Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. З анимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Консультация для родителей

«Детское благополучие, или Как вырастить психологически здорового ребенка».

Эмоциональное благополучие в семье очень влияет на психическое развитие ребёнка. Часто у Вас возникает вопрос: что же нужно делать, чтобы ваши дети выросли психически здоровыми?

Первое: вы должны безусловно любить своего ребёнка. Безусловная любовь означает любовь к себе и своему ближнему независимо ни от чего. Она не смотрит на существующие недостатки или достоинства, не зависит от того, чего мы ожидаем от человека, которого любим и, самое трудное, не зависит от его поведения. Самым большим испытанием любви без условий является умение отделять личность от её поступков. Это не означает, что Вы должны одобрять или соглашаться со всем, что делает ваш ребёнок, но любовь продолжается даже тогда, когда Вы осуждаете его действия.

Второе: родители должны поддерживать своего ребёнка. Поддерживать ребёнка – это значит верить в него. Что же нужно сделать, чтобы поверить в своего ребёнка?

♦ Не вспоминайте о его прошлых неудачах, вспомните об его успехах, опирайтесь на сильные стороны ребёнка;

♦ помогите ребёнку обрести уверенность в себе, вселяйте веру в то, что он справиться с той ответственностью, которую Вы на него возложите;

♦ показывайте свою любовь к ребёнку, чаще обнимайте и жалейте его, шутите, смейтесь, проводите побольше времени с ними.

Третье: родители должны уметь требовать. Требовать – это значит следить за тем, чтобы ребёнок выполнял заданные родителями правила. Но прежде эти правила должны соответствовать определённым требованиям:

♦ их нельзя говорить со злостью, с криком, с раздражением;

♦ правила должны быть посильными для ребёнка, нельзя требовать от него слишком трудного;

♦ правила должны быть разумными, то есть не противоречить здравому смыслу;

♦ они не должны противоречить другому распоряжению (вашему или другого родителя).

Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где спокойно и комфортно, где можно отдохнуть и расслабиться. Такое место - семья, дом. Как сделать, чтобы в доме так было всегда?

Разговаривайте с ребенком, придерживаясь следующих правил.

Перестаньте негативно оценивать ребенка: «Как ты ходишь? Что за неряха?!».

Помогите ребенку думать о себе хорошо: «Умница, красавица, вежливая, добрая…», «Какой сообразительный!».

Не лишайте ребенка надежды: «Из тебя не получится ничего хорошего».

Станьте оптимистичными в отношении ребенка: «Ты достигнешь многого в жизни. Я верю в тебя, в твои способности».

Говорите уверенным тоном, но также ласково, доброжелательно: «Помоги мне. Я без тебя не справлюсь. Ты моя опора и помощник». Не стоит говорить: «Если будешь слушаться, то куплю… Дам конфету».

Дарите ребенку свою любовь искренне и «даром»: «Какой ты у меня сообразительный, вот как хорошо можешь делать!».

Не диктуйте ребенку, как себя чувствовать: «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось. Что ты злишься? Было бы из-за чего?!». Просто скажите: «Мы понимаемтебя».

Не угрожайте ребенку наказанием, но дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Не сравнивайте своего ребенка с другими: «Ну что за друзья у тебя, такие как и ты! Неужели не можешь быть таким, как другие дети?..».

Говорите ребенку, что он имеет право быть другим, непохожим: «Как у тебя это замечательно получается. Эту вещь ты оригинально сделал!».

Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка.

Говорите о том, что он замечательно поет, что он прекрасный друг, отлично заботится о своей собаке. Ваша похвала должна быть как можно более конкретной, чтобы ребенок знал: вы хвалите его не для отвода глаз, а потому что его поступки достойны похвалы.

Расскажите о собственных детских проигрышах и разочарованиях, пусть ребенок знает, что неприятности бывают у всех. Главное - с честью и достоинством из них выходить.

Каждый вечер перед сном говорите своему ребенку: «Я тебя люблю, ты у меня единственный и самый-самый!». Говорите это независимо от того, как вел себя ребенок днем, какие неприятности вам доставил.

Хвалите ребенка не за победу в соревнованиях, а за то, что он старается, умеет собраться в ответственный момент. Отмечайте не только результат, но и сам процесс.

Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. В своей книге «Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер пишет, как реагировать на успехи или правильное поведение ребенка: лучше просто выразить ему свои чувства, вместо «Какой ты у меня молодец!» лучше сказать «Я очень рада за тебя!»; вместо «Ты выступил лучше всех!» - «Мне очень понравилось!».

Научиться безусловной и безоценочной любви для родителя крайне важно. По большому счёту – это единственное, что должен уметь родитель для воплощения правильного воспитания. Безусловная любовь к ребёнку даст родителям уверенность в том, что у них никогда не возникнут катастрофы во взаимоотношениях с ребёнком.

