Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

Явление того же порядка - законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности - борьба со следствием, а не с причиной.

Цена растет, качество - нет

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность - навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту - даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, - суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» - пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд - долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус-малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус-малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами - во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается - он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами - иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов - не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

Автомобилисты в регионах Сибири массово жалуются на проблемы оформления электронного полиса ОСАГО - при попытке заключить договор на сайтах страховых компаний появляются сообщения об ошибках или оплата полиса зачастую невозможна из-за использования нечитаемой капчи. Участники рынка прокомментировали, действительно ли застраховать авто стало сложнее и что в случае затруднений стоит предпринять автовладельцу.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Центробанк. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля, от региона и срока безаварийной езды.

Среди сибиряков е-ОСАГО становится все более популярной формой, на 1 октября только в Новосибирской области было выдано 166 тысяч полисов через интернет.

Почему е-ОСАГО вызвало нарекания

Странности с ОСАГО начались еще в 2015 году - уже тогда страховщики стали сокращать количество офисов в «токсичных» регионах и начали навязывать дополнительные договоры страхования «в нагрузку» к обязательному полису. В итоге это привело к тому, что автовладельцы стали массово жаловаться на дикие очереди в офисах.

После этого государство решило помочь водителям и разрешило оформлять электронный полис в домашних условиях. Изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года. При этом всех страховщиков обязали оформлять е-ОСАГО на своих сайтах. Однако в реальности для получения электронного полиса многим автовладельцам нужно пройти «семь кругов ада».

Так, из общего количества жалоб на ОСАГО, поступивших в Банк России с начала года, 24% были связаны с покупкой электронных полисов, сообщается на сайте регулятора. Основные нарушения, которые выявляются - необоснованный отказ в продаже такой страховки и перенаправление на сайт замещающего страховщика.

Исполнительный директор компании «ЛОТиОС» Михаил Большов считает, что сейчас ситуацию на рынке ОСАГО можно охарактеризовать как «картельный сговор страховщиков» - компании всеми силами стараются минимизировать количество договоров ОСАГО, и появление электронного вида страхования никак не помогло автовладельцам.

«Я представляю автомобильное профессиональное сообщество, руковожу двумя автотранспортными предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками по Новосибирску. После введение е-ОСАГО мы надеялись, что оформить полис станет проще, однако на деле ситуация только ухудшилась», - говорит Большов.

По его словам, все страховщики действительно запустили возможность оформления электронных договоров на сайтах, однако на деле эта система фактически не работает. «Когда начинаешь заполнять заявку на получение электронного полиса, тебе пишут, что автомобиля нет в базе. Или приходит SMS с недействительным кодом», - приводит примеры эксперт.

Также, добавляет он, некоторые страховые компании на этапе заключения договора предлагают ввести цветовой код с картинки, однако разглядеть его невозможно - при любых вариантах автовладельцам отвечают, что введенная последовательность неправильная. По словам Большова, система как будто настроена на саботаж, хотя страховщики обычно объясняют проблемы «обновлением базы».

Как ОСАГО стало убыточным

Представитель крупнейшего игрока страхового рынка ПАО СК «Росгосстрах» Андрей Бирюков признал, что в последние годы ОСАГО действительно стало убыточным, однако опроверг наличие «сговора», направленного на минимизацию заключаемых договоров. Проблемы на сайтах страховых компаний Бирюков объяснил необходимым наличием сразу нескольких систем.

«ОСАГО действительно является убыточным видом страхования. Согласно последним данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата в ОСАГО за девять месяцев выросла на 17% и составила 77,253 тысячи рублей, а средняя премия сократилась на 3%, до 5,814 тысяч рублей», - уточнил Бирюков.

При этом представитель «Росгосстраха» сослался на президента РСА Игорь Юргенса, который назвал ОСАГО «наиболее проблемным сегментом страхового рынка». Однако проблемы в сегменте е-ОСАГО не носят массового характера, подчеркнул Бирюков. В частности, это подтверждает статистика роста числа электронных полисов, которых в компании оформляют более 200 тысяч каждую неделю.

«Не стоит забывать, что е-ОСАГО - сложный программно-аппаратный комплекс, включающий в себя слаженную работу сразу нескольких внутренних и внешних систем, включая системы РСА, где на любом этапе интеграции возможны технические сбои. Кроме того, проблемы могут быть на стороне пользователя - например, устаревшая версия браузера», - сказал Бирюков.

Представитель «Росгосстраха» подчеркнул, что в ситуации, когда ОСАГО убыточно для компаний, необходима реформа системы, чтобы этот важнейший вид страхования «вновь стал интересным для страховщиков». В частности, речь может идти о поэтапной либерализации тарифа и отмены установления государством фиксированных значений коэффициентов.

Кто научился зарабатывать на ОСАГО

Председатель правления «Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников считает, что проблемы на сайтах страховых компаний в основном связаны с резким ростом популярности е-ОСАГО. Огромное количество обращений приводит к перегрузкам системы, а убыточность обязательного автострахования привела к тому, что страховщики не заинтересованы тратить деньги на создании более устойчивого механизма.

