Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина

Международная детская литературная премия имени писателя Владислава Петровича Крапивина присуждается один раз в год и вручается 14 октября — в день рождения писателя. Вместе с премией лауреату вручается диплом и памятная медаль, эскиз которой нарисовал сам писатель.

Международная детская литературная премия имени писателя Владислава Петровича Крапивина присуждается один раз в год и вручается 14 октября — в день рождения писателя. Лауреату вручается диплом, денежное вознаграждение и памятная нагрудная медаль, эскиз которой нарисовал сам писатель.

Инициаторами премии выступила в 2006 году Ассоциация писателей Урала, но в 2009 году награда была упразднена. В 2010 году она вновь учреждена благодаря Содружеству детских писателей с целью стимулирования литературной деятельности в русле заложенных Крапивиным традиций.

И теперь официальное название звучит так:

Международная детская литературная премия имени В.П.Крапивина на лучшее прозаическое произведение для детей среднего школьного возраста.

тогда же были окончательно сформированы условия участия:

Принимаются тексты произведений для детей и подростков, написанных на русском языке, как уже изданные в виде книг, опубликованные в прессе, так и не изданные, в прозе, объемом не менее 1,5 авторских листов (60 тысяч знаков). Сборник рассказов или сказок рассматривается как единое произведение. Место жительства и возраст автора значения не имеют.

Председателем жюри является сам Владислав Крапивин .

С 2012 года церемония награждения проходит в Екатеринбурге, в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества.

Лауреаты премии:

Альберт Лиханов (Москва) - за дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа».
Елена Габова (Сыктывкар) - за сборники повестей и рассказов «Не вставайте с левой ноги» и «Никто не видел Рыжего».
Сергей Козлов (п.Горноправдинск Тюменской области) - за повести «Пуговица» и «Бекар».
Валентина Фролова (Севастополь) - за историческую повесть «Ветры Босфора».

Ольга Златогорская (Москва) - за повести «Снежное лето Митьки Снегирёва» и «Выдумщик».
Ирина Краева (Санкт-Петербург) - за повесть «Тим и Дан или Тайна «Разбитой коленки».
Александр Папченко (Екатеринбург) - за повести «Две пригоршни удачи» и «Жил-был принц».
Борис Тараканов, Антон Федоров(Москва) - за роман «Колесо в заброшенном парке».

Владислав Бахревский (пос. Селятино Московской области) - за сборник повестей для детей «Чудеса за порожком» и за роман для юношества «Бородинское поле».
Сергей Борисов (г. Шадринск, Курганская обл.) - за «Энциклопедический словарь русского детства».
Василий Быковский (г. Муравленко, ЯНАО) - за книгу «Дикий Запад и Западная Сибирь».
Аркадий Мар (США, Нью-Йорк) - за повести «Маленькие повести о больших музыкантах» и сборник рассказов и повестей «Прошлая жизнь»
Вадим Хапаев, Юрий Викторов (Севастополь) - за литературный сценарий документально-художественного фильма. «Севастополь. Испытание войной».
Олег Раин (Андрей Щупов) (Екатеринбург) - за роман для подростков «Слева от солнца».

художники:
Евгений Медведев (Москва),
Евгений Пинаев (Свердловская обл., пос Калиново),
Евгения Стерлигова (Екатеринбург).

2009 — премия не вручалась

Юрий Лигун (Украина, Днепропетровск) - за сборник рассказов «Карасёнки-поросёнки».
Юлия Лавряшина (Россия, Москва) - за повесть «Улитка в тарелке».
Елена Ракитина (Россия, Санкт-Петербург) - за сборник рассказов «Похититель домофонов».
Роман Федин (Россия, Тула) - за рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Михаил Логинов (Россия, г. Санкт-Петербург) и Евгений Аврутин (Великобритания) - за роман «Дочь капитана Летфорда, или Приключения Джейн в стране Россия».
Юлия Кузнецова (Россия, г. Москва) - за повесть «Помощница ангела».
Елена Владимирова (Россия, г. Тамбов) - за повесть «Младшие Экзюпери».
Екатерина Каретникова (Россия, г. Санкт-Петербург) - за повесть «Июньские приключения».

Павел Калмыков (Петропаловск-Камчатский) - за книгу «Клад и другие полезные ископаемые».
Наталья Евдокимова (Санкт-Петербург) - за произведение «Конец света».
Наиль Измайлов (Москва) - за произведение «Убыр».
Эдуард Веркин (Воркута, роман «Облачный полк») и Анна Игнатова (Санкт-Петербург, произведение «Верю - не верю»).

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак (в соавторстве; Беларусь, Минск) - за книгу «Смерть Мёртвым душам!».
Анастасия Малейко (Челябинск) - за книгу «Моя мама любит художника».
Алексей Олейников (Москва) - за произведение «Сказки Синего леса».
Варя Еналь (Украина, Севастополь) - за книгу «Мы можем жить среди людей».

Востоков Станислав (Ташкент)- за книгу «Фрося Коровина».
Дашевская Нина (Тверь) - за повесть «Вилли».
Крейцвальд Анна-Мария (Польгуева Екатерина) (Москва) - за повесть «Марта».

Амраева Аделия (Казахстан, п. Береке) - за повесть «Я хочу жить».
Федотова Мария (Россия, Республика Саха, Момский улус, село Хонуу) - за повесть «Шалунья Нулгынэт» в специальной номинации «Малая Родина – Большая Россия» (перевод с языков народов России. Переводчик Ариадна Борисова).

Справка:

Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда. Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона»» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
В настоящее время у Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества» , «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков» .
Крапивин внес огромный вклад в воспитание нескольких поколений детей. Автор нескольких сотен книг, переведенных на десятки языков, продолжает активную деятельность по формированию высокой нравственности и духовности среди читателей.

«Книгуру»

Всероссийский ежегодный конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества. Призовой фонд составляет 1 миллион рублей.

«Книгуру» - всероссийский ежегодный конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества.

Конкурс учрежден в 2010 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности».

Основные цели конкурса:

Найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков.
Сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии.
Способствовать сохранению общего культурного пространства России.Принимаются русскоязычные тексты объемом от двух до десяти авторских листов (80000-400000 печатных знаков с пробелами). Место жительства, возраст и гражданство автора значения не имеют. Призовой фонд конкурса составляет 1 миллион рублей.

Победители выбираются прямым читательским голосованием. В состав жюри конкурса «Книгуру» входят только дети и подростки из России и других стран мира. Членом жюри может стать любой школьник (10-17 лет), подавший заявку через сайт.

Произведения, вошедшие в сформированный экспертами короткий список, в течение года находятся в свободном доступе на официальном сайте.

В 2016 году конкурс проводит и призовое вознаграждение выплачивает ООО «Волон».

Лауреаты:

2010-2011

1-е место: Ася Петрова со сборником рассказов «Волки на парашютах»
2-е место: Ая эН с романом «Библия в SMSках»
3-е место: Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак с повестью «Время всегда хорошее».

2011-2012

1-е место: Эдуард Веркин с романом «Облачный полк»
2-е место: Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак со сборником рассказов «Шекспиру и не снилось»
3-е место: Ирина Костевич с повестью «Мне 14 уже два года».

1-е место: Анатолий Орлов со сборником рассказов «Истории, которые нашептали деревья»
2-е место: Николай Назаркин с повестью «Три майские битвы на золотом поле»
3-е место: Валерий Роньшин с повестью «Семь историй о сэре Исааке Ньютоне».