Научиться искусству такой любви не всем просто. Начните с самонаблюдения и научитесь замечать те моменты, когда вы намерено или непроизвольно осуждаете людей. Это делается так: замечаете какую-то свою мысль «Ну надо же какая эгоистка!» или чувство «Мне неприятно видеть её лицо», а затем вспоминаете о себе и высказываете самонаблюдение: «Я осуждаю».

Через некоторое время таких наблюдений за собой, попробуйте предложить себе не осуждать другого, я принимать его таким, какой он есть и тогда вы будете на полпути к тому, чтобы научиться любить безусловно.

Безоценочная любовь – это любовь, о которой говорится в Библии. Именно так нужно любить чтобы достичь внутренней гармонии, безоценочная любовь является мощным инструментом, позволяющим освободить родителей от самых неприятных эмоциональных переживаний.

В безусловной любви вы даете себе возможность любить сущность человека безусловно, то есть с полным принятием, без какой бы то ни было оценки.

Обратите внимание, что вы не одобряете поведение человека и все действия, но вы принимаете его самого. «Порицай действия, но не действующего» - наверное, такое высказывание вам знакомо и оно позволяет точнее ощутить различие между осуждением поступков человека, но хорошим отношением к самому человеку.

Возможно вам нужно побывать в шкуре ваших детей, для того, чтобы понять, почему они поступают так, а не иначе. Самое важное состоит в том, что вам нужно простить детей за их проступки и неверные решения.

Прощение не означает, что они были правы в том, что делали, но это означает, что вы понимаете несовершенство человека, который причинил вам боль.

А также и то, что вы сами способны на подобные действия,или уже совершали их когда-то. Прощение подразумевает принятие несовершенства человека вообще,любого человека, доставившего вам неприятности или поступившего по отношению к вам несправедливо. Прощая ребёнка, вы изменяете те условия, которые не позволяли вам любить его безусловно.

Будет очень здорово, если вы сможете уговорить себя и приступить к тренировке безоценочной любви. Вам нужно будет представить одного за другим всех близких людей - родителей, братьев, сестер, учителей, друзей, жен, мужей, детей.

Вам необходимо проделать это в спокойной обстановке сосредоточения и каждому мысленно сказать: «Я хорошо к тебе отношусь. Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Важно следить за своими ощущениями в этот период.

Обязательно остановитесь на том, человеке, который затрудняет искреннее признание ему в безоценочной любви. Постарайтесь понять, что именно мешает вам, какие требования вы предъявляете ему.

Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он не так добр к вам или почему она критикует вас. Что происходило в жизни этого человека в то время, когда вы были с ним близки? И попробуйте простить этого человека за конкретные неприятные вам поступки.

Возможно вы не сможете с первого раза распознать причины, мешающие вам безоценочно принять какого то человека. Но постепенно вы разберётесь в причинах этого, просто возвращайтесь периодически к данному упражнению.

Есть ли условия, которые мешают вам любить самого себя?

Если вы заставляете себя простить, например, детей за ревность или ежедневные ссоры, а также осуждаете себя за то, что вы осуждаете другого, то тем самым мешаете себе развить способность к безусловной любви.

В этом случае вновь обратитесь к самонаблюдению. И на каждое обвинение себя в неумении безоценочно любить, отвечайте себе:»Теперь я осуждаю себя за то, что я несовершенна. Да, я осуждаю свекровь. Здорово, что я это заметила!» И подумайте, что вы можете с этим сделать.

Для эмоционального и душевного равновесия и гармонии важно любить наших ближних безоценочно. «Ближний» в арамейском языке означает каждый, кого я заметил или о ком подумал. А это значит, что понятие подразумевает всех, кого мы видим по дороге в школу за ребёнком или о ком читаем на сайте.

Безусловная любовь к ребёнку. Любовь по Эриху Фромму - это не только определенное отношение к другому, но и общая установка, ориентация, характеризующая связь с миром в целом. «Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «Я люблю тебя», я должен быть способен сказать «Я люблю в тебе всех», «Я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя». И наоборот, любовь только к своему, при полном отсутствии чувств к чужому - знак глубинной неспособности любить. Так способны ли вы любить?


В этой статье:

С момента зачатия начинается активное развитие ребенка. Для правильного развития необходимы соответствующие условия. Иначе можно назвать это благоприятным климатом. Речь идет не только про физическое развитие (рост, вес…), но и про психику, интеллект, восприятие малыша. Все это формируется в первые годы жизни. Факторы, влияющие на развитие детей, делятся на внешние и внутренние.

