Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»

Факультет: «Природообустройство и лесное хозяйство»

Кафедра: «Социально-Гуманитарных наук»

на тему: «Основные этапы развития Древней Греции»

Выполнил:

Студент 2 курса

Группа Б-ПВ-КИВ-202

Тюгаев Леонид

Проверил:

Ткачёв Александр Максимович

Саратов 2013 г.

Первый период. Крито-микенский период (III -- II тысячелетие до н.э.)

Хронологически это длительный период, но известно о нём не так много. Во-первых, это конечно связано с тем, что он и отстоит от нас дальше, чем последующие эпохи. Но главное здесь заключается в том, что этот период был открыт историками относительно недавно (в 1876 году). А критскую часть открыли в 1900-м году. А с точки зрения исторической науки, которая развивается веками, и науки о Древней Греции, это достаточно небольшой период времени для исследования.

Критская часть цивилизации, она была открыта как раз в 1900-м году английским исследователем Артуром Эвансом, который производил раскопки на территории острова Крит и сразу же наткнулся на остатки самого огромного сооружения на этом острове. Это остатки Кносского дворца. политический рабство военный

Микенская часть, то есть часть, которая располагалась на территории, Балканской Греции, была открыта в 1876-м году Генрихом Шлиманом. Знаменитый Генрих Шлиман в 1871-ом году на территории северо-западной Малой Азии раскопал остатки Трои, а спустя несколько лет, в 1876 году, на территории Греции начал раскопки Микен, Микенского городища, Микенской крепости. С тех пор эти объекты и на территории Крита, и на других территориях тщательно изучаются.

Период XI-IX вв. называется «Гомеровским», так как главным источником информации о нем являются поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев. Пройдя Среднюю Грецию, они осели в Мегариде и в юго-восточной части Пелопоннеса - в Коринфии, Арголиде, Лаконии и Мессении. Дорийцы также овладели рядом островов в южной части Кикладского и Спорадского архипелагов (Мелос, Фера, Кос, Родос), равнинной частью Крита, вытеснив остатки минойско-ахейского населения в горные районы, и юго-западным малоазийским побережьем (Дорида Малоазийская). Родственные дорийцам северо-западные греческие племена обосновались в Эпире, Акарнании, Этолии, Локриде, Элиде и Ахайе. Ионийцы, эолийцы и ахейцы удержались в Фессалии, Беотии, Аттике и Аркадии; часть их эмигрировала на острова Эгейского моря и в Малую Азию, западное побережье которой колонизовали ионийцы, а северо-западное - эолийцы.

Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу - резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и в военном деле. Наступление железного века имело огромное значение - металл стал дешев и широкодоступен, что способствовало росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению ее экономической зависимости от родовой организации.

XI-IX вв. до н.э. - эпоха господства натурального хозяйства. Особую роль приобрело скотоводство: скот был и критерием богатства, и мерилом стоимости. Основным типом социальной организации стала сельская община (демос), жившая на небольшой территории и стремившаяся в полной изоляции; часто несколько поселков (обычно в целях обороны) объединялись вокруг наиболее укрепленного селения, становившегося центром расширившейся таким образом общины (протополис). В итоге Греция превратилась в страну мелких самоуправляющихся округов. Община и составлявшие ее роды и семьи производили все необходимое для себя сами - возделывали землю, пасли скот, создавали простейшие изделия (одежду, посуду, орудия труда); профессионализация занятий ушла вместе с микенской эпохой. Потребность в сложных ремесленных изделиях была слабой; поэтому специалисты-ремесленники (демиурги) оказались на обочине экономики: чаще всего они вели бродячую жизнь, получая средства к существованию благодаря индивидуальным и случайным заказам на оружие, доспехи или украшения. Община практически не имела контактов с окружающим миром; отношения с соседями, как правило, отличались враждебностью; пограничные конфликты и грабительские набеги были обычной практикой. Широко распространилось пиратство, почти полностью вытеснившее торговлю: при скудости ресурсов греки того времени мало что могли предложить для обмена.

