Юрий Дмитриевич Нечипоренко (наст. имя Юрий Дмитриевич Нечипу ренко, род. 4 мая 1956, Ровеньки, Луганская область) - русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог. Исследователь творчества Николая Гоголя, Михаила Ломоносова и Гайто Газданова. По специальности биофизик, доктор физико-математических наук.

Биография

Юрий Нечипоренко родился в семье военного стрелка-радиста, летчика Дальней бомбардировочной авиации, начальника радиостанции, в мирное время - начальника узла связи Дмитрия Алексеевича Нечипуренко.

Школьником одержал ряд побед на предметных олимпиадах по физике и математике, поступил на физический факультет МГУ. Был капитаном факультетской волейбольной команды. Продолжил обучение на кафедре биофизики и в аспирантуре Института молекулярной биологии Академии наук.

Защитил диссертацию по специальности «молекулярная биофизика» на тему «Кооперативные эффекты при связывании белков с ДНК». Автор более семидесяти научных работ в области молекулярной биофизики, физики ДНК.

Первая литературная публикация, в 1988 году, состоялась в журнале «Советский школьник» (для слепых, шрифтом Брайля): очерк «Я вчера гулял в лесу»; в том же году «Рассказ отца» в журнале «Детская литература». Для литературной деятельности взял основной псевдоним, изменив одну букву в своей фамилии. К настоящему времени опубликовал более сотни рассказов, три повести, роман, более 300 статей в области художественной критики (часть из них под разными псевдонимами) и шесть книг (две в переводах на сербский и хорватский языки).

Сблизившись с поэтами-«лианозовцами», занялся литературной критикой. Первые статьи были посвящены творчеству Всеволода Некрасова, Яна Сатуновского, Игоря Холина.

С конца 1980-х годов заинтересовался актуальным изобразительным искусством и арт-перфомансом. Сблизился с молодыми художниками круга Илоны Гансовской, участвовал в акциях арт-группы «Слепые», был продюсером и режиссёром арт-группы «Пища богов». Инициировал ряд художественных акций, связанных с шумеро-вавилонской мифологией.

Печатался в «толстых» литературных журналах: «Дружбе народов», «Знамени», «Литературной учёбе», «Москве», «Слове» и «Юности»; журналах для детей и подростков: «Пионер», «Костёр», «Барвинок», «Вовочка», «Детская литература», «Колобок и два жирафа», «Миша», «Простокваша», «Трамвае»; в газетах: «Литературной», «Независимой», «Столице» и др.

Преподавал в лицее при РГГУ, в Университете Нестеровой и в МГУ - читал лекции по истории мировой культуры, теории перфоманса и биофизике ДНК.

Работал литературным редактором в издательском доме «Весёлые картинки». С начала 2000-х годов - главный редактор интернет-обозрения «Русская жизнь» и детского журнала «Электронные пампасы». Сотрудничал с издательским центром «Черная курица», журналом «Огонёк», Институтом языкознания РАН и мн. др.

Является инициатором проведения Всероссийского фестиваля детской книги и директором Фестиваля, который проходил в 2014 и 2015 годах в РГДБ.

Член Международного сообщества писательских союзов. Член Ассоциации искусствоведов. Основатель и председатель общества друзей Газданова.

Юрий Нечипоренко внёс вклад в развитие концепции современного общества - эманативный форматизм.

Библиография

В 2009 году в издательстве «Жук» вышла книга «Ярмарочный мальчик: жизнь и творения Николая Гоголя» с иллюстрациями художника Евгения Подколзина.

В 2010 году в издательстве «Арт Хаус Медиа» вышла книга «Начальник связи»: о детстве, отце и отношениях между поколениями (в серии «Для взрослых и детей», где в качестве автора серии Юрий Нечипоренко выпустил ещё 10 книг), в издательстве Paideia (Белград) вышла книга Jurij Neiporenko «Deak sa vaara».