Их влияние одинаково важно, ведь в процессе формируется целостная личность . Кроме них, существуют еще и косвенные влияющие факторы. Их воздействие может помочь или, наоборот, повредить развитию. Большое значение имеет интенсивность обучения малыша. Нужно найти баланс для учебы и отдыха в режиме дня. Для нормального развития ребенка необходимо внимание родителей, учителей, врачей.

Нормальное развитие детей

Многие родители считают, что под развитием ребенка понимаются лишь физические параметры. Конечно, в первые дни, недели и даже месяцы жизни прибавка в росте и весе играет важную роль. Это показатель того, что уход за грудничком ведется правильно . Он хорошо питается, не болеет. Однако дело не только в физическом развитии. Даже младенец уже переживает этап психологического становления.

Очень важно, чтобы психика и тело развивались параллельно . Это залог формирования здоровой, полноценной личности. К сожалению, иногда бывает так, что одно отстает от другого: тело развивается, а психическое развитие отстает, или же наоборот. В таком случае бывает сразу понятно, в чем проблема:

Тогда развитие ребенка идет по другому пути. Но это не значит, что оно вообще не происходит. Даже детям с физическими или психическими отклонениями необходимо создать нормальный климат, обеспечить возможность
общаться и проявлять самостоятельность.

Важную роль играет достаточный уровень витаминов в организме малыша. Особенно стоит обратить внимание на питание, если дети питаются смесями. Питание относится к внешним влияющим факторам, но оно невероятно важно на всех этапах взросления. Питательные вещества и витамины влияют не только на физиологию, но и на психику ребенка.

Внутренние и внешние факторы

Факторы можно разделить на внутренние и внешние. Нужно помнить, что каждый человек, каждый ребенок уникален. Набор факторов всегда неповторимый.

Развитие каждого малыша проходит по своему собственному пути. Практически все факторы не зависят от него напрямую.
Родителям необходимо помнить об этом . Все то, что малыш принес с собой в этот мир, получил в первые годы жизни, - ключевые моменты его дальнейшего развития. Оно основано на том, что дано ребенку природой и его родителями.

Внутренние факторы

Эти факторы оказывают очень сильное влияние на всю последующую жизнь. Некоторые из них невозможно поменять, устранить или исправить. Особенно это касается наследственности.

Наследственность

Тут прежде всего имеет значение:

  • состояние здоровья родителей ;
  • наличие у родителей и родственников хронических болезней;
  • образ жизни (влияет на качество биологического материала обоих родителей).

Яйцеклетка и сперматозоид соединяются, формируя неповторимый генетический набор. Если у одного или обоих родителей есть генетические заболевания, то малыш тоже их получит. Не с вероятностью 100% , но этот шанс всегда есть. Например, даже если родители (или один родитель), являются носителями СПИДа, ребенок не обязательно получит его. Такие ситуации весьма распространены, но это всегда огромный риск.

Кроме того, наследственность влияет на другие факторы, такие как рост и вес . Антропометрические показатели малыша могут быть ниже нормы, если оба родителя невысокие и худые. Или же наоборот - ребенок может опережать физическое развитие для своего возраста. Считается, что существует два возрастных периода, когда наследственное влияние на рост и вес самое ощутимое:

  • от 2 до 9;
  • от 14 до 18.

Первый - период активного роста, а второй - пубертатный период. Особенно сильное влияние отмечается во втором периоде, как для девочек, так и для мальчиков. Тело ребенка очень быстро меняется и становится все больше похоже на тело родителей или родителя.

Кроме физических качеств, ребенок часто перенимает психические и интеллектуальные . К сожалению, многие психические заболевания и отклонения тоже носят наследственный характер. Стоит это учитывать.

Эндокринные факторы

Речь идет о гормональном статусе ребенка. Эндокринная система состоит из множества желез, которые работают в плотной связи друг с другом. Изменение уровня одних гормонов провоцирует изменение других. Гормональный уровень влияет на рост, вес, настроение, интеллект человека. Он тоже может носить наследственный характер.

Этот фактор часто поддается влиянию и изменению. Например, с помощью медикаментозной терапии уровень гормонов можно привести в равновесие. Это имеет особенно важное значение для девочек.

Если в пубертатном периоде происходит резкое изменение гормонального фона, это может повлиять на дальнейшее половое развитие, способность к продолжению рода.
Если вовремя заметить проблемы, ребенку можно помочь привести уровень гормонов в норму.

Изначально это внутренний фактор. Ребенок рождается с уже заложенной эндокринной программой. Сейчас с помощью медицины можно отрегулировать и изменить многие эндокринные проблемы. Раньше это было невозможно, и тогда эндокринный фактор оказывал гораздо большее влияние на развитие человека .

