Яковлева Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших школьников в условиях реализации ФГОС".
Дата публикации: 02.10.2017
Раздел: начальное образование

Статья по теме:

«Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших

школьников в условиях реализации ФГОС».

Яковлева Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»» г.

Мензелинска РТ

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в

обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать,

современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,

увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В

Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности учащихся

останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет

статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и

навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно

ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать

свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен

стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели

становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных

действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными

учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения

новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта

возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие

мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных

предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий

обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению

новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные

учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех

уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными

жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,

исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в

нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих

действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и

структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,

слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку

друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных

учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить

познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия),

определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью

ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую

логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики

решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели,

устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом

учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием

служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности

сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и

согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия

контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются

тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические,

пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой

учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие

алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и

результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи

успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание

учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить

выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия

с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному

выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний

алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности

универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и

качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения

знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в

том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий

обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей

учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной

деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся

универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся

научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на

других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные

учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают

алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность

любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения

ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего

нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют,

как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные

конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как

можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -

пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для

поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной

деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель

обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным

материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и

внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит

детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения

возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,

отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить

нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как

распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно

включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между

учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся

формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается

возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных заданий.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых

проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-

познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части

учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне

общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте

случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые

универсальные учебные действия уже в начально

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.

Непременным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.

УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

ü обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

ü создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

ü обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли . Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы : для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.

Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться ». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД):

Ø в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

Ø в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД.

1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

Действие смыслообразования;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

 целеполагание;  планирование;  прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата;  коррекция;  оценка.

3. Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Номенклатура логических действий включает: 1)сравнение (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

2) опознание (с целью их включения в тот или иной класс);

3) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого, расчленение целого на части;

4) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5) сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;

6) классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака; 7)обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

8) доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

9) подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Приёмы формирования универсальных учебных действий

Важным УУД является обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. Рекомендуются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

o найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;

o уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

o поставь вопросы к данному абзацу;

o составь суждение по тексту параграфа;

o выдели ключевые слова в отрывке текста;

o расскажи по опорным словам (разверни информацию);

o заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы;

o создай таблицу (сверни информацию);

o составь план изучения темы;

o составь набор понятий темы;

o составь предложения по теме, используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если, то»;

o зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;

o составь разные предложения с одним и тем же понятием.

Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы:

запишите тему, выделите ключевые слова;

найдите основные разделы текста, дайте им названия;

установите взаимосвязи (стрелки, блоки);

приведите примеры.

Формирование УУД на разных этапах урока

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний .

Пример № 1. Как вы думаете…? Какие ассоциации у вас возникают, когда ….? Что должны знать люди об…?).

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

II . Совместное открытие знаний .

Пример № 2. В … году …. изучал …. Какие свойства и признаки … описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных …? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности. Пример № 3. Рассмотрите... Сравните... В чем их отличие? Найдите … в учебнике, как называются …? Почему?

Пример № 4. На доске представлены модели... На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары – название и форма – получится слово, которое обозначает …(ключевое). Сопоставьте формы и их названия и составьте кластер…

Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Пример № 5. Познавательные УУД: умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Чтение текста с последующим выполнением заданий:  Для чего вам могут пригодиться знания о …? Сделайте вывод о значении … и запишите его в тетрадь.

III . Самостоятельное применение знаний .

Пример № 6. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

Задание. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями.

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

IV . Рефлексия.

Пример № 7. З акончите предложения и оцените работу товарища по парте.

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…

2. Больше всего мне понравилось…

3. Самым интересным сегодня на уроке было...

4. Самым сложным для меня сегодня было...

5. Сегодня на уроке я почувствовал...

6. Сегодня я понял...

7. Сегодня я научился...

8. Сегодня я задумался…

9. Сегодняшний урок показал мне...

10. На будущее мне надо иметь в виду...

Личностные УУД: умение оценивать усваиваемое содержание.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

ЛЕКЦИЯ 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе

Определение понятия «универсальные учебные действия» (УУД)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определяли, что нужно знать современному человеку по тому или иному предмету. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциями универсальных учебных действий являются:

–обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

–создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

–обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого-педагогические основы возникновения понятия УУД

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов

деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.

психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Давайте рассмотрим вкратце каждую из вышеперечисленных теорий в контексте изучения методологических основ формирования универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. С позиции теории систем личность рассматривается как биопсихосоциальная система, функционирующая одновременно в нескольких больших системах, а именно: системах семейной, образовательной, социальной и

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

профессиональной. Системно-деятельностный подход предполагает как индивидуальную деятельность ребенка или взрослого в каждой из систем, так и взаимодействие личности с другими людьми во всех вышеперечисленных системах.

