Сущность и характерные черты общемирового кризиса 1929-1933 гг. Экономический подъем 20-х годов в странах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кризисом. Это необходимое и неизбежное явление для государств с рыночной экономикой. Их причиной является конфликт между производством и потреблением, выражающийся в кризисе перепроизводства. В основе послевоенной стабилизации лежала восстановительная тенденция - завершение восстановления неизбежно привело к перенасыщению рынка. По мнению ряда экономистов (Кондратьев) экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным: он совпал со структурным кризисом, связанным с изменением технологий. В итоге данный экономический кризис стал крупнейшим за всю историю капитализма. Объем промышленного производства в западных странах упал примерно на 38 % (в США на 53 %). На треть сократились сельскохозяйственное производство и мировая торговля. Кризис породил массовую безработицу, что создало опасность спонтанных бунтов, восстаний. Промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина «невмешательства» государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях.

Варианты выхода из кризиса . В связи с этим с начала 30-х гг. заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделит, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них получил в антикризисной политике « нового курса « президента Ф. Рузвельта в США (либерально-реформистский); второй характерен для Скандинавских стран, Франции (социал-реформистский); третий вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии(тоталитарный).

Американский вариант(либерально-реформистский )опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, уме-лым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.



Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику «нового курса». Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и «социализацией» экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д.

Иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление , как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Конспект урока для 11 класса.

Мировой экономический кризис.

Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.

Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.

Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»

План урока.

  1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
  2. Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
  3. Выход из кризиса в США
  4. Особенности эконом. кризиса в странах Запада

Ход урока

I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.

Причины стабилизации послевоенного развития Запада:

  1. революционные движения подавлены
  2. расширение рынков сбыта продукции
  3. выплата репараций
  4. отмена ограничений военного времени
  5. сокращено государственное регулирование экономики

В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.

США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.

В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

  1. Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
  2. Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»

Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)

II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:

  1. Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
  2. Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
  3. Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
  4. Зависимость мировой экономики и финансов от США.

С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.

Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.

Слайды №№ 6, 7, 8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.

Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США

(Слайд № 9)

Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.

Последствия кризиса:

  1. Огромные масштабы кризиса
  2. Падение объема производства
  3. Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
  4. Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
  5. Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
  6. Безработица (13 мил. человек).
  7. Уменьшение заработной платы на 33%.
  8. Уменьшение доходов фермеров на 50%
  9. Падение уровня жизни населения.

Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.

Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.

III. Выход из кризиса в США

Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:

Кто сумел вывести страну из кризиса?

Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

(Слайды №№ 10, 11, 12)

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

(Слайд № 13, 14)

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые

Экономические

Социальные

Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы

VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.

Задание 3.

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

1. Серьезное нарушение (дисбаланс) в экономике, и прежде всего в цепи производство - распределение - потребление. Т. е. производили больше, чем могли купить.

2. Вышли из строя рыночный механизм автоматического регулирования и система реализации результатов производства (распределение и потребление) - в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать.

2. Каковы его основные проявления и особенности?

Обесценивание акций, банкротство банков, производство лишилось финансового питания - инвестиций и кредитов. В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свертывалась торговля. Росла безработица.

Кризис приобрел мировой характер, длился достаточно долго – 5 лет.

Кризис произошел в США - стране, где были самые большие темпы экономического роста, где был достигнут высокий уровень зрелости в индустриальном развитии, в организации и управлении массовым производством. Следовательно, начавшийся мировой экономический кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определенного этапа развития капиталистической системы - излом, переломный момент в развитии капитализма.

Закрытие предприятий, сокращение производства породили массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах городов бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста. Кроме этих видимых признаков разложения системы, многое оставалось как бы за кадром - утрата многими людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.

3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?

В США, Германии, Англии, за первую треть XX в. достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. В сложившейся ситуации невозможно было автоматически выйти из кризиса при помощи прежних рыночных механизмов.

4. Что предлагал английский экономист Кейнс?

Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. При этом ключевым вопросом является повышение покупательной способности населения (надо создать «эффективный спрос»), чтобы массовому производству соответствовало массовое потребление, иначе система не сможет выбраться из тупика относительного избытка произведенных товаров. Решать такую макроэкономическую задачу могла только государственная власть.

Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»). Эти принципы, предусматривающие при кризисе «подталкивание» роста потребления, а при инфляции его «сдерживание», получили название «стой - иди».

5. Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление?

Произведенный товар необходимо продать, иначе начнут падать доходы как самого предприятия, так и его работников. Соответственно, упадет и покупательная способность населения.

6. Какие типы политических режимов существовали в Европе?

Либерально-демократический режим: равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм, гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций.

Тоталитарный режим: тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный - это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Авторитаризм - политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено все, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

Задание к таблице 1.

Проанализируйте базовые принципы политических режимов и сформулируйте линии их сопоставления.

Линии сопоставления: политика в области идеологии, партии и принцип управления государством, контроль над армией, цензура, репрессии, экономика, частная жизнь и общество.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:

Страна

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

Великобритания

страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Франция

Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.

ФИО (полностью)

Пермякова Светлана Семеновна

Место работы

Филиал №3 ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области

Должность

Учитель истории и обществознания

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Базовый учебник

Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран ХХ век.- М.: Русское слово, 2008

    Цель урока:

Образовательная цель: Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления и о влиянии политических режимов на масштабы и характер вмешательства государства в экономическую и повседневную жизнь общества и индивидуума.

Развивающая цель : формирование учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций учащихся на основе анализа графической и текстовой информации, обобщения и систематизации полученных знаний, умения и навыка самостоятельной работы с цифровым образовательным ресурсом, развитие рефлексивных умений.

Воспитательная цель: формирование у школьников чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально- экономическом и морально- психологическом положении в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933гг.

ориентировать учащихся на демократические способы разрешения противоречий между личностью, обществом и государством.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Ф орма урока : комбинированный.

    М етоды обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблицы, работа с ЭОР.

    Средства обучения : модуль ФЦИОР «Великая депрессия».

    Формы работы учащихся : анализ текстовой и графической информации, подготовка устных сообщений по теме, групповая работа с текстом учебника и ЭОР.

    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран.

Этап урока.

Название используемых ЭОР (с указанием их порядкового номера в таблице №2

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1.Орг. момент.

Тема урока на доске, проверка оборудования

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь

2.Ввод в изучение темы, актуализация знаний.

Беседа с классом. В наше вы часто слышите с экрана ставшее привычным слово «кризис». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

Учитель обобщает ответы и озвучивает тему урока, формулирует цель: изучить основные события мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., его причины, формы проявления и пути выхода из него в разных странах мира.

Учащиеся называют ассоциации и высказывают мнения о том, что эта тема актуальна.

Запись темы и плана урока в тетрадь.

3. Изучение нового материала

Модуль 1 «Великая депрессия»

(информацион

Демонстрация страниц модуля.

1страница:
Кризис в США

    Мир накануне кризиса : работа с понятием «стабилизация капитализма»

2) Экономика США накануне кризиса.

А) портрет Ч. Дауэса.

Б) Задание: Составить логическую цепочку, приведшую к кризису.

В) Вопрос: Можно ли было избежать создания финансовых пирамид?

3) Начало Великого кризиса и его причины.

А) Портрет Г.Гувера, фотографии тех лет.

Задание: Назовите причины кризиса

4) Распространение кризиса

А) фото «Социальная столовая»

Б) фото «Безработный, торгующий яблоками»

Вопрос: Какого цвета кризис?

5) «Новый курс» Ф.Рузвельта

А) фото «Трущобы на окраинах мегаполиса – гувервили», «Быт гувервиля», «Карикатура

эпохи депрессии – гувервили»

Задание: Прокомментируйте карикатуру.

Портрет Ф.Рузвельта

Портрет Д. Кейнса

На основе текста модуля

выпишите основные черты политики «нового курса» и объясните, в чем его новизна.

6) Эффективность политики «нового курса»

Работа с пропагандистскими плакатами тех лет в США.

Вопрос: Что означают изображения игральных карт и счастливой семьи?

2 страница: Экономический кризис в Европе

Задание: Изучите материал в группе для заполнения таблицы №1

См. Приложение 1 .

3 страница:

Фашистские

диктатуры в 1930-е гг.

А) Нацизм в Германии

Задание. Просмотрев фотографии, ответьте на вопрос: В чем вы видите причины популярности Гитлера?