Социальная и политическая структура основывалась на кровно-родственном принципе. Община состояла из родов и их объединений (фил и фратрий), которые во время войны выступали как войсковые подразделения, а в мирное время образовывали народное собрание. Отношения внутри общины (между филами и фратриями) нередко были очень напряженными; конфликты часто приводили к междоусобицам и кровной мести. Принадлежность к роду являлась единственной гарантией прав, жизни и имущества человека гомеровской эпохи; вне родовой организации он был практически беззащитен - не существовало ни законов, ни авторитетных институтов власти. В то же время земля считалась собственностью уже не рода, а всей общины, и она распределялась (и периодически перераспределялась между ее членами); постепенно надел закреплялся за индивидуальной семьей.

Рабство не играло большой экономической роли. Основную часть рабов, как и в микенскую эпоху, составляли женщины и дети, использовавшиеся на вспомогательных работах в домашнем хозяйстве. Мужчины-рабы обычно выполняли обязанности пастухов. Рабы были преимущественно военнопленными. Рабство имело патриархальный характер, и уровень жизни рабов мало отличался от уровня жизни их хозяев. Не существовало института государственного рабства; рабы находились в собственности отдельных семей и родов.

Постепенно в общине, где первоначально царило «равенство в бедности», усиливался процесс социальной дифференциации, которому способствовали постоянные внутренние и внешние военные конфликты. Победа над соседним демосом или над соперничающим родом приводила к обогащению и росту влияния отдельных родов, тех или иных их членов или военного предводителя. Военная добыча давала средства для ведения хозяйства на нескольких наделах, для приобретения более качественного вооружения (тяжеловооруженного воина или даже всадника), для систематической военной подготовки и для создания запасов продовольствия на случай недорода или стихийных бедствий. Остальные общинники не обладали такими возможностями, чтобы обеспечить нормальное функционирование своего хозяйства, защитить себя от притеснений или претендовать на значительную часть добычи, особенно в условиях дробления наделов, вызванного демографическим ростом. В результате образовалась группа людей (феты), вынужденных отказываться от своих наделов и уступать их более состоятельным соседям; они превратились в безнадельных арендаторов; с другой стороны, возникла категория «многонадельных общинников», составлявших социальную элиту.

Традиционная политическая структура общины включала народное собрание (все свободные мужчины-воины), совет старейшин (герусия, ареопаг) и выборного военного вождя (басилея). Появление элиты, однако, привело к ее трансформации, которая происходила разными путями. В общинах, в которых доминировал только один род, он постепенно узурпировал военные, религиозные и судебные функции; выборный военный вождь превращался в наследственного патриархального монарха. Однако чаще лидирующие позиции в общине занимали несколько знатных родов. Аристократы играли ведущую роль в сражениях, которые представляли собой, как правило, серию поединков всадников или тяжеловооруженных воинов. Их авторитет защитников демоса давал им право решающего голоса в народном собрании; из них избирали предводителя общинного ополчения, к ним обращались для разбора судебных тяжб. В своих филах и фратриях они являлись жрецами родовых культов. Остальные общинники (народ) вытесняются на периферию общественной и политической жизни. В то же время постоянное соперничество внутри аристократии препятствовало чрезмерному возвышению отдельных ее представителей. Рост могущества аристократии как таковой в IX в. до н.э. проявился также в ослаблении патриархальной монархии в тех протополисах, где она прежде установилась: царский род постепенно утрачивает свои привилегии, и монополизированные им должности (функции) становятся выборными, превращаясь в достояние всей элиты.

Архаический период (VIII -- VI века до н.э.), период архаики, это эпоха формирования греческого полиса.

Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис -- это есть город-государство. Это определение возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении справедливым является следующее: первое, на что указывает это определение -- то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Греческая цивилизация - это городская цивилизация (урбанистическая). Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Второе, что в этом определении важно - город-государство. Все греческие города были государствами, хоть и очень маленькими.

Классический период (V-IV в до н.э.)

