СТАРОВ, ИВАН ЕГОРОВИЧ (1745–1808), русский архитектор, один из основоположников классицизма в русском зодчестве.

Родился в Петербурге 12 (23) февраля 1745 в семье дьякона. Решив дать сыну светское образование, отец отдал его в 1755 в гимназию при новообразованном Московском университете. Затем Старов учился в петербургской Академии художеств, также только что (1757) основанной, где его наставниками были Ж.-Б.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, впоследствии со Старовым породнившийся (их жены были родными сестрами). Успешно закончил Академию в 1762 и отправился в качестве «пенсионера» во Францию. В Париже занимался у архитектора Ш. де Вайи и провел год в Италии, после чего вернулся на родину (1768).

В 1772–1774 служил главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, разрабатывая проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов. Среди его сохранившихся ранних работ наиболее значителен великолепно вписанный в ландшафт усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине (близ Рузы, к западу от Москвы; 1774–1776), включающий главный дом, Никольскую церковь и другие постройки, – здесь еще доминируют криволинейно-барочные структуры планов и объемов. Столь же гармонически-«пейзажны» усадьбы в Таицах (1774–1780-е годы) и Сиворицах (1775–1776) под Петербургом. Классицизм везде предстает в стадии формирования, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки (иногда эта монументальная строгость даже предвосхищает ампир, как это было в колокольне храма в Никольском, разрушенной во время военных действий 1941).

Самой грандиозной из старовских усадебных построек был пригородный ансамбль в Пелле, на Неве (1785–1789), однако его строительство было по приказу Екатерины II приостановлено и все сооружения в конце 1790-х разобраны. Монументальным выражением зрелого классицизма стали (наряду с Пеллой) две важнейших петербургских работы Старова: реконструкция Александро-Невской лавры (с 1774), отныне градостроительно увязанной с Невским проспектом и обогатившейся величаво и плавно растущим ввысь Троицким собором (1778–1790), и строительство Таврического дворца для Г.А.Потемкина (1783–1789) – напротив, стелющегося близ Невы протяженными объемами своих невысоких корпусов; невиданной роскоши первоначальная отделка дворца утрачена, но частично сохранились интерьеры с грандиозными Купольным залом и Большой галереей, соединенными общим ионическим ордером в единое парадное пространство.

С 1780-х годов мастер архитектурно оформлял экспансию России на юг после победоносного завершения двух войн с Турцией, проектируя по этой оси усадьбы, дворцы, новые сельские и городские структуры, – реконструкция городского центра Николаева, потемкинское сельцо Богоявленск на Буге, планировка Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина); лишь фрагменты этих комплексов, в частности екатеринославский дворец Потемкина (1787–1789), дошли до наших дней. В 1786–1798 Старов был главным архитектором «Конторы строений ее императорского величества домов и садов» и руководил работами в Зимнем, Мраморном, Аничковом и Чесменском дворцах. Наиболее масштабным из поздних произведений Старова явился Казанский собор Богородицкого монастыря в Казани (1796; снесен в 1930-е годы). После 1800 уже не выступал как автор, осуществляя строительный контроль над сооружением Казанского собора (архитектор А.Н.Воронихин, 1801–1811). Оставил значительный след и как педагог: преподавал в Академии художеств в 1769–1772.


СТАРОВ Иван Егорович СТАРОВ Иван Егорович , русский архитектор. Один их основоположников классицизма в русской архитектуре. Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском университете и Академии наук, поступил в архитектурный класс петербургской Академии художеств (1758). Первыми его учителями были Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, строители здания Академии. Вместе с В. И. Баженовым, с которым одновременно окончил академию с золотой медалью (1762), уехал в Париж, где продолжил занятия в школе профессора Шарля де Вайи. Затем с целью изучения античных памятников посетил Италию. Вернулся в Россию в 1768, а спустя год получил звание академика. В 1770 был определен адъюнкт профессором Академии, что давало право на преподавание. В преподавал в Академии художеств, среди учеников А. Д. Захаров. В главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Участвовал в разработке проектов планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. Одна из первых самостоятельных работ дворец графа А. Г. Бобринского, незаконного сына Екатерины II, в Богородицке близ Тулы. В 1774 начинается работа над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен (), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом. Выстроил Надвратную (Скорбященскую) церковь (). В 1786 году перестраивает ряд интерьеров Зимнего дворца. С 1800 и до самой своей смерти возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре Некрополе 18 в.




