Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Может ли продукция российского машиностроения конкурировать с зарубежной?

Продукция российского машиностроения в больше массе по показателям стоимости и качества уступает зарубежной.

Вопросы в параграфе

1)Какие районы выделяются производством автомобилей?

Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие про­изводители грузовых автомобилей - заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основ­ной центр производства легковых автомобилей - Волжский автоза­вод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия от­расли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе

2)Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?

Вопросы и задания

Главные факторы размещения автомобилестроения – трудовой и потребительский.

1. Объясните значение новых терминов, с которыми вы познакомились в тексте.

Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной одно­родной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т. д.).

Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части про­дукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции.

Кооперирование - организованная взаимосвязь специализированных предприятий по выпуску какого-либо продукта.

Наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов).

Трудоемкое машиностроение – требует большое количество ручного туда и персонала. Это отрасли точного машиностроения (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и т. д.)

Металлоемкое машиностроение – требует больших затрат металла. К наиболее развитым подотраслям относится металлоемкое тяжелое машиностроение.

2. Составьте схему основных межотраслевых связей в машиностроении. Как вы думаете, машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?

Машиностроение в первую очередь поставляет свою продукцию другим отраслям. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Машиностроение использует продукцию металлургии, химической промышленности, легкой промышленности.

3. Сравните Россию с другими странами по производству автомобилей. Какие отечественные и зарубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать

важнейшей социально – экономической задачей. В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль – один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных

предприятиях. Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные – в Поволжье (Тольятти), микролитражные – в Серпухове.

Грузовые автомобили среднего тоннажа – выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.

Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны) Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)

4. Считаете ли вы, что уровень развития машиностроения определяет уровень развития страны?

Утверждение верно, поскольку эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Цель для учителя:

  1. Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.
  2. Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России.
  3. Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
  4. Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
  5. Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.
  6. Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
  7. Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.

Оборудование урока:

  • Учебник «География России» 9 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе).
  • Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.
  • Схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»
  • Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов».

План модуля.

  1. Организационные моменты.
  2. Постановка целей – УЭ-0.
  3. Вводная беседа (выявление знаний уч-ся о МСК) – УЭ-1 .
  4. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 10) – УЭ-2 – определение главной задачи МСК.
  5. Знакомство с отраслевым составом МСК – УЭ-3 .
  6. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 11) – УЭ-4 – знакомство с факторами размещения машиностроительных предприятий.
  7. УЭ- 5 – выявление особенностей размещения МСК России.
  8. Групповая работа – УЭ – 6 – углубление знаний по теме.
  9. Обсуждение выполнения работы в группах.
  10. Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 7 - знакомство со специализацией различных экономических районов России.
  11. Самоконтроль – УЭ – 8 – проверка усвоенного материала.
  12. Итог урока. Оценка работы уч-ся на уроке.

Модуль по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Определить значение машиностроительного комплекса России.
  2. Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
  3. Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
  4. Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
  5. Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
  6. Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Цель : определить значение машиностроительного комплекса России.

Цель : определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

  1. Прочитайте параграф учебника № 10.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какова главная задача МСК в хозяйстве России?
    - Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?
  3. Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
  4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

Цель : познакомиться с отраслевым составом МСК России.

Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России».

2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?

Цель : познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.

  1. Прочитайте параграф 11 учебника.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?
    - Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?
  3. Составьте список терминов, относящихся к параграфам 10, 11. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.
  4. Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России» страница № 16:

5. В чём особенности размещения МСК по территории России?
6. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?
7. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?

Цель : выявить особенности размещения МСК России.

Практическая работа.

Используя текст параграф № 11 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», рисунок 14 на странице 47 учебника самостоятельно выполните следующие задания:

  1. Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
  2. По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
  3. Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
  4. Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
  5. По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
  6. В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
  7. Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
  8. Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.
  9. Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?
  10. Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
  11. Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.

Цель : углубить знания о МСК России.

Групповая работа.

Задание для группы № 1.