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Искусство классики -- это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н. э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией -- эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии. К началу 5 в. до н. э- сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев -- спартиатов -- над массой бесправных рабов-земледельцев -- илотов. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики. В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подверглась нашествию полчищ Персидской державы. Победа народных ополчений объединившихся полисов, защищавших свою независимость от грозного завоевателя, чрезвычайно ускорила рост общественного самосознания эллинов. Это была победа свободной, сознательной демократии над восточной деспотией. Мильтиад -- предводитель афинян и их союзников в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) -- прекрасно выразил в своей речи перед боем тот моральный дух, которым был проникнут каждый афинянин, указав, что только от них самих зависит «или положить на Афины иго рабства, или укрепить свободу». Решающие победы над персами -- морская при Саламине (480) и на суше при Платеях (479) -- укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии -- так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции. Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства -- ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490--450 гг. до н. э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах Этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в. до н. э. (то есть в 475--450 гг. до н. э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон, старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы -- к зрелой, или высокой, классике. Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства -- в «эпоху Перикла» -- продолжалось примерно также четыре десятилетия -- с 450 по 410 г. до н. э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства -- скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека, воплощающее передовые общественные устремления своей эпохи и верное принципам реализма. К концу 5 в. до н. э. растущее применение рабского труда начало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431--404гг. до н. э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили экономический и политический кризис полисов. Искусство классики к концу 5 -- началу 4 в. до н. э. вступило в свой последний, третий, этап развития. В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека или бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным. Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н. э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

Эллинистический период (III-I в до н.э.)

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287--212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он -- автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365--300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.

Аристарх Самосский (ок. 320--250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190--125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины. Герофил (рубеж IV--III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных званий требовало систематизации н хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них -- в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion -- храм муз), представлявшего собой совокупность научных»учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты; коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд -- «Элементы».

Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры,

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, -- филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане -- эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра, (342/351 -- 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан -- мимы.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341--270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура --живи уединенно. Цель жизни -- отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 -- ок. 262 до н. э,), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи -- знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди-- граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени -- интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы -- в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский -- бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

    реферат , добавлен 22.02.2016

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Этапы становления и развития политической мысли в Древней Греции. Обзор политических воззрений древнегреческих мыслителей трёх основных периодов развития политической мысли: раннего периода, периода расцвета политической мысли и эллинистического периода.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, "темных веков" и античного периода.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Особенностью в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Наиболее интересным был процесс образования государства в двух греческих полисах – древних Афинах и Спарте.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2009

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

Древняя Греция -это цивилизаций, просуществовавшая больше 3тыс.лет. Географически она располагалась на Балканском полуострове и прилегающих островах. Сами же греки и сегодня называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Огромное количество историков рассматривают Грецию не только как страну с высокой культурой, демократией и философией, но и как передовое государство древности(хотя Древняя Греция никогда не была унитарным государством, кроме периода правления Александра Македонского). Стоит отметить, что именно греческая культура стала опорой древнего Рима, который в свою очередь донес её до большинства европейских и восточных народов. Не нужно забывать, что Грецией называли не только исконную территорию эллинов, но и к другим землям, которые населяли греки того времени, как, например Крымский полуостров, Прикавказье, близлежащие острова средиземноморского бассейна, Италия.

Природные условия Греции были разнообразны. Горные цепи переходили в плодородные долины, где выращивали сельскохозяйственные культуры. Несмотря на каменистую почву и сухой климат растительный и животный мир были очень разнообразны. В былые времена в Элладе росли целые леса ценнейшей древесины, из которой делали лучшие корабли в мире, а населяли их лани, олени, дикие кабаны и хищники. Огромные плантации оливок приносили своим владельцам и целым полисам горы золота и серебра. Не стоит забывать, что на то время оливковое масло(конечный продукт переработки оливок)был очень редок и ценился наравне со специями Дальнего Востока.

В истории Греции можно выделить пять основных этапов:

1) Крито-микенский период . Характеризовался первыми государственными зачатками управления, развитием мореходства и установлением дипломатических и торговых отношений с странами Дальнего Востока.

