Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

Когда Петру было десять лет, его с братом Иваном провозгласили на царствование. На самом деле царствовала Софья Алексеевна. А Петр с матерью уехали в Преображенское. Там маленький Петр начинал интересоваться военной деятельностью, кораблестроением.

В 1689 году царем стал Петр I, а правление Софьи приостановилось.

За свое правление Петр создал мощный флот. Правитель воевал против Крыма. Петр поехал в Европу, так как ему нужны были союзники, которые помогли бы ему выстоять против Османской империи. В Европе Петр много времени посвятил кораблестроению, изучению культур разных стран. Правитель освоил много ремесел в Европе. Одно из них – садоводство. Петр I привез в Российскую Империю тюльпаны из Голландии. Императору нравилось выращивать в садах разные привезенные из заграницы растения. Также Петр привез Россию рис и картофель. В Европе он загорелся идеей изменить свое государство.

Петр I вел войну со Швецией. Он присоединил Камчатку к России и берег Каспийского моря. Именно в этом море Петр I крестил приближенных к себе людей. Реформы Петра были новаторскими. Во время правления Императора было несколько военных реформ, мощь государства усилилась, и были основаны регулярная армия и флот. А также правитель вкладывал свои силы в экономику и промышленность. Петр I вложил много сил в образование граждан. Им были открыты многие школы.

Петр I умер в 1725 году. Он был тяжело болен. Петр передал престол своей жене. Он был сильной и настойчивой личностью. Петр I внес много изменений, как в государственный строй, так и в жизнь народа. Он удачно правил государством более сорока лет.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Рэй Брэдбери

    Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки

  • Карл Эрнст фон Бэр

    Карл Бэр – известный ученый, естествоиспытатель, основатель науки эмбриологии, человек, который своей деятельностью внёс огромный вклад в развитие эмбриологии и науки медицины в целом.

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, ста- раясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов - на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путе- шествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. «Я ученик и нуждаюсь в учителях», - вырезал он на своей личной печати. А учиться в самом деле нужно было многому.
Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр, в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки латинского и греческого языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти не было инженеров и ученых. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей.
И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Все изменения в стране проводились по приказу Петра I и при его личном участии. Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить. Современники считали Петра I лучшим корабельным мастером в России.
При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур - промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица - Санкт- Петербург.
Познакомьтесь с некоторыми особенностями личности Петра I: он имел рост 2 м 4 см, был силен - руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Петр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии - инженера. Французская академия наук избрала его своим членом. В сложной международной обстановке Петр проявил себя выдающимся дипломатом.
Петр I был предан России, верил в ее гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А. С. Пушкин назвал Петра I «вечным работником».
В далекие времена царствования Петра I перенесут вас книги: Алексеев С. П. Собр. соч.: В. 3 т. Т. 1. М.: Дет. лит, 1982. С. 10-156.
Дорофеев А. Д. Корабельные пути. М.: Малыш, 1989.
Прохватилов В. А. Гангутский бой. Л.: Дет. лит., 1989.

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Пётр Первый».

Тема: «Петр Первый»

Цель:

    формировать представление о Петре Первом – первом императоре, его преобразованиях;

    развивать познавательные интересы, умение ориентироваться в тексте;

    воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других.

Ход урока.

    Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мв с вами вновь отправляемся в историческое путешествие.

    Актуализация знаний.

1. Кто из князей дал отпор полякам?(Пожарский)

2. Кто был врагом русского народа в 1612 году? (поляки)

3. Что поставили на Красной площади в Москве в честь победы над поляками?(памятник)

4. В каком городе воздвигнут памятник патриотам России 1612 года? (Москва)

5. Как звали царя, который значительно расширил территорию Московского государства и по его указу стала действовать русская типография? (Иван Грозный)

6. Каких князей помнит Россия?

Итог. Прошли столетия, и эти имена помнит история? Почему? (каждый внес свой вклад в развитие государства)

    Открытие нового знания.

Кем мог быть этот человек?

«Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил стулья, посуду, лодки, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его «корабельное дело».

(*наверное, это врач, а может это мастер, который делает корабли)

Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку. (затрудняются???)

2) слайд Портрет Петра

А теперь?

Где вы встречались с именем этого человека?

Что вам запомнилось?

Какова тема урока: Пётр Первый

Ученик. О детстве Петра.