В 2011 году в издательстве МГУ вышла книга Юрия Нечипоренко «Помощник царям: жизнь и творения Михаила Ломоносова» в оригинальном оформлении и с иллюстрациями художника Евгения Подколзина, в издательском доме «Фома» вышла книга «Ломоносов: рыбак-академик», в издательстве Edicije Boievi (Загреб) вышла книга Jurij Neiporenko «Mitniar i Oeve ratne pripovijesti» (Мытарь и военные рассказы отца), на сайте «Электронных пампасов» опубликована книга «Михаил Ломоносов».

В 2012 году переиздана книга «Начальник связи» и вышла новая книга «Смеяться и свистеть» в издательстве «ЖУК» (в серии «Для тех, кому за 10»).

В 2014 году вышла книга «Золотой петушок» в издательстве «Современная литература» (в серии «Игра в жанр») и книга Lomonosov, carski pomocnik (перевод книги "Помощник царям" на сербский язык) в издательстве Knjiazevni klub Brcko distrikt BiH (округ Брчко, Босния и Герцеговина).

В 2015 году вышла книга «Сокровищница (рассказы о хранителях русского языка)» Юрия Нечипоренко и Екатерины Каликинской, где он написал главы о Ломоносове, Дале, Афанасьеве, Бунине.

В 2015 году вышла книга «Анализ связывания биологически активных соединений с нуклеиновыми кислотами», Серия «Междисциплинарные вопросы биологии, математики, физики, химии и медицины» Москва-Ижевск. Фамилия автора была проставлена по научным публикациям - Юрий Нечипуренко.

В 2016 году вышла книга " " (перевод книги "Ярмарочный мальчик" на греческий язык) в издательстве Kasseris Publications (Родос, Греция) и ряд рассказов в сборниках и журналах ("Друг мой Толька" в сборнике "Трава была зеленее", изд. Эксмо, "Книги и порох", "Дружбе народов" и др.).

Я любил прогуливать уроки... Это немудрено, конечно, но я-то прогуливал не специально: меня выгоняли из класса.

Как только начинался урок русской литературы, наш учитель оскорблял какого-нибудь двоечника, который не читал какого-нибудь Толстого. Тут я заступался за двоечника - и меня сразу же с ним вместе выгоняли с урока.

Это было очень чудесно: мы лезли на крышу школы и глазели сверху на прохожих. Любопытно, что нас никто не замечал: все шли, не отрывая глаз от земли!

Так проходили лучшие часы школьной жизни. Даже самому интересному уроку я всегда предпочитал свежий воздух. Поэтому и домашних заданий почти не делал: так, перед уроком что-то успевал прочесть...

Но вот один раз я все же выучил урок заранее. Это был урок по биологии - мне очень понравилась картинка в учебнике, где была нарисована ДНК. Тут я из интереса все прочел - и готов был ответить на "пять".

Но, как назло, в начале урока зашел в класс физрук и сказал, что нужны два добровольца - копать траншею... Вы, конечно, догадались, что я тут же поднял руку!

Так что прогулял и этот урок...

Но в общем, урок тот не пропал даром: со временем я познакомился с основателем молекулярной биологии и первооткрывателем ДНК Джеймсом Уотсоном, и он даже побывал у меня в гостях.

Григорий Ениколопов, Ольга Стацевич,
Юрий Нечипоренко, Ольга Шубина
и Джеймс Уотсон в Москве


Писатель, учёный, критик, культуролог.

Родился 4 мая 1956 года в г. Ровеньки Луганской области. Окончил физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии Российской академии наук.

Печатался в журналах "Советский школьник", "Детская литература", "Пионер", "Костёр", "Барвинок", "Вовочка", "Колобок и два жирафа", "Миша", "Простокваша", "Трамвай", "Новая Юность", "Сельская молодёжь", "Москва", "Слово", "Столица", "Октябрь", "Знамя", "Дружба народов", "Литературная учёба", в газетах "Первое сентября", "Литературная газета", "Независимая газета" и др.