2) Минойская цивилизация.
Она, в свою очередь, делись еще на три периода ранне -минойская, средне-минойская и поздне-минойская. Ранний период примечателен освоением и обработкой металлов, зарождением письменности и государственных образований. В последующем периоде получили развитие мореплавание, строительство и ремесла. Наконец в последнем этапе происходит расцвет минойской цивилизации. Это проявляется в объединение всего острова под одной властью, бурной торговлей со всеми соседними и дальними народами того времени и монументальное строительство. К несчастью, природные катастрофы создали препоны для дальнейшего развития Минойской цивилизации. В скором времени она начала угасать и впоследствии была захвачена ахейцами

3) Элладская цивилизация.
В этот период господство родоплеменных отношений между разными народами Греции. С приходом нового народа ахейцев происходит возникновение зачатков государственного строя, производства и сельского хозяйства. Расцветает микенская культура.

4) Полисный период. Происходит консолидация всего греческого населения, формирование полисной структуры власти, проникновение железа во все отрасли экономики и повседневной жизни общества.Бурное развитие производств и торговли, Великая греческая колонизация и отражение персидской угрозы.

5) Эллинистический. Примечателен велики походами Александра и формированием его огромного империи. После смерти великого полководца происходит распад империи на отдельные эллинистические государства, что впоследствии привело к войнам между диадохами(преемников и полководцами во времена Александра).

Как видим, история Древней Греции пережила и расцвет и полное падение, но несмотря на это их культурный, научный, торговый и просвещенческий вклад неоспорим и во многом сформировал путь для развития других народов. Ярким примером этому может послужить Древний Рим, который на заре своего существования очень многое позаимствовал из греческой культуры.

Не только профессиональные историки и студенты исторических факультетов увлекают античной Греции. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, философии, мифологии.

Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На Рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Особенности гомеровского периода

Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.

Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.

Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:

  • В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
  • В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
  • На Крите это были клароты.

Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.

Греция в архаический период

Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.

Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.

Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:

  • Рост спроса на греческие товары;
  • В метрополию постоянно поступали рабы;
  • Знать получала богатства и предметы роскоши;
  • В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
  • Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
  • Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.

Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.

Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.

В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.

Полисы делились на две группы:

  • Олигархические (Спарта и Крит);
  • Демократические (Афины).

В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров нне разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политсила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Искусство и наука

Огромный вклад жители Древней Эллады сделали в развитие театра, живописи, скульптуры. Искусство греков присутствует практически в каждом уголке земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Возводили греки храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было, где жить. Но, в отличии от римлян, или же древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Вавилонии, элладцы строили храмы не большими (относительно, если судит по размерам), размещая их в акрополе города. Это была самая защищенная часть населенного пункта. Чтобы храм было видно издали, возводили его на горе или холме. Для строительства старались применять два основных материала – известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое греческое строение, обязательно имело колоны, располагавшееся в один или два ряда. В классический период искусство строить храмы достигло пика развития. В следующую эпоху – эллинистическую – стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства, амфитеатры.

Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась в течение всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей обязательно были одеяния, то в классическую эпоху основное внимание мастера сконцентрировали на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных, атлетически сложенных людей, что подчеркивало внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизм скульптуры стали носить метафорический характер, в произведениях искусства появились преувеличения, пышность, которой раньше не было.

Отличались греки и особой техникой живописи, образцы которой практически не сохранились до сегодняшнего времени. Но рисунки можно увидеть на вазах. Применяли греки два способа росписи таких изделий, как чернофигурная и краснофигурная. Для первой было характерно использование черного лака, чтобы изобразить людей и животных. А краснофигурная подразумевала полное закрашивание черного фона, фигуры же делались красными, а черный лак помогал еще четко прорисовать детали.

В период отмечания праздника виноделия, который был посвящен богу Дионису, стал складываться греческий театр. С его возникновением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления не отделялись друг от друга, что делало и литературу, и театр органическим целым. В постановках было принято применять специальные маски, которые носили только мужчины-актеры. Женщины в спектаклях участия не принимали.

Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции говорит большое количество театров и амфитеатров. Без постановок не обходились ни празднества, ни народные гуляния. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанрами. Это были и комедии, и трагедии, и сатиры, и иронические представления на злобу дня.

