Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика - Игоря.

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными - балты, юго-восточными - хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII-XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:

Рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен - будущее вече);

Варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;

Крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. - вокруг Новгорода и вокруг Киева; - в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;

Варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;

Что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.

В конце IX - начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972) - с вятичами. В правление князя Владимира (980-1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.

Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.

Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX - начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964-965 гг. и др.).

Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского - новгородское - княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.

Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды - первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве - вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды - о положении последних историки не имеют единого мнения).

Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI - начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой - половецкой - угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области (подробнее см. билет № 2). Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113-1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

Образование Киевской Руси – закономерный результат социально–экономического развития восточнославянской этнической общности. Сложившееся государство представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства считался великий князь киевский. Его дружина правила страной, вершила суд, собирала налоги, дань.

Молодое государство вынуждено было напрягать усилия для защиты своих границ от набегов кочевников, домогательств Византии, хазар, Волжской Болгарии. Это накладывало свой отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.

Возникновение Новгородско-Киевской Руси. Процесс складывания в единое государство восточных славян, как и происхождение династии киевских князей, недостаточно ясны. По версии летописца XII ., решающую роль в этом сыграл варяжский князь Рюрик с братьями. Но переход власти в Новгороде к Рюрику (даже если это была реальная историческая личность) не означал создания древнерусского государства.

Известно, что в 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный военный поход против Византии, из чего можно предположить существование в то время славянского государства в среднем Поднепровье.

После смерти Рюрика (ум. в 879 г.) власть в Новгороде захватил Олег – один из варяжских князей, т.к. Рюрик не оставил после себя наследника (существует версия, что наследником был Игорь, отсюда принятые в исторической литературе выражения – династия князей Рюриковичей, держава Рюриковичей). В 882 г. Олег захватил Киев, киевские князья Аскольд и Дир (как полагают, потомки Кия) были убиты. Киев стал центром объединенного государства.

Расцвет Киевской Руси. Сын Святослава Владимир (980–1015) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. При нем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.

К этому времени в Киевском государстве утвердились феодальные отношения, сформировались и основные классы феодального общества – феодалы и крестьяне; феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.

Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу и при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.

Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне – ее держателями, получая от феодала участок земли на определенных условиях: либо отрабатывая на господской земле, либо внося натуральный или денежный оброк. Крестьянин был лично зависим от феодала, и в этом был смысл внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность состояла из орудий труда, скота, жилища.



Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина – отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян – общинников, выплачивавших дань великому князю.

Все свободное население Киевской Руси называлось "люди", поэтому сбор дани – "полюдье".

Основную массу сельского населения составляли "смерды", жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. В крепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг "купу" – часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли "закупы", они освобождались от зависимости при возвращении долга. Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы – "холопы", или "челядь", пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников. Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.

Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. С этой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.

В 988–989 г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988 г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.

Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.

С принятием христианства появляется особая организация – церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную "десятину" (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

После смерти Владимира Ярослав, названный Мудрым (1019–1054), укрепил границы государства от набегов кочевников. Возросший авторитет Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополита, минуя Константинополь. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам великий князь стал называться царем, как и правитель Византии.

При Ярославе Мудром Киевское государство пользовалось широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем.

С именем Ярослава связано появление "Русской правды" – своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, "Русская правда" ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название "Правда Ярославичей".

Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин ("огнище" – дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально–зависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.

В 1113 г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113–1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив "Русскую правду" Уставом, по которому упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества. Уделялось Уставом внимание холопам и закупам, тем более, что закупничество стало распространенным явлением и закабаление смердов ускорилось.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, хотя признаки раздробления все более усиливались. При нем возрос международный авторитет Киевской Руси. Была составлена летопись "Повесть временных лет".

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132 году Киевская Русь окончательно распалась. Наступил период феодальной раздробленности.