2012-2013

Номинация «Художественная литература»

1-е место: Светлана Лаврова с повестью «Куда скачет петушиная лошадь»
2-е место: Юлия Кузнецова с повестью «Где папа?» и Нина Дашевская с повестью «Скрипка неизвестного мастера»
3-е место: Владимир Аренев с повестью «Душница» и Ирина Лукьянова с повестью «Стеклянный шарик».

Номинация «Познавательная литература»

1-е место: Михаил Колодочкин со сборником историй, фактов и случаев «Мужчинам до 16 об автомобиле»
2-е место: Игорь Жуков со сказкой «Русская пленница французского кота»
3-е место: Владимир Березин с романом «Последний мамонт».

1-е место: Елена Ленковская с познавательной книгой «Сокровища Рифейских гор»
2-е место: Станислав Востоков с юмористической повестью «Фрося Коровина»
3-е место: Евгений Рудашевский с повестью «Здравствуй, брат мой Бзоу».

1-е место: Нина Дашевская со сборником рассказов «Около музыки»
2-е место: Дмитрий Казаков с повестью «Московская метель»
3-е место: Татьяна Рик со сборником маленьких повестей «Чур, Володька — мой жених!»

1-е место: Нина Дашевская с повестью «Я не тормоз»
2-е место: Анастасия Строкина со сборником сказок «Кит плывёт на север»
3-е место: Станислав Востоков со сказочной повестью о животных «Криволапыч».

Один из крупнейших российских конкурсов в области детской и юношеской литературы. Победители и призеры конкурса награждаются специальными призами. Главным призом конкурса «Новая детская книга» является контракт с издательством «РОСМЭН» ; лучшие произведения участников конкурса издаются в иллюстрированном сборнике.

Один из крупнейших российских конкурсов в области детской и юношеской литературы.

Конкурс проводится с целью привлечь внимание читателей к современной российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг и дать им возможность опубликовать свои произведения.

Победители и призеры конкурса награждаются специальными призами. Главным призом конкурса «Новая детская книга» является контракт с издательством “РОСМЭН”, лучшие произведения участников конкурса издаются в иллюстрированном сборнике. Независимо от мнения жюри, издательство “РОСМЭН” рассматривает и другие поступившие на конкурс рукописи на предмет возможной публикации.

На конкурс принимаются ранее не публиковавшиеся произведения, написанные на русском языке.

В 2014 г. в конкурс введена специальная номинация для художников-иллюстраторов «Новая детская иллюстрация «. С победителем номинации издательство «РОСМЭН» заключает контракт на иллюстрирование одной из будущих новинок.

Конкурс поддерживают известные писатели, эксперты в области литературы, искусства, кино- и медиа-индустрии, известные медийные персоны, профессионалы книжного и издательского рынка.

В конце ноября 2016 года будет объявлен новый сезон, станут известны номинации
конкурса и его регламент.

I сезон (2009-2010)

На конкурс было прислано 2915 работ. В финал конкурса вышло 40 рукописей в двух номинациях.

Лауреаты:

«Детская проза и стихи»:

I место – Ирина Наумова, “Господин Куцехвост”
II место – Римма Алдонина, “Два веселых толстяка”
III место – Нина Саранча, “Три метра соленого ветра”

«Приключения и фэнтези»:

Справка:

Астрид Анна Эмилия Лидгрен (урожденная Эриксон) родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нас, недалеко от Виммербю (Швеция). После окончания школы работал в местной газете, затем в 1926 году переехала в Стокгольм и поступила в школу секретарей. Знаменитая “Пеппи Длинныйчулок” появилась в 1944 году благодаря дочери Карин — писательница рассказывала заболевшему ребенку истории про рыжеволосую девочку. Астрид Линдгрен экспериментировала в самых разных жанрах — только за 1944 — 1950 годы она сочинила трилогию о Пеппи Длинныйчулок, две повести о детях из Бюллербю, три книжки для девочек, детектив, два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки. В 1957 стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. В 1958 ей была присуждена медаль Андерсена за гуманистический характер творчества. Также писательница занималась общественной деятельностью, разоблачая малоэффективное правительство социал-демократов и выступая за права животных.
Астрид умерла в Стокгольме в 2002 году.

Если считать книжки-картинки, то в общей сложности из-под ее пера вышло около восьмидесяти произведений. Они переведены на 90 языков и изданы в 100 странах.
Можно говорить, что Астрид Линдгрен совершила “некую” революцию в мире детской литературы — с ее появлением книги стали менее дидактичными и назидательными, а авторы начали говорить с ребенком на его языке на любые темы.

Кроме ALMA существуют еще две награды, носящие имя писательницы:

Премия Астрид Линдгрен (The Astrid Lindgren Prize) — в 1967 в честь 60-летнего юбилея Линдгрен издательский дом Rabén & Sjögren учредил ежегодную премию в области детской и юношеской шведской литературы. Призовой фонд — 50 000 SEK

Общество девяти учредило премию “Samfundet De Nios Astrid Lindgren-pris” в 1997 году в честь 90-летнего юбилея Астрид. Премия присуждается писателям и исследователям детской литературы. Призовой фонд — 125 000 SEK

Международные премии

Премия имени Ханса Кристиана Андерсена — одна из самых престижных наград в области детской литературы, ее часто называют “малой Нобелевской премией”.

Премия была учреждена в 1956 году Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY) и вручается один раз в два года, 2 апреля — в день рождения великого сказочника. В 1967 году этот день был объявлен Международным днем детской книги — в знак глубокого уважения и любви к Андерсену.

В обоих случаях с инициативой выступила Йелле Лепманн — немецкая писательница и деятель культуры. Широкую известность получила ее фраза: “дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья.”

Изначально лауреатами могли быть только писатели (Hans Christian Andersen Author Award), но с 1966 года премия вручается и лучшим художникам-иллюстраторам (Hans Christian Andersen Award for Illustration).

Кандидаты на соискание премии выдвигаются национальными секциями Международного совета по детской книге IBBY. Помимо общих литературных заслуг и мастерства, жюри оценивает способность автора смотреть на мир детскими глазами, пробуждать в ребенке интерес и фантазию. Награда — золотая медаль с профилем Ханса Кристиана Андерсена — присуждается только здравствующим писателям и художникам.

За всю историю имя представителя СССР в списках лауреатов прозвучало лишь единожды: художник и иллюстратор Татьяна Маврина получила медаль в 1976 году. Но многие детские писатели и иллюстраторы из России были награждены Почетными дипломами, которые присуждаются лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных в странах, являющихся членами Международного совета.

Российский Совет по детской книге входит в международный Совет конкурса с 1968 года. В 1974 году было особо отмечено творчество Сергея Михалкова, а в 1976 – Агнии Барто. Также почётные дипломы были в разные годы вручены писателям Шаукату Галиеву за детскую татарскую книгу, переведённую на русский язык “Заяц на зарядке” (“Физзарядка ясый куян”), Анатолию Алексину за повесть “Действующие лица и исполнители”, Валерию Медведеву за поэму «Фантазии Баранкина», Юрию Ковалю за книгу повестей и рассказов “Самая легкая лодка в мире», Эно Рауду за первую часть тетралогии повестей-сказок “Муфта, Полботинка и Моховая Борода” и не только; художникам-иллюстраторам Юрию Васнецову, Виктору Чижикову, Евгению Рачеву и другим; переводчикам Борису Заходеру, Ирине Токмаковой и Людмиле Брауде.