30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. Это сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Наталии Кирилловны Нарышкиной. С детства любил играть солдатиками, вырезанными пушками и лошадками. После смерти Алексея Михайловича на престол взошел его старший сын Фёдор (сын первой жены Марии Милославской). Через 6 лет он скончался, не оставив наследника. Кто же буде царём – сын Милославской – Иван, или сын Нарышкиной – Пётр? Одному было 16 лет, а другому – 10. В результате власть оказалась в руках родной сестры Ивана, царевны Софьи, которая стала правительницей при несовершеннолетних братьях. Она стремилась уничтожить Петра и захватить трон. Иван был болен и не являлся соперником. В 1689 году Пётр окончательно утвердился на царствование. Софья была свергнута и отправлена в монастырь.

3) слайд Портрет Петра (Петр Первый – реформатор)

А кто такой реформатор? (преобразователь, лицо, осуществившее реформу чего-нибудь.)

Реформа? (преобразование, изменение)

Знаете ли вы, какие преобразования сделал Пётр 1?

Цель урока? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр 1)

Откуда мы возьмем необходимую информацию?

Поэтому будем работать сообща, в группах.

    Работа в группах.

Задание группе 1.

Какие преобразования произошли в управлении государством?

План работы:

    Прочитай текст с 114 (со 2 абзаца) и с. 115 (старый учебник), с. 60 (последний абзац), с. 61 (наш учебник).

Задание группе 2.

Какие преобразования произошли в культуре?

План работы:

    Прочитай текст с.63, 65 (наш учебник). Можешь воспользоваться дополнительной литературой.

    Найди преобразования, перемены.

    Приготовь отчёт (назови реформу) и запиши её на лист бумаги (пиши крупно, разборчиво, печатными буквами)

    Отчёт сопровождается примерами.

Задание группе 3.

Какие преобразования произошли в образовании?

План работы:

    Прочитай текст с 118 (старый учебник). Можешь воспользоваться дополнительной литературой.

    Найди преобразования, перемены.

    Приготовь отчёт (назови реформу) и запиши её на лист бумаги (пиши крупно, разборчиво, печатными буквами)

    Отчёт сопровождается примерами.

Задание группе 4.

Какие преобразования произошли в быту?

План работы:

    Прочитай текст с.64 (наш учебник) и дополнительная литература.

    Найди преобразования, перемены.

    Приготовь отчёт (назови реформу) и запиши её на лист бумаги (пиши крупно, разборчиво, печатными буквами)

    Отчёт сопровождается примерами.

Дополнительный материал.

Группе 1. (управление государством)

К началу реформ послужило начало войны со Швецией, когда сразу прекратились поставки шведского металла. Потеряв всю артиллерию под Нарвой, царь вынужден переливать на пушки церковные колокола. В 18 век одной из главных особенностей – усиление государственного вмешательства в развитие экономике. Всё промышленное строительство ориентировано на нужды армии и флота. 1715 год – поощрение частных предпринимательств. При Петре 1 развивалось мануфактурное производство. Первыми в 18 веке были построены металлургические заводы: Невьянский, Уктусский, Алапаевский. Их владельцами были Демидовы (заводчики). При жизни Петра Россия вышла на 3 место в Европе (после Швеции и Англии) по производству металла.

После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, и назвал город на европейский манер Санкт-Петербург, что означает «Святого Петра крепость». Всё великолепие Санкт-Петербурга создавалось тяжким трудом. Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России. Места здесь болотистые, сырые. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали от различных болезней сотнями и тысячами. Пётр работал со всеми и, конечно, считал, что если он может работать, то и другие подавно должны. Новый город хорошел год от года.

(детская энциклопедия «История»)

Группе 2. (культура)

Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе - «Кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра 1 в Петербурге в 1710 году. Экспонаты для этого музея – всевозможные диковинки, вроде скелета двухголового телёнка, привозили из всех уголков России и даже из-за границы. Посетители не очень охотно шли в Кунсткамеру, поэтому царь приказал всех их угощать: дамам подавали чашечку кофе, а мужчинам – рюмку водки.

(детская энциклопедия «История»)

Издавна на Руси Новый год начинался с 1 сентября – урожай убран, могут крестьяне отдохнуть и повеселиться. Отчёт лет (летосчисление) русские люди вели «от сотворения мира).