Гормоны, выделяемые гипофизом, влияют на рост человека. Не всегда эту проблему можно заметить сразу. Только через 3-4 месяца после рождения врач может с уверенностью сказать, что существует дисфункция. В этом случае происходит, например, задержка физического развития малыша.

Нервные факторы

В данном случае речь идет про нервные центры. Они могут оказывать очень сильное влияние на развитие. Этим вопросом занимается возрастная физиология ребенка. Влияние нервных центров может «включиться» абсолютно внезапно: в 2, 6, 12
лет. Дело в том, что нервная система ускоряет или замедляет свое развитие на разных этапах жизни детей. В самом начале идут морфологические изменения: увеличивается количество нервных окончаний, число аксонов, совершенствуется нервная проводимость .

Чем старше становится человек, тем сложнее действия нервной системы. Сегодня врачи научились «помогать» нервному развитию, корректируя его, если это необходимо. Данный процесс не всегда можно контролировать, ведь он начинается еще в период внутриутробного развития.

Внешние факторы

Эти факторы могут иметь очень серьезное влияние на развитие ребенка, особенно если их воздействие не контролируется. В первые периоды жизни контроль воздействия внешних факторов полностью ложится на родителей.

Особенно сильно внешние факторы влияют на психическое развитие человека . Его психика формируется под действием условий жизни, ухода, адекватной помощи в случае болезни. Все то, что окружает малыша на протяжении первых лет жизни, влияет на него. Внешние условия составляют важную часть личностного развития. Они определяют взгляд на:

  • жизнь в целом;
  • людей;
  • отношения;
  • социальные проблемы;
  • нормы поведения.

Конечно, на физиологию внешняя среда тоже влияет. Тут питание, общая культура, нагрузки дают или не дают ребенку возможность нормально расти и развиваться.

Условия жизни (социальная среда)

Этот фактор начинает сказываться на жизни малыша с первых дней. Тут в первую очередь учитываются условия жизни родителей. Это не только финансовое положение, но и окружение, возможность создать комфорт для малыша.
Могут ли родители обеспечить адекватные условия для нормального самочувствия грудничка, ребенка дошкольного и школьного возраста? Например, нормальная температура дома, возможности проведения гигиенических процедур и т.д.

Вторым социальным фактором считается окружение. С кем общается кроха в первые годы жизни? Кто становится его авторитетом, кому он подражает, с кого берет пример? Нормы общения в семье имеют большое значение. Они формируют взгляд ребенка на жизнь, нормы общения и поведения. Если родители всегда ругаются на повышенных тонах, проблемы решаются силой, то именно такое поведение ребенок воспринимает нормальным . Неудивительно, если и в его действиях будет присутствовать агрессия.

Еще одно важное условие правильного развития – самостоятельность. На любом этапе жизни малышу нужно оставлять простор для самостоятельности. Однако тут нужно отыскать золотую середину. Предоставить маленького
человечка самому себе опасно с любой точки зрения. Но не давать ребенку свободу выбора и действий вредно для психики. Это делает его пассивным, аморфным. Нет нужды развиваться, если все и так делается за него.

Сюда же можно отнести близость малыша и матери. Чрезмерная холодность, оторванность в отношениях играет плохую роль в психическом развитии. Сепарация от матери необходима, но она происходит постепенно. Так, у малыша проявляется несколько возрастных кризисов. Один из них – «я все хочу делать сам». Если сепарация происходит раньше, то это может очень негативно сказаться на психике ребенка.

Уход и гигиена

Фактор гигиены играет иногда решающую роль не только для развития, но и для нормальной жизни малыша. Сюда можно отнести:

  • регулярные гигиенические процедуры;
  • режим дня;
  • частота нахождения на свежем воздухе;
  • адекватный уход во время болезни ;
  • превентивные процедуры против болезней.

Особенно важно соблюдать правильный уход за крохой в первый месяц жизни. Здесь существуют строгие правила насчет:

  • купания;
  • качества одежды;
  • детской косметики;
  • контактов с другими людьми ;
  • защиты иммунной системы.

Нужно помнить, что ребенок должен дышать свежим воздухом. А для синтеза очень важного витамина D необходимо, чтобы человек регулярно бывал на солнце.

Состояние матери в период беременности

Это напрямую влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Мать должна следить за своим состоянием не только во время беременности, но и перед зачатием. Врачи советуют планировать зачатие за 6-9 месяцев. В этот период женщина должна обращать особое внимание на свой режим:


Тогда организм будет действительно готов к беременности. Развитие плода может подорвать здоровье женщины, если она не готова. Ребенку необходим кальций, фосфор, другие минеральные вещества и витамины. Откуда их взять? Из резервов и питания матери. В этом случае она сама может испытывать дефицит. А ведь после маму ждет еще кормление грудью и бессонные ночи.