Шедевр строгого классицизма, ставший прототипом множества русских усадеб, создан в годах по проекту И. Е. Старова. Дворец строился для фаворита Екатерины II, всесильного вельможи Г. А. Потемкина, удостоенного титула князя Таврического за присоединение к России Крыма – древней Тавриды. Центральный двухэтажный корпус и одноэтажные крылья дворца охватывают широкий курдонёр. На средней оси выступает стройный шести колонный портик дорического ордера, а за ним возвышается пологий купол. Пространственная композиция портика с отнесенными от стены колоннами – излюбленный прием строгого классицизма, ранее редко встречавшийся в петербургской архитектуре. Пластика ордерных форм усиливает свое звучание в контрастном сопоставлении с простыми объемами корпусов, с ровными полями гладких оштукатуренных стен, прорезанных окнами без наличников. Стены окрашены в желтый цвет, элементы ордера – в белый. Такая расколеровка станет наиболее популярной в петербургском классицизме. Внешний облик дворца полон строгого благородства и вместе с тем – мягкого лиризма, спокойного уюта. Изысканно скромный снаружи, он поражал внутри величественным масштабом парадных интерьеров, где устраивались пышные празднества. Главная анфилада ориентирована перпендикулярно фасаду. Восьмигранный купольный зал связан открытыми порталами с вестибюлем и грандиозной Большой галереей (Белоколонным залом), обведенной рядами колонн ионического ордера. Завершал анфиладу громадный зимний сад, раскрытый высокими окнами в пейзажный Таврический сад, устроенный Старовым совместно с садовым мастером В. Гульдом позади дворца. Архитектор с исключительными смелостью и новаторством сформировал интегрированное динамичное пространство анфилады, плавно переходящее в окружающую ландшафтную среду. В годах зимний сад был перестроен под зал заседаний Государственной думы. Первоначально дворец смотрел главным фасадом прямо на Неву, перед ним была устроена гавань. В 1860-х годах на этом месте была сооружена Центральная водопроводная станция.




Троицкий собор (; архитектор И. Е. Старов) является композиционным центром ансамбля Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). Крестообразное в плане здание разделено на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчано мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию храма включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и шестиколонным портиком дорического ордера. Фасады украшены пятью барельефными панно (скульптор Ф. И. Шубин), пилястрами и филенками. Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами. В убранстве интерьера широко используются колонны коринфского ордера с пышными позолоченными капителями. В соборе хранятся мощи князя Александра Невского. В годах были проведены реставрационные работы, включавшие воссоздание росписей 1806 и скульптуры.

Иван Егорович Старов

Старов Иван Егорович (1745-1808) - российский архитектор и градостроитель, академик (1769) и профессор (1785) АХ. Один из основоположников русского классицизма . Преподавал в АХ в 1769-1772 гг. В 1772-1774 гг. - архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В 1774 г. разработал проекты планировки Воронежа и Пскова. С 1774 г. работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге - изменил планировку ансамбля, создал круглую в плане площадь перед въездом в лавру, выстроил большой Троицкий собор (1778-1790) и ограду с надвратной церковью (1783-1785). Создал усадебные ансамбли близ Петербурга. Наиболее значительная постройка - Таврический дворец (1783-1789). В 1790-х гг. много работал на Украине, создал планировки Николаева и Екатеринославля. С 1800 г. осуществлял строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 496.

Старов Иван Егорович (12.02.1745-5.04.1808), архитектор. Архитектурное образование получил сначала в Москве у Д. В. Ухтомского, затем в 1758-62 в Петербургской Академии художеств у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Как пансионер (стипендиат) Академии художеств в 1762-68 работал в Париже и в Риме. После возвращения на родину в 1769-72 Старов преподавал в Академии художеств, в 1772-74 Старов был главным архитектором “Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы”.