  1. Какие особенности технологического процесса характерны для тяжёлого машиностроения?
  2. На контурной карте обозначьте центры тяжёлого машиностроения:
    Екатеринбург (Уралмаш),
    Иркутск и Красноярск (заводы тяжёлых экскаваторов),
    Новосибирск (производство тяжёлых станков, кузнечно-прессового оборудования, турбогенераторов),
    Барнаул (производство паровых котлов).
  3. На основе сопоставления карт (подумайте каких ) определите, какой фактор оказывает ведущее влияние на размещение заводов тяжёлого машиностроения в указанных центрах.
    Имейте ввиду, что в машиностроении расход сырья на 1 тонну готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 тонн, а затраты на транспортировку любой машины намного больше затрат на транспортировку металла, идущего на его производство.
  4. Если бы вам пришлось проектировать размещение заводов тяжёлого машиностроения, какие бы коррективы в существующее размещение вы бы внесли? Какие в связи с этим перспективы развития тяжёлого машиностроения вы могли бы назвать?

Задание для группы № 2.

  1. На контурной карте обозначьте следующие центры автостроения:
    - производство грузовых автомобилей – Брянск, Ульяновск, Москва, Набережные Челны, Миасс.
    -
    производство легковых автомобилей – Нижний Новгород, Москва, Ижевск, Тольятти.
    -
    производство автобусов – Ликино, Павлово, Курган,Краснодар.
  2. Какие территориальные сдвиги в размещении центров автостроения происходят в настоящее время? Как вы их можете объяснить?
  3. Сравните размещение производства грузовых, легковых автомобилей. Какой вывод из проведенного сравнения вы можете сделать?
  4. Практически все крупные заводы по производству автомобилей сосредоточены в европейской части России. Каким образом вы можете объяснить этот момент?

Цель : познакомиться со специализацией различных экономических районов России.

  1. Изучите рисунок 15 на странице 49 «Специализация и кооперирования машиностроения».
  2. Попробуйте! Сформулируйте определение «специализация района».
  3. Рассмотрите таблицу «Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Таблица 1.

«Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Экономический район Важнейшие центры Отрасли специализации Факторы развития
Северный Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение Ориентация на потребителя, металлургия
Северо-Западный Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия
Централь- ный Москва,

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия
Центрально- Черно-зёмный Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия
Волго - Вятский Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность
Северо – Кавказский Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.
Поволжский Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя
Уральский Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия
Западно- Сибирский Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.
Восточно- Сибирский Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. Высокая обеспеченность энергией
Дальне-восточный Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение Ориентация на потребителя

4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.

Цель : самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
    А) использующих разнообразные машины;
    Б) производящих разнообразные машины;
    В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
  2. Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
    А) высококвалифицированные кадры;
    Б) транспортные магистрали;
    В) потребитель.

3. Установите соответствие:

4. Установите соответствие:

5. Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.

Критерий оценки:

  • Максимальное количество баллов -10.
  • «5» - 10 баллов.
  • «4» - 8-9 баллов.
  • «3» - 6-7 баллов.

Домашнее задание – решить задачу:

Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?

План-конспект урока «Машиностроительный комплекс»

Цели:

Определить значение и состав машиностроительного комплекса.

Изучить проблемы машиностроения и пути их решения.

Образовательные цели:

Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;

Познакомить учащихся с географией машиностроительного комплекса

Продолжить развитие абстрактного и аналитико-синтезирующего мышления учащихся;

Совершенствовать работу с картой, образовательными ресурсами (атлас, учебник).

Совершенствовать умения проектировать.

Вспомнить понятия из ранее изученных тем.

Развивающие цели:

Продолжить формирование умения читать и анализировать тематические карты и составлять характеристику отрасли машиностроения, используя разнообразные источники географической информации

Развивать информационные умения учащихся.

Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схема-конспект, устанавливать причинно-следственные связи);

Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, самостоятельное видение проблемы);

Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы

Развивать память, речь, мышление, воображение.

Развивать творческие способности учащихся.

Совершенствовать умения решать практические задачи.

Целенаправленное обеспечение условий для разностороннего развития личности каждого ученика с учётом его природных способностей. (развитие самостоятельности, инициативы, творчества).

Развивать умения самостоятельно искать географическую информацию

Воспитательные цели:

Совершенствовать работу по нравственному воспитанию учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему нас миру, любовь к Родине.

Воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.

Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью;

Адаптационные цели:

Адаптация материала на личность уч-ся, с помощью учебника, иллюстраций, атласа;

Средства обучения урока: Карты России: «Машиностроение России»,экономическая, плотности населения, атлас, учебник, таблицы.

Методы и формы обучения:

План урока.

Этапы урока

Беседа о значении машиностроения в хозяйстве страны. Составление схемы «Состав машиностроительного комплекса». Выявление связей машиностроения с другими отраслями в ходе беседы. Работа с текстом учебника для знакомства с факторами размещения. Запись в тетради определений понятий «специализация» и «кооперирование». Изучение размещения отраслей машиностроения, используя тематические карты атласа. Обозначение на к.к. главных районов машиностроения. Составление характеристики одной отрасли машиностроения (по выбору).

I.Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?

II. На прошлом уроке мы с вами познакомились с металлургическим комплексом.
Давайте вспомним особенности металлургического комплекса, что входит в его состав, особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Пока слушаются устные ответы, следующим учащимся раздаются карточки. (4 шт.)
1. Почему металл называют «хлебом экономики»?
На какие виды делится металлургический комплекс? (чёрная и цветная металлургия).
2. Медная промышленность.
Дополнительный вопрос.
Назовите принцип размещения медеплавильных заводов. (размещаются вблизи мест добычи сырья).
После ответов собираются карточки с заданиями.
ΙΙΙ. На предыдущих уроках мы познакомились с рядом комплексов. Давайте вспомним какими.
+ АПК, Лесной, ТЭК, Металлургический.
Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека. Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, люди уже не могут представить свою жизнь. Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации.
- Поднимите руку, кто догадался, о каком комплексе идёт речь?
+ Машиностроительный.
- Почему именно этот комплекс?
+ Он действительно очень важен в жизни человека. Это вся электро и бытовая техника, автомобили, турбины, ледоколы и др.
- Совершенно верно.
- Тема сегодняшнего урока «Машиностроительный комплекс».
Цели нашего урока: Определить значение машиностроительного комплекса России. Определить главную задачу МСК и найти пути её решения. Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России. Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий. Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России. Знакомство со специализацией различных экономических районов России. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.
Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование. Главная задача МСК - обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы. Связи машиностроения : МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим,агропромышленным,инфраструктурным. Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения. ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения. - Машиностроительный комплекс играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.
Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день. Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” - это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.Какие машины здесь имелись в виду? Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации. Различают машины:энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций). Как видите, машин и отраслей их производящих - очень много. Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?”

состав машиностроительного комплекса

Структура машиностроения


Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: - энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили? Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация). А как нам получить готовый продукт? Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т.е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов. Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в тетрадь. Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства.


Далее познакомимся с факторами размещения машиностроительного комплекса.
В тетрадь запишите «Факторы размещения МК».
Прочитайте пункт параграфа и выпишите в тетрадь факторы размещения.
Время работы 5-7 минут.
Проверяем.
Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку предприятия не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам.
Факторы размещения МК.
наукоемкость - размещение машиностроительных предприятий, выпускающих ЭВМ, роботов, радио- и телеаппаратуру и т.д., ориентируется на научный потенциал; военно-стратегический - предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия; трудоемкость - (большие затраты и высокая квалификация труда) присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск); металлоемкость - (потребление значительной части черных и цветных металлов) - размещение машиностроительных заводов, выпускающих металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование, ориентируется на металлургические базы. На Урале (Екатеринбург) расположены заводы тяжелого машиностроения -специализация и кооперирование: Машины состоят из множества деталей, которые изготавливаются на нескольких специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают кооперационные связи: в разных районах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, которые состоят из групп заводов-поставщиков деталей и оборудования для сборочных заводов; транспорт Поскольку перевозка машин и их деталей осуществляется на большие. стояния и в разных направлениях машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. потребитель. Машиностроение развито во всех экономических районах, т. к. его продукция пользуется повсеместным спросом. Кроме того, имеется продукция, по размерам и весу малопригодная для транспортировки, которая может производиться только в районах потребления. Например, тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерновые комбайны- на Северном Кавказе (Ростов- на Дону). Проблемы развития машиностроения .: А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей, Б) узкая специализация, т.к. основная часть продукции имеет оборонное значение; В) огромные различия роста отдельных отраслей, Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции; Д) низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин
Рассказ на тему «Значение машиностроительного комплекса» заранее подготовленного учащегося.
Учащийся показывает подготовленные сообщения по теме, делает вывод.
ΙV. Практическая работа. Работа в группах Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения I. группа: трудоемких производств (Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань) II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск) - Найти центры этих отраслей. - Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”. III группа Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)
V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание § 11, записи, на к.к. обозначить главные районы машиностроения.