Распад Киевской Руси
(древнерусского государства)

Причины феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – закономерный этап в поступательном развитии феодализма. Этот процесс внутри Киевской Руси назревал давно. Сам период феодальной раздробленности начался с 30–х гг. XII в. и продолжался до конца XV в. Феодальная раздробленность стала в этот период новой формой феодальной государственности. Для феодальной раздробленности характерно:

Повсеместное распространение пашенного земледелия;

Совершенствование орудий труда (по подсчетам археологов, в хозяйстве применялись более 40 видов металлических орудий труда);

Крупное боярское землевладение;

Рост числа городов (к середине XIII в. на Руси было до 300 городов);

Господство натурального хозяйства (удовлетворение своих потребностей за счет внутренних ресурсов при слабости рыночных отношений);

Усиление политической власти местных князей и бояр.

Главной силой раздробленности Киевской Руси было боярство, поддерживающее местных князей в интересах усиления наступления на права свободных смердов и зависимого населения.

Вместо некогда единого древнерусского государства появилось полтора десятка самостоятельных государств в границах бывших племенных союзов. Титулом великого князя стали обладать теперь все князья, а не только киевские. Дробление продолжалось делением образовавшихся новых государств на еще более мелкие уделы.

В период феодальной раздробленности на последующую историю русских земель большое влияние оказали Владимиро–Суздальское, Галицко–Волынское княжества и Новгородская республика. Дадим характеристику одному из них.

Владимиро–Суздальское княжество. Владимиро–Суздальская Русь (или Ростово–Суздальская земля – ее раннее название) охватывала междуречье Оки и Волги. К началу XII в. здесь сложилось крупное феодальное боярское землевладение на плодородных почвах.

Подъем экономики в Северо–Восточной Руси содействовал развитию городов: Нижнего Новгорода, Ростова, Владимира, Ярославля, Москвы, Костромы и др.

Леса и реки княжества служили естественной защитой от внешних врагов, что содействовало постоянному притоку сюда населения из районов, подвергшихся набегам кочевников, а это благоприятно сказывалось на экономическом подъеме территории.

Владимиро–Суздальская земля располагалась на выгодных торговых путях, связывающих ее с Востоком и Новгородом и далее с Западной Европой, что являлось также одной из причин, способствовавших отделению северо–востока.

Борьба за выход этой территории из–под влияния Киева связана с княжением здесь шестого сына Владимира Мономаха Юрия (1125–1157), прозванного "Долгоруким" за стремление расширить свое княжество и захватить Киев. При нем в сферу влияния Владимиро–Суздальского княжества попали Рязань и Муром. Юрий вел строительство городов на границах княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Захватив Киев, Долгорукий не забывал северо–восточные земли, которые перешли его сыну Андрею (1157–1174).

Андрей перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшой город Владимир–на–Клязьме. Здесь были сооружены Золотые ворота, Успенский собор. В 6 км от Владимира Андрей устроил себе резиденцию – Боголюбово, где проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь в июле 1174 г. Андрей и был убит боярами – заговорщиками.

В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и разграбил его. Владимире–Суздальское княжество при нем стало играть

важную роль как центр политической жизни, влияющее на остальные русские земли. Андрей пытался собрать Русь воедино.

Политику Андрея продолжал его брат Всеволод Большое Гнездо (1176–1212), получивший свое прозвище за то, что имел много сыновей. Всеволод жестоко наказал бояр – убийц своего брата – и утвердил свою власть.

При нем велось большое строительство во Владимире и других городах княжества. Всеволод пытался подчинить себе Новгород, укрепил границу против Волжской Болгарии. В это время князь северо–восточной Руси считался сильнейшим и могущественным. И после смерти Всеволода Владимиро–Суздальское княжество сохраняло свое первенствующее положение на Руси, но в 1238 г. оно подверглось нападению монголо–татар и распалось на ряд мелких земель.

Итак, несмотря на то, что Русь не была больше единой, а существовала в виде отдельных княжеств и.земель, в сознании народа продолжала жить идея объединения русских земель, о чем высоким поэтическим слогом было сказано в "Слове о полку Игореве" (1185),

Культура Руси до монгольского нашествия. Русская культура формировалась и набирала силу в общем русле культуры европейских государств.

