Первый визит в Москву нового президента США затрагивал массу проблем двусторонних отношений, от безопасности и военного сотрудничества до ядерной энергетики и торговли сельскохозяйственной продукцией. Однако одна немаловажная тема как будто выпала из поля зрения политиков и комментаторов -- вопросы интеллектуальной собственности. На предыдущих встречах или в ходе подготовки к ним России традиционно ставили на вид недостаточную защиту американских правообладателей, имея в виду прежде всего крупные корпорации -- EMI, Sony BMG, UMG. Однако на встречах Обамы с Медведевым, Путиным, российским бизнесом и даже российской общественностью ни слова об авторских или смежных правах не было сказано. Как будто и нет такой проблемы между США и Россией.

    Можно было бы подумать, что американцы полностью удовлетворены новым российским законом -- частью четвертой ГК, а также неспешностью правительства в его исполнении. За полтора года была аккредитована лишь одна организация по коллективному управлению авторскими правами -- Российское авторское общество (РАО). Не выпущено постановление о порядке сбора и распределения компенсационных вознаграждений за использование произведений в личных целях. Однако повышенная активность американских лоббистов в начале 2009 года опровергает это предположение. Так, группа американских конгрессменов занесла Россию в список стран, якобы допустивших ущерб американским правообладателям. Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA), традиционно играющий роль «злого следователя», выпустил специальный доклад по России, в котором не только призвал привлечь к уголовной ответственности четыре организации по коллективному управлению, но и вновь пригрозил исключением России из Генеральной системы преференций (ГСП). Участие в ней позволяет российским компаниям беспошлинно продавать на территории США изделия из титана, удобрения и другие товары на сумму более полумиллиарда долларов (по данным за прошлый год). Собственно, как раз об этих вполне материальных товарах -- титановых деталях для «Боинга», куриных окорочках и тому подобной неинтеллектуальной собственности разговор между Обамой и его российскими собеседниками шел в Москве весьма активно. Возможно, кроме прочего, это означает, что у лоббистов транснациональных корпораций шоу-бизнеса почти не осталось рычагов для активного давления на Россию. Генеральная система преференций нужна прежде всего самой американской индустрии, чтобы получать сырье и комплектующие по низкой цене. С другой стороны, во вступлении России в ВТО заинтересованы далеко не все российские отрасли и предприятия. До сих пор именно допуск в ВТО был главным рычагом давления на Россию по многим вопросам, включая интеллектуальную собственность. Но весной этого года Россия дала сигнал всем партнерам -- вступление в ВТО по-прежнему остается нашей целью, но только с учетом создания Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Так что прежняя политика информационного давления в отношении России, похоже, провалилась. Пикантность ситуации еще и в том, что у России нет международных обязательств в отношении американских правообладателей. США хотя и были инициаторами Римской конвенции 1961 года, так к ней сами и не присоединились. Американским корпорациям выгоднее, когда остальной мир работает по строгим правилам, а для доступа на крупный американский рынок нужно выписать эксклюзивные условия. Но в отношениях с Россией у США не было даже такого особого двустороннего соглашения. Американцы хотели получить преференции на нашем рынке, вообще не связывая себя взаимными обязательствами. Это можно было сделать, например, продвинув дочернюю организацию западных «мейджоров» -- Российскую фонографическую ассоциацию (РФА) на позицию монопольной организации по коллективному управлению смежными правами, чтобы при отсутствии международно-правовых оснований перераспределять собранные средства в пользу западных корпораций. Одним из косвенных признаков провала прежней стратегии является нынешний упадок бывшей РФА, которая была вынуждена сменить не только организационно-правовую форму, но и название -- на «Равноправный фонографический альянс». Известно, что получить право на наименование «Российский» не является недоступной задачей. Неуспех в этом простом деле говорит либо о негативном отношении власти, либо об ослаблении с точки зрения управления. Этот процесс обозначился, в частности, после нераскрытого убийства руководителя РФА В. Ботнарюка, по мнению некоторых, скорее всего вследствие непрозрачных отношений с такими же организациями, понесшими аналогичные потери. После чего большая часть опытных менеджеров и участников РФА предпочла присоединиться к нынешнему конкуренту РФА -- вновь созданному обществу ВОИС. «Выпадение» темы интеллектуальной собственности во время визита Обамы в Москву может свидетельствовать не только о смене стратегии западных корпораций, но и о движении к некоторому компромиссу на новых, более приемлемых для России условиях. В этом случае интересы западных правообладателей по указанию российских властей могут отстаивать подконтрольные им аккредитованные организации. Возможным признаком движения к компромиссу, своего рода демонстрацией возможностей, стал недавний скандал, приуроченный Российским авторским обществом к гастролям группы Deep Purple. Один из районных судов Ростова-на-Дону по иску РАО обязал организаторов гастролей выплатить дополнительные суммы в пользу самих же музыкантов. Любые нормальные переговоры -- это всегда поиски компромисса, в ходе которых стороны в то же время отстаивают те позиции, которые им наиболее важны в данный момент. Возможно, частью такого компромисса станет анонсированная Центром частного права при президенте России концепция поправок в VI раздел Гражданского кодекса, в которой основное внимание уделяется вовсе не проблемам шоу-бизнеса, а интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий. Станислав Петров