В Европе к тому времени, когда русским царём стал Пётр 1, существовало другое летосчисление: и год начинался с 1 января, и отсчёт лет вёлся от другого события – Рождества Христова. Вот и получалось, что в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе – 1699 (от Рождества Христова).

Царь Пётр был человеком решительным и одним махом покончил с этим неудобством. 20 декабря 1699 года он издал указ: год начинался с 1 января, а не с 1 сентября. Так в Россию пришёл новый год – 1700, за которым начинался новый век - XVIII , так появился новый календарь.

(детская энциклопедия «История»)

С 17 века специально для царя и его ближайших придворных делали переводы зарубежных газет с сообщениями о войнах, смене правительств, торжественных приёмах, договорах, а также о крупных пожарах, эпидемиях и другое. Конечно, за пределы царского двора такие газеты не попадали.

И вот, наконец, газету стали печатать в типографии. Назвали её «Ведомости». Первый номер газеты по одним данным, это 16 декабря 1702 года, по другим – 2 января 1703 года. Активное участие в выпуске газеты принимал сам царь Пётр Алексеевич. Просуществовала первая русская печатная газета до 1728 года.

(детская энциклопедия «История»)

Группе 3. (быт)

Русские люди никогда не брили бороды: растет, и пусть растет. Но в Европе в то время мужчины в соответствии с модой брили бороду. Поэтому иностранцы резко отличались внешностью. И тогда царь Пётр издал указ – обрить бороды. Трудно исполнялся этот указ: некоторым легче было расстаться с головой, чем с бородой. Вот для них и был введен особый налог (плата в казну) за ношение усов и бороды, велено им было носить на себе особые жетоны – «бородовые знаки» - с изображение бороды и усов.

(детская энциклопедия «История»)

Трудно представить, что когда-то на русском столе не было картофеля, но это так. Вместе с картофелем из Америки прибыли и другие продукты питания: томаты, кукуруза, табак. Долгое время картофель считался деликатесом, его подавали только в богатых домах. В Россию картофель привёз Пётр 1. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «Вершки», а «корешки». «Вершки»-то оказались горькими, да ещё и ядовитыми, и назвали картофель «чёртовым яблоком». Пётр был человеком настойчивым, если уж что задумал – непременно выполнит. Крестьян силой стали заставлять сажать картошку. Крестьяне сопротивлялись – начались «картофельные бунты», которые подавлялись военными командами. Но со временем русские крестьяне «распробовали» картофель, научились его правильно возделывать. теперь русский человек не обходится без картофеля ни в будни, ни в праздники.

(детская энциклопедия «История»)

Группе 4 (образование)

Дополнение учителя.

Группе 1.(управление государством)

А так же развитие мануфактур: горно-заводские, оружейные, химические (сера, купарос, краситель, скипидар). Ученик получал 12-17 руб, квалифицированный рабочий – 15-30 руб., высококвалифицированный мастер – 70-100 руб.

1710 год – перепись населения. Зачем нужна была перепись? 1718-1724 год – раньше был налог и его платили со двора, а в эти годы вели подушевую (подушная подать). Ею облагалась лишь мужская сторона («мужская душа»): государственные крестьяне платили 1 руб 14 коп в год, а крепостной – 74 коп в год

Группе 2. (культура)

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» - анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом .

Газета полное название: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах»

Группе 3. (быт)

Появились парики. У бояр бороды отрезал собственноручно. Ношение «русского платья» и бород карается каторгой и конфискацией имущества в царскую казну.

Группа 4

Книга с арабскими цифрами. Новый алфавит с упрощенным начертанием букв, буквы «пси», «омега» и некоторые другие исключены из алфавита.

    Работа по теме.

Отчёты групп.

Группа 1

    Выход к Балтийскому морю.

    Создана регулярная армия.

    Создан русский флот.

    Основан Санкт-Петербург.

    Сенат, Коллегии.

    Перепись населения.

Группа 2.

    Календарь.

    Газета.

    Музей.

    Ассамблеи.

Группа 3.

    Сбрить бороды.

    Одежда.

    Сборник «Юности честное зерцало».

    Продукты питания.

Группа 4.

    Новые школы.

    Учебники.

    Арабские цифры.

    Новый алфавит.

    Первичное закрепление.

Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? (все эти достижения были получены высокой ценой)

Проверим знания:

    Первая русская газета. (ведомости, правда, патриоты)

    Орган управления страной. (приказы, сенат, союзы)

    По (город,

    В ходе Северной войны появилась регулярная (премия, армия,

    Навигационные, артиллерийские, инженерные, «цифирные» … (театры, школы

    Область, которой управлял губернатор… (

    Кунсткамера – это первый русский … (

Какое слово получилось по вертикали: (Великий)

Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра 1?

Ученик. Незадолго до смерти Петра 1 Сенат в 1721 году торжественно царю титул Петра Великого и императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей. У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре 1:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

В этих словах показана многогранная личность Петра Великого

    Итог урока.

Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

Дополнительно: подготовить материал о других реформах Петра 1.

Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.

С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.

Приход к власти

В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.
В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.

В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.

Правление царя

Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.

В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.

Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

Реформирование России

В октябре 1721 года в биографии Петра Великого был принят титул императора.

Также за время его правления была присоединена Камчатка, завоеван берег Каспийского моря.

Военную реформу Петр I проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. Проводилась она, кратко говоря, насильственно.

Дальнейшие же реформы Петра I ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. В образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия(1705).

Смерть и наследие

Перед смертью Петр I сильно болел, но продолжал править государством. Умер Петр Великий 28 января (8 февраля) 1725 года от воспаления мочевого пузыря. Престол перешел к его жене – императрице Екатерине I.

Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.

Именем Великого императора после его смерти были названы города.

Памятники Петру I возведены не только в России, а также во многих европейских странах. Один из самых известных – Медный всадник в Санкт-Петербурге.

Вариант 1: Занятия для детей

За билетом ехать не надо. Просто приходите на занятие.


Стоимость доставки: 0 рублей
Вариант 2: Подвешенные книги


Стоимость доставки: 0 рублей

Вариант 3: Самовывоз книг из магазина «Я люблю читать» - 0 р.

Москва, Покровка, 11 (вход со стороны храма, домофон). Пн-пт 10.00-20.00, сб-вс 11.00-19.00. Сделали заказ в выходные? Мы свяжемся с вами в понедельник. Оплата наличными или картой.


Стоимость доставки: 0 рублей
Вариант 4: Доставка книг курьером по Москве до МКАД - 290 р.

Привезём на 1-2 рабочий день после обработки заказа. Сделали заказ в выходные — свяжемся с вами в понедельник, доставка во вторник или среду. Время доставки: пн-пт 10.00-22.00.


Стоимость доставки: 290 рублей
Вариант 5: Доставка книг курьером по Петербургу до КАД - 300 р.

Привезём на 2-3 рабочий день после обработки заказа. Сделали заказ в выходные? Позвоним в понедельник, доставка на вторник или среду. Время доставки: пн-пт 10.00-22.00 . 100% предоплата через сайт.


Стоимость доставки: 300 рублей
Вариант 6: Доставка книг курьером в регионы - 350 р.

Тверь, Нижний Новгород, Калуга, Орел, Ярославль, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Брянск, Владимир, Вологда, Иваново, Кострома, Рязань, Тула. Доставка 3-4 рабочих дняпосле обработки заказа. Время доставки: пн-пт 9.00-21.00. 100% предоплата через сайт.


Стоимость доставки: 350 рублей
Вариант 7: Доставка книг в регионы и Санкт-Петербург до пункта вывоза. Зона 1 - 250 р.

Доставка на 3-6 рабочий день после обработки заказа - зависит от города. Уточните вашу зону доставки: « » 100% предоплата через сайт.


Стоимость доставки: 250 рублей
Вариант 8: Доставка в регионы до пункта вывоза. Зона 2 - 350 р.

Доставка на 5-7 рабочий день после обработки заказа. Уточните вашу зону доставки: « » . Адрес удобного пункта укажите в окне «Адрес доставки». 100% предоплата через сайт.


Стоимость доставки: 350 рублей
Вариант 9: Доставка в дальние регионы до пункта вывоза. Зона 3 - 500 р.

Доставка на 7-13 рабочий день после обработки заказа. Уточните вашу зону доставки: « » . Адрес удобного пункта укажите в окне «Адрес доставки». 100% предоплата через сайт.


Стоимость доставки: 500 рублей

Close