  • 1956 Элинор Фарджен (Eleanor Farjeon, Великобритания)
  • 1958 Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren, Швеция)
  • 1960 Эрих Кестнер (Erich Kästner, Германия)
  • 1962 Мейндерт Де Йонг (Meindert DeJong, США)
  • 1964 Рене Гийо (René Guillot, Франция)
  • 1966 Туве Янссон (Tove Jansson, Финляндия)
  • 1968 Джеймс Крюс (James Krüss, Германия), Хосе-Мария Санчес-Силва (Испания)
  • 1970 Джанни Родари (Gianni Rodari, Италия)
  • 1972 Скотт О’Делл (Scott O’Dell, США)
  • 1974 (Maria Gripe, Швеция)
  • 1976 Сесил Бёдкер (Cecil Bødker, Дания)
  • 1978 Паула Фокс (Paula Fox, США)
  • 1980 Богумил Ржиха (Bohumil Říha, Чехословакия)
  • 1982 Лижия Божунга (Lygia Bojunga, Бразилия)
  • 1984 (Christine Nöstlinger, Австрия)
  • 1986 Патрисия Райтсон (Patricia Wrightson, Австралия)
  • 1988 Анни Шмидт (Annie Schmidt, Нидерланды)
  • 1990 Турмуд Хауген (Tormod Haugen, Норвегия)
  • 1992 Вирджиния Гамильтон (Virginia Hamilton, США)
  • 1974 Фаршид Месгали (Farshid Mesghali, Иран)
  • 1976 Татьяна Маврина (СССР)
  • 1978 Свенд Отто С. (Svend Otto S., Дания)
  • 1980 Суекичи Акаба (Suekichi Akaba, Япония)
  • 1982 Збигнев Рыхлицкий (Zbigniew Rychlicki, Польша)
  • 1984 Мицумаса Анно (Mitsumasa Anno, Япония)
  • 1986 Роберт Ингпен (Robert Ingpen, Австралия)
  • 1988 Дусан Каллай (Dusan Kállay, Чехословакия)
  • 1990 Лисбет Цвергер (Lisbeth Zwerger, Австрия)
  • 1992 Квета Пацовская (Kvĕta Pacovská, Чешская Республика)
  • 1994 Йорг Мюллер (Jörg Müller, Швейцария)
  • 1996 Клаус Энсикат (Klaus Ensikat, Германия)
  • 1998 Томи Унгерер (Tomi Ungerer, Франция)
  • 2000 Энтони Браун (Anthony Browne, Великобритания)
  • 2002 (Quentin Blake, Великобритания)
  • 2004 Макс Велтёйс (Max Velthuijs, Нидерланды)
  • 2006 Вольф Эрлбрух (Wolf Erlbruch, Германия)
  • 2008 Роберто Инноченти (Roberto Innocenti, Италия)
  • 2010 Ютта Бауэр (Jutta Bauer, Германия)
  • 2012 Петр Сис (Petr Sís, Чехия)
  • 2014 Роджер Мелло (Бразилия)
  • 2016 (Rotraut Susanne Berner, Германия)

«Книга года»

Ежегодный национальный конкурс «Книга года» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 1999 году в целях поддержки российского книгоиздания, поощрения лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганды чтения в России.

В 2016 году в номинации «Вместе с книгой мы растем» победил Григорий Кружков со сборником стихов «Чашка по-английски» .

Григорий Кружков - поэт, переводчик, эссеист, исследователь англо-русских литературных связей. Автор семи книг стихов. В 2016 году Григорий Кружков - поэт, лауреат Государственной премии Российской Федерации, один из лучших переводчиков англоязычной поэзии на русский язык, познакомивший читателей с произведениями Уильяма Шекспира, Томаса Уайетта, - стал лауреатом премии Александра Солженицына.

Григорий Кружков "Чашка по-английски"

По мотивам стихов Спайка Миллигана

А знаете ли вы, что случается, когда автор затевает игру со словом и с читателем? Сразу же начинают расти грюши (да-да, именно грЮши), а у входа в магазин вас встречает мульмуля и заводит на мульмульском языке светскую беседу. Вы больше не сможете представить себе мир, где нет бедного Ёрзи-Морзи и скромного слонёнка с Беркли-стрит, и узнаете, что если бы Наполеон не форсил, то выиграл бы бой при Ватерлоо.

Григорий Кружков смело экспериментирует со словами, а художник Евгений Антоненков принимает правила и мастерски ведёт игру.

Как объясняет сам автор в предисловии к книге, получившиеся на русском языке тексты трудно назвать переводами. Скорее, он их пересказал, «переиграл»: «Миллиган играет - со словом, со смыслом, с читателем. И моя задача была та же самая: уловить его правила и включиться в игру». То есть добиться того же смехового, абсурдного эффекта, но уже средствами русского языка».

Мемориальная премия Астрид Линдгрен


Международная литературная премия памяти Астрид Линдгрен, вручаемая за вклад в развитие детской и юношеской литературы, в 2016 году присуждена американской писательнице, проживающей сегодня в Лондоне, Мэг Розофф , чьи произведения в полной мере «отражают дух Астрид Линдгрен».

Конкуренцию писательнице составляли более двух сотен авторов, иллюстраторов и творческих объединений из 59 стран мира. Среди соискателей были и наши соотечественники - писатель Артур Гиваргизов, художники Анастасия Архипова и Сергей Любаев.

Мэг Розофф - автор ряда произведений для юных читателей, самым известным из которых можно назвать дебютный роман «Как я теперь живу» (в экранизации Кевина Макдональда 2013 года - «Как я теперь люблю»). Она родилась в США, с 1989 года живет в Лондоне, где прежде обучалась в Центральном колледже имени святого Мартина. Работала копирайтером, в 2004 году был издан ее дебютный роман, за которым последовало еще несколько произведений детской художественной литературы, а также «Гид по Лондону» в научно-популярном жанре. На русский язык романы Мэг Розофф пока не переводились.

Всероссийская литературная премия имени С. Я. Маршака

Премия учреждена в 2004 году издательством «ДЕТГИЗ» и Союзом писателей Санкт-Петербурга. Премия вручается в двух номинациях - проза и поэзия - за лучшую книгу, ставшую явлением сегодняшней литературы. С 2013 года появилась ещё одна номинация - за яркий дебют.

В номинации «Поэзия» награду получил Вадим Левин за книгу «Стихи с горчицей» , сборник новых стихов и поэтических переложений из детской зарубежной классики.

В номинации «Проза» победил Сергей Ив. Иванов с остроумным циклом «Детский курс…» , который завершается книгой «Детский курс античной мифологии». Хотя книги «Детского курса…» не стоит использовать при составлении рефератов, сдаче экзаменов и сочинении диссертаций, их можно и нужно читать с удовольствием!

В номинации «Дебют» наградили молодого писателя Алексея Лисаченко . Его «Алфавитные сказки» , полные тепла, доброты, живого юмора, рассказывают про чудеса, которые происходят в мире.

Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина

Премия за лучшее прозаическое произведение для детей среднего школьного возраста учреждена с целью стимулирования литературной деятельности в русле заложенных В. П. Крапивиным традиций.