«В этой ситуации единственная рекомендация, которую я могу дать автомобилистам - начать оформление полиса заблаговременно - за 20-30 дней. Если с покупкой электронного полиса возникают проблемы, всегда можно приехать в офис и заключить бумажный договор», - посоветовал эксперт.Верховный суд разъяснил правила страховых выплат

Плотников подтвердил, что у страховых компаний есть неофициальные «черные списки» людей, с которым заключение договоров ОСАГО нежелательно, однако отметил, что туда входят только мошенники, которые занимаются оформлением подставных аварий. У таких людей в течение года может быть несколько десятков ДТП, однако их фиктивность приходится доказывать через суд.

В частности, с начала года 1,5 миллиарда рублей были выплачены страховыми компаниями в Новосибирской области различным юристам, которые специализируются на подобных делах. При этом законы обычно на стороне потребителей, так что суды часто выносят решения в пользу автовладельцев, которые с помощью различных схем завышают ущерб от аварий.

В итоге Новосибирская область в этом году впервые вошла в число так называемых «токсичных» для страховщиков регионов, где выплаты превышают собранные премии. Такую ситуацию Плотников связывает именно с активизацией мошенников. В этой ситуации правительству необходимо реформировать ОСАГО, считает он.

В частности, речь может идти об отмене избыточных штрафов для компаний за незначительные нарушения, а также запрете договора цессии в страховании, который дает возможность передать права на задолженность страховщика перед страхователем юридическому или физическому лицу. Такие договоры приносят страхователям серьезные убытки, отмечает Плотников.

Как автовладельцам защитить права

Центробанк требует от страховщиков непрерывной и бесперебойной работы их сайтов для возможного заключения договоров е-ОСАГО, сообщил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев. В частности, технологический сбой на сайте страховой компании не может превышать 30 минут в сутки.

«Если человек несколько раз за день попытался оформить полис на сайте страховой, но из-за технического сбоя это не получилось, то страховая компания нарушает закон, и нужно жаловаться в Банк России. Проще всего это сделать через интернет-приемную на сайте cbr.ru», - уточнил Музяев.

К жалобе необходимо приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховщика, а если создан личный кабинет на сайте - логин от него. Часто даже запрос от Банка России в страховую компанию приводит к тому, что страховщик начинает должным образом выполнять свои обязательства перед потребителями.

«Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в СФО за девять месяцев 2017 года возбуждено 81 дело об административных правонарушениях в отношении страховых компаний из-за недоступности электронных полисов», - добавил представитель регулятора.

Музяев также напомнил, что единственная законная причина отказа - если представлены не все документы. Сейчас для оформления полиса нужен паспорт, ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическая карта. Новый регламент ГИБДД не обрадовал водителей

«В случае предоставления полного комплекта документов страховщики не имеют права отказаться от его заключения, это нарушение закона. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за это нарушение: от 20 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юридических лиц», - сказал он.

Для бесперебойного заключения договоров ОСАГО Российским союзом автостраховщиков была введена система «Е-гарант». Она гарантирует заключение договора ОСАГО в электронном виде после перенаправления на сайт замещающего страховщика. Если после перенаправления происходят технические сбои, можно также направить жалобу в Банк России, заключил Музяев.

Выплата ущерба по ОСАГО ограничена лимитом ответственности. Если вред причинен жизни и здоровью третьего лица он составляет 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего, а при нанесении имущественного ущерба – 400 тыс. рублей. Так что оформить ОСАГО – это не значит выбросить деньги на ветер, а приобрести уверенность в завтрашнем дне и быть защищенным при наступлении определенных обстоятельств.

Какова стоимость ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО рассчитывается для каждого индивидуально. Она основывается на тарифах, утвержденных Правительством РФ, которые едины для любой компании. Расчет стоимости полиса ОСАГО можно произвести самостоятельно , заполнив все необходимые данные в форме.

Для этого вам нужно будет заполнить следующие поля:

  • Кем является владелец ТС – физическим или юридическим лицом.
  • Тип транспорта.
  • Данные о мощности двигателя.
  • Уточнить временные рамки эксплуатации ТС.
  • Рассчитать и вписать соответствующий коэффициент бонус-малус (КБМ), дающий скидку за безубыточное вождение в размере 5% в год.
  • Региональную принадлежность ТС.
  • Данные о количестве, возрасте и стаже каждого допущенного к управлению автомобилем водителя.

Возможность проверить КБМ , который на данный момент закреплен за вами, существует прямо здесь и сейчас. Просто нажав на ссылку . Но бываю ситуации когда по вине страховой компании, ошибки агента или сбоев в базе РСА значение КБМ обнуляется, а если быть точнее становится равно единице. Ознакомиться с наиболее вероятными причинами такой напасти вы можете в статье . Но вопрос, что же делать, если такое произойдет именно с вами, волнует каждого авто владельца. Кто-то обращается с запросом в РСА, а кто-то идет прямой наводкой в суд. О том более подробно вы можете узнать также на нашем сайте.