Б) Гитлер у власти

Учитель дает задание заполнить таблицу №1 (материал о Германии)

В) Фашизация Европы

Работа с исторической картой

Запись понятия в тетрадь

Краткая справка учащегося

Составление логической цепочки: экономическое первенство США - высокий уровень жизни -покупка акций в кредит -образование финансовых пирамид

Отвечают на вопрос.

Учащиеся называют причины кризиса:

1.Стабилизация и экономический бум при отсутствии массового потребления.

2.Нерегулируемость рынка.

3.Создание финансовых пирамид.

4.Зависимость мировой экономики от США.

Учащиеся называют цвет серый, темно-зеленый.

Учащиеся комментируют карикатуру

Краткая справка учащегося о Ф.Рузвельте

Краткое сообщение учащегося об английском экономисте Д.М. Кейнсе и его теории «эффективного спроса»

Учащиеся выписывают основные реформы «Нового курса» в таблицу: №1

Ответы учащихся

Учащиеся работают в группах и самостоятельно изучают блоки страницы: Великобритания, Кризис во Франции, Фашизм и Народный фронт», Германия в эпоху кризиса.

Краткая справка о А.Гитлере.

Ответы учащихся

Учащиеся заполняют таблицу №1

Учащиеся находят страны, в которых установились фашистские режимы.

4.Первичное

закрепление темы

Обсуждение итогов работы по составлению таблицы

Учащиеся докладывают о результатах своей работы

5.Закрепление темы

Модуль 2

(практикум)

Фронтальная работа с модулем 2

Учащиеся выполняют задания Модуля 2

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Учащиеся записывают д/з и оценивают свою работу на уроке.


Приложение№1 к плану-конспекту урока

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Таблица№1

Страна

Особенности проявления

кризиса

Меры по преодолению кризиса

Политический режим

Великобритания

Франция

Германия

Таблица№2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Модуль 1 Великая депрессия

Информационный модуль

Иллюстрация, фото, текст

/card/1009/velikaya-depressiya-1929-1933-gg.html

Модуль 2 Великая депрессия

  • М инистерство образования и науки Российской Федерации (13)

    Основная образовательная программа

    Пособия, конспекты лекций, ... 1986. Тема 10. Мировой экономический кризис (1929 1933 гг .) План : Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг . Варианты... урок всеобщего финансового, экономического , нравственно-духовного кризиса ...

  • Учебно-методический комплекс

    И уроки . ... формах конспекта , ... планов Экономические кризис 1929 ... Тема гг . Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс

    И уроки . ... формах конспекта , ... планов развития народного хозяйства СССР. Экономические дискуссии 1920-х годов. Политический кризис 1929 ... Тема 46. Внешняя политика и международное положение СССР в 1920-е –1930-е гг . Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг ...

  • «россия в мировой цивилизации» учебно-методическое пособие волгоград 2004

    Учебно-методическое пособие

    Просмотра конспекта лекции по теме и... плана семинарских занятий следует начать с определения понятия “мировой экономический кризис ... развитие экономического сотрудничества. Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг . и... к извлечению уроков из поражений...

  • Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

    Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

    Предпосылки и причины мирового кризиса 1929-1933 гг:

    • Изменение международных хозяйственных связей связанных с Первой мировой войной: в связи с образованием новых государств традиционные экономические связи оказались нарушенными либо прерванными. К этому присоединялись репарации, которые выплачивала Германия и военные долги Англии, Франции и Италии. Советский Союз и вовсе оказался выброшенным из мировой торговли. Все эти моменты сковывали активность на мировом рынке.
    • Резкий подъем экономики в 20-х годах, повлекший разрастание спекуляции и господство монополий в экономике, когда высокие цены монополистов снижали платежеспособность населения (низкий уровень дохода населения при большом объеме товара и высокой цене на него – кризис перепроизводства). При этом мелкие и средние производители разорялись, что оставляло многих людей безработными.
    • Циклический характер экономики в капиталистических странах всегда включал кризис, депрессию, оживление, подъем и снова кризис. Кризис представлял собой главную фазу цикла и с определенной периодичностью повторялся в капиталистических странах с начала 19 века. Таким образом, явления имевшие место в 1929-33 гг. были не случайностью, а закономерностью.

    Начало и характеристика развития кризиса 1929-33 гг:

    Фазы цикличной экономики характеризуются общими моментами и неизменно начинаются и заканчиваются кризисом.