В литературной премии важны традиции. В «Крапивинке» есть несколько важных традиций: она вручается в день рождения писателя - 14 октября, а также лауреаты получают не просто грамоту, а памятую медаль, которую прицепляют на лацкан. Премия была учреждена десять лет назад, и за это время стала престижным призом. Если в год основания заявок было 40, то в 2016 году их поступило уже 247 из десяти стран, в том числе из Великобритании, Латвии, Кипра, Киргизии, Украины.

Лауреатами в 2016 году стали

Ася Кравченко «Вселенная, какие планы?» (Москва).

Анна Никольская «Я колбасника убил» (Великобритания).

Повесть Анны Никольской основана на воспоминаниях отца автора о военном детстве. Многие отметили, что повесть запала в душу, она правдива, она впечатляет.

Кристина Стрельникова «Тётя Шляпа. Охота на Тамаранду» (Уфа).

Замечательная сказка для детей, смешная и необычная.

Влада Харебова «Страница один» (Латвия)

Дебютный роман поэтессы и художника Влады Харебовой - для подростков и бывших подростков. Действие происходит в Цхинвале в 1989-1990 годах. Многие члены жюри отметили, что это не роман, а настоящий эпос. Эпос о жизни подростков в условиях грузинской агрессии против Южной Осетии в 1989-1990 годах.

Специальные призы получили

«Выбор Командора» - специальный приз за произведение, которое лично отмечает Владислав Крапивин. Его получил москвич Пётр Власов за произведение «Драуген. История «звёздного» мальчика».

Приз детского жюри отряд «Каравелла» получили Екатерина и Павел Каретниковы за «Город Семи Ветров».

Викторию Ледерман и её «Всего одиннадцать! Или "Шуры-муры" в пятом "Д"» наградила Общероссийская общественная организация «Детские и Молодежные социальные инициативы».

Дарья Доцук за книгу «Поход к двум водопадам» получила приз Екатеринбургского Дома учителя

Анна Анисимова за «Истории Цветного проезда» удостоена приза Объединённого музея писателей Урала, а Елену Ленковскую («По ту сторону покойника») отметили журнал «УРАЛ» и Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга.

Литературная премия имени Корнея Чуковского

Премия имени Корнея Чуковского присуждается писателям по совокупности заслуг перед детской литературой. Премия вручается в нескольких номинациях, но лауреатом можно стать лишь единожды.

В номинации «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной литературе» - Вячеслав Абрамович Лейкин (Царское Село).

В номинации «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной литературе» - Олег Семёнович Бундур (Кандалакша).

Приз читательских симпатий «Золотой крокодил» вручен автору стихов знаменитого шлягера «Пусть бегут неуклюже» Александр Павлович Тимофеевский (Москва).

Международный конкурс имени Сергея Михалкова

«Сегодня - дети, завтра - народ!» Эта фраза Сергея Михалкова стала девизом международного конкурса на лучшее произведение для подростков. На пятый конкурс в Москве поступило более трёхсот заявок. В финал вышло 13. Жюри работало с рукописями, не зная авторов.

«Это очень трудное дело писать для детей, чтобы это было и не сюсюканье, с одной стороны, и не слишком сложно. В этом смысле я должен без лишней скромности сказать, что мой отец в этом смысле был поразительно точен, потому что он писал, говорил с детьми не как взрослый, а как с себе равными, поэтому мама всегда говорила, что Сереже всегда 13 лет», - вспоминает режиссер Никита Михалков.

Второе место занял Михаил Фёдоров с повестью «Два всадника на одном коне».

Третью премию поделили между собой Андрей Максимов , представивший роман «Солнце на дороге», и Александр Турханов с повестью «За горами, за лесами».

Повести Андрея Максимова и Михаила Федорова рассказывают о приключениях героев в Древней Руси, а герой книги Александра Турханова отправляется к отцу в Сибирь и встречает свою любовь.

Юношеское жюри учредило специальный приз. Им наградили Сюзанну Кулешову за повесть «Литейный мост» о Петербурге.

«Книгуру»

Конкурс учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности». Как сообщается на сайте премии, «цель конкурса - найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков, сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии».

«В этом году наблюдалось большое разнообразие жанров, - считает эксперт конкурса, литературный критик Евгения Шафферт. - Авторскую сказку потеснили мемуарные и полудокументальные тексты, при этом в фокус интересов авторов попадает уже не только советское детство, историческое и художественное осмысление которого идёт уже давно, но и 90-е годы. Вырастает новое поколение авторов, готовых работать с мифом о «лихих 90-х», переосмысливать его и наполнять новым содержанием. Итог, как всегда в «Книгуру», получился очень интересным».

Первое место заняла Ая Эн с романом «Абсолютно необитаемые».

Фантастическая повесть с параллельными пространствами, нетривиальной физикой и невероятными возможностями для любого, у кого есть воображение. Как выжить на необитаемом острове и что будет, если превратиться из мутанта в мутангела?

На втором месте - Артем Ляхович и его повесть «Черти лысые».

Два очень разных подростка Марик и Лянка чувствуют себя одинокими и не очень нужными родителям, поэтому быстро находят общий язык и решают сбежать из дома к волшебной мечте. Понятно, что ничем хорошим это кончиться не может. По пути на них обрушиваются неприятности, но и чудесные люди тоже встречаются.

Третье место присуждено Ларисе Романовской с произведением «Удалить эту запись?»

Дневник девятиклассницы Веры примерно за учебный год. Школа, учителя, одноклассники - контакты и конфликты, много самокопания, много подросткового максимализма, безапелляционность и резкость, но при этом искренние попытки понять других людей и увидеть в них что-то хорошее, потому что Вера сама всё-таки хороший человек. Почти у любого читателя-подростка такая же семья и школа, такие же трудности в жизни и такие же возможности их преодолеть.

«Новая детская книга»

«Новая детская книга» - один из крупнейших российских конкурсов в области детской и юношеской литературы. Конкурс проводится с целью привлечь внимание читателей к современной российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг и дать им возможность опубликовать свои произведения. Главный приз премии - контракт с издательством «РОСМЭН» на издание победившей рукописи или на иллюстрирование будущей книги.

В VII сезоне конкурса работы принимались в трех основных номинациях: «Внеклассные истории», «Мир фэнтези», «Новая детская иллюстрация». Вновь была объявлена специальная номинация «Родная природа». В каждой из этих номинаций в финал вышли 10 работ. Всего поступило 3150 заявок из более чем 40 стран мира. Самая западная заявка пришла из Калифорнии, США. Самая восточная - из Киёсу, Япония.

Места распределились следующим образом.

Номинация «Внеклассные истории»

1 место - Татьяна Русакова (Россия, г. Новосибирск) «Фея Бориса Ларисовна».

Добрая и трогательная повесть про школьные приключения первоклашки Юньки Лутикова. У первоклассника Юньки Лутикова самая прекрасная в мире учительница - красивая, добрая, даже в футбол с мальчиками может поиграть. Но однажды для всего 1 "А" все изменилось - их любимая Елена Сергеевна больше не приходит к ним на занятия, а вместо неё учителем становится Лариса Борисовна - похожая на Шапокляк. Юнька с друзьями в сердцах даже прозвали её Бориса Ларисовна. Где же Елена Сергеевна? Что с ней стало? Вернётся ли она? Все эти вопросы ученики 1 «А» задают друг другу. Одной из одноклассниц Юньки приходит мысль о том, что Елену Сергеевну держат в плену феи - ведь все совпадает: и загадочные послания с цветным шнурочком, и флешка с видео... В этой повести Юньке предстоит много открытий и про самого себя, и про то, что иногда все не так, как кажется с первого раза.