Работал литературным редактором в издательском доме "Весёлые картинки", сотрудничал с издательским центром "Чёрная курица", журналами "Огонёк", "Москва", институтом языкознания Российской академии наук и др.

Лауреат литературных конкурсов им. Сергея Михалкова (2008), им. А. Н. Толстого (2009), конкурсов "Заветная мечта" (2009), "Живая литература" (2012).

Лауреат конкурса Международного сообщества писательских союзов (2011), Всероссийской премии им. А. Дельвига (2012), литературной премии "Ясная Поляна" (2013).

Инициатор и директор Всероссийского фестиваля детской книги.

Член Международного соообщества писательских союзов. Член Ассоциации искусствоведов.

Председатель общества друзей Газданова.

Главный редактор интернет-обозрения "Русская жизнь" и журнала "Электронные пампасы".

  • Ярмарочный мальчик. Жизнь и творения Николая Гоголя. - М.: ЖУК, 2009
  • Начальник связи. - М.: Арт Хаус медиа, 2010, 2012
  • Помощник царям. Жизнь и творения Михаила Ломоносова. - М.: МГУ, 2011
  • Ломоносов. Рыбак-академик (в соавторстве с А. Дальской). - М.: Фома, 2011
  • Смеяться и свистеть. - М.: ЖУК, 2012
  • Золотой петушок. Роман-инициация. - М.: Современная литература, 2014
  • Сокровищница. Сборник рассказов о хранителях языка (в соавторстве с Е. Каликиной). - М.: Авторская Академия, 2015
  • Пушкин (серия «Что такое? Кто такой?») – М.: Октопус, 2017
  • Плыви, силач! Молодые годы Александра Пушкина. – М.: Август, 2018

Читайте в "Пампасах":

Рассказы и сказки
  • Дворняжка
  • Солнечные иголки
  • Гуси, гуси
  • Страшный дядька
  • Пророки
  • Лагерь
  • Мой отец - начальник связи
  • Ёжик и самопал
  • Враги и друзья Снеговика
  • Дерево детства
  • Смеяться и свистеть
  • Киска
  • Свинка и мышка
  • Набор марок
  • Три ведра
  • Газик
  • Конец библиотеки
  • Моторчик
  • Чемоданы
  • Рыльца
  • Шипка
  • Коктейль
  • Папа и шпион
  • Рассказ отца
  • Маленькие сказки
  • Маленькие сказки – 2
  • Друг мой Толька
Статьи и заметки

Сочинение в формате ЕГЭ - 2019 для анализа и доработки в 11 классе по тексту Ю.Нечипоренко
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Скажу «Таня» - и распахнётся что-то... (2)Словно откроешь утром плотные шторы - и свет ворвётся в дом.
(3)С Таней мы знакомы с детского садика: ещё совсем крохами ходили в одну группу. (4)Но там я её не помню, а первое воспоминание такое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный, яркий крик: кто-то звал меня. (6)Оказывается, это какая-то девчонка меня окликала.
(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.
(9)Мой отец сказал:
- Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!
(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость неприличной. (13)Хотя, конечно, и приятно...
- (14)Это он стесняется, - громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.
(15)С тех пор живёт в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет сочная изумрудная листва... (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зелёном сиянии и мне рукою машет.
(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет.(18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на неё с таким чувством... (20)Словно знал про неё какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.
(21)Таня расцветала. (22)Большие, ясные глаза её сияли драгоценным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у неё была родинка - очень милая, какая-то родная. (24)Родинка - смешное слово: будто бы Родина, только маленькая...
(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на её выступления...
(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчонок: душевных, прекрасных, наделил её лучшими качествами - и потерял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт... (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с одноклассниками, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.
(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревьях, и тогда я нашёл стихотворение японского поэта о прожилках на листьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывает их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал...
(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел её, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городке.
(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (З5)Однажды учительница нам сказала на классном часе:
- А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимнастике...
(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить между рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат - с гордо отставленной головой. (37)Осанка у неё всегда была прекрасной...
(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню - громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глазами. (39)Я подумал: Таня - настоящая красавица! (40)И отвёл глаза.
(41) Почему-то мне казалось, что это всё Таня делает специально для меня.
(42) Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие песни относятся очень лично к каждому:
Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей - запомни, журавлёнок, это слово!
(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке? (По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) - русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

