неповторимое "рембрандтовское" из средств живописи - светотень, позволяющая создавать сияние во мраке. С особой силой это свойство проявилось в автопортретах художника.

Глубиной и красотой образа отличается знаменитая "Даная", образ женщины, преображенной и прекрасной в своем любовном порыве. Наивысшим достижением творчества Рембрандта является картина "Возвращение блудного сына", написанная на сюжет евангельской притчи. В образе оборванного, с бритой головой блудного сына, вернувшегося к покинутому отцу, выражен трагический путь познания жизни, чувство стыда и раскаяния. В образе отца воплощено высшее человеческое счастье, отцовская любовь и всепрощение - тот завет, который оставил великий мастер людям.

В XVII веке складываются принципы голландского реалистического пейзажа (Рейсдаль, 1628/29-1682), значительное распространение получает натюрморт. Выдающимися мастерами натюрморта были Питер Клас (около 1597-1661) и Виллем Хеда (1594- 1680/82). Они писали многочисленные "завтраки", поражающие, казалось бы, беспорядочным нагромождением предметов (окорока, пироги, бокалы и т. д.). Но композиция этих произведений строго продуманна, серовато-золотистая, оливковая тональная гамма

объединяет предметы. К мастерам-натюрмортистам относятся Бейерен, Кальф и другие.

Конец XVI-XVII веков - период расцвета испанской культуры. На искусстве Испании сказалось влияние средневекового наследства (готический стиль), мавританской культуры (в связи с многовековым господством арабов в Испании), влияние католической церкви. Религиозными идеями проникнуто все искусство Испании, но обращено оно к реальной жизни,

Расцвет испанской живописи связан с именем Доменико Теотокопули, прозванным Эль Грско (1541-1614). Творчество художника, сложившегося под влиянием итальянского Возрождения (Тициан, Тинторетто), византийской живописи (иконы и мозаики), отличают глубина философского мышления, гуманистическая направленность и в то же время трагизм, что отразило кризис гуманистических идеалов, чувство одиночества, смятения и тревоги. Драматически экспрессивное искусство Эль Греко трудно отнести к какому-либо направлению. Фигуры в его картинах вытягиваются в длину, причудливо деформируются во имя особой выразительности. Да и все пространство картины деформировано.

Наиболее значительные работы Эль Греко: "Погребение графа Оргаса", "Апостолы Петр и Павел", "Мученичество святого Маврикия", "Портрет рыцаря с рукой на груди" и другие. В своих портретах Эль Греко воплощает различные типы испанцев, раскрывает особенности их духовного облика.

Выдающимися представителями реалистической школы были Хусепе Рибера (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598 - около 1664). Вершины своего развития испанская живопись достигла в творчестве Веласкеса.

Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599- 1660) - один из величайших реалистов. Сила его творчества - в глубине психологического анализа, в колористическом мастерстве художественной манеры. Веласкес, будучи придворным живописцем Филиппа IV, создал множество портретов короля, членов его семьи, приближенных и шутов. Несмотря на сковывающие его рамки, Веласкес своей кистью говорил правду о людях. Знаменательно, что папа Иннокентий X, увидев свой портрет, воскликнул: "Чересчур правдиво!".

Веласкес писал на мифологические сюжеты ("Вакх", "Венера с зеркалом"), на батальные ("Сдача Бреды"). Первый среди художников Западной Европы, он воспел красоту повседневного труда ("Пряхи"). Открытия Веласкеса в области света и цвета, особенности его реализма оказали значительное влияние на живопись XVIII - XIX веков.

Сыном Ренессанса был испанский драматург Лопе де Вега (1562 - 1635). Рамки классицизма были ему тесны, он считал необходимым "смешение трагического с забавным", "смесь возвышенного и смешного". Театр Лопе де Вега имеет жизнеутверждающий характер, его герои - люди энергичные, оптимистически настроенные, конфликт строится на темах чести и подвига. Его комедии - "зеркало жизни". Центральным произведением Лопе де Вега является героическая драма "Овечий источник". Тема пьесы - восстание в местечке Фуэнте Овехуна (в переводе "Овечий источник"). В центре находятся образы простых крестьян Лауренсии и Франдосо, их любовь преодолевает все препятствия.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Славу этому методу принесли три ярких таланта: Корнель, Расин и Мольер.