Во время беременности необходимо посещать врача. Это может помочь на ранней стадии определить возможные проблемы. Многие из них можно решить с помощью адекватной терапии и режима. Необходимо строго воздерживаться от:

  • алкоголя, наркотиков;
  • курения;
  • приема сильнодействующих лекарств;
  • сильных нагрузок;
  • психологических стрессов.

Все это может стать причиной гибели плода. Что еще серьезнее, может повлечь патологические изменения развития малыша. Сюда относятся серьезные патологии нервной системы, мозга, психики, внутенних органов.

Питание

Должно быть адекватным потребностям малыша. Существуют нормы питания для малышей от рождения. Мама нужно понимать, что со временем ребенку необходимо все больше питательных веществ . Кормить его только молоком
длительное время не получится. Считается, что уже после 6 месяца нужно вводить прикорм. Сначала это лишь маленькие дозы фруктового пюре, соков, овощей. Уже к 1 году можно постепенно переходить на разнообразное меню.

С 1,5 до 3 лет особенно важно соблюдать режим правильного питания. Дети растут, активно развиваются. Им необходим сбалансированный рацион и нормальные объемы пищи. Однако перекармливать малыша - не самая хорошая идея. Это формирует у него неправильные привычки, которые потом могут привести к серьезным проблемам. Педиатры советуют постепенно вводить в рацион малышей от 1-1,5 лет следующие продукты:

  • мясо: вареная говядина, нежирное куриное филе;
  • ряба: красная, белая (1-2 раза в неделю);
  • все овощи, грибы;
  • фрукты;
  • каши, злаки, орехи.

До 6-7 лет лучше всего вообще исключить из рациона:

  • очень жирные продукты (например, жирную свинину);
  • частое употребление жареного;
  • соленые, маринованные овощи;
  • тропические фрукты (многие из них могут вызвать аллергию);
  • вредные пищевые красители;
  • сладкую газировку;
  • соки-нектары (в них слишком много сахара).

Чрезмерное употребление сахара может привести к серьезным проблемам у детей, например к
диабету. Жирное, жареное, маринованное плохо сказывается на работе желудка, поджелудочной, ЖКТ в целом.

С другой стороны, детям нужны правильные белки, углеводы и жиры. Эти вещества участвуют в развитии мозга, печени, сердца, в работе нервной системы. Достаточное их количество поможет в правильном физическом развитии, предупредит все отставания от нормы.

Витамины

Детям часто прописывают витаминные комплексы . Они содержат:

  • витамин D (участвует в синтезе кальция, помогает усваивать кальций);
  • весь спектр витаминов группы B (от B1 до В12);
  • витамин A (усвоение жирных кислот);
  • витамин C (поддержание иммунитета, кроветворение).

Конечно, прежде чем начать прием витаминов, нужно предписание врача. Он определит наличие дефицита, подскажет, как правильно подобрать комплекс для малыша.

Витамины и микроэлементы необходимы для нормального развития . Их дефицит ведет к отставанию не только с точки зрения роста, изменения тела, но и для психики.

Второстепенные факторы

Кроме всего прочего, существуют второстепенные факторы. Не стоит думать, что их влияние на развитие детей несущественно.

Климат

Климатические особенности места проживания могут серьезно влиять на ребенка. По данным исследований сделан вывод: развитие и половое созревание проходит быстрее в жарких странах. Место имеет значение еще и с точки зрения природных условий. Например, на юге быстрее развиваются бактерии, существует много вирусов. Тут должен быть совершенно другой уровень гигиены.
Это стоит принимать во внимание, даже если вы просто едете с малышом на отдых.

В местах с холодным климатом тяжелее найти свежие фрукты , овощи, цитрусовые. Они тут не вызревают, значит, получение витаминов из пищи затруднено. Этот фактор связан с общим достатком семьи. Чем больше возможности, тем разнообразнее питание.

Резкая смена климата тоже может негативно повлиять на физическое развитие. Это всегда адаптация организма ребенка (и взрослого, конечно же) к новым условиям жизни. Из средней полосы переехать жить на юг или север - большой стресс для организма. В этом случае лучше всего проконсультироваться с врачом. Он может прописать витамины, дополнительный прием фосфора и кальция.

Хронические болезни

Затяжные болезни, частые простуды - все это очень негативно сказывается на развитии организма в целом. Такая ситуация с ребенком может стать причиной отставания в развитии. Постоянные болезни тратят резервы организма. Иммунная система все время находится в
«боевой готовности». Возможно, этого не видно . Ребенок простужается, родители лечат его. Затем он снова заболевает, снова идет лечение, и так практически постоянно. Такая ситуация опасна, ведь из-за недостатка резервов организм уже не может адекватно бороться с болезнями.