    Во время фазы кризиса происходит резкое обострение конкуренции в производстве, ускоряется концентрация и централизация капитала. Сокращение производства вызывает невероятный рост безработных и падение покупательской способности населения. Их положение резко ухудшается, снижается заработная плата, усиливается эксплуатация. Набирают обороты такие явления как массовый голод и нищета.

    Фаза депрессии характеризуется тем, что производство в этот период стоит на месте, происходит уменьшение запасов товаров за счет их уничтожения и реализации по сниженным ценам. При этом оборудование, которое дает малый выход товаров, подлежит уничтожению. Постепенно происходит увеличение реализации товаров, снижается падение цен.

    В фазе оживления происходит приспособление самых крупных и жизнеспособных предприятий к низким ценам. Они заменяют оборудование на более эффективное. В этот период снижается безработица и повышается зарплата. Это увеличивает спрос на промтовары и ведет к разрастанию производства.

    В последней фазе подъема уровень получаемой предприятиями прибыли стабильно идет вверх, отмечается подъем курса акций и ценных бумаг, ими начинают массово спекулировать, в результате чего возникают явления вызывающие новый кризис.

    С начала 19 века до середины 20-го капиталистические страны пережили 13 кризисов, самым длительным и масштабным из которых был случившийся в 1929-1933 гг.

    Первыми приняли его удар США. 25 октября в Нью – Йорке назван «черным» днем, в который фондовая биржа потерпела полный крах от полного обвала акций. Банки и предприятия массово объявляли о банкротстве. Прекратили существовать 5761 банк, общая сумма вкладов в которые 5 млрд. долларов. Финансовый кризис за короткое время стал экономическим, который сразу же распространился по европейскому континенту.

    За 4 кризисных года объемы производства в промышленности и аграрном секторе уменьшились примерно на треть, а во внешней торговле — на две трети. Таким образом, ущерб который понесли за эти годы страны, вовлеченные в кризис, можно приравнять к экономическому ущербу нанесенному 1-й мировой войной.

    Особенно сильный урон понесли от кризисных явлений Соединенные Штаты Америки и Германия. В них обеих была весьма высока роль монополий, однако они не имели колоний, куда можно было переправлять для продажи накопившийся «излишний» товар. Значение играл темп производства в США, который был так высок, что рынок мгновенно оказался переполненный товаром. Правительство Германии, выплачивая репарации, ввело огромнейшие налоги.

    Именно эти явления обусловили такие высокие цифры падения производства в годы кризиса.

    Во время его пика в 1932 году производство промышленности в Германии упало на 54%, а США – на 46% от уровня 1928 года. Безработица в этих странах составила 44% и 32% соответственно. Уровень зарплаты достигал снижения до 50%. Это время в истории принято называть «великой депрессией».

    Ущерб Англии от кризиса был намного меньшим. Средний уровень падения производства в промышленности в ней составлял порядка 17%, а безработицы – около 22%. При этом сгладить его последствия этой стране во многом помогли ее колонии в Индии, служившие рынком сбыта товаров и Британское Содружество наций.

    Кризисные явления во Франции хотя и не были такими жесткими как в США и Германии, но длились до 1936 года и имели два пика в 1932 и 35 гг. В эти годы снижение производства в промышленности колебалось между 28 — 44%.

    Примерно на одинаковом уровне понесли ущерб от кризиса Италия и Япония. Их статистическое снижение в промышленности достигало 30%, а безработными были примерно 12% жителей стран.

    Промышленный кризис очень быстро слился с сельскохозяйственным, во время которого разорилось немало фермерских хозяйств.

    Из-за снижения доходов населения в значительной степени страдала внутренняя торговля. Борьба за рынки сбыта (внутренние и внешние) обострилась до предела. Для государств было более важным сбыть на рынке свои товары, а не иностранные. Поэтому на ввоз иностранной продукции устанавливались огромные пошлины. В итоге это разорвало многие торговые международные связи. Поступления в казну государств уменьшились, в результате чего многие отказались обеспечивать свою валюту золотом.

    Все эти явления незамедлительно вызвали кризис социальный. Он проявлялся в разорении мелких собственников, ужесточении эксплуатации рабочего класса: зарплаты снижались, а рабочее время увеличивалось. Люди шли на все, чтобы не оказаться совсем без заработка.