Пьер Корнель (1606-1684) создал трагедию "Сид", посвященную герою испанского народного эпоса Родриго Диасу, прозванному Сидом. Обращаясь к теме любви Родриго и Химены, Корнель сосредоточивает сценическое действие па конфликте долга и чувства, что было свойственно проблематике классицизма.

Жан Расин (1639-1699) своей трагедией "Андромаха" открыл новое направление во французском театре. Если Корнель был певцом человеческой силы, то Расин - слабости. Картину нравственного разлада личности он раскрывает в трагедии "Федра". Конфликт между страстью и долгом достигает своего предела, приводя к нравственному кризису личности.

Мольер (Жан Батист Поклей, 1622-1673) - создатель национальной французской комедии. Цель своего творчества он видел в том, чтобы "исправлять людей, забавляя их", "обличать в смешных изображениях пороки... века". Мольер не возражал против классицистических правил, но его комедии тяготели к реализму. Мольером создано более тридцати пьес. 11апболсе значительные из них - "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Плутни Скапена" и другие. В них драматург обнажил общечеловеческие пороки, сделал их узнаваемыми в любой среде и во все времена.

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Он считал, что искусство должно напоминать человеку "о созерцании лоб полетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы". В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В своих произведениях он стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, равновесию. Его идеал - герой, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимое спокойствие духа, способный совершить подвиг. Пуссена вдохновляло искусство античности и Возрождения, что отразилось в работах - "Спящая Венера", "Смерть Германика", "Танкред и Эрминия", "Аркадские пастухи" и других. Одна из характерных черт его таланта - умение раскрыть внутренний мир человека в движении, в жесте, в ритмах.

В 1750-60-х годах Пуссен обращается к пейзажу, являющемуся ареной действия легендарных героев ("Пейзаж с Полифемом" и другие). Призыв к самопознанию и духовному совершенствованию заключен в "Автопортрете" Пуссена.

Классический пейзаж получил свое развитие в творчестве Лоррена (Клода Желле, 1600-1682). Эти пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи свежими наблюдениями, он тонко чувствует световоздушную среду, малейшие изменения в природе. К лучшим пейзажам относятся "Полдень", "Вечер", "Утро", "Ночь". Художник достигал ощущения широты пространства, движения вглубь. Его картины отличают мягкая живописная манера и гармоничный колорит. Впервые во французской живописи Лоррен изобразил гавани Франции и жанровые сцены из жизни рыбаков. Романтичны и эмоциональны рисунки мастера, исполненные тушью. Пейзажи Лоррена оказали значительное влияние на развитие жанра пейзажа в европейской живописи. Тенденции классицизма развивались в живописи Калло (1592- 1635), Латура (1593-1652), Луи Ленена (1593-1648),

Во второй половине XVII века живопись и скульптура во Франции приобрели декоративный характер и подчинились архитектуре. В 1671 году была основана Академия Архитектуры. Формируется новый тип регулярного централизованного города. Применяется ордерная система античности; в построении объемов и композиций зданий утверждаются строгая закономерность, порядок и симметрия. Создаются парадные парковые ансамбли, дворцы нового типа, например, дворец Во ле Виконт.

Наиболее полное воплощение этих тенденций было достигнуто в грандиозном ансамбле Версаля (1668-1689), который был главной резиденцией короля и прославлял безграничную мощь французского абсолютизма. По словам А. Бенуа, Версаль - это "поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой" (архитекторы Луи Лево, Андре Ленотру, Жюль Ардуэн-Монсар).

План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. Доминирующие прямые линии, гладкие плоскости и геометрические формы партера, водоемов, подстриженных деревьев, клумб объединяли парковый ансамбль. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле.

