Месса си минор (Высокая месса) -- месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г.

  • 1. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Christe eleison -- Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
  • 3. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 1. Gloria in excelsis -- Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Et in terra pax -- И на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 3. Laudamus te -- Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
  • 4. Gratias agimus tibi -- Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 5. Domine Deus -- Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G major
  • 6. Qui tollis peccata mundi -- Взявшего на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  • 7. Qui sedes ad dexteram Patris -- Сидящего одесную Отца. Ария (alto)
  • 8. Quoniam tu solus sanctus -- Ибо Ты Един Свят. Ария (bass)
  • 9. Cum Sancto Spiritu -- Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 1. Credo in unum Deum -- Верую во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Patrem omnipotentem -- Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 3. Et in unum Dominum -- И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
  • 4. Et incarnatus est -- И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 5. Crucifixus -- Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  • 6. Et resurrexit -- И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 7. Et in Spiritum Sanctum -- И в Духа Святаго. Ария (Bass)
  • 8. Confiteor -- Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 9. Et expecto -- Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei

  • 1. Sanctus -- Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
  • 2. Hosanna -- Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
  • 3. Benedictus -- Благословен. Ария (Tenor)
  • 4. Hosanna (da capo) -- Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
  • 5. Agnus Dei -- Агнец Божий. Ария (alto)
  • 6. Dona nobis pacem -- Дай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria» Автограф первого листа «Credo».

Описание.

С самого момента своего зарождения, со времен Средневековья месса - многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии - имела универсальный, незыблемый вид - пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. Их задача была предельно проста - отразить главные помыслы души верующего человека.

К XIV веку определились основные части мессы:

Часть первая: «Господи, помилуй» - Кирие - мольба и просьбы о прощении.

Часть вторая: «Слава» - Глориа - выражение восторга и ликования.

Часть третья: «Верую» - Кредо - утверждение силы и твердости духа.

Часть четвертая: «Свят» - Санктус - торжество и величие.

Часть пятая: «Агнец Божий» - Agnus Dei - благодарение и умиление.

Бах начал сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году.

Она состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

Следующая, вторая, обширная часть Мессы -- «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».

Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Второй раздел - Credo, именуется «Никейский символ веры» - вершина Мессы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

В фуге начального хора -- тема символа веры.

Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») -- мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром -- в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

С высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») -- повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости -- в финальном хоре.

Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур.

Для своих месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.

Полностью эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.

Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.

Хорошо темперированный клавир.


Хорошо темперимрованный клавимр (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846--893, -- цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название -- «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом -- в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК.

Первая часть была написана Бахом в 1722 г., вторая -- значительно позже, в 1744 г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

История сочинения.

Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая -- когда Бах служил в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые -- в до миноре, третьи -- в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором. ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний или характер, чувства Святых, когда они еще обитали на Земле.

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор, встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в 1720 г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в 1702 г. и переиздана в 1715 г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада, плюс 5 хоральных ричеркаров. Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» (1719 г.) Иоганна Маттесона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Значение произведения.

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. (В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему.)

Эти преимущества заключались в возможности использования модуляций и хроматизмов без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределы основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в атональной музыке Арнольда Шёнберга равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века Дмитрий Шостакович написал цикл подобных произведений.

Первая полная запись ХТК была произведена Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.

Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию.

Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона.

Как известно, ритуал мессы - центрального обряда католического богослужения - складывался в течение многих столетий; также длительно отбирались молитвенные тексты. В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

  • Kyrie eleison («Господи, помилуй»);
  • Gloria («Слава»);
  • Credo («Верую»);
  • Sanсtus («Свят»);
  • Agnus Dei («Агнец Божий»).

Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдель-ными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем му-зыка приобретала самостоятельное художественное значение.

Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер - всего их 24. Каждая часть предстает как строго продуманная композиция. На уровне частей можно наблюдать действие различных факторов единства. Это и внутренняя группировка номеров, и различные тематические арки, и тональные связи.

Кроме того, важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.

В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу действенного, подлинно симфонического развития.

Линия сквозного развития сферы скорби и страдания берет начало в I части - «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый - 5-голосная фуга, второй - 4-голосная).

Первый хор близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрач-ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll), преобладанием ровного ритмического движе-ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами.

Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста - в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.

Экспозицией второй сферы - радости и ликования - является «Gloria» (хотя № 2 - светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» - уже отчасти наметил эту линию).

Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».

В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме-лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

Хотя II часть мессы в целом выдержана в праздничных тонах, в ней продолжается развитие линии скорби, идущей от хоров Kyrie, в частности, в центральном номере - хоре № 8, «Qui tollis» («Ты, принявший грехи мира»). Здесь возвращается тональность h-moll, музыка опять сближается по духу с пассионами. Однако ее характер скорее трогательный, элегический, чем горестный, звучание камерное. Главная индивидуальная особенность - мелодия солирующей флейты, создающая второй план хоровым голосам.

Главное содержание III части («Credo» ) сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnates» - «И воплотившись»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» - «Распятый»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» - «И воскрес»). Эти три хора являются идейно-образным центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 связаны общностью содержания: оба продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является ее вершиной, трагической кульминацией мессы.

Этот номер можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцам XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со-держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций - отрезок хроматической гаммы от I ступени к V. Она повторяется 13 раз неизменно, при этом каждый раз меняется гармония.

С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения - голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби - нисходя-щую м.2.

Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в пределах всей мессы. Суть контраста - переход от смерти к воскресению. «Et resurrexit» -это вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав-ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи-мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично.

В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии в арии альта (№ 23, «Agnus Dei» - «Агнец Божий») и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре. Музыка хора является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами - «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

Выражение скорби в арии имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание - умиротворенная печаль.

Характерна тональность - не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность - минорная S-та D-dur - является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора).

Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два хора, оркестр.

Мессу h-moll Бах создавал на протяжении многих лет. Далекий прототип Sanctus, по мнению исследователей, относится еще к 1724 году. Последние же поправки в партитуру композитор вносил вплоть до того дня, когда окончательно ослеп в 1750 году.

Жанр мессы исторически сложился в виде пятичастного произведения, состоящего из мольбы о прощении (Kyrie), гимна хвалы и благодарения (Gloria), догматической части — символа веры (Credo), литургической кульминации, взятой из ветхозаветной Книги Исайи (Sanctus), и заключения, прославляющего Господа Иисуса Христа (Agnus Dei). Сначала текст мессы читался, позднее стал петься. Некоторое время обе эти формы сосуществовали, но к XIV веку окончательно сложилась единая музыкальная форма. Месса h-moll Баха невероятно масштабна по сравнению с традиционными. Она также содержит пять частей — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei, — но они, в свою очередь, делятся на несколько отдельных номеров.

1-я часть состоит из Kyrie eleison (Господи, помилуй), Christe eleison (Христе, помилуй) и Kyrie eleison II.

Во 2-й части содержится восемь номеров: Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу), Laudamus te (Хвалим Тебя), Gratias (Благодарим), Domine deus (Господи Боже), Qui tollis peccata mundi (Несущий грехи мира), Qui sedes ad dextram Patris (Сидящий одесную Отца), Quoniam tu solus sanctus (И Ты один свят), Cum sancto spiritu (Со Святым Духом).

3-я часть включает в себя Credo in unum Deum (Верую в Бога единого), Patrem omnipotentem (Отца всемогущего), Et in unum Dominum Jesum Christum (И в единого Господа Иисуса Христа), Et incarnatus est (И воплотившегося), Crucifixus etiam pro nobis (Распятого за нас), Et resurrexit tertia die (Не (И воскресшего на третий день), Et in spiritum sanctum (И в Духа Святого), Confiteor unum baptista (Исповедую едино крещение).

В 4-й части три номера — Sanctus Dominus Deos (Святый Господи Боже), Osanna (Помоги нам), Benedictus (Благословен).

5-я часть состоит из двух номеров: Agnus Dei (Агнец Божий) и Dona nobis pacem (Дай нам мир).