Многие памятники культуры того времени не дошли до нас, т.к. погибли в огне пожаров, военных столкновений. Из творений феодального периода нам известны здания церквей, иконы, религиозная литература, кое–что из предметов религиозного культа. Это время отмечено сооружением памятников в честь побед русского народа или каких–либо исторических событий. Сохранилось предание о строительстве Софийского собора в Киеве по случаю победы над печенегами. В честь победы на Куликовом поле в Москве возведена церковь на Кулишках (на площади Ногина, ныне именуемой Китай–город).

Культура Киевской Руси произрастала из культур восточнославянских племен, вошедших в состав государства, и была под влиянием соседних народов и Византии, откуда было заимствовано христианство.

Ученые установили, что ко времени принятия христианства на Руси уже пользовались своим алфавитом. Христианство содействовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Обнаружено большое количество надписей на стенах древних соборов, на ремесленных изделиях, что говорит о высоком по тем временам уровне грамотности. Найдено более 600 берестяных грамот. Известно, что при Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа для обучения детей.

От XI–XII вв. до нас дошло несколько десятков книг, древнейшая из них – Остромирово евангелие (переписанная
в 1056–1057 гг. для городского посадника Остромира, отсюда и ее название). Книги писали на пергаменте (выделанной телячьей коже), украшали миниатюрами. Стоили они дорого, поскольку их производство было трудоемким процессом. Существовали переводные сочинения с греческого и латыни, писались книги на русском языке.

Из выдающихся литературных произведений Киевской Руси известна "Повесть временных лет", кроме этого – "Поучение Владимира Мономаха", "Моление Даниила Заточника" и др. В них отражены проблемы того времени – призыв к единению против общих врагов, апологетика веры и сильной княжеской власти, патриотизм.

В искусстве и культуре периода феодальной раздробленности доминировала идея единения Руси. Летописи отдельных княжеств и земель повествуют о местных событиях.

Среди произведений периода феодальной раздробленности и знаменитое "Слово о полку Игореве". О героической борьбе и созидательном труде народ слагал былины.

В домонгольское время ремесло занимало видное место в жизни Киевской Руси: известно более 60 специальностей ремесленников. В Западной Европе славились изделия русских кузнецов, ювелиров, стекольщиков.

С середины Х в. широкое распространение получило производство кирпича, керамики, обработка дерева, кожи, производство оружия.

От домонгольского времени сохранилось более 150 памятников архитектуры. До Х в. на Руси постройки были, в основном, из дерева или деревянно–земляные. Одним из первых каменных зданий, сооруженным в Киеве, была Десятинная церковь (конец Х в.), разрушенная во время монгольского
нашествия.

В середине XI в. (при Ярославе Мудром) был сооружен
Софийский собор, подобные соборы были построены затем в Новгороде, Полоцке. От XI – нач. XII вв. осталось до 15 каменных храмов, близких по архитектурному стилю.

Искусство строительства храмов было принесено на Русь из Византии. Храмы украшались фресками (живопись водяными красками по сырой штукатурке) и мозаиками (узор или изображение из специальной стекловидной массы – смальты), а также иконами (по гречески – «образ, изображение»). Первоначально храмы расписывались греческими мастерами, позднее появились и русские художники и мастера.

С распадом Киевской Руси в каждом княжестве, государстве появляются свои местные художественные школы.

Монументальная скульптура не была распространена, т.к. церковь видела в ней напоминание о языческих богах. Зато поощрялась резьба по дереву и камню.

В итоге развития Киевской Руси и княжеств–государств периода феодальной раздробленности сложилась древнерусская народность, характеризующаяся единым языком, общей территорией, относительным политическим единством, близостью материальной и духовной культуры.

В заключение следует отметить, что Киевская Русь не была отгорожена стеной от своих соседей. Напротив, она занимала видное место в международных отношениях. Поэтому и развитие ее культуры происходило в условиях взаимодействия со странами Европы и Азии. Именно общерусская культура оказывала большое влияние на культуру народов Прибалтики, Поволжья, Польши, Чехословакии, Болгарии и других государств.