2 место - Юрий Никитинский (Украина, г. Киев) «Вовка, который оседлал бомбу».

3 место - Анна Ремез (Россия, г. Санкт-Петербург) «Шоколадный хирург и другие истории».

Номинация «Мир фэнтези»

1 место - Мила Юрина (Россия, пос. Октябрьский) «Макабр».

Раз в вечность проходит великая игра Макабр. Соревнование живых и мёртвых за право открыть дверь в мир, где есть всё. Теодор живет в лесу, он нелюдим и не имеет друзей. Но однажды его тень принимает очертания двери, а родители бесследно исчезают. Тео вынужден стать участником Макабра, где подружится с мертвецами, - ведь только они помогут любить жизнь, полную опасностей и тайн, но такую прекрасную и манящую. Чтобы обыграть Смерть, ему нужно помнить: «Когда ты жив, для тебя открыта любая дверь…»

2 место - Евгений Рудашевский (Россия, г. Москва) «Земли Эрхегорда».

Книга о приключениях в затерянной среди гор древней стране. Главным героям предстоит раскрыть тайны далёкой эпохи, когда в этот край спустились первые переселенцы: нашли плодородные, красивые, но отчего-то заброшенные Земли. Попадая из одной передряги в другую, оказываясь в загадочных и гиблых местах, главные герои ещё не подозревают, что в своём путешествии сыграют ключевую роль в современной истории Земель Эрхегорда. В этой книге их путешествие только начинается. А продолжение путешествия, очевидно, будет в других книгах серии.

3 место - Алека Вольских (Россия, г. Симферополь) «Мироискатели. Паутина Старого Города».

Главные персонажи книги, с которыми читатели встретятся уже на первых страницах - Динка - обаяшка, колючка, живчик, любопытная девочка со способностями! Еще пару дней, и она прибежит к вам домой попросить соли. А может, вы встретите ее на улице с плейером в ушах, в автобусе. Наверняка, она подружится с вами. И окажется самым верным и преданным другом. Руи - это не ангел и не робот. Это полноценный мир эмоций - от отрицательных до положительных, идеальный парень, в которого невозможно не влюбиться, но потом сложно любить.

Специальная номинация «Родная природа»

1 место - Анастасия Строкина (Россия, г. Москва) «Совиный волк Бубо».

2 место - Михаил Пегов (Россия, г. Нижний Новгород) «Где кикимора живет».

3 место - Дмитрий Ищенко (Россия, г. Мурманск) «В поисках мальчишеского бога».

Дмитрий Ищенко - журналист, сценарист, продюсер. Родился в городе Апатиты. Окончил Московский государственный университет печати. Автор и режиссер документальных фильмов, победитель и призер российских и международных сценарных конкурсов, теле- и кинофестивалей. Живет в Мурманске.

Номинация «Новая детская иллюстрация»

1 место - Инна Папоротная (Беларусь, г. Гродно). Работы: «Ванна», «Семейство коала», «Дракон комодо», «Улитка».

2 место - Алексей Черепанов (Украина, г. Харьков). Работы: «Сказки дядюшки Римуса», «Ветер в ивах».

3 место - Вадим Бутаков (Россия, г. Москва). Работы: «Улитка», «Умный кролик», «Бездомная лягушка», «Кролики и ролики».

Вручены специальные призы

Выбор библиотек. Внеклассные истории - Татьяна Русакова за произведение «Фея Бориса Ларисовна» (Россия, г. Новосибирск)

Выбор библиотек. Мир фэнтези - Светлана Решенина за работу «Наруза. Продавец ветра» (Россия, г. Тольятти)

Выбор Terra Incognita - Алека Вольских за произведение «Мироискатели. Паутина Старого Города» (Россия, г. Симферополь)

Книжная премия Рунета

Книжная премия Рунета - ежегодная награда в сфере литературного дела и книжного бизнеса в Интернете. Награду получают лучшие российские и зарубежные авторы, а также книжные проекты по итогам выбора Экспертного совета и народного голосования пользователей Рунета.

Это первая книга фэнтези-серии «Лунастры». Нашу Землю населяют три расы - безликие (это мы, обычные люди) и двуликие - астры, черпающие силу у звезд и лунаты, поклоняющиеся Луне. При полном неведении безликих идет борьба двуликих рас. Кто победит - получит новый мир, Астралис, где двуликие смогут жить свободно. А победа, как часто бывает, зависит от того, как сложится судьба нескольких людей, нередко совсем юных. Герои нового цикла популярной писательницы Натальи Щербы, на первый взгляд, всего лишь подростки, но у каждого из них есть своя тайна, свое предназначение и свой путь.

Составитель: библиограф ГДЮБ Е. Сухарева.

Татьяна Валерьевна, читающей публике хорошо известны премии, которые вручаются за взрослые книги. Их не так много, как хотелось бы, но они все-таки есть. А какие премии существуют сегодня в области детской книги?

Для начала надо назвать две самые заметные премии: это Государственная премия в области литературы и искусства для детей и юношества и Премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Государственная премия в ХХI веке присуждалась только один раз: в 2002 году ее получила Ирина Токмакова за книгу стихов «Счастливого пути». Заслуженная и вполне предсказуемая награда. Можно считать, что этой премией мы завершили ХХ век - «золотой век» советской детской литературы.

Премией Правительства РФ в области культуры из детских писателей были отмечены Эдуард Успенский за книгу «Истории про девочку со странным именем» и Альберт Лиханов за дилогию «Русские мальчики. Мужская школа». Но это тоже скорее признание заслуг, нежели реальная рекомендация читателям. У награжденных авторов принципиально разные подходы к детской литературе: Эдуард Успенский - мастер современной иронической сказки, Альберт Лиханов - представитель реалистической школы (так и хочется сказать «социалистического реализма»). О возрастной адресации премированных произведений говорить сложно. Книга Эдуарда Успенского написана просто и рассчитана, вроде бы, на младших школьников, но в ней много непонятных ребенку отсылов к политической истории современной России. То есть здесь как раз та ситуация, когда автор прячется за ширму стандартной рекомендации «для чтения взрослыми детям». А повести Альберта Лиханова адресованы старшим подросткам и взрослым.

В 2011 году лауреатом правительственной премии стали Валерий Воскобойников за серию книг «Жизнь замечательных детей» и Юнна Мориц за книгу «Крыша ехала домой». Это детские, хорошие, правильные и нужные книги.

Как вы сказали, смысл этих премий - в признании заслуг. По большому счету, они родственны премиям советских времен. Вряд ли можно сказать, что они как-то влияют на рынок детской литературы или стимулируют книгоиздательский процесс. Изменилась ли в этом смысле ситуация с премиями?

С 2003 по 2008 год существовал Всероссийский конкурс «Алые паруса», учрежденный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Среди его лауреатов - очень непохожие в своем творчестве писатели и поэты. На конкурсе также отмечались художники книги и целые проекты: например, детский проект Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других» по воспитанию толерантности. В одной из номинаций отмечались литературные критики.