Месса h-moll — грандиозное творение, над которым композитор работал в течение десятилетий. Приблизительно на две трети она состоит из ранее написанной музыки, однако являет собою единое сочинение. 1-я часть мессы, вначале как самостоятельное произведение, была закончена композитором в 1733 году, но дата ее первого исполнения неизвестна. Существуют сведения о первом исполнении Sanctus 25 декабря 1724 года, Kyrie и Gloria — 21 апреля 1733 года в Лейпциге, а также упоминание об исполнении мессы в 1734 году. Есть данные, что 2-я и 3-я части создавались с августа 1748-го по октябрь 1749 года, после чего вся партитура, в которую вошли в качестве 1-й части месса 1733 года, а в качестве 4-й части — Sanctus, была собрана воедино. К сожалению, нет данных о ее исполнении при жизни композитора.

Музыка

Месса h-moll — произведение величайшей философской мудрости, человечности, глубины чувств. Ее образы — страдания, смерти, скорби, а вместе с тем — надежды, радости, ликования, — поражают глубиной и силой.

1-я часть, Kyrie, состоящая из трех номеров, открывается мрачным звучанием хора, после чего начинается фуга, сначала в оркестровом звучании. Ее скорбная тема, словно извивающаяся в муках, полна глубочайшей выразительности. В начале 2-й части, Gloria (№4), радостно, светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus — ария сопрано в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью. В 3-й части, Credo (№12—19), господствуют драматические контрасты. В №12, Credo in unum Deum — широкая строгая мелодия григорианского хорала проходит последовательно (в имитации) у всех голосов хора на фоне торжественного и мерного движения оркестровых басов. №15, Et incarnatus, возвращает к скорбным образам. Тяжелые мерные басовые ноты словно придавливают, жалобно звучат «вздохи» струнных. Простая, строгая, полная затаенного страдания мелодия интонируется хором. Голоса наслаиваются один на другой, создавая насыщенную музыкальную ткань. Скорбное размышление приводит к следующему номеру (№16), Crucifixus, — трагической кульминации Мессы, повести о крестных муках Спасителя. В этом проникновенном эпизоде, написанном в духе итальянской арии ламенто, Бах использовал форму пассакальи. Тринадцать раз в басу появляется одна и та же мелодия — мерно, неуклонно спускающийся мрачный хроматический ход. На его фоне возникают отдельные аккорды струнных и деревянных инструментов, отрывочные, словно вздохи и стенания, реплики хора. В конце мелодия спускается все ниже, никнет, и словно обессиленная, умирает. Все умолкает. И сразу широким ликующим потоком света все заливают звуки хора Et resurrexit (№17), воспевающего Воскресение, победу жизни над смертью. Объединенные 4-я и 5-я части открываются величественным замедленным движением хора Sanctus (№20) с радостными юбиляциями у женских голосов. В оркестре звучат фанфары труб, дробь литавр. №23, Agnus Dei — проникновенная ария альта с гибкой мелодией, сопровождаемая выразительным пением скрипок. Заключительный номер мессы, №24, Dona nobis pacem — торжественный гимн в виде фуги на две темы, точно повторяет хор №6, Gratias.

Л. Михеева

Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы — контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).

Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому, как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях — сонатах, симфониях, — идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» — о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» — о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу — страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.

Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в «Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus». Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».

В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни — скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.

Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса — произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.

В. Галацкая


Céline Scheen: soprano
. Yetzabel Arias: soprano
. Pascal Bertin: countertenor
. Makoto Sakurada: tenor
. Stephan Macleod: bass

Le Concert des Nations & La Capella Reial de Catalunya

На рубеже пятидесятилетия Иоганн Себастьян Бах начинает работу над Мессой си минор.

К этому времени он уже десять лет работает в Лейпциге руководителем городской церковной музыки и кантором церкви св. Фомы. В глазах современников он выглядит непревзойденным органистом и опытным мастером церковной кантаты. Но прочность служебного положения подтачивается организационными неурядицами с городскими и церковными властями. В июле 1733 года Бах обращается к курфюрсту Августу II Саксонскому с просьбой пожаловать ему титул композитора придворной капеллы. Речь шла именно о формальной должности: это укрепило бы позиции Баха в спорах с начальством.

В знак признательности за будущую монаршую милость композитор приложил к прошению рукопись первых двух частей Мессы: Kyrie eleison («Господи, помилуй») и Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»). Форма двухчастной мессы была в то время достаточно широко распространена.