В историографии до 1917 г. имело место ошибочное мнение о том, что в период феодальной раздробленности культура Руси испытала упадок и утратила свое общерусское содержание, присущее ей во время расцвета киевского княжества. Наоборот, феодальная раздробленность способствовала укреплению феодальной формации и развитию новых центров культуры на
Руси, русская культура переживала подъем и достигла высокого, по средневековым меркам, уровня развития. Она имела много прогрессивных черт.

О дальнейшем поступательном развитии культуры на Руси свидетельствует формирование местных ее центров, образование местных литературных и художественных школ. Средством распространения грамотности и просвещения в народе служит национальный язык – его устное и написанное (а позже и печатное) слово, т.е. в качестве государственного и литературного языка на Русской земле применялся русский язык.

Древнерусское государство образовалось в результате длительного процесса развития восточнославянских племен. В IX - X вв. восточные славяне заняли значительные территории Восточно-Европейской равнины и в конце IX столетия объединились в относительно единое государственное образование.

Предпосылками этого объединения были: 1) этническая общность древнерусской народности, говорящей на одном языке; 2)стремление объединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; 3) экономические интересы древнерусских князей по речному пути «из варяг в греки».

В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа: 1) Вторая половина IX - X в. Основное содержание – объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации; 2) конец X - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения; 3) вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.

Объединение произошло в результате похода новгородского князя Олега (879 - 912 гг.) на Киев, которым он овладел в 882 г., и подчинения им ряда других восточнославянских княжеств (древлян, северян, радимичей). Преемник Олега Игорь (912 - 945гг.) покорил уличей и тиверцев, а также вновь подчинил своей власти древлян, отделившихся от Киева после смерти Олега. Святослав (965 - 972 гг.) и Владимир (978 - 1015 гг.) совершили походы против вятичей, последнего из славянских племен, сохранившего к тому времени свою независимость. В ходе этих завоевательных походов было ликвидировано старое племенное деление и сложилась территория Древнерусского государства.

Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем.

На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча».

Войско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.).

В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) и его старший сын Мстислав (1125 - 1132 гг.) еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, по масштабам равных западноевропейским королевствам. Из них наиболее сильными были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля - на севере Руси.

По мнению отдельных исследователей, в IX в. образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый племенем полян восточнославянский племенной союз. В конце X–начале XI в. под воздействием разложения родоплеменного строя он распался на городские волости (земли), которые принято называть княжествами.

Некоторые склонны утверждать, что произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств.

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. - около 50, то в XIV в.-примерно 250.

Хазарский каганат - тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижнего Поволжья и в восточной части Северного Кавказа.

Столицей каганата был Итиль, крупнейший международный город на Волге. Важное значение имели также города Саркел, построенный в 30-х гг. IX в. в нижнем течении Дона, Беленжер, Селгендер, Сур и другие.

Источники, отражающие жизнь хазар, позволяют говорить о развитом феодализме в каганате. Наряду с земледельческим и скотоводческим хозяйством, ремеслом и торговлей, важными статьями доходов феодальной знати являлись пошлины и дани взимаемые с проходивших по землям каганата торговых караванов и с соседних, более слабых народов.

Внешняя политика Японии на современном этапе
Япония занимает во всех происходящих геополитических изменениях и стратегических играх в Азии далеко не последнее место. Проще говоря, Токио расстается со своей прежней ролью статиста и намерен в будущем играть более активную роль в обеспечении региональной и собственной безопасности, что прежде было заботой Соединенных Штатов. Это связ...

уголовный процесс
Уголовный процесс строился на принципах состязательности; независимости следственного судьи от прокурора; допущении защиты в стадии предварительного следствия. ...

Кузьма Минин
Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны – небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. Жители Балахны издавна кормились соляным промыслом. Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко поз...