Течение хронических заболеваний тоже ослабляет защитные силы организма . Болезни, полученные в раннем возрасте, могут надолго отложить половое созревание, стать причиной низкорослости. Этот фактор, к сожалению, тяжело исключить.

Возможности родителей

Конечно, чем больше возможностей для ребенка, тем лучше. Там, где большой спектр возможных направлений:

  • развития;
  • питания;
  • лечения;
  • отдыха;
  • обеспечения комфорта;
  • обучения —

там у детей больше шансов получать адекватный уход. Хотя все зависит еще и от отношений в семье, психологических особенностей детей и родителей. Большие возможности не всегда полезны, особенно для психологического развития .

Например, ребенок очень занят творчеством, спортом, языками, ранним развитием. У него мало времени в расписании для обычного общения с родителями. Или же он огражден от насущных проблем, а это сказывается на эмоциональном развитии, эмпатии, сопереживании.

Тут огромную роль играет адекватное отношение родителей к своему малышу. Хорошие финансовые возможности можно использовать во благо ребенку, а можно с их помощью просто испортить его характер.

Развитие интеллекта и психики

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка происходит с самых первых дней жизни крохи. Сначала малыш просто учится ориентироваться в нашем мире :

  • с помощью слуха;
  • запахов;
  • тактильных ощущений.

Так, кроха может узнать свою маму по запаху, тут же успокаивается, когда она подходит, берет его на руки. Затем добавляется зрение . Теперь малыш может концентрировать внимание на предметах, запоминать лица. Ему всего-то 2-3 месяца, но он уже реагирует на появление родных.

Быстро развиваются:

  • внимание;
  • концентрация;
  • память;
  • эмоции;
  • речь.

Интеллектуальное развитие протекает нормально, если созданы необходимые условия. Ребенку обязательно нужны впечатления, общение, творческое развитие и физические нагрузки.

Раннее развитие

Существует несколько вариантов раннего развития детей . Считается, что уже с 1 годика можно заниматься образованием малыша. Конечно, пока еще не получится учить его каким-то серьезным вещам. Раннее развитие направлено на стимулирование интеллекта. Малышей учат учиться. Сейчас главный метод обучения - через игру. В игровой форме можно обучить кроху основам основ. Здесь лучше всего воспользоваться советами профессионалов. Педагоги умеют правильно проводить занятия, рассчитывать нагрузку.

Часто родители хотят заниматься по этим методикам самостоятельно. Однако без правильной подготовки это сложно, несмотря на кажущуюся простоту занятий. Необходимо удерживать внимание ребенка, помогать ему сконцентрироваться на процессе. Эффективность раннего развития уже доказана педагогами.

Мышление активизируется, ребенок раньше начинает интересоваться миром вокруг себя. Главное - ему предоставляется возможность исследовать мир, открывать для себя что-то новое самостоятельно.

Таким способом профессиональный педагог может подготовить малыша, заинтересовать его самим процессом обучения. Этот эффект самый желанный. С другой стороны, методики раннего развития не могут ничего гарантировать. Они не помогут существенно поднять интеллектуальный уровень ребенка или обеспечить ему учебу на один пятерки.

Детский сад

Большой скачок в психическом развитии малыши делают в период детского сада. Здесь ребенку приходится быть самостоятельным настолько, насколько возможно в его возрасте. Это позитивно сказывается и на интеллектуальном развитии. Представьте ситуацию: дома кроха всегда
любимец, там полно игрушек, мама готовит его любимые блюда
. Игры, развлечения, режим – все так или иначе согласовывается с ребенком. Он может изменить ход игры, если она ему не нравится. Мама, папа, бабушки и дедушки готовы играть по его правилам.

В садике ситуация противоположная. Тут ребенку приходится подстраиваться под правила маленького общества. Воспитательница - не мама, хотя еще и не учитель в полном смысле. Она готова помочь, стать посредником между малышами. Но ее функция лишь вспомогательная. Дети сами учатся дружить, общаться, играть вместе. Если тебе не нравится игры, не хочешь следовать правилам, то дети просто не допустят тебя в игровой процесс.

В садике малыши учатся коммуникации. Как следствие, развивается речь, активизируется ситуационное мышление.
В процессе совместных игр ребенок развивается. Общение с другими детьми - это всегда обмен опытом. Кто-то подскажет новое слово, кто-то научит играть в какую-то игру… Это позитивный опыт и хорошая подготовка к школе . Не только с точки зрения обучения. Это развивает умение общаться, заводить друзей, быть в компании. Чем раньше формируется эмпатия, тем проще детям в дальнейшем.