Время работы над остальными частями Мессы (Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei ) с точностью не установлено. По-видимому, Бах сочинял их по отдельности между 1738 и 1748 годами для церковных праздников, используя при этом в отдельных номерах музыку ранее написанных кантат. Такая практика в те годы тоже была достаточно распространенной. Разумеется, ему было необходимо основательно перерабатывать музыку для новых текстов. Он не предполагал исполнения Мессы в полном варианте: почти двухчасовая композиция явно не вмещалась в рамки протестантской литургии. Тем не менее, в архиве Баха рукописи всех частей сохранились в общей папке, и по пометкам видно, что композитор вносил поправки в музыку буквально до последних дней жизни.

Первая часть состоит из трех номеров. После мощного хорового вступления развертывается гигантская фуга с самостоятельными оркестровыми голосами на слова Kyrie eleison («Господи, помилуй»). В ее теме борются два мелодических направления, восходящее и нисходящее: мольба о спасении и сознание своей обреченности. Спокойной интермедией звучит дуэт Christe eleison («Христос, помилуй»), после чего возвращается фраза «Господи, помилуй» на новой теме, упорно восходящей, монолитной и сумрачной.

Радостным светом вспыхивает начало второй части – Gloria («Слава»). Оживленная перекличка хоровых голосов расцвечивается здесь сверкающими акцентами труб. Светлое настроение преобладает и в большинстве остальных номеров этой части. Удивительная прозрачность и грация возникают в дуэте сопрано и тенора Domine Deus («Господи Боже») с солирующей флейтой. Лишь в хоре Qui tollis peccata mundi («Грехи мира на себя взявший») мелькает тень скорби при воспоминании о самопожертвовании Христа. По традиции, часть заканчивается развернутой фугой на текст Cum Sancto Spiritu («Со Святым Духом»).

Словно из глубины веков возникает строгая григорианская начальная тема центральной части Мессы – Credo («Верую»). В этой части девять номеров. Средоточием ее звучит последовательность трех хоров: Et incarnatus, Crucifixus и Et resurrexit . Это своего рода сжатое конспективное изложение жизни Христа («…И воплотился от Духа Святого и Девы Марии – И распят был ради нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребен – И воскрес на третий день по Писанию»). В музыке – движение от просветленного нисхождения Святого Духа с небес на землю через трагедию распятия и ухода в непроглядный мрак могилы к ярчайшему ликованию Воскресения. Это эмоциональный центр всей Мессы, смысловой центр Символа веры.

Первый хор четвертой части, Sanctus («Свят») – самый монументальный номер всей Мессы. Бах показывает себя здесь мастером звуковой символики: за триольным движением трехголосных хоровых аккордов в сопровождении тройного состава духовых скрыт образ Святой Троицы.Символикой отмечен и следующий номер,Osanna («Слава»): Бах делит хоровой состав на две группы, которые перекликаются, как перекликаются серафимы в тексте Пророчества Исайи. Две сольных арии, спокойно-сосредоточенная Benedictus («Благословен») и сдержанная в своей печальной экспрессии Agnus Dei («Агнец Божий») снова возвращаются к образу Христа, пришедшего во имя Господне принять страдания и смерть ради избавления людей от страха смерти. Заключительный хор Dona nobis pacem («Даруй нам мир») утверждает непоколебимость веры возвращением музыкального материала одного из хоров Gloria .

Практика полного исполнения Мессы си минор началась спустя почти сто лет после смерти ее создателя. И тогда обнаружилось, что между ее частями, написанными в разное время и по разным поводам, нет никакой стилистической пестроты. Перед нами единый цикл сквозного музыкального развития в неисчерпаемом разнообразии и богатстве эмоциональных состояний – единый и безграничный мир верующей души.

Перед нами вершина почти тысячелетней истории жанра мессы.

Валерий Сторожук ,
Вюрцбург

Завершил в 1749 г., через много лет после смерти автора стали называть Высокой. Произведение это поражает и грандиозностью масштаба, и глубиной мысли – и тем более странными кажутся слова автора, написанные им в 1733 г., когда он отправлял две части будущей мессы курфюрсту Саксонскому: «Прошу вас воззреть благосклонным взором не по достоинству композиции… но исходя из вашей милости». Добиться «милости» Фридриха Августа для композитора было важно – надеялся стать придворным музыкантом.