    *** РФА как зеркало кризисного менеджмента Почему проблема авторских и смежных прав не вошла в повестку визита Обамы Нужно заметить, что автор или редакция сильно смягчили моменты, не самые приятные для западных фонографических корпораций и их общего филиала в Москве - РФА. Начнем с того, что как и во многих иных случаях западные компании не могут проконтролировать свои дочерние структуры в России, местный менеджмент которых, обретя высокие стандарты потребления, тут же теряет всякие стимулы и мотивации к освоению столь же высоких стандартов ведения дел. РФА можно назвать классическим случаем такого ускоренного загнивания локальной монополии на содержании. Нашумевшая история с убийством «по неосторожности» бывшего руководителя РФА Ботнарюка - тоже классический пример коллизии между формальными западными стандартами и неформальными российскими обычаями ведения дел. Квалификация «по неосторожности» здесь более чем уместна, поскольку РФА неосторожно вступила в соглашения и неформальные разделы добычи с местными хищниками - такими как РОУПИ или ФОСП, действовавшими строго по законам леса. Видимо в какой-то момент обязательства по неформальным сделкам вошли в противоречия с западными стандартами. После чего местные обычаи работы с контрагентами решительно побороли корпоративные стандарты. Никак не может РФА приблизиться и к западным стандартам по финансовой эффективности. В то время как западные правообладатели в лице IFPI и иных международных организаций по авторским и смежным правам требуют от российских властей ограничить расходы на коллективное управление правами минимальным процентом, их собственное детище РФА демонстрирует чудеса «эффективности», оставляя своим учредителям и иным правообладателям считанные проценты от собранных средств. И даже урезанные, но все же семизначные суммы не выплачиваются годами. Что касается актуальной для западных учредителей РФА борьбы с пиратством, то и здесь незадача. Их ведущий партнер в России, фактически контролирующий менеджеров РФА, - компания "Монолит" сама не раз обвинялась в пиратской деятельности. Известный исполнитель Андрей Разин даже утверждает, что отсудил у "Монолита" $850000 по этому основанию. Можно было бы подумать, что задержавшиеся в сетях РФА миллионы долларов идут на развитие и улучшение менеджмента. Но всего лишь два недавних эпизода четко говорят об обратном, фактически об отсутствии какого-либо квалифицированного менеджмента, имеющего иной опыт управления кроме «терок» и «разборок». Первый эпизод «эффективного менеджмента» связан с преобразованием организационно-правовой формы АНО (автономная некоммерческая организация) в НП (некоммерческое партнерство). Это обязательное требование нового закона, чтобы организация по коллективному управлению правами была основана на членстве. То есть либо общественная организация как РАО, или некоммерческое партнерство как РОУПИ, или просто ассоциация как сама РФА до 2002 года. Чтобы претендовать на аккредитацию по новому ГК (часть четвертая), АНО РФА нужно было перерегистрировать в одну из трех форм, и не потерять при этом правопреемство по договорам с крупными правообладателями. Но по первой части ГК АНО может быть либо ликвидировано без правопреемства, либо преобразовано, но только в фонд. Из не имеющей членства АНО