В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, фонтанные композиции. Стремление к пышности сочеталось с чувством меры, началом порядка. Перестраивались города, прежде всего Париж. Его украсили площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), площадь Побед, ставшая средоточием сети улиц города, площадь Вогезов. Воздвигается так называемый Дом инвалидов с собором (в подражание собору св. Петра в Риме).

Стиль эпохи ярко представлен в восточном фасаде Лувра (архиепископ Клод Перро), выстроенном в дополнение к основным частям здания, возведенного в XVI веке (архитекторы Леско и Лемерсье). Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 метра и рассчитан па восприятие с расстояния. Произведение зрелого французского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей Европы. В скульптуре превалировали декоративные формы, в которых классицизм сочетался с элементами барочного пафоса ("Купающиеся нимфы", конные монументы Людовика XIV - автор Франсуа Жирардон; портреты, аллегорические фигуры рек, надгробий - автор Антуан Куазевокс).

Самобытным дарованием отличалось творчество скульптора, архитектора, живописца Пьера Пюже (1620-1694), работавшего в Тулоне и Марселе ("Атланты", "Милом Кротонский" и другие).

XVIII век был назван эпохой Просвещения, проникнутой духом борьбы против всех порождений феодализма, завершившейся французской буржуазной революцией 1789-1794 годов. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев старого общества.

XVIII век - век Разума; развиваются связанные с техникой точные и естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Важным событием явилось издание "Энциклопедического, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), организатором которого был Д. Дидро, участниками Ж.-Л. Д"Аламбер, Вольтер, Ш.-Л. Монтескье и другие ученые, получившие имя "энциклопедистов". Выдающейся философской работой явилась "Система природы" П. Гольбаха (1723-1789). Д. Дидро (1713-1784) внес в материалистическое учение элементы диалектики.

Но в век разума не подавлялась свежесть и искренность чувства, способного возродить исконные добродетели "естественного человека". Руссо утверждал: "Человек велик только своими чувствами". Эти воззрения нашли выражение в углубленном психологическом анализе, воплотившемся в галерее портретной живописи, в исторических пейзажах (Гсйисборо, Ватто, Берне, Робер), в "лирическом романе", "поэмах в прозе" (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), в музыке (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений стали как "маленькие люди", так и цивилизованный интеллектуальный человек, порожденный просветительской культурой.

Искусство XVIII века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740-1760 годов и характеризовался видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. В этот период наблюдалось сочетание остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности: производился утонченный анализ чувств и настроений, в то же время ощущалось тяготение к. "философии наслаждения", к сказочным образам Востока.

Второй этап (вторая половина XVIII в.) связан с углублением идеологических и художественных противоречий. Королевская Академия во Франции предприняла попытку возродить парадный стиль академического искусства конца XVII века, которое должно было укреплять авторитет "просвещенного абсолютизма". Представители передовой мысли обратились к античному наследию; вновь утвердился классицизм, противопоставивший декоративному барокко чувство меры, благородство мыслей и поступков. Новым в классицизме XVIII века явилась антифеодальная направленность, во Франции - революционный характер, вызванный к жизни идеями борьбы с абсолютизмом.

В то же время в XVIII веке продолжает развиваться реализм. Используя материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX веке.

В последней трети XVIII века широкого распространения достигает новое художественное направление - сентиментализм, родиной которого была Англия. Название ему дал Лоренс Стерн своим романом "Сентиментальное путешествие", но истинным его основателем был английский писатель Ричардсон, затем принципы сентиментализма нашли воплощение в творчестве Шиллера, Гете, Руссо, Дидро, в живописи - в полотнах Шардена и Греза. Почетное место в их произведениях заняла природа, созерцание ее красоты. В противовес возвышенному и величественному (классицизм) сентиментализм принес в искусство трогательное; чувство было возведено в культ, а чувствительность - в нравственный принцип.

С сентиментализмом связано формирование предромантического направления.