Научные знания греков развивались в разных областях – философии, математики, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии, истории. Особое место среди знаний занимала философия, которая занималась изучением проблем происхождения космоса, планет, человека, поиска ответов на вопросы, связанные с бессмертием. В Элладе сформировалось несколько философских школ, яркими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.

В школах Древней Греции преподавались литература, грамматика, математика, история, астрономия, философия. Обязательным было физическое воспитание, чтобы личность человека развивалась гармонично.

Самым знаменитым наследием греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для того, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были локальные соревнования, которые со временем развились до общегреческих. На соревнованиях выступали спортсмены с разных полисов Эллады, стараясь получить статус лучшего атлета. Основные состязания происходили в такой дисциплине, как пятиборье, сейчас оно также присутствует на Олимпийских играх.

Древняя Греция является частью античного мира, культура которого развивалась в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и в сопредельных странах в период с 3-го тысячелетия до н.э. до середины V века н. э.

Сложную и многообразную историю Древней Греции принято делить на несколько периодов, согласно которым и строится история

Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

Минойская цивилизация (Крит):

Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

Элладская цивилизация (Балканская Греция):

Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.

Полисный (XI-IV вв. до н. э.).

Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический (IV-I вв. до н. э.).

Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Конспект урока «Периодизация истории Древней Греции» .


I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).

1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период (XXII–XVIII вв. до н. э.): разложение родовых отношений и социальная стратификация критского общества, появление первых государственных образований.

3. Позднеминойский период (середина XVIII–XII вв. до н. э.): объединение Крита, расцвет критской государственности и культуры, создание критской морской державы, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита. История раннеклассовых обществ и государств материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский период (XXX–XXI вв. до н. э.): господство первобытных отношений, появление первых крупных поселков, догреческое население.

2. Среднеэлладский период (XX–XVII вв. до н. э.): расселение греко-ахейцев в южной части Балканского полуострова, разложение родоплеменных отношений, формирование элементов социальной стратификации ахейского общества.

3. Позднеэлладский (или микенский) период (XVI–XII вв. до н. э.): раннеклассовые общества и первые государственные образования ахейских греков, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II. Формирование и расцвет греческих полисов. Система классического рабства. Зрелость греческой цивилизации (XI–IV вв. до н. э.):

1. Гомеровский (предполисный) период (XI–IX вв. до н. э.): племенные перемещения в южной части Балканского полуострова, разрушение микенских государств, реанимация родоплеменных отношений, формирование первых элементов полисного устройства.

2. Архаический период (VIII–VI вв. до н. э.): формирование общества и государства в форме полисов. Великая греческая колонизация и освоение греками Эгеиды, прибрежных территорий Средиземного и Черного морей.

3. Классический период (V–IV вв. до н. э.): расцвет полисного строя и греческой цивилизации.

III. Древняя Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма (30-е годы IV в. до н. э. - 30 г. I в. до н. э.):

1. Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н. э. - 80-е годы III в. до н. э.).

2. Функционирование эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н. э. - середина II в. до н. э.).

3. Кризис эллинистической системы, завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией на востоке.

Хронологическая таблица

Важнейшие даты социально-экономической и политической истории.

Конец III тысячелетия до н. э. - проникновение греческих племен (ахейцев) в Южную Грецию. 2000–1700 гг. до н. э. - период «старых» дворцов в Кноссе, Фесте, Маллии, Като Закро на Крите.

1700–1400 гг. до н. э. - период «новых» дворцов. Дворец («лабиринт») Миноса в Кноссе. XVI- первая половина XV в. - Критская морская держава. Расцвет критской цивилизации. до н. э.

Середина XV в. до н. э. - захват ахейцами Крита. XVI в. до н. э. - шахтовые гробницы ахейских вождей в Микенах.

XV–XIII вв. до н. э. - расцвет микенской цивилизации.

1240–1230 гг. до н. э. - Троянская война (принятая дата).

XI в. до н. э. - проникновение дорийских племен на Пелопоннес.