никак не может выйти НП с членством, это противоречит закону при любой форме реорганизации - слияние, присоединение или разделению Не нужно быть очень уж опытным юристом, чтобы найти законное решение этого юридического ребуса. РФА нужно было всего лишь подать на саму себя в суд и сдаться, признать правоту истца - одного из учредителей. Достаточно было всего лишь подготовить документы, подтверждающие незаконность преобразования в 2002 году ассоциации в АНО. И тогда после восстановления действия прежнего устава даже в этой форме ассоциации можно законно аккредитоваться. Теперь же, после незаконного присоединения АНО «Российская фонографическая ассоциация» к НП «Равноправный фонографический альянс» потеряно все кроме аббревиатуры. Второй эпизод эффективного менеджмента - это видимое снижение имиджевого статуса РФА в результате потери наименования «Российская». Понятно, что дефицит времени и жалко денег на ускорение процессов, но все же экономить на прохождении через правительственную комиссию организации, претендующей на общероссийскую аккредитацию - это очень неудачный ход. Все равно, что расписаться в отсутствии необходимого влияния в федеральных коридорах власти, хотя учредителям, наверняка, доложили обратное - мол, и без этого все схвачено. Ни для государства, ни для западных соучредителей НП РФА нет никакого смысла играть далее в аккредитацию этой организации. Потому что даже если предположить чудо, и государство аккредитует незаконно учрежденное НП РФА, то немедленно после этого пойдут судебные иски со стороны конкурентов и бывших контрагентов -той же РОУПИ, направляемой из-за кулис небезызвестным Тагибовым Ахмедом. Поэтому аккредитация РФА выгодна сейчас только местным менеджерам этой организации, которые будут и дальше обосновывать ограниченность перечисленных правообладателям средств высокими затратами на судебные тяжбы и юридические маневры. В сложившихся условиях наиболее выгодной стратегией для соучредителей бывшей Российской фонографической ассоциации и для российского представительства IFPI - напрямую договориться с более солидной и управляемой конторой из числа оставшихся на правовом поле. Впрочем, и здесь выбор не богат, всего из двух - обладающей слишком богатым опытом РОУПИ и совсем новой организацией ВОИС. Несмотря на заявление о полной смене руководства, фактически ею продолжают руководить ставленники все того же Ахмеда Тагибова. А если учесть, что в специальном докладе Международного альянса интеллектуальной собственности (IIPA) по России РОУПИ прямо названа в числе четырех самозваных организаций, заслуживающих криминального преследования, то гипотетическая аккредитация РОУПИ даже по формальным признакам гарантирует международный скандал с вовлечением американских конгрессменов. И на этом уровне никакие заявления о смене менеджмента уже не помогут. По американским стандартам ответственности подлежат юридические лица в целом, со всей сомнительной предысторией. Так что, при предсказуемо безопасном выборе государства в пользу чистого от подозрений и юридических последствий ВОИС, выбор оптимальных стратегий у западных правообладателей не богат. Справка ИА "Руспрес": С некоторыми подробностями коррупционного бизнеса хозяев ВОИС и РАО Сергея Федотова (сын) и Веры Федотовой (мать) возможно ознакомится