Порождением своего времени - эпохи буржуазной революции в Англии - явилось творчество Даниеля Дефо (1660-1731), который в романе "Робинзон Крузо" утверждал идею волевой активной личности.

Насмешливым и печальным размышлением о судьбе рода человеческого явился роман Дж. Свифта (1667-745) "Путешествия Гулливера".

Английская школа живописи в XVIII веке выдвигает плеяду талантливых мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. Это реалист Уильям Хогарт (1697-1764) - цикл картин "Карьера мота", "Модный брак", "Продавщица креветок", "Автопортрет" и других. Среди портретистов особое место принадлежало Джошуа Рейнольдсу (1723-1792).

Крупнейшим английским живописцем явился Томас Гейнсборо (1727- 1788), мастер портрета и пейзажа. Его колорит, построенный на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией ("Голубой мальчик", "Портрет герцогини де Бофор"). В сельских пейзажах художник передавал различные состояния природы, предвосхищая искусство XIX века ("Водопад"). Обращается он и к жанровым сценам ("Собиратели хвороста").

Вслед за Гейнсборо выступает плеяда английских портретистов: Дж. Ромни (1754-1802), Т. Лоуренс (1769-1830), Г. Ребери (1756-1832) и другие.

Английская архитектура XVIII века продолжает стоять па позициях рационализма и классицизма: Г. Вуд (1705-1754), У. Кент (1684-1748), Дж. Джиббс (1682-1754).

Просветительское движение нашло яркое выражение в науке и искусстве Франции.

Духом Просвещения исполнены произведения Лесажа, Вольтера, Монтескье ("Дух законов"), Руссо ("Исповедь", "Об основах и причинах неравенства среди людей"), Дидро, Д"Аламбера и других писателей и общественных деятелей, явившихся пропагандистами нового мировоззрения.

Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Литературное наследие его жанрово разнообразно: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи: ("Генриада", "Орлеанская девственница", "Брут", "Смерть Цезаря" и другие). Особое значение имеют философские повести и среди них - 4Кандид, или Оптимизм".

В просветительской литературе Франции одно из главных мест принадлежит П. О. Бомарше (1732-1799), автору комедий "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро", "Преступная мать". Известно, что Людовик XVI, прослушав "Женитьбу Фигаро", воскликнул: "Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это па сцену!".

В архитектуре Франции XVIII века утверждается повое направление - красочно-нарядное, изысканное рококо (фр. rococo от rocaille - раковина). Утрачивается тенденция к грандиозным ансамблям. Городской дом, небольшой особняк, залитые светом аристократические салоны и будуары становятся фоном для частной жизни.

Типичный образец рококо - интерьер отеля Субиз, архитектор Жермен Боффран (1667-1754). Овальный зал отеля отличается грацией форм, непринужденным изяществом. Мебель - резные нарядные столики-консоли, уютные мягкие кресла, диваны с гибкими причудливыми очертаниями спинок и ножек.

В середине 1750-х годов внимание архитекторов привлекли строгость и спокойствие античной ордерной архитектуры. Это направление возглавила Академия. Классицизм становился модным при дворе. Ж.-А. Габриэль (1699-1782) проектирует в Париже площадь Людовика XVI (ныне - площадь Согласия), по-новому решает тему загородного дворца (Малый Трианон). Общественные здания сооружает Ж.-Ж. Суфло (1713-1780).

В живописи распространяются тенденции рококо (плафоны, панно, гобелены на мифологические сюжеты, галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет). Одновременно усиливается реалистическая направленность.

Создателем галантного жанра, интимной живописи, певцом тонких душевных движении и чувств явился Антуан Ватто (1684-1721). Он утвердил роль современной темы в искусстве. Его искусство часто принимало романтическую окрашенность. Ватто обратился к образам из народа ("Точильщик", "Баскский крестьянин", "Савояр"), в то же время изображал светских дам и кавалеров, мир театра ("Любовь на итальянской сцене", "Любовь на французской сцепе"), праздники вельмож ("Галантные празднества", "Общество в парке"). Известные картины Ватто: "Жиль", "Капризница" и другие.