776 г. до н. э. - проведение первых Олимпийских игр.

754 г. до н. э. - начало составления списка эфоров в Спарте.

Около 750 г. до н. э. - первая греческая колония на острове Питекуссы.

733 г. до н. э. - основание Сиракуз.

Вторая половина VIII в. до н. э. - Первая Мессенская война.

683 г. до н. э. - начало ведения списка высших должностных лиц - архонтов в Афинах. 632 г. до н. э. - Килонова смута в Афинах.

657–627 гг. до н. э. - тирания Кипсела в Коринфе.

Вторая половина VII в. до н. э. - Вторая Мессенская война.

627–585 гг. до н. э. - тирания Периандра в Коринфе.

621 г. до н. э. - законодательство Драконта в Афинах.

594 г. до н. э. - реформы Солона в Афинах.

560–510 гг. - тирания Писистрата и его сыновей в Афинах.

Около 550 г. до н. э. - создание Пелопоннесского союза.

537–522 гг. до н. э. - тирания Поликрата на острове Самос.

508–500 гг. до н. э. - законы Клисфена и реформирование государственного строя в Афинах. 500–449 гг. до н. э. - греко-персидские войны.

500–494 гг. до н. э. - восстание греков в Милете и начало греко-персидских войн.

493 г. до н. э. - Фемистокл - архонт Афин.

490 г. до н. э. - битва греков с персами при Марафоне.

480 г. до н. э. - поход Ксеркса на Грецию, битвы при Фермопилах, Артемисии и Саламине.

480 г. до н. э. - битва при Гимере, разгром союзников персов карфагенян.

480–438 гг. - правление рода Археанактидов на Боспоре.

479 г. до н. э. - разгром персов при Платеях.

478–404 гг. до н. э. - Первый Афинский морской союз.

469–468 гг. до н. э. - победа греков над персами при Эвримедонте.

464 г. до н. э. - восстание илотов в Мессении (Третья Мессенская война).

462 г. до н. э. - реформы Эфиальта в Афинах.

459–454 гг. до н. э. - афинская эскадра в Египте.

454 г. до н. э. - уничтожение афинского флота в Египте.

457–446 гг. до н. э. - Малая Пелопоннесская война. Афины против Спарты и Фив.

451 г. до н. э. - закон Перикла об афинском гражданстве.

449 г. до н. э. - Каллиев мир. Окончание греко-персидских войн.

447 г. до н. э. - образование Беотийского союза во главе с Фивами.

444–429 гг. до н. э. - Перикл - первый стратег Афин.

443 г. до н. э. - основание общегреческой колонии в Фуриях.

457 г. до н. э. - афиняне захватывают остров Эгину.

440 г. до н. э. - восстание афинских союзников на острове Самосе.

437 г. до н. э. - афинская эскадра во главе с Периклом в Черном море.

431–404 гг. до н. э. - Пелопоннесская война.

431–421 гг. до н. э. - 1-й период войны. Архидамова война.

427 г. до н. э. - восстание против афинского господства на Лесбосе.

425 г. до н. э. - захват афинянами Сфактерии.

422 г. до н. э. - битва под Амфиполем.

422–21 гг. до н. э. - основание Херсонеса Таврического.

421 г. до н. э. - Никиев мир, окончание Архидамовой войны.

419–399 гг. до н. э. - правление Архелая в Македонии.

415–404 гг. до н. э. - 2-й период Пелопеннесской войны.

415–413 гг. до н. э. - сицилийская экспедиция афинян и ее разгром.

412 г. до н. э. - союзные отношения Спарты с Персией.

411 г. до н. э. - олигархический переворот в Афинах, отмена демократической конституции.

406 г. до н. э. - битва при Аргинусских островах. Последняя победа афинян.

06–367 гг. до н. э. - тирания Дионисия Старшего в Сиракузах. Создание сиракузской территориальной державы.

405 г. до н. э. - поражение афинского флота при Эгоспотамах.

404 г. до н. э. - взятие спартанцами Афин. Окончание Пелопоннесской войны.

404–403 гг. до н. э. - тирания проспартанской группировки Тридцати в Афинах.