Некоторые, как писал русский классик, «...на фасон тратят тысячи, у секретарш сторговывая полтинник».

Сторговывает Сергей Федотов, гендиректор Российского авторского общества, у авторов полтинник или рубль - это трудно сказать. Но с «фасоном» у бизнесмена от искусства все более чем в порядке. Как все современные молодые люди, г-н Федотов ведет блог в соцсети, где ненавязчиво делится радостями покупок. Например, недавно он опубликовал трогательное фото где детские пальчики - по-видимому, сына - сжимают наручные часы.

Это настоящее произведение дизайнерского искусства, швейцарские часы UR-202. С необычным циферблатом и стрелками; стоит такая штука более пяти миллионов рублей. Дети Федотова с ранних лет приучаются к стильным роскошным вещам.

В «Фейсбуке» - несколько фотографий черного джипа Mercedes. Удобный шикарный внедорожник приобретён, похоже, в Англии, и стоимость его там составляет от 100 тыс. британских фунтов и выше в зависимости от комплектации.

Это началось не вчера. Так, например, в августе 2013 года, сразу после повторной выдачи РАО государственной аккредитации на 10 лет(!), Федотов улетел из Внуково 3 (ВИП-терминал) - на самолете Bombardier CL60 CL-600-2B16 Challenger 605.

Стоимость перелета таким небольшим и уютным самолетом по рыночным расценкам составляет примерно 37000 евро. Так что, почему бы не провести несколько часов полета в комфорте?

Федотов возвращается в Москву на Learjet 60XR– стоимость подобного перелета около 28000 евро. А потом Федотов опять улетел на Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604. Затраты на такого рода перелет -около 29000 евро.

Это всего лишь несколько моментов, которые косвенно подтверждают чрезмерное, а может быть и нецелевое расходование средств РАО. Выплаты авторам - даже по официальной статистике Общества - намного меньше сборов. Так, в 2014 году сборы составили 4,6 млрд. рублей, выплаты авторам - 3,4 млрд. рублей. Получается 1,2 млрд. рублей - чистая прибыль Общества?

После чего Федотов явно занервничал и, похоже, решил изменить структуру управления в РАО. Для чего собирается экстренно провести объединение РАО с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российским союзом правообладателей (РСП). ВОИС и РСП - тоже «его» организации (в РСП Федотов официально гендиректор, в ВОИС гендиректор Андрей Кричевский – он же заместитель Федотова в РСП).

А объединение, по сути, «придворных » организаций, местами непрозрачных, запутает ситуацию окончательно.

Пока гендиректор Российского авторского общества Сергей Федотов находится под следствием, члены авторского совета, главой которого был назначен Игорь Матвиенко, решили модернизировать систему организации и ввести программное обеспечение с личным кабинетом. Долгое время всеми делами РАО, которое находится в центре скандала, руководит мать арестованного бизнесмена - Вера Федотова, которая и сейчас является первым заместителем гендиректора. В эксклюзивном интервью Лайфу Вера Федотова впервые рассказала о своём отношении к развалу организации и судебных разбирательствах, связанных с сыном.

Тем людям, у которых есть претензии насчёт непрозрачности РАО, насчёт того, что они получали мало денег, - поделилась с Лайфом Федотова, - в такой ситуации, наверное, стоит обратиться в организацию и самим посмотреть, сколько они заработали, но они никогда не обращались к нам. Любую организацию можно уличить в том, что она плохо работает, но нужны какие-то подтверждения. Сегодня на совете было сказано, давайте пригласим недовольных авторов, и мы их приглашаем. Приходите, давайте разбираться! В частности, Максим Фадеев очень талантливый человек, но, если что-то не так по гонорарам, я помню, что он какие-то произведения передал в издательства, можно прийти и посмотреть по цифрам и выяснить, что не так. Но этого не происходило.

- Раньше вам говорили о претензиях к организации и выплате гонораров?