В начале своей деятельности Старов создал ряд ансамблей в стиле раннего классицизма (Никольское-Гагарино, 1773; Богородицк, 1771-78). С 1774 Старов стал одним из ведущих архитекторов столицы, он работал над реконструкцией Александро-Невской лавры (изменил планировку, построил Троицкий собор, 1778-90). В 70-80-е Старов создал усадебные ансамбли в окрестностях Петербурга (Тайцы, 1774-80; Пелле, 1785-89), выработав тип загородной виллы, органично сочетающейся с окружающей природой.

Наиболее значительная и лучшая постройка Старова - Таврический дворец (1783-89) в Петербурге. Дворец поражал контрастом строгих фасадов и пышных интерьеров, зимним садом с диковинными растениями. Дворец строился по приказу Екатерины II для Г. А. Потемкина и был ему подарен, затем императрица выкупила у него дворец за 460 тыс. руб., чтобы вторично подарить Потемкину в честь заключенного Ясского мира (1791). После смерти Потемкина дворец, под именем Таврический, снова стал императорским.

Портрет Ивана Егоровича Старова из книги Кондакова (стр. 391)

Иван Егорович Старов (1745-1808) "архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт-петербургской Академии наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 гг. путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии и долее всего оставался в Риме. По возвращении своем в Санкт-Петербург, за проект здания для кадетского шляхетского корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт-ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов. Важнейшие из произведенных им сооружений — собор в Александро-Невской лавре (1779—1791), Таврический дворец в Санкт-Петербурге (окончен в 1782), собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Демидова, Сиворицы и Пелла, Санкт-Петербургской губернии."

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)

Из словаря Половцова (статья И. Голубева):

"адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона Московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и перевелся в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении С. оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи что, по окончании академического курса, для дальнейшего совершенствования был, отправлен за границу. Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, С. пробыл всего за границей около шести лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был удостоен звания назначенного в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, и еще более усиливается с 1794 г. - времени назначения его адъюнкт-ректором академии. С. был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, напр., в 1776 г. он Высочайшим указом был определен к сооружению соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. - назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. С. принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности является Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г., с 1906 г. - помещение для Государственной Думы) и собор Александро-Невской лавры (1779-1791 гг.); из менее значительных сооружений его следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова - Скворицы и Пелла, Петербургской губернии. По смерти С. в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

  • П. Н. Петров , "Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. I, СПб. , 1804 г., по указателю Юндалова, особое издание.
  • Биография Старова в "Примечаниях" к предыдущему "Сборнику".
  • - Д. Бантыш-Каменский, "Словарь достопримечательных людей русской земли", M., 1836 г., s. v.
  • Митропол. Евгений Киевский (Болховитинов), "Словарь русских светских писателей, соотечественников и иностранцев, писавших и России", 1838 г., s. v.
  • Словари Брокгауза, Крайя, бр. Гранат, т-ва "Просвещения", Толя и др."

Из книги: Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 - СПб.: Академия художеств, 1914. — 842 с. (стр. 390-391):



Старов Иван Егорович.

Родился в 1743 году; скончался в 1808 г. «Из детей духовного чину». Учился в Московском университете, затем в Санкт-Петербургской Академической гимназии. Воспитанник Академии художеств с 1758 г. В 1762 г. отправлен за границу пенсионером Академии художеств. В 1768 г. - звание «назначенного». В 1769 г. - звание академика за «проект сухопутного шляхетского корпуса»; в том же году определен исполняющим должность адъюнкт-профессора архитектуры. В 1770 г. - адъюнкт-профессор. В 1772 г. уволен, по прошению, «в Комиссию строений в СПб и Москве». С 1785 г. профессор Академии художеств. В 1791 г. определен членом Совета Академии художеств. В 1794 г. адъюнкт-ректор Академии художеств. Член комиссии строения Казанского собора в СПб.

Работы :

  • Таврический дворец (1782 г.),
  • собор в Александро-Невском монастыре,
  • собор в Софии,
  • Дворец в Пеле и другие.

всего статей: 0

Старов Иван Егорович

С таров (Иван Егорович, 1743 - 1808) - архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт-Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 г. путешествовал за границей в качестве пенсионера академии и долее всего оставался в Риме. По возвращении своем в Санкт-Петербург, за проект здания для кадетского шляхстского корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов. Важнейшие из произведенных им сооружений - собор в Александро-Невской Лавре (1779 - 1791), Таврический дворец в Санкт-Петербурге (окончен в 1782 г.), собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях


Close