403 г. до н. э. - падение тирании «тридцати» и восстановление демократического строя в Афинах.

400 г. до н. э. - закон спартанского эфора Эпитадея о свободе завещаний.

399 г. до н. э. - заговор Кинадона в Спарте.

399–394 гг. до н. э. - война Спарты с Персией в Малой Азии.

398–392 гг. до н. э. - война Сиракуз с Карфагеном. Победы Дионисия I.

395–387 гг. до н. э. - Коринфская война.

395 г. до н. э. - поражение спартанцев при Галиарте в Беотии.

394 г. до н. э. - победа спартанцев при Коронее в Беотии.

393 г. до н. э. - восстановление системы афинских укреплений («длинных стен»).

392 г. до н. э. - вспышка социальной борьбы в Коринфе, резня олигархов.

389–349 гг. до н. э. - правление боспорского царя Левкона I, расцвет Боспора.

387 г. до н. э. - Анталкидов, или Царский, мир. Окончание Коринфской войны. Вмешательство Персии в дела Греции.

382–379 гг. до н. э. - война Спарты против Халкидского союза.

379 г. до н. э. - демократический переворот в Фивах. Начало возвышения Фив в Греции.

378–338 гг. до н. э. - Второй Афинский морской союз.

376 г. до н. э. - победа афинского флота над спартанским у острова Наксоса.

371 г. до н. э. - заключение мира между Афинами и Спартой. Признание Второго Афинского морского союза со стороны Спарты.

371 г. до н. э. - победа беотийцев над спартанцами в битве при Левктрах.

371 г. до н. э. - восстание бедняков в Аргосе (так называемый аргосский «скитализм»).

368 г. до н. э. - договор о дружбе между Афинами и Дионисием I.

367 г. до н. э. - образование Этолийского союза.

Около 365 г. до н. э. - основание города Мегалополя как центра Аркадского союза.

362 г. до н. э. - разгром спартанских войск при Мантинее. Роспуск Пелопоннесского союза.

360–357 гг. до н. э. - война Афин против Одрисского царства фракийцев.

359–336 гг. до н. э. - правление Филиппа II в Македонии. Превращение Македонии в сильнейшее государство в Эгейском бассейне.

357–355 гг. до н. э. - война афинских союзников против Афин. Поражение Афин и фактический распад Второго Афинского морского союза.

355–346 гг. до н. э. - Священная война в Греции.

352 г. до н. э. - победа Филиппа над фокидянами в Фессалии. Вмешательство Филиппа в Священную войну.

348 г. до н. э. - разрушение Филиппом Олинфа и уничтожение Халкидского союза.

346 г. до н. э. - конец Священной войны. Филократов мир. Включение Македонии в состав Дельфийской амфиктионии.

345–334 гг. до н. э. - деятельность Тимолеонта по восстановлению демократии в Сиракузах.

338 г. до н. э. - битва при Херонее. Победа Филиппа II над коалицией греческих городов.

337 г. до н. э. - общегреческий конгресс в Коринфе. Установление македонской гегемонии в Греции.

336 г. до н. э. - приготовления Филиппа II к походу против Персии. Убийство Филиппа II.

336–323 гг. до н. э. - правление сына Филиппа Александра Македонского.

334–324 гг. до н. э. - Восточные походы Александра Македонского. Создание мировой державы Александра.

334 г. до н. э. - битва при Гранике.

333 г. до н. э. - разгром персидских войск при Иссе.

332–331 гг. до н. э. - пребывание Александра в Египте. Основание Александрии.

331 г. до н. э. - победа Александра над основными силами Персии при Гавгамелах (Арбелах). Захват Вавилонии, Элама и Персвды.

331 г. до н. э. - осада Ольвии македонскими войсками Зопириона.

329 г. до н. э. - заговор Филоты и разгром оппозиции в македонском войске против Александра.

329–328 гг. до н. э. - завоевание Александром Средней Азии. Движение местных племен под руководством Спитамена.

327–325 гг. до н. э. - завоевание Александром Северо-Западной Индии.