«Норманнская теория».
В IX в. у славян было 2 крупных объединения:
1. у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;
2. у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи - в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.
Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.
Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.
В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов - Русская Правда.
По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

4.Русские земли и княжества в начале 12-первой половины 13 вв. Феодальная раздробленность.
Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде мира не было и пришлось пригласить князя,«... который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси и пригла­сили трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.
После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дру­жинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объеди­нение северных и южных земель, образовалось государство, с цен­тром в Киеве.
Государственный строй. Исходя из текста летописи «Повесть временных лет», историю Киевского государства обычно делят на два периода. Первый - это время длительного «собирания» земель. Он продолжался с 80-х гг. IX века до конца X века. Киевский князь Олег (882-912) согласно «Повести временных лет» «примучивает» (поко­ряет) уличей, тиверцев, древлян. Сын Игоря и Ольги князь Свято­слав (964-972) покоряет вятичей. Наконец, при Владимире I (980-1015) были окончательно покорены радимичи и вятичи.
Второй пе­риод - это время существования единого Киевского государства, со времен Владимира I до конца 20-х годов XII века, когда оно распалось на независимые княжества

Феодальная раздробленность. Со смертью Владимира Моно­маха в 1125 г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождал­ся ее распадом на отдельные государства-княжества. В результате упадка Киева в южной и юго-западной Руси воз­высилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной час­ти Руси - Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздаль-ское) княжество, а в северо-западной Руси - Новгородская боярская республика, из которой в XIII веке выделилась Псковская земля.
Все эти княжества, за исключением Новгорода и Пскова, унасле­довали политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли кня­зья, опиравшиеся на свои дружины.
По-особому сложился политический строй в Новгороде и Пско­ве. Высшая власть там принадлежала не князю, а вече. Галицко-Волынское княжество вело изнурительные войны с Венгрией, Польшей и Литвой. В XV веке оно распалось и было погло­щено Великим княжеством Литовско-Русским и Польшей.
Наиболее жизнеспособным оказалось Владимиро-Суздадьское княжество (оно и стало в XV веке ядром нового российского госу­дарства). На Суздалыцине постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории угро-фийскими народами. Вла-димиро-Суздальская земля становилась все более обжитой, по бере­гам рек возникали новые города - центры ремесла и торговли. Кня­жество постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский стал самым могущественным из русских князей.

Вопросы:

1. Происхождение славянского этноса

2. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь

3. Социально-политический строй Киевской Руси

4. Распад Киевской Руси

Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Славянский этнос включал в себя несколько народов. Предки славян – праславяне жили к востоку от германцев, занимали территории от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

В лекции подробно будет рассмотрен вопрос о миграционных и автохтонной теориях происхождения славянского этноса. В VI веке из единой славянской общности выделяются восточные славяне. В группу восточных славян входили племенные союзы: поляне, древляне, кривичи и др.

До VI века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство . Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении государства у славян. Авторы норманнской теории Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, сформулированной в XVIII в., утверждали, что государство у славян создали скандинавские народы-норманны или варяги. (Балтийское море русские до XVIII века называли Варяжским).

Современные историки таких крайних взглядов уже не придерживаются и признают, что варяги действительно были первыми общерусскими князьями, но государство на Руси начало складываться до призвания варягов.

Необходимо выделить предпосылки образования древнерусского государства: экономические – переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли; политические – формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне; социальные – смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.

На лекции подробно будут рассмотрены вопросы политического и социального устройства Киевской Руси.

Политический строй Киевской Руси характеризовался большинством историков как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862–879 гг.). Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Этот совет назывался Боярской думой. Младшие дружинники исполняли обязанности чиновников. В городах действовало вече – способ решения важнейших проблем путем совместного обсуждения.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной.

Современные историки считают, что Русь невозможно назвать ни монархией, ни республикой в современном смысле этих понятий. Власть князя действительно была велика. Князья были самыми богатыми людьми на Руси, они обладали огромными состояниями. Князья пользовались уважением со стороны населения – при встрече с ними принято было кланяться до земли. Князья обладали достаточной военной силой, подчиненной только им, что позволяло в некоторых случаях применять прямое насилие над гражданами.