Необходимые документы при оформлении ОСАГО?

Приобрести подобную страховую защиту вы можете в любой страховой компании. Но совершая выбор страховщика, стоит обратить внимание на его известность и рейтинг. В последнее время стало очень популярным страховое мошенничество. возможно просто перейдя по ссылке.

Но, прежде чем получить на руки полис ОСАГО, вам следует пройти технический осмотр ТС. Некоторые нечистые на руку страховщики при оформлении полиса выдают уже заполненный талон ТО, беря за это дополнительную плату и утверждая, что необходимость прохождения ТО для вас уже не актуальна. можно у нас на сайте.

Список документов, требуемых страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО для ФЛ и ЮЛ немного различается. Для физического лица будет достаточно паспорта, СТС ил ПТС, диагностической карты или талона ТО, водительских прав всех водителей, допущенных к управлению, и доверенности, в ситуации когда страховка приобретается не лично владельцем ТС. Список документов для ЮЛ дополняется доверенностью о праве представления интересов ЮЛ и свидетельством о регистрации ЮЛ. Также представитель юридического лица обязательно должен при себе иметь печать предприятия.

Начиная с 1 октября 2015 года у каждого авто владельца появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО , что значительно упрощает процедуру оформления и дает возможность это сделать без очередей и лишних нервов. Все действия производятся посредством сети интернет, после чего на электронную почту страхователя приходят все необходимые документы.

Но каким бы полис ОСАГО ни был, обычным или электронным, — первоначально это защита, приобретаемая страхователем по довольно приемлемой цене. Ведь причиненный ущерб, в случае если страховкой придется воспользоваться, может быть в десятки раз выше уплаченной стоимости.

Недостаточные тарифы, злоупотребления и случаи прямого мошенничества стали причиной того, что в прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус. Многим пришлось покинуть рынок, оставшиеся сознательно снижают свою долю

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 тыс. до 75,8 тыс. рублей, а средняя премия упала на 4% - с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировал треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, ну и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор стразовой отрасли, министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года - поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивания ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии - 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладываются в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать - детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему - на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде - системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1 565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно - постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.

Как оформить ОСАГО в 2015 году, особенности получения полисов ОСАГО

В соответствии с российским законодательством, полис обязательного страхования гражданской ответственности должен быть у каждого автомобилиста. Без него садиться за руль автомобиля запрещено. Он необходим для того, чтобы в случае нанесения вреда другому транспортному средству, а также жизни или здоровью людей, страховая компания компенсировала третьим лицам нанесенный ущерб. В понятие страховых также входят случаи, когда машина повредила фонарный столб, рекламный щит, остановку общественного транспорта, забор соседа по даче, либо пострадало здоровье пешехода.

Но следует знать, что ОСАГО не предусматривает компенсацию затрат на ремонт собственного автомобиля. Нестраховыми будут признаны случаи использования другого, не вписанного в полис транспортного средства, причинение вреда машине в ходе соревнований, испытаний или учебной езды, причинение вреда воздействием перевозимого груза (в случае, если таковой риск подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом), обязанности работодателя по возмещению вреда работнику, причинение водителем вреда перевозимому грузу, а также если это произошло при погрузке и выгрузке, повреждение антикварных предметов, произведений науки, культуры и искусства, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при их перевозке (если подобный вред принадлежит возмещению в соответствии с законом по отдельному обязательному страхованию ответственности перевозчика).

Также ОСАГО не покрывает случаи нанесения вреда окружающей среде, причинения пострадавшим морального вреда или обязательств по возмещению упущенной выгоды.

Для оформления полиса страхователь должен представить следующие документы:

Заявление о заключении договора обязательного страхования

Паспорт или иной удостоверяющий личность документ

Документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы)

Водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица)

Диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств

К выбору страховой компании (либо агента) следует подойти особенно тщательно, поскольку в случаях, если компания уйдет с рынка, либо недобросовестным окажется агент, расплачиваться с пострадавшим виновному водителю придется самому.

Прежде чем ставить подпись под договором обратите внимание на то, что все поля заполнены без сокращений и в полисе указаны следующие данные:

ФИО и данные страхователя, собственника и каждого лица, допущенного к управлению авто, даже если они совпадают. Не забудьте включить в список всех лиц, которыми вы планируете доверить управление своим транспортным средством

Индекс почтового отделения по месту регистрации страхователя и собственника

О количестве страховых выплат по предыдущему договору и класс в отношении каждого лица, допущенного к управлению автомобилем

О предыдущем договоре страхования (номер полиса и наименование страховщика по предыдущему договору ОСАГО).

После оформления документов, представитель страховой компании передает страхователю:

Оригинал страхового полиса, подписанный представителем страховщика и страхователем

Перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации


Close