324–323 гг. до н. э. - Александр в Вавилоне. Проведение реформ по укреплению единства «мировой» державы.

323 г. до н. э. - смерть Александра.

323–281 гг. до н. э. - войны полководцев-преемников (диадохов) Александра Македонского. Создание системы эллинистических государств.

321 г. до н. э. - договор в Трипарадисе (Сирия) между диадохами о разделе сфер влияния.

317–307 гг. до н. э. - тирания Деметрия Фалерского в Афинах.

316–287 гг. до н. э. - тирания Агафокла в Сиракузах. Возрождение Сиракузской державы.

311 г. до н. э. - второй договор диадохов о разделе сфер влияния. Убийство номинальных царей державы Филиппа III Аррвдея и сына Александра Македонского Александра.

310–304 гг. до н. э. - правление царя Эвмела на Боспоре.

306 г. до н. э. - диадохи принимают царские титулы. Начало образования новых эллинистических государств на обломках империи Александра.

301 г. до н. э. - битва двух коалиций диадохов при Ипсе (Центральная Малая Азия).

281 г. до н. э. - битва при Курупедионе в Лидии. Победа Селевка над Лизимахом. Окончание войн диадохов. Образование эллинистических государств.

280 г. до н. э. - образование Ахейского союза.

280–277 гг. до н. э. - нашествие кельтов (галлов) на Балканскую Грецию.

277 г. до н. э. - разгром кельтов в битве при Лизимахии Антигоном Гонатом и утверждение его царем Македонии.

275–215 гг. до н. э. - тирания Гиерона II в Сиракузах.

274–271 гг. до н. э. - Первая сирийская война между Селевкидами и Птолемеями.

267–262 гг. до н. э. - война коалиции греческих полисов против Македонии (Хремонидова война).

258–253 гг. до н. э. - Вторая сирийская война.

245–243 гг. до н. э. - Третья сирийская война (война Лаодики).

245–213 гг. до н. э. - Арат во главе Ахейского союза.

245–241 гг. до н. э. - реформы царя Агиса IV в Спарте.

235–221 гг. до н. э. - продолжение реформ в Спарте царем Клеоменом III.

221 г. до н. э. - разгром спартанских войск Македонией при Селассии.

220–217 гг. до н. э. - Союзническая война в Греции (война Македонии и Ахейского союза против этолийцев).

219–217 гг. до н. э. - Четвертая Сирийская война.

217 г. до н. э. - поражение селевкидских войск от египтян при Рафии.

215–205 гг. до н. э. - Первая римско-македонская война.

207–192 гг. до н. э. - тирания Набиса в Спарте.

200–196 гг. до н. э. - Вторая римско-македонская война.

197 г. до н. э. - битва при Киноскефалах. Разгром македонских войск.

192–188 гг. до н. э. - Римско-сирийская война.

190 г. до н. э. - разгром сирийских войск римлянами при Магнезии (Малая Азия).

188 г. до н. э. - Апамейский мир. Ослабление Селевкидов.

171–167 гг. до н. э. - Третья македонская война.

168 г. до н. э. - разгром македонских войск под Пидной.

149–146 гг. до н. э. - движение демократических кругов против римского господства в Греции во главе с Андриском.

146 г. до н. э. - разгром Андриска. Завоевание Греции и Македонии Римом.

132–129 гг. до н. э. - восстание пергамских низов под руководством Аристоника против Рима.

129 г. до н. э. - разгром Антиоха VII Свдета парфянами. Завоевание Парфией Месопотамии.

107–106 гг. до н. э. - восстание Савмака на Боспоре. Включение Боспора в состав державы Митридата VI.

89–85 гг. до н. э. - 1-я война Митридата VI с Римом.

83–82 гг. до н. э. - 2-я война Митридата VI с Римом.

74–63 гг. до н. э. - 3-я война Митридата VI с Римом. Разгром Понтийского царства и превращение его в римскую провинцию.

63 г. до н. э. - превращение Сирийского царства в римскую провинцию,

30 г. до н. э. - оккупация Египта римскими войсками. Превращение Египта в римскую провинцию. Конец периода эллинизма.


Close