    Голод и нищета выливались в бесконечные массовые выступления. За кризисные годы по разным странам в общем было зафиксировано свыше 20 тысяч забастовок. В них приняли участие порядка 10 миллионов жителей.

    В Соединенных Штатах социальный кризис выражался в виде движения безработных, двух «голодных» походов в Вашингтон, выступлений ветеранов войны в Вашингтоне и т.п.

    Преодоление кризиса:

    В Соединенных Штатах Америки администрация Гувера попыталась остановить кризис, разработав для этого программу, рассчитанную на 60 дней. Правительство пошло на создание Реконструктивной финансовой корпорации для того, чтобы распределять субсидии и займы, а так же Федеральное фермерское управление для скупки сельхоз товаров. При этом оно вложило в нужды экономики больше 2 млрд. долларов. Но, ни одна из этих мер не оказалась эффективной. Одной из главных причин провала была боязнь Гувера появления деспотии в правительственных органах и разрушения самоуправления. Он не смог отойти от основного принципа либерализма – свободной конкуренции, основанной на невмешательстве государства в деятельность монополий.

    Широкомасштабная социальная борьба в США помогла в 1932 году победить на президентских выборах партии демократов, которую возглавлял Франклин Делано Рузвельт. Он предложил «новый курс», суть которого сводилась к социально – либеральным реформам, взятым из трудов англичанина Кейнса. Главной идеей стало регулирование экономики, спроса и предложения товаров и услуг государством. К этому добавлялись мероприятия по увеличению заработной платы и улучшению социального положения граждан. Эти принципы являлись одним из проявлений неолиберализма. Курс выбранный Рузвельтом пришелся по вкусу не всем, однако именно он помог преодолеть кризис.

    Великобритания, так же как и США, выбрала в борьбе с экономическим кризисом неолиберальный вариант: поддержку своего производства, проведение валютной реформы, экономию во всех сферах жизни. Но антимонопольной политики и модернизацию промышленности, как в США она не проводила.

    Германия, Италия и Япония для преодоления кризисных явлений предпочли тоталитарный вариант, сущность которого сводилась у установлению фашистской диктатуры.

    Во Франции затянувшийся кризис был преодолен с помощью третьего, социал-реформистского варианта. Этого же пути придерживалась и Испания. В его основе лежала частичная национализация производства, установления плановой экономики и масштабного реформирования социальной сферы. Этого направления во Франции придерживались лидеры правительства Народного фронта и руководство Рабочего социалистического интернационала.

    Последствия кризиса 1929-33 годов:

    Явления, связанные с кризисом имели много негативных последствий, но не все из них были таковыми. Самым главным было начало реформирования классического капитализма.

    Изменения в экономической сфере:

    • сокращение производства в промышленности на 40%, а в сельском хозяйстве на 30%
    • безработица, нищета, голод
    • началась перестройка в структуре экономики с опорой на последние научные и технические достижения, в то время как ее неэффективные звенья были ликвидированы
    • экономику стало регулировать государство: переход к плановой системе, сочетание крупного капитала с интересами простых людей

    Изменения, затронувшие социальную сферу:

    • ее регулирование перешло к государству: была введена социальная система, началось увеличение пенсий, пособий безработным, появились оплачиваемые отпуска, медицинское страхование, увеличилась зарплата

    Изменения в политической сфере:

    • обострение межгосударственных отношений из-за неравномерности послекризисного развития стран
    • в странах, где особо остро стояли социальные проблемы, политическая элита привела к власти авторитарных лидеров фашистских партий
    • в Латвии, Эстонии и Греции было осуществлены государственные перевороты
    • система международных отношений (Версальско-Вашингтонская) дала трещину и была близка к разрушению
    • германские репарации сначала снизились, а затем и вовсе оказались отмененными
    • из-за того что ведущие западные страны ослабили свои позиции в Германии, Италии и Японии начало формироваться стремление к внешней экспансии

    Отойдя от кризисных явлений 1933 — 1936 года многие капиталистические страны всего через несколько лет (в 1937 г.) оказались в новом экономическом кризисе. Кризисные явления 1937-1938 годов не затронули Германию и Италию, однако привели к обострению англо – германских отношений, а Япония и Италия в это время начали прямую агрессию, что и стало главными предпосылками разыгравшейся чуть позже 2-й мировой войны.


    Close