Представителем стиля зрелого рококо был Франсуа Буше (1703-1770), первый художник Людовика XV, любимец аристократии, автор декоративных панно, декорации, костюмов, картин на мифологические темы ("Туалет Венеры"), пасторалей и т. и.

Реалистическое направление представлял Жан Батист Шapден (1699-1779). Его центральная тема - натюрморт, в котором он добился значительности и содержательности, отразив мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Это "Атрибуты искусства", "Медный бак и другие. Обращается Шарлей и к жанру ("Карточный домик", "Молитва перед обедом"), к портрету ("Автопортрет"), обнаруживая всюду поэтическую прелесть обычного.

К образу чувствительного человека, навеянному идеями Руссо, обратился Жан Батист Грез (1725-1805) - "Деревенская невеста", "Портрет молодого человека" и другие.

Блестящим мастером рисунка и тонким колористом был Жан Опоре Фрагонар (1732-1806). Декоративное изящество исполнения сочетается у него с поэтическим восприятием мира ("Качели", "Поцелуй украдкой", " Портрет Дидро" и другие).

XVIII век во Франции ознаменован развитием скульптуры. Это и убранство интерьеров рококо, и монументальность, и стремление к реализму. Значительно творчество Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), приглашенного Петром I в Петербург и прославившегося "Медным всадником" (1766-1782 гг.).

Революционные идеи XVIII века во Франции связаны с творчеством Жана Антуана Гудона (1741-1828), создателя гражданского портрета (Руссо, Мирабо, Вашингтона, шедевр - портрет Вольтера).

XVIII век в Германии нашел свое воплощение в философской мысли, по преимуществу, идеалистической. Ее выдающиеся представители: Кант (1724-1804), Фихте (1762-1814), вершина немецкой классической философии Гегель (1770-1831).

Немецкое Просвещение дало миру замечательные образцы художественной прозы - "Страдания юного Вертера", "Вильгельм Мейстер" Гете; философской лирики - "К радости" Шиллера, "Гаиимед" Гете, драматургии - трагедия "Эмилия Галотти" Лессинга, "Разбойники", "Коварство и любовь" Шиллера, поэзия "Бури и натиска" и другие.

Но все лучшее, значительное, что было в немецком Просвещении XVIII века, воплотилось в бессмертном произведении "Фауст", созданном Иоганом Вольфгангом Гете (1749-1832), эпической трагедии, над которой он работал более 60 лет. В основе произведения - спор между ученым Фаустом, искателем истины, и Мефистофелем, символизирующим дух отрицания и разрушения. Фауст считает, что человеку всегда будет свойственна вечная неудовлетворенность достигнутым. Мефистофель утверждает обратное: человек предпочтет вечное движение минутным радостям, низменным наслаждениям.

В итоге Фауст приходит к пониманию, что цель жизни - в борьбе за лучшие идеалы человечества, за благо народа. В этом истина, которую он так долго искал, и она прекрасна.

Жизни годы

Прошли недаром: ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них па бой!

С этой мыслью Фауст умирает, он уверен в бессмертии человеческой деятельности во имя "свободного края", "свободного парода".

Ответ на вопрос, в чем смысл жизни (ведь она кончается смертью), автор дает в словах Хоруса Мистикуса (хора непостижимых истин): цель счастья - в стремлении к цели ("Цель бесконечная здесь - в достижении"). Человек живет, чтобы творить, созидать.

В этом и была суть великой эпохи Просвещения, исполненной веры в силы и мощь Человека, его разум, его волю.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЕКОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн () -Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов - вершины пластических искусств - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра


СТИЛЬ – совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи. Искусство 17 века неразрывно связано с формированием и развитием различных стилей.


Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это не значит, что данный стиль был единственным. Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили: -маньеризм, - рококо - классицизм - реализм


МАНЬЕРИЗМ (ит. Manierismo – вычурный), так итальянские художники называли «новую прекрасную манеру», разграничивая старые и новые приёмы творчества. Это скорее мода, чем большой стиль. Стиль возник в середине 16 века -Изысканная виртуозная техника --вычурность образов, напряжённость -Сверхъестественные сюжеты -Разрушение ренессансной гармонии и равновесия














Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). БАРОККО



Специфические черты стиля барокко. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (мир барокко - мир, в котором нет покоя Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7.В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению




Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» - раковина-стиль изысканных и сложных форм, причудливых линий, интриг, авантюр и праздников, главная цель которого забавлять и развлекать.. Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности. Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами. РОКОКО


Стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри таков основной образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.




Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. Теоретиком раннего классицизма был поэт Никола Буало-Депрео () -«любите мысль в стихах», то есть эмоции подчиняются разуму.


РЕАЛИЗМ Развивался на рубеже веков. Характерные черты реализма – это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, отсутствие идеализации, внимание к естеству, искренность чувств.

Семнадцатый век - переломное время в истории России и ее культуры. В это столетие произошло слияние почти всех древнерусских земель. Важнейшим фактом в политической жизни государства явилось воссоединение русского и украинского народов. К концу столетия Россия выходит к Черному морю и начинает войну со шведами за выход к Балтийскому морю. Все решительнее осваиваются земли на востоке страны.

Это время острейших социальных конфликтов, показавших силу народа, его стремление дать отпор невыносимому гнету со стороны правящих классов. В XVII веке расширяются и углубляются политические и культурные связи России с близлежащими дальними странами. Эти связи заставляют людей обращать все более пристальное внимание на культурную жизнь Западной Европы, оказывающую существенное воздействие на искусство Poccии. Самым важным было то, что дала трещину господствующая религиозная идеология. Протест против светской и церковной власти породил различные идейные движения, в которых проявилось стремление избавиться от гнетущей опеки религии и обосновать приоритет разума, здравого смысла над ее догмами. Процесс этот прослеживается в религиозном искусстве, которое постепенно теряет свой непреклонный догматический характер и наполняется подчас откровенно светским содержанием. Распад средневековой художественной системы, решительное преодоление ее принципов открывает дорогу искусству нового времени в XVIII столетии. Важнейшим фактом художественной жизни России XVII века явилась централизация руководства искусством. Изменения в нем регламентировались властью. Для всех земель Москва стала непререкаемым авторитетом в области искусства. Вместе с тем это, конечно, не исключало развития местных художественных школ или деятельности провинциальных художников, еще свято придерживавшихся норм старого искусства.

Уже на рубеже XVI-XVII веков наряду с течением в иконописи, ориентировавшимся на монументальный стиль живописи XV-начала XVI столетия и получившим наименование «годуновских» писем, сформировалось иное направление. Оно представлено иконами «строгановского» письма, авторы которых ставили своей целью создание произведений (как правило, небольшого размера), предназначенных для домашних молелен. Иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличают тщательность отделки, употребление золота и серебра.

К середине XVII века миниатюрная техника письма строгановских мастеров перешла и на произведения крупные по своим размерам. Таковы иконы «Иоанн в пустыне» (20-30-е гг.) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).

В середине и второй половине XVII века трудились иконописцы, подготовившие русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства. К ним в первую очередь принадлежит Симон Ушаков. Правда, в творческой практике он менее последователен, чем в теоретических рассуждениях. Одна из любимых композиций художника - «Спас Нерукотворный». В этих иконах Ушаков стремился к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. В то же время он не смог преодолеть условности старого иконного письма. И все же стремление к жизненному правдоподобию, которое демонстрировали в своем творчестве и Симон Ушаков и его товарищи - Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин и другие мастера, принесло свои плоды в дальнейшем. Новые тенденции в русской живописи XVII века с особенной отчетливостью проявились в «парсуне» (от слова «персона»), явившейся первой ступенью на пути развития реалистического портрета. Правда, и в иконописи и в росписях этой эпохи мы встречаемся с изображением реальных людей. Однако здесь эти изображения подчинены канонам иконного письма. Другое дело в парсуне. Главной задачей, которую ставит перед собой ее создатель, является, возможно, более точная передача характерных черт данного лица. И в этом художники порой достигают огромной выразительности, демонстрируя незаурядную остроту художнического видения. К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского, Ивана IV и др. Во второй половине XVII века в Москве трудилось немало иностранных живописцев, в том числе голландский художник Д. Вухтерс. Именно ему приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру». Несомненно, произведения иностранных мастеров оказывали воздействие на русских живописцев, помогая им выйти на путь реалистического искусства. Не случайно во второй половине появляются портретные произведения самым непосредственным образом предвосхищающие искусство портрета XVIII столетия.