Я уже много лет общаюсь с авторами и работаю в РАО 38 лет. Никогда не было такого негатива, как сейчас. Я думаю, что это какая-то спланированная акция по захвату организации. Нам всем так кажется, и мы понимаем, откуда это всё идёт. Когда говорят о непрозрачности, то эта информация не подтверждена фактами, просто голые эмоции. Если бы к нам пришёл автор и задал вопрос, почему ему заплатили не двести тысяч, а сто, то на каждый такой вопрос мы бы аргументированно ответили, предоставив финансовые документы, на основании которых мы распределяем деньги. У нас программа, на которую в электронном виде приходят отчёты и определяются авторы. Никаких приписок, сумасшедших гонораров или отсутствия выплат просто быть не может!

- Максим Фадеев говорил в интервью, что, когда он хотел уйти из РАО, ему угрожали. Как вы можете объяснить это?

Это не исходило от РАО. Мы никому не угрожали и не собираемся этого делать, у нас открыты двери для всех авторов, в том числе и для Максима Фадеева. Наши сотрудники звонили ему, приглашали, если у него есть какие-то вопросы. Но пока никто не пришёл, может быть, он всё-таки поймёт, что надо выяснить, мы готовы к сотрудничеству.

- Бывшая жена Сергея Федотова после развода также заявляла об угрозах. Вы говорили с ней?

Я не знаю, угрожали ей или нет, во всяком случае мне тоже звонили с угрозами полгода назад. Мне не понятно её поведение. Я была знакома с ней, когда она проходила здесь практику, тогда они и познакомились с Сергеем. Я не понимаю её позицию, выносить сор из избы - это неправильно. Сергей Сергеевич всегда был очень хорошим мужем и отцом. Сейчас она находится в Москве, недавно приехала из Швейцарии, где проходила обследование с ребёнком.

- Какие угрозы поступали вам?

Мне звонили, говорили, что пора уходить, оставьте РАО в покое. Сюда придут другие люди и будут наводить тут порядок. Так было и у Сергея Сергеевича, один раз, где-то полтора года назад, ему даже привезли в РАО его надгробие. Ему также звонили и говорили, чтобы он покинул этот пост.

- После таких звонков вы не боитесь за свою жизнь?

Вы знаете, мне очень неприятно. Я работаю здесь уже 38 лет, как я говорила, но такого у нас ещё не было. Бывали разные ситуации, но надгробие ко входу под утро никто не привозил.

- Когда вы в последний раз видели внука (Сергей и Кира Федотовы воспитывают единственного сына с инвалидностью. - Прим. ред. )?

Я сейчас с ним не вижусь. Я очень скучаю по нему, но мы пока не общаемся с его мамой. Сергей тоже переживает, надеюсь, скоро разрешится эта ситуация и мы наконец увидимся. Сейчас идёт следствие, мы надеемся, что всё закончится благоприятно. Если бы он был виноват, он бы заранее уехал за границу. Сергей не собирается скрываться. Он виноват только в том, что он не проконтролировал людей, которые работали с ним рядом, он доверял им семь лет. Следствие во всём разберётся, правда должна восторжествовать. У нас сейчас идёт ещё одно дело в Лондоне по разделу имущества. Сергей не ждал удара ещё и оттуда: я всегда ему говорила, что семья - это ячейка. Что всегда приятно приходить домой, когда тебя ждут, но у них этого не случилось. Видимо, ей были нужны только деньги, но это же не главное в жизни. Сергей никогда не занимался скупкой имущества, все эти домики в Лондоне были бизнес-проектом и шли на продажу, он не планировал переезжать из Москвы, ему нравится жить в России, он патриот своей страны.

Предлагается полностью отказаться от бездоговорного коллективного управления правами. На данный момент общества по коллективному управлению правами собирают отчисления в пользу всех авторов, даже если эти авторы не подозревают о существовании таких обществ. Минкомсвязи предлагает сделать так, чтобы эти общества работали только по прямому договору с авторами и владельцами прав.