Приветствие. Ответ дежурного.
Ответы учащихся у доски и работа по индивидуальным карточкам.

Ответы учащихся.

Записывают тему урока.

Ответы учащихся.

Работа с картой, учебником.

Записывают в тетрадь

Записывают схему в тетрадь

Записывают основные факторы размещения.

Высказывание собственной точки зрения.

Сообщения учащихся.

Работа в группах и выполнение практической работы. Ответы учащихся.

Запись д/з в дневник

.
Ответы учащихся

Выполняют практическую работу


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

"Машиностроительный комплекс"

Цели урока:

Знать: определения "специализация", "кооперирование", особенности и принципы размещения машиностроительного комплекса

Уметь:

1 уровень – назвать состав машиностроительного комплекса, показать на контурной карте главные центры машиностроения, работать с алгоритмами и схемами

2 уровень – анализировать принципы размещения машиностроения и делать вывод о размещении нового автомобильного завода, работать самостоятельно с компьютером

Развивать: умение работать с контурной картой, алгоритмом, четко и лаконично излагать свои мысли

Оборудование: карта машиностроения в России, компьютер, схемы, атлас по географии для 9-го класса.

Ход урока

1. Значение и состав машиностроительного комплекса.

Игра "Телекомментатор": учащиеся получают задание найти в компьютере в указанном месте определенную папку с фотографиями объектов различных отраслей машиностроения: автомобили, суда, самолеты, поезда, приборы, трактора, комбайны, турбины и т.д. В процессе показа слайдов они должны назвать и прокомментировать отрасль машиностроения: автомобилестроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, оборудование для шахт и электростанций. Учащиеся определяют задачу машиностроения – обеспечение народного хозяйства новыми современными машинами.

2. Знакомство с основными определениями

Учащиеся работают с учебником и со схемами на карточках (Приложение 1 ), дают определение специализации и кооперированию.

3. Факторы размещения.

Работа учащихся со схемой в компьютере. Задание – соединить стрелками отрасли и решающие факторы размещения машиностроения.

Схема:

Ответ:

судостроение – металлоемкий и транспортный факторы, автомобилестроение – потребительский фактор и трудовые ресурсы, железнодорожное машиностроение – металлоемкий и транспортный факторы, электротехника – наукоемкий, потребительский факторы и трудовые ресурсы, сельскохозяйственное машиностроение – потребительский фактор

4. Работа учащихся с компьютером и атласом по алгоритму.

Задание: определить города – машиностроительные центры (они обозначены на карте кружочками под номерами: Красноярск, Екатеринбург, Набережные Челны, Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Саратов, Тольятти, Волгодонск, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ижевск, Ульяновск), записать их названия в соответствии с номерами, на компьютере выделить город, наведя указатель мыши на кружок, на панели инструментов выбрать Заливка, Цвет заливки и обозначить соответствующую отрасль.

Автомобилестроение – красный
Энергетика – синий
Авиастроение – желтый
Тяжелое машиностроение – черный
Военно-промышленный комплекс – коричневый
Сельскохозяйственный комплекс – зеленый

5. Выступление учащихся с опережающим заданием.

Тема "Развитие машиностроения в России"

6. Проблемная ситуация.

Задание: используя знания о принципах размещения, сделайте прогноз, где следует построить в настоящее время новый современный автомобильный завод.

7. Подведение итогов. Домашнее задание.



Close