Школа

К 6-7 годам малыши уже достаточно развиты. Сейчас должно произойти качественное изменение обучения. Если в садике малыша учили азам, то в школе начнется настоящее обучение. Перед поступлением в первый класс дети проходят контроль врача. На этом этапе выявляются некоторые из видов отставания в развитии. Если ставится такой диагноз, то малыш не может пойти в школу, как остальные . Предлагаются разные варианты:

  • надомное обучение;
  • класс коррекции;
  • экстернат.

Обычная школа не сможет обеспечить все потребности детей с проблемным развитием или патологиями. Для них обучение пойдет по другому пути . Хотя если речь идет о легкой задержке, то несколько лет в классе коррекции способны изменить ситуацию. После этого развитие может прийти в норму, а значит, малыш сможет продолжить обучение в обычном классе.

Первый класс не так сложен в плане обучения, но для организма ребенка это может создать стрессовую
ситуацию. Происходит еще один этап адаптации. Сейчас очень важно соблюдать правильный режим, хорошо питаться, получать достаточно витаминов. Это тяжелое время для ребенка. Особенно потому, что стимулируется развитие нервной системы, происходит подготовка к вступлению в пубертатный период . В 6-8 лет организм все еще перестраивается, растет.

Интеллектуальное и психическое развитие обычно уже достаточное для того, чтобы ребенок нормально чувствовал себя в школе после адаптации. У него естественный интерес к знаниям, он умеет общаться. Теперь много сил будет уходить на обучение, развитие интересов, мышления, памяти.

Спортивные секции

Спортивная деятельность, физическая культура позитивно влияют на развитие детей в целом. Конечно, необходимо учитывать физические особенности и индивидуальность ребенка.

Детям с проблемным здоровьем, частыми болезнями физкультура нужна, но гораздо более щадящая. Нельзя перенапрягать организм, если есть противопоказания.
В остальном спортивная деятельность выбирается в соответствии с возрастом, возможностями, интересами ребенка.

Обычно уже с 2 лет можно начинать заниматься простой физкультурой. Это несколько упражнений утром, чтобы помочь крохе проснуться. Затем, с 3 лет, в детском садике будет урок физкультуры. Он больше похож на игру. В этом возрасте малышам нравятся активные игры, движение. Так укрепляются мышцы, разрабатываются суставы . Это всегда позитивный опыт как для тела, так и для психики. Во время активной игры, беготни ребенок получает возможность снять напряжение. В школе физкультура уже немного тяжелее. Нагрузка увеличивается пропорционально возрасту ребенка.

Возраст 3-5 лет отлично подходит для начала занятий спортом. С этого возраста многие секции уже принимают детей для начала серьезных тренировок. Это борьба, гимнастика, легкая атлетика, теннис, плавание, танцы. Выбор довольно большой . Спорт является важным фактором для физического и психического развития. С физическим понятно, а причем же тут психика? Во-первых, спорт – это волевое развитие. Ребенок становится более ответственным, он стремится к результатам . Понимает, что для достижения цели необходимо пересиливать себя. Во-вторых, идет активное эмоциональное развитие. Радость от победы, досада от проигрыша, многие другие чувства появляются практически впервые.

Иностранные языки

Изучение иностранных языков благотворно сказывается на:

  • развитии памяти;
  • формирование абстрактного мышления;
  • совершенствовании речевых навыков;
  • ситуативном мышлении.

Корме того, детям в раннем возрасте языки даются очень легко. Мозг еще только формируется, ему просто схватывать новый языковой ряд. Взрослым гораздо труднее в этом смысле.

Творческое развитие

С раннего детства малышам предлагают заниматься творчеством . Это рисование, лепка из пластилина, аппликации, гербарии. Такие виды деятельности очень полезны детям:

  • помогают успокоиться (чаще всего творческие уроки проходят в середине дня);
  • развивают мелкую моторику;
  • дают развитие воображению, абстрактному мышлению ;
  • помогают в выражении эмоций;
  • раскрывают творческий потенциал ребенка.

Это очень полезно, ведь ребенку еще трудно выразить словами свое отношение к миру, его видение. А так гораздо проще раскрыть свой внутренний мир. Творчество - возможность показать себя людям.

Конечно, тут имеет место не только изобразительное искусство. Многие дети уже в возрасте 6-8 лет тянутся к
музыке. Главное – заинтересовать малыша и не перегружать его. Многим родителям хочется видеть в малыше чемпиона, мастера, победителя. Они забывают, что перед ними всего лишь ребенок, которому еще нужно отдыхать, учиться, играть, фантазировать, смотреть мультики. Перегружать его каким-либо видом деятельности вредно. Это может привести к серьезным отклонениям от нормального эмоционального и психического развития.

Необходимо правильно рассчитывать школьную и дополнительную нагрузки. Иначе организм приходит в стрессовое состояние. Малышу слишком тяжело – он закрывается, часто капризничает, у него портится сон и аппетит. Самое лучшее - посещать 2 или максимум 3 дополнительных занятия в неделю. После этого обязательно должно оставаться время на отдых и обычную детскую активность.