От XVII века до нашего времени дошло немало фресковых циклов. Авторами их являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских артелей и мастера других художественных центров. Их творчество порой смыкается с иконописью, но в то же время сама форма стенописи требовала от них особых приемов и способов изображения. Примечательно, что именно в росписях, прежде всего, дают знать о себе новые веяния: занимательность рассказа, многочисленные бытовые подробности.

Характер монументальной живописи XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. К интереснейшим памятникам здесь принадлежат росписи Архангельского собора (1652-1666).

Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи XVII века, - впечатление динамики, внутренней энергии. Правда, в росписях Ростова еще сохранилось мастерство плавной, гибкой линии, свободно очерчивающей силуэт фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Но и здесь художник отдает дань времени: парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-егг.) - это искусство праздничное и торжественное. В противоположность названным росписям Ростова росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) исполнены активного движения. Художники не обращают внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Они всецело поглощены действием, которое развертывается в многочисленных сценах. «Герои» фресок бурно жестикулируют, и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Чрезвычайно важную роль в создании впечатления праздничности играет колорит ярославских росписей. Краски в них яркие, звонкие. Это лишает даже эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности, хотя художники и стараются в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - С. 25.

Таким образом, русская художественная культура XVII века основывалась на московской, местных художественных школах, подвергалась влиянию зарубежных художественных школ. При этом, она все более приобретала светский характер.

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства . Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий . В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие « свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса . 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства . Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber ). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика . Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства» : концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное . Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение ; 2) вторичное – исполнительство . А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву.

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм .

Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни . В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане – драматический театр . Он влияет на все виды и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра (Монтеверди, Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров. Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды. Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки . «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский , 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский ).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный. В архитектуре много декора, игровых и гедонистических мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе. Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру. В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг). В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры. Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко :

  • главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  • метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  • подражать, опираясь на правила; нормативность;
  • цель искусства – воспитание личности, которой свойственна не абстрактная добродетельность, а человека-гражданина;
  • доминирование родового над индивидуальным, идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма :

  • прямое и непредвзятое подражание (объективированность);
  • морализирование;
  • красота – форма истины и добра.

PAGE 2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35974. Молодые Платформы 47 KB
имеют складчатое основание палеозойского и частично позднедокембрийского возраста. В некоторых из них главная складчатость происходила в середине палеозоя эту складчатость называют КАЛЕДОНСКОЙ по старинному названию части Шотландии Каледонии где она проявилась очень отчетливо перед девоном а созданные ею складчатые структуры и пояса называют КАЛЕДОНИДАМИ. Наряду с ними есть еще более молодые складчатые области геосинклинальное развитие которых продолжалось не только в палеозое но и в течение большей части мезозоя и завершилось лишь...
35976. Экономическая классификация природных ресурсов 46 KB
Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

по предмету Культурология

Тема: Культура и искусство XVII – XIX веков

1. Культура и искусство XVII-XVIII веков

1.1 Эпоха абсолютизма

1.2 Эстетика классицизма

1.3 Искусство барокко

1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко

2. Культура и искусство XIX века

2.1 Философия Канта

2.2 Теория Шиллера

2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков

2.4 Творчество Гете

2.5 Философия Гегеля

2.6 Импрессионизм

2.7 Постимпрессионизм

3. Список использованных источников

1. Культура и искусство XVII - XVIII веков

С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.