Однако назвать великого киевского князя настоящим монархом нельзя. Его власть ограничивалась другими представителями княжеского рода. Киевский князь, по отношению к другим представителям княжеского рода, был не монарх, а старший в роду. Власть князя ограничивалась и горожанами. Горожане, собираясь на вече, порой довольно решительно и резко вмешивались в межкняжеские споры и отношения. Неугодных князей горожане изгоняли, нужных, какие им нравились, приглашали на княжение. Князья судили, руководили, возглавляли, но лишь до тех пор, пока это отвечало интересам общины.

Социальная структура общества. Вгородах жили князья, бояре, гриди, огнищане, их рабы, духовенство, купцы, гости, ремесленники. Бояре и гриди составляли основу дружины. Огнищане находились на службе у князя в его дворе-огнище. К городским жителям относились и состоятельные люди – землевладельцы – стоявшие ниже бояр.

Основное сельское население – земледельцы-смерды были лично свободными. Они жили отдельно, принуждались к тем или иным работам и платили дань князьям.

Большую роль в создании государства – Киевская Русь сыграло христианство. В лекции будут выделены причины и условия принятия христианства. До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей. На Руси формировались новые общественные отношения, происходило социальное расслоение. Все это требовало новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира проходила в 2 этапа. На первом этапе была предпринята попытка объединения на основе одного языческого бога – Перуна. На втором этапе в 988 г. было введено христианство в православном варианте. Эта религия наиболее соответствовала нуждам государства.

С принятием христианства вводится юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийским обозначением эры: от сотворения мира. До этого исчисление времени на Руси велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев, и год начинался с 1 марта.

Принятие христианства имело большое значение для Руси: укрепилась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь стала равной европейским христианским странам; новая религия положительно повлияла на экономику – растет внешняя торговля, развивается сельскохозяйственное производство; новая религия изменила быт и нравы людей; дальнейшее развитие получила культура. Необходимо выделить и негативные моменты в принятии христианства – формировался культ власти, церковь становилась идеологическим инструментом государства.

Последним великим киевским князем стал Мстислав (1125–1132 гг.).

В XII веке после смерти князя Мстислава Киевская Русь распалась на отдельные земли и княжества. В лекции будут рассмотрены факторы феодальной раздробленности: экономические – развитие натурального хозяйства, экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин, рост и укрепление городов; политические – родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти местных князей и бояр; внешнеэкономические – устранение на время опасности нападения извне.

Почти весь XII век русские князья боролись за киевский престол. Только за 30 лет с 1146 г. на нем сменилось 28 человек. Это вызвано было тем, что все русские князья были родственниками, в конце 12 века их насчитывалось около 50. Все они происходили от Владимира Святого. В Европе не было государства, где бы вся феодальная знать принадлежала к одному роду. Это было связано с другим, чем в Киевской Руси, принципом наследования. В Киевской Руси господствовал «лествичный» принцип наследования великокняжеского престола, который включал в себя два противоречащих друг другу принципа: киевский престол передавался от брата к брату, причем правом на его занятие обладал самый старший брат. Но, с другой стороны, на него мог претендовать и старший по возрасту в роде. Это противоречие неоднократно приводило к конфликтным ситуациям.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII–XV вв. В этoт период определились 3 основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская феодальная республика. Эти земли в своем развитии имели свои отличительные особенности, которые будут подробно выяснены на семинаре.

Современная историческая наука считает, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом развития раннефеодального общества

Раздробление Руси на независимые княжества историки рассматривают с двух сторон. С одной стороны это стало трагедией, ослабило Русь перед врагами. Но в то же время в период феодальной раздробленности происходит экономический и культурный подъем русских земель.

C 1243–1246 гг. на русских землях установилось монголо-татарское иго (угнетающая, порабощающая сила). Термин «татарское иго» был введен в оборот русскими историками в XVIII-начале XIX века. Под этим термином традиционно подразумевается система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Устойчивой системой отношений «иго» не было. Отношение Орды к русским княжествам постоянно менялось.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по истории России происхождение славянского этноса

Происхождение славянского этноса.. образование древнерусского государства киевская русь.. социально политический строй киевской руси..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


Close