Густав Климт – австрийский живописец, признанный во всем мире мастер изображения женского тела. В свое время художник снискал скандальную славу произведениями, «пропитанными» неприкрытым эротизмом.

Для конца 18 и начала 19 века картины столь откровенного содержания казались слишком смелыми и шокировали ценителей искусства, привыкших к работам мастеров классической школы. Но эпатаж не стал преградой для славы, которой Климт был обласкан в избытке при жизни. Представители европейского модерна считают Климта основоположником направления. Сегодня картины мастера продаются за баснословные деньги.

Детство и юность

По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.


Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.

Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.


Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.

Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.

Живопись

В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции. В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест». Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.


В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.

Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.


Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.

Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.


Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.

В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду». На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером». Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.


Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.

Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».


Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».

Личная жизнь

О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей. Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги. Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.


Справедливости ради необходимо сказать, что существовало и другое мнение: художника не интересовала плотская близость, он был сторонником платонических отношений. Но эта версия кажется сомнительной, когда биографы Климта говорят о постыдном, но очень распространенном в конце XIX - начале XX века заболевании, перенесенном художником. Сифилисом Густава наградила девица легкого поведения. Факт обыгран в художественной картине «Климт», премьера которой состоялась в 2006 году.


Сколько бы женщин не побывало в постели Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Ее он просил позвать, когда умирал. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком и потомством.

Ценители творчества Климта подметили, что мастеру нравились два типа женщин, которые он рисовал всю жизнь. Это пышные рыжеволосые красавицы (такова «Даная») и брюнетки с тонкими чертами лица и фигурами мальчиков («Адель Блох-Бауэр»).

Смерть

Знаменитого австрийского живописца не стало в феврале 1918 года. Причиной смерти 55-летнего Климта стала пневмония, оказавшаяся смертельной после перенесенного инсульта.

Местом упокоения художника стало венское Хитцингское кладбище. Густав Климт оставил незаконченными десятки начатых картин.


Российские ценители живописи ар-нуво в октябре 2017 года получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Густава Климта. Выставка графических работ двух известных представителей модерна – Густава Климта и – состоялась в ГМИИ им. .

Произведения

  • 1899-1907 – «Философия»
  • 1899-1907 – «Медицина»
  • 1899-1907 – «Юриспруденция»
  • 1901-1902 – «Золотые рыбки»
  • 1903 – «Березовая роща»
  • 1903 – «Надежда»
  • 1904-1907 – «Водяные змеи»
  • 1905 – «Три возраста женщины»
  • 1905-1909 – «Дерево любви»
  • 1906 – «Адель Блох-Бауэр»
  • 1907–08 – «Поцелуй»
  • 1907-1908 – «Даная»
  • 1912 – «Яблоня I»
  • 1913 – «Невинность»
  • 1917 – «Адам и Ева»

Имя известного австрийского художника, графика и книжного иллюстратора Густава Климта (1862-1918) неразрывно связано со стилем модерн, и его картины – самое яркое его проявление. Климт был одним из самых интересных и востребованных представителей мирового изобразительного искусства. Он никогда не стремился демонстрировать публике свою исключительность. Работал он тихо, спокойно, делал только то, что считал необходимым, а, между тем, на свете было не так много мастеров, которые были бы так обласканы публикой, осыпаны заказами и не испытывали материальных затруднений. В этом одна из загадок Климта. Климт родился в семье гравёра и ювелира недалеко от Вены. Отец не мог добиться достатка с помощью своего ремесла. Из бедности семья выйдет только после того, как Густав, окончив Школу декоративного искусства, вместе с братом Эрнстом и другом Францем Матчем создаст фирму по выполнению художественных и декоративных работ. В течение нескольких лет, пока существовала фирма, Климт завоевал славу лучшего в Австрии живописца-декоратора. Однако художник не был доволен собой, своим стилем. Все ещё было впереди. Первые черты его неповторимого стиля проявились впервые в росписях большой лестницы венского Музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах. В 1897 году Климт возглавил Сецессион – объединение художников, созданное в противовес официальному искусству. В 1900 году он приступил к работе, предложенной Венским университетом, и представил роспись одного из плафонов – «Философия». Тогда-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих – «Медицина» и «Юриспруденция» – художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстает рабом своего естества, одержим болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал. Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах.Начался «золотой» период в творчестве Климта. Он пишет огромное количество картин, на которые, взглянув однажды, не забудешь никогда. Пишет ли он обнажённые, откровенно чувственные тела («Подруги», «Адам и Ева») или напряжение чувств между двумя возлюбленными («Любовь», «Поцелуй», «Упоение»), или портреты женщин по заказу (портреты Сони Книпс, Фрицы Ридлер, Адели Блох-Бауэр, Евгении и Меды Примавези, Фредерики Марии Биер) – в любом случае проявляется личное видение окружающего мира и человека в нём. И оно завораживает. Вот, к примеру, . На возвышении (помост? холм?), усыпанном цветами, на фоне потемневшего золота изображены два юных возлюбленных, слившихся в поцелуе. На картине прорисованы лишь лицо девушки и голова юноши, руки обнимающихся молодых людей и нога девушки, висящая как будто над пропастью. Но самое главное – обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними фигуры. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа. Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием. Сегодня его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. «Цветущий сад», «Деревенский сад с подсолнухами», «После дождя», «Поляна с маками», «Берёзовая роща» почти реалистичны. Почти, потому что налет декоративности присутствует и в них, делает пейзажи легкими, призрачными, воздушными. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость, которых так не хватает человеку с его страстями.