1.1 Эпоха абсолютизма

В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовной культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество.

Наряду с прогрессивной ролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии.

Упрочившийся абсолютизм (в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни - от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялся с государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению с предшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободы поведения, но и свободы мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаос эгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализма реализовать свои интересы.

1.2 Эстетика классицизма

Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики, химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:

1)не принимать за истинное то, в чем сомневаешься;

2)любое затруднение разделить на множество небольших;

3)начинать познание следует от простого к сложному;

4)чтобы избежать упущения, необходимо последовательно изложить свои рассуждения о предмете.

Эти принципы послужили философской основой эстетики классицизма, получившей наиболее полное отражение в литературе, театре и архитектуре XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буало, изложивший свои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал:

«Так пусть же будет смысл всего дороже вам,

Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!»

Прекрасное, согласно классицизму, не могло быть вне истины, а раз христианские сюжеты иррациональны по своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражения должны быть ясными и четкими. Основой прекрасного провозглашалась гармония частей и целого наиболее полно это требование нашло отражение в драматическом искусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре.

Много внимания П. Буало уделял моральной ответственности художника, его долгу и профессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним из основных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлось требование во всем следовать античности, опираясь на ее мифологию. Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались, в первую очередь, на римское искусство с его суровыми и мужественными характерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизни французского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Август и Гораций, которые олицетворяли долг и патриотизм и ставили интересы государства выше собственных.

Подобное требование имело и свою положительную сторону оно способствовало социализации личности, ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел еще Шекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всех против всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только не ограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокое предназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства.

Специфика изобразительно-выразительных средств в искусстве определялась основными принципами (которые выполняли роль канона), предъявляемыми эстетикой классицизма: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным и рационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строго установленными правилами и др. Таким четким правилом для драматического искусства было требование трех единств места, времени и действия, которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. В живописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению с композицией, колоритом и краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публику силой разума и ясной логикой. По мнению художника-классициста Н. Пуссена, живопись представляет собой не что иное, как (изображение духовных понятий», воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манере классицизма. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашивание и некоторая абстрактность.

Прекрасное идеализировалось классицистами его источник они видели не в природе, а в некоем духовном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась ими выше красоты природного мира, а произведения искусства - выше творений природы. Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости, очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Но поскольку разум связан с абстрактным мышлением - понятиями, отражающими общее, то и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного.

Характеры героев в драматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться и быть противоречивыми. Следуя этому правилу, большинство героев Мольера отличаются статичностью и схематизмом, обладая определенным набором черт своего характера. В них не появляется что-то новое - на протяжении всей драмы они остаются прежними: скупой - скуп, а глупый - глуп. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу.

1.3 Искусство барокко

Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение в Риме, по-своему отразило идеи позднего Возрождения о неустойчивости и зыбкости бытия, сиюминутности человеческого счастья, тщетности усилий и поисков идеала в земной жизни. Пессимистический настрой ввиду несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился в своеобразии стиля искусства барокко и рококо. Для искусства барокко были характерны следующие особенности - это извилистые и нервные линии в живописи, вычурность и нагромождение множества отдельных деталей в архитектуре, а также определенная тематика литературных произведений, стремившихся изображать мучеников за христианскую веру, сцены самоубийства. От искусства классицизма, которое отличается строгостью, холодностью и во всем согласуется с логикой разума, барокко отличал динамизм и противоречивость, эмоциональность и чувственность образов. От первого веяло строгой гармонией, от второго - теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни. Эти черты нашли свое отражение в живописи П. Рубенса. Используя античные сюжеты, он создавал произведения, от которых исходила энергия и радость чувственной жизни.

1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко

Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенному направлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм и правил, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своем творчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но Рембрандт и Эль Греко по праву занимают среди них достойное место.


Close