Как надо воспитывать маленького ребенка, чтобы предупредить возможность возникновения у него невроза?

На этот вопрос нелегко ответить и можно ответить по-разному. Для борьбы с детской нервностью важны и достаточный сон, и строгий правильный распорядок дня, и рациональное питание, и соблюдение личной гигиены, и правильно организованные игры, и приучение ребенка к посильному труду, и физкультура, и закаливание, и отсутствие пугающих ребенка воздействий, и многое, многое другое. И в каждом отдельном случае нарушение того или иного из этих моментов может играть существенную роль в происхождении невроза. Но что же все-таки нам кажется самым важным? Чтобы ребенок рос спокойным, а не нервным, в первую очередь необходимо, чтобы он этого «хотел», даже в тех случаях, когда он по своему возрасту и не может осознать этого «хотения». Поэтому самым важным для предупреждения развития нервности и ее излечения мы считаем создание таких условий жизни ребенка, при которых быть спокойным и здоровым ему было бы несравненно приятнее, чем быть нервным, капризным, больным. Нужно развить у ребенка с самого раннего возраста стремление к здоровью и спокойствию. Между тем очень часто в семье, а нередко и в дошкольных учреждениях ребенок получает реальные или моральные выгоды именно от своей нервности, того или иного ее проявления и тем самым прочно ее закрепляет и культивирует.

К нам в диспансер на консультацию была направлена девочка с необычно долго затянувшейся хореей. Направившего ее на консультацию врача крайне удивило, что, хотя ревматический процесс в мозгу, вызвавший хореические судороги, видимо, давно уже закончился, подергивания у девочки продолжают упорно держаться, а периодически, при каких-либо волнениях или конфликтах, даже усиливаются и не поддаются никакому лечению. При осмотре мы установили, что у девочки, бесспорно перенесшей хорею, подергивания и судороги сейчас уже не хореического, а истерического характера, т. е. зависят не от ревматического поражения соответствующих участков мозга, а от психологических причин. При подробном опросе обнаружилось, что мать, до заболевания, может быть, даже излишне строго воспитывавшая дочь и сурово наказывавшая ее даже за незначительные провинности, когда девочка заболела хореей, перестала ее наказывать. Когда же девочка капризничала и не слушала мать, та обещала дочери рассчитаться с ней, «взять в ежовые рукавицы» после ее выздоровления. Естественно, что при такой установке девочке было невыгодно и даже страшно выздороветь, и поэтому на смену прошедшим хореическим судорогам появились и закрепились имитирующие их истерические; причем это произошло независимо от сознательной воли ребенка.

Как часто к нам на консультацию приходят родители, которые жалуются на то, что их ребенок шалит, капризничает, не слушается, и они просят врача проверить, нервный ли он. Если ребенок действительно нервный, тогда они будут безропотно выносить все его выходки, а если врач скажет, что ребенок здоров, они будут сурово наказывать его, чтобы отучить от капризов. На первый взгляд такая установка может показаться логичной: нервный ребенок «не виноват» в том, что он себя плохо ведет, а со здорового за это надо взыскивать. К сожалению, такая установка очень часто прививается родителям и воспитателям врачами (даже детскими невропатологами), которые из самых гуманных побуждений заявляют, что раз ребенок нервный, ему надо во всем уступать, нельзя в чем-либо перечить, нельзя его наказывать.

Трудно переоценить вред подобной установки. При таком воспитании оказывается, что, чем нервнее ведет себя ребенок, чем резче у него выступают те или иные болезненные проявления (заикание, подергивания, ночные страхи и т. п.). тем к нему снисходительнее относятся; нервные проявления становятся «выгодными» и поэтому закрепляются на всю жизнь или возобновляются при жизненных конфликтах и неприятностях. Другие, здоровые дети в семье или детском саду, видя, что родители или воспитатели проявляют к нервному ребенку больше внимания, ласки и часто необоснованно при конфликте его со здоровым ребенком становятся на сторону нервного, не желая его травмировать и даже требуя иногда, чтобы здоровый уступил ему, «как нервному и больному», сами постепенно перенимают повадки нервных детей. В тех случаях, когда резко ослабленный ребенок действительно нуждается в особом режиме или снижении требований к нему, это надо делать так тактично, чтобы ни сам ребенок, ни другие дети не заметили поблажек. Если воспитатель, чтобы не нарушать сегодня спокойствия в группе, пойдет на уступки капризам и нервным проявлениям у какого-либо ребенка, ему за такое кратковременное успокоение придется заплатить дорогой ценой: усилится нервность у этого ребенка, а другие дети станут ему подражать.

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.

Close