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя - 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей - троих мальчиков и четырёх девочек. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года - в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа - «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты . Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна. Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги - политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется, - это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

От Masterweb

08.06.2018 16:00

Густав Климт (1862 – 1918) считался одним из самых противоречивых, но также популярнейших и одаренных художников рубежа XIX – XX веков. В его творчестве главной темой почти всегда были женские фигуры, которые нередко символизировали человеческие чувства и состояния, такие как надежда, любовь, смерть и другие. Картины Густава Климта продолжают завораживать и наших современников неоднозначным содержанием и эротической харизмой созданных им женских образов. Сегодня работы этого основоположника австрийского модернизма относятся к категории самой дорогой живописи в мире. Отражая основные этапы жизни художника, статья ознакомит с особенностями, историей картин Густава Климта и покажет, как его классическая манера постепенно преобразовывалась в совершенно индивидуальный стиль, ставший одним из главных источников последующих современных направлений.

Семья, образование раннее творчество

Он родился в Баумгартене, венском пригороде, в семье гравера Эрнста Климта. Его мать, несостоявшаяся пианистка, родила семерых детей, из которых Густав был вторым. Два его младших брата Эрнст и Георг также стали художниками. Многодетная семья всегда нуждалась в деньгах. И когда в 1876 году Густав поступил в Kunstgewerbeschule, венскую школу прикладных искусств и ремесел, то предполагалось, что он изучит лишь профессию отца. Но юноша получил стипендию, что позволило ему выбрать специальность "архитектурная живопись" и продолжить обучение до 1883 года. Его брат Эрнст поступил в ту же школу на год позже Густава, но изучал лишь специальность гравера.

Климт получил качественное консервативное образование, и его ранние работы соответствуют идеалам академизма. Среди картин 1879 – 1880 года сохранились его творческие исследования в стиле историзма. По технике и сюжетным мотивам эти работы демонстрируют тонкую детализацию и сходство с работами его соученика и коллеги Франца Матча.

1880 – 1990 гг., начало деятельности

К 1880 году Франц Матч, Густав и его брат Эрнст зарегистрировали сообщество художников Künstler-Compagnie с рабочей студией на Йозефштедтер-штрассе в Леманне. Компания начала получать заказы на оформление общественных зданий. Среди прочего группа разрабатывала занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме в 1885 году. В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886-1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. В 1891 – 1892 годах оформляли фресками Художественно-исторический музей Вены, и также замок Пелеш в Румынии. После того как младший брат художника Георг Климт в 1888 году достиг совершеннолетия, Густав на год отправляется в творческое путешествие в Краков, Триест, Венецию и Мюнхен.

В 1888 году Климт императором Австрии награжден «Золотым орденом за заслуги». Так были отмечены фрески, написанные художником для венского «Бургтеатра». После этого Климт стал почетным членом Мюнхенского и Венского университетов.

Авторский стиль 1880 – 1990 годов

Монументальные работы Климта 1886 – 1891 годов для «Бургтеатра» и венского Художественно-исторического музея отражают присущее художнику на этом этапе античное направление и академический стиль. В работах прослеживается аналогия с творчеством британского художника Лоуренса Алма-Тадема. «Аллегории и эмблемы» - одна из успешных фресковых серий Густава Климта, разработанная в тот период. Все фрески, как и живопись того периода, тщательно детализирована и прорисована.

Из картин Густава Климта масляный холст «Сапфо» (1888-1890 гг.; 39 см × 31,6 см) можно привести как типичный пример сюжетов и техники раннего творческого этапа художника. Изображение древнегреческой поэтессы на фоне природы и античной архитектуры отражает влияние прерафаэлитов и мечтательную литературную символику Моро. Подобная композиция у Климта, построенная по консервативно-классическим канонам, присутствует в его монументальной живописи для «Бургтеатра».

