Дата публикации: 2012-09-08

(чеш. Jan Hus, 1369–1415 годы жизни) - священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Почитается как национальный герой чешского народа. Ян Гус высказывался против деятельности Церкви как организации, но искренне верил в существование Бога. В 1415 году церковный собор обвинил его в ереси и приговорил к сожжению на костре. Казнь чешского проповедника вызвала Гуситские войны . Идеи и взгляды Яна Гуса во многом предопределили исторический путь чешского народа.

содержание:

Жизнь, взгляды и проповеди

Ян Гус родился в 1369 году в небогатой семье в деревне Гусинец (южная Чехия). В 1396 году он закончил обучение в Пражском университете , получил степень магистра философии и стал читать лекции. В 1400 году принял сан священника и начал проповедническую деятельность. Вскоре Гус стал деканом философского факультета, а потом и ректором университета.

С 1402 года свои идеи и взгляды Ян Гус высказывал с кафедры частной Вифлеемской капеллы , одновременно вмещавшей до трёх тысяч прихожан, в которой был настоятелем.

Проповеди Яна Гуса появились в трудное время, когда католическая Церковь находилась в глубоком упадке (погрязла в коррупции и прогнила как организация, священнослужители наслаждались роскошью и поддавались разврату). При этом Церковь полностью контролировала все стороны жизни общества и «поучала» как следует жить правильно. Церковные распри дошли до того, что одновременно было три Папы Римских (Великий западный раскол). Каждый из трёх Пап не признавал двух других, называя их авантюристами. Напомним, в эпоху Средневековья авторитет Папы был не обсуждаемым, а безошибочность Папы считалась даром Святого Духа. Церковь вела активную коммерческую деятельность: взимала плату за таинства, открыто продавала церковные должности и прощала грехи при покупке индульгенций. Простые люди постоянно видели, что «слуги Божьи» не живут по тем жизненным принципам, которые требуют от своей паствы.

В такой ситуации нужен был только лидер, способный повести за собой. В Чехии им стал красноречивый Ян Гус, в проповедях которого народ слышал про честность, равноправность и справедливость. Также он высказывал мысли о необходимости переустройства и реформации Церкви на христианских началах, от которых она давно отошла. При этом, Ян Гус был глубоко верующим человеком и никогда не выступал против Бога. Его взгляды и проповеди касались только людей, которые «исполняют» его волю, здесь, на «грешной земле».

Кроме церковной темы, Ян Гус широко выступал за поднятие чешского национального самосознания. Он провёл реформу чешского правописания , которая сделала книги более понятными для простого народа (письменный и разговорный языки сильно отличались). Именно он реализовал передачу каждого звука речи отдельной буквой, разработав диакритические знаки (те, что пишут над буквами).

Гонения и интердикт

В 1409 году Папа Римский издал буллу против Яна Гуса, позволившую архиепископу пражскому предпринять против него карательные действия. Проповеди были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако светская власть поддержала Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных церквях, одной из которых была Вифлеемская капелла. Гус отказался выполнить приказ.

В 1411 году пражский архиепископ прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV , который оказывал поддержку проповеднику. Вацлав IV назвал заявление архиепископа клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Пражский архиепископ бежал в Венгрию.

Ян Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов Церкви поднимать меч на их врагов. В 1412 году Папа наложил на Гуса интердикт (временное запрещение всех церковных действий). Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям Папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть. Его проповеди находили всё новых и новых последователей.

Констанцский собор и казнь

В 1414 году Яна Гуса с целью лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» со своим учением и взглядами пригласили на церковный собор в городе Констанц (Германия), собравшийся по инициативе императора Сигизмунда I для преодоления Великого раскола. Гарантировать безопасность Яна Гуса в дороге и на самом соборе должна была специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом I.

Отрывок из охранной грамоты: «Достопочтенного магистра Яна Гуса, полного бакалавра святой теологии и магистра свободных искусств, предъявителя сей грамоты, который в ближайшее время прибудет из королевства Чешского на Всеобщий церковный собор и которого мы взяли под нашу и Святой империи охрану и защиту, всем вам и каждому особо со всяческой благосклонностью рекомендую и требую, чтобы его, как он к вам приедет, изволили с чувством долга и любезно принять, обходительно с ним обращаться…»

Однако слово императора Священной Римской империи оказалось пустым. На Констанцском соборе Гуса обвинили в ереси и приговорили к сожжению на костре. После вынесения смертного приговора, Сигизмунд I и архиепископы несколько раз приходили к проповеднику с требованием отречься от своих взглядов, обещая взамен прощение грехов и полную свободу, однако Ян Гус не поступился.


Приговор привели в исполнение 6 июля 1415 года . По легенде, перед смертью Гус предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». На следующий год на костре был сожжён Иероним Пражский, один из сподвижников Гуса, который добровольно прибыл для его защиты. Кроме того, на соборе было принято решение выкопать останки Джона Уиклифа, умершего в 1384 году, и также сжечь.

Последствия казни

В Чехии казнь Яна Гуса вызвала всеобщее возмущение. Народ негодовал. Кроме церковного недовольства, добавилась злоба на германское засилье. В 1419 году умер король Вацлав IV . Это означало, что чешский трон должен занять ненавистный всем Сигизмунд I . Чехия погрузилась в глубокий политический кризис, начались Гуситские войны (1419–1434).