СОЧИНЕНИЕ

Любого человека в обществе окружает множество интересных людей. Но почему – то каждый из нас выделяет из толпы кого-то одного, самого, на его взгляд, лучшего, интересного, того, кого в дальнейшем никогда не забудет. Текст Ю.Д. Нечипоренко рассказывает именно об этом - о влиянии окружающих людей на становлении личности.
С первых строк читатель понимает, что девочка Таня оставила яркий след в памяти мальчика, который сравнивает ее со светом, ворвавшимся в дом сквозь плотные шторы. Человек, так чувствовавший, скорее всего, не просто эмоционален. Это личность, способная к глубоким переживаниям. Сдержанность, ненавязчивость, стеснительность мальчика привела к тому, что он «не удосужился» сходить на выступления Тани – она была прекрасной гимнасткой. Наверное, уже тогда, в детстве, у нашего героя образ Родины слился с образом девочки, родинка которой привела к рассуждению о связи слов «Родина», «родной». Он нашёл идеал, эталон, и это благотворно повлияло на него. По-видимому, и он нравился Тане. Ему казалось, что ее выступление перед классом, ее пение – всё это девочка делает для него. И это наблюдение позволило ему дать самооценку: «… я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике». Он стал глубже понимать смысл песен, научился хранить тайны. А это уже и есть признаки становления личности.
Позиция автора заключается в том, что благодаря общению с хорошими, светлыми людьми может вырасти человек с тонкой душевной организацией, только нужно понять человека, его характер и не стесняться выражать свои чувства, уметь отвечать на чувства другого.
Я согласен с позицией автора, потому что в жизни каждого из нас появляется необыкновенный человек и оставляет яркий след в нашей памяти, влияет на наше восприятие действительности и даже определяет как поведение, так и многие черты характера Именно о такой была девочка Таня, о которой вспоминает герой текста русского прозаика Ю. Д. Нечипоренко.
Обобщая, хочется сказать о том, что человек живет в обществе. Влияние людей друг на друга очевидно. Хорошо, когда на пути человека ещё в раннем детстве встречаются люди, от общения с которыми им радостно, а мир открывается в полной своей красоте. Неся в душе свет этой встречи, этого общения, человек становится думающей, доброй и светлой личностью.

Которая была подготовлена комитетом в защиту Тер-Оганьяна. В подборке содержатся и газетные статьи, и материалы следственного дела, к которым, очевидно, относится и "Объяснение". Структура документа соответствует следственной практике: сперва идёт текст, написанный следователем со слов свидетеля Нечипоренко, в этом тексте специфический для следователя стиль, есть ошибки - Салимон называн Самсоновым. Затем идёт "Дополнение", написанное, очевидно, собственноручно Ю.Д.Нечипоренко. Нечипоренко присутствовал при инциденте в Манеже, много писал на эту тему, почему, видимо, и был вызван для допроса. Этот документ представляется крайне важным, потому что лишь в нём зафиксировано, что В.Салимон ударил Тер-Оганьяна - факт, который противники Тер-Оганьяна старались затушевать.

Яков Кротов

ОБЪЯСНЕНИЕ

Нечипоренко Юрий Дмитриевич

Я знал А. Тер-Оганьяна как художника. Я понял, что акция продуманная, имеет прежде всего политическое значение, однако знакомая художница, не помню ее имени, она сказала, что осквернение икон не искусство, и не художественная акция. Мое мнение таково, что такими проектами лабораторным способом взращиваются ростки гражданской войны, поскольку известно, любая война начинается с осквернения святыни, а это ведет к расколу в обществе, противостоянию.