Л.С. Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития. Именно обучение задает образцы высших психических функций или «идеальную форму» развития и обеспечивает их становление как содержательной характеристики сознания. Л.С. Выготский писал, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. Обучение ведет за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий.

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Эта система включает три подсистемы :

1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;

2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств, способа действия;

3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план. Иными словами, мы, вместо того, чтобы в данный конкретный момент совершать некое действие в реальности, его планируем и прорабатываем мысленно.

Выделены шесть этапов усвоения действия.

На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действии в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

Четвертый этап - внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия - вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия - постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия. П.Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, так как учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т. д.). Вместе с тем П.Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Иными словами, содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей

учебно-воспитательной системы образования.

Овладение

учащимися

универсальными

учебными

действиями

происходит

контексте

предметов. Безусловно, каждый

учебный предмет

раскрывает

различные

возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, иными словами, лежит в основе формирования УУД.

УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях

и межличностных отношениях. Возрастной личностной особенностью детей начальной школы является осознание себя в обществе, Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать

и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Говоря о критериях сформированности личностных УУД, можно утверждать, что ими являются: 1) структура ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

Формирование морального действия, как и любого другого действия, определяется полнотой ориентации учащегося на существенные для решения моральной дилеммы и осуществления морального выбора условия.. Ориентировочной основой действия оказания помощи (выполнение нормы взаимопомощи) выступает следующая последовательность операций

(Eisenberg N., 1987, 1992; Плотникова Ю.Е., 1998):

1. субъектом оценивается ситуация, ее противоречивость (что-то произошло);

2. оценивается способность самого страдающего успешно справиться с ситуацией ущерба (дефицита, утраты);

3. оцениваются затраты по оказанию помощи;

4. оцениваются отношения между помогающим и жертвой;

5. оцениваются реакции других людей (до, в момент, и после оказания помощи);

6. оценивается свое состояние (настроение, здоровое);

7. оценивается, как акт помощи отразится на самооценке (если я помогу, то я хороший);

8. наличие необходимых для оказания помощи навыков, умений,

9. умение планировать последовательность операций действия оказания помощи;

10. практическое оказание помощи или отказ от него.

Таким образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит к возрастанию моральной компетентности младших школьников.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

I. Общеучебные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные учебные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса

и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

II. Универсальные логические учебные действия

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и

направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Классификация логических действий включает:

1 - сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определения общих признаков и составления классификации;

2 - опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс (более подробно про процесс опознания можно узнать из дополнительного материала). 3 - анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

4 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5 - сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию (более подробно про понятие сериация можно узнать из дополнительного материала);

6 - классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Более подробно о классификации – в дополнительном материале;

7 - обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. (Обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.)

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

8 - доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Раскрытие понятия - в дополнительном материале.

9 - подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

10 - установление аналогий. (Согласно определению аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении).

Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий.

1. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности

Как показывает практика, учащиеся часто затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что еще раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение , направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое / просмотровое чтение , направленное на нахождение конкретной информации; выразительное чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное , самостоятельное .

Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями:

а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

б) понимать основную мысль текста; в) формировать систему аргументов;

г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) понимать назначение разных видов текстов;

з) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) выражать информацию текста в виде кратких записей; л) различать темы и подтемы специального текста;

м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

н) выделять не только главную, но и избыточную информацию; о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста . О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения :

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графика или таблицы; объяснение назначения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);

нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, в каждом из которых предусматривались задания следующих типов:

найти в тексте искомую информацию, которая может содержаться как

в явном, так и в скрытом виде, как в основном, так и во вспомогательном тексте (подписи под иллюстрацией, в примечании) выраженной вербально или в иной (графической, цифровой) знаковой системе, быть однозначной или противоречивой;

интерпретировать текст: в легких случаях определить и обосновать главную мысль текста, в более сложных заданиях – установить связи и отношения между частями текста, проявить способность к классификации материала, рассуждениям по аналогии и к пониманию контекстного значения слова, смыслов языковых тонкостей;

рефлектировать: в легком варианте установить связи текста с внешним опытом, в более сложном – аргументировано и критически оценивать текст, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

2. Условия организации эффективного обучения чтению

Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

В трудах Е.И.Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Приведем примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевлослов (например, дорога, метро, олубет, вунка ), поиск в тексте заданных слов, т.е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (слово фломендия , а на карточках встречаются слова фломандия, фломенадия и т.д.).

Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения.

Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

Доклад на данную тему актуален в рамках внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

ичностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.


Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».


Close