В наше время Ян Гус в Чехии воспринимается не просто как одна из важных исторических фигур, а считается национальным героем. Его жестокая смерть навсегда останется позорной страницей католической Церкви. 6 июля - День памяти Яна Гуса - является государственным праздником в Чехии.

Сообщение о Яне Гусе, чешском религиозном реформаторе, национальном герое Чехии, расскажет Вам его краткую биографию и некоторые интересные факты из его жизни. Информация доклада поможет Вам в подготовке к занятиям.

Ян Гусс краткая биография

Будущий реформатор появился на свет около 1370 года в Юго – Западной Чехии в семье крестьян. Приблизительно в 1390 году Ян поступил в университет Праги, который закончил в 1393 году со степенью магистра. Решив связать свою жизнь с духовностью, Гус в 1400 году принял сан священника. А через 2 года деятель получил должность проповедника в пражской Вифлеемской часовне.

Ян Гус занялся изучением схоластического спора между сторонниками реализма и номинализма. В стране началась ожесточенная национальная и религиозная борьба. И данные вопросы сильно интересовали молодого реформатора. Одновременно с работой проповедника Гус занимался должности ректора и декана факультета искусств Пражского университета. С 1403 года по наставлению своего ученика и Пражского архиепископа Збынека Зайчика Ян Гус стал проповедовать на соборах и съездах в Праге перед духовенством.

За что Ян Гус критиковал католическую Церковь?

Деятельность Яна Гуса была направлена на обличение недостатков духовенства, осуждение роскоши и богатства Церкви. Он хоть и считал себя сыном католической церкви, но придерживался 2 протестантских тезисов – считал, что Священное Писание авторитетнее, чем решение соборов и папы и поддерживал учение и взгляды Августина Блаженного. Его проповеди привлекали большое количество слушателей, а вот духовенство, в особенности немецкое, выявляло недовольство ими.

Наконец в 1403 году немецкая партия решительно выступила против Яна Гуса. В Пражском университете состоялся диспут, на котором большим количеством голосов духовенство запретило ему проповедническую деятельность на съездах Церкви, а после и священствовать. В 1409 году был собран Пизанский собор, занимавшийся вопросами Великого раскола между чешским и немецким духовенством. В 1410 году было выдвинуто новое обвинение бывшему священнику. Приговор Яну Гусу церковным собором звучал следующим образом: ему запретили даже любую преподавательскую деятельность в университете и отлучили от церкви.

В тот период Папа Иоанн XXIII объявил о крестовом походе против короля Владислава Неаполитанского, который поддерживал антипапу Григория XII. Григорий XII выдал буллу об индульгенции тем, кто встанет на его сторону. Гус выступил с осуждением индульгенций, и обратился к королю Вацлаву, но поддержки не получил. В октябре 1412 года он удаляется в замок Козийградек к своему другу, продолжая тайно проповедовать. В замке был написан трактат по-латыни «О Церкви» и другие произведения на чешском языке.

Католической церкви и король Чехии Вацлаву не нравилась возрастающая популярность Яна Гуса и за ним постоянно следили, вставляли палки в колеса. Поэтому деятелю приходилось скрываться. Известно, что в 1412 году бывший священник жил в окрестностях Праги, а вот где именно не знал никто. Двумя королями Вацлавом и Сигизмундом был устроен заговор против него – Гуса пригласили в 1414 году на очередной церковный собор. Его друзья отговаривали от посещения данного мероприятия, но реформатор все же поехал отстаивать истинность верований. Какой приговор был вынесен Яну Гусу на этом соборе? Его арестовали, лишили возможности защищать свои работы. В тюрьме деятель болел, духовенство постоянно склоняло к отречению от своих учений. А король Сигизмунд выдал указ о казни чешского героя, суд над которым длился много месяцев.

Последнее судовое заседание 6 июля 1415 года приговорило Яна Гуса к смертной казни через сожжение живьем на костре. И даже будучи привязанным к столпу, посреди разжигающего огня, реформатор не потерял веры и продолжал произносить гимны и молитвы во имя Бога.

  • В студенческие годы любил посещать бани.
  • Согласно прижизненным изображением Гус был лысым, толстым и безбородым.
  • В Чехии Ян Гус является национальным героем.
  • Во время обучения в Пражском университете ему постоянно не хватало денег на еду. И чтобы растянуть «удовольствие» от пищи, Гус из хлеба делал ложечку и ел им гороховый суп.
  • Когда реформатор занимался проповеднической деятельностью, то строил дома бедным людям и студентам.

Из школьного курса истории,наверняка, все помнят понятие Гусисткие войны, где фигурировало имя Яна Гуса - известного героя-идеолога Реформации.
Ян Гус (Jan Hus) родилсе в 1369 году в городе Гусинец, Южная Чехия. Нужно сказать, что не зря ему присвоили такие почетные звания, как национальный герой, мыслитель, идеолог Реформации, потому как Гус был очень умён. В 1396 году он закончил Пражский университет со степенью магистра искусств, после чего продолжил работу, читая лекции. Спустя четыре года, в 1400 году, Ян Гус приняв священство и стал деканом факультета философии. Паралельно началась и проповедческая деятельность, которая повлияла на дальнейшие события.

Так, в 1401 году он начал читать проповеди в костеле Святого Михаила, а уже через год он занял должность настоятеля и проведника в частной Вифлеемской часовне в Старом городе Праги, где он читал проповеди, на которые собиралось до 3000 человек. Ян Гус в своих речах затрагивал не только проблемы повседневной жизни, но и настойчиво критиковал бюргеров, феодалов и клир. Несмотря на то, что в его речи можно было услышать негативный отзыв о церкви, Гус относил себя к церковнику, который не только вскрывал недостатки людей, но и служил на благо церкви.

Интересно, что когда произошел раскол в римско-католической церкви, Гус, под влиянием трудов английского реформатора Джона Виклифа, сохранял нейтралитет, поэтому в своих проповедях высказывал мнение, координально отличавшееся от официальной политики Католической церкви.

Если заглянуть в Википедию и посмотреть что проповедовал Гус, то можно увидеть следующие его мнения:

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Ян Гус считал справедливыми свои суждения, поэтому старался донести их до каждого. Таким образом, по его приказу стены Вифлеемской часовни были расписаны рисунками, где можно было увидеть наглядное подтверждение его учениям; Гус сочинил несколько песен, которые сразу же стали известными в народе, а после провел реформу чешского правописания, которая способствовала пониманию книг среди простонародья.


Имя Яна Гуса широко известно и в мире филологии. Именно он стал автором труда "Чешская орфография", где он смог сделать невозможное - каждый звук передать отдельное буквой, разработав диакритические знаки.

После проведения дискуссии об учениях Виклифа, где участвавали его сторонники - архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить, и, другие лица, было оказано сильное влияние духовенства, что заставило главу католической церки отказаться от поддержки Гуса.
В этот же промежуток времени были арестованы и обвинены в ереси друзья - сторонники Яна Гуса - Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые в дальнейшем отказались от прежних убеждений.

В 1409 году папа Римский издал буллу - средневековый папский документ со свинцовой печатью, в котором был отдан приказ архиепископу предпринять карательные действия против Яна Гуса. Таким образом, все проповеди Гуса были под запретом, все книги, намекавшие на реформу были собраны и сожжены.
Несмотря на решение папы, власти были на стороне национального героя чешского народа, что поспособствовало росту его влияния среди горожан. Осенью 1409 года были запрещены проповеди в частных церквях, в том числе и в Вифлеемской часовне. Ян гус отказался выполнять приказ и подал аппеляцию к Христу.

В 1411 году Яна Гуса обвинил в ереси архиепископ Збинек, что в последствии бросило тень на университет и короля Вацлава IV, поддерживавшего реформатора. Такое обвинение оскорбило короля и он издал указ, конфисковать все владения представителей церкви, которые придерживались мнения Збинека. Архиепископу пришлось бежать в Венгрию, где он скончался в пути 28 октября 1411 года.

В 1412 году началась продажа индульгенций антипапой Ионанном XXIII с целью организации похода против другого антипапы Александра V. После того, как Ян Гус выскаказал свое мнение, которое было против индульгенций и против права иерархов сражаться, антипапа Иоанн наложил на Яна Гуса интердикт- запрет на все церковные действия и требы. Чтобы интердикт не распространился на всю Прагу, Ян Гус переехал в Южную Чехию, в город Краковец, где дворянство не подчинялось решениям папы. Собственно, в Краковце, Ян Гус и продолжил открытую критику как церковной так и светской власти.

В 1414 году в городе Констанце проходил XVI вселенский собор, который преследовал одну цель прекратить Папский раскол. На него был вызван Ян Гус, который был под личной охраной императора австрийского Сигизмунда. После прибытия Гуса в город, выяснилось, что император вместо нужной грамоты вручил ему самую обычную подорожную грамоту. Яну гусу предъявили обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, после ченр арестовали и заключили в одной из комнат дворца, где проходил Констанцский собор.

Некоторые сторонники Гуса пытались напомнить Сигизмунду о данном обещании защитить Гуса, но он отказался от своих слов и не вмешался в ход событий.
На допросах Ян Гус долгое время не давал никаких показаний, пока ему не зачитали смертный приговор, который могли привести в исполнение в любое время, если тот не станет защищаться. После побега Иоанна XXIII в связи с требованием собора отречься от престола, Гус был передан под содержание констансткого архиепископа, посадившего Яна на хлеб с водой.

8 мая 1415 года Сигизмунду была отправлена петиция от моравской шляхты, в которой было излождено требование освободить Яна Гуса и дать ему высказаться на соборе. 12 мая этого же года такой же протест был выскащан сеймом Чехии и Моравии, а затем чешским и польским дврянством, находившимся в Констанце.
Сигизмунду не оставалось ничего, кроме как организовать слушание дела Яна Гуса на соборе, которое длилось с 5-8 июня. По окончанию слушания, Яну Гусу был вынесен смертный приговор, который мог быть отклонен, если бы Гус отрекся от своих убеждений. Стоит лишь прочесть одну фразу Яна Гуса, чтобы понять, почему он не отрекался от своих убеждений, которая гласит так: "Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил."
По окончанию суда, Ян Гус снова апелировал к Христу.


После того, как Гус отправил окончательное письменное послание собору об отказе отрекаться от убеждений 1 июля 1415 года, через 5 дней смертный приговор был приведен в действие - Ян гус был сожжен на костре.

Говорят, что перед смертью, когда старушка, подложила хворосту в костер, Ян воскликнул: "О, святая простота!". Так же легенда гласит и о пророчестве, которое предсказывало появление великого реформатора, чьи труды будут услышаны (Мартина Лютера). Перед смертью он сказал "-Я-то - Гусь, а за мной придет Лебедь!"
После казни Гуса, таким же образом был казнен один из его сподвижников Иероним Пражский.

Казнь Яна Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые не принесли в коненом счете стране Реформации.

В Чехии Яна Гуса чтят, как борца за национальную самобытность против немцев. Здесь установлены памятники, музеи и улицы, где фигурирует его имя.


К примеру, в 1915 году, к 500-летней годовщине казни, на Староместкой площади Праги был установлен Памятник Яну Гусу. Кроме того, в 1918 году была основана Чехословацкая гуситская церковь,поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью, на сегодняшний день имеющая около 100 000 сторонников

О Яне Гусе напоминает обширное литературное наследие, вклад в развитие чешского языка и орфографию.

Каждый год, 6 июля в городах Чехии и Словакии зажигают костры, чтобы почтить память национального героя.

В 2015 году исполняется 600 лет со дня казни известного чешского религиозного деятеля Яна Гуса, жившего на рубеже XIV-XV веков. Его трагическая судьба тесно связана с разногласиями и идеологическими течениями времен Великого Раскола в Католической Церкви, которые повлияли на его участь и политические распри европейских монархов того времени. Но не менее интересна связь этого человека и движения его имени с христианскими традициями, заложенными в Чехии святыми Кириллом и Мефодием в раннем средневековье.

Ян Гус на соборе в Констанце. Карл Фридрих Лессинг. 1842 г.

Славянское наследие

Королевство Чехия, где протекала жизнь и деятельность Яна Гуса, может быть названо наследницей таких ранних славянских государств в Центральной Европе, как Держава Само и Великая Моравия. Разрозненные славянские племена, жившие на землях от Верхней Эльбы до Среднего Дуная, во времена раннего средневековья испытывали одинаковое культурное и политическое влияние как со стороны Империи Франков, так и со стороны Византии. Впервые византийское влияние явно прослеживается в 625 году, во время восстания славян Богемии, Моравии и Словакии под предводительством вождя по имени Само против власти аваров. Об этом событии известно из франкской хроники Псевдо-Фредегара, которая называет полулегендарного вождя славян Само франкским купцом. Британский историк Дмитрий Оболенский считал, что предводитель восставших был фракийским купцом и действовал, вероятно, по поручению императора Ираклия, дабы обезопасить от набегов аваров Константинополь.

Византийское присутствие в чешских землях упрочилось в середине IX века, с приходом в Великую Моравию святых Кирилла и Мефодия. Правитель Великой Моравии князь Ростислав справедливо опасался политического и культурного влияния немецкого духовенства на свой народ. И потому обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой, чтобы тот прислал ученых мужей для перевода Священного Писания и богослужебных текстов на славянское наречие. Согласно «Легенде Кристиана», литературному памятнику, созданному в конце Х века в Праге, верховный князь чехов Борживой был крещен святым Мефодием при дворе правителя Великой Моравии князя Святополка.

После смерти святого Мефодия в 885 году его ученики были изгнаны и влияние восточного христианства в Моравии стало ослабевать. Папа Адриан III передал вдовствующую епископскую кафедру противнику святого Мефодия немецкому епископу Вихингу, предписав, вместе с принятием католического вероучения о Святом Духе, прекратить богослужение на славянском языке. Лишь Сазавский монастырь в Чехии долгое время хранил в своих стенах славянское богослужение. Литургия на славянском языке была окончательно запрещена в Чехии в 1096 году. Но, несмотря на это, римские понтифики вынуждены были идти на уступки чешским королям: в 1204 году была совершена канонизация основателя монастыря на Сазаве святого Прокопия, а в 1347 году — разрешено богослужение на славянском языке в Эмаусском монастыре в Праге.

После трехсотлетнего забвения, в середине XIV века, чехи услышали богослужение на славянском языке из уст хорватских монахов, а впоследствии и от вступивших в братию и природных чехов. Благодаря трудам этого славянского монастыря познакомился со славянской азбукой и церковно-славянским языком и Ян Гус.

Внутренний сдвиг

Первоначально Ян Гус преследовал одну только цель — возрождение если не богослужения, так хотя бы церковной проповеди на чешском языке. Гус не ставил под сомнение догматическое учение Церкви. Он был озабочен лишь духовным ростом своих слушателей, которого он рассчитывал добиться проповедью на понятном им языке. А на свою борьбу со злоупотреблениями, пятнающими непорочные одежды Церкви, он даже имел благословение от священноначалия. Сам Гус, родившийся в Южной Чехии, в местечке Гусинец, в 1369 или 1371 году, стал священником, по его собственному признанию, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь. Закончив обучение в Пражском Университете и получив магистерскую степень, он впоследствии стал деканом философского факультета. Спустя два года после рукоположения в нем произошел внутренний сдвиг, который заставил его всерьез отнестись к своим священническим обязанностям. Талантливый проповедник привлекал людей не только своим ораторским талантом, но и целомудрием, помноженным на примерное бескорыстие.

Имя Яна Гуса не вполне оправданно связали с именем Джона Уиклифа, английского реформатора, имевшего радикальные богословские взгляды. Основа противостояния Уиклифа с Римом была в утверждении независимости королевской власти от власти папы. А уж после этого он стал требовать возвращения к простоте и демократичности древней Церкви. Ян Гус хоть и имел первоначально поддержку короля Вацлава из Люксембургской династии, был побуждаем желанием защитить народ чехов от немецкого религиозного и культурного засилья. Но изначально он исходил только из желания нести народу Слово Божие на родном языке и призвать католический клир к подлинному благочестию.

Исторические обстоятельства

Проповедь Яна Гуса пришлась на слишком сложное время в европейской политике. Имя Джона Уиклифа было тогда у всех на слуху, и его взгляды разделяли некоторые из сторонников Гуса. На тот момент в европейском обществе развернулась дискуссия относительно церковной собственности. Соперничество времен Великого Раскола втянуло в борьбу между папами Рима, Авиньона и Пизы европейских монархов. На волне роста национального самосознания в Пражском университете были проведены реформы, которые привели к преобладанию в нем чехов над немцами. Немецкие профессора и студенты, покинувшие Прагу, разнесли по всей Европе слух, что Чехия полна еретиками.

Выступление Яна Гуса против индульгенций, которое вызвало народное возмущение и кровопролитие, стало решающим в определении его печальной участи. В то время в Европе было уже три первосвященника: Иоанн ХХIII, имевший резиденцию в итальянском городе Пиза, Григорий XII, находившийся в Риме, и Бенедикт XIII из Авиньона. Констанцский собор, осудивший Гуса на смерть, был созван для низложения всех трех пап и избрания одного раз и навсегда. Основную роль в этом соборе играли даже не кардиналы, а среднее церковное сословие в лице епископов. Для собора был принят регламент, согласно которому каждой нации предоставлялся отдельный голос. Нации были определены следующие: германская, в которую включались венгры и поляки, английская с включением в нее шотландцев, французская и итальянская. Испанская нация приняла участие в соборе лишь в 1417 году, после низложения Бенедикта XIII. Больше всего на обвинительном приговоре и смертной казни для Гуса настаивал кардинал Отто (или Оддоне) Колонна, которому предстояло стать новым папой под именем Мартина V.

Социальная база

Союзников у Гуса было немного. Он мог рассчитывать только на национальное чешское дворянство, которое требовало отмены симонии, реформы клира и исключения духовенства из светских должностей. У чешской аристократии было еще одно очень важное требование — свобода университета, а значит и преобладание в нем чешской профессуры и студенчества. Эти пожелания не совпадали с теми силами и интересами, которые преобладали на соборе: о представительстве чешской нации не было даже упоминания в регламенте. А избранный папой Мартин V стал единственным в истории римским первосвященником, коронованным на земле Германии. Во время церемонии интронизации этого понтифика его лошадь вели под уздцы германский император и бранденбургский курфюрст. Этот будущий папа нуждался в гарантированном сборе средств, добываемых продажей индульгенций, так как ему предстояло вернуться в Рим, разоренный папскими междоусобицами. Материальные и политические интересы большинства епископата, по всей видимости, тоже не совпадали с разумными предложениями чешских реформаторов. Сами реформаторы были очень далеки от желания основывать новую церковь, а так называемые их доктринальные ошибки были настолько умеренными, что сегодня не вступают в противоречие с католическим богословием и традицией.

Опасные связи

Но была еще одна весомая причина для отцов собора в Констанце, чтобы осудить Яна Гуса и его ближайшего соратника Иеронима Пражского на смерть. В обвинительных актах собора есть показания одного инквизитора, которые обличали Иеронима в симпатиях к восточным схизматикам. Это свидетельства его участия в 1413 году в Витебске и в Пскове в православном богослужении у русских христиан. После чего якобы Иероним отпустил волосы и бороду, по образцу русских священников, перестал носить католическое облачение и выбривать тонзуру на голове.

Единичные случаи общения последователей Гуса с представителями восточного христианства, по всей видимости, имели место и после казни Яна Гуса и Иеронима Пражского. Но питомцам Пражского университета требовались для диалога равные им по образованию интеллектуалы. Ведь по оценке доктора церковной истории, священника Н. И. Серебрянского, издавшего в 1915 году книгу «Ян Гус, его жизнь и учение», Пражский университет, ставший колыбелью гуситских революционных идей, был в те времена важнейшим центром просвещения для всей Центральной Европы.

Православным тогда нечем было похвастать в плане академического образования. Книжная школа в Преславе погибла еще при разграблении болгарской столицы византийским императором Иоанном Цимисхием в 972 году. Школа в Охриде потеряла свою славянскую специфику и стала приходить в упадок после того, как император Василий II разрушил болгарское государство и его церковную самостоятельность в начале XI века (хотя труды по толкованию Священного Писания греческого архиепископа в Охриде Феофилакта Болгарского впоследствии оказали сильное влияние на строй мыслей западноевропейского мыслителя Эразма Ротердамского). Был еще Константинопольский университет, основанный в эпоху Константина Великого и восстановленный при императоре Феофиле в середине IX века. Но золотой век этой академии, видимо, пришелся на время ее возобновления, когда Византия переживала всплеск миссионерской активности. Именно тогда, в 60-е годы IX века, патриарх Фотий направлял миссионерскую деятельность в Моравии, Болгарии и на Руси.

Ко времени осуждения Гуса в византийской интеллектуальной среде определяющим направлением было консервативное влияние монашества. Исихазм, распространенный в монашеских кругах, стал тем связующим звеном между православными монахами всего «византийского содружества», которое определяло лицо «православной духовности» в течении нескольких столетий. К этому времени было возрождено Болгарское Царство и Болгарская Патриархия. Через святого Евфимия, патриарха Тырновского, писания святого Григория Паламы распространились в славянском мире, что повлекло необычайный расцвет искусства и культуры в православных землях в XIV—XV веках.

Были ли Ян Гус православным?

Насколько ум, вскормленный на западноевропейской схоластике, мог воспринять богословие исихазма, которое и родилось в спорах с западным мышлением? Чешский историк Иосиф Первольф приводит свидетельства о переписке поздних последователей Гуса с Константинопольской Патриархией и болгарским митрополитом. Но, видимо, разность философского мышления не позволила гуситам войти с богословское единение с представителями Православия. Тот же историк, ссылаясь на рассказы известных старейшин чешских братьев Яна Благослава и Яна Каменского, описывает встречу представителей Константинополя и пражского епископа гуситов Яна Рокицана. Общий богословский язык найти им было трудно: книжники Запада и мистики Востока с трудом понимали друг друга. К тому же, эти встречи с восточным христианством становились все более редкими в связи с усиливающимся турецким завоеванием юго-восточной Европы. Впоследствии Балканы были полностью покрыты мраком османского завоевания, а Русь еще не создала своих богословских школ. И место православных собеседников для гуситов со временем заняли последователи Мартина Лютера.

Но основные постулаты гуситов в целом совпадали с восточной православной традицией, включая богослужение на родном языке и принятие Причастия под обоими видами. Русский церковный историк Е.И. Смирнов в своей «Истории Христианской Церкви», ставшей в конце XIX века семинарским учебником, прямо утверждает, что Ян Гус, в отличие от Джона Уиклифа, оставался на твердой церковной почве и был поборником древнего православия. Ему вторит известный публицист монархического направления начала XX века Н.Д. Тальберг. Оба они утверждают, что основным требованием Яна Гуса и Иеронима Пражского было богослужение на славянском языке и причащение мирян под двумя видами, то есть Телом и Кровью, как у православных, а не только Телом, как у католиков того времени.

Первое специальное исследование, посвященное личности Яна Гуса, было написано С. Н. Палаузовым, болгарином по происхождению, и опубликовано в журнале «Москвитянин» в 1845 году. С этого времени в России начинается напряженное изучение наследия Яна Гуса и религиозного движения, связанного с его именем. Первые и самые значительные исследователи в этой области вышли из школы профессора Московского университета О.М. Бодянского, мысль их имела славянофильскую направленность. Ученики Бодянского В.А. Елагин, Е.П. Новиков, А.С. Клеванов в 40-х годах XIX века издали ряд работ, посвященных гуситскому движению. Все они почти тождественно видели в деятельности Яна Гуса попытку возрождения древней кирилло-мефодиевской православной традиции. Крупнейший историк славянофильского направления А.Ф. Гильфердинг, однако, оспаривал наличие непрерывной православной традиции от святого Мефодия до Гуса, но признавал, что между православным крещением Чехии в древности и Гусом имеется внутренняя связь. Проблемами гуситского движения интересовались в России также историки Церкви А.М. Иванцов-Платонов и А.С. Лебедев, разделявшие мнение светских историков-славянофилов. О первоначально православном характере взглядов гуситов говорили и другие историки, как светские, так и церковные.

Мнение о глубокой связи Яна Гуса с кирилло-мефодиевской традицией, на которой настаивали русские историки-славянофилы, может показаться надуманным. Но факт то, что в своих трудах по реформированию чешской орфографии и модернизации литературного языка чехов Ян Гус опирался на церковно-славянский язык — об этом пишет даже известный западный славист и византолог, католический священник Франтишек Дворник.

Среди трудов отечественных церковных историков несколько особняком стоит книга священника Н.И. Серебрянского «Ян Гус, его жизнь и учение», изданная к 500-летию со дня кончины Яна Гуса. Автор выступил против попыток сближения Гуса с православием, хотя и признал расхождение его взглядов и взглядов позднейших европейских религиозных реформаторов в вопросах догматики. Для Серебрянского поездка Иеронима Пражского на Восток и общение его с православными не являлись весомым доказательством расположенности Яна Гуса и его соратника к восточно-христианской традиции, тем более, что, по его словам, Гус в русских летописях квалифицируется как еретик.

Еретик или нет?

Но насколько весомы были у русских летописцев основания называть Гуса еретиком? Во времена раскола русской церкви в середине XVII века оппонентам достаточно было незначительных обрядовых разногласий, чтобы назвать друг друга еретиками. Первая богословская школа, которая могла бы дать специалистов в области вероучения, появилась в Москве только в самом конце XVII века. Подозрение в еретических взглядах у московских людей вызывали как православные греки, так и русские выходцы из Литвы, прошедшие курс наук в западноевропейских высших учебных заведениях. Чтобы официально объявить человека еретиком, русским достаточно было того факта, что он бреет бороду и усы. Решения Стоглавого церковного собора, созванного в Москве в 1551 году, прямо об этом и говорят.

Был ли Ян Гус еретиком? Он был предан на смерть обоими представителями Люксембургской династии. Один из них, король Вацлав, хотел удержать под собой Чешский престол. Другой же, то есть император Сигизмунд, хотел в будущем его заполучить. Когда правители сумели примириться, Ян Гус стал помехой в дальнейшем успешном дележе титулов и земель. Вскоре и сам Вацлав ушел в мир иной; не оставив после себя наследников, он освободил место для своего соперника на чешском троне. Почти вся Чехия относилась с презрением к Сигизмунду, который, подобно Пилату, старался умыть руки и показать себя непричастным к сожжению Яна Гуса. Но решение Констанцского собора, в котором германский император играл решающую роль, являлось достаточным основанием, чтобы гуситы объявили новому королю непримиримую войну.

Удивления достоин факт, что Яна Гуса приговорил к смерти собор, призванный реформировать Церковь. Чешский реформатор обвинялся в ереси собором, на котором победила церковная партия «консилиаристов». Собор приписывал Яну Гусу еретические мысли о благодати священства, хотя по-настоящему это не было доказано. Сами же «консиалиаристы», выступавшие за соборное управление в Церкви, могут быть обвинены в ереси: они настаивали на том, что священническая власть папы или любого епископа подавалась ему через избрание, иными словами, что она основывалась на человеческом назначении и утверждении. С самого начала такой подход на Западе вызывал горячие дискуссии и осуждения, а многие попросту считали его лжеучением. С точки зрения соборных постановлений Первого Ватиканского собора, созванного в 1870 году, соборные постановления Констанцского собора 1415 года были фундаментальным разрывом с католическим правоверием и могут рассматриваться только как бунт и ересь. Католический священник и церковный историк Франтишек Дворник в своем фундаментальном труде «Славяне в европейской истории и цивилизации» делает заключение, что объявлять Яна Гуса еретиком у собора не было достаточных оснований.

Имя Яна Гуса после его казни стало знаменем сопротивления чехов германской гегемонии. Но отождествлять взгляды Гуса с богословскими взглядами и социально-политическими идеями таборитов и моравских братьев было бы неверно. Последовательными продолжателями дела Яна Гуса были утраквисты (или чашники), во главе которых встал избранный народом король Йиржи Подебрад. Они, как и Ян Гус, в своих умеренных требованиях о причащении мирян под двумя видами и совершении Литургии на славянском языке опирались на кирилло-мефодиевскую традицию, которая никогда не исчезала в Чехии насовсем. Монахи Эмаусского монастыря, где с 1347 года было возобновлено славянское богослужение после более чем двухсотлетнего перерыва, присоединились к утраквистам в самый разгар их движения. Эти же самые монахи были друзьями Гуса и сотрудниками в его реформировании чешского языка.

Историк Иосиф Первольф, чех по происхождению, писал: «Чехи, подняв оппозицию против взглядов римско-католической церкви, естественно обратили свое внимание на другую главную церковь христианскую, православную или греческую, к которой принадлежала большая часть славян. Они в особенно важном тогда вопросе причащения под обоими видами часто указывали на греческую церковь». Историк перечисляет источники, в которых умеренные чешские чашники и даже радикальные табориты ссылались на традиции восточной церкви: Письмо пражан к венецианцам 1420 года; Письмо чешских священников 1429 года; Обращение Прокопа Голого к Базельскому собору в 1433 году; Речь чешских послов в Риме в 1447 году; Письмо таборитов Энею Сильвию де Пикколомини, будущему папе Пию II; Письмо Пражского архиепископа грекам в 1452 году. Чешский ученый приводит и слова Таборского епископа Николая из Пильгримова, в которых тот называет греческую церковь «непосредственной дочерью и ученицей апостолов и учительницею для римской церкви».

Иосиф Первольф считал, что если бы Ян Гус и Иероним Пражский остались в живых и стояли во главе возбужденного ими движения, то, по крайней мере, умеренное крыло гуситов имело все основания сблизиться с православной церковью. Сближению могло бы способствовать и то, что среди сербов и болгар хорошо знали о движении чехов к православию. Это подтверждается перепиской гуситов с болгарами и отмечено в сербской литературе XVI века. Но то, что главные чешские реформаторы были казнены, а балканские народы подпали под османское иго, помешало движению славян навстречу друг другу. А появление немецкой, французской и швейцарской реформации заставило представителей умеренных чешских реформаторов или присоединиться к учению Мартина Лютера, или вернуться в лоно католической церкви.

Ян Гус (1371-1415) по праву считается национальным героем чешского народа. Он был прекрасно образованным человеком (окончил Пражский университет в 1393 году), являлся настоятелем и проповедником. Читая проповеди, собирал до 3-х тысяч слушателей. В начале XV века занимал должность ректора Пражского университета и делился со студентами своими взглядами. А они, по мнению католической церкви, были ничем иным как ересью. В чём же состояла суть этих взглядов, и почему богопротивные мысли возникли в голове Яна Гуса?

Чтобы понять суть вопроса, давайте вначале ознакомимся с жизнью средневекового университета, в котором вначале Гус учился, а затем преподавал. Дело в том, что в этом учебном заведении студенты и преподаватели организовывались по землячествам или по нациям. Студенты носили кокарды в зависимости от национальной принадлежности. Дружили, выпивали, дрались тоже по нациям.

Всего же таких землячеств насчитывалось 4. Это баварцы, саксонцы, поляки и чехи. То есть в Пражском университете учились люди разных национальностей. Причём нельзя сказать, что между нациями были братские отношения. Иными словами, дружба народов отсутствовала.

Король Карл был человеком справедливым и, естественно, беспокоился о своих чешских подданных. Он стремился, чтобы в собственном университете чехи чувствовали себя уверенно и спокойно. Поэтому ректором всегда был чех. И когда король умер, и его сменил любитель Бахуса Венцеслав, это правило продолжало действовать. В результате Ян Гус и стал ректором, так как являлся чистокровным чехом и профессором богословия.

Надо сказать, что половина населения Праги состояла из немцев. Бюргеры и крупное дворянство делились на онемеченное чешское и немецкое. А вот крестьяне и мелкие дворяне были чистокровными чехами. Разногласия между этими двумя нациями копились давно. А проявлять они себя начали именно в университете. Человеком же, бросившим вызов сложившимся устоям, как раз и стал ректор Пражского университета.

По своей сути Гус являлся человеком честным, набожным и искренним. Его до глубины души возмущали те безобразия, которые творились в католической церкви. Вот он и начал излагать с кафедры свои мысли и суждения по этому вопросу.

Например, ректор считал, что если католический священник совершил уголовное преступление, то его надо судить на общих основаниях мирским судом, а не освобождать от наказания под видом духовного суда. Также жёсткой критике были подвергнуты индульгенции. Ведь каждому честному человеку понятно, что грехи за деньги отпустить невозможно. Следовательно, церковь бесстыже наживается на продаже грамот.

Но чешский ректор в своих обличениях пошёл ещё дальше. Он заявил, что если власть нарушает заповеди Бога, то не может быть им признана. Нельзя также продавать церковные должности и взимать плату за таинства. Все эти громогласные высказывания раздражали власть имущих. Первой ласточкой стал арест друзей Гуса в 1408 году. Их обвинили в ереси, и люди, не выдержав тягот заключения, отказались от своих взглядов.

Проповедь Яна Гуса

В 1409 году римский папа издал буллу против дерзкого ректора. Его проповеди были запрещены, но чешские власти встали на защиту своего соотечественника. Поддерживал его сам король и игнорировал заявления высокопоставленных отцов католической церкви. Но искренний и честный проповедник бросил вызов очень могущественным силам, и всё закончилось трагически.

16 ноября 1414 года начался Констанцский собор , проходивший в городе Констанце (юг Германии) вплоть до 22 апреля 1418 года. В его задачу входило прекратить троепапство, а заодно отрешить от власти папу Иоанна XXIII. Тот был настоящим разбойником, сумевшим пролезть на папский престол. Все неприглядные дела этого человека вскрылись, и его решили низложить. На собор вызвали и Гуса. Таким образом, папу собирались судить за уголовные преступления и жульничества, а пражского ректора за ересь.

Друзья отговаривали ректора ехать на собор. Но император Священной Римской империи Сигизмунд выдал Гусу охранную грамоту , которая гарантировала безопасность. Честный и порядочный чех поверил обещаниям самодержца и явился на собрание высокопоставленных церковников. То есть появился среди тех людей, которых нещадно обличал в своих проповедях.

Результат был такой. Иоанн XXIII, увидев, что для него всё складывается очень печально, бежал из Констанцы, прихватив с собой крупную сумму денег. Остаток жизни он спокойно прожил в Италии, не испытывая нужды и угрызений совести. Наш же честный и порядочный герой был арестован. Но содержали вольнодумца не в тюремном каземате, а в одной из комнат дворца.

Арест ректора вызвал бурю возмущения. Сеймы Моравии и Чехии потребовали освободить их соотечественника. Под давлением общественного мнения император Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе. Это постыдное мероприятие проходило с 5 по 8 июня 1415 года . Нашему герою вменялась ересь и третирование немецких студентов в Пражском университете.

При вынесении приговора мнения разделились поровну. Половина обвинителей признала, что Ян Гус невиновен, вторая же половина утверждала обратное. Последнее слово оставалось за императором Сигизмундом. Тот, узнав, как разделились голоса, побледнел. Под сенью храма воцарилось гробовое молчание. И в этот момент императора спросили: "Ваше величество, какое будет ваше окончательное решение? Вы за учение обвиняемого или против? Признаёте ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?"

Тогда гордый чех с горечью в голосе спросил: "Ваше императорское величество, неужели вы можете так поступать, унижая свою честь и корону. Неужели вы сами отрекаетесь от своей охранной грамоты, заверенной вашей печатью и подписью? Ведь вы же берёте на себя преступление и вероломство. Речь идёт вовсе не о моей жизни, но о вашем честном имени…"

На что император, пряча глаза, ответил: "Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал. Твоё требование безосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов". Действительно, голосование прошло 50 на 50, а решающим стал голос императора. Поэтому большинством голосов мужественный чех был приговорён к сожжению.

После речи императора все были так разгорячены, что ломали столы и бросались их обломками. Во время этого шума Сигизмунд незаметно удалился. То же самое мог сделать и Гус, если бы захотел. В пылу спора о нём все забыли, а может быть сделали вид, что забыли.

Казнь Яна Гуса

Но наш герой прямиком направился в тюрьму. Когда стражники заглянули в камеру, то увидели его стоящим на коленях и усердно молящимся. В ожидании исполнения приговора дверь в камеру не запиралась. Тюремщики почему-то были уверены, что осуждённый не попытается бежать.

Казнь состоялась 6 июля 1415 года . Ян Гус так и не отрёкся от своих взглядов, хотя ему неоднократно предлагали это сделать в обмен на жизнь и свободу. Мужественный чех сгорел на костре. Были также сожжены книги с его работами. Это трагическое событие стало причиной массовых волнений, которые в дальнейшем вылились в гуситские войны .


Close