С 2005 по 2009 год существовала Национальная детская литературная премия «Заветная мечта», которая была учреждена по инициативе Группы компаний «МИАН» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этот проект сильно отличался от всего, что существовало ранее. В частности, на соискание премии принимались прозаические произведения для детей среднего и старшего школьного возраста, написанные на русском языке, а также авторские переводы текстов, написанных на других языках. У премии была сложная структура: большая и малая премии (по объему произведений), внутри каждой из них - три места, а кроме того - премии в специальных номинациях и еще «приз симпатий литературного совета». Победившие в двух первых сезонах произведения были изданы за счет учредителей колоссальным тиражом, который бесплатно распространялся по детским и школьным библиотекам страны. Можно спорить о качестве отобранных для издания рукописей, но это споры из области вкусовых предпочтений. Факт остается фактом: такого мощного проекта не было раньше, и сейчас больше нет.

- «Алый парус», «Заветная мечта» - это все в прошлом. А в настоящем? Какие премии существуют сегодня?

Ежегодно профессиональное сообщество книгоиздателей присуждает премию «Книга года», которая вручается на Международной московской книжной выставке-ярмарке. В номинации «Вместе с книгой мы растем» рассматриваются книги отечественных авторов для детей и юношества, получившие признание читателей, положительные отзывы критики и детских библиотек. Причем рассматривается именно книга как целостный полиграфический продукт, а не только текст.

Правильно ли я понимаю, что эту премию издатели вручают издателям? То есть людям, которые сами же эти книги и печатают. Конечно, хорошо, что есть и такая премия. Но получается, что это «внутрицеховая» премия, и она, по-видимому, решает какие-то локальные задачи. Ведь известно, что интересы издателей и писателей (художников, переводчиков) пересекаются, но никогда полностью не совпадают.

Есть и другие «внутрицеховые» премии. Например, премия «Мастер», учрежденная гильдией «Мастера литературного перевода». В 2010 году эта премия впервые была вручена за литературный перевод книг для подростковой аудитории.

К разряду «внутрицеховых» можно отнести также Литературную премию имени Самуила Маршака и Литературную премию Корнея Чуковского.
Премия С. Маршака учреждена Союзом писателей Санкт-Петербурга и Администрацией города и ежегодно присуждается за произведения детской литературы (кроме переводов), опубликованные в России в предшествующем награждению календарном году.

Премия К. Чуковского учреждена Союзом писателей Москвы и Государственным Литературным музеем (отдел «Дом-музей Чуковского в Переделкине») при поддержке Правительства Москвы и вручается по совокупности заслуг детским поэтам, пишущим на русском языке в жанре игровой поэзии.

То есть по смыслу премия имени К. Чуковского похожа на государственную: через эту премию писательское сообщество объявляет о причислении того или иного поэта к «лику» классиков. Имена награжденных об этом красноречиво свидетельствуют.

Существуют и другие именные премии, каждая со своей идеологией: премия А.Н. Толстого, конкурс имени Сергея Михалкова, Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина.

Среди учредителей этих премий обязательно фигурирует либо Союз писателей, либо содружество писателей. То есть все они в большей или меньшей степени внутрицеховые.

Я бы не стала недооценивать «внутрицеховые» оценки. Столь придирчиво, как сами переводчики, художники, писатели, никто коллегу не оценит.

Я совсем не против внутрицеховых премий! Они, безусловно, престижные. Просто я считаю, что они решают определенные задачи на определенном поле. А за границами этого поля остается много других задач. Поэтому только внутрицеховых премий недостаточно.

Есть еще конкурсы, которые проводят издательства.

Победителями этих конкурсов чаще всего становятся те, кто написал не просто интересное произведение, а такое, которое в наибольшей степени отвечает издательской политике конкретного издательства.

Некоторые издательства обращаются к результатам литературных конкурсов («Время, «Самокат», «Нарния», «КомпасГид»). Но большинство рукописей лонг- и шорт-листов, увы, так и не находит своего издателя.

Важно назвать журнальные премии, точнее одну ныне существующую заметную премию - имени Юрия Коваля, которую присуждает своим авторам и художникам журнал «Мурзилка». А в 2008 году фонд «Династия» учредил премию «Просветитель» - за лучшее произведение научно-популярной литературы. Среди получивших эту премию книг есть и адресованные умным детям старшего возраста.

Но, наверное, самым интересным и независимым сегодня является литературный конкурс «Книгуру».

Эта премия подхватила эстафету «Заветной мечты». В рамках проекта «Книгуру» осуществляется принципиально новый подход к выбору лауреатов. Членом детского жюри может стать любой читающий подросток от 10 до 16 лет. Для этого надо зарегистрироваться на сайте конкурса и отправить заявку о включении в состав жюри. Голосуют зарегистрированные члены жюри в Интернете. Параллельно с детским голосованием идет голосование взрослых. Рукописи произведений, представленных на конкурс, выложены на сайте. С ними может познакомиться каждый желающий. Конкурс открытый, и рукописей приходит довольно много. В первом сезоне их было 403, а в шорт-лист вошло лишь 14. Кстати, результаты взрослого и детского голосований не совпали. В этом году результаты конкурса будут объявлены 20 марта, в канун Недели детской книги.

Одним из итогов конкурса является создание временной общедоступной интернет-библиотеки современной литературы для подростков, которая выставлена на сайте «книгуру.рф» в течение полугода.

В некоторых библиотеках придуманы свои способы отмечать лучшие книги.
Так, признанием качества книги можно считать ее включение в каталог «100 новых книг для детей и подростков», который выпускает Центральная государственная детская библиотека им. А.П. Гайдара, Издательский дом «Самокат», Издательская группа «Гранд-Фаир» и независимый литературный критик Ксения Молдавская.

В создании этого каталога принимают участие издательства. Не означает ли это, что они будут лоббировать свои собственные книги?

Механизм составления каталога «100 книг» мне не просто хорошо известен, но мы его сами и вырабатывали все шесть лет существования. Да, издательство «Самокат» инициировало рождение каталога, но, по нашим правилам, мнение «Самоката» по поводу собственных книг рассматривается наряду со всеми остальными точками зрения. А то, что в каталоге много книг «Самоката» - это отражение реальной книгоиздательской ситуации с книгами для подростков. «Самокат» - признанный лидер в издании подростковой литературы.

Наверное, нужно признать, что сейчас на поле подростковой литературы появились новые «игроки», которых в момент создания каталога еще не было или которые в то время еще «не доросли» до выпуска подростковых книг. Возможно, что конкуренция за лидерство усиливается. Но хочется верить, что коллектив «Гайдаровки» - признанный лидер среди экспертов библиотечного сообщества - имеет достаточно веса и сил, чтобы пересиливать неправильные тенденции. А вообще насколько заметно участие библиотек в «премиальной жизни» детских книг?

Яркий пример подобной активности демонстрируют читатели Ленинградской областной детской библиотеки. Там ежегодно составляют список лучших книг - определяют десятку года. Эти книги в фонде библиотеки маркируются значком «Нравится детям Ленинградской области». Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино ежегодно отправляет несколько отечественных книг в Мюнхенскую библиотеку. Там решается вопрос о включении лучших, по мнению наших немецких коллег, книг в международный список «Белые вороны».

Насколько я знаю, книги для рассмотрения мюнхенскими экспертами могут отправлять и сами издательства. Только они почему-то не прилагают особых усилий в этом направлении.