Для большинства нормальных художников, искусствоведов, в том числе и для меня, художника Авдея Тер-Оганьяна не существует, как и его искусства, т.е. всякий интерес к нему отсутствует, напротив будит игнорирование. Такого рода акции лишь являются толчком к разжиганию религиозной розни, разделению общества.

Кроме того кто-то мне сказал, что была драка между главным редактором журнала «Золотой век» Владимиром Самсоновым и Авдеем Тер-Оганьяном, т.е. это была реакция Самсонова на осквернение православных икон, Самсонов ударил Тер-Органьяна по лицу.

Считаю, что такие вещи не должны оставаться без внимания и без наказания. Думаю, что это будет иметь продолжение. Может не в такой форме, а другой. Тем более что зрелый художник Тер-Оганьян учил молодых художников, как проводить такие работы, такие акции.

Дополнение : считаю, что Тер-Оганьян дискредитировал себя именно с этого момента и после проведенной им акции он перестал существовать как художник и человек. Ю. Нечипоренко

Я по профессии научный сотрудник и литератор, член Союза Писателей и Ассоциации искусств, имею свыше 50 публикаций по искусству. Постоянно посещаю выставки и акции современных художников. Я давно слежу за направлением в искусстве, связанным с различными действиями художников. То есть художник нащупывает болезненные точки общества. Которые вызывают большой общественный резонанс. Я даю этому оценку, как искусству глумления. Художники этого направления стремятся любой ценой прославиться. Как правило, эти люди не смогли себя реализовать в искусстве более легальным, достойным путем. Насколько я знаю, эти художники не получили в свое время классического образования. В число художников, представляющих такие акции, Тер-Оганьян не входил до недавнего времени, хотя ранее я его знал. На мой взгляд он не был хорошим живописцем, но представлял какие-то художественные акции. В свое время он представил акцию, пригласив в галерею нищих и бомжей, чем удивил публику. Кроме того, он напивался пьяным и валялся посередине выставочного зала - и это как бы была его художественная акция. За ним закрепился образ человека, склонного к каким-то выходкам, но обычно не переходящим.рамки приличия. В художественных кругах «современного искусства» он был хорошо известен. На мой взгляд, все такого плана акции допустимы в виде развлечения и художественного поиска и поиска нового взгляда на вещи - это интересно: искать границы между искусством и жизнью. Однако существует общий закон культуры, и какие-то противозаконные акции, на мой взгляд, должны знать свои границы: есть определенные рамки морали. Которые нельзя нарушать...

Я обсуждал это событие в кругу искусствоведов, и Марина Бессонова, ведущий специалист в области современного искусства (из Пушкинского музея), заявила, что считает эту акцию постыдной и чисто политической, не имеющей отношения к искусству. В наших глазах Тер-Оганьян потерял право называться художником - есть же определенная ответственность звания «художник», сейчас же напротив его используют в качестве алиби, оправдывающего нарушение законов - и всякие мерзости выдаются за художественный эксперимент. Одно дело, если это творится в среде своих, в закрытом пространстве галерей, но здесь все происходит на виду. В общественном месте. Художник, на мой взгляд, может и не уметь рисовать - но не иметь вкуса, полностью потерять наитие и чутье, чувство ответственности за свои деяния он не может.

Книги и публикации:

Я вчера гулял в лесу... - "Советский школьник", 10, 1988. Рассказ отца - "Детская литература", 12, 1988. Добрый авангард (о художниках Николае Кращине и Андрее Карпове) - "Собеседник", 21, 1989. Узнайте себя (о картинах Александра Захарова) - "Студенческий меридиан" 8, 1989. Брахмапудра (рассказ) "Литературная газета", 31.1.90. Мой отец - начальник связи (повесть) - "Пионер", 4, 1990. Марк Шагал - "Трамвай", 6, 1990. Рассказ "Две собаки" и десять эссе "Странные художники" - альманах для семейного чтения "Кукареку" М.: "Слово", 1990. Муза, Пчеловодство (рассказы) - альманах "Теплый стан", 1990. Путешествие в неведомое (о визуальных книгах Телфера Стокса) - "Студенческий меридиан", 1, 1991. Крошка Броня (об акциях художников) - "Независимая газета" (далее - "НГ") 20.4.91. Казимир Малевич - "Трамвай", 4, 1991. Василий Кандинский - "Трамвай", 7, 1991. Смеяться и свистеть, Лагерь (рассказы) - "Календарь школьника, 1991" Три женщины и др. рассказы - сборник "Московский круг", М.: "Московский рабочий", 1991. Левизм-василизм (рассказ) - сборник "Площадь свободы" М.: 1991. Живая линза (о живописи Олега Целкова) - "Студ. меридиан", 9, 1991. О стихах Всеволода Некрасова - альманах "Теплый стан", 1992. О картинах Олега Голосия - "Декоративное искусство", 1-6, 1992. Первая собака (рассказ) - "Барвинок", 3-5, 1992. Верба (рассказ) - "Сельская молодежь", 4-5, 1992. Развязанный демон - "Век ХХ и мир", 5, 1992. Густое эхо (обзор журнала "Соло") - "Лит. обозрение", 11-12, 1992. Корабль в Фурманом переулке (о молодых художниках) - "Молодежный календарь 1992". Поэзия трезвости (о стихах Холина) - "Литературные новости", 1, 1992. Гуси, гуси (рассказ) - "Костер", 8, 1992. Один в поле (о картинах Гарифа Басырова) - "Смена" 10, 1992. Новые книги о бедности о богатстве (проза Посошкова) - "Лит. обозрение", 1-2, 1993. Пророки (рассказ) - "Очаг", 2, 1993. Вера и карьера (рассказ) - "Столица", 4, 1993. Теннис (рассказ) - журнал "Теннис+", 6, 1993 (см. здесь). Мифологизация старости и страсти (о прозе Владислава Отрошенко) - "НГ",; 17.8. 1993 Искусство глумления (об акциях художников) - "Огонек";, 39, 1993. Ребенок как закон - журнал "Антлантида", 1, 1994. Красота пустоты (о прозе Евгения Лапутина) - "НГ", 11.3. 1994. Помочи постмодерна - "НГ", 3.6.94. Поэзия разговора (о стихах Яна Сатуновского) - "НГ", 18.7.94. Не зря мы были, есть и будем (о Георгии Оболдуеве) - "HГ", 25.8.94. Профаны в эфире - "НГ", 18.10.94. Новая формация - эманативный форматизм - "Россия ХХ1", 11-12, 1994. Элита как суперэтнос - "Век ХХ и мир", 11-12, 1994. Логика русского языка - Тезисы докладов международного симпозиума "Логика, философия и методология науки", т. 5, Дубна, 1995. Главный художник музея (о Константине Худякове) - журнал "Стас", 1, 1995. Книга Нины Садур "Ведьмины слезки" - "Огонек", 14, 1995. Постимперское мышление и постмодерн - "Москва", 7, 1995. Книга "Веди меня слепец" Владислава Отрошенко - "Огонек", 38, 1995. Слепые стражи кедрового леса - "НГ" 5.1.96. Рассказы Игоря