Эксперты отмечают, что Владимир Ростиславович отсеивает частные интересы Никиты Михалкова, который совместно с президентом авторского совета РАО Сергеем Федотовым контролирует авторские сборы.

Итак, Министерство культуры считает, что внедрение идеи реформирования скажется на правообладателях: они перестанут получать причитающееся им вознаграждение, поскольку не смогут самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). В частности, говорится о вознаграждениях для руководства РАО и РСП.

Напомним, по данным отчета РАО, с 2008 по 2013 годы сборы организации увеличились в два раза - с 2,2 млрд до 4,4 млрд рублей. В 2013 году Федотов с удержал целевые отчисления на покрытие собственных расходов 1 млрд рублей! На оплату труда сотрудников организация направила 320 млн рублей, на хозяйственные расходы - 67 млн, на юридические услуги - 37 млн, на прочие расходы (не раскрываются) - 15 млн рублей! Что это за прочие расходы? Покупки элитных автомобилей или вечеринки в ресторанах?

В другом отчете – РСП, где главенствуют на пару Федотов с Михалковым, указано, что с 2010 по 2013 годы организация значительно увеличила авторские сборы. 15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. В 2010 году собранное вознаграждение составило 38 млн рублей, в 2011-м - 683 млн, в 2012 достигло 1,1 млрд! В 2013 году организация собрала рекордную сумму - 3,4 млрд рублей, а выплатила 1,7 млрд рублей! Получается, организация удержала суму в 1,7 млрд!

Якобы 6-8% этих денег уходит на разработку и поддержку программного обеспечения, 5-7% расходов составляют затраты на проведение исследований и получение статистических данных и более 10% уходят на судебные издержки. Остальное - зарплата штату из 50 человек, аренда помещения, отчисления в бюджет и прочее. Если 5% - на программное обеспечение от 38 млн в 2010 году, можно понять, то 5-7% от 1,7 млрд – невозможно. Также непонятно, почему в 2013 году было удержано 50%!

Конечно, реформирование ударит по обогащению руководства. Федотову и Михалкову придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. В общем, отчисления будут распределяться не между руководством, а среди авторов.

Отметим, что некоторые авторы недовольны работой обществ по коллективному управлению правами. Например, в 2014 году поэт-песенник Илья Резник за год получил от РАО за свои песни всего 12 руб. А Игорь Матвиенко получил всего 72 руб. за трансляцию своих произведений на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Напомним, что Мединский вместе с Федотовым и Михалковым планируют объединение всех авторских обществ с целью монополизации сектора.

В июле разгорелся скандал вокруг объединения совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Российского авторского общества (РАО) и Российского союза правообладателей (РСП).

Тогда экс-министр культуры, ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского и член совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Александр Соколов не был допущен на внеочередную совместную конференцию Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и ВОИС, на которой было принято решение об объединении трех этих организаций в единую структуру с названием «Профсоюз деятелей культуры, российское авторское общество (ПДК РАО)».

Организаторы мероприятия отказались пропустить Соколова в зал. Оказалось, многие ведущие представители организаций тоже не смогли попасть на заседание. 12 из 28 членов совета ВОИС не имеют никакой информации о конференции, хотя среди них многие являются руководителями крупных творческих коллективов, заинтересованных в демократичной форме обсуждения своих прав.

Среди творческой элиты ходили слухи, что стараниями министра культуры рынок по сбору отчислений в пользу авторов может быть полностью отдан под контроль Никиты Михалкова на территории всего ЕЭП. Сбор авторских вознаграждений является одним из самых выгодных областей «рынка интеллектуальной собственности».

Интересно, почему господин Мединский против? Не потому ли, что Никита Сергеевич его большой друг? Владимир Ростиславович, наверное, забыл, что он не бизнесмен и не меценат «для своих», а чиновник.


Close