Давайте попробуем подвести итоги. Есть несколько внутрицеховых премий (среди них можно выделить более или менее престижные); есть премия «Просветитель» (к сожалению, с очень слабой информационной поддержкой); есть каталог «100 лучших книг», и всего одна премия, которая основана на голосовании читателей. Причем работает эта премия только в подростковом секторе. Ну, и знак качества «Нравится детям Ленинградской области» - прекрасная такая вещь, отражающая читательскую жизнь библиотек одного культурного региона, но тоже ориентированная на подростковую литературу.

Прямо скажем, не густо. Особенно - в области премий, инициированных общественными организациями и независимыми читательскими сообществами.

И что же потом удивляться, что маленькие издательства делают свой бизнес в основном на переводной литературе, а крупные издательства гонят невероятное количество макулатуры?

Издательства странным образом не заинтересованы в появлении новых авторов, боятся их. Так и говорят писателям: вещь ваша неплохая (или даже хорошая), но вы - неизвестный автор. А потому мы не можем вас печатать.
Кроме того, маленькое издательство не в состоянии справиться с оценкой потока рукописей. У него для этого нет человеческих ресурсов.

Маленькое издательство не решается экспериментировать с книжным дизайном, потому что у него нет гарантий, что будущая книга, которую ему предлагают, найдет своего читателя на рынке. А большому издательству нет нужды экспериментировать, потому что оно и не пытается выдать себя за элитное, имеющее изысканные эстетические амбиции.

Думаю, что наше книгоиздание будет зависеть от западных брендов и неконкурентным на мировом книжном рынке до тех пор, пока у нас не появится много разных премий. И инициировать эти премии должно не только государство, но и общественные организации, объединения читателей, а также бизнес, далекий от книгоиздательства.

Не думаю, что большое количество премий и конкурсов спасет читателей и издателей.

И не соглашусь с тем, что маленькие издательства не решаются экспериментировать с книжным дизайном. Мне кажется, что в основном они-то сегодня и экспериментируют, идут на риск.

Что до «независимости суждений», то я не доверяла бы на все сто процентов читательско-родительскому сообществу, если речь идет о детской литературе. Любой премии необходим экспертный совет. Это не снобизм. Если бы на читательский суд было бы представлено то количество непрофессионально написанных текстов, которые приходят на конкурсы, градус отечественной словесности резко понизился бы.

Но читатель-то есть разный. И мы говорим о создании компетентного, понимающего читательского сообщества, обладающего высоким вкусом. Понятно, что такое сообщество нужно бережно выращивать, формируя его активную читательскую позицию. И начинать растить такого читателя надо с того момента, когда малыш только говорить учится. У нас же достойной внимания считается только книга, адресованная подросткам. А как быть с книгами для самых маленьких? Для тех, кто только стартует как самостоятельный читатель?

О механизмах отбора рукописей для самых маленьких думать необходимо, здесь я с вами согласна.
В предыдущие два десятилетия обнаружились лакуны в подростковой литературе, и силы издателей, писателей и переводчиков были брошены туда.

Событиями в книгоиздании для маленьких становились переводные книги - такие как «Очень голодная гусеница». Сейчас ситуация изменилась. И в оценке книг для малышей должны принимать участие не только литературные критики, но и психологи, читательская общественность. Однако здесь у меня больше вопросов, чем ответов.

Благородным целям призван соответствовать значительный размер денежной премии (5 миллионов крон, что составляет около 800 тысяч долларов), который делает ее крупнейшей международной премией в области детской и юношеской литературы в мире. Солидная сумма служит не только демонстрацией того, насколько, по мнению учредителей премии, чтение важно для детей и подростков, но и стимулом к дальнейшим творческим поискам и достижениям для «тружеников литературного цеха», которые потенциально могут претендовать на почетное звание лауреата. Премия имени Астрид Линдгрен находится в ведении Шведского национального совета по вопросам культуры.

Авторы получают награду не за отдельные труды, а за весь результат своего творчества. Как уже была сказано, премию присуждают не только писателям. Иллюстраторы и сказители также включаются в число номинантов. Крое того премии могут быть удостоены люди и организации, которые своей деятельностью повышают интерес к чтению среди детей и подростков. При том, что премия присуждается ежегодно, в один год может быть один или сразу несколько лауреатов, независимо от их национальной принадлежности, места проживания, языка их произведений.

Инициаторы премии преследуют самые светлые цели полностью в духе Астрид Линдгрен. Они уверены, что в первую очередь книги учат подрастающее поколение понимать другие культуры, уважать духовные ценности других народов. Они полагают, что чем шире становится круг чтения детей и подростков, тем крепче будет их нравственный фундамент, на котором строится свободное общество. Наконец они верят, что внимание к кандидатам и лауреатам Премия имени Астрид Линдгрен помогает распространять их произведения, увеличивает количество переводов, тиражи, а значит помогает еще большему количеству детей получить доступ к лучшим образцам современной литературы.

Дети имеют право на хорошую, увлекательную, новаторскую, актуальную и серьезную литературу, полагают члены жюри, от которых зависит, кого из выдвинутых номинантов признают соответствующим духу несравненной Астрид Линдгрен. Писательница, подарившая миру Карлсона и Пеппи, Эмиля и Рони, сделала чрезвычайно много для развития детской литературы как вида искусства. Ее книги раздвинули границы мира книг для детей. Награда ее имени присуждается за творчество только самой высокой пробы, соответствующей.

Премия присуждается с 2003 года, однако в первый год ее существования не составлялся список номинантов, просто потому что еще не была организована система национальных представителей, имеющих право выдвигать своих кандидатов. Таким образом в 2003 году члены жюри присудили премию по своему выбору. Они остановились на двух эпохальных фигурах детской литературы ХХ века: американском писателе и художнике Мориса Сендака и австрийской писательнице Кристине Нёстлингер.

Лауреаты премии имени Астрид Линдгрен

2014 -Барбру Линдгрен, писательница, Швеция
2013 - Исоль, иллюстратор и писатель, Аргентина
2012 - Гус Куйер, писатель, Нидерланды
2011 - Шон Тан, иллюстратор, Австралия
2010 - Китти Кроутер, иллюстратор, Бельгия
2009 - Tamer Institute for Community Education, общественная организация, Палестина
2008 - Соня Хартнетт, писатель, Австралия
2007 - Banco del Libro, общественная организация, Венесуэла
2006 - Кэтрин Патерсон, писатель, США
2005 - Филип Пулман, писатель, Великобритания
Рёдзи Арай, иллюстратор, Япония
2004 - Лижия Божунга, писатель, Бразилия


Победителем премии в 2015 году стала благотворительная организация PRAESA из Южно-Африканской республики . Организация PRAESA изучает альтернативное образование и занимается обучением детей посредством детского литературного творчества.

Учреждена шведским правительством в 2002 году. Это самая крупная в мире премия в области литературы для детей и юношества. Цель награды - усиление интереса к детской и юношеской литературе и увеличение доступа к ней детям во всем мире. Сайт премии памяти Астрид Линдгрен

МУЖДУНАРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ Х. К. АНДЕРСЕНА

Лауреатами самой престижной международной премии в области детской литературы стали писатель Nahoko Uehashi (Япония) и художник книги - иллюстратор Роджер Мелло (Бразилия) .

Литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы.

МУЖДУНАРОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ
ИМЕНИ В. П. КРАПИВИНА

Лауреатами премии 2015 года стали два писателя: Аделия Амраева (Казахстан) с книгой «Я хочу жить» , в которой затронута проблема детского суицида, и

Мария Федотова (Якутск) с книгой «Шалунья Нулгынэт» в специальной номинации «Малая Родина - Большая Россия» (перевод с языков народов России). Повесть «Шалунья Нулгынэт» несколько лет назад была опубликована в республиканском литературно-художественном журнале «Полярная звезда». Сказка «Шалунья Нулгынэт» во многом автобиографична. В ней рассказывается о девочке, которая родилась в оленьей упряжке, как и сам автор.

Литературная премия, присуждаемая раз в год российскому или зарубежному автору, в честь российского детского писателя Владислава Петровича Крапивина. Вручается в день рождения писателя — 14 октября. Учредители — Ассоциация писателей Урала (2006 год) и Свердловский областной общественный фонд «Фонд Владислава Крапивина». Сайт премии

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ

ПРЕМИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества
premii_detskie_5.jpg

Лауреат - художник Евгений Медведев , «за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации детской и юношеской книги».

КНИГА ГОДА

В номинации «Вместе с книгой мы растём» лауреатом стала серия книг для семейного чтения «Про…» московского издательства «Арт Волхонка».

Варвара Мухина «Город от А до Я»

Книга Варвары Мухиной "По городу от А до Я" из серии "ПРО…" — это короткие заметки об архитектурных элементах и разных традициях, о современных и исчезнувших профессиях, о том, что составляет атмосферу городской жизни. Здесь можно узнать историю железобетона и цирка, лифта и бульвара. Рисунки известного иллюстратора Алексея Капнинского (Капыча) не просто дополняют текст, но по-своему продолжают и развивают его. Книга будет занимательным чтением для детей от 8 до 12 лет и их родителей.

Елена Борисова «Детство на кораблях»

Эта книга повествует о нелегкой судьбе детей моряков Русской эскадры, вынужденных в 1920 году покинуть берега России и отправиться в эмиграцию в тунисский город Бизерта. Детям довелось испытать трудности пути, шторм, тесноту и неизвестность. Однако дети остаются детьми… как и во все времена, они любят игры и развлечения, любят своих родителей и гордяться ими. Автор описывает их повседневную жизнь на кораблях-броненосцах, в Морском корпусе и на берегу. Очень интересен словарь морских терминов, приведенный в книге, а также описание устройства кораблей.

Елена Заручевская «Про крестьянские хоромы»

Книга Елены Заручевской рассказывает о таком удивительном явлении как северная крестьянская изба и убедительно показывает, что она является наследницей безвозвратно утраченных древнерусских хором. Легко и увлекательно написанная книга с богатым иллюстративным материалом может быть полезна не только школьникам и их родителям, но достаточно широкому кругу людей, интересующихся отечественной культурой.

ЯСНАЯ ПОЛЯНА

В номинации "Детство. Отрочество. Юность" лауреатом стал Валерий Былинский за книгу "Риф" (состоящую из повести "Июльское утро" и двенадцати рассказов).

В номинации «Победа» лауреатами стали представители:
Издательский дом «Аргументы и факты» за уникальное издание «Детская книга войны» (35 дневников, которые вели дети в 1941-1945 гг.) и
Издательский дом «Комсомольская правда» за сборник «Главные документы Великой Отечественной войны. 1941-1945» .

Учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и компанией Samsung Electronics. Согласно уставу - за лучшее художественное произведение традиционной формы в четырех номинациях. Результаты премии определяются постепенно ротируемым профессиональным жюри. Сайт премии: yppremia.ru

КНИЖНАЯ ПРЕМИЯ РУНЕТА

Ежегодная награда в сфере литературного дела и книжного бизнеса в Интернете. Одна из самых "массовых" отечественных литературных премий. Учреждена в 2011 году интернет-магазином Озон. С тех пор премия получила признание не только читательского, но и писательского сообщества. В интернет-голосовании в этом году приняли участие более 100 тысяч человек, что позволяет назвать премию действительно "народной".

КНИГУРУ

Повесть построена как дневник мальчика-подростка Игната Волкова. Главного героя, говоря современным языком, можно назвать гиперактивным. Он быстро двигается, думает, говорит, читает, ест и никогда не расстается с роликами или самокатом. Читать онлайн: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-shestogo-sezona-2/ya-ne-tormoz

Второе место досталось Анастасии Строкиной , автору сказочной повести «Кит плывет на север» .

Действие истории «Кит плывет на север» происходит на Крайнем Севере. В холодных океанских водах рассыпаны острова. У каждого острова должен быть свой хранитель - зверек мамору. Каждого мамору готовят к тому, чтобы он распознал свой остров, поселился на нем и стал о нем заботиться. И вот юный мамору плывет на спине кита и думает о том, как найти свой остров, готов ли он стать хранителем, что пропустил в школе и как ему теперь быть. Волшебная сказка, красивая и прозрачная, дала возможность автору погрузиться в изучение (и придумывание) алеутского фольклора, а читателю - задуматься над тем, что бы ему хотелось делать в жизни и насколько он к этому готов.

На третье место вышла повесть Станислава Востокова «Криволапыч» .

Это повесть о путешествии енотовидной собаки с решительным характером и забавным именем. Родившись в России, Криволапыч вскоре покинул своих родителей и отправился в странствия, которые вели его все дальше на запад, в страну Финляндию .

«Книгуру» - конкурс на лучшее произведение для детей и юношества. Его создали в 2010 году федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и некоммерческое партнерство «Центр поддержки отечественной словесности». Особенность премии заключается в том, что членами жюри являются дети 10-16 лет. Сайт премии

НОВАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА

Номинация «Детские стихи и сказки» (для дошкольного возраста):
I место - Никольская Анна . «Марта и фантастический дирижабль»
II место - Симбирская Юлия (г. Ярославль). «В животе у моря»
III место - Понорницкая Илга (г. Чебоксары). «Наша Земля — дышит»

Номинация «Мир фэнтези»:
I место - Мерзлякова Екатерина (г. Москва). «Разрушитель»
II место - Вологжанина Алла (г. Москва). «Детеныш. Волки на Тропе Луны»
III место - Потёмкин Сергей (г. Корсаков). «Законодержец»

Номинация «Новая детская иллюстрация»:
I место - Третьякова Елизавета (г. Москва). «Куда идет снег»
II место - Козлов Валерий (г. Москва). «Надоело быть цыпленком»
III место - Михайлян Иванна (г. Киев). «Волшебная лавка»

Специальный приз в Открытом читательском голосовании:
Лисаченко Алексей (г. Екатеринбург). «Правдивые истории про Митю Печёнкина»
В номинации «Мир фэнтези» — Горюнова Ирина (г. Москва). «Уроки магии команды Z»

Специальный приз «Выбор OZON.ru»:
В номинации «Детские стихи и сказки» — Лисаченко Алексей (г. Екатеринбург). «Правдивые истории про Митю Печёнкина»
В номинации «Мир фэнтези» — Степанова Александра (г. Москва). «Пятая Бездна»

Специальный приз «Выбор Terra Incognita»:
В номинации «Мир фэнтези» — Мерзлякова Екатерина (г. Москва). «Разрушитель»

Один из крупнейших российских конкурсов в области детской и юношеской литературы. Проводится с целью привлечь внимание читателей к современной российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг и дать им возможность опубликовать свои произведения.


Close