Холина - "Огонек", 3, 1996. Образ престижа - "НГ", 21.8.96. "Деревянный рай" Константина Мамаева - "Огонек", 26, 1996. Красный медведь и синяя рыба - "Москва", 7, 1996. Ночные клубы Москвы - "Москва", 10, 1996. Нравственность информации - "Москва", 11, 1996. Искусство праздника - "Москва", 12, 1996. Дух культуры - "Волшебная гора" N 5, 1996. Шпак (рассказ) - сборник "120 текстов для школьных изложений", М.," Дрофа", 1996. Куда ни кинь, всюда янь и ин - "НГ" 96. Искусство без-образного - журнал "Амадей" 1, 1997. Патенты и потенции современнного искусства - "Декоративное искусство", 1-2, 1997. Коллекция Сергея Малютина - "Новый дом", 1, 1997. Пилюли Детлита или торжество серийности - журнал "Стас", 2, 1997. Частное счастье или инсинуация (повесть публиковалась под разными псевдонимами и названиями) - "Дружба народов", 6, 1997. Шумерские пляски "Пищи богов" - журнал "Пилигрим", лето 1997. Китайские Диогены - "Наш дом", 6, 1997. "Живые картины" и "живой театр" - "Москва", 7, 1997. Себастьян (рассказ) - "Слово", 9-10, 1997. Европа начинается с России - журнал "Наш дом", 10, 1997. Призовое сознание - "Москва", 12, 1997. Живопись, Садоводство, Справедливость (эссе) - каталог "Мир чувственных вещей в картинках - конец ХХ века", М., 1997. Эманативный форматизм - "Цифровой жук", 1, 1998. Царский жанр - "Новая Юность", 1-2, 1998. Московский спец (рассказ) - "Слово", 2, 1998. Независимость художника - "Москва", 3, 1998. Магия свидетельства (о прозе Гайто Газданова) - "Знамя", 4, 1998. Инициация (роман) - "Юность", 5, 1998 Жрецы эфира - "Юность", 7, 1998. Георгий Оболдуев - "Знамя", 10, 1998. Гайто Газданов - "Татьянин день", 12, 1998. Люди и мумии - "Вечерняя Москва", 18.1.99. Волнуемое море (рассказ) - "Татьянин день", 30, 1999. Маска прав человека - "Татьянин день", 32, 1999. Дайте мне точку опоры - "Татьянин день", 33,1999. Смыслы русской культуры - "Татьянин день", 33, 1999. Право дрожащей твари - "Татьянин день", 34, 1999. Конференции, посвященные Гайто Газданову - "Известия Академии Наук, Серия литературы и языка", том 58, номер 4, 1999 (www.maik.rssi.ru). Шипка (рассказ) - "Пампасы", 3, 1999. Как мы с Катей Бякиной тренировали победителя Кубка Кремля - "Пампасы", 5, 1999. Страшный дядька - "Пампасы", 6, 1999 Швейцарский художник в России: рассказ о духовности стен - "Табурет", апрель, 2000. Благовещенск, Амур - журнал "Слово" №1, 2000. Я хотел создать команду - журнал "Детская литература" №1, 2000. Солнечные иголки - альманах "Колобок и два жирафа" №2, 2000.
Публикации после 2000 г.:
Полноценный образ (о творчестве художника Александра Москвитина) – Москва, №6, 2001
Из «Университетских рассказов»
Заветы Пушкина – Газета «Первое сентября», №13, 2002
Мытарь (рыжий сенатор) – Московский вестник, 2003
На Белград! (эссе) - перевод на сербский язык, "Русский альманах", Белград, №10, 2005 г.
Апостолы всемирного потопа (эссе) - "Дарьял", 2005 .
Аспирант на фортране
Киска, Свинка и Мышка, Ёжик и самопал – в сборнике «Новые истории», М., Махаон, 2006.