Работы 1880 – 1990 годов

В этот период Климт больше занимался по своей непосредственной специальности, архитектурной живописи. Однако если компания Künstler-Compagnie была зарегистрирована по улице Йозефштадте 8, то Климт на той же улице снимал напротив театра садовый павильон для собственной студии, где написал немало работ. Из наиболее известных произведений произведений этого периода следует назвать:

  1. Потолочные картины для Венского университета.
  2. Мозаику Palais Stoclet в Брюсселе.
  3. Fable (1883).
  4. «Идиллии» (1884).
  5. Фрески в «Бургтеатре» Вены (1886 – 1888).
  6. «Аллегорию скульптуры» (1889).
  7. Портрет Джозефа Пембауэра, пианиста и учителя (1890).
  8. «Древняя Греция II» («Девочка из Танагры») (1890 – 1891).

1891 – 1900 годы, Венский Сецессион

В 1891 году Климт стал членом кооператива венских художников при Künstlerhaus, выставочном здании в центре Вены. В 1892 году в июле умер его отец, а через полгода в декабре погиб и брат Эрнст, после чего Густав принял на себя содержание матери и финансовую помощь семье брата.

24 мая 1897 года Климт ушел из Кюнстлерхауса и стал одним из основателей группы Венского Сецессиона, председателем которого был с 1897 по 1899 годы. Группа состояла из венской молодежи, представляющей разные направления искусства. Объединение не декларировало свой манифест. Его целью, в противоположность консерватизму Кюнстлерхауса, было создание выставок для молодых прогрессивных художников новых стилей.


Правительство поддержало усилия группы и предоставило аренду на общественных землях для возведения выставочного зала «Сецессиона». Его в 1897 – 1898 годах строил один из членов группы архитектор Йозеф Ольбрич. В 1898 году Сецессион организовал свою первую выставку. Климт проектировал для здания металлические двери, а для периодического издания группы «Святая Весна» (Ver Sacrum) с 1898 по 1903 годы поставлял множество иллюстраций и шаблонов. Группа стала основой, на базе которой развился вариант немецкого модерна югендштиля, названного в Австрии венским Сецессионом. Символом группы была Афина Паллада - греческая богиня справедливости, мудрости, искусства. Радикальную версию ее образа можно увидеть в картинах Густава Климта, написанных в 1898 году. Художник оставался членом Сецессиона до 1908 года.

Творчество 1891 – 1900 годов

С этого периода появляется серия женских портретов: «Молодая женщина в кресле», «Женский портрет», «Девушка у камина», «Девушка в кресле», «Портрет Сони Книпс» и другие. Одни из них прорисованы с фотографической тщательностью, другие больше напоминают манеру импрессионистов. В это же время у художника вырабатывается свой характерный стиль.

Золотой фон присутствовать в нескольких картинах художника. Густав Климт начинает впервые использовать его с середины 1890-х годов. Мастер был увлечен японским изобразительным искусством, и его работы напоминают творчество Огата Корина, живописца XVII века. С того времени применение тонкого покрытия драгоценным металлом становится характерным для произведений Климта, особенно в его «Золотой период».

Начало работы «Венского сецессиона» представляет время модерна и, вероятно, является поворотной фазой в творчестве Климта. На его работы тех лет явно повлияли такие признанные художники, как Франц фон Штук и Ян Тороп. Например, изображение в картинах Густава Климта женских волос напоминает живопись Торопа. «Джудит I», написанная Климтом в 1901 году, кажется, вдохновлена «Грехом» Франца фон Штука. Положение двух тел в «Водных змеях» Климта соответствует примерно тому, что было у Эдварда Берн-Джонса в 1887 году на картине «Глубины моря».

В конце XIX века появляется, ставший в итоге характерным для творчества Климта, образ женщины, символизирующей «обнаженную истину» (Nuda Veritas). Первое изображение Nuda Veritas Климта было иллюстрацией к мартовскому номеру журнала Ver sacrum. И прототипом для нее, вероятно, послужила собственная «Изида» художника из «Египетских изображений» (Zwickelbild Egypt) 1891 года.


Работы 1891 – 1900 годов

Климт всегда чрезвычайно много работал, постоянно пропадая в мастерской, и его творчество считается одним из самых продуктивных. Вот некоторые наиболее известные картины по номерам Густава Климта написанные в течение десятилетия:

  1. 1895 - 1896 год: «Портрет леди» , «Музыка I», «Любовь», «Скульптура».
  2. 1897 – 1898 год: «Трагедия», «Музыка II», «Афина Паллада», «Текущая вода», «Портрет Сони Книпс», «Кровь рыб».
  3. 1899 год: «Шуберт у фортепиано»; «После дождя», «Нимфы. Серебряные рыбы», «Русалки», «Nuda Veritas», «Портрет Серены Ледерер».
  4. 1899 – 1907 год: «Философия».

Скандальный заказ 1990 года

В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы. Первую же работу - «Философия» - университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали. Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма. После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.

Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете. Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет. После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.