Не так уж много месс написано , ведь этот жанр был сформирован в католическом богослужении, а композитор был лютеранином, поэтому чаще он создавал отдельные части мессы, которые в лютеранское богослужение все-таки входили. Создание полной мессы в определенной степени было обусловлено политическими обстоятельствами: курфюрст Саксонский, которому произведение посвящалось, занимал еще и польский трон и потому принял католицизм. Но можно ли представить, чтобы столь глубокое произведение могло родиться из одного только желания угодить потенциальному покровителю? Вряд ли дело могло обстоять так. Вероятно, сложившаяся форма мессы необходима была композитору для сотворения этого величественного «собора в музыке», «возведение» которого заняло в общей сложности около четверти века – от 1724 г. и до 1749, и даже позднее автор еще вносил отдельные правки в партитуру.

Еще в Средневековье сложилась пятичастная месса. Ее составляющие отражают то духовное развитие, через которое надлежит пройти христианину в процессе богослужения (можно сказать, что месса – это «маленькая жизнь» для верующего человека, которую проживает он многократно в своем непрерывном духовном восхождении). Начинается она мольбой о прощении и милосердии – Kyrie, продолжается восхвалением Бога – Gloria, далее следует краткое изложение основ христианского вероучения – Credo, после него исполняется отрывок из Книги пророка Исайи – Sanctus («Свят, свят, свят») и в заключении прославляется Иисус Христос – Agnus Dei. Все эти части присутствуют и в Мессе си минор Баха, но композитору словно тесно в их рамках – каждый из номеров содержит несколько частей.

Первая часть – Kyrie – слагается из трех разделов. Первый и заключительный – это исполненные скорби хоры полифонического склада на один и тот же текст, первый из которых являет собою пятиголосную фугу, а второй – четырехголосную. Тема первой фуги насыщена хроматизмами и тритоновыми интонациями, вторая отличается большей аскетичностью. Между этими скорбными фугами располагается дуэт «Christe eleison», выдержанный в просветленных тонах.

Эта сфера радости, противопоставляемая миру скорби, получает развитие в Gloria. Сочетание фанфарных интонаций и ликующих распевов хора дополняется торжественным звучанием труб в оркестре. Laudamus – сопрановая ария – выделяется своей лиричностью, которая подчеркивается солирующей скрипкой, сопровождающей сопрано. В «Qui tollis» («Принявший грехи мира») возвращается эмоциональный строй и тональность Kyrie, но этот хор с его камерным звучанием и флейтовым соло на втором плане кажется скорее элегическим, чем трагедийным.

Среди номеров, составляющих третью часть – Credo – особое место занимают три хора, которые располагаются в центре композиции. Первый из них повествует о воплощении Иисуса Христа («Et incarnates»), распятии («Crucifiхus») и воскресении («Et resurrexit»). Трагической кульминацией мессы становится «Crucifiхus». По сложившейся традиции, для повествования о страданиях и смерти Спасителя использована форма вариаций на basso ostinato. Тема, представляющая собою движение по хроматической гамме от первой ступени к пятой, повторяется тринадцать раз. В полифонических вариациях, накладываемых на нее, нет непрерывного голосоведения – вместо него присутствуют разрозненно возникающие голоса, в которых господствует скорбная секундовая интонация. Этой вселенской печали контрастирует ликующий хор «Et resurrexit»: устремленная вверх мелодия, начинающаяся с квартового хода, одновременное вступление хора и всего оркестра, включая трубы.

Хор Sanctus выглядит особенно величественным благодаря своему замедленному движению, а юбиляции женских голосов, трубы и литавры в оркестре придают ему характер ликования. Наибольшей лаконичностью отличается пятая часть. Проникновеннейшей арии альта – Agnus Dei – контрастирует торжественная хоровая фуга.

При жизни создателя произведение ни разу не было исполнено целиком – лишь отдельные части исполнялись, а в целом месса была слишком масштабна для церковного обихода. Лишь в 1859 г. состоялось первое публичное исполнение под управлением Карла Риделя в Лейпциге.

Музыкальные Сезоны


Close