Контакты:
yurii.nechiporenko (a) gmail.com

Родился в г. Ровеньки Луганской области в семье начальника узла связи Дмитрия Алексеевича Нечипуренко. Детство провел среди электронных устройств. Научился паять прежде, чем освоил грамоту. Отрочество потрачено на изготовление пороха для самопалов и смесей для взрывпакетов. В школе занимал пост Председателя физкультурного комитета. После побед в Олимпиадах по математике поступил на физический факультет МГУ, где стал капитаном сборной по волейболу. Продолжил обучение на кафедре биофизики и в аспирантуре Института молекулярной биологии Академии Наук. Защитил первую диссертацию по специальности "биофизика" в 1983 году.

Прочитав "Школу для дураков" Саши Соколова, сочинил повесть «Мой отец – начальник связи». Повесть нашла приют в 1990 году в журнале "Пионер", в компании с текстами клуба детских писателей «Чёрная курица». Первый литературный труд – о путешествии на Дни детской книги в Узбекистан был напечатан в журнале для слепых «Советский школьник» в 1988 году при помощи точечного шрифта Брайля. Сблизившись с кругом поэтов группы "Лианозово" и группы «Черткова», первые критические статьи посвятил поэтам Самиздата: творчеству Всеволода Некрасова, Яна Сатуновского и «гения богемы» Игоря Холина (с которым был дружен до его кончины). Позже писал о Георгии Оболдуеве (смотри здесь) и Станиславе Красовицком (смотри здесь). Всего опубликовал около пятисот рассказов, статей и рецензий (частью под псевдонимами).

Достижениями в науке биофизике можно посчитать открытие необычной «параллельной формы» молекулы ДНК (1988, в соавторстве с Н.Чуриковым), в культурологии - построение ярмарочной модели гоголевского мира (1996), получившей широкое распространение после публикации статьи «Космогония Гоголя» (2002). Таким образом, основные научные достижения получены в исследованиях вокруг ДНК и вокруг Гоголя (что немудрено – ведь тексты Гоголя являются чем-то вроде ДНК не только русской, но и мировой культуры). Развил концепцию современного общества (эманативный форматизм, см. здесь). Был инициатором ряда художественных акций, связанных с шумеро-вавилонской мифологией. Основал арт-группу "Пища богов", перформансы которой вошли в энциклопедию «Российский акционизм 1990-х годов».

Выступал по телевидению, вел передачу "Смыслы русской культуры" на "Народном радио". Участвовал в представлениях арт-группы "Слепые". Снимался (как ведущий) в франко-германском фильме об артистической жизни Москвы (1996), в фильме «Четвертая жизнь» (о Гайто Газданове, 2005, режиссер Рафаэль Гаспарянц), «Три тайны Гоголя» (2007, режиссер Илья Иванов).

Создал литературное "Общество друзей Гайто Газданова" . Участвовал в организации шести международных конференций по Газданову (Владикавказ, Москва, Калининград) и выпуске сборника трудов «Творчество Газданова в контексте русской и западноевропейской литератур», М., 2008. Участвовал в открытии памятника на могиле Газданова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, читал лекции о творчестве Газданова в Белграде и Новом Саде в рамках проекта «Газданов в Югославии» (автор – Зорислав Паункович).

Преподавал в лицее при РГГУ, в колледже по маркетингу (лекции по теории перформанса и истории мировой культуры), в Университете Натальи Нестеровой (лекции по психологии журналистики, 2005-2007, в должности профессора). Сотрудничал с издательским центром "Чёрная курица", с семинаром «Идиома» в Институте Языкознания РАН, является членом Клуба детских писателей при библиотеке им. Гайдара. Выступал с докладами на многих международных конференциях и встречах писателей, критиков и переводчиков (Белград, Варшава, Вена, Гданьск, Нежин, Юрьев-Польский) и биофизиков (Белград, Дубна, Прага, Пущино, Санкт-Петербург, Святой Стефан, Харьков, Цахкадзор, Челябинск и др.) Выступал во многих детских библиотеках и интернатах Москвы, Подмосковья, Узбекистана, в Прибалтике, Мурманске, Нижнем Новгороде, на вечерах в доме Булгакова (салон Лолы Звонарёвой) и ЦДЛ.

Член Международного Сообщества Писательских Союзов, член Ассоциации Искусствоведов: 2003 года руководит Литературно-художественной студией физического факультета МГУ, с 2008 года - Клубом Поэзии «Свободные настроения» в МГУ.

Создал новый подростковый познавательный журнал «Пампасы» и c 1997 года возглавляет его (бумажная версия выходила в издательском доме "Веселые картинки", сейчас журнал выходит в Интернете).

С 2002 года – Главный редактор интернет-обозрения «Русская жизнь» и подросткового журнала «Электронные пампасы».

Лауреат премии журнала «Москва» (1995), лауреат премий ряда интернет-изданий, премии Сергея Михалкова (2008), премии «Заветная мечта» (2009).

[назад ]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.


Close