«Медицина»

Все полотна приобрел за 30 000 крон австрийский промышленник Август Ледерер, коллекционер и меценат. Однако работы сгорели в 1945 году во время отступления немецких войск в Нижней Австрии. От проекта осталось несколько отдельных набросков и плохого качества черно-белые снимки. Фото картины Густава Климта «Медицина» отражает лишь часть монументальной работы. На нем изображена Гигея, которая находилась в нижней центральной части полотна. Изображение сохранилось благодаря тому, что входило в подборку работ 300 экземпляров художественных альбомов, изданных в 1914 году под личным контролем Климта. Для издания были сфотографированы лучшие произведения художника за период 1893 – 1913 годов. В тридцати первых экземплярах самые важные литографии вышли цветными. Среди этих изображений сохранился и фрагмент «Медицины», который дает представление о красочной яркости всего произведения.

Золотой период

Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов. Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала. Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».

Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур. Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов. Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта. Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.


«Поцелуй»

Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно - икона пламенной и нежной любви.

Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами. Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя. Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения. В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.

Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.

Выставки

«Золотой период» Климта отмечен наибольшим количеством выставок художника по всей Европе, что свидетельствует о его значимости на арт-сцене того времени.

  1. В 1905 году Климт выставил пятнадцать работ в недавно открывшемся берлинском Сецессионе на ежегодной выставке Deutscher Künstlerbund и получил премию Villa Romana.
  2. В 1906 году художник отправился в Бельгию и Англию, а к концу года был назначен почетным членом Королевской баварской академии изящных искусств в Мюнхене.
  3. В 1908 году он выставлялся во Флоренции, затем в Праге и Дрездене.
  4. В 1909 году отправился в Мюнхен, Париж, Мадрид и Толедо.
  5. В 1910 году на IX Венецианском биеннале его работы были приняты с небывалым энтузиазмом.
  6. 1911 год - выставка в Риме (первая премия за картину «Смерть и жизнь»)
  7. 1912 год - снова Дрезден.
  8. 1913 год - Будапешт, Мюнхен и Мангейм
  9. В 1914 году Климт выставляется с австрийской ассоциацией художников в Риме и посещает Брюссель.
  10. В 1916 году совместно с Шиле и Кокошкой участвует в Федеральной выставке Берлина.
  11. В 1912 году Климт стал президентом Федерации австрийских художников.

Последний творческий этап

С 1900 по 1916 год Климт пребывал в основном на вилле летнего курорта на озере Аттерзее в Верхней Австрии. Здесь написано большинство его многочисленных пейзажей. Часть из них, чтобы охватить больший ракурс, написана с очень дальнего расстояния. И Климт в этих случаях пользовался своим телескопом, разглядывая нюансы цвета и теней среди выбранных деталей ландшафта. Его пейзажи очень объемные, великолепно создают впечатление пространства и воздушной среды. В начале 1910 годов совсем исчезает золото и орнаментальные мотивы в его работах. Цвет становится главным инструментом художника для передачи идей и чувств.

Картины сегодня

Климт всегда, на каждом творческом этапе, был востребованным художником и никогда не знал недостатка в состоятельных заказчиках. Многие его работы были куплены для музеев, но большинство приобреталось для частных коллекций.


В 2006 году пять картин, принадлежащих наследникам Бернхарда Альтмана, были выставлены в Нью-Йорке на аукционе Christie"s и проданы по ошеломляющей стоимости:

  1. Первый портрет Адели Блох-Бауэр, известный как «Золотая Адель», или картина «Женщина в золотом», Густавом Климтом написана в 1907 году. Полотно приобретено за 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для нью-йоркской Новой галереи. В то время это была наиболее высокая цена за картину, сейчас в списке самой дорогой живописи произведение занимает восьмой пункт.
  2. Второй портрет Adele Bloch-Bauer, написанный в 1912, куплен участником торгов за 87,936 млн долларов. На тот момент это была пятая по размеру стоимость за картину в мире.
  3. Bauerngarten (Blumengarten) 1903 года, ушла с аукциона за 33 056 млн. долларов.
  4. Apfelbaum I (1912) продана за 40,336 млн долларов.
  5. Пейзаж «Дома в Унтерах-ам-Аттерзее», написанный около 1916 года, куплен за 31,376 млн долларов.

Климт является одним из важнейших художников периода Арт Нуво в Австрии, а также занимает лидирующие позиции в международном масштабе. Тем не менее его работы были частично проигнорированы немецкоязычной художественной критикой первой половины XX века или приняты как чистая декоративная живопись. Только позже его статическая символика и орнаментальная абстракция стали признанной тенденцией в развитии современной живописи. Кроме того, Климт продвигал молодых художников, таких как Эгон Шиле или Оскар Кокошка, таким образом внося еще один важный вклад